СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по Истории России 9 класс на тему : "Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.."

Нажмите, чтобы узнать подробности

История России

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по Истории России 9 класс на тему : "Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.."»

Тема урока: Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.

Цель урока: Обеспечить усвоение учащимся понимания картины мира на рубеже 18 и 19 веков.


Планируемые результаты:


Предметные:

познакомить с положением России на рубеже 18-19 веков, охарактеризовать её положение в мире;


Вспомнить, какие исторические процессы происходили в Европе на протяжении XVII – XVIII вв.;


Дать общую характеристику социального, экономического и политического положения России накануне XIX века.


Метапредметные:

прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий.


излагать свое мнение, аргументировать, подтверждать фактами; вступают в коллективное учебное сотрудничество.


Личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации


Тип урока: комбинированный.


Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в группах


Основные понятия и термины: Промышленный переворот, аграрная революция, демографическая революция, миграция, буржуазия, рабочие, дворяне, духовенство, крестьянство, мещане, купечество, казачество, крепостническая система, самодержавная монархия, привилегии.


Основные даты:

Вторая половина XVIII в. — начало промышленного переворота в Европе и США.

1830-е гг. — начало промышленного переворота в России


Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Актуализация знаний.

- Мы продолжаем с вами говорить о истории нашего государства. В этом году нам предстоит изучать 19 век. Его переломный характер отмечали многие историки и современники. А.С. Пушкин писал, что в этом веке Россия «вошла в Европу, как спущенный со стапелей корабль – при стуке топора и громе пушек».

Благодаря усилиям Петра I и Екатерины II, Россия превращалась в мощную европейскую державу, она значительно сократила разрыв с передовыми странами Европы, завоевала выход к Балтийскому и Черному морям, вышла на 1-е место в мире по выплавке чугуна, приняла некоторые черты европейской культуры. Крепостничество, самодержавие и махровый консерватизм уродовали страну. «Сверху блеск, снизу гниль» - так проницательно писал о состоянии России будущий министр П.А. Валуев. В то время, как Европа и США совершали бросок в индустриальное общество, Россия готовила свой ответ на вызовы Нового времени …, и совершила очередной зигзаг в истории. 


3. Целеполагание и мотивация.

Наша учебная цель урока – проследить место России в мировой истории кон. XVIII – начала XIX вв., на фоне зарождения индустриального общества в Европе.

Проблема урока


Почему на рубеже XVIII-XIX веков в Российской империи вновь стали необходимы реформы во всех областях общественной жизни?



4. Изучение нового материала.


1. Начало промышленной революции


Прочитайте текст учебника п.1-2 и рассмотрите схему 2 -3 (см. дополнительный материал ниже). Объясните суть и главные признаки промышленной революции.

Как повлиял промышленный переворот на жизнь общества?

Вспомните, когда началась промышленная революция. Почему она началась именно в европейских странах?


Выписать определение

Промышленный переворот— переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике.



- Родиной промышленного переворота считается Англия 2-й пол. XVIIIв. Почему?


Именно в этой стране, раньше других сложились необходимые условия для этого, а именно: а) аграрный переворот известный как «огораживание»; б) самый высокий уровень развития науки – здесь началась «эпоха Просвещения»; в) поддержка правительством предпринимательской инициативы; г) победа революции XVIIв., которая опрокинула в Англии абсолютизм и привела к власти «джентльменов».


Чем был вызван промышленный переворот?

Стр. 8-10. Заполнить таблицу «Изобретения» и сделать выводы.


Выписать определение аграрной революции.

Дата, страна

Область применения

Изобретатель

Изобретение







3. Перемены в сельском хозяйстве (стр. 9)

Задание1. Составьте перечень.

Технические новшества в сельском хозяйстве:

1) ______________________________

2) ______________________________

3) ______________________________

4) ______________________________

5) и т.д.

Сформулируйте и запишите понятие.

Аграрная революция - ______ – процесс внедрения в сельское хозяйство новой техники и новых производственных приёмов.

Рассмотреть схему 1

4. Изменения в жизни общества

Чем была вызвана демографическая революция?

Абзац 1.

Привести примеры изменений в медицине


6. Население Российской империи (стр. 11)


Прочитайте текст параграфа о населении Российской империи.

Почему население РИ можно считать многонациональным и многоконфессиональным?


Охарактеризуйте положение каждого сословия на рубеже XVIII— XIX вв.

Составить схему – Сословия российского общества


Сословия – большая группа людей с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству.

Классы – большие группы людей, различающиеся преимущественно по владению собственностью, способам получения дохода, ролью в обществе.




п2., 7 Изменения в финансовой системе. Развитие экономики России на рубеже XVIII – XIX веков (стр. 12)

С опорой на текст параграфа выясните, каковы были особенности экономического развития России на рубеже XVIII-XIX вв.

Характерные черты экономики России на рубеже XVIII – XIX веков:

1) 2) 3) и т.д.

Как видно из диаграммы, Российское государство не знало умеренности – оно обрастало всесильной бюрократией, усиленно милитаризировалось и в целом вело праздную, беззаботную жизнь.

8. Политический строй России на рубеже XVIII – XIX веков (стр. 13)

Задание. Опишите систему управления страной в начале XIX века.​​​​​​

Кому принадлежала исполнительная, законодательная и судебная власть?

Рефлексия: Делать умозаключения, обобщения

Домашнее задание: Учебник, § 1. Задание № 2,3 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!