II. Актуализация знаний Цель для обучающихся: организация класса, подготовка к работе на уроке, проверка наличия учебных принадлежностей на парте. Цель для педагога: Вызвать интерес к предстоящей учебной деятельности. Задачи Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; - формирование умения задавать вопросы; - развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; - владение коммуникативными умениями, культурой ведения беседы, ведение диалога. Метод обучения: - словесный (беседа) Метод организации работы: фронтальный, групповой. III. Мотивация изучения новой темы. | - Формирование мотивационной основы учебной деятельности (Л). - Формулирование темы и цели урока (П). - Формирование уважительного отношения к иному мнению (Л) - Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р) - Преобразование модели с целью выделения общих законов. - Умение работать с источником информации, проводить сравнение между материковой и океанической земной корой. (П) | Учитель. Добрый день, ребята. Сегодня на уроке вы покажите свои знания по теме «Литосфера», которая вам знакома из курса географии 6 класса. Давайте вспомним: что такое земная кора и литосфера, какие существуют типы земной коры и из каких слоёв состоит каждый её тип, что такое горные породы, чем они отличаются от минералов, какие существуют виды горных пород, как внутренние и внешние силы Земли влияют на её облик. Учитель: Задание № 1(выполняет 1 вариант) У вас на столе лежат карточки. Найдите карточку № 1. Откройте тетрадь и выполните в ней задание. Карточка № 1 Под каждой цифрой впишите названия части внутреннего строения Земли. После выполнения сверяют правильность заполнения схемы (слайд №7) Учитель: Задание № 2(выполняет 2 вариант) Откройте учебник на стр.30. Посмотрите на рис.20 и скажите…Одинаковое ли строение у континентальной и океанической земной коры? Что общего в их строении? Назовите отличия. Выполните в тетради задание № 2 Проблемный вопрос: могут ли горизонтальные движения привести к изменению облика Земли? Учитель: А теперь подумайте, что мы сегодня будем изучать? Тема нашего урока: «Развитие земной коры». | Ответ обучающихся: Литосфера- твердая оболочка Земли. В литосфере происходят движения и т.д Обучающиеся предлагают свои варианты ответов. Работают со схемой, выполняют задание в карточке № 1 Работают с текстом учебника, дают ответы на вопросы, выполняют задание№ 2 Вывод: литосфера включает-… После выполнения сверяют правильность заполнения схемы |
IV.Открытие новых знаний Физминутка (здоровье- сберегающий компонент с экологической направленностью) Практическая деятельность Подведение итогов | - Формирование устойчивого познавательного интереса (Л) - Преобразование модели с целью выделения общих законов. Умение работать с картой, проводить сравнение между материками и океанами. (П) - Формирование уважительного отношения к иному мнению (К) - Поиск и выделение необходимой информации (П) -Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Извлечение необходимой информации. (П) -Овладение практическими умениями работы с атласом (М) - Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р) - Умение договариваться, находить общее решение. Понимание возможности различных позиций и точек зрения. (К) Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. (К) Умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе (М) Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми (Р) Умение систематизировать знания по теме «Происхождение материков и океанов». (П) -Умение отвечать на вопросы -умение спрашивать, - умение управлять (М) Понимать относительность оценок, выборов, совершаемые людьми (М) | Учитель: Откройте учебник на стр.29 рис. 17. Сравните современный облик Земли и карту расположения материков 200 млн.лет назад. Какие вы видите отличия? Что могло повлиять на изменение облика Земли? Учитель: Площадь суперконтинента Пангея (в переводе с греческого – «вся земля») составляла приблизительно столько же, сколько нынешняя суша. Суперконтинент и омывался лишь одним супер-океаном Панталассой. Но Пангея оказалась довольно непрочной и недолговечной. Приблизительно 200 млн лет назад на Земле существовало уже 2 материка: Лавразия и Гондвана, а между ними плескалось море Тетис. На современной карте его уже нет. В ходе циклического развития земной коры этапы горообразования чередовались с этапами спокойного развития. Вся земная кора поделена на крупные и мелкие блоки, называемые- литосферными плитами Учитель: Задание № 3: откройте в атласе карту «Строение земной коры», назовите и запишите в тетрадь: Крупные литосферные плиты; С какой скоростью движутся литосферные плиты? «Вместе по лесу идём» Вместе по лесу идём, Не спешим, не отстаём. Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.) Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.) Вот ромашка, василёк, Медуница, кашка, клевер. Расстилается ковёр, И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.) К небу ручки протянули, Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.) Отдохнуть мы все успели И на место снова сели. (Дети садятся.) Учитель включает видеофрагмент Гипотеза дрейфа материков https://yandex.ru/video/search?text=теория+альфреда+вегенера+о+дрейфе+материковHYPERLINK "https://yandex.ru/video/search?text=теория+альфреда+вегенера+о+дрейфе+материков&parent-reqid=1481407309574564-16102924866195141039159622-sas1-54"&HYPERLINK "https://yandex.ru/video/search?text=теория+альфреда+вегенера+о+дрейфе+материков&parent-reqid=1481407309574564-16102924866195141039159622-sas1-54"parent-reqid=1481407309574564-16102924866195141039159622-sas1-54 В своей книге «Происхождение материков и океанов» немецкий геофизик А. Вегенер писал: «В 1910 году мне впервые пришла в голову мысль о перемещении материков … , когда, изучая карту мира, я поразился сходством очертаний берегов по обе стороны Атлантического океана». Согласно гипотезе немецкого исследователя А. Вегенера земная кора представляет собой подвижные участки — плиты, которые движутся по астеносфере словно льдины на поверхности океана. А. Вегенер, изучая на карте очертания материков, обратил внимание на схожесть очертаний побережий Африки и Южной Америки. Как будто колоссальные силы растащили в стороны от Атлантического океана прежде единую сушу, разорвав её на две части. Он предположил,что материки движутся, назвав это «дрейфом материков». Впоследствии гипотеза А. Вегенера легла в основу теории литосферных плит. Учитель: Задание № 4 Экспериментальная работа: «Моделирование положения материков в древности, в настоящее время». У вас на столе лежат конверты, в которых находятся фигуры материков. Ваша задача с помощью вырезанных фигур составить облик Земли 135 млн.лет назад, современную карту материков и океанов (см. рис. № 17 стр.29 учебника) и перенести их в тетрадь, стрелками покажите направление движения континентов. Учитель: Почему литосферные плиты движутся? работа с текстом учебника с.30. Зарисуйте схему в тетрадь, запишите объяснение. Сравните расположение сейсмических поясов и рифтовых зон. Какой из этого следует вывод? В тетради в задании № 4 отметьте штриховкой сейсмические пояса. Учитель: Я хочу обратить ваше внимание на изображение спутника «Лагеос-1», запущенный в 1976 году. Рассчитано, что на выбранной орбите высотой 5880 км спутник может просуществовать около 8 миллионов лет. Внутрь шара заложена стальная пластинка с выгравированным на ней письмом нашим далёким потомкам, которые, возможно, захотят ознакомиться с назначением и устройством спутника. В верхнем левом углу изображён сам спутник, рядом — Земля на орбите вокруг Солнца. Ниже — континенты, какими они были 225 миллионов лет назад. В середине — современное расположение материков. Отмечено место, откуда стартовал спутник. Внизу — предполагаемая карта Земли через 8,4 миллиона лет после запуска. Рисунок поясняет, что примерно к этому времени спутник затормозится в сверхразрежённых внешних слоях атмосферы и будет притянут к Земле. Известный астроном Карл Саган, разработавший письмо-картинку, говорит, что кто бы ни жил на нашей планете в эти очень отдалённые времена, им, очевидно, будет приятно получить эту «открытку из прошлого». Учитель. Как вы думаете изменятся ли очертания и размеры материков и океанов в будущем, согласно гипотезе тектоники плит? Актуально ли будет эта открытка в будущем? | Ответ обучающихся: 1. На современной карте располагаются 6 материков отделено друг от друга 2.Существовал единый материк 3.Изменения продолжаются Обучающиеся дают разные варианты ответов, слушают мнения своих одноклассников. Работают с атласом, называют литосферные плиты и записывают их в тетрадь. Отвечают на вопрос. 1.Тихоокеанская, 2. Евразийская, 3-4.Северо-и Южноамериканская, 5. Африканская, 6. Индо-австралийская, 7. Антарктическая Скорость перемещения плит - несколько сантиметров в год. (Евразиатская – около 1 см в год; Африканская – 1,5 см в год; Индо-австралийская – до 7 см в год; Тихоокеанская – 10 см в год.) Демонстрируют свои умение общаться и взаимодействовать друг с другом. (К) Смотрят видеозапись о дрейфе материков Работают с фигурами материков: составляют облик Земли 200 млн.лет назад и современный, обводят карандашом фигуры, рисуют карту в тетради. Работают с текстом учебника, зарисовывают схему в тетрадь, записывают пояснение: Литосферные плиты движутся в горизонтальном направлении. Литосферные плиты легче мантии и перемещаются по ее поверхности, как льдины по воде. По поверхности 3емли движутся не континенты, а литосферные плиты. Медленно передвигаясь, они увлекают за собой континенты и океаническое дно. Обучающиеся делают вывод: По границам литосферных плит происходят активные сейсмические процессы- землетрясения, вулканизм. Ответ обучающихся: За счет землетрясений и магматизма, происходит разрастание земной коры, а значит, изменения очертаний и размеров материков. Вывод: Учение о литосферных плитах дает возможность заглянуть в будущее Земли. Предполагают, что примерно через 50 млн. лет разрастутся Атлантический и Индийский океаны, Тихий океан уменьшится в размерах. Африка сместится на север. Австралия пересечет экватор и придет в соприкосновение с Евразией. Это только прогноз, который требует уточнения. |
V.Закрепление и оценивание VI.Рефлексия | Рефлексия своих действий (Л) | Учитель: Задание № 5 1) Большинство литосферных плит включают и _______ _________кору, и ________кору. 2) Границы между литосферными плитами проходят по ________ хребтам или __________желобам. 3) Плиты движутся по пластичному слою ____со скоростью от_____до_____см в год. 4) Громадных плит ученые выделяют _____ – ________.штук. 5) Средняя мощность материковой коры ________ , а океанической_________ 6) В океанической коре отсутствует________слой. 7) Когда сближаются плиты, одна из которых имеет океаническую кору, а другая - материковую, возникают________ 8) Причинами движения литосферных плит являются_____ 9) В результате разлома Лавразии возникли_______ 10)В результате разлома Гондваны возникли ___ материков Учитель подводит итоги урока: Ребята, как вы считаете - знания, которые вы получили сегодня на уроке, помогли нам ответить на проблемный вопрос этого урока? - Как вы думаете, достигли мы поставленной цели урока? 1. Чему мы научились сегодня? 3. С какими трудностями столкнулись при изучении новой темы? У вас на столах лежат карточки, где нарисована горка. Вы подумайте и поставьте крестик на горке там, где вы считаете находитесь сейчас. Чем лучше работа, тем выше крестик. Заслушивает ответы учащихся фронтально. Выставляет оценки отдельным учащимся за урок и комментирует ответы учащихся. Отметить учеников, которые быстро работали с текстом учебника. Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы. Отметить учеников, активно работающих на уроке. | Взаимоконтроль. Работа в парах. Формулируют ответ, применяя полученные знания. Учащиеся оценивают свою деятельность и своих одноклассников. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий . Ответы учащихся: изучили литосферу и процессы, с ней связанные. Научились определять границы плит, называть и показывать плиты, объяснять процессы в районах сейсмических поясов |