I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: - актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - устанавливает тематические рамки; - намечает шаги учебной деятельности. Целеполагание | Приветствие: - Мы урок наш начинаем, На столе мы проверяем: Всё ль в порядке? Всё ль на месте? И урок начнём мы вместе. - Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. У вас отличное настроение, дыхание ровное, спокойное. Вы можете выполнить любое задание. Пожелайте друг другу удачи в получении знаний. - Чтобы определить тему нашего урока, послушайте загадку и попробуйте её отгадать: Сегодня наш урок, друзья Про удивительных семь «я»! Кто они, мне подскажите? Тему вы определите! –– Сегодня на уроке предстоит большая и интересная работа; – Мы будем говорить о семье, о членах семьи, об отношениях между родителями и детьми, - Подумайте, для чего мы изучаем эту тему? - Это и будет целью нашего урока? -На уроке мы проведём исследование по нашей теме и выясним, какая семья может называться настоящей счастливой. - Итак, что же такое семья? Какие мысли вас посетили? - Из какого источника можно узнать значение слова «семья»? - Какое значение слова «семья» подходит для нас и почему? | Проверяют наличие школьных принадлежностей и порядок на партах. Приветствуют друг друга, настраиваются на работу. Тема урока – «Семья. Наши родственники». Узнать, что обозначает слово «семья». Выяснить, какая семья может называться счастливой. Дети высказывают свои мысли. Из толкового словаря, из сети Интернет… Семья - объединение людей, сплоченных общими интересами. Семья -группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детенышей. Семья -группа живущих вместе близких родственников. Ученики выбирают значения слова и доказывают. Рассуждают. | ЛУУД: эмоционально устойчив к стрессовым ситуациям. РУУД: умеет контролировать свою готовность к уроку; осознаёт себя как ученика. КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других. ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя. |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выявление места и причины затруднения (7 мин) Цели: - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения. - выявляет место (шаг, операция) затруднения; - фиксирует во внешней речи причину затруднения. Физминутка (1 мин) | - Каких членов семьи вы знаете? - Кто является вашими родителями? -Кем вы являетесь для своих родителей? - Кто из вас знает, почему маму и называют именно так, а не по имени, например? -Из скольких слогов состоит слово мама? Дайте характеристику этому слову. -Сколько слогов в слове? Как вы догадались? Считается, что слово МАМА появилось еще до того как люди научились говорить. Мама была главным человеком в жизни малыша в первобытные времена, он проводил с ней всё время, пока папа охотился и защищал семью от врагов. Слог "ма" - самый простой из того, что может выговорить младенец. Повторяя неоднократно этот слог, малыш научился произносить слово «мама». -Что же означает слово папа? Я предлагаю вам пообщаться дома со своими родителями и на следующем уроке высказать ваши мнения. -Давайте немного отдохнём и проведём физкультминутку - А мы продолжим знакомство с другими членами семьи. Откройте учебники на с. 114 Давайте рассмотрим иллюстрацию и выполним задания? - Сколько членов семьи вы видите на рисунке? Перечислите. -Как по – другому можно их назвать? - Давайте познакомимся с этой семьёй поближе. -Кем приходятся родители Елены Николаевны и Михаила Борисовича Маше и Пете? -Какой вывод мы можем сделать: - Кто ещё есть в вашей семье, кроме мамы и папы? - Что объединяет всех членов семьи? - Произнесите слово «семья». Какие слова в нём спрятаны? - Кто знает, почему именно 7, а не 5 или 6? | Дети перечисляют. Мама и папа. Дети: сын, дочь. Выслушиваются ответы детей. Слово состоит из двух слогов, т. к. в нем 2 гласные. Первый слог состоит из слияния двух звуков: твёрдого, непарного согласного [м] с гласной [а], а второй слог повторяет первый. Ударение падает на первый слог, на гласную а. Определяют проблему – необходимо узнать значение слова для достижения цели. Дети выполняют движения. Рассуждают, отвечая на поставленные вопросы. Читают текст, выполняют задания. родственники Бабушки и дедушки, брат или сестра. Живут в одной квартире, занимаются домашним хозяйством, распределяют деньги, вместе проводят свободное время… 7 и Я Потому что самые близкие люди – мама, папа, 2 бабушки, 2 дедушки и Я. Вот и получается число 7. | ПУУД: строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа. КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении. РУУД: учится ставить проблему. ЛУУД: проявляет познавательную инициативу; формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, знакомится с позитивными способами взаимодействия в семье. ЛУУД: формирует ЗОЖ |
Информационная минутка (3 мин) | - Бывают семьи разные - большие и маленькие. -Поднимите руки те, у кого в семье 5 родственников. - А у кого три человека? - Скажите, а два человека- это семья? Вывод: - Неважно, большая семья или маленькая, сколько в ней человек, главное, чтобы семья была настоящей счастливой. - Что же может объединять членов семьи, чтобы про них сказали: «Вот настоящая, хорошая семья»? | Маленькие, где мало членов этой семьи и большие. Дети высказывают своё мнение. Дети высказывают своё мнение. | ПУУД: отвечает на вопросы, рассуждает, опирается на собственные наблюдения и приобретённые знания. |
III. Реализация планируемых действий (15 мин) Цели: - реализует дальнейшие действия в соответствии с планом; - фиксирует преодоление затруднения. | Стадия осмысление: -Чтобы ответить на этот вопрос, выполните задание, я предлагаю поработать в парах. -На каждом столе лежат таблички со словами. Подберите те слова, которые подходят к понятию «настоящая счастливая семья» ( злость, нежность, забота, ненависть, любовь, понимание, ссора) (ласка, дружба, крик,,вежливость, грубость, неуважение, помощь) - Готовы? Вам слово! - Давайте из этих слов построим дом для настоящей счастливой семьи. -Молодцы, действительно, родители заботятся о своих детях, опекают их. И дети в свою очередь послушны родителям. - Почему вы не взяли другие слова? . - Так какую семью мы называем дружной, счастливой? | Дети определяют проблему: « Какую семью мы называем дружной, счастливой» Проходит работа в парах. Из слов-брёвнышек строят дом на доске. Они не подходят для дружной семьи. Подводят итог. | ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, позитивного отношения к семье и семейным ценностям; РУУД: проговаривает последовательность действий на уроке; КУУД: учится оформлять свои мысли в устной и письменной форме, в рисунке; слушать и понимать речь других РУУД: определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя. |
VI . Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин)+ ( 5мин) Цели: - вспоминает содержание основных этапов урока; - оценивает собственную учебную деятельность. | - Подведём итог работы на уроке. - Какие цели ставили? Достигли цели? Повторим, кто называется родственниками. Повторяйте за мной: Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папа, Этот пальчик – мама, Этот пальчик – Я. Вот и вся моя семья. -Что понравилось? - Где испытывали затруднение? -Кого бы похвалили за работу? - Кто доволен своей работой на уроке? - Оцените свою работу на уроке. -Кто оценил себя так: «Я справился с работой?! Мне было легко и интересно» Вам повезло! «Я испытывал трудности при выполнении задания?» «Кому было трудно на уроке?» - Я довольна нашей работой на уроке. Спасибо за урок. | Отвечают на вопросы. Оценивают работу за весь урок. | РУУД: оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |