Методическая разработка урока обществознания по ФГОС по теме "Cемья и семейные отношения ". 5-й класс
Подготовила: учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 5 г.Донецка Ростовской области И.Н. Алиева
Тип урока
Урок «открытия нового знания»
Цель урока
Способствовать формированию навыка составления своей родословной, представлений о семье как о частичке общества, как о первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека
План урока
1. Создание семьи.
2. Права детей и обязанности родителей.
3. Виды семей
методы и формы
обучения
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Основные понятия
Семья, поколение, авторитет; родители, дети; права, обязанности
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Научатся: изучать историю своей семьи; определять ее функции; характеризовать семейно-правовые отношения.
Получат возможность научиться:
составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий
Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение
к процессу познания
Оборудование: Презентация к уроку; учебник Обществознание 5 класс под редакцией Боголюбова Л.Н.; наглядный материал; рабочие листы, семейные фотографии
Эпиграф:
«Свет в окне – пусть не гаснет никогда»
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Учитель: Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. Кому вы с утра подарили свою улыбку, значит, вы любите и уважаете этих людей.
КРУГ РАДОСТИ. Сегодня мы начнем наш урок необычным способом! Чтобы настроиться на работу, и начать урок с хорошим настроением!
(Упражнение) «Групповое приветствие»:
Дети образуют круг. Затем каждый по очереди встает в центр, поворачивается лицом к группе и здоровается со всеми любым способом, но не повторяет сказанное ранее. Остальные же все вместе (хором) повторяют каждое предложенное приветствие.
- А теперь присаживаемся на свои места, начнем урок.
2. Актуализация знаний
- Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
3. Построение учебной задачи
-Какова же тема урока? ( Ученики называют тему: Семья и семейные отношения.)
Демонстрируется слайд). Возьмите рабочие листы и запишите дату и ему урока.
А что мы должны узнать сегодня? (дети перечисляют). Молодцы, а теперь давайте сформулируем цель урока.
Цель урока
Узнать, что такое семья и семейные отношения
- А эпиграфом нашего урока станут слова «Свет в окне – пусть не гаснет никогда»
Что означают эти слова?
Послушайте притчу:
«Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но, когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла берег. А в это же время буря не пощадила их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жильё и все имущество. Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет». Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом оказался, тем светом, который в тумане указал нам дорогу к берегу».
Вопрос классу - Свет в окне дома…Какие чувства он вызывал или вызывает у вас? (предполагаемые ответы детей)
- Радость что вас ждут.
- Облегчение: «Ну, вот я и дома»
- Раздражение: «Ну что им от меня надо, чего им не спится?»
Боязнь: «Как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала».
Когда-то вы сами станете папами и мамами и будете зажигать свет в своих окнах. Сколько бы испытаний и тягот в жизни вам не выпало, как бы горько и тяжело не было, счастлив тот человек, которого всегда ждут дома, которому светит то единственное окошко, к свету которого мы можем прийти в любое время дня и ночи.
Семья – это великий дар. У каждого из вас есть семья, родные и близкие люди. Слово «семья» входят в наше подсознание с первых лет жизни. Так что же означает это слово?
Учащимся предлагается подобрать ассоциации к слову семья (кластер)- приводят ассоциации
Семья- это социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови), связанная общим бытом, взаимной помощью, заботой и ответственностью. Запишите в рабочий лист.
-Как вы думаете, почему семь (7)- Я?
Издревле семьи были большие и дружные
Изучение нового материала
План урока:
1. Создание семьи.
2. Права детей и обязанности родителей.
3. Виды семей
. Итак, ребята, приступаем (учащиеся отвечают на поставленные вопросы)
I. Создание семьи:
1. Особенности отличия семьи от другого коллектива? (введение общего хозяйства, проживание в одном доме, общий бюджет, чувство любви и привязанности)
2. Как образуются семьи? Главное предназначение семьи? (брак, желание помогать друг другу, забота о малых детях и стариках. Продолжение рода.)
Выполним небольшое творческое задание. Представьте графически семью в виде солнышка с расходящимися лучами. Рядом с каждым лучом подпишите одно из назначений семьи. При выполнении задания вспомните примеры из жизни вашей собственной семьи.
Семья
Рождение детей
Воспитание нового поколения
Ведение общего хозяйства, взаимная материальная помощь
Физическая, экономическая, психологическая защита
Эмоциональная разрядка (получение и отдача любви, тепла, ласки)
Семья — самое главное в жизни человека, самое дорогое, то, что придает ему силы. Она является обязательной частью любого общества, любого государства. Представьте себе соты пчелиного улья. Так и государство состоит из множества ячеек — семей.
3. Должно ли государство заботиться о благополучии семей? Ответ аргументируйте.
(Проводится дискуссия.)
— Сыграем в игру «Цепочка». Вы должны, используя свои знания и опыт, называть те виды помощи, которую государство оказывает семьям.
(В ходе проверки выполнения задания на доске составляется схема.)
Государство
Строит детские сады
Материально обеспечивает школы
Заботится о благополучии семей
Выплачивает материнский капитал
Осуществляет помощь многодетным семьям
Помогает семьям приобрести жилье
Итак, любое государство в первую очередь заинтересовано в сохранении и укреплении семейных отношений. Даже в глубокой древности осознавали важность этого. Так, законы царя Хаммурапи, одни из самых древних в мире, требовали обязательного заключения брачного договора, который записывался на глиняной табличке с последующим обжиганием ее и хранением на случай возможных в будущем конфликтов. И в нашей стране существует система законов, которые стоят на страже семьи.
II. Права детей и обязанности родителей:
1.В каких законах нашей страны прописаны права детей и обязанности родителей? (Семейный кодекс, Конституция)
2.Какие права ты имеешь? (стр. 28 учебника)
3. Какие обязанности должны выполнять родители? Что бывает, если родители их не выполняют? (воспитываться в семье, общаться с ребенком, защищать права и интересы детей, обеспечивать потребности в питании, образовании, одежде, отдыхе, лечении и т.д.; лишение родительских прав)
III. Виды семей
1. Дать характеристику двухпоколенной семьи
2. Дать характеристику трехпоколенной семьи
3. Определить, какая семья является неполной
Заполните таблицу.
Виды семей
Вид семьи | Характеристика |
Двухпоколенная | В семье живут только родители (мать, отец) и их дети, т. е. в этой семье два поколения — старшее, к которому относятся родители, и младшее, к которому относятся дети |
Трехпоколенная | В семье живут три поколения, не только дети, их родители, но и родители родителей, т. е. бабушки и дедушки |
Четырехпоколенная | В семье живут четыре поколения, не только дети, их родители и родители родителей, т. е. бабушки и дедушки, но еще и прабабушки и прадедушки |
Неполная семья | По каким-то причинам в семье отсутствует один из родителей |
(Проверка выполнения задания.)
Физкультминутка:
В понедельник я купался, (изображают плавание) А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
А во вторник- рисовал. (изображают плавание) Целый день я отдыхал. (руки под щеку- засыпают)
В среду долго умывался (Умываются), Вы достать хотите крышу?
А в четверг в футбол играл.(бег на месте) Потянитесь вверх повыше
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгают) 1,2,3, корпус влево поверни, и руками помогай, (руки вверх)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте) Поясницу разминай (повороты в сторону)
Руки в стороны потянем (потягивания в стороны)
И на место снова сядем
-Ребята, послушайте какие еще есть определения термину семья.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья- это важно, семья-это сложно,
Но жить одному без семьи не возможно!
2. Контроль знаний
- А теперь, ребята, мы с вами закрепим полученные знания.
1. Беседа по вопросам
- Что такое семья? Чем семья отличается от другого коллектива?
- Главное предназначение семьи?
- Виды семей?
2. Строительство «Дома счастья»
К большому нашему сожалению в семьях бывают и проблемы. Например-невысокий уровень доходов семьи, невыполнение некоторыми родителями своих обязанностей.
Но мы с вами сейчас постараемся построить «Дом счастья». ( 8 человек подходят к учителю и на доску приклеивают по 1 листу «кирпичику», крышу приклеивает учитель)
Начнем закладывать дом с кирпичика «Традиции» (Обычай. Это-то, что перешло от одного поколения к другому).
Каждая семья создает свои традиции, однако молодая семья строится уже, имея опыт родительских семей. Во многих семьях существует традиция праздновать дни рождения и другие замечательные даты, отмечать общенародные праздники и т.д.
Следующий кирпичик «Сотрудничество».
Оно основано на взаимном уважении взрослых и детей. Уважительное отношение устанавливаются, как правило, в тех семьях, где предпочитают сотрудничество. Начинаются они с общения, задушевных бесед, помощи друг другу.
Обязательное условие для счастья молодой семьи в нашем доме кирпичик «Дружба».
Дружба воодушевляет и окрыляет, дает каждому почувствовать себя счастливым.
Любовь к труду прививается с детства в кругу семьи. Без трудолюбия невозможно стать настоящим человеком, чтобы семья прожила долго и счастливо, нашему дому просто необходим кирпичик «Труд».
Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей «Все в твоих руках» - утверждал один мудрец. Каждый сам выбирает тот образ жизни, который обеспечит здоровье и счастье себе и каждому из членов его семьи.
Выкладываем кирпичик «Здоровье».
Мы с вами должны заложить в строительство нашего дома кирпичик с названием «Красота». Человек всегда стремился к прекрасному, недаром эстетика зародилась около 2500 лет назад.
Следующий необходимый нашему дому кирпичик «Чистота». Чистота, как известно залог здоровья, и необходимое условие комфорта в нашем доме. Чтобы было тепло и уютно в доме нужен элементарный порядок. Человеку важно, чтобы у него благоприятно складывались взаимоотношения с членами семьи. Стремление и умение понимать друг друга составляет основу климата любой семьи. Для полного счастья нашему дому нужно «Понимание».
«Счастье – это когда тебя понимают».
Очень важен для нашего дома кирпичик «Уважение». Уважение ко всем, кто вас окружает, уважение к другому человеку, к его переживаниям – ведущее требование взаимоотношений между людьми и будущими членами семьи.
Благополучие и счастье семьи в нашем доме невозможны без кирпичика «Любовь». Любить, значить понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, значит жить дружно и счастливо.
«Тайна сия великая есть» - говорили древние о любви.
Строительство любого дома всегда заканчивается возведением крыши. Наша крыша называется «Хорошее настроение».
Вот мы и построили дом.
3.Викторина.
Что означает слово «фамилия»?
Назовите одним словом: папа, мама, дедушка, бабушка, дети? (семья).
Назовите папу и маму одним словом? (родители).
Сколько у матери детей, что ей пришлось купить 8 рукавичек? (4).
Сидит на дороге ребенок и плачет: «Есть у меня папа и мама, да только я им не сын». Жаль малютку. Но может ли такое быть? (Может, если ребенок девочка).
Девочкина дочка? (кукла).
Учреждение куда отдают неграмотных? (школа).
Растение, отвечающее собственной головой за отношение между людьми? (ромашка)
При помощи чего можно сделать из Бабы – Яги Василису Прекрасную? (косметика).
Домашнее задание
§ 3, задания на рабочем листе
По выбору:
Подготовить загадки или стихи о семье
Написать сочинение на тему « Я и моя семья»
Нарисовать иллюстрации к любым правам ребенка
Нарисовать свое генеалогическое древо
Итоги урока. Рефлексия
Оценки: Учащиеся, поясняя, сами себе выставляют оценки
Рефлексия:
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Дом, как известно всем давно –
Это не стены, не окна,
Это не стулья со столом
Это не дом.
Дом – это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь
Яростным, добрым, нежным, злым
Еле живым
Дом это тот, где вас поймут, тот, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом –
Это твой дом.
- Я желаю каждому из вас построить в будущем такой же дом своей семьи.
Молодцы, ребята. Вы хорошо сегодня поработали. Спасибо за внимание.