СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока обществознания в 5 классе по ФГОС на тему " Семья и семейные отношения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока обществознания по теме "Семья и семейные отношения" раскрывает семейные ценности и  главные составляющие семьи.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока обществознания в 5 классе по ФГОС на тему " Семья и семейные отношения"»

Методическая разработка урока обществознания по ФГОС по теме "Cемья и семейные отношения ". 5-й класс

Подготовила: учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 5 г.Донецка Ростовской области И.Н. Алиева

Тип урока

Урок «открытия нового знания»

Цель урока

Способствовать формированию навыка составления своей родословной, представлений о семье как о частичке общества, как о первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека

План урока

1. Создание семьи.

2. Права детей и обязанности родителей.

3. Виды семей

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Основные понятия

Семья, поколение, авторитет; родители, дети; права, обязанности

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: изучать историю своей семьи; определять ее функции; характеризовать семейно-правовые отношения.

Получат возможность научиться:

составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение
к процессу познания

Оборудование: Презентация к уроку; учебник Обществознание 5 класс под редакцией Боголюбова Л.Н.; наглядный материал; рабочие листы, семейные фотографии

Эпиграф:

«Свет в окне – пусть не гаснет никогда»


Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. Кому вы с утра подарили свою улыбку, значит, вы любите и уважаете этих людей.

КРУГ РАДОСТИ. Сегодня мы начнем наш урок необычным способом! Чтобы настроиться на работу, и начать урок с хорошим настроением!

(Упражнение) «Групповое приветствие»:

Дети образуют круг. Затем каждый по очереди встает в центр, поворачивается лицом к группе и здоровается со всеми любым способом, но не повторяет сказанное ранее. Остальные же все вместе (хором) повторяют каждое предложенное приветствие.

А теперь присаживаемся на свои места, начнем урок.

2. Актуализация знаний

- Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

3. Построение учебной задачи

-Какова же тема урока? ( Ученики называют тему: Семья и семейные отношения.)

Демонстрируется слайд). Возьмите рабочие листы и запишите дату и ему урока.

А что мы должны узнать сегодня? (дети перечисляют). Молодцы, а теперь давайте сформулируем цель урока.

Цель урока

  1. Узнать, что такое семья и семейные отношения

- А эпиграфом нашего урока станут слова «Свет в окне – пусть не гаснет никогда»


Что означают эти слова?

Послушайте притчу:

«Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но, когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла берег. А в это же время буря не пощадила их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жильё и все имущество. Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет». Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом оказался, тем светом, который в тумане указал нам дорогу к берегу».

Вопрос классу - Свет в окне дома…Какие чувства он вызывал или вызывает у вас? (предполагаемые ответы детей)

- Радость что вас ждут.

- Облегчение: «Ну, вот я и дома»

- Раздражение: «Ну что им от меня надо, чего им не спится?»

Боязнь: «Как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала».

Когда-то вы сами станете папами и мамами и будете зажигать свет в своих окнах. Сколько бы испытаний и тягот в жизни вам не выпало, как бы горько и тяжело не было, счастлив тот человек, которого всегда ждут дома, которому светит то единственное окошко, к свету которого мы можем прийти в любое время дня и ночи.

Семья – это великий дар. У каждого из вас есть семья, родные и близкие люди. Слово «семья» входят в наше подсознание с первых лет жизни. Так что же означает это слово?

Учащимся предлагается подобрать ассоциации к слову семья (кластер)- приводят ассоциации

Семья- это социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови), связанная общим бытом, взаимной помощью, заботой и ответственностью. Запишите в рабочий лист.

-Как вы думаете, почему семь (7)- Я?

Издревле семьи были большие и дружные

Изучение нового материала

План урока:

1. Создание семьи.

2. Права детей и обязанности родителей.

3. Виды семей

. Итак, ребята, приступаем (учащиеся отвечают на поставленные вопросы)

I. Создание семьи:

1. Особенности отличия семьи от другого коллектива? (введение общего хозяйства, проживание в одном доме, общий бюджет, чувство любви и привязанности)

2. Как образуются семьи? Главное предназначение семьи? (брак, желание помогать друг другу, забота о малых детях и стариках. Продолжение рода.)

Выполним небольшое творческое задание. Представьте графически семью в виде солнышка с расходящимися лучами. Рядом с каждым лучом подпишите одно из назначений семьи. При выполнении задания вспомните примеры из жизни вашей собственной семьи.

Семья

  • Рождение детей

  • Воспитание нового поколения

  • Ведение общего хозяйства, взаимная материальная помощь

  • Физическая, экономическая, психологическая защита

  • Эмоциональная разрядка (получение и отдача любви, тепла, ласки)

Семья — самое главное в жизни человека, самое дорогое, то, что придает ему силы. Она является обязательной частью любого общества, любого государства. Представьте себе соты пчелиного улья. Так и государство состоит из множества ячеек — семей.

3. Должно ли государство заботиться о благополучии семей? Ответ аргументируйте.

(Проводится дискуссия.)

— Сыграем в игру «Цепочка». Вы должны, используя свои знания и опыт, называть те виды помощи, которую государство оказывает семьям.

(В ходе проверки выполнения задания на доске составляется схема.)

  • Государство

  • Строит детские сады

  • Материально обеспечивает школы

  • Заботится о благополучии семей

  • Выплачивает материнский капитал

  • Осуществляет помощь многодетным семьям

  • Помогает семьям приобрести жилье

Итак, любое государство в первую очередь заинтересовано в сохранении и укреплении семейных отношений. Даже в глубокой древности осознавали важность этого. Так, законы царя Хаммурапи, одни из самых древних в мире, требовали обязательного заключения брачного договора, который записывался на глиняной табличке с последующим обжиганием ее и хранением на случай возможных в будущем конфликтов. И в нашей стране существует система законов, которые стоят на страже семьи.

II. Права детей и обязанности родителей:

1.В каких законах нашей страны прописаны права детей и обязанности родителей? (Семейный кодекс, Конституция)

2.Какие права ты имеешь? (стр. 28 учебника)

3. Какие обязанности должны выполнять родители? Что бывает, если родители их не выполняют? (воспитываться в семье, общаться с ребенком, защищать права и интересы детей, обеспечивать потребности в питании, образовании, одежде, отдыхе, лечении и т.д.; лишение родительских прав)

III. Виды семей

1. Дать характеристику двухпоколенной семьи

2. Дать характеристику трехпоколенной семьи

3. Определить, какая семья является неполной

Заполните таблицу.

Виды семей

Вид семьи

Характеристика

Двухпоколенная

В семье живут только родители (мать, отец) и их дети, т. е. в этой семье два поколения — старшее, к которому относятся родители, и младшее, к которому относятся дети

Трехпоколенная

В семье живут три поколения, не только дети, их родители, но и родители родителей, т. е. бабушки и дедушки

Четырехпоколенная

В семье живут четыре поколения, не только дети, их родители и родители родителей, т. е. бабушки и дедушки, но еще и прабабушки и прадедушки

Неполная семья

По каким-то причинам в семье отсутствует один из родителей

(Проверка выполнения задания.)



Физкультминутка:

В понедельник я купался, (изображают плавание) А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

А во вторник- рисовал. (изображают плавание) Целый день я отдыхал. (руки под щеку- засыпают)

В среду долго умывался (Умываются), Вы достать хотите крышу?

А в четверг в футбол играл.(бег на месте) Потянитесь вверх повыше

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгают) 1,2,3, корпус влево поверни, и руками помогай, (руки вверх)

Очень долго танцевал. (кружимся на месте) Поясницу разминай (повороты в сторону)

Руки в стороны потянем (потягивания в стороны)

И на место снова сядем

-Ребята, послушайте какие еще есть определения термину семья.

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.

Семья- это важно, семья-это сложно,

Но жить одному без семьи не возможно!

2. Контроль знаний

- А теперь, ребята, мы с вами закрепим полученные знания.

1. Беседа по вопросам

- Что такое семья? Чем семья отличается от другого коллектива?

- Главное предназначение семьи?

- Виды семей?

2. Строительство «Дома счастья»

К большому нашему сожалению в семьях бывают и проблемы. Например-невысокий уровень доходов семьи, невыполнение некоторыми родителями своих обязанностей.

Но мы с вами сейчас постараемся построить «Дом счастья». ( 8 человек подходят к учителю и на доску приклеивают по 1 листу «кирпичику», крышу приклеивает учитель)

Начнем закладывать дом с кирпичика «Традиции» (Обычай. Это-то, что перешло от одного поколения к другому).

Каждая семья создает свои традиции, однако молодая семья строится уже, имея опыт родительских семей. Во многих семьях существует традиция праздновать дни рождения и другие замечательные даты, отмечать общенародные праздники и т.д.

Следующий кирпичик «Сотрудничество».

Оно основано на взаимном уважении взрослых и детей. Уважительное отношение устанавливаются, как правило, в тех семьях, где предпочитают сотрудничество. Начинаются они с общения, задушевных бесед, помощи друг другу.

Обязательное условие для счастья молодой семьи в нашем доме кирпичик «Дружба».

Дружба воодушевляет и окрыляет, дает каждому почувствовать себя счастливым.

Любовь к труду прививается с детства в кругу семьи. Без трудолюбия невозможно стать настоящим человеком, чтобы семья прожила долго и счастливо, нашему дому просто необходим кирпичик «Труд».

Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей «Все в твоих руках» - утверждал один мудрец. Каждый сам выбирает тот образ жизни, который обеспечит здоровье и счастье себе и каждому из членов его семьи.

Выкладываем кирпичик «Здоровье».

Мы с вами должны заложить в строительство нашего дома кирпичик с названием «Красота». Человек всегда стремился к прекрасному, недаром эстетика зародилась около 2500 лет назад.

Следующий необходимый нашему дому кирпичик «Чистота». Чистота, как известно залог здоровья, и необходимое условие комфорта в нашем доме. Чтобы было тепло и уютно в доме нужен элементарный порядок. Человеку важно, чтобы у него благоприятно складывались взаимоотношения с членами семьи. Стремление и умение понимать друг друга составляет основу климата любой семьи. Для полного счастья нашему дому нужно «Понимание».

«Счастье – это когда тебя понимают».

Очень важен для нашего дома кирпичик «Уважение». Уважение ко всем, кто вас окружает, уважение к другому человеку, к его переживаниям – ведущее требование взаимоотношений между людьми и будущими членами семьи.

Благополучие и счастье семьи в нашем доме невозможны без кирпичика «Любовь». Любить, значить понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, значит жить дружно и счастливо.

«Тайна сия великая есть» - говорили древние о любви.

Строительство любого дома всегда заканчивается возведением крыши. Наша крыша называется «Хорошее настроение».

Вот мы и построили дом.

3.Викторина.

  • Что означает слово «фамилия»?

  • Назовите одним словом: папа, мама, дедушка, бабушка, дети? (семья).

  • Назовите папу и маму одним словом? (родители).

  • Сколько у матери детей, что ей пришлось купить 8 рукавичек? (4).

  • Сидит на дороге ребенок и плачет: «Есть у меня папа и мама, да только я им не сын». Жаль малютку. Но может ли такое быть? (Может, если ребенок девочка).

  • Девочкина дочка? (кукла).

  • Учреждение куда отдают неграмотных? (школа).

  • Растение, отвечающее собственной головой за отношение между людьми? (ромашка)

  • При помощи чего можно сделать из Бабы – Яги Василису Прекрасную? (косметика).

  1. Домашнее задание

  1. § 3, задания на рабочем листе

  2. По выбору:

  • Подготовить загадки или стихи о семье

  • Написать сочинение на тему « Я и моя семья»

  • Нарисовать иллюстрации к любым правам ребенка

  • Нарисовать свое генеалогическое древо

  1. Итоги урока. Рефлексия

Оценки: Учащиеся, поясняя, сами себе выставляют оценки

Рефлексия:

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…



Дом, как известно всем давно –

Это не стены, не окна,

Это не стулья со столом

Это не дом.

Дом – это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь

Яростным, добрым, нежным, злым

Еле живым

Дом это тот, где вас поймут, тот, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом –

Это твой дом.

- Я желаю каждому из вас построить в будущем такой же дом своей семьи.

Молодцы, ребята. Вы хорошо сегодня поработали. Спасибо за внимание.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!