СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока на тему "Столыпинская аграрная реформа".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока студентам предстоит познакомится с основными направлениями аграрной реформы П.А.Столыпина, проанализировать суть, ход, и итоги преобразований, сделать вывод о ее значимости для государства.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока на тему "Столыпинская аграрная реформа".»

Тема урока: Столыпинская аграрная реформа.


Цель урока: создать условия для формирования системы представлений об аграрной реформе П.А. Столыпина

Задачи урока:

образовательная: познакомить с основными направлениями аграрной реформы П.А. Столыпина, проанализировать суть, ход и итоги преобразований, сделать вывод о ее значимости для государства.

развивающая: продолжить формирование умений анализировать текст исторических источников, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать исторический материал, высказывать свою точку зрения, оценивать деятельность исторических лиц;

воспитательная: формирование активной гражданской позиции, формирование понятия «патриот», уважение к личности.

Методы: беседа, объяснение, иллюстрация, демонстрация, частично-поисковый, анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Оборудование урока: компьютер, экран, презентация, информационные карты, документы.

Термины: отруб – участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне;

хутор - участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с

переселением из деревни на свой участок.

Организационный момент: 

Актуализация ранее полученных знаний.

Фронтальный опрос по теме «Первая русская революция».

На прошлом уроке вами была изучена тема "Первая русская революция". Дайте ответы на следующие вопросы.


Назовите причины первой русской революции.

Назовите итоги первой русской революции

Был ли решён аграрный вопрос в ходе революции?

Каких изменений добились крестьяне в ходе революции?

План изучения темы

1. Личность П. А. Столыпина

2. Предпосылки аграрной реформы

3. Цели реформы

4.Основные мероприятия аграрной реформы

5. Итоги реформы

Вывод

Ход урока:

Первая Русская революция заставила власть пойти на ряд неотложных преобразований, но она не смогла разрешить все проблемы которые ее возродили.

Аграрный вопрос, вызванный малоземельем крестьян, представлял одну из наиболее серьезных проблем Российской империи. Правительство пришло к пониманию в необходимости реформы. П. А. Столыпин стал главным ее идеологом и вдохновителем.


Сегодня на уроке вам предстоит познакомиться с основными направлениями аграрной реформы П.А. Столыпина, проанализировать суть, ход и итоги преобразований, сделать вывод о ее значимости для государства.

1.Личность П. А. Столыпина

Презентация П.А. Столыпин

Задание 1. Проанализируйте высказывания П. А. Столыпина и составьте портрет исторической личности.

«Народ, не имеющий национального самосознания, есть навоз, на котором произрастают другие народы»

«Там, где деньги - там дьявол. Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу».

«Только война может погубить Россию»

«Вам, господа, нужны великие потрясения; нам — нужна великая Россия».

«Наш орел, наследие Византии, — орел двуглавый. Конечно, сильны и могущественны и одноглавые орлы, но, отсекая нашему русскому орлу одну голову, обращенную на Восток, вы не превратите его в одноглавого орла, вы заставите его только истечь кровью...»

«Власть не может считаться целью. Власть — это средство для охранения жизни, спокойствия и порядка; поэтому, осуждая всемерно произвол и самовластие, нельзя не считать опасным безвластие правительства».

«Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу».
«Покуда существует революционный террор, должен существовать и полицейский розыск»
«Реформы во время революции необходимы. Если заняться исключительно борьбою с революциею, то в лучшем случае устраним последствия, а не причину: залечим язву, но зараженная кровь породит новые изъязвления».

2. Предпосылки аграрной реформы

Задание 2. Внимательно прочитайте текст №2 и сформулируйте предпосылки аграрной реформы П.А. Столыпина.

Текст №2

В начале XX века сельское хозяйство продолжало оставаться основой Российской экономики, хотя и постепенно уступало в процентном соотношении бурно развивающейся промышленности.
Производство сельскохозяйственной продукции довольно быстро и стабильно развивалось, но не поспевало за промышленностью. Урожайность сельского хозяйства была низкой, особенно в сравнении с европейскими показателями. Крестьянское хозяйство было менее урожайным, чем помещичье, в нем господствовала устаревшая трехпольная система, а новые технические орудия и знания применялись редко, это вело к упадку сельскохозяйственного производства.

Аграрный вопрос заключался в многовековом конфликте между помещиками и крестьянами по вопросу собственности на землю. Также в него включалась серьезная проблема малоземельности крестьян и их обеднения. Прирост населения шел слишком большими темпами, чтобы справиться с обеспечением всех землей. Земледельческое население в 1860-х годах составляло около 50 миллионов человек, к 1900 году достигло 86 миллионов человек. вследствие чего земельные наделы крестьян, составлявшие в 60-х годах в среднем 4,8 десятин на душу мужского населения, сократились к концу века до среднего размера 2,8 десятин.

Большая часть крестьянской земли находилось в совместном владении. Община не допускала разорения своих членов, следила за тем, чтобы земли всем досталось поровну. Но её недостатки становились все явнее: община, спасая слабых, тормозила деятельность крепких, хозяйственных крестьян; она стремилась к относительному равенству, но препятствовала повышению общего благосостояния деревни. Только в западных областях крестьянские земли находились во владении своих хозяев. При этом урожайность в этих губерниях была выше, не было случаев голода при неурожаях. Эта ситуация была хорошо известна Столыпину, который более 10 лет провёл в западных губерниях.

В 1904 г. усилились крестьянские волнения. Напряжение шло по нарастающей. Пик беспорядков приходился на лето. Беспорядки проходили в виде самовольных порубок помещичьих лесов, запашки их земель, также крестьяне толпами взламывали и грабили помещичьи запасы. Насилия почти не было, т.к. помещики бежали с земель до беспорядков. В крайнем случае, крестьяне жгли имения и вступали в схватку с полицией. Другой формой протеста были забастовки арендаторов земли или работавших на помещика. Работа останавливалась до тех пор, пока не принимались новые выгодные условия.

3.Цели реформы

Суть аграрной реформы Столыпина, по замыслу самого создателя сводилась к следующим преимуществам, которые страна получала:


Крестьяне, жившие общиной, были массово подвержены влиянию революционеров. Крестьяне, которые живут отдельными хозяйствами, гораздо менее доступны для революционеров.


Человек, который получил в свое распоряжение землю, и который зависит от этой земли, напрямую заинтересован в конечном результате. В результате человек будет думать не о революции, а о том, как увеличить свои урожай и свою прибыль.


Отвлечь внимание от желания простых людей разделить помещичью землю. Столыпин выступал за неприкосновенность частной собственности, поэтому с помощью своих реформ он старался не только сохранить помещичьи земли, но и предоставить крестьянам то, что действительно было нужно.

4.Основные мероприятия аграрной реформы

Задание 4. Внимательно прочитайте текст №4 и выпишите основные мероприятия аграрной реформы.

Текст№4

Главная суть реформа была изложена в указе от 9 ноября 1906 года. Он вводил право свободного выхода крестьян из общины и закрепления в личную собственность своего надела. Крестьянин имел право потребовать от общины выделения всех своих разрозненных полос земли в единой отруб. Если крестьянин переносил на эти земли свой дом и хозяйственные постройки то это называлось хутор. Желающие крестьяне могли приобрести землю у помещиков или в Крестьянском банке. Другим масштабным мероприятием в рамках аграрной реформы стало содействие переселению крестьян в малозаселённые районы, пригодные для земледелия: в Южную Сибирь, и на Дальний Восток в Среднюю Азию. Для этих крестьян организовывали специально оборудованы вагоны («столыпинские вагоны») для переправки вместе с семьями, имуществом, скотом. Устанавливались многочисленные льготы для желающих отправиться на новые места. Переселенцы на 5 лет освобождались от налогов, получали в собственность землю (15 гектаров на главу семьи и 45 гектаров на остальных членов семьи), денежную ссуду, которая с 1912 года в некоторых отдалённых районах доходило до 400 рублей на семью из них 200 рублей выдавались безвозмездно. Мужчин освобождали от воинской повинности. В деревню отправлялись тысячи агрономов, зоотехников, землемеров. Создавались агропромышленные службы для крестьян, открывались сельскохозяйственные курсы по внедрению новых форм сельскохозяйственного производства. Для крестьянских детей строились школы.

5. Итоги реформы

Задание 5. Внимательно прочитайте текст №5 сформулируйте и запишите положительные и отрицательные итоги аграрной реформы

Текст №5

Результатами деятельности Столыпина стало превращение крестьян из общинников в собственников, появляются крепкие крестьяне – фермеры которые заинтересованы в своём труде, ведь от этого теперь зависел их доход.


Площадь обрабатываемой, земли необходимой для посевов увеличилась в 1,5 раза. Производство зерновых выросло в 2 раза, технических культур – в 3 раза. Возрос экспорт сельскохозяйственной продукции. За границу вывозилось не только зерно, но и масло, молоко, шерсть, пушнина.


Реформа в целом простимулировала капиталистическое развитие России: выросла численность рабочего класса, общая емкость внутреннего рынка, производство сельскохозяйственной технике и удобрениях. Это было связано с тем, что необходимость в большом урожае склоняла крестьян к применению новых видов культивирования, закупке новых видов удобрений и использования сельскохозяйственных машин.


В результате аграрной реформы Сибирь получила мощный толчок к социально-экономическому развитию. Население в Сибири значительно выросло. Посевные площади увеличились на 80% тогда как в европейской части только на 10%. Особенно интенсивно развивалась скотоводство, обгоняя европейскую часть страны.


И все же от 70% до 90 % вышедших из общины крестьян, так или иначе, сохранили связи с общиной. Основную массу крестьян составляли трудовые хозяйства общинников. Правительство оказалось не готово к массовому потоку переселенцев на восток, и не успело подготовить для них нормальные условия проживания. В результате около 17% переселенцев вернулось обратно в Европейскую Россию.

На крестьянский двор приходилось только 2-4 десятины земли, при норме 7-8 десятин. Основным сельскохозяйственным орудием осталась соха, 58 % хозяйств не имели плугов.

Официальная статистика говорит о том, что только 10% всех образовавшихся аграрных хозяйств, становились успешными. Все остальные хозяйства оказались убыточными. Связано это с тем, что подавляющее большинство выходящих из общины людей были бедняками, которые не были заинтересованы в развитии аграрного комплекса, и привыкли. Беднота, как правило, прожив какое-то время вдали от общины и лишившись своих денег, возвращались назад в общину.

имущественное расслоение крестьян в ходе реформы усилилось.

Вывод

Формулируем вывод.

Реформа носила положительны или отрицательный характер?

Были ли достигнуты поставленные цели?

Почему цели реформы были достигнуты не полностью?


Результаты реформы противоречивы, безусловно, в экономическом плане реформа имела положительный эффект. Вместе с тем добиться полной реализации тех задач, которые ставил перед страной Столыпин, не удалось, изменить коренным образом ситуацию в деревне не получилось. Крестьяне по-прежнему требовали решения аграрного вопроса путём ликвидации помещичьего землевладения. В политическом плане реформа явно провалилась. Она не сняла социальной напряженности ни в деревне, ни в обществе.


Рефлексия Ребята оцените свою работу на уроке, поставьте оценку в тетрадь

Оцените урок формы и методы.


Д/З Дома вы еще раз осмыслите сегодняшнюю тему, окончательно разобравшись в своем отношении к П.А. Столыпину и его роли в истории России, изложите свои мысли в виде свободного письма. Темой письма будет "Мое отношение к роли П.А.Столыпина в истории".





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!