Тема урока: Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.
Цель урока: Обеспечить усвоение учащимся понимания картины мира на рубеже 18 и 19 веков.
Планируемые результаты:
Предметные:
познакомить с положением России на рубеже 18-19 веков, охарактеризовать её положение в мире;
Вспомнить, какие исторические процессы происходили в Европе на протяжении XVII – XVIII вв.;
Дать общую характеристику социального, экономического и политического положения России накануне XIX века.
Метапредметные:
прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий.
излагать свое мнение, аргументировать, подтверждать фактами; вступают в коллективное учебное сотрудничество.
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
Тип урока: комбинированный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в группах
Основные понятия и термины: Промышленный переворот, аграрная революция, демографическая революция, миграция, буржуазия, рабочие, дворяне, духовенство, крестьянство, мещане, купечество, казачество, крепостническая система, самодержавная монархия, привилегии.
Основные даты:
Вторая половина XVIII в. — начало промышленного переворота в Европе и США.
1830-е гг. — начало промышленного переворота в России
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Актуализация знаний.
- Мы продолжаем с вами говорить о истории нашего государства. В этом году нам предстоит изучать 19 век. Его переломный характер отмечали многие историки и современники. А.С. Пушкин писал, что в этом веке Россия «вошла в Европу, как спущенный со стапелей корабль – при стуке топора и громе пушек».
Благодаря усилиям Петра I и Екатерины II, Россия превращалась в мощную европейскую державу, она значительно сократила разрыв с передовыми странами Европы, завоевала выход к Балтийскому и Черному морям, вышла на 1-е место в мире по выплавке чугуна, приняла некоторые черты европейской культуры. Крепостничество, самодержавие и махровый консерватизм уродовали страну. «Сверху блеск, снизу гниль» - так проницательно писал о состоянии России будущий министр П.А. Валуев. В то время, как Европа и США совершали бросок в индустриальное общество, Россия готовила свой ответ на вызовы Нового времени …, и совершила очередной зигзаг в истории.
3. Целеполагание и мотивация.
Наша учебная цель урока – проследить место России в мировой истории кон. XVIII – начала XIX вв., на фоне зарождения индустриального общества в Европе.
Проблема урока
Почему на рубеже XVIII-XIX веков в Российской империи вновь стали необходимы реформы во всех областях общественной жизни?
4. Изучение нового материала.
1. Начало промышленной революции
Прочитайте текст учебника п.1-2 и рассмотрите схему 2 -3 (см. дополнительный материал ниже). Объясните суть и главные признаки промышленной революции.
Как повлиял промышленный переворот на жизнь общества?
Вспомните, когда началась промышленная революция. Почему она началась именно в европейских странах?
Выписать определение
Промышленный переворот— переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике.
- Родиной промышленного переворота считается Англия 2-й пол. XVIIIв. Почему?
Именно в этой стране, раньше других сложились необходимые условия для этого, а именно: а) аграрный переворот известный как «огораживание»; б) самый высокий уровень развития науки – здесь началась «эпоха Просвещения»; в) поддержка правительством предпринимательской инициативы; г) победа революции XVIIв., которая опрокинула в Англии абсолютизм и привела к власти «джентльменов».
Чем был вызван промышленный переворот?
Стр. 8-10. Заполнить таблицу «Изобретения» и сделать выводы.
Выписать определение аграрной революции.
Дата, страна | Область применения | Изобретатель | Изобретение |
| | | |
3. Перемены в сельском хозяйстве (стр. 9)
Задание1. Составьте перечень.
Технические новшества в сельском хозяйстве:
1) ______________________________
2) ______________________________
3) ______________________________
4) ______________________________
5) и т.д.
Сформулируйте и запишите понятие.
Аграрная революция - ______ – процесс внедрения в сельское хозяйство новой техники и новых производственных приёмов.
Рассмотреть схему 1
4. Изменения в жизни общества
Чем была вызвана демографическая революция?
Абзац 1.
Привести примеры изменений в медицине
6. Население Российской империи (стр. 11)
Прочитайте текст параграфа о населении Российской империи.
Почему население РИ можно считать многонациональным и многоконфессиональным?
Охарактеризуйте положение каждого сословия на рубеже XVIII— XIX вв.
Составить схему – Сословия российского общества
Сословия – большая группа людей с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству.
Классы – большие группы людей, различающиеся преимущественно по владению собственностью, способам получения дохода, ролью в обществе.
п2., 7 Изменения в финансовой системе. Развитие экономики России на рубеже XVIII – XIX веков (стр. 12)
С опорой на текст параграфа выясните, каковы были особенности экономического развития России на рубеже XVIII-XIX вв.
Характерные черты экономики России на рубеже XVIII – XIX веков:
1) 2) 3) и т.д.
Как видно из диаграммы, Российское государство не знало умеренности – оно обрастало всесильной бюрократией, усиленно милитаризировалось и в целом вело праздную, беззаботную жизнь.
8. Политический строй России на рубеже XVIII – XIX веков (стр. 13)
Задание. Опишите систему управления страной в начале XIX века.
Кому принадлежала исполнительная, законодательная и судебная власть?
Рефлексия: Делать умозаключения, обобщения
Домашнее задание: Учебник, § 1. Задание № 2,3 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».