СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по окружающему миру в 1 классе "Вместе дружная семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка может служить рекомендацией при подготовке к уроку по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по окружающему миру в 1 классе "Вместе дружная семья"»

МБОУ « СОШ № 10»

Духовно- нравственное воспитание

Урок по окружающему миру.

«Вместе дружная семья»

1 класс











Автор: Никитина Лариса Владимировна

Место работы: МБОУ «СОШ № 10», Балахнинский район, Нижегородская область

Должность: учитель начальных классов первой категории,



2019 г.

Предмет: окружающий мир

Класс: 1

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, проблемный, практический, наглядный.

Технологическая карта урока

Тема урока



Вместе дружная семья




Цель урока



Задачи














Для учителя

Для учащихся

- обогащать представления детей о семье, о домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи.

Образовательные: формировать представление детей о семье, совершенствовать умение правильно называть членов семьи.

Развивающие: способствовать развитию устной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, навыкам создания презентаций учащихся по теме урока, творческие способности учащихся, навыки работы в паре, умение ставить вопросы, находить нужную информацию.

Воспитательные: пробуждать интерес к предмету через русские народные и литературные сказки; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах, внимательное и заботливое отношение к близким людям.

- определяют проблему урока, по данной теме и своей системе знаний, обобщают и систематизируют накопленные знания, узнают новое.

Образовательные: знакомятся с понятием «семья», «родственники» в Интернете, правильно называют всех членов семьи, опираясь на свой жизненный опыт.

Развивающие: задают вопросы и отвечают на них, составляют рассказ, используя связанную устную речь; проявляют познавательные интересы, творческие способности; учатся рассуждать и доказывать, представлять информацию в виде презентаций.

Воспитательные: проявляют интерес к предмету через русские народные и литературные сказки; соблюдают культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах (учатся планировать работу, совместно оценивать результат работы); следуют чувствам любви и уважения к близким людям.


УУД


Личностные:

  • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

  • Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.

  • Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других членов семьи.

  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

  • Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

  • Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

  • Формировать ЗОЖ.

Регулятивные:

  • Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска задачи.

  • Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

  • Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

  • Развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения задания.

Коммуникативные:

  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  • Создать условия для совместного решения учебной задачи.

  • Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.

  • Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других).

Познавательные:

  • Развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать.

  • Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.

  • Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание.

  • Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и рабочей тетради.

  • Способствовать высказыванию детьми своего мнения.

  • Способствовать оцениванию своей деятельности на уроке.

  • Развивать умение работать с разными видами информации.

  • Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основное содержание урока

Дружная семья. Счастливая семья. Домашнее хозяйство. Забота о младших членах семьи, больных и престарелых людях. Домашние питомцы семьи.

Основные термины и понятия

Семья, члены семьи, дом.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

  • Определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя.

  • Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Рассказывают о семье, домашнем хозяйстве.

  • Приводят примеры заботы о младших членах семьи, престарелых и больных.

  • Находят с помощью старших членов семьи нужную информацию в семейном архиве.

  • Ориентируются в своей системе знаний.

  • Находят способ представления информации. (Фото-презентация).


Личностные: осознают понятие «семья», чувства любви и уважения к членам семьи, забота о близких.

Регулятивные: формулируют цель на уроке с помощью учителя; определяют проблему урока; проговаривают последовательность действий на уроке; оценивают правильность выполнения действия; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения; высказывают своё предположение.

Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; находить необходимую информацию из источника.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, на кружке «Проектная деятельность»

Ресурсы: основные





дополнительные

- В. А. Самкова, Н. И. Романова. Окружающий мир. Учебник для 1-го класса. Стр. 88-89. Урок 54;

- С. Г. Зелеева, Е. А. Гринёва, В. А. Самкова. Рабочая тетрадь для 1-го класса к учебнику В. А. Самковой, Н. И. Романовой «Окружающий мир». Стр. 72-73. Урок 54;

- ноутбук (для учителя);

- ноутбук (для ученика);

- проектор;

- листы самоконтроля для групп;

- оценочный лист для каждого ученика и кружки красного, жёлтого и зелёного цветов;

-физкультминутка для глаз.

Межпредметные связи

Окружающий мир + Литературное чтение + Русский язык + Математика +ИЗО

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, парах.



Материалы к уроку находятся в приложениях.

Приложение № 1 «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома” Л.Н.Толстой

Приложение № 2 Листы самоконтроля для групп, оценочный лист для каждого ученика.

Проект-фото-презентация учащихся, выполненный на занятиях кружка «Проектная деятельность»

Характеристика этапов урока

Технология проведения

Деятельность учеников и учителя, которая приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты УУД

(Сокращения:

ЛУУД – личностные;

РУУД – регулятивные;

КУУД - коммуникативные;

ПУУД – познавательные)

Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности учеников

I. Мотивация к учебной деятельности

(3 мин)

Цели:

- актуализирует

требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- устанавливает

тематические рамки;

- намечает

шаги учебной деятельности.












Целеполагание

Приветствие:

- Мы урок наш начинаем,

На столе мы проверяем:

Всё ль в порядке?

Всё ль на месте?

И урок начнём мы вместе.



- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. У вас отличное настроение, дыхание ровное, спокойное. Вы можете выполнить любое задание. Пожелайте друг другу удачи в получении знаний.



- Чтобы определить тему нашего урока, послушайте загадку и попробуйте её отгадать:

Сегодня наш урок, друзья

Про удивительных семь «я»!

Кто они, мне подскажите?

Тему вы определите!

–– Сегодня на уроке предстоит большая и интересная работа;
– Мы будем говорить о семье, о членах семьи, об отношениях между родителями и детьми,

- Подумайте, для чего мы изучаем эту тему?

- Это и будет целью нашего урока?


-На уроке мы проведём исследование по нашей теме и выясним, какая семья может называться настоящей счастливой.


- Итак, что же такое семья? Какие мысли вас посетили?

- Из какого источника можно узнать значение слова «семья»?


- Какое значение слова «семья» подходит для нас и почему?




Проверяют наличие школьных принадлежностей и порядок на партах.






Приветствуют друг друга, настраиваются на работу.




















Тема урока – «Семья. Наши родственники».



Узнать, что обозначает слово «семья».

Выяснить, какая семья может называться счастливой.








Дети высказывают свои мысли.


Из толкового словаря, из сети Интернет…


Семьяобъединение людей, сплоченных общими интересами.

Семья -группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детенышей.

Семья -группа живущих вместе близких родственников.

Ученики выбирают значения слова и доказывают.

Рассуждают.

ЛУУД: эмоционально устойчив к стрессовым ситуациям.

РУУД: умеет контролировать свою готовность к уроку; осознаёт себя как ученика.

КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других.

ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя.



II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выявление места и причины затруднения

(7 мин)

Цели:

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

- выявляет место (шаг, операция) затруднения;

- фиксирует во внешней речи причину затруднения.




Физминутка

(1 мин)

- Каких членов семьи вы знаете?

- Кто является вашими родителями?

-Кем вы являетесь для своих родителей?

- Кто из вас знает, почему маму и называют именно так, а не по имени, например?


-Из скольких слогов состоит слово мама? Дайте характеристику этому слову.

-Сколько слогов в слове? Как вы догадались?


Считается, что слово МАМА появилось еще до того как люди научились говорить. Мама была главным человеком в жизни малыша в первобытные времена, он проводил с ней всё время, пока папа охотился и защищал семью от врагов.

Слог "ма" - самый простой из того, что может выговорить младенец. Повторяя неоднократно этот слог, малыш научился произносить слово «мама».

-Что же означает слово папа? Я предлагаю вам пообщаться дома со своими родителями и на следующем уроке высказать ваши мнения.


-Давайте немного отдохнём и проведём физкультминутку


- А мы продолжим знакомство с другими членами семьи.

Откройте учебники на с. 114

Давайте рассмотрим иллюстрацию и выполним задания?

- Сколько членов семьи вы видите на рисунке? Перечислите.

-Как по – другому можно их назвать?

- Давайте познакомимся с этой семьёй поближе.

-Кем приходятся родители Елены Николаевны и Михаила Борисовича Маше и Пете?


-Какой вывод мы можем сделать:

- Кто ещё есть в вашей семье, кроме мамы и папы?


- Что объединяет всех членов семьи?






- Произнесите слово «семья». Какие слова в нём спрятаны?

- Кто знает, почему именно 7, а не

5 или 6?




Дети перечисляют.

Мама и папа.

Дети: сын, дочь.


Выслушиваются ответы детей.











Слово состоит из двух слогов, т. к. в нем 2 гласные. Первый слог состоит из слияния двух звуков: твёрдого, непарного согласного [м] с гласной [а], а второй слог повторяет первый. Ударение падает на первый слог, на гласную а.





Определяют проблему – необходимо узнать значение слова для достижения цели.



Дети выполняют движения.



Рассуждают, отвечая на поставленные вопросы.


Читают текст, выполняют задания.

родственники










Бабушки и дедушки, брат или сестра.



Живут в одной квартире, занимаются домашним хозяйством, распределяют деньги, вместе проводят свободное время…


7 и Я

Потому что самые близкие люди – мама, папа, 2 бабушки, 2 дедушки и Я. Вот и получается число 7.

ПУУД: строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа.

КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении.

РУУД: учится ставить проблему.

ЛУУД: проявляет познавательную инициативу; формирует

самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, знакомится с позитивными способами взаимодействия в семье.














ЛУУД: формирует ЗОЖ



Информационная минутка (3 мин)


- Бывают семьи разные - большие и маленькие.

-Поднимите руки те, у кого в семье 5 родственников.

- А у кого три человека?

- Скажите, а два человека- это семья?

Вывод:

- Неважно, большая семья или маленькая, сколько в ней человек, главное, чтобы семья была настоящей счастливой.


- Что же может объединять членов семьи, чтобы про них сказали: «Вот настоящая, хорошая семья»?


Маленькие, где мало членов этой семьи и большие.




Дети высказывают своё мнение.








Дети высказывают своё мнение.

ПУУД: отвечает на вопросы, рассуждает, опирается на собственные наблюдения и приобретённые знания.

III. Реализация планируемых

действий

(15 мин)

Цели:

- реализует дальнейшие действия в соответствии с планом;

- фиксирует преодоление затруднения.


Стадия осмысление:

-Чтобы ответить на этот вопрос, выполните задание, я предлагаю поработать в парах.

-На каждом столе лежат таблички со словами. Подберите те слова, которые подходят к понятию «настоящая счастливая семья»

( злость, нежность, забота, ненависть, любовь, понимание, ссора)

(ласка, дружба, крик,,вежливость, грубость, неуважение, помощь)

- Готовы? Вам слово!


- Давайте из этих слов построим дом для настоящей счастливой семьи.


-Молодцы, действительно, родители заботятся о своих детях, опекают их. И дети в свою очередь послушны родителям.


- Почему вы не взяли другие слова?

.


- Так какую семью мы называем дружной, счастливой?



Дети определяют проблему:

« Какую семью мы называем дружной, счастливой»


Проходит работа в парах.













Из слов-брёвнышек строят дом на доске.







Они не подходят для дружной семьи.


Подводят итог.





ЛУУД: формирует

самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, позитивного отношения к семье и семейным ценностям;

РУУД: проговаривает последовательность действий на уроке;

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной и письменной форме, в рисунке; слушать и понимать речь других РУУД: определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя.


VI . Рефлексия учебной деятельности на уроке

(2 мин)+ ( 5мин)

Цели:

- вспоминает содержание основных этапов урока;

- оценивает

собственную учебную деятельность.


- Подведём итог работы на уроке.

- Какие цели ставили? Достигли цели?

Повторим, кто называется родственниками.

Повторяйте за мной:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – Я.

Вот и вся моя семья.


-Что понравилось?

- Где испытывали затруднение?

-Кого бы похвалили за работу?

- Кто доволен своей работой на уроке?


- Оцените свою работу на уроке.

-Кто оценил себя так:

«Я справился с работой?! Мне было легко и интересно» Вам повезло!

«Я испытывал трудности при выполнении задания?»

«Кому было трудно на уроке?»

- Я довольна нашей работой на уроке. Спасибо за урок.




Отвечают на вопросы.

Оценивают работу за весь урок.


















РУУД: оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.


























ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Листы самоконтроля для групп.

Лист самоконтроля группы.

«Копилка народной мудрости»

№ п/п

Мы выполнили эти действия:

Да

Нет

1

Подобрали пословицы по нашей теме.



2

Написали или скопировали их в Word.



3

Обсудили смысл пословиц в своей группе.



4

Проиллюстрировали одну из пословиц.



Если везде ответили ДА, то работа группой выполнена.

Если есть недочёты, то доделайте.

УДАЧИ ВАМ!











Лист самоконтроля группы.

«Семейные традиции»

№ п/п

Мы выполнили эти действия:

Да

Нет

1

Описали семейную традицию



2

Название текста соответствует содержанию.



3

Выполнили иллюстрацию к тексту.



4

Рисунок соответствует тексту.



Если везде ответили ДА, то работа группой выполнена.

Если есть недочёты, то доделайте.

УДАЧИ ВАМ!

Лист самоконтроля группы.

«Облако слов»

№ п/п

Мы выполнили эти действия:

Да

Нет

1

Подобрали и записали слова на облачке, которые соответствуют счастливой семье.



2

Обсудили в группе, что можно нарисовать на данную тему.



3

Нарисовали рисунок «Счастливая семья»



Если везде ответили ДА, то работа группой выполнена.

Если есть недочёты, то доделайте.

УДАЧИ ВАМ!



Приложение 2. Оценочный лист для каждого ученика.


Оцени себя сам, подчеркнув утверждение, с которым ты согласен.

  • Я справился с работой.

  • Я не полностью справился с работой.

  • Я не справился с работой.


  • Приложение 3.Физкультминутка для глаз. http://prezentazia.ucoz.ru/load/ehlektronnye_fizkultminutki/kot_leopold/6-1-0-113



Приложение 4. Видеоролик из сказки «Гуси - лебеди». http://teramult.org.ua/mult/1949_su_gusi-lebedi



Приложение 4. Проект «Вместе дружная семья».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!