УРОК «ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ»
Место подтемы в системе учебных занятий
Учащиеся имеют представление о различных типах политических режимов из курсов «История России» и «Всеобщая история». Урок «Политические режимы» завершает формирование базовых знаний учащихся по проблеме «формы государства».
Задачи урока
Раскрыть понятие «политический режим», способствовать осознанному усвоению системы знаний о политических режимах; развивать умения анализа, обобщения и классификации социальной информации; создать условия для понимания ценности демократии.
План изучения нового материала
Понятие «политический режим».
Типы политических режимов: тоталитаризм, авторитаризм, демократия.
Литература для учителя
Каверин Б.И. Обществознание: Учеб. пособие / Б.И. Каверин, П.И. Чижик. — М., 2007. — Гл. 5, § 5, 7.
Мушинский В.О. Политические идеологии XX в.: На- учно-популярный очерк // Преподавание истории и обще- ствознания в школе. — 2007. — № 5, 6.
Ирхин Ю.В. Политология: Учеб. / Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, JI.B. Зотова. — М., 2002. — Гл. 7. Политическая система общества (§ 4. Сущность и функции политического режима); Гл. 9. Демократия и свобода в политической теории и практике.
Актуализация опорных знаний
В начале урока рекомендуется организовать беседу на основании схемы «Формы правления и территориально- государственного устройства» (см. урок 2) по вопросам домашнего задания. Далее учитель может обратиться к рубрике «Вспомните» и кратко обсудить с учащимися особенности политической власти, акцентируя внимание на следующих идеях:
а) политическая власть регулирует деятельность общества, реализует отношения, связанные с государственным управлением;
б) политическая власть воплощает отношения между большими общественными группами, социальными слоями, нациями;
в) политическая власть распространяется на все общество;
г) политическая власть позволяет при необходимости принуждать большие массы людей к выполнению тех или иных задач и решений.
Наличие представительных институтов (в частности, парламента) позволяет обществу влиять на принятие государственных решений, на политику государства.
Изучение основных идей и понятий подтемы
I. На данном этапе урока возможно объяснение материала в форме школьной лекции. Учитель раскрывает понятие, опираясь на схему «Форма государства» (см. урок «Государство»).
Существуют различные типологии политических режимов. Например, рассматривая как критерий степень разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, можно выделить режим слияния властей и разделения властей. С точки зрения взаимоотношений государства и церкви выделяются клерикальный и светский режимы, в соответствии с ролью армии в обществе и государстве — военный и гражданский режимы.
Наиболее распространенной является классификация режимов, в основу которой положена степень воздействия государственной власти на различные сферы жизни общества и жизнь граждан. Учитель использует определение учебника: «Политический режим — это способы и средства, (• помощью которых государство воздействует на общество, определяя свою власть». Исходя из этого, выделяют демократический и антидемократический (авторитарный и тоталитарный) режимы.
В сильном классе при объяснении понятия «политический режим» можно использовать статью «Политический режим», представленную в «Школьном словаре по обще- ствознанию». В этом случае перед учащимися желательно поставить вопрос «Какие факторы могут определять политический режим?» и продемонстрировать схему «Факторы, определяющие политический режим», выделив в ней и качестве ключевого элемента характер взаимоотношений между властью, обществом и личностью. Подробный разбор схемы не входит в задачу учителя на данном уроке, так как ее компоненты на теоретическом уровне будут изучаться позже.
Факторы, определяющие политический режим
II. Тема данного урока позволяет сформулировать вопросы, опираясь на которые учитель может организовать различные формы исследовательской деятельности учеников по изучению политических режимов. Это может быть работа в группах по двум направлениям: одна часть учащихся изучает параграф в целом, чтобы ответить на один из исследовательских вопросов, другая комплексно анализирует конкретный политический режим, используя все исследовательские вопросы. Таким образом, класс делится на 6 групп, каждая из которых получает задание проанализировать материал параграфа и определить:
какими гарантированными правами и свободами обладают граждане в условиях тоталитарного, авторитарного и демократического режимов. Аргументируйте свой ответ (приведите примеры из учебника или из курса истории);
с помощью каких методов государство устанавливает свою власть в условиях тоталитарного, авторитарного и демократического режимов. Аргументируйте свой ответ (приведите примеры из учебника или факты, известные из курса истории);
как влияет общество на выработку политических решений в условиях тоталитарного, авторитарного и демократического режимов. Аргументируйте свой ответ (приведите примеры из учебника или факты, известные из курса истории);
какими гарантированными правами и свободами обладают граждане, проживающие в государстве с тоталитарным политическим режимом; с помощью каких методов государство устанавливает свою власть; как влияет общество на выработку политических решений. Аргументируйте свой ответ (приведите примеры из учебника или факты, известные из курса истории);
какими гарантированными правами и свободами обладают граждане, проживающие в государстве с авторитарным политическим режимом; с помощью каких методов государство устанавливает свою власть; как влияет общество на выработку политических решений. Аргументируйте свой ответ (приведите примеры из учебника или факты, известные из курса истории);
какими гарантированными правами и свободами обладают граждане, проживающие в государстве с демократическим политическим режимом; с помощью каких методов государство устанавливает свою власть; как влияет общество на выработку политических решений. Аргументируйте свой ответ (приведите примеры из учебника или факты, известные из курса истории).
На следующем этапе урока организуются выступления представителей групп и коллективное обсуждение темы по следующим вопросам: согласны ли вы с тем, что политическая власть должна находиться под контролем общества? (Аргументируйте свое мнение.) Какой из политических режимов представляется вам наиболее стабильным? Почему им так решили? В демократическом обществе, как и в лю- Гюм другом, могут возникать политические проблемы. Как решаются они в условиях демократии? В чем отличие способов решения проблем в демократическом обществе по сравнению с тоталитарным и авторитарным обществом?
При обсуждении третьего вопроса учитель привлекает материал учебника о видах демократии. Рекомендуется использовать схему.
Чтобы проверить, как ученики понимают основные проблемы урока, учитель может привлечь исторические источники (как раздаточный материал или слайды).
Примером может быть отрывок из эссе Дж. Оруэлла «Литература и тоталитаризм».
Задания к отрывку.
Прочитайте текст.
Объясните, почему тоталитарное государство старается контролировать внутренний мир человека.
«Тоталитаризм посягнул на свободу мысли так, как никогда прежде не могли и вообразить... Не просто возбраняется выражать — даже допускать — определенные мысли, но диктуется, что именно надлежит думать; создается идеология, которая должна быть принята личностью, норовят управлять ее эмоциями и навязывать ей образ поведения. Она изолируется, насколько возможно, от внешнего мира, чтобы замкнуть ее в искусственной среде, лишив возможности сопоставлений. Тоталитарное государство обязательно старается контролировать мысли и чувства своих подданных по меньшей мере столь же действенно, как контролирует их поступки».
(Дж. Оруэлл (1903—1950) — известный английский писатель, автор романа «1984».)
Для изучения типологии политических режимов учитель может также организовать самостоятельную работу учащихся по заданию: на основании материала параграфа заполните таблицу. Примерный ответ представлен ниже.
Характеристика политических режимов
| Тоталитаризм | Авторитаризм | Демократия |
Возможности власти | Власть бесконтрольна, установлен тотальный государственный контроль над всеми сферами жизни общества | Власть формально может быть подконтрольна представительному органу, осуществляется полный контроль над политической сферой, но возможна свобода экономической деятельности, существу- | Источник политической власти — народ. Власть подконтрольна обществу, действует принцип разделения властей |
Продолжение
| Тоталитаризм | Авторитаризм | Демократия |
| | ет автономия частной жизни людей | |
Кому принадлежит пласть? | Правящей партии во главе с вождем | Правящей партии во главе с лидером | Представительным органам, которые создаются на основании альтернативных (соревновательных) выборов |
(Существование политической оппо- ипции | Всякая оппозиция власти уничтожается. Создается однопартийная система | Строгий контроль за политической оппозицией, подавление политических противников. Как правило, функционирует однопартийная система | Существует несколько политических партий, активно действуют политическая оппозиция и независимые общественные организации граждан |
Права и свободы граждан | Не соблюдаются | Нарушаются | Политические права и свободы граждан (равенство граждан, право голоса, свобода слова, свобода получения информации, право пребывания на государственной должности, право создания политических организаций) гарантируются, защищаются государством |
Продолжение
| Тоталитаризм | Авторитаризм | Демократия |
Методы политического действия со стороны государства | Особая роль насилия (массовый террор или его угроза), слежка и доносительство, выдвижение глобальных целей для мобилизации общества | Сочетание насилия и ненасильственных методов (формальное сохранение представительных органов, союз с церковью, опора на традиции) | Парламентаризм, деятельность СМИ, активное участие граждан в политической жизни |
Примеры | Режимы Б. Муссолини в Италии, А. Гитлера в Германии и ДР- | Режимы А. Пиночета в Чили, Ф. Франко в Испании и др. | Афинская демократия (прямая форма). Представительная демократия в большинстве современных государств |
При подведении итогов урока рекомендуется обратить внимание учащихся на рубрику «Мнения» и совместно с классом дать оценку демократии как политическому режиму, при котором могут существовать различные проблемы и недостатки, но который обеспечивает не только влияние государства на общество, но и воздействие народа на власть.
Современное российское общество, направления политики
Проблема демократии является одной из важнейших на современном этапе развития Российского государства и общества. При анализе и оценке демократии в нашей стране важно учитывать то, что «каждая демократия исторична и национальна», что «наша демократия совсем молода, потому что ей буквально два десятилетия. Так произошло, что до этого в России просто не было демократии», что «демократия как ценность, как форма политического режима имеет универсальный характер и не требует ка- кой-то дополнительной расшифровки» (из интервью Президента Российской Федерации Д.А. Медведева британской газете «Файнэншл тайме», 25 марта 2008 г.).
Практическое значение изучаемой подтемы
Политический режим традиционно рассматривается в качестве характеристики формы государства, отражающей методы осуществления власти. В широком смысле данное понятие трактуется с позиций взаимодействия государства и общества (степень защиты прав и свобод каждого члена общества). Поэтому велико значение темы как самостоятельного сюжета: он формирует научные основы понимания проблемных вопросов современности и политической истории XX в., развенчивает некоторые политические стереотипы.
Домашнее задание
Проработать текст параграфа, ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя», выполнить задания 1—4 рубрики «В классе и дома».