СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме "Счастье борца (По роману Н.Островского «Как закалялась сталь»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока  веклассного чтения по теме " Счасть борца ( По роману Н.Островского "Как закалялась сталь"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Счастье борца (По роману Н.Островского «Как закалялась сталь»)»



Тема урока (внеклассное чтение)

Счастье борца (По роману Н.Островского «Как закалялась сталь»)

Цели:

  • Образовательные – сформировать представление о творчестве

    Н.А. Островского, о корчагинском поколении, определить его значение во времени, тем самым активизировать интерес к истории страны.

  • Развивающие – подвести учащихся к мысли о необходимости духовного самовоспитания и становления личности через соприкосновение с культурными историческими ценностями. Умение анализировать работу каждого внутри группы, самооценку (результаты будут отражены в листах контроля).

  • Воспитательные – подвести учащихся к ситуации действия: в данном случае это осознание себя как части истории, а значит, определения собственных нравственных позиций и линии поведения.

Задачи:

  • научить учащихся вскрывать причинно-следственные связи;

  • вести диалог;

  • исследовать феномен определенного человеческого типа.

Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Формы работы: семинар – развернутое собеседование, перекрестная дискуссия

Оборудование:

  • Портрет Н. А. Островского

  • Видеофильм 1956 г. “ Как закалялась сталь” (режиссер М. Донской)

  • Стенд “Автор и его роман”

Предварительные задания классу:

  • Прочитать роман, приготовить цитаты для аргументации

  • Подготовиться к дискуссии, опираясь на вопросы, отобранные в ходе подготовки и вызвавшие наибольший интерес

Предварительные задания группам:

  1. Презентация «Жизнь и творчество Н. Островского

  2. Роман «Как закалялась сталь» в истории страны

  3. Образ главного героя

  4. “Мы” вместо “я”











Ход урока



Вступительное слово учителя

Роман Островского «Как закалялась сталь» относится к тем произведениям , которые при кажущейся простоте и ясности несут в себе некую загадку. В чем же она , эта притягательная власть книги? На сегодняшнем уроке мы попытаемся в этом разобраться. Вы прочитали к уроку книгу и знаете о чем это произведение. Ка вы думаете , о чем и о ком это произведение?

(Ответы учащихся)

Итак, делаем вывод: это произведение о Борце, о его представлении о счастье в нелегкое для страны время.

- Запишите тему урока

«Счастье борца» (По роману Н.Островского «Как закалялась сталь»)

( обращение к оборудованию)

- Нам предстоит ответит на вопросы:

- Что вы слышали о Н.Островском?

- Знакомо ли вам имя Павки Корчагина?

- Нужны ли Корчагины сегодня?

Вы сегодня работаете в группах. У каждой группы было свое домашнее задание и общее для всего класса- чтение романа Н. Островского «Как закалялась сталь»

Слово 1 группе (Презентация «Жизнь и творчество Н. Островского)

В ходе презентации делайте пометки в своих тетрадях по литературе

Сообщение 1 группы

Учитель. Несмотря на то, что имя Островского было хорошо известно (особенно молодежи того времени) как образец беспримерного мужества, первые три экземпляра начала романа (9 глав), отправленные в редакции Москвы, Ленинграда, Харькова, были встречены “заговором молчания”. И только “Молодая гвардия” с октября 1931г. по февраль 1932г. публикует новое произведение

Сообщение 2 группы (Роман «Как закалялась сталь» в истории страны)

Молодой автор не обманул ожидания читателей. Они сердцем восприняли силу человеческого духа, воплощенного в тщедушном угасающем теле. Вопрос о художественных достоинствах не раз поднимался в прессе. Наша группа исследовала вопрос и предлагает всем ощутить “дыхание времени”.

• Чёткая идейная позиция.

Она отразилась в композиции, сюжете, в портретной и речевой характеристике, это дало возможность увидеть живую картину революционной эпохи, трудности её рождения.

• Портретные характеристики.

Особенности внешности, индивидуализируя образ, помогают раскрыть его внутренние качества. В портретной характеристике Павла Корчагина отражается не только духовный рост, но и нарастание трагизма в его судьбе.

• Индивидуализация речи героев.

Через язык героев романа Островский стремится передать черты революционной эпохи; автор насыщает общественно-политической терминологией даже сугубо интимную и бытовую речь своих героев: "Серёжа Брузжак говорит Рите Устинович, запретившей ему "пускаться в лирику": “Я тебе, как другу, сказал... а ты меня... Что я такого контрреволюционного сказал?” Таким образом, писатель оживляет язык героев.

• Пейзаж.

Подчёркивает то или иное душевное состояние героев, оттеняет их чувства; редко встречается контрастирующий пейзаж, он служит средством раскрытия духовного роста героев, редки олицетворения, пейзаж лаконичен.

• Авторская речь.

Воссоздаёт обстановку действия героев, рисует их портреты, говорит об их мыслях.

• Эпитеты.

Встречаются сдвоенные эпитеты, показывающие отношение автора. Островский предпочитает лирические эпитеты.

• Сравнения.

Эмоционально окрашены; одни несут авторскую оценку, другие лишь приём образного пояснения событий.

• Метафора.

Служит для заострения характеристики персонажей; заключает и оценочный элемент, характеризуя отрицательных героев. Используется глагольная метафора, метафора соединена с метонимией, что очень кратко передаёт суть произходящего. Метафора помогла сделать ёмким по глубине и богатым по содержанию сравнительно небольшое произведение "Как закалялась сталь".

Учитель. Роман органично вписался в литературу и в жизнь 30 годов, и не только 30-х. О влиянии образа Павла Корчагина на людей военного поколения рассказывает группа 3.

Сообщение группы 3 (Образ главного героя)

Воспоминания об Олеге Кошевом, Зое Космодемьянской, боевом экипаже танка “Николай Островский”, первой экранизации книги – фильме 1942 года М. Донского. Интересен разговор, произошедший в 1944 году между Ираклием Андрониковым и журналистом, приехавшим с фронта. Вот их диалог:

- Где ты сейчас?

- На Втором Белорусском фронте.

- Кто у вас там работает из писателей?

- Лучше всех, пожалуй, покойный Николай Островский.

Павка оставался в строю и после окончания войны (рассказ о премии Ленинского комсомола, которую вручал жене Н. Островского Ю.А. Гагарин. Поддержка не только друзей, но и правительства. Тогда как мы помним судьбы Б. Пильняка, Б. Пастернака, А. Ахматовой, позже А. Солженицына, В. Шаламова).

Учитель. Что же сделало таким популярным героя? Попробуем исследовать проблему: понять феномен человеческого типа. А. П. Гайдар говорил об обыкновенности биографии Корчагина в необыкновенное время. Известен и другой взгляд: роман Островского – продолжение в новых условиях рассказов о “новых”, “особенных”, “особой породы” людях. Ваша точка зрения? (Дискуссия). Вывод: не все такие, как Павел.

Мы подошли к вопросу о новых отношениях в быту, дружбе, любви.

Выступление группы 4: анализ главы 6 романа.“Мы” вместо “я” - знакомая формула. У Маяковского: “Единица – вздор, единица – ноль”. У В. Кириллова: “Всё – мы, во всём – мы, мы пламень и свет побеждающие, Сами себе Божество, и Судья, и Закон”. Формируется новый человек, человек будущего, и во имя светлого будущего такие жертвы: самоотречение, аскетизм (крайнее воздержание, отказ от жизненных благ и удовольствий), самопожертвование, служение идее, делу, народу.

Учитель. Как формировался этот новый человек? Где истоки?

(Исследование культурных традиций: анализ эпизода романа – диалог с попом). Совместно с учителем исследовали факторы, влияющие на российский менталитет,- природно – климатические, религиозные (фанатизм), геополитический (протяженность границ), социальная организация (обреченность власти на насилие).

Учитель. Мир пластичен, лепи, что хочешь, если сам горишь и умеешь зажечь других. Помните: герои Н.Островского готовы отправиться в Америку добивать буржуев? Вам это ничего не напоминает из нашей современной жизни? Возможен ли повтор Корчагиных во времени? Возможен ли возврат в состояние одержимости, жажды немедленной справедливости огнем и мечом?

(Выступление ученика с дальнейшей дискуссией).

Учитель.

Борьба за идею! Это плохо – бороться за идею? (Дискуссия).

Учитель. Отметьте, какие качества людей корчагинского типа делают их нужными во все времена. (Непримиримость в борьбе со злом, бескомпромиссность, честность, служение делу).

Продолжите список, дополнив его позитивными и негативными, на ваш взгляд, качествами людей данного типа.

Какой знак (плюс или минус) перевешивает?

- Оценивание работы внутри групп, заполнение контрольных листов



Вывод по уроку: без романа “Как закалялась сталь” нет полной картины прожитого страной и ею пережитого. Роман Островского « Как закалялась сталь» с большой художественной силой раскрывает типическую и трагическую судьбу молодого революционера. Павел испытывает острое желание преодолеть невозможное :» Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной».



Домашнее задание. Эссе “Прожить надо так, чтобы…” « Нужны ли корчагинцы сегодня?»

( На выбор учащихся)



Литература:


1. Аннинский Л. «Как закалялась сталь» Николая Островского.- М., 1971.

2. Воспоминания о Николае Островском.- М., 1974.

3. Грознова Н.А. Счастье борца: О романе Н.А. Островского «Как закалялась сталь».- 2-е изд.- М., 1988

4. Островская Р. Николай Островский.-2-е изд.-М.,1975.

5. Литвинов М. Талант и мужество: О художественных особенностях романа «Как закалялась сталь».- М., 1983



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!