СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Россия во времена правления ПавлаI"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока студенты сформируют представление о личности  императора Павле I, об особенностях его деятельности и его влияниии на историю России.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Россия во времена правления ПавлаI"»

Тема урока: Россия во времена правления Павла 1


Цели урока: Сформировать представление о личности Павла I, об особенностях его деятельности и ее влиянии на историю России.

Познакомить с различными оценками деятельности Павла I, способствовать формированию у учащихся собственного мнения по отношению к личности Павла I и его деятельности.

Развивать логическое мышление, умения работать с историческими документами.

Воспитывать уважение к прошлому нашей страны, активную позицию учащихся.

Оборудование: маршрутный лист

Ход урока:

На доске записана дата (1796-1801)

Как вы думаете что она означает эта дата

С 1796 по 1801 гг. Российской империей управлял Павел I, сын Екатерины II. Именно с периодом его правления мы познакомимся на уроке.

Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь:

«Правление Павла I (1796-1801 гг.)»


- Внимательно посмотрите на хронологические рамки правления Павла I, Сколько лет он находился у власти?


-Верно, около пяти лет. Почему же так мало?


- Хотя Павел вступил на престол уже достаточно взрослым человеком, в возрасте 42 лет, но период его царствования закончился не из-за его болезни и неспособности руководить государством.

11 марта 1801 гг. ночью очень близкие Павлу люди ворвались к нему в комнату и потребовали отречься от престола. Он отказался это сделать, поэтому его убили.

Если прежние дворцовые перевороты проводились при участии солдат, то в этот раз участниками были представители высшего сословия: дворяне. К заговору были причастны даже его сыновья Александр и Константин.


Работать будем по маршрутному листу.


Проблемный вопрос: Почему Павла I насильно лишили власти?


Задание №1. Прочитайте документы, обсудите их и выявите возможные причины насильственного лишения власти Павла 1


Возможный ответ:

- Плохой характер 1. ЛичностьПавла 1

- Тяжелое положение в стране 2.Внутренняя политика

- Решение о войне с Англией.. 3. Внешняя политика


Нами выделены три основных момента, которые мы рассмотрим на уроке (план). Они помогут понять, почему период правления Павла 1 был таким недолгим?

Начнем работу по плану.


1.Личность Павла 1

- Какое впечатление сложилось у вас о Павле 1 после знакомства с документами?

- Какими чертами характера он обладал? (Жестокий, вспыльчивый, подозрительный, привел страну к разрухе)


Во всех этих документах дается отрицательная характеристика Павла 1, но существуют и другие воспоминания о Павле.


Прочитайте текст №2 и выполните задания к нему

По ходу чтения текста №2 зафиксируйте в тетради черты характера, Павла 1. Составите портрет.


Давайте обсудим результаты вашей работы. Зачитайте, пожалуйста, особенности

характера Павла 1.


Возможный ответ:

-хороший семьянин

- обделен вниманием родителей

- поклонник прусских порядков и дисциплины


-Каково теперь ваше мнение о личности Павла 1?


Мы познакомились с личностью Павла 1. Образ получился противоречивым: вы назвали и положительные и отрицательные черты характера.



2. Внутренняя политика Павла 1

Рассмотрим преобразования Павла 1 во внутренней политике.

Работу построим следующим образом.

Информация по этому пункту плана представлена в учебнике стр 153-154

Задание №3 выпишите события внутренней политики Павла 1 касающиеся трех сословий дворян, солдат, крестьян.


дворяне

солдаты

крестьяне

-

- и +

- и +

Ограничение привилегий, регламентация всех сторон жизни, муштра в армии.

Новая одежда, частые смотры, запрет на жестокое обращение офицеров с солдатами


Трехдневная барщина, запрет продавать крестьян без земли, передача государственных крестьян помещикам















Как относились к деятельности Павла различные категории людей в стране?

Какая категория населения отрицательно относилась к преобразованиям Павла?



Ему, в отличие от Екатерины, пришедшей к власти незаконно, не нужна была опора в дворянском сословии, поэтому он не считался с их интересами.


Возможно, именно этим объясняется организация заговора против императора дворянами. Участники переворота очень боялись, что солдатам станет известно об их целях. «Успей Павел спастись бегством и покажись он войскам, солдаты бы его сохранили и спасли», - вспоминал современник.

"Из 36 миллионов русских по крайней мере 33 миллиона имели повод благословлять императора, хотя и не все сознавали это" Это записал немецкий литератор, после того как побывал в сибирской ссылке по приказу Павла.

3.Внешняя политика



Используя учебный текст№3 , заполните пропуски в тексте.


Назовите основное направление внешней политики при Павле 1.

Что вызвало недовольство в русском обществе?



Итог

Павел был противоречивой личностью, хорошие черты характера сочетались с такими недостатками как нетерпеливость, подозрительность, вспыльчивость. Именно они мешали Павлу проводить четкую. последовательную политику как внутри государства так и вне его. Поэтому дворяне, всегда являвшиеся опорой правителей, - выступило против Павла.




















Маршрутный лист по теме:

Проблемный вопрос урока: Почему Павла I насильно лишили власти?


Задание №1. Прочитайте документы, обсудите их и выявите возможные причины насильственного лишения власти Павла 1.

1.Личность Павла 1.


Задание №2. По ходу чтения текста №2 зафиксируйте в тетради черты характера, Павла 1. Составите портрет.


Задание №3 Работая с текстом учебника на стр 153-154 выпишите события внутренней политики Павла 1 касающиеся трех сословий дворян, солдат, крестьян.

дворяне

солдаты

крестьяне





Как относились к деятельности Павла различные категории людей в стране?

Какая категория населения отрицательно относилась к преобразованиям Павла?







Маршрутный лист по теме:

Проблемный вопрос урока: Почему Павла I насильно лишили власти?


Задание №1. Прочитайте документы, обсудите их и выявите возможные причины насильственного лишения власти Павла 1.

1.Личность Павла 1.


Задание №2. По ходу чтения текста №2 зафиксируйте в тетради черты характера, Павла 1. Составите портрет.


Задание №3 Работая с текстом учебника на стр 153-154 выпишите события внутренней политики Павла 1 касающиеся трех сословий дворян, солдат, крестьян.

дворяне

солдаты

крестьяне





Как относились к деятельности Павла различные категории людей в стране?

Какая категория населения отрицательно относилась к преобразованиям Павла?







ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

ДОКУМЕНТЫ


  1. Из воспоминаний Тургенева А.М., современника Павла I

Павла отличал «запальчивый до исступления характер, опрометчивость», «наклонность к жестоким наказаниям, разрушающим человека».


  1. Из письма великого князя Александра Лагарпу (своему учителю) (1789 г.)

Мой отец, вступив на престол, захотел все реформировать…Все сразу было перевернуто с ног на голову. Это только увеличило беспорядок, и без того в слишком сильной степени царивший в делах…Мое несчастное отечество находится в положении, не поддающемся описанию


  1. Воспоминания М.Фонвизина, современника Павла I

Павел, сперва враг французской революции… вдруг совершенно изменяется и угрожает войной Англии. Разрыв с ней наносил неизъясненный вред нашей заграничной торговле. Эта торговля открывала единственные пути, которыми в Россию притекало все, для нас необходимое…Разрыв с Англией, нарушая материальное благосостояние дворянства, усиливал в нем ненависть к Павлу…





Основным направлением внешней политики при Павле I было продолжение борьбы с _____ , стремившейся утвердить господство в Европе. Для этого была создана антифранцузская коалиция в составе: ______, _____, ______, ______.

Военные действия сосредоточились в ____ и на ______ море. Русский флот под командованием ______ осенью 1798 г. вошел в _______ море, где были освобождены от французов _____, _____.

Русскую сухопутную армию, действующую в 1799 г. совместно с Австрией в Северной Италии, возглавил _____. Освободив от французов Северную Италию, _______ ведет войска в Швейцарию через горы ______. Здесь русские войска одерживают ряд побед: при _______, _______.

Победами над Францией сумели воспользоваться лишь союзники России. Это вызвало разрыв России с Англией и Австрией. В этих условиях Павел выходит из состава коалиции и сближается с ______.

Для борьбы с британской империей Павел I издает указ об отправке казачьих войск в Индию. Русский народ отнесся к этому негативно.




















ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Текст №2

Павел I родился в 1754 г. Он был сыном Екатерины II и Петра III.

Елизавета Петровна отняла Павлушу у родителей сразу же после рождения. Она поместила его в собственные покои, отстранив мать и отца от воспитания.

Лучшие образованные люди обучали цесаревича истории, географии, французскому и немецкому языкам, заставляли читать произведения французских философов.

Павел был одаренным ребенком, быстро усваивал новые знания .Свои недостатки -отсутствие терпения, непостоянство, резвость и неусидчивость -Павел осознавал и честно пытался исправиться.

Потрясением для него было известие о насильственной смерти отца Петра III.

Воцарение Екатерины еще более отдалило ее от сына. Павел жил и воспитывался вдали от матери. Возможно, она видела в нем истинного наследника, у которого насильно забрала престол.

Павел был женат дважды.

После смерти первой жены, Екатерина решила остановить свой выбор на принцессе Софии-Доротее. Посредником в сватовстве выступил король Пруссии Фридрих Великий, который увидел в этом браке и собственные выгоды. Он предложил устроить встречу будущих жениха и невесты в Берлине.

В этом же году Павел Петрович в сопровождении небольшой свиты выехал в Берлин. Наследник русского престола был удостоен почестей с овациями. Торжества в его честь и восторг народа к своему королю оставили навсегда в душе Павла Петровича неизгладимый след, сделав его до конца дней восторженным почитателем Фридриха II.

Брак был счастливым. В семье родилось много детей.

Сыновей Александра и Константина бабушка, Екатерина II забрала к себе. Родителям отводилась второстепенная роль в воспитании сыновей.

В 1783 году после рождения в семье первой дочери, Екатерина II подарила сыну Гатчину.

Это была охотничья усадьба, окруженная большим парком среди озер.


Гатчина стала любимым местом пребывания Павла Петровича, где он создал маленький мир, который обустраивал лично, в соответствии только со своими взглядами и желаниям Здесь проводились парады, смотры и учения вверенных ему батальонов, которые он переодел и обучил на прусский манер. В Гатчине были построены больница, школа, церкви, поставлены фарфоровая и стеклоделательная мануфактуры

Только в своем владении Павел был самим собой. Он шутил и смеялся, играл в волан и жмурки, много танцевал.

Оставаясь один, он размышлял о будущем России, разрабатывал программу развития страны, из которой что-то осуществит, став императором.

Весь период царствования Екатерины Павел ждал момента, когда власть перейдет к нему. Ходили слухи о том, что Екатерина хотела передать власть не Павлу, а его сыну Александру.

В 1796 г. Екатерина II скончалась, правителем России стал Павел I.



ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ТЕКСТ № 3


В результате революции королевская династия во Франции была свергнута, управление государством взял в свои руки Наполеон Бонапарт.

Революционная Франция стремилась распространить свое господство на другие страны. Естественно, что монархические государства были против и старались это пресечь. Для борьбы с Наполеоном они объединились в союз -коалицию. При Павле 1 Россия вошла в одно из таких объединений.

Во внешней политике Павел I продолжает борьбу с Францией, стремившейся к господству в Европе. В 1798 г. Россия вступила в антифранцузскую коалицию в составе Англии, Австрии, Турции и Неаполитанского Королевства. Военные действия сосредоточились в Италии, Швейцарии и на Средиземном море. Русский флот под командованием Ф.Ф. Ушакова освободил от французов Ионические острова, был захвачен остров Корфу со считавшейся неприступной крепостью (1799 г.), затем с помощью десантов французы были изгнаны из Неаполя и Рима. Во внешней политике Павел I продолжает борьбу с Францией, стремившейся к господству в Европе. В 1798 г. Россия вступила в антифранцузскую коалицию в составе Англии, Австрии, Турции и Неаполитанского Королевства. Военные действия сосредоточились в Италии, Швейцарии и на Средиземном море. Русский флот под командованием Ф.Ф. Ушакова освободил от французов Ионические острова, был захвачен остров Корфу со считавшейся неприступной крепостью (1799 г.), затем с помощью десантов французы были изгнаны из Неаполя и Рима.

Русская сухопутная армия под командованием А.В. Суворова успешно действовала в Северной Италии. Осенью 1799 г. Павел I распорядился перебросить войска А.В. Суворова в Швейцарию на соединение с корпусом А.М. Римского-Корсакова и союзными австрийскими войсками. Русская армия во главе с 70-летним полководцем в невероятно трудных условиях преодолела перевал Сен-Готард и перешла Альпы, разбив французов у Чертова моста. Однако, из-за предательства австрийцев корпус Римского-Корсакова был разбит.

Разногласия внутри антифранцузской коалиции привели к резкому повороту во внешней политике Павла I. Россия вышла из коалиции, началось сближение России с Францией.

Русская сухопутная армия под командованием А.В. Суворова успешно действовала в Северной Италии. Осенью 1799 г. Павел I распорядился перебросить войска А.В. Суворова в Швейцарию на соединение с корпусом А.М. Римского-Корсакова и союзными австрийскими войсками. Русская армия во главе с 70-летним полководцем в невероятно трудных условиях преодолела перевал Сен-Готард и перешла Альпы, разбив французов у Чертова моста. Однако, из-за предательства австрийцев корпус Римского-Корсакова был разбит.

Разногласия внутри антифранцузской коалиции привели к резкому повороту во внешней политике Павла I. Россия вышла из коалиции, началось сближение России с Францией.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!