СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Политические режимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся имеют представление о различных типах по­литических режимов из курсов «История России» и «Все­общая история». Урок «Политические режимы» заверша­ет формирование базовых знаний учащихся по проблеме «формы государства».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Политические режимы"»

УРОК «ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ»

Место подтемы в системе учебных занятий

Учащиеся имеют представление о различных типах по­литических режимов из курсов «История России» и «Все­общая история». Урок «Политические режимы» заверша­ет формирование базовых знаний учащихся по проблеме «формы государства».


Задачи урока

Раскрыть понятие «политический режим», способство­вать осознанному усвоению системы знаний о политичес­ких режимах; развивать умения анализа, обобщения и классификации социальной информации; создать условия для понимания ценности демократии.

План изучения нового материала


  1. Понятие «политический режим».

  2. Типы политических режимов: тоталитаризм, авто­ритаризм, демократия.


Литература для учителя

Каверин Б.И. Обществознание: Учеб. пособие / Б.И. Ка­верин, П.И. Чижик. — М., 2007. — Гл. 5, § 5, 7.

Мушинский В.О. Политические идеологии XX в.: На- учно-популярный очерк // Преподавание истории и обще- ствознания в школе. — 2007. — № 5, 6.

Ирхин Ю.В. Политология: Учеб. / Ю.В. Ирхин, В.Д. Зо­тов, JI.B. Зотова. — М., 2002. — Гл. 7. Политическая система общества (§ 4. Сущность и функции политическо­го режима); Гл. 9. Демократия и свобода в политической теории и практике.


Актуализация опорных знаний

В начале урока рекомендуется организовать беседу на основании схемы «Формы правления и территориально- государственного устройства» (см. урок 2) по вопросам домашнего задания. Далее учитель может обратиться к рубрике «Вспомните» и кратко обсудить с учащимися особенности политической власти, акцентируя внимание на следующих идеях:

а) политическая власть регулирует деятельность обще­ства, реализует отношения, связанные с государственным управлением;

б) политическая власть воплощает отношения между большими общественными группами, социальными слоя­ми, нациями;

в) политическая власть распространяется на все обще­ство;

г) политическая власть позволяет при необходимости принуждать большие массы людей к выполнению тех или иных задач и решений.

Наличие представительных институтов (в частности, пар­ламента) позволяет обществу влиять на принятие государ­ственных решений, на политику государства.

Изучение основных идей и понятий подтемы

I. На данном этапе урока возможно объяснение материа­ла в форме школьной лекции. Учитель раскрывает понятие, опираясь на схему «Форма государства» (см. урок «Государ­ство»).

Существуют различные типологии политических режи­мов. Например, рассматривая как критерий степень раз­деления законодательной, исполнительной и судебной властей, можно выделить режим слияния властей и раз­деления властей. С точки зрения взаимоотношений госу­дарства и церкви выделяются клерикальный и светский режимы, в соответствии с ролью армии в обществе и го­сударстве — военный и гражданский режимы.

Наиболее распространенной является классификация режимов, в основу которой положена степень воздействия государственной власти на различные сферы жизни обще­ства и жизнь граждан. Учитель использует определение учебника: «Политический режим — это способы и средства, (• помощью которых государство воздействует на общество, определяя свою власть». Исходя из этого, выделяют демократический и антидемократический (авторитарный и тоталитарный) режимы.

В сильном классе при объяснении понятия «политичес­кий режим» можно использовать статью «Политический режим», представленную в «Школьном словаре по обще- ствознанию». В этом случае перед учащимися желательно поставить вопрос «Какие факторы могут определять поли­тический режим?» и продемонстрировать схему «Факто­ры, определяющие политический режим», выделив в ней и качестве ключевого элемента характер взаимоотношений между властью, обществом и личностью. Подробный раз­бор схемы не входит в задачу учителя на данном уроке, так как ее компоненты на теоретическом уровне будут изучаться позже.

Факторы, определяющие политический режим



II. Тема данного урока позволяет сформулировать во­просы, опираясь на которые учитель может организовать различные формы исследовательской деятельности учени­ков по изучению политических режимов. Это может быть работа в группах по двум направлениям: одна часть уча­щихся изучает параграф в целом, чтобы ответить на один из исследовательских вопросов, другая комплексно анали­зирует конкретный политический режим, используя все исследовательские вопросы. Таким образом, класс делит­ся на 6 групп, каждая из которых получает задание про­анализировать материал параграфа и определить:

    1. какими гарантированными правами и свободами об­ладают граждане в условиях тоталитарного, авторитарного и демократического режимов. Аргументируйте свой ответ (приведите примеры из учебника или из курса истории);

    2. с помощью каких методов государство устанавлива­ет свою власть в условиях тоталитарного, авторитарного и демократического режимов. Аргументируйте свой ответ (приведите примеры из учебника или факты, известные из курса истории);

    3. как влияет общество на выработку политических решений в условиях тоталитарного, авторитарного и демо­кратического режимов. Аргументируйте свой ответ (при­ведите примеры из учебника или факты, известные из курса истории);

    4. какими гарантированными правами и свободами об­ладают граждане, проживающие в государстве с тотали­тарным политическим режимом; с помощью каких мето­дов государство устанавливает свою власть; как влияет об­щество на выработку политических решений. Аргументи­руйте свой ответ (приведите примеры из учебника или факты, известные из курса истории);

    5. какими гарантированными правами и свободами об­ладают граждане, проживающие в государстве с автори­тарным политическим режимом; с помощью каких мето­дов государство устанавливает свою власть; как влияет об­щество на выработку политических решений. Аргументи­руйте свой ответ (приведите примеры из учебника или факты, известные из курса истории);

    6. какими гарантированными правами и свободами об­ладают граждане, проживающие в государстве с демокра­тическим политическим режимом; с помощью каких ме­тодов государство устанавливает свою власть; как влияет общество на выработку политических решений. Аргумен­тируйте свой ответ (приведите примеры из учебника или факты, известные из курса истории).

На следующем этапе урока организуются выступления представителей групп и коллективное обсуждение темы по следующим вопросам: согласны ли вы с тем, что полити­ческая власть должна находиться под контролем общества? (Аргументируйте свое мнение.) Какой из политических ре­жимов представляется вам наиболее стабильным? Почему им так решили? В демократическом обществе, как и в лю- Гюм другом, могут возникать политические проблемы. Как решаются они в условиях демократии? В чем отличие спо­собов решения проблем в демократическом обществе по сравнению с тоталитарным и авторитарным обществом?

При обсуждении третьего вопроса учитель привлекает материал учебника о видах демократии. Рекомендуется использовать схему.

Чтобы проверить, как ученики понимают основные проблемы урока, учитель может привлечь исторические источники (как раздаточный материал или слайды).

Примером может быть отрывок из эссе Дж. Оруэлла «Литература и тоталитаризм».

Задания к отрывку.

      1. Прочитайте текст.

      2. Объясните, почему тоталитарное государство стара­ется контролировать внутренний мир человека.

«Тоталитаризм посягнул на свободу мысли так, как никогда прежде не могли и вообразить... Не просто воз­браняется выражать — даже допускать — определенные мысли, но диктуется, что именно надлежит думать; созда­ется идеология, которая должна быть принята личностью, норовят управлять ее эмоциями и навязывать ей образ поведения. Она изолируется, насколько возможно, от внешнего мира, чтобы замкнуть ее в искусственной среде, лишив возможности сопоставлений. Тоталитарное госу­дарство обязательно старается контролировать мысли и чувства своих подданных по меньшей мере столь же действенно, как контролирует их поступки».

(Дж. Оруэлл (1903—1950) — известный английский писатель, автор романа «1984».)

Для изучения типологии политических режимов учи­тель может также организовать самостоятельную работу учащихся по заданию: на основании материала параграфа заполните таблицу. Примерный ответ представлен ниже.

Характеристика политических режимов


Тоталитаризм

Авторитаризм

Демократия

Возможности власти

Власть бес­контрольна, установлен тотальный государствен­ный конт­роль над все­ми сферами жизни обще­ства

Власть формально может быть подконтроль­на предста­вительному органу, осу­ществляется полный контроль над политической сферой, но возможна свобода эко­номической деятельнос­ти, существу-

Источник по­литической власти — на­род. Власть подконтроль­на обществу, действует принцип разделения властей




Продолжение


Тоталитаризм

Авторитаризм

Демократия



ет автономия частной жиз­ни людей


Кому

принадлежит пласть?

Правящей партии во главе с вож­дем

Правящей партии во главе с лиде­ром

Представи­тельным органам, которые соз­даются на ос­новании аль­тернативных (соревнова­тельных) выборов

(Существова­ние полити­ческой оппо- ипции

Всякая оппо­зиция власти уничтожает­ся. Создается однопартий­ная система

Строгий контроль за политической оппозицией, подавление политичес­ких против­ников. Как правило, функциони­рует одно­партийная система

Существует несколько по­литических партий, активно действуют политическая оппозиция и независимые общественные организации граждан

Права и сво­боды граждан

Не соблюда­ются

Нарушаются

Политические права и сво­боды граждан (равенство граждан, право голоса, свобода сло­ва, свобода получения информации, право пребы­вания на го­сударственной должности, право созда­ния полити­ческих орга­низаций) га­рантируются, защищаются государством




Продолжение


Тоталитаризм

Авторитаризм

Демократия

Методы поли­тического действия со стороны государства

Особая роль насилия (массовый террор или его угроза), слежка и до­носительство, выдвижение глобальных целей для мобилизации общества

Сочетание насилия и ненасиль­ственных методов (формальное сохранение представи­тельных ор­ганов, союз с церковью, опора на тра­диции)

Парламента­ризм, дея­тельность СМИ, актив­ное участие граждан в политической жизни

Примеры

Режимы Б. Муссолини в Италии, А. Гитлера в Германии и ДР-

Режимы А. Пиночета в Чили, Ф. Франко в Испании и

др.

Афинская демократия (прямая фор­ма). Предста­вительная демократия в большинстве современных государств




При подведении итогов урока рекомендуется обратить внимание учащихся на рубрику «Мнения» и совместно с классом дать оценку демократии как политическому режиму, при котором могут существовать различные проб­лемы и недостатки, но который обеспечивает не только влияние государства на общество, но и воздействие народа на власть.

Современное российское общество, направления политики

Проблема демократии является одной из важнейших на современном этапе развития Российского государства и об­щества. При анализе и оценке демократии в нашей стра­не важно учитывать то, что «каждая демократия историч­на и национальна», что «наша демократия совсем молода, потому что ей буквально два десятилетия. Так произошло, что до этого в России просто не было демократии», что «демократия как ценность, как форма политического режима имеет универсальный характер и не требует ка- кой-то дополнительной расшифровки» (из интервью Пре­зидента Российской Федерации Д.А. Медведева британской газете «Файнэншл тайме», 25 марта 2008 г.).

Практическое значение изучаемой подтемы

Политический режим традиционно рассматривается в качестве характеристики формы государства, отражающей методы осуществления власти. В широком смысле данное понятие трактуется с позиций взаимодействия государства и общества (степень защиты прав и свобод каждого члена общества). Поэтому велико значение темы как самостоя­тельного сюжета: он формирует научные основы понима­ния проблемных вопросов современности и политической истории XX в., развенчивает некоторые политические сте­реотипы.

Домашнее задание

Проработать текст параграфа, ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя», выполнить задания 1—4 рубрики «В классе и дома».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!