СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по курсу ОРКиСЭ на тему "Семейные праздники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке формируется представление о ценности семейных праздников и традиций, совершенствуются умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, построения связного высказывания, работы в группах.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по курсу ОРКиСЭ на тему Семейные праздники»

Тема: семейные праздники.

Предмет: ОРКиСЭ. Модуль «Основы светской этики»

Класс: 4.

Цель: создать условия для формирования у учащихся ценностного отношения к семейным праздникам и традициям.

Задачи:

1. познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока: праздник, государственный праздник, общественный праздник, семейный праздник, подарок, праздничный ритуал;

2. способствовать формированию и развитию УУД:

познавательных:

  • извлекать информацию из разных источников и преобразовывать её;

  • строить речевое высказывание в устной форме;

  • делать выводы на основе анализа объектов;

регулятивных:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

коммуникативных:

  • слушать и понимать других;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • оформлять свои мысли в устной форме;

  • договариваться о правилах общения и поведения;

личностных:

  • проявлять интерес к изучению темы;

  • определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения в семье: уважение, терпение, любовь и т. д.

Ожидаемые результаты урока:

  • учащиеся узнают о том, когда и как появились праздники, какое значение имеют праздники, что такое подарок и как его выбирать;

  • усовершенствуют умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания, работы в группах.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.


Ход урока.


I этап. Вводный (мотивационно-организационный).

1.Организация деятельности учащихся.

‒Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения. Я верю, что вы справитесь со всеми заданиями и узнаете много нового и интересного.

2.Актуализация внимания к теме урока.

‒Посмотрите на эти фотографии (Приложение) и скажите, что их объединяет? Ответ обоснуйте.

‒Что на них общего? (На фотографиях фрагменты праздников, праздники)

‒Правильно. Это то, что их объединяет.

‒А какие есть различия? (Они посвящены разным событиям)

‒Правильно. Это то, что их отличает.

‒ Что же такое праздник? Как вы понимаете?

В словаре Ожегова С.И. объясняется значение слова. Прочитайте и скажите, о каком значении этого слова вы не сказали?

Праздник, а, м. — 1. День торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. 2. Выходной, нерабочий день. 3. День, особо отмечаемый обычаем или церковью. 4. День радости и торжества по поводу чего-либо. 5. День игр и развлечений.

Слово ПРАЗДНИК произошло от слова «праздный», то есть свободный, не занятый. Другими словами, под праздником понимается день торжества, который установлен в память или в честь какого-либо события. Со временем праздники превратились в традицию для людей.

II этап. Основной (информационно-аналитический)

Работа в парах.

‒Вернёмся снова к фотографиям. Попробуйте их сгруппировать. Обсудите в парах, как это можно сделать. Свою готовность покажите поднятыми вверх руками.

(Одни отмечаются в государстве, другие ‒ в отдельных коллективах, третьи — в семьях).

В случае затруднения предложить готовую группировку и организовать диалог:

‒Каким событиям посвящены эти праздники?

‒Какие праздники посвящены событиям, произошедшим в истории нашего государства? Как можно назвать эту группу праздников? (Выслушиваются предположения детей)

‒Эти праздники отмечают люди определённой профессии, взглядов. Какое название можно дать этой группе праздников? ( Это общественные праздники).

‒А какое общее название можно дать праздникам на остальных фотографиях? (Семейные праздники)

‒А теперь проверим по учебнику, правильными ли были наши предположения?

с.59 со слов «Праздники …

‒Как называются праздники первой группы? Второй? Третьей?

Даты этих праздников в календаре отмечены красным цветом. Государственные праздники России — это те, которые имеют государственный статус. Они устанавливаются государством. При этом дни, на которые они выпадают, являются выходными. Ими являются: новогодние каникулы, Рождество Христово, День защитника Отечества, День Победы, День России, День народного единства, Международный женский день, праздник Труда.

Общественные праздники‒ это те, которые отмечают люди определённой профессии, взглядов. Об общественных и государственных праздниках будем говорить позднее, а сегодня мы поговорим о тех праздниках, которые особенно близки и знакомы каждому из нас - о семейных праздниках.

‒Тема нашего урока «Семейные праздники».

‒ Скажите, чем семейные праздники отличаются от других праздников?

(Они посвящены событиям, которые произошли в семье. Отмечаются всей семьей; в кругу своей семьи. В этот день собирается вся семья, готовятся любимые кушанья …).

‒Вы уже много знаете о праздниках. А хотите узнать ещё больше?

‒Прочитайте вопросы и выберете те, на которые хотели бы получить ответ.

1. Когда и как появились праздники?

2. Откуда появилась традиция дарить подарки?

3. Как правильно выбирать, дарить и принимать подарки?

4. Какое значение имеют праздники?

-У кого есть другие вопросы по теме урока?

‒Будем вместе искать на них ответы.

‒История возникновения праздника своими корнями уходит в далёкое

прошлое. Давайте её узнаем. Откройте учебник на с. 58.

‒Будем читать, чтобы ответить на первый вопрос: « Когда и как появились праздники?»

‒Как ответите на этот вопрос?

- Чтобы облегчить себе труд, люди обращались за помощью к небесным светилам (солнцу, звездам), стихиям (ветру, рекам, океанам), к духам, а позже к богам.

- Они приносили им дары, пели, танцевали и произносили хвалебные слова. Так возникли праздники. Праздниками отмечали всё новое: наступление весны, нового года, рождение новой жизни, свадьбы.


-Какие у вас есть семейные праздники? Как вы к ним готовитесь? Как они проходят? Некоторых ребят из класса я попросила подготовить рассказ о семейных праздниках. Давайте послушаем их.

(Выступления детей, презентации, демонстрация фотографий семейных

праздников)

‒Поднимите руки те, кто любит семейные праздники? Почему вы их любите?

‒Каждый праздник имеет свой порядок проведения, которыми он отличается от остальных ‒ ритуал.

‒Что принято дарить на праздники?

‒ Есть обычай, общий для многих праздничных событий – это обычай дарить подарки. Это один из самых древних обычаев в мире.

‒ Давайте прочитаем, откуда появилась традиция дарить подарки?

Чтение учебника. С.59


Согласно данным ученых, ей уже много лет. Она связана с верой наших далеких предков в существование духов природы, домовых. Стремясь задобрить высшую силу и привлечь к себе удачу, люди преподносили духам разные дары. С появлением христианства они перестали делать это, зато появилась другая традиция – дарить подарки друг другу, позаимствовав эту традицию у древних римлян.

Древние народы были уверены - подарок обладает магической силой: вещь, преподнесенная от чистого сердца, приносит удачу, а если не от души, с тайной неприязнью, то навредит.


‒Какой подарок запомнился вам больше всего? Чем он вам понравился?

(Ответы детей)

‒Дарить и принимать подарки ‒ это искусство. Дарить надо искренне, а принимать ‒ благодарно.

-Как же правильно выбирать, дарить и принимать подарки? Ответ на этот вопрос вы будете искать в группах.


‒Каждая группа получит по 1 вопросу для обсуждения. Затем вы представляете классу свое мнение по вопросу, который был задан. Если у других групп будут дополнения, то вы их приводите. На работу даётся 5 минут.

1 группа.

1. Каким должен быть подарок? Используя учебник, закончить предложения (с.59,2‒й абзац)

А) Подарок должен …

Б) Выбирая подарок, надо учитывать …


2 группа.

Обсудите в группе, какие вещи нельзя дарить?

(Не следует дарить то, что вам самим подарили(«дарёное не дарят»). Не принято дарить старые вещи, то, чем вы уже пользовались. Тем более не стоит дарить испорченные, сломанные предметы. Такие подарки не принесут радости тому, кому вы их дарите. Не стоит дарить вещь, которая вам не нужна, скорее всего, вашему другу она тоже не понадобится).


3 группа.

Разыграть сценку дарения (вручения) и принятия подарков.

(Вручение подарков сопровождается добрыми пожеланиями и улыбкой. Возможные реплики:

, мне хотелось сделать для тебя что‒то приятное. Я знаю, ты интересуешься…

Надеюсь, тебе понравится мой подарок.

Принимая подарок, нужно выразить свои чувства, похвалить подарок, рассказать, как вы его будете использовать.

Возможные реплики:

Какой чудесный подарок!

Большое тебе спасибо!

Именно о таком подарке я мечтала! Ты просто волшебник!)


4 группа.

Что делать, если подарок не понравился?

(Поблагодарите, даже если вам не очень понравился подарок. Зачем огорчать человека, который хотел сделать вам приятное).


5 группа.

Что делать, если вам подарили то, что у вас уже есть?

(Если вам подарили то, что у вас уже есть, лучше не говорить об этом, чтобы не расстраивать друга. Поблагодарите его).


6 группа.

Что делать с подарком, который вам вручили?

(Если вам дарят подарки, будьте внимательны к тому, кто его преподносит. Не кладите равнодушно в сторону. Разверните подарок, рассмотрите его и поблагодарите).


‒Дома своим близким расскажите, как нужно выбирать, дарить и принимать подарки.



III. Заключительный (оценочно-рефлексивный).

‒Вернёмся к вопросам, которые поставили перед собой. Выполнили план урока?

(Осталось ответить на последний вопрос).

Как вы ответите на вопрос: для чего нужны праздники? (Они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом …).

- Теперь каждый из вас каждый попробует продолжить одно из предложений:

Сегодня на у уроке я понял(а)…

Теперь я понимаю, что…

Я думаю, что каждый человек должен…

Я постараюсь всегда…


Домашнее задание:

Подготовить устный рассказ (фоторепортаж, презентацию) на тему «Какой праздник самый любимый для вас и вашей семьи»?


.

5



Просмотр содержимого презентации
«Приложение к уроку»

Государственные праздники

Государственные праздники

Общественные праздники

Общественные праздники

Семейные праздники

Семейные праздники

Сегодня на уроке я понял(а)… Теперь я понимаю, что… Я думаю, что каждый человек… Я постараюсть всегда…
  • Сегодня на уроке я понял(а)…
  • Теперь я понимаю, что…
  • Я думаю, что каждый человек…
  • Я постараюсть всегда…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!