Тема урока (внеклассное чтение)
Счастье борца (По роману Н.Островского «Как закалялась сталь»)
Цели:
Образовательные – сформировать представление о творчестве
Н.А. Островского, о корчагинском поколении, определить его значение во времени, тем самым активизировать интерес к истории страны.
Развивающие – подвести учащихся к мысли о необходимости духовного самовоспитания и становления личности через соприкосновение с культурными историческими ценностями. Умение анализировать работу каждого внутри группы, самооценку (результаты будут отражены в листах контроля).
Воспитательные – подвести учащихся к ситуации действия: в данном случае это осознание себя как части истории, а значит, определения собственных нравственных позиций и линии поведения.
Задачи:
научить учащихся вскрывать причинно-следственные связи;
вести диалог;
исследовать феномен определенного человеческого типа.
Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Формы работы: семинар – развернутое собеседование, перекрестная дискуссия
Оборудование:
Портрет Н. А. Островского
Видеофильм 1956 г. “ Как закалялась сталь” (режиссер М. Донской)
Стенд “Автор и его роман”
Предварительные задания классу:
Прочитать роман, приготовить цитаты для аргументации
Подготовиться к дискуссии, опираясь на вопросы, отобранные в ходе подготовки и вызвавшие наибольший интерес
Предварительные задания группам:
Презентация «Жизнь и творчество Н. Островского
Роман «Как закалялась сталь» в истории страны
Образ главного героя
“Мы” вместо “я”
Ход урока
Вступительное слово учителя
Роман Островского «Как закалялась сталь» относится к тем произведениям , которые при кажущейся простоте и ясности несут в себе некую загадку. В чем же она , эта притягательная власть книги? На сегодняшнем уроке мы попытаемся в этом разобраться. Вы прочитали к уроку книгу и знаете о чем это произведение. Ка вы думаете , о чем и о ком это произведение?
(Ответы учащихся)
Итак, делаем вывод: это произведение о Борце, о его представлении о счастье в нелегкое для страны время.
- Запишите тему урока
«Счастье борца» (По роману Н.Островского «Как закалялась сталь»)
( обращение к оборудованию)
- Нам предстоит ответит на вопросы:
- Что вы слышали о Н.Островском?
- Знакомо ли вам имя Павки Корчагина?
- Нужны ли Корчагины сегодня?
Вы сегодня работаете в группах. У каждой группы было свое домашнее задание и общее для всего класса- чтение романа Н. Островского «Как закалялась сталь»
Слово 1 группе (Презентация «Жизнь и творчество Н. Островского)
В ходе презентации делайте пометки в своих тетрадях по литературе
Сообщение 1 группы
Учитель. Несмотря на то, что имя Островского было хорошо известно (особенно молодежи того времени) как образец беспримерного мужества, первые три экземпляра начала романа (9 глав), отправленные в редакции Москвы, Ленинграда, Харькова, были встречены “заговором молчания”. И только “Молодая гвардия” с октября 1931г. по февраль 1932г. публикует новое произведение
Сообщение 2 группы (Роман «Как закалялась сталь» в истории страны)
Молодой автор не обманул ожидания читателей. Они сердцем восприняли силу человеческого духа, воплощенного в тщедушном угасающем теле. Вопрос о художественных достоинствах не раз поднимался в прессе. Наша группа исследовала вопрос и предлагает всем ощутить “дыхание времени”.
• Чёткая идейная позиция.
Она отразилась в композиции, сюжете, в портретной и речевой характеристике, это дало возможность увидеть живую картину революционной эпохи, трудности её рождения.
• Портретные характеристики.
Особенности внешности, индивидуализируя образ, помогают раскрыть его внутренние качества. В портретной характеристике Павла Корчагина отражается не только духовный рост, но и нарастание трагизма в его судьбе.
• Индивидуализация речи героев.
Через язык героев романа Островский стремится передать черты революционной эпохи; автор насыщает общественно-политической терминологией даже сугубо интимную и бытовую речь своих героев: "Серёжа Брузжак говорит Рите Устинович, запретившей ему "пускаться в лирику": “Я тебе, как другу, сказал... а ты меня... Что я такого контрреволюционного сказал?” Таким образом, писатель оживляет язык героев.
• Пейзаж.
Подчёркивает то или иное душевное состояние героев, оттеняет их чувства; редко встречается контрастирующий пейзаж, он служит средством раскрытия духовного роста героев, редки олицетворения, пейзаж лаконичен.
• Авторская речь.
Воссоздаёт обстановку действия героев, рисует их портреты, говорит об их мыслях.
• Эпитеты.
Встречаются сдвоенные эпитеты, показывающие отношение автора. Островский предпочитает лирические эпитеты.
• Сравнения.
Эмоционально окрашены; одни несут авторскую оценку, другие лишь приём образного пояснения событий.
• Метафора.
Служит для заострения характеристики персонажей; заключает и оценочный элемент, характеризуя отрицательных героев. Используется глагольная метафора, метафора соединена с метонимией, что очень кратко передаёт суть произходящего. Метафора помогла сделать ёмким по глубине и богатым по содержанию сравнительно небольшое произведение "Как закалялась сталь".
Учитель. Роман органично вписался в литературу и в жизнь 30 годов, и не только 30-х. О влиянии образа Павла Корчагина на людей военного поколения рассказывает группа 3.
Сообщение группы 3 (Образ главного героя)
Воспоминания об Олеге Кошевом, Зое Космодемьянской, боевом экипаже танка “Николай Островский”, первой экранизации книги – фильме 1942 года М. Донского. Интересен разговор, произошедший в 1944 году между Ираклием Андрониковым и журналистом, приехавшим с фронта. Вот их диалог:
- Где ты сейчас?
- На Втором Белорусском фронте.
- Кто у вас там работает из писателей?
- Лучше всех, пожалуй, покойный Николай Островский.
Павка оставался в строю и после окончания войны (рассказ о премии Ленинского комсомола, которую вручал жене Н. Островского Ю.А. Гагарин. Поддержка не только друзей, но и правительства. Тогда как мы помним судьбы Б. Пильняка, Б. Пастернака, А. Ахматовой, позже А. Солженицына, В. Шаламова).
Учитель. Что же сделало таким популярным героя? Попробуем исследовать проблему: понять феномен человеческого типа. А. П. Гайдар говорил об обыкновенности биографии Корчагина в необыкновенное время. Известен и другой взгляд: роман Островского – продолжение в новых условиях рассказов о “новых”, “особенных”, “особой породы” людях. Ваша точка зрения? (Дискуссия). Вывод: не все такие, как Павел.
Мы подошли к вопросу о новых отношениях в быту, дружбе, любви.
Выступление группы 4: анализ главы 6 романа.“Мы” вместо “я” - знакомая формула. У Маяковского: “Единица – вздор, единица – ноль”. У В. Кириллова: “Всё – мы, во всём – мы, мы пламень и свет побеждающие, Сами себе Божество, и Судья, и Закон”. Формируется новый человек, человек будущего, и во имя светлого будущего такие жертвы: самоотречение, аскетизм (крайнее воздержание, отказ от жизненных благ и удовольствий), самопожертвование, служение идее, делу, народу.
Учитель. Как формировался этот новый человек? Где истоки?
(Исследование культурных традиций: анализ эпизода романа – диалог с попом). Совместно с учителем исследовали факторы, влияющие на российский менталитет,- природно – климатические, религиозные (фанатизм), геополитический (протяженность границ), социальная организация (обреченность власти на насилие).
Учитель. Мир пластичен, лепи, что хочешь, если сам горишь и умеешь зажечь других. Помните: герои Н.Островского готовы отправиться в Америку добивать буржуев? Вам это ничего не напоминает из нашей современной жизни? Возможен ли повтор Корчагиных во времени? Возможен ли возврат в состояние одержимости, жажды немедленной справедливости огнем и мечом?
(Выступление ученика с дальнейшей дискуссией).
Учитель.
Борьба за идею! Это плохо – бороться за идею? (Дискуссия).
Учитель. Отметьте, какие качества людей корчагинского типа делают их нужными во все времена. (Непримиримость в борьбе со злом, бескомпромиссность, честность, служение делу).
Продолжите список, дополнив его позитивными и негативными, на ваш взгляд, качествами людей данного типа.
Какой знак (плюс или минус) перевешивает?
- Оценивание работы внутри групп, заполнение контрольных листов
Вывод по уроку: без романа “Как закалялась сталь” нет полной картины прожитого страной и ею пережитого. Роман Островского « Как закалялась сталь» с большой художественной силой раскрывает типическую и трагическую судьбу молодого революционера. Павел испытывает острое желание преодолеть невозможное :» Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной».
Домашнее задание. Эссе “Прожить надо так, чтобы…” « Нужны ли корчагинцы сегодня?»
( На выбор учащихся)
Литература:
1. Аннинский Л. «Как закалялась сталь» Николая Островского.- М., 1971.
2. Воспоминания о Николае Островском.- М., 1974.
3. Грознова Н.А. Счастье борца: О романе Н.А. Островского «Как закалялась сталь».- 2-е изд.- М., 1988
4. Островская Р. Николай Островский.-2-е изд.-М.,1975.
5. Литвинов М. Талант и мужество: О художественных особенностях романа «Как закалялась сталь».- М., 1983