СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по технологии (технический труд) 5 класс Тема: Графическая документация. Этапы создания изделия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: дать начальное представление графической  и технологической документации.

 Задачи

1. Научить выполнять эскизы, технические рисунки, составлять технологическую документацию.

2. Сформировать понятие необходимости документации при изготовлении изделия .

3. Развивать потребность к овладению новыми знаниями.

4. Способствовать организации дисциплины на уроке.

5. Внедрять педагогическую технологию проблемного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по технологии (технический труд) 5 класс Тема: Графическая документация. Этапы создания изделия.»

Методическая разработка

урока по технологии (технический труд) 5 класс


Тема: Графическая документация. Этапы создания изделия.


Цель занятия: дать начальное представление графической и технологической документации.

Задачи:

1. Научить выполнять эскизы, технические рисунки, составлять технологическую документацию.

2. Сформировать понятие необходимости документации при изготовлении изделия .

3. Развивать потребность к овладению новыми знаниями.

4. Способствовать организации дисциплины на уроке.

5. Внедрять педагогическую технологию проблемного обучения.

Оснащение:

Материально- техническое обеспечение: тетрадь, ручка, карандаш, линейка, угольник.

Методическое оснащение: план - конспект, тестовое задание, инструкционно - технологические карты.

Дидактическое: плакат «конструкторская документация», плакат «технологическая документация».

Новые понятия:

Эскиз, технический рисунок, чертеж, масштаб, операция, приспособление, технологическая карта, деталь, технологический процесс, операция, переход.


Тип занятия: комбинированный, занятие рассчитано на большое количество учащихся при отсутствии достаточного количества рабочих мест, предполагается работа в группах.



Можно предложить следующий ход урока:


1. Повторение пройденного материала в форме теста:

1. Определите все ли деревья (ель, сосна, пихта, кедр, лиственница) относятся

к хвойным породам?

а) да; б) нет

2. Какие породы деревьев относятся к лиственным, а какие к хвойным? правильные ответы соединить линиями

береза хвойные

осина

лиственница

дуб лиственные


3. Подчеркнуть, что относится к порокам древесины:

а) косослой б) гниль в) засмолок г) трещины д) сучки

4. Какими позициями обозначены элементы пиломатериала?







1 2 3 4

а) торец

б) кромка

в) ребро

г) пласть

5. Перечислите основные разрезы ствола.

а)…………… б)………….. в) ………….

Ответы:



1

2

3

4

5

а)

хвойные: лиственница

лиственные:

берёза, осина, дуб

а

б

в

г

д

1-в

2-б

3-г

4-а

торцевой

тангенциальный

радиальный



2. Актуализация знаний.

Изделия из древесины состоят, как правило, из отдельных деталей, которые различным образом соединяются друг с другом. Прежде чем изготовить какую-либо деталь, выполняют её технический рисунок, эскиз или чертёж. Такие изображения будущего изделия называются графической документацией. Это необходимо для того, чтобы точно знать размеры и форму будущего изделия. Для того чтобы изготовить какое-либо изделие, необходимо выполнить ряд действий (этапов), от начала работы (осмысления), до воплощения в готовое изделие (готовый продукт). Эти этапы в определённой последовательности нужно записать и чётко выполнять в процессе изготовления, чтобы добиться наилучшего качества своего изделия.



3. Изложение нового материала.


Графическая документация

Предложить детям нарисовать в тетради вот этот предмет, размеры его длина 30 см, ширина 20 см, высота 20 см, размеры проставить так, чтобы было понятно, что они обозначают

S20 см.


20 см.




30 см

Попросить учащихся объяснить, что нарисовано в первой тетради, затем во второй и в третьей. Если учащиеся затрудняются ответить, необходимо сделать общий вывод, почему непонятно. Потому что каждый из них рисует по своей только для них понятной схеме. Как сделать так чтобы каждый понимал, что нарисовано. Это значит, надо договориться, как рисовать. Это значит, что должны быть установлены общие правила составления изображений предметов и изделий.

Метод изображения пространственных тел на плоскости разработал французский учёный Гаспар Монж (1746-1818) У нас в стране единые стандарты конструкторской документации (ЕСКД) введены в 1974 году. ЕСКД включает в себя такие понятия как: чертеж, технический рисунок, эскиз.

Технический рисунок - объемное изображение предмета, выполненное от руки с указанием размеров и материала.

Эскиз - плоское изображение детали (предмета) с указанием размеров.

Чертеж - изображение детали, начерченное с помощью чертежных инструментов по определённым правилам.

Предложить внимательно посмотреть на рисунок, чтобы увидеть, что линии различаются, в чем особенность этих различий?

  • Длина штрихов

  • Расстояние между штрихами

  • Точки между штрихами

  • Толщина линий


Что же они обозначают? (линии начертить в тетради).



.


.
















Предложить нарисовать в тетради 2 предмета (показать большой и маленький).

Удобно ли их рисовать? Нет, поэтому используют уменьшенное или увеличенное изображение детали. Число, которое показывает, во сколько раз уменьшены или увеличены действительные размеры, называют масштабом. Правила записи и определения масштаба М 1:2 в два раза меньше действительного; М 2:1 в два раза больше действительного.




Предложить чертеж.

Смогут ли они понять, что изображено, какой масштаб и из чего это сделано? (ответы).

Думаю, что с трудом.




Поэтому принято записывать сведения о названии материале и масштабе в правом нижнем углу чертежа. Прочитать графическую документацию - значит определить название изделия, масштаб его изображения, размеры, форму, масштаб, материал из которого оно изготовлено.


Этапы создания изделия.

Показать две доски одинаковой формы.

Задача: изготовить прямоугольник размером 20-20 см.

Как и что нужно для этого сделать? (ответы записываются на доске)

Вместе определить, что нужно сделать в первую очередь и за тем, выстроить определённую последовательность.

Записать в тетради новые понятия

  • Деталь - изделие из однородного материала без сборочных операции или из одного куска при помощи склёпки и пайки.

  • Технологический процесс - часть производственного процесса, содержащая действия по изменению состояния предметов труда.

  • Операция – законченная часть технологического процесса, выполняемого на одном рабочем месте.

Объяснить, что последовательность действий по обработке заготовок описывается в специальных маршрутных, инструкционных и технологических картах.

Раздать инструкционно – технологические карты, попросить прочитать последовательность выполнения работы по изготовлению изделия.


операция

описание операции

эскиз

инструменты и приспособления

контроль


4.2. Закрепление материала

Вопросы: Что такое эскиз? технический рисунок, чертеж

Объяснить назначение линий разметки?

Нарисовать на доске изделие брусок в масштабе М 1*1.

Для чего нужна маршрутная карта?

5. Практическая работа.

5.1. Вводный инструктаж.

По выданному образцу изделия:

    • выполнить технический рисунок с соблюдением правил выполнения технического рисунка;

    • - проставить масштаб и выполнить соответствие масштаба на техническом рисунке;

    • - составить маршрутную карту выполнения данного изделия.



Карта контроля практической работы:


п./п.

Технологическая операция

Баллы

1

Выбор инструмента для выполнения тех. рисунка (верно/неверно)

0,5

2

Соответствие между образцом и рисунком (верно/неверно)

0,5

3

правильное нанесение линии (верно/неверно)

1

4

аккуратность выполнения тех. рисунка

1

5

соблюдение масштаба (верно/неверно)

1

6

правильная последовательность операции (да/нет)

1


Итого

5




5.2. Выполнение работы и текущий инструктаж.

Обратить внимание учащихся на записи в тетради и доске.

5.3. Заключительный инструктаж.

Провести взаимопроверку работ учащимися.

Проанализировать несколько работ при затруднениях взаимопроверки.

6. Подведение итогов работы

Оценить правильно выполненные работы.

Оценить активных обучающихся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!