СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка по теме: "Повелительное наклонение глагола" (6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка используется при изучении глаголов повелительного наклонения в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка по теме: "Повелительное наклонение глагола" (6 класс)»

Урок русского языка в 6 классе


Тема: Повелительное наклонение глаголов.

Цель: научить учащихся распознавать глаголы повелительного наклонения;

указать, как образуются формы глаголов повелительного наклонения.


Эпиграф: Не можешь – сумей,

Не знаешь – узнай,

Не бойся тропы отвесной,

Пробуй,

Ищи,

Совершай,

Достигай,

Чтоб жизнь твоя стала песней.

Л. Татьяничева


Ход урока

1. Повторение изученного.


- Сегодня на уроке мы продолжим изучение наклонений глагола и остановимся на глаголах повелительного наклонения. Но прежде немного вспомним, что уже знаем о глаголе.

Я начинаю, а вы продолжаете:

- Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? и что сделать? В предложении глагол обычно бывает сказуемым.

- Какого вида бывают глаголы? (совершенного и несовершенного)

- Как различают эти два вида?

- Как изменяются глаголы? (По временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам, а в прошедшем – по числам и родам (в единственном числе)

- Какие наклонения различают у глаголов? (изъявительное, условное и повелительное)

- Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении? (обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле)

- Что обозначают глаголы в условном наклонении? (обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях)


- Сейчас послушайте два стихотворения и ответьте на вопрос, глаголы какого наклонения в них встречаются?

1) Агния Львовна Барто «Помощница» (изъявительного наклонения)

У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,—
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.

2) Э. Успенский «Если был бы я девчонкой» (условного наклонения)

Если был бы я девчонкой,

Я бы время не терял.

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал.


Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмел.

Перемыл бы чашки-ложки,

Сам начистил бы картошки.

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам.


Отчего ж я не девчонка,

Я бы маме так помог.

Мама сразу бы сказала:

— Молодчина ты, сынок.


- Почему стихотворение так называется, почему сейчас нельзя сказать мальчику: «Молодчина ты, сынок»?


- А сейчас проверим ваше домашнее задание. Вам нужно было выписать из художественных текстов предложения с глаголами, стоящими в изъявительном и условном наклонении. Какие предложения вы подобрали? (3 – 4 человека зачитывают)


2. Объяснение нового материала.

- Запишем в тетради дату, классная работа и тему нашего урока.

Цель сегодняшнего урока: познакомиться с глаголами повелительного наклонения и научиться распознавать их.

Попробуем выяснить лексическое значение слова «повелительное». Подберите однокоренные слова.

Запись на доске и в тетрадях:

Повелительное наклонение – велеть, веление, повелеть, повелевать, повеление, повелитель, повелительно, повелительность.


- Объясните значение этих слов.

- Так какие же действия обозначают глаголы повелительного наклонения? (которые кто-то заставляет или просит выполнить. Например: пишите, прыгни, работай, учитесь)

- Обратимся к учебнику. Чтение правила на странице 179.

- А теперь рассмотрим таблицу на с. 179.

- От основы каких форм глагола образуется повелительное наклонение? (от основы настоящего или будущего времени глаголов изъявительного наклонения)

- С помощью какого суффикса образуется повелительное наклонение? ( суффикса –и- или без суффикса)

- Какие окончания имеют глаголы в повелительном наклонении? (в единственном числе – нулевое окончание, а во множественном числе – те)


- Посмотрите на доску. В качестве эпиграфа нашего урока я взяла замечательные строки из стихотворения Людмилы Татьяничевой, они могут стать жизненным девизом для каждого из нас (чтение стихотворения учителем). Найдите в этом отрывке глаголы повелительного наклонения.

- А сейчас поработайте хором, образуйте от названных мной глаголов формы повелительного наклонения единственного и множественного числа.

Работать – работай – работайте

Дружить – дружи – дружите

Молчать – молчи – молчите

Петь – пой – пойте

Мыть – мой – мойте

Смотреть – смотри – смотрите

Жечь – жги – жгите

Рыть – рой – ройте

Читать – читай – читайте


- А теперь выполним упражнение 467.


- В каких предложениях по цели высказывания употребляются глаголы повелительного наклонения? (побудительных)


- А сейчас вы посмотрите сценки, которые подготовили ваши одноклассники. Будьте внимательны, поскольку вам по ходу сценок нужно записать глаголы повелительного наклонения.


1 сценка. В Осеева «Синие листья»


У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

- Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

- Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

- Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

- Мама-то позволила, а брата я не спросила.

- Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.

- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

- Я осторожненько, - говорит Лена. - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

- Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

- Ну, что ж ты? Бери!

- Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

- Карандаша зелёного нет.

- А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

- Я ей давала, а она не берёт.

Посмотрел учитель на обеих:

- Надо так давать, чтобы можно было взять.


- Как вы считаете, почему Лена не взяла Катин карандаш?

- Какие глаголы повелительного наклонения вы записали? (дай, не чини, не нажимай, не бери, не рисуй, бери)

2 сценка. Я. Аким «Тинин голос»


- Понравилась ли вам Тина Ермолаева?

- Что не понравилось в поступках этой девочки?

- Какие глаголы повелительного наклонения вы записали? (забудьте, расстегните, придвиньте-ка, заштопай, подай, убери, застегни)


- А сейчас вы должны будете вспомнить и записать первое четверостишие из стихотворения Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». Глагол какого наклонения мы встретили в названии? Каким будет это предложение по цели высказывания?
 

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!


- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.

- А сейчас поработаем устно. Я диктую предложения, вам нужно найти глаголы повелительного наклонения.

1. Семь раз отмерь – один отрежь.


2. Ветры, бури, ураганы,
Дуйте что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!


3. Не трещите, морозы,
В заповедном бору,
У сосны, у березы
Не грызите кору!


4. Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи,
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи!


- А теперь у меня для вас очень интересное задание. Я хочу предложить вам составить инструкцию, как можно вести себя в школе и как нельзя, используя глаголы повелительного наклонения.


- Итак, какое же действие обозначают глаголы повелительного наклонения?


3. Рефлексия.

- Я сегодня узнал…

- Я научился…

- Я теперь смогу…


4. Домашнее задание: §84 упр. 468 или составить поучение младшему брату или сестре.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!