Урок русского языка в 6 классе
Тема: Повелительное наклонение глаголов.
Цель: научить учащихся распознавать глаголы повелительного наклонения;
указать, как образуются формы глаголов повелительного наклонения.
Эпиграф: Не можешь – сумей,
Не знаешь – узнай,
Не бойся тропы отвесной,
Пробуй,
Ищи,
Совершай,
Достигай,
Чтоб жизнь твоя стала песней.
Л. Татьяничева
Ход урока
1. Повторение изученного.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение наклонений глагола и остановимся на глаголах повелительного наклонения. Но прежде немного вспомним, что уже знаем о глаголе.
Я начинаю, а вы продолжаете:
- Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? и что сделать? В предложении глагол обычно бывает сказуемым.
- Какого вида бывают глаголы? (совершенного и несовершенного)
- Как различают эти два вида?
- Как изменяются глаголы? (По временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам, а в прошедшем – по числам и родам (в единственном числе)
- Какие наклонения различают у глаголов? (изъявительное, условное и повелительное)
- Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении? (обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле)
- Что обозначают глаголы в условном наклонении? (обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях)
- Сейчас послушайте два стихотворения и ответьте на вопрос, глаголы какого наклонения в них встречаются?
1) Агния Львовна Барто «Помощница» (изъявительного наклонения)
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,—
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.
2) Э. Успенский «Если был бы я девчонкой» (условного наклонения)
Если был бы я девчонкой,
Я бы время не терял.
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал.
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмел.
Перемыл бы чашки-ложки,
Сам начистил бы картошки.
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам.
Отчего ж я не девчонка,
Я бы маме так помог.
Мама сразу бы сказала:
— Молодчина ты, сынок.
- Почему стихотворение так называется, почему сейчас нельзя сказать мальчику: «Молодчина ты, сынок»?
- А сейчас проверим ваше домашнее задание. Вам нужно было выписать из художественных текстов предложения с глаголами, стоящими в изъявительном и условном наклонении. Какие предложения вы подобрали? (3 – 4 человека зачитывают)
2. Объяснение нового материала.
- Запишем в тетради дату, классная работа и тему нашего урока.
Цель сегодняшнего урока: познакомиться с глаголами повелительного наклонения и научиться распознавать их.
Попробуем выяснить лексическое значение слова «повелительное». Подберите однокоренные слова.
Запись на доске и в тетрадях:
Повелительное наклонение – велеть, веление, повелеть, повелевать, повеление, повелитель, повелительно, повелительность.
- Объясните значение этих слов.
- Так какие же действия обозначают глаголы повелительного наклонения? (которые кто-то заставляет или просит выполнить. Например: пишите, прыгни, работай, учитесь)
- Обратимся к учебнику. Чтение правила на странице 179.
- А теперь рассмотрим таблицу на с. 179.
- От основы каких форм глагола образуется повелительное наклонение? (от основы настоящего или будущего времени глаголов изъявительного наклонения)
- С помощью какого суффикса образуется повелительное наклонение? ( суффикса –и- или без суффикса)
- Какие окончания имеют глаголы в повелительном наклонении? (в единственном числе – нулевое окончание, а во множественном числе – те)
- Посмотрите на доску. В качестве эпиграфа нашего урока я взяла замечательные строки из стихотворения Людмилы Татьяничевой, они могут стать жизненным девизом для каждого из нас (чтение стихотворения учителем). Найдите в этом отрывке глаголы повелительного наклонения.
- А сейчас поработайте хором, образуйте от названных мной глаголов формы повелительного наклонения единственного и множественного числа.
Работать – работай – работайте
Дружить – дружи – дружите
Молчать – молчи – молчите
Петь – пой – пойте
Мыть – мой – мойте
Смотреть – смотри – смотрите
Жечь – жги – жгите
Рыть – рой – ройте
Читать – читай – читайте
- А теперь выполним упражнение 467.
- В каких предложениях по цели высказывания употребляются глаголы повелительного наклонения? (побудительных)
- А сейчас вы посмотрите сценки, которые подготовили ваши одноклассники. Будьте внимательны, поскольку вам по ходу сценок нужно записать глаголы повелительного наклонения.
1 сценка. В Осеева «Синие листья»
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
- Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
- Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
- Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
- Мама-то позволила, а брата я не спросила.
- Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.
- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
- Я осторожненько, - говорит Лена. - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
- Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
- Ну, что ж ты? Бери!
- Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
- Карандаша зелёного нет.
- А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
- Я ей давала, а она не берёт.
Посмотрел учитель на обеих:
- Надо так давать, чтобы можно было взять.
- Как вы считаете, почему Лена не взяла Катин карандаш?
- Какие глаголы повелительного наклонения вы записали? (дай, не чини, не нажимай, не бери, не рисуй, бери)
2 сценка. Я. Аким «Тинин голос»
- Понравилась ли вам Тина Ермолаева?
- Что не понравилось в поступках этой девочки?
- Какие глаголы повелительного наклонения вы записали? (забудьте, расстегните, придвиньте-ка, заштопай, подай, убери, застегни)
- А сейчас вы должны будете вспомнить и записать первое четверостишие из стихотворения Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». Глагол какого наклонения мы встретили в названии? Каким будет это предложение по цели высказывания?
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.
- А сейчас поработаем устно. Я диктую предложения, вам нужно найти глаголы повелительного наклонения.
1. Семь раз отмерь – один отрежь.
2. Ветры, бури, ураганы,
Дуйте что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
3. Не трещите, морозы,
В заповедном бору,
У сосны, у березы
Не грызите кору!
4. Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи,
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи!
- А теперь у меня для вас очень интересное задание. Я хочу предложить вам составить инструкцию, как можно вести себя в школе и как нельзя, используя глаголы повелительного наклонения.
- Итак, какое же действие обозначают глаголы повелительного наклонения?
3. Рефлексия.
- Я сегодня узнал…
- Я научился…
- Я теперь смогу…
4. Домашнее задание: §84 упр. 468 или составить поучение младшему брату или сестре.
4