СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока, содержащего учебную задачу Урок русского языка в 4 классе Тема «Местоимения. Употребление местоимений в речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Местоимения. Употребление местоимений в речи.

Тип урока: Решение частных задач

Педагогические цели: Создать условия для ознакомления с возможностями употребления местоимений в устной и письменной речи; научить правильно использовать местоимения, показать значимость местоимения в речи; совершенствовать умения определять грамматические признаки личных местоимений и по грамматическим признакам называть местоимения; развивать орфографическую зоркость, речь, мышление; содействовать воспитанию культуры речи, уважения к родной речи, исключающего неграмотное употребление слов.

Метапредметные УУД:

Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);

 регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи;

коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений

Личностные: Осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «народ», «национальность», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого» и т. д.; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России

Организационная структура урока

  1. Организация начала урока

Психологический настрой класса. Проверка готовности учащихся к уроку

– Проверим готовность к уроку.

– Улыбнитесь одноклассникам. Покажите своей улыбкой, что вы готовы помочь и поддержать друг друга.

Вы настроены окунуться в мир русского языка? Вы считаете, что вам это нужно? Зачем? Тогда вперёд!

Обучающиеся сообщают о готовности к уроку. Определение самоорганизации («Настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»).

  1. Самоопределение к деятельности

-Прочитайте

Я, ты, он, она –

Вместе целая страна.

Вместе дружная семья,

В слове мы сто тысяч я,

Большеглазых, озорных,

Чёрных, рыжих и льняных,

Грустных и весёлых

В городах и сёлах!

Р. Рождественский

- Назовите местоимения, которые встретились в тексте.

- Как называют такие местоимения? (Личные)

- Что вы о них знаете?

- Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, какие местоимения называются личными, каковы их особенности, повторить грамматические признаки личных местоимений, научиться их определять)

  1. Работа по теме урока
  1. Чистописание

Игра «Четвёртое-лишнее»

Найди лишнее  слово в каждой строчке, в тетрадь выписать аккуратно, красиво, только местоимения.

Я, он, оба, ты

Мы, он, вы, но

Нас, нами, нём, нам

Тебе, тебя, тобой, табун

Они, оно, она, но

Мной, меня, мни, мне.

Какие слова оказались лишними?

  1. Актуализация знаний

Что вы знаете о местоимении?

  1. Указывает на предмет, но не называет его
  2. Отвечает на вопросы кто? что?
  3. Изменяется по падежам т. е склоняется
  4. Изменяется по числам
  5. Изменяется по родам местоимения 3-го лица единственного числа
  6. Как пишутся предлоги с местоимениями?
  1. Работа по учебнику

Упражнение 126 стр.60

(Устная работа по вопросам  и заданиям упражнения)

- Прочитайте материал рубрики «Обрати внимание!»

- Когда в  местоимениях  3-го лица  появляется буква н?

- С какими предлогами она не пишется?

Упражнение 127 стр.61

(Коллективное выполнение)

Физкультминутка

Учащиеся под руководством учителя выполняют движения по тексту. При выполнении движений учащихся стоят друг напротив друга.

Мы бросаем мяч друг дружке

(Сымитировать броски мяча друг другу)

Мячик прыгал, как лягушка.

(выполнить прыжки с глубоким приседанием на месте)

Укатился он куда-то.

(Выполнить наклоны туловища вниз)

Не найдут его ребята.

(Поднять плечи вверх. Выполнить поворот головы влево и вправо)

  1.     Игра «Кроссворд»  

1

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

  1. 1 л., мн.ч., в Д.п (нам)
  2. 1 л., ед.ч., в Д.п. (мне)
  3. 3 л., ед.ч., в Р.п (его)
  4. 3 л., мн.ч., в И.п (они)
  5. 3 л., мн.ч., в Т.п (ими)
  1.   Словарная работа (работа в парах)

Найдите в словаре существительные мужского рода, в которых содержатся местоимения, подчеркните эти местоимения.

Например: (агроном, вагон, горизонт, заяц, космонавт, месяц, язык)

 

  1.     Работа в группах. К следующим глаголам подберите местоимения 3-го лица единственного или множественного числа, употребляя их с предлогами

Подошёл (к кому?)

Посмотрел (на кого?)

Спросил (у кого?)

Вспомнил (о ком?)

  1. В гостях у нас «Умники и умницы» они предлагают  вам выполнить тест

Выполнение теста

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Я читаю стихотворение «Весна и ручей» Валентина Ланцетти. Вам нужно найти местоимения и кораблик с местоимениями прикрепить к ручейку.

Я под снегом долго спал,

От молчания устал

Я проснулся и помчался:

- Хочешь, песенку свою

Я тебе, Весна, спою!

- А Весна: - Кап, кап! Кап, Кап!

Ручеёк, ты не озяб?

- Нет, ни капельки, нисколько!

Я проснулся только – только!

Всё звенит, журчит во мне

Я спою! Растает снег!

- Какое слово получилось?

Слушаем стихотворение, какие местоимения я назвала.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Выставление оценок

Пусть добрым ум у вас,

А сердце умным будет

Я от души желаю вам

Друзья, всего хорошего.

Урок окончен, желаем вам новых успехов.

 

Список литературы

  1. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В., Яровая Л.Н. Учим русский с увлечением: Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1-4 класс.- М.: 5 на знания, 2005. – 240 с.
  2. Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014 -159 с.
  3. Русский язык. 1-4 классы: развитие творческих способностей учащихся / авт.-сост. Л.П. Арефьева [и др.] – Волгоград: Учитель, 2011.-221 с.
  4. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поупочные разработки по русскому языку. 4 класс. -  М.: ВАКО, 2014. – 496 с.
  5.  Страхова Л.Л. словарные диктанты для младших школьников . СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. – 64 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Тест

  1. Что такое местоимение?

а) часть слова

б) часть речи

в) член предложения.

  1. Укажите местоимения единственного числа?

а) я, ты, он, она, оно

б) мы, вы, они

  1. Какие местоимения относятся к 1-му лицу?

а) я, мы

б) ты, вы

в) он, она, оно

  1. На какие вопросы отвечают местоимения?

а) на те же вопросы, на которые отвечает глагол

б) на те же вопросы, на которые отвечают имена существительные

  1. Какие местоимения относятся к 3-му лицу единственного числа женского рода?

а) он

б) оно

в) она

г) они

  1. Какая буква пишется у местоимения 3-го лица после предлогов?

а) буква Т

б) буква М

в) Буква Н

  1. Как пишутся местоимения с предлогами?

а) слитно

б) отдельно

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока, содержащего учебную задачу Урок русского языка в 4 классе Тема «Местоимения. Употребление местоимений в речи»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Лохово












Методическая разработка урока, содержащего учебную задачу


Урок русского языка в 4 классе


Тема «Местоимения. Употребление местоимений в речи»
















Составитель: Г.С. Мартынова, учитель начальных классов I квалификационной категории






Тема: Местоимения. Употребление местоимений в речи.

Тип урока: Решение частных задач

Педагогические цели: Создать условия для ознакомления с возможностями употребления местоимений в устной и письменной речи; научить правильно использовать местоимения, показать значимость местоимения в речи; совершенствовать умения определять грамматические признаки личных местоимений и по грамматическим признакам называть местоимения; развивать орфографическую зоркость, речь, мышление; содействовать воспитанию культуры речи, уважения к родной речи, исключающего неграмотное употребление слов.

Метапредметные УУД:

Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);

регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи;

коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений

Личностные: Осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «народ», «национальность», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого» и т. д.; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки
зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России

Организационная структура урока

  1. Организация начала урока

Психологический настрой класса. Проверка готовности учащихся к уроку

– Проверим готовность к уроку.

– Улыбнитесь одноклассникам. Покажите своей улыбкой, что вы готовы помочь и поддержать друг друга.

Вы настроены окунуться в мир русского языка? Вы считаете, что вам это нужно? Зачем? Тогда вперёд!

Обучающиеся сообщают о готовности к уроку. Определение самоорганизации («Настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»).

  1. Самоопределение к деятельности

-Прочитайте

Я, ты, он, она –

Вместе целая страна.

Вместе дружная семья,

В слове мы сто тысяч я,

Большеглазых, озорных,

Чёрных, рыжих и льняных,

Грустных и весёлых

В городах и сёлах!

Р. Рождественский

- Назовите местоимения, которые встретились в тексте.

- Как называют такие местоимения? (Личные)

- Что вы о них знаете?

- Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, какие местоимения называются личными, каковы их особенности, повторить грамматические признаки личных местоимений, научиться их определять)

  1. Работа по теме урока

  1. Чистописание

Игра «Четвёртое-лишнее»

Найди лишнее слово в каждой строчке, в тетрадь выписать аккуратно, красиво, только местоимения.

Я, он, оба, ты

Мы, он, вы, но

Нас, нами, нём, нам

Тебе, тебя, тобой, табун

Они, оно, она, но

Мной, меня, мни, мне.

Какие слова оказались лишними?

  1. Актуализация знаний

Что вы знаете о местоимении?

  1. Указывает на предмет, но не называет его

  2. Отвечает на вопросы кто? что?

  3. Изменяется по падежам т. е склоняется

  4. Изменяется по числам

  5. Изменяется по родам местоимения 3-го лица единственного числа

  6. Как пишутся предлоги с местоимениями?

  1. Работа по учебнику

Упражнение 126 стр.60

(Устная работа по вопросам и заданиям упражнения)

- Прочитайте материал рубрики «Обрати внимание!»

- Когда в местоимениях 3-го лица появляется буква н?

- С какими предлогами она не пишется?

Упражнение 127 стр.61

(Коллективное выполнение)

Физкультминутка

Учащиеся под руководством учителя выполняют движения по тексту. При выполнении движений учащихся стоят друг напротив друга.

Мы бросаем мяч друг дружке

(Сымитировать броски мяча друг другу)

Мячик прыгал, как лягушка.

(выполнить прыжки с глубоким приседанием на месте)

Укатился он куда-то.

(Выполнить наклоны туловища вниз)

Не найдут его ребята.

(Поднять плечи вверх. Выполнить поворот головы влево и вправо)

  1. Игра «Кроссворд»

1


2














3


4














5



  1. 1 л., мн.ч., в Д.п (нам)

  2. 1 л., ед.ч., в Д.п. (мне)

  3. 3 л., ед.ч., в Р.п (его)

  4. 3 л., мн.ч., в И.п (они)

  5. 3 л., мн.ч., в Т.п (ими)

  1. Словарная работа (работа в парах)

Найдите в словаре существительные мужского рода, в которых содержатся местоимения, подчеркните эти местоимения.

Например: (агроном, вагон, горизонт, заяц, космонавт, месяц, язык)


  1. Работа в группах. К следующим глаголам подберите местоимения 3-го лица единственного или множественного числа, употребляя их с предлогами

Подошёл (к кому?)

Посмотрел (на кого?)

Спросил (у кого?)

Вспомнил (о ком?)

  1. В гостях у нас «Умники и умницы» они предлагают вам выполнить тест

Выполнение теста

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Я читаю стихотворение «Весна и ручей» Валентина Ланцетти. Вам нужно найти местоимения и кораблик с местоимениями прикрепить к ручейку.

Я под снегом долго спал,

От молчания устал

Я проснулся и помчался:

- Хочешь, песенку свою

Я тебе, Весна, спою!

- А Весна: - Кап, кап! Кап, Кап!

Ручеёк, ты не озяб?

- Нет, ни капельки, нисколько!

Я проснулся только – только!

Всё звенит, журчит во мне

Я спою! Растает снег!

- Какое слово получилось?

Слушаем стихотворение, какие местоимения я назвала.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Выставление оценок

Пусть добрым ум у вас,

А сердце умным будет

Я от души желаю вам

Друзья, всего хорошего.

Урок окончен, желаем вам новых успехов.


Список литературы

  1. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В., Яровая Л.Н. Учим русский с увлечением: Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1-4 класс.- М.: 5 на знания, 2005. – 240 с.

  2. Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014 -159 с.

  3. Русский язык. 1-4 классы: развитие творческих способностей учащихся / авт.-сост. Л.П. Арефьева [и др.] – Волгоград: Учитель, 2011.-221 с.

  4. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поупочные разработки по русскому языку. 4 класс. - М.: ВАКО, 2014. – 496 с.

  5. Страхова Л.Л. словарные диктанты для младших школьников . СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. – 64 с.





















Приложение

Тест

  1. Что такое местоимение?

а) часть слова

б) часть речи

в) член предложения.

  1. Укажите местоимения единственного числа?

а) я, ты, он, она, оно

б) мы, вы, они

  1. Какие местоимения относятся к 1-му лицу?

а) я, мы

б) ты, вы

в) он, она, оно

  1. На какие вопросы отвечают местоимения?

а) на те же вопросы, на которые отвечает глагол

б) на те же вопросы, на которые отвечают имена существительные

  1. Какие местоимения относятся к 3-му лицу единственного числа женского рода?

а) он

б) оно

в) она

г) они

  1. Какая буква пишется у местоимения 3-го лица после предлогов?

а) буква Т

б) буква М

в) Буква Н

  1. Как пишутся местоимения с предлогами?

а) слитно

б) отдельно


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!