Категория учащихся | 2 класс детской художественной школы по дополнительной предпрофессиональной программе «Живопись» срок реализации 5 лет |
Учебный предмет | Рисунок |
Вид урока | Рисование с натуры, декоративное рисование на основе стилизации реальных форм и законов декоративной композиции. |
Тема урока | «Черное и белое. Графическая переработка натюрморта» |
Тип урока | Комбинированный |
Форма урока | Групповая |
Время урока | 3 учебных часа по 40 минут |
Цель урока | Активизировать творческую деятельность учащихся, формирование знаний, практических умений и навыков выполнении стилизации элементов натюрморта, выбор композиции, выработка умений применять полученные знания в практической работе. Повторение понятий «композиция», «натюрморт» и «декоративный натюрморт » |
Задачи урока | Обучающие | Развивающие | Воспитательные |
- формирование знаний, умений и навыков о приемах стилизации элементов натюрморта; -разобраться, чем отличается декоративный натюрморт от реалистического натюрморта. -обобщить и закрепить имеющиеся знания о композиции и пропорциях. -закрепить и обобщить знания при построение предметов на плоскости. | -развивать навыки рисования, внимание, наблюдательность, мышление, зрительную память. -развитие познавательной и творческой активности; -развитие графических навыков; -развитие чувства пропорций, чувства гармонии в сочетании элементов изображения; -развить способности применять полученные знания при работе над рисунком в графической технике; -развить способность оценивать, обобщать, анализировать свою работу и работу товарища. | -воспитывать стремление к самообразованию. -формировать потребность достижения успеха в работе, путем собственных поставленных задач, выбора правильного метода и анализа своей работы в группе. -воспитание эстетического вкуса в процессе восприятия учебного материала и практической деятельности. |
Образовательные технологии | -Личностно-ориентированная - развитие личности ребёнка, раскрытие его творческих способностей, становление самосознания, самореализации, результат: формирование познавательных способностей на основе овладения ранее полученных знаний и умений по прикладной композиции и рисунку; активное стимулирование к образовательной деятельности, которая обеспечивает возможность самообразования, саморазвития, творческого самовыражения в ходе овладения знаниями; стимулирование учащихся к самостоятельному выбору и использованию графических способов стилизации элементов натюрморта. -Технология развития творческих качеств личности - выявление и развитие творческих способностей; приобщение учащихся к разнообразной творческой деятельности; - результат: становление творческой индивидуальности, развитие креативности, художественного воображения, образно-ассоциативного мышления. -Практический метод - самостоятельная творческая работа учащихся, результат: развитие творческих способностей, сознательный подход учащихся к выполнению графических зарисовок; соблюдение дидактической последовательности в выполнении основной работы- сначала выбор композиции, линейное построение натюрморта, затем применение ранее полученных знаний и умений в творческой работе. -Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) – преподать материал в доступной, интересной форме, результат - повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; лучшее усвоению знаний, интерес к познанию. |
Методы урока | Проблемно - деятельностный Объяснительно – иллюстративный Информационно - коммуникативный. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные умения: узнают значение слов: декоративный натюрморт, графика, стилизация, линия, штрих, пятно, точка, композиция. Овладеют навыками построения композицию натюрморта на плоскости, изображение предметов быта в стилизованной форме (приемы: декорирование, трассировка) Метапредметные универсальные учебные действия (УДД): Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач моделирование и преобразование объекта анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Регулятивные УУД: научиться принимать и сохранять учебную задачу Коммуникативные УУД: овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: имеют мотивацию учебной и творческой деятельности учиться высказывать и отстаивать свое мнение. |
Межпредметные связи | Композиция прикладная. |
Оборудование | Для преподавателя: бумага, карандаш, ластик, маркер, натюрморт из предметов быта, ноутбук, презентация в программе Power Point «Этапы работы над декоративным графическим натюрмортом», «Основные приемы стилизации» Для учащихся: ватман формата А2, кисти № 2, карандаш М2, В2, ластик, черный маркер, гелиевая ручка, черная гуашь. Наглядно-демонстрационный материал: наглядное пособие «Поэтапное выполнение декоративного графического натюрморта»; репродукции картин художников Т. Маврина, К.Малевича, П. Пикассо, Трушкова Анна, Марии Грановской, Марии Каминской; творческие работы учащихся по рисунку, прикладной композиции из методического фонда учреждения. |
План урока: | - Организационный этап - 2 мин. - Мотивация учебной деятельности учащихся - 5 мин. - Актуализация. Повторение раннее пройденного материала - 5 мин. - Первичное усвоение новых знаний. Беседа - 15 мин. - Практическая часть. Закрепление новых знаний и способов действий -78 мин. - Контроль усвоения, подведение итогов практической деятельности -10 мин. - Информация о домашнем задании - 3 мин. - Рефлексия - 2 мин. |
В технологической карте использованы фотографии творческих работ учащихся с проведённого открытого урока. |
Ход урока |
Этапы урока | Функции и виды деятельности преподавателя | Формы и виды деятельности учащихся | Универсальные учебные действия (УУД) |
Организационный момент. 2 мин. Создание условий для потребности учащихся участвовать в учебном процессе. Психологически подготовить учащихся к общению на уроке. | Проверка готовности к уроку. - Здравствуйте ребята! Сегодня нас ждет очень интересное задание! | Учащиеся настраиваются на положительные эмоции. Готовят свои рабочие места, расставляют мольберты напротив постановки, приготавливают материалы. | Личностные УУД: сконцентрировать внимание, настроиться на работу на уроке. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Мотивация 5 мин. Формирование эмоционального настроя на учебную деятельность. | Беседа. Мотивация к активной деятельности. А сейчас мы с вами посетим музей искусства графики. Обратите внимание на картины художников графиков: Татьяна Маврина, Каземира Малевича, Пабло Пикассо, Трушковой Анны, Марии Грановской, Марии Каминской. Преподаватель предлагает посмотреть работы художников и определить тему урока. Т. Маврина К.Малевича П. Пикассо А.Трушкова М. Грановская М. Каминская Как вы думаете, для чего я вам показала работы этих художников? | Проявляют интерес к работам художников, рассматривают картины, воспринимать произведения искусства. | Личностные УУД: раскрытие личностного смысла, переживания в процессе учения Познавательные УУД: обеспечение эмоционального благополучия детей. |
Актуализация. Повторение раннее пройденного материала. 5 мин. Актуализировать мыслительные операции, необходимы е для готовности учащихся к работе на уроке: внимание, восприятие, мышление, сформулировать тему и учебную задачу урока | Понимание темы урока. Сообщение темы, цели и задач урока. Принятие целей и задач своей деятельности. Преподаватель: - Вы посмотрели картины художников, на которых изображены натюрморты в разных техниках. Я думаю, что вы догадались, чем мы сегодня будем заниматься и что должно получиться в конце урока? Преподаватель: «Что вы мне можете сказать о композиции, натюрморте? Что такое натюрморт?», «А что такое декоративный натюрморт? И чем он отличается от реалистического?» Преподаватель: - Правильно! Что бы определить в какой технике вы сегодня будете выполнять натюрморт, вам надо будет разгадать вспомнить одно слово, а для этого мы разгадаем ребус. Преподаватель: - Правильно. Тема нашего урока звучит так: «Черное и белое. Графическая переработка натюрморта». Рисование с натуры натюрморта, но выполненного в графической технике. Как вы думаете, что значит «графически»? Сегодня мы с изобразим натюрморт в технике черно-белой графики с помощью линии, пятна, точки, сделаем его интересным, необычным – это и есть цель нашего урока. Свою речь подкрепляю рядом слайдов из презентации. Преподаватель: - Молодцы вы правильно определили тему и цель урока нашего урока. | Учащиеся вспоминают, размышляют, рассуждают о понятии натюрморта, декоративности, о графике, линии, пятне, штрихе, точке. Учащиеся вспоминают о композиции в натюрморте: - «Композиция это - соединение в единое целое нескольких разных частей, в основе которого лежит идея». Учащийся: - «Натюрморт-это изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве». Учащийся: - Слово «натюрморт» означает «мёртвая натура», «неживая природа». Оно пришло к нам из французского языка. В переводе с голландского, немецкого и английского название этого жанра означает «тихая жизнь», «неподвижная жизнь». Учащийся: «Натюрморт-это изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве». Учащийся: «Декоративными принято называть натюрморты, основным предназначением которых является украшение чего-либо, как правило, интерьера. Декоративный натюрморт отличается использованием заливки чистым цветом, использование узоров и изменение форм предметов». Учащиеся формулируют под руководством учителя цель, определяют учебные задачи на урок. | Познавательные УУД: формирование навыков работы с информацией Регулятивные УУД: выделение и осознание учебного материала предыдущего урока, понимание и принятие учебных задач. Коммуникативные УУД: развитие умения вступать в диалог Личностные УУД: развитие учебно-познавательного интереса |
Первичное усвоение новых знаний. 15 мин. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала учащимися. Подготовить учащихся к выполнению практического задания. | Объяснение сущности новых понятий - графика, стилизации. Беседа преподавателя с демонстрацией презентации. Преподаватель: - А сейчас уточним понятие «графика». Знакомы ли вы с ней? Что можете сказать? Преподаватель: - Правильно. Графика (греч. graphike, от grapho – пишу, черчу, рисую). Графика — это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи линий, штрихов, наносимых на бумагу карандашом или другими рисовальными инструментами. Графика вид искусства, в основе которого лежат линия, контраст черного изображения и белой бумаги. Стилизация - это упрощение или усложнение какого-либо предмета или изображения. Упрощенность - главная черта стилизованного объекта. Чтобы стилизовать рисунок, нужно отобрать основные, характерные черты изображаемого предмета. Ими могут служить объем предмета, линии и формы. (Обратить внимание на наглядности) Когда они найдены, начинается работа над стилизацией предмета. Давайте поподробнее рассмотрим средства стилизации. Существует несколько вариантов комбинирования элементов графики: линия и пятно; линия и штрих; точка и линия; точка и штрих; пятно и штрих; пятно и точка; точка, линия и пятно; точка, линия и штрих; пятно, точка и штрих; линия, пятно и штрих; точка, линия, пятно и штрих. Перед нами открываются неограниченные возможности для творческого самовыражения, имея такой набор выразительных средств графики. Пятно - это изобразительно средство графики, состоящее из множества точек находящихся очень близко друг к другу и создающих общую массу. Точка – это элементарное изобразительное средство, теоретически не имеет размеров, но в изобразительном искусстве используется в качестве пятна малого размера. Точечное изображение строится на основе точек разной величины. Штрих – это изобразительное средство графического искусства, совокупность линий различной толщины, направления и плотности. В отличие от точки, линии или сплошной заливки пятном, с помощью штриха можно моделировать объемную форму, передавать пространственные, тональные и светотеневые отношения. Штрих может быть прямым, наклонным, перекрестным, он имеет собственную направленность и экспрессию. Линия – это одно из основных изобразительное средств при помощи, которой определяются границы форм от окружающего ее пространства. Линия используется разной толщины, так как может передавать пространство, чем ближе к нам, тем толще линия Сегодня мы познакомимся с такими приемами стилизации как: Реалистичный рисунок. Работа со штрихом или точкой. (Трассировка формы) Декор - совокупность элементов, составляющих внешнее оформление, украшение объекта, формы. | Учащиеся внимательно слушают и выясняют, каким образом при помощи основных приемах и выразительных средств графики можно выполнить элементы натюрморта в черно – белой графике. Проводят аналитическую работу (наблюдение и сравнение реалистичных и стилизованных образцов) | Личностные УУД: освоение культурного наследия народов России. Регулятивные УУД: умение учитывать выделенные преподавателем ориентиры действия. Познавательные УДД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование и преобразование предметов, самостоятельное создание декоративных элементов природных форм. |
Практическая работа. Закрепление новых знаний и способов действий. 78 мин. Установить правильность и осознанность изученного материала. Выявить пробелы освоения материала, провести коррекцию. | Организует практическую работу по стилизации элементов натюрморта. Называет задание и условия его выполнения. Выполнить графическую переработку учебного натюрморта используя приемы и средства стилизации, при помощи следующего плана: 1. Выполнить упражнение по стилизации одного или нескольких предметов быта, овощей, фруктов с натуры, применения различные средства и приемы стилизации (линию, штрих, точку, пятно, декор). 2. Линейное построение учебного натюрморта. Основная работа графическая переработка учебного натюрморта. Преподаватель: - Вы видите, учебный натюрморт из предметов быта и природных форм. Каждый из вас выберет себе несколько элементов натюрморта, который он будет стилизовать, изменять, делать более интересным и создавать свой декор. За основу необходимо взять реалистичное изображение, придать характерные не реалистичные особенности. Используя средства и приемы стилизации (линию, штрих, точку, пятно, декор) изображать элементы только в черно-белом соотношении. Так же, оговариваю, чтобы они должны продумать свою работу на два или три хода вперед. Приступаем к выполнению упражнений по стилизации. После завершения упражнений, приступают к линейному построению натюрморта, провожу анализ натюрморта. - Из каких предметов он Состоит натюрморт? -Что необходимо сделать, прежде чем начать рисовать натюрморт? - Как в нашем случае располагаем лист? После построения натюрморта приступаем к основной работе графической переработке учебного натюрморта. Исправляю ошибки по ходу работы. | После того как учащиеся прослушали информацию об основных приемах и средствах графики, они выполняют небольшие задания по стилизации элементов натюрморта. Творческие работы учащихся по стилизации. - Сначала нужно определить, как располагать лист. - Измерив способом визирования ширину и высоту, понимаем, что лист необходимо расположить вертикально. - Сначала наметим драпировки. - Определим размещение основных элементов на формате. Предметы не должны быть маленькими, но и несильно большими. -Наметим, крайние верхние, нижние и боковые точки предметов, и затем проведем линии симметрии. После можете вводить формы будущих предметов в геометрические тела круг предметов или квадрат и прорисовка формы предметов, которые можно изменять. После завершения линейного построения приступаем к стилизации учебного натюрморта (графической переработке натюрморта) | Личностные УУД: развитие интереса к новому способу действия по выполнению приёмов и способов в стилизации. Коммуникативные УУД: учатся формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД: умение организовать свою деятельность, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль. |
Подведение итогов практической деятельности. 10 мин Сформировать умение анализировать учебные действия и результаты. | Организует проверку творческих работ в форме просмотра. - Учащиеся выставляют свои работы и вместе с преподавателем выбирают лучшие работы. (Преподаватель не забывает похвалить каждого ученика, отметить, что лучше всего удалось.) Предлагает рассказать, какие способы и приемы применили при стилизации. Организует самоконтроль и взаимоконтроль. | Анализируют и оценивают творческие работы. Прежде чем закончится наше занятие, давайте обсудим сегодняшние работы. Учащиеся должны хорошо освоить основные виды графики, и способы применения на практике. До окончания урока, работы учащихся выставляются для общего анализа. Творческие работы учащихся. Проходит поиск деталей, которые следует исправить или завершить в работе учеников. Ребята проверяют, дают самооценку своей деятельности и результатов деятельности своих одногруппников, попытаются самостоятельно поставить себе цели в задании на следующий урок, как завершение своей работы После анализа и постановки целей учащиеся прибирают свои рабочие места и прощаются с преподавателем. | Познавательные УУД: формирование умения сравнивать цель и результат Коммуникативные УУД: в сотрудничестве с преподавателями ставить новые творческие задачи Регулятивные УУД: осуществление пошагового контроля по результату. |
Домашнее задание 3мин. | Выполнить стилизацию 3 предметов быта, используя линию и точку, пятно, штрих. |
Рефлексия. 2 мин. | Подводит итог занятия вместе с учащимися. Чему научились, что нового узнали на уроке? - Мне сегодня очень понравилось с вами работать. Спасибо. Уборка рабочих мест. | Подводят итог своей учебной деятельности, оценивают результат своей УД. Прибирают рабочее место. | Коммуникативные УУД: - использование речи для регуляции своего действия Регулятивные УУД: - объективная самооценка результатов своей деятельности. |
Организация перемены: делаю 2 переменки по 10 мин. после каждых 40 мин. занятия. Во время первой перемены, пока проветривается аудитория, и делаем небольшую зарядку для тела и глаз. Во время второй и третей переменки играем в игру «Рисунок в несколько рук» |
Ресурсы: Основные Дополнительные | Н. М. Сокольникова - «Основа рисунка», Н. М. Сокольникова - «Краткий словарь художественных терминов», Энциклопедический словарь юного художника, И. И. Евдокимов, Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл. Основы рисунка / Н.М. Сокольникова. – Обнинск: Титул, 1996. – 96 с. (электронная книга, библиотека), Сокольникова Н.П. Изобразительное искусство методика его преподавания в начальной школе. Стародуб, К.И. Рисунок и живопись: от реалистического изображения к условно-стилизованному: учебное пособие / К.И. Стародуб, Н.А. Евдокимова. - Ростов н/Д Николай Бесчастнов: Графика натюрморта, изд. Валадос 2008г. https://studfiles.net/preview/6267606/. http://onaturmorte.ru/?page_id=448 Блог о натюрмортах https://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=71646 художник Мария Каминская https://yandex.ru/images/ художник Мария Грановская http://annasneg.arts.in.ua/gallery/w/327036/художник Трушкова Анна |