Этап урока | Цель | Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный | Проверить готовность к работе | 1 мин. | Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку |
Актуализация имеющихся знаний. | закрепление и углубление знаний по предмету | 3 мин. | Приём «коммуникативная атака». Учитель, ничего не говоря, жестами показывает ученикам различные движения: встать, сесть, открыть дневник, выйти к доске и т.п. На доске пишет какое-нибудь задание для них, которые они должны выполнить (например: открыть учебник на ... стр., пожать друг другу руку и т.п.). Каждый ответ учеников оценивает различными эмоциональными смайликами. «Трудно ли было вам меня понять? Что этому мешало? О чём мы сегодня будем с вами говорить?» «Мы осыпаем детей подарками, но самый ценный для них подарок — радость общения ...» Марк Твен (слайд 1). Как вы понимаете эти слова? Обобщая ответы обучающихся, в процессе беседы с ними, происходит формулировка темы. | Ученики должны определить, что учитель им хочет сказать. Ответы обучающихся. Дети высказывают свое понимание мысли Марка Твена. Обучающиеся формулируют тему урока: «Общение» (слайд 2). |
Постановка учебных задач | создание проблемной ситуации; фиксация новой учебной задачи. | 2 мин. | Учитель напоминает обучающимся, что общение это один из видов деятельности (слайд 3) и задает вопрос по структуре деятельности. Из чего состоит любая деятельность? Далее учитель предлагает ученикам сформулировать учебную задачу урока. Учитель записывает поставленную учащимися задачу на доске. Задача: что такое общение и его роль в жизни людей. | Ученики отвечают на вопрос учителя. Деятельность начинается с потребности, мотива, из них вытекает цель, затем подбираются средства, производятся действия и получают результат (слайд 4). Учащиеся формулируют учебную задачу урока. |
Совместное исследование проблемы | поиск решения учебной задачи. | 2 мин. | Учитель организует устный коллективный анализ учебной задачи: 1)Предложите ваши варианты решения учебной задачи. 2)Достаточно ли имеющихся у вас знаний для решения поставленной проблемы? 3)Для чего нам знать об этом? | Обучающиеся предлагают варианты решения учебной задачи, приходят к выводу о недостаточности имеющихся знаний. |
Моделирование | фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | 3 мин. | Учитель организует учебное взаимодействие учеников и следующее обсуждение составленных моделей: Какой план действий мы должны с вами составить, чтобы в конце нашего урока мы имели полное представление, что такое общение? | Обучающиеся, работая в группах, с последующим обсуждением формулируют план решения проблемы (учитель фиксирует план на доске): 1.Понятие общения 2. Цели общения 3.Средства общения 4. Правила общения |
Формирование новых знаний и умений. | формирование новых знаний и умений. | 17 мин. | Учитель организует учебное исследование для решения учебной задачи. Итак, переходим к рассмотрению понятия «общение». Предлагает учащимся подобрать ассоциации к слову общение (слайд 5). Обобщает все сказанное ученикам: все ваши ассоциации можно систематизировать в следующее: -обмен информацией; -взаимопонимание; -взаимодействие; -установление контакта (слайд 6). Таким образом, общение – это взаимодействие между людьми, в процессе которого происходит обмен информацией, деятельностью и результатами деятельности (слайд № 7). А теперь попробуем пообщаться. Игра «Живые руки». Вопросы учителя: Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение? Легко было понять, что хочет передать собеседник? Можем ли мы общаться только при помощи прикосновений? Как ещё мы можем общаться? Итак, мы узнали, что такое общение, а сейчас познакомимся с целями общения. О них вы узнаете, прочитав в учебнике с. 68. Учитель контролирует выполнение данной работы (слайд 8). | Дети называют свои ассоциации к понятию «общение». Один из учеников чертит на доске кластер. На основе кластера формулируют определение понятию «общение». Игра: Объединиться в пары, повернуться лицом друг к другу, закрыть глаза, коснуться друг друга ладонями перед собой. «Сейчас мы будем беседовать и выражать эмоции ладонями». Выразить злость (гнев), потом тоску, безразличие, затем благодарность, веселье. Теперь сами друг другу «повыражайте» какие-то чувства, при этом соблюдайте два правила: а) не говорить, что задумал, пусть собеседник догадается сам. Посчитать, сколько раз догадался; б) обязательно закончить чем-то хорошим. (каждый по 3 чувства) Работают с текстом учебника стр. 68 и выписывают цели общения. |
Физкультминутка (2 мин). |
| | | Виды общения бывают речевые и неречевые. Речевой вид общения это словесный, т.е. вербальный Язык - универсальное средство общения. Неречевой вид соответственно называется невербальный. Прочитайте стр. 68-69 и заполните схему «Средства общения» (слайд 9). Упражнение «Парный рисунок». Чему нас учит это упражнение? Таким образом, ребята, при общении важно помнить, что любой человек сложен, раним, интересен, глубок как вы сами, поэтому попробуйте сформулировать правила общения. | Заполняют схему и проверяют (слайд 10). 2 человека держат 1 ручку. На одном листе бумаги тот, что сидит слева, должен нарисовать дом, а тот – что справа – дерево. У тех, у кого получилось лучше, спрашиваем, что они делали (договорились друг с другом) Ответ обучающихся: чтобы добиться результата даже в простом деле нужно уметь работать вместе и слышать своих коллег. Обучающиеся по вариантам составляют и записывают правила общения: 1 вариант – при общении необходимо, 2 вариант – при общении недопустимо. Сверяют с правилами, составленными учителем (слайд 11). |
Решение частных задач. | первичный контроль за усвоением знаний и умений. | 5 мин. | Чтобы лучше понять, как сочетаются средства общения, попробуйте, используя голос, интонацию, мимику, жесты три раза произнести одно и то же слово, но с разным смыслом: Привет, здравствуйте, спасибо, молодец (слайд 12). Подводит обучающихся к выводу, о том, что в общении важно учитывать словесную информацию и невербальную. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести». | Обучающиеся произносят одно и то же слово, но с разным смыслом. |
Контроль на этапе окончания учебной темы. | контроль. | 6 мин. | Составление синквейна со словом «общение»: 1 строка – существительное, 2 строка – 2 прилагателных, 3 строка – 3 глагола, 4 строка – предложение, 5 строка – слово-ассоциация | Обучающиеся составляют синквейн с последующей проверкой в парах. |
Инструктаж домашнего задания. | постановка учебных задач. | 2 мин. | Создание условий для дальнейшего углубления и систематизации знаний. Домашнее задание на выбор: (слайд 13): Стр. 67 - 71, письменно ответить на вопросы после параграфа, выучить записи в тетради, термины. Стр. 67 - 71, составить памятку «Как правильно слушать» Стр. 67 - 71, подготовить 5 вопросов по параграфу с ответами. Стр. 67 - 71, сделать кроссворд 6 слов по параграфу. Стр. 67 - 71, написать правила общения со сверстниками, взрослыми, младшими. | Обучающиеся записывают домашнее задание. |
Рефлексия. | создание условий для осмысления обучающимися своих действий. | 2 мин. | Учитель создаёт условия для осмысления ребенком своих действий. Задание ученикам по рефлексии их деятельности на выбор. Продолжите предложения: «Сегодня на уроке я узнал…» «Сегодня на уроке мне было сложно…, потому что…» «Дерево творчества» По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды: Плоды – дело прошло полезно, плодотворно; Цветок – довольно неплохо; Листики – не совсем удовлетворён днём. | Обучающиеся рефлексируют, оценивают свою работу на уроке. |
Приложение № 1. Презентация