СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по Истории России 9 класс на тему: "Император Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского"

Нажмите, чтобы узнать подробности

История России

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по Истории России 9 класс на тему: "Император Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского"»

Тема урока: Император Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского

Планируемые результаты:

Предметные:

Выделять главные и второстепенные задачи внутренней политики Александра I в начальный период царствования; анализировать, показывать достоинства и недостатки реформ; дать оценку роли личности императора в проведении реформ.

Метапредметные:

развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, навыков исторического анализа, обобщать и самостоятельно формулировать выводы.

Личностные:

Воспитывать гражданственность и чувство социальной ответственности; формировать собственную позицию в вопросах отечественной истории.


Основные понятия и термины:

Негласный комитет, министерства, Комитет министров, приходские школы, училища, гимназии, университетская автономия, «вольные хлебопашцы», Государственный совет, Государственная дума, разделение властей

«Негласный комитет» - консультативно-коллегиальный орган «близких друзей» сложившийся при Александре I для подготовки проектов Законов. Просуществовал с 1801 по 1803гг.

«министерство» – центральный исполнительный орган, руководящий отдельными отраслями государства (внешняя политика, оборона, суды, финансы, просвещение, здравоохранение и т.д.).

«бюрократизм» – система управления государством с помощью канцелярских чиновников, которые оторваны от народа и защищают интересы правящего класса.

Основные даты:

1801—1825 гг. — царствование Александра I.

1802 г. — учреждение министерств.

1803 г. — указ о «вольных хлебопашцах».

1804 г. — университетский устав.

1810 г. — учреждение Государственного совета

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: учебник, словарь, сообщения уч-ся, доска

План урока (на доске)

Новый император и «негласный комитет».

Первые реформы управления.

Александр I и крестьянский вопрос.

«План государственного преобразования» М.М. Сперанского.

Ход урока:

1.Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности школьников.


На заре XIXв. Россия могла стать конституционной монархией, осуществить модернизацию в экономике и занять достойное место в тройке мировых лидеров. Были планы, проекты и даже осторожные попытки реформ, но все этим и закончилось. «Дней Александровых прекрасное начало» - так обозначил эти годы А.С. Пушкин.


3. Постановка проблемного вопроса


Актуализация.


Вспомните, почему в России промышленный переворот начался позднее, чем в Европе и

Северной Америке. Какие задачи стояли перед Российским государством в начале XIX в.?


Задание:


- Какие проблемы были в России в начале XIX века (социальные, политические, экономические)?


Проблемы представляем в форме кластера:

Задание:


Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности. Рассказывать о политическом строе Российской империи, развитии экономики, положении отдельных слоёв населения. Владеть устной речью


Какие проблемы должны быть решены Александром, чтобы он мог эту цель реализовать?


Учащиеся сначала индивидуально, затем в парах, группах формулируют важнейшие проблемы России в виде кластера.


Итог работы — общеклассный кластер (результат обсуждения в группах) на доске.


Цели царствования Александра I:


  • ликвидация последствий правления Павла I;

  • отмена крепостного права;

  • развитие образования в стране

  • введение конституции;

  • усовершенствование государственного аппарата,

  • создание парламента

Какие шаги необходимо было предпринять российскому правительству для решения этих задач?


4. Изучение новой темы

1. Детство Александра 1, воспитание.


Какими личными качествами обладал император Александр I? В чём была причина двойственности его характера?

В результате дворцового переворота 11 марта 1801 г. и цареубийства Александр в возрасте 24 лет стал российским императором.


Он родился в 1777 г. и был любимым внуком Екатерины II. Александр воспитывался при дворе бабки и разрывался между ней и своими родителями. Значительное влияние на будущего императора оказал один из его воспитателей, швейцарский политик Ф. С. Лагарп, приверженец идей либерализма. Он пытался внести эти идеи в сознание Александра. Среди них было отрицательное отношение к крепостничеству. В области политического устройства государства важнейшим требованием либералов являлось введение конституции.


  1. Личность Александра 1

Рассмотрим точки зрения на личность Александра 1 в истории.

Как только ни называли современники Александра : "сущий прельститель" (М.М. Сперанский), "властитель слабый и лукавый" (А.С. Пушкин), "Сфинкс, не разгаданный до гроба" (князь П.А. Вяземский), "это истинный византиец... тонкий, притворный, хитрый" (Наполеон).

Но была и другая точка зрения."Александр не был заурядным и ограниченным человеком... Это личность глубоко меланхолическая. Преисполненный великих замыслов, он никогда не воплощал их в жизнь. Подозрительный, нерешительный, лишенный веры в себя, окруженный посредственностями или ретроградами, он, вдобавок, постоянно терзался своим полудобровольным участием в убийстве собственного отца. Коронованный Гамлет, он был поистине несчастен", - писал Александр Иванович Герцен.

А.С. Пушкин отмечал двойственность натуры императора: «Александр жил на два ума, имел два парадных обличья, двойные манеры, чувства и мысли. Он научился нравиться всем …»

В политике Александр тонок,

как кончик булавки, остер, как бритва,

фальшив, как пена морская.              

  Шведский дипломат Лагербильке


Он человек! Им властвует мгновенье.

Он раб молвы, сомнений и страстей;

Простим ему неправое гоненье:

Он взял Париж, он основал Лицей.

А.С. Пушкин

П.А. Строганов отмечал: «Император взошел на трон с наилучшими намерениями — утвердить порядок на возможно наилучших основаниях; но его связывают личная неопытность и вялая, ленивая натура…»


А. Чарторыйский, друг царя, писал: «Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление… Он охотно согласился бы, чтобы каждый был свободен, лишь бы все добровольно исполняли бы его волю».


Со временем Александр все больше входил во вкус самодержавного правления. Однажды он накричал на Г.Р. Державина: «Ты все хочешь учить, а я — самодержавный царь и хочу, чтобы было так, а не иначе». Дайте характеристику личности Александра 1


Учащиеся делают вывод, что многие личностные качества Александра I являлись препятствием в осуществлении предложенных проектов — нет опыта, нет настойчивости, двойственность натуры, желание произвести впечатление, скрытность, желание сохранить власть, царь лишь на словах республиканец, а на деле — самодержец и т.д.

Работа с текстом учебника § 2 п.1


- На каких идеях воспитывался будущий император Александр Павлович?


- Кто оказал значительное влияние на формирование взглядов будущего императора?


Прочитайте в учебнике фрагмент письма Александра I (1797). Какие цели ставил перед собой будущий император?


Какие намерения были у наследника Александра в вопросах будущих преобразований в России? Дать Государственную думу и Конституцию.


Комментарий учителя: Уже став императором, Александр постоянно говорил, что его идеал – швейцарская республика, что он хочет подарить России республиканское устройство, а потом уехать с семьей куда-нибудь в тихое местечко на Рейн, и там доживать свои дни.


Каково было главное назначение Негласного комитета? Какую роль он сыграл в истории страны?

Найдите в учебнике и дополнительных материалах, какие реформы провел Негласный комитет? Дайте их характеристику? Какие реформы вы считаете главными и почему?  В чём смысл указа о «вольных хлебопашцах»?


С опорой на текст учебника дайте характеристику первых преобразований Александра I. Какие из них вы считаете главными? Почему?

Но коронация успешно прошла, а проект был отложен ... «При мне все будет как при бабушке» - именно эту фразу произнес Александр накануне коронационных торжеств в Петербурге.

Словарная работа.


«Негласный комитет» - консультативно-коллегиальный орган «близких друзей» сложившийся при Александре I для подготовки проектов Законов.


Самостоятельная работа с текстом учебника.


Главные задачи «Негласного комитета»:


А) …. ? Б) …..?


Промежуточный вывод: Амбициозные мечты молодых реформаторов об ограничении самодержавия требовали четкого плана действий, политической воли и личного мужества самого императора.

Прочитайте в учебнике фрагмент указа о «вольных хлебопашцах». Какие новшества он

вносил в отношения помещиков и крестьян?


На основании текста учебника составьте две схемы организации государственной власти:

1) по проекту М. М. Сперанского и 2) после реформ Александра I. Найдите общее и различное.

Какие положения проекта реформ М. М. Сперанского вы считаете главными?


Анализ планов Сперанского по реформированию сословного строя России и государственного управления.

ЗАДАНИЯ ГРУППАМ

Группа 1

Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 18. Выполните следующее задание:

Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России:

а) какие сословия должны были быть созданы;

б) какие права получили бы эти сословия.

Подготовьте схему (на доске) и рассказ.

Группа 2

Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 18. Выполните следующее задание:

1. Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России.

2. Подготовьте и задайте группе 1 три вопроса по изменению положения сословий в России.

Группа 3

Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 18. Выполните следующее задание:

Проанализируйте планы Сперанского по изменению государственного устройства России:

а) организация государственной власти;

б) организация выборов.

Подготовьте схему (на доске) и рассказ.

Группа 4

Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 18. Выполните следующее задание:

1. Проанализируйте планы Сперанского по изменению государственного устройства России.

2. Подготовьте и задайте группе 3 три вопроса по данной теме.

Среди вопросов, подготовленных учащимися, должен прозвучать и такой: «Кого не устраивал предложенный вариант реформ?».

В ходе рассуждений учащиеся делают вывод, что данный проект не устраивал дворянство, которое не хотело ни с кем делиться своими привилегиями.





Проанализируйте планы Сперанского по изменению государственного устройства России: а) организация государственной власти; б) организация выборов. Обучающиеся изучают материал в учебнике и в энциклопедиях, заполняют рабочие листы. Почему проект Сперанского фактически не был реализован? Кого не устраивал предложенный вариант реформ?.

Учитель обращает внимание учащихся на приведенный в учебнике (с. 21) отрывок из воспоминаний Д.Н. Рунича:

Объяснять значение понятий «Государственный совет», «разделение властей».

 Какую идею Дж. Локка взял за основу нового государственного устройства М.М. Сперанский? Правильно это основополагающий принцип демократического государства – принцип разделения властей на 3 независимые ветви власти …

- Какую главную цель преследовал проект? Ограничение самодержавия; поставить власть под контроль общества, ибо безгласность народа порождает безответственность властей!

- Какими функциями наделялся Государственный совет и, что произошло в реальности с проектом? Ему были присвоены законосовещательные функции, но уже в 1811г. царь перестал учитывать мнение Госсовета, а все сколько-нибудь важные законопроекты он утверждал по докладам министров. Проект о реформировании Сената 1811г. вообще вызвал шок и открытое недовольство сенаторов-аристократов.

«Если бы у тебя отсекли руку, верно, кричал и жаловался, что тебе больно. У меня в прошлую ночь отняли Сперанского, а он был моей правой рукой» так с горечью отозвался Александр I, когда снимал своего любимца с должности.

- Подумайте, почему Александр I, так и не решился созвать Государственную думу?


5. Первичное закрепление


6. Рефлексия. Самооценк

АЛЕКСАНДР

Мыслящий, наивный.

Мечтает, планирует, но не осуществляет.

Он — сфинкс, не понятый до гроба.

Он самодержец.

СПЕРАНСКИЙ

Умный, мечтающий.

Планирует, разрабатывает, стремится.

Он мечтает о свободе в России.

Напрасно.


7. Домашнее задание. Написать небольшое сочинение на тему «Почему А.С. Пушкин начало правления Александра назвал «Дней Александровых прекрасное начало»

Опережающее задание: подготовить сообщения: «Бородинское сражение», «Полководец М.И Кутузов», «Подвиги героев Отечественной войны». 2. Выставление оценок
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!