СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по географии «Южно Африканская республика»Урок географии в 7 классе с использованием информационно – коммуникативных технологий и использованием методики деятельностного подхода

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по географии «Южно Африканская республика»Урок географии в 7 классе с использованием информационно – коммуникативных технологий и использованием методики деятельностного подхода»

Конспект урока

По географии в 7 классе.

Учитель : Фокина Марина Николаевна

Школа: МБОУ «СОШ №3»

Тема урока: Южно-Африканская республика.

Цель урока: формирование интеллектуальной культуры личности обучающихся на основе осмысления знаний о географическом положении, природно-ресурсном потенциале и социально-экономическом устройстве Южно-Африканской республики.

Планируемые образовательные результаты: по окончанию изучения данной темы обучающиеся смогут:

- называть и показывать на карте географическое положение ЮАР;

- давать краткую характеристику экономико-географическому положению ЮАР, характеристику природно-ресурсного потенциала экономики ЮАР;

- перечислять основные особенности населения ЮАР;

- смогут высказывать свое мнение, формулировать вопросы и называть 3-4 утверждения, доказывающие уровень развития страны.

Программные требования:

Личностные

Метапредметные

Предметные


- осуществляет групповое взаимодействие;

- дает оценку и взаимооценку.

- оценивает особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

- оценивает положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов;

- выдвигает гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, происходящих в -географической оболочке.

- сопровождает выступление презентацией;

- создает письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации;

- описывает на карте положение и взаимоположение географических объектов;

- объясняет особенности компонентов природы отдельных регионов.


Программное содержание: многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная географическая характеристика стран( по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры.

Мировоззренческая идея: взаимосвязь природно-ресурсного потенциала, социально-экономического развития страны со всем миром и обществом в целом в контексте глобальных проблем человечества.

Основные понятия: урбанизация, бушмены, буры, колония, отраслевая структура хозяйства.

Географические объекты: крупные промышленные центры Йоханнесбург, Претория, Кейптаун. Драконовы горы, мыс Доброй Надежды.

План изучения нового материала: 1) общая географическая характеристика ЮАР;

2) историческое развитие ЮАР;

3) население ЮАР;

4) промышленность и сельское хозяйство ЮАР.

Технология: развитие критического мышления.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Вид урока: нетрадиционный, урок-путешествие.

Мизансцена урока: обучающиеся делятся на 3 группы по 5 человек.

Оборудование урока: учебник В.А. Коринская «География материков и океанов7 класс» интернет - ресурсы, физическая карта Африки, политическая карта Африки, атласы по физической географии материков и океанов 7 класс.

Домашнее задание: § 34, контурная карта стр. 4 задания 1-5.


Технологическая карта урока.

Результат

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Стадия «ВЫЗОВ» 10 мин.


- проявляет интерес к изучаемой теме

- формулирует цель предстоящей деятельности;

- планирует предстоящую деятельность

- владеет способами сотрудничества




- Что мы знаем о Южно-Африканской республике?

- На нашем уроке мы с вами отправимся в путешествие в ЮАР с помощью презентационных слайдов и текстовой информации, дающие нам картину этой страны.

Работа с заполнением таблицы

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Какие страны входят в регион Южная Африка?

Каков расовый состав населения ЮАР?

Какая площадь государства ЮАР?

Кто является коренными жителями ЮАР?

Какова численность населения ЮАР?

Как связано колониальное прошлое ЮАР и развитие ее экономики?

Какое население преобладает в ЮАР? (сельское или городское).

Как зависит взаимосвязь изменения климата и рост промышленных предприятий?

Какие основные виды деятельности жителей ЮАР?






Фронтально на листах А4 формата

(приложение 1)



Работа письменно в тетрадях



Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ» 15 мин.



- создает письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации.



- выделяет основные смысловые единицы текста

- осознаёт своё знание и незнание

Чтение текста с маркировкой

- Где и как мы можем узнать ответы на наши вопросы?

Приём «ИНСЕРТ»

«v» – уже знал «-» - думал иначе

«+» - новое «?» - не понял, есть вопросы

Беседа по тексту

- Что мы уже знали о Южно-Африканской республике? В чём наши знания и информация в тексте совпали?

- Что узнали новое? На какие вопросы из таблицы можем ответить?

- Какие наши знания оказались ошибочными?

- Что осталось непонятным, требует уточнения, объяснения, конкретизации?

Работа в группах по направлениям : географы, этнографы, экономисты. Самостоятельное чтение текста

Раздаточный материал (приложение 2), источник интернет.

По ходу чтения карандашом



фронтально





Стадия «РЕФЛЕКСИЯ» 10 мин.



- графически оформляет результаты работы с текстом

- называет какие страны входят в регион Южная Африка

- сопровождает выступление презентацией;

- показывает местоположение ЮАР

- называет площадь и численность населения ЮАР

- объясняет какое население преобладает в ЮАР

- даёт определение понятиям

- рассказывает о расовом составе населения ЮАР

- рассказывает о основных видах хозяйственной деятельности жителей ЮАР

- обосновывает собственное отношение к экономическому и социальном развитию ЮАР

Практическая работа: заполнение кластера

- Что мы теперь знаем о ЮАР?

- Каково географическое положение ЮАР?

- Какова численность населения ЮАР?

- Каков расовый состав населения?

- Кто такие бушмены и готтентоты?

- Какое население преобладает городское или сельское?

- Что такое урбанизация?

- Какие особенности культуры народов населяющих ЮАР?

- Каков ресурсный потенциал ЮАР?

- Какие основные направления хозяйства развиты в ЮАР?

- Оцените к какому типу развития относится ЮАР? Индустриальному или аграрному?

- Для чего нам необходимо знать развитие стран в различных регионах мира?

- Какая существует взаимосвязь между развитием экономики и такой глобальной проблемой человечества как экологическая?

Практическая работа: представление презентации



Практическая работа: составление синквейна

Южно-Африканская республика

развитая, промышленная

производят, добывают, прогрессируют

ЮАР самая развитая страна Африки

Общественный прогресс

самостоятельно











иллюстрации на слайдах и в учебнике















Подведение итогов урока: содержательная оценка и взаимооценка









Приложение 1.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Какие страны входят в регион Южная Африка?

Каков расовый состав населения ЮАР?

Какая площадь государства ЮАР?

Кто является коренными жителями ЮАР?

Какова численность населения ЮАР?

Как связано колониальное прошлое ЮАР и развитие ее экономики?

Какое население преобладает в ЮАР? (сельское или городское).

Как зависит взаимосвязь изменения климата и рост промышленных предприятий?

Какие основные виды деятельности жителей ЮАР?






Приложение 2.

1 группа. Географы.

Географическое положение Южно-Африканской республики.

Страна находится на юге материка Африка. ЮАР занимает южную окраину Южно-Африканского плоскогорья, приподнятого по краям (Драконовы горы на востоке, отдельные вершины свыше 3000 м) и ограниченного крутыми склонами Б. Уступа. На юге – Капские горы. ЮАР – единственное на континенте экономически развитое государство. Граничит с развивающимися странами: Намибией, Ботсваной, Зимбабве, Мозамбиком, Свазилендом. На территории ЮАР находится анклав Лесото. ЮАР омывается водами Атлантического и Индийского океанов, расположена на пересечении морских путей из Азии, Австралии в Европу и Америку, что чрезвычайно выгодно.

На востоке – саванна, южнее 30°ю.ш. – субтропические леса и жестколистные вечнозеленые кустарники, на склонах гор – субтропические и муссонные леса; во внутренних районах опустыненная саванна, степи, кустарниковые полупустыни и пустыня Карру. Рельеф: Капские и Драконовы горы, на севере – равнины. Климат тропический и субтропический. Средняя температура января +18-27°С, июля +7-10°С. Осадков 1000-100 мм. Главные реки – Оранжевая, Лимпопо, Вааль. Почвы коричневые, серо-коричневые, желтозёмы, краснозёмы, красновато-бурые.

2 группа. Этнографы.

Численность – 44 млн. человек (2007 г.). Плотность населения – средняя 36 чел/кв. км (на юге – до 100) человек/кв.км. Тип воспроизводства – II; рождаемость – 30-35, смертность – 5-10, естественный прирост – 25 человек на 1000 жителей. Большое количество зрелых (средних) возрастов, но велика доля и детей. Женщин больше, чем мужчин. Национальный состав – африканцы (79%; зулу, коса и др.), мулаты и метисы (11,2%), выходцы из Европы (14,6%), главным образом африканеры (буры) и англичане. Городское население 55,4% (1996). Официальный язык – африкаанс и английский. Религии – протестантизм, приверженцы местных традиционных верований. Уровень урбанизации – до 60 %. Уровень квалификации трудовых ресурсов – высокий (среди белого населения) и низкий (среди коренных жителей).

3 группа. Экономисты.

ЮАР можно назвать страной с двойственной экономикой. Ей присущи черты отчасти экономически развитого государства и в тоже время развивающейся страны (наследие колониального прошлого). ЮАР – индустриально-аграрная страна с высоким уровнем развития хозяйства, наиболее развитое в экономическом отношении государство Африки. На долю ЮАР приходится только 4% территории, около 6% населения, но 2/5 промышленной продукции, 4/5 выплавки стали, 1/3 длины железных дорог, 1/2 автомобильного парка континента. ЮАР занимает одно из первых мест в мире по добыче золота, платины, хромитов, марганцевой руды, сурьмы, алмазов. Добывают уран, железную руду, медь, асбест и др. Производство электроэнергии 240 млрд. кВт·ч (2005). Хозяйственный облик страны определяют:

- горнодобывающая промышленность, продукция которой интенсивно вывозится на мировой рынок; 4-е место в мире по добыче нетопливных минералов, первое место в мире по добыче золота (295 т в год);

- чёрная металлургия, работающая на собственном сырье;

- машиностроение – производство горного оборудования, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение;

- химическая промышленность.

ЮАР – единственная страна в Африке, хорошо обеспеченная транспортными путями. Протяжённость железных дорог – свыше 30 тыс. км. Протяжённость автодорог с твёрдым покрытием составляет 60 тыс. км. Автопарк насчитывает около 9 млн. машин. Морской транспорт обеспечивает внешние связи ЮАР. Важнейшие морские порты – Дурбан и Кейптаун. Важную роль играет авиационный транспорт.

В сельском хозяйстве товарную продукцию дают крупные фермерские хозяйства. Основа сельского хозяйства – животноводство; овцы (30 млн.) и козы, крупный рогатый скот (12 млн.), свиней около 1,5 млн. Основные сельскохозяйственные культуры: кукуруза (9,9 млн. т), пшеница (2,5 млн. т), сахарный тростник (2 млн. т сахара-сырца в год). Возделывают также арахис (100 тыс. т), подсолнечник (600 тыс. т), табак, сорго, цитрусовые и др.

































Приложение 3.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!