Конспект урока
По географии в 7 классе.
Учитель : Фокина Марина Николаевна
Школа: МБОУ «СОШ №3»
Тема урока: Южно-Африканская республика.
Цель урока: формирование интеллектуальной культуры личности обучающихся на основе осмысления знаний о географическом положении, природно-ресурсном потенциале и социально-экономическом устройстве Южно-Африканской республики.
Планируемые образовательные результаты: по окончанию изучения данной темы обучающиеся смогут:
- называть и показывать на карте географическое положение ЮАР;
- давать краткую характеристику экономико-географическому положению ЮАР, характеристику природно-ресурсного потенциала экономики ЮАР;
- перечислять основные особенности населения ЮАР;
- смогут высказывать свое мнение, формулировать вопросы и называть 3-4 утверждения, доказывающие уровень развития страны.
Программные требования:
Личностные | Метапредметные | Предметные |
- осуществляет групповое взаимодействие; - дает оценку и взаимооценку. | - оценивает особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий; - оценивает положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов; - выдвигает гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, происходящих в -географической оболочке. - сопровождает выступление презентацией; | - создает письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации; - описывает на карте положение и взаимоположение географических объектов; - объясняет особенности компонентов природы отдельных регионов. |
Программное содержание: многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная географическая характеристика стран( по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры.
Мировоззренческая идея: взаимосвязь природно-ресурсного потенциала, социально-экономического развития страны со всем миром и обществом в целом в контексте глобальных проблем человечества.
Основные понятия: урбанизация, бушмены, буры, колония, отраслевая структура хозяйства.
Географические объекты: крупные промышленные центры Йоханнесбург, Претория, Кейптаун. Драконовы горы, мыс Доброй Надежды.
План изучения нового материала: 1) общая географическая характеристика ЮАР;
2) историческое развитие ЮАР;
3) население ЮАР;
4) промышленность и сельское хозяйство ЮАР.
Технология: развитие критического мышления.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Вид урока: нетрадиционный, урок-путешествие.
Мизансцена урока: обучающиеся делятся на 3 группы по 5 человек.
Оборудование урока: учебник В.А. Коринская «География материков и океанов7 класс» интернет - ресурсы, физическая карта Африки, политическая карта Африки, атласы по физической географии материков и океанов 7 класс.
Домашнее задание: § 34, контурная карта стр. 4 задания 1-5.
Технологическая карта урока.
Результат | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Стадия «ВЫЗОВ» 10 мин. | |
- проявляет интерес к изучаемой теме - формулирует цель предстоящей деятельности; - планирует предстоящую деятельность - владеет способами сотрудничества | - Что мы знаем о Южно-Африканской республике? - На нашем уроке мы с вами отправимся в путешествие в ЮАР с помощью презентационных слайдов и текстовой информации, дающие нам картину этой страны. Работа с заполнением таблицы Тонкие вопросы | Толстые вопросы | Какие страны входят в регион Южная Африка? | Каков расовый состав населения ЮАР? | Какая площадь государства ЮАР? | Кто является коренными жителями ЮАР? | Какова численность населения ЮАР? | Как связано колониальное прошлое ЮАР и развитие ее экономики? | Какое население преобладает в ЮАР? (сельское или городское). | Как зависит взаимосвязь изменения климата и рост промышленных предприятий? | Какие основные виды деятельности жителей ЮАР? | | | Фронтально на листах А4 формата (приложение 1) Работа письменно в тетрадях |
| Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ» 15 мин. | |
- создает письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации. - выделяет основные смысловые единицы текста - осознаёт своё знание и незнание | Чтение текста с маркировкой - Где и как мы можем узнать ответы на наши вопросы? Приём «ИНСЕРТ» «v» – уже знал «-» - думал иначе «+» - новое «?» - не понял, есть вопросы Беседа по тексту - Что мы уже знали о Южно-Африканской республике? В чём наши знания и информация в тексте совпали? - Что узнали новое? На какие вопросы из таблицы можем ответить? - Какие наши знания оказались ошибочными? - Что осталось непонятным, требует уточнения, объяснения, конкретизации? | Работа в группах по направлениям : географы, этнографы, экономисты. Самостоятельное чтение текста Раздаточный материал (приложение 2), источник интернет. По ходу чтения карандашом фронтально |
| Стадия «РЕФЛЕКСИЯ» 10 мин. | |
- графически оформляет результаты работы с текстом - называет какие страны входят в регион Южная Африка - сопровождает выступление презентацией; - показывает местоположение ЮАР - называет площадь и численность населения ЮАР - объясняет какое население преобладает в ЮАР - даёт определение понятиям - рассказывает о расовом составе населения ЮАР - рассказывает о основных видах хозяйственной деятельности жителей ЮАР - обосновывает собственное отношение к экономическому и социальном развитию ЮАР | Практическая работа: заполнение кластера - Что мы теперь знаем о ЮАР? - Каково географическое положение ЮАР? - Какова численность населения ЮАР? - Каков расовый состав населения? - Кто такие бушмены и готтентоты? - Какое население преобладает городское или сельское? - Что такое урбанизация? - Какие особенности культуры народов населяющих ЮАР? - Каков ресурсный потенциал ЮАР? - Какие основные направления хозяйства развиты в ЮАР? - Оцените к какому типу развития относится ЮАР? Индустриальному или аграрному? - Для чего нам необходимо знать развитие стран в различных регионах мира? - Какая существует взаимосвязь между развитием экономики и такой глобальной проблемой человечества как экологическая? Практическая работа: представление презентации Практическая работа: составление синквейна Южно-Африканская республика развитая, промышленная производят, добывают, прогрессируют ЮАР самая развитая страна Африки Общественный прогресс | самостоятельно иллюстрации на слайдах и в учебнике |
| Подведение итогов урока: содержательная оценка и взаимооценка | |
Приложение 1.
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Какие страны входят в регион Южная Африка? | Каков расовый состав населения ЮАР? |
Какая площадь государства ЮАР? | Кто является коренными жителями ЮАР? |
Какова численность населения ЮАР? | Как связано колониальное прошлое ЮАР и развитие ее экономики? |
Какое население преобладает в ЮАР? (сельское или городское). | Как зависит взаимосвязь изменения климата и рост промышленных предприятий? |
Какие основные виды деятельности жителей ЮАР? | |
Приложение 2.
1 группа. Географы.
Географическое положение Южно-Африканской республики.
Страна находится на юге материка Африка. ЮАР занимает южную окраину Южно-Африканского плоскогорья, приподнятого по краям (Драконовы горы на востоке, отдельные вершины свыше 3000 м) и ограниченного крутыми склонами Б. Уступа. На юге – Капские горы. ЮАР – единственное на континенте экономически развитое государство. Граничит с развивающимися странами: Намибией, Ботсваной, Зимбабве, Мозамбиком, Свазилендом. На территории ЮАР находится анклав Лесото. ЮАР омывается водами Атлантического и Индийского океанов, расположена на пересечении морских путей из Азии, Австралии в Европу и Америку, что чрезвычайно выгодно.
На востоке – саванна, южнее 30°ю.ш. – субтропические леса и жестколистные вечнозеленые кустарники, на склонах гор – субтропические и муссонные леса; во внутренних районах опустыненная саванна, степи, кустарниковые полупустыни и пустыня Карру. Рельеф: Капские и Драконовы горы, на севере – равнины. Климат тропический и субтропический. Средняя температура января +18-27°С, июля +7-10°С. Осадков 1000-100 мм. Главные реки – Оранжевая, Лимпопо, Вааль. Почвы коричневые, серо-коричневые, желтозёмы, краснозёмы, красновато-бурые.
2 группа. Этнографы.
Численность – 44 млн. человек (2007 г.). Плотность населения – средняя 36 чел/кв. км (на юге – до 100) человек/кв.км. Тип воспроизводства – II; рождаемость – 30-35, смертность – 5-10, естественный прирост – 25 человек на 1000 жителей. Большое количество зрелых (средних) возрастов, но велика доля и детей. Женщин больше, чем мужчин. Национальный состав – африканцы (79%; зулу, коса и др.), мулаты и метисы (11,2%), выходцы из Европы (14,6%), главным образом африканеры (буры) и англичане. Городское население 55,4% (1996). Официальный язык – африкаанс и английский. Религии – протестантизм, приверженцы местных традиционных верований. Уровень урбанизации – до 60 %. Уровень квалификации трудовых ресурсов – высокий (среди белого населения) и низкий (среди коренных жителей).
3 группа. Экономисты.
ЮАР можно назвать страной с двойственной экономикой. Ей присущи черты отчасти экономически развитого государства и в тоже время развивающейся страны (наследие колониального прошлого). ЮАР – индустриально-аграрная страна с высоким уровнем развития хозяйства, наиболее развитое в экономическом отношении государство Африки. На долю ЮАР приходится только 4% территории, около 6% населения, но 2/5 промышленной продукции, 4/5 выплавки стали, 1/3 длины железных дорог, 1/2 автомобильного парка континента. ЮАР занимает одно из первых мест в мире по добыче золота, платины, хромитов, марганцевой руды, сурьмы, алмазов. Добывают уран, железную руду, медь, асбест и др. Производство электроэнергии 240 млрд. кВт·ч (2005). Хозяйственный облик страны определяют:
- горнодобывающая промышленность, продукция которой интенсивно вывозится на мировой рынок; 4-е место в мире по добыче нетопливных минералов, первое место в мире по добыче золота (295 т в год);
- чёрная металлургия, работающая на собственном сырье;
- машиностроение – производство горного оборудования, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение;
- химическая промышленность.
ЮАР – единственная страна в Африке, хорошо обеспеченная транспортными путями. Протяжённость железных дорог – свыше 30 тыс. км. Протяжённость автодорог с твёрдым покрытием составляет 60 тыс. км. Автопарк насчитывает около 9 млн. машин. Морской транспорт обеспечивает внешние связи ЮАР. Важнейшие морские порты – Дурбан и Кейптаун. Важную роль играет авиационный транспорт.
В сельском хозяйстве товарную продукцию дают крупные фермерские хозяйства. Основа сельского хозяйства – животноводство; овцы (30 млн.) и козы, крупный рогатый скот (12 млн.), свиней около 1,5 млн. Основные сельскохозяйственные культуры: кукуруза (9,9 млн. т), пшеница (2,5 млн. т), сахарный тростник (2 млн. т сахара-сырца в год). Возделывают также арахис (100 тыс. т), подсолнечник (600 тыс. т), табак, сорго, цитрусовые и др.
Приложение 3.