Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) Мобилизация (включение учащихся в активную деятельность) Актулизация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Выявление места и причины затруднения Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Включение в систему знаний и повторение. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку. - Какого человека мы будем называть одаренным? Человек уже рождается таковым или над этим необходимо работать? - В вашем классе есть одаренные ребята? В чем это проявляется? Приведите конкретные примеры. Произведение прочитано и осмыслено. Работа в парах: составить вопросы, которые бы отражали тему и проблемы рассказа. (Приложение № 1) Слово учителя. Тема одаренности человека из народа развита в рассказе. Основанном на преданиях орловской старины. Рассказ был написан в 1883 году и помечен датой: 19 февраля 1883 года. 19 февраля – день освобождения крепостных и суббота «поминовения усопших». Рассказ написан в «сказовой манере», т.е. он передает все особенности речи персонажа-рассказчика, особенности его лексики, синтаксиса. Автор обладал умением владеть голосом и языком своего героя. В рассказе можно столкнуться с образцами «народной этимологии», когда заимствованные слова, являющиеся терминами искусства, трактуются и произносятся не всегда верно. Сообщение учащегося «Историческая основа рассказа «Тупейный художник» (Приложение № 3) Проверка групповой работы. (Приём «Инсерт», заметки на полях). На дом было дано задание: читая рассказ, делать заметки на полях: - V (галочка) – известно - + (плюс) – является интересным и неожиданным; - ? (вопросительный знак) – узнать больше. Демонстрация задания I группы: составление Словаря неизвестных слов из рассказа. (Приложение №2). Учитель: название рассказа «Тупейный художник». Рассказ на могиле. - Какое настроение уже заложено в названии? - Чему, кому посвящается рассказ? - Что произошло в этот день и почему этот день назван благословенный? (Данный рассказ посвящается «святой памяти благословенного дня 19 февраля 1961года» - в этот день императором Александром II был подписан Манифест о глубоком реформировании государственного устройства России и прежде всего – отмене крепостного права. В этот день в России отменили крепостное право. Благословенный, очевидно, потому, что это был очень долгожданный день). - Определите, где и когда происходит действие рассказа и от чьего имени ведется повествование? (Точной даты нет, действие в рассказе происходит в Орле во время царствования Александра Павловича (Александра I) или Николая Павловича (Николая I), главное для автора показать, что происходило при крепостном праве. Первые три главы рассказа являются своеобразным прологом и написаны от имени повествователя, который вспоминает свое детство. Последние три главы также поданы от его имени. Центральная часть рассказа – основа его – история, о которой рассказывает Любовь Онисимовна). Это рассказ в рассказе, манера сказа – повествование, характерная для Лескова. Рассказ не от автора, а от лица какого-нибудь литературного героя – любимый художественный прием Лескова, которым он владел в совершенстве. - Как называется такой прием? (Такой прием называется художественным обрамлением, он создает эффект наибольшей выразительности и достоверности). - В рассказе Лескова показаны мерзости крепостного права. Кто еще, помимо Лескова, писал произведения, где было упомянуто крепостное право? Над данным вопросом работала группа «Исследователи». (Приложение № 3). Задание: Какие черты произвола, тирании вседозволенности графа – владельца театра и его брата показаны в рассказе? Найдите описание жизни крепостных актрис. Почему они не любили «камариновые серьги»? (Знак признания таланта и лишение невинности хозяином). Задание для творческой группы (группы актеров): составить на основе 6-9 глав рассказа инсценировку и разыграть ее на сцене. В представлении должны быть заняты: - Любовь Онисимовна, крепостная актриса (читает авторский текст о взаимоотношениях графа и его брата); - граф Каменский; - его деревенский брат; - Аркадий Ильич, тупейный художник. Итоговый вопрос: Как в этом эпизоде отразился характер главного героя – тупейного художника Аркадия? -Как сложилась судьба юноши и девушки, полюбивших друг друга? Как вы думаете, была у Аркадия надежда изменить жизнь? (Конечно, была, он не испугался сражаться, добился высокого чина, приехал выкупить Любу. Перенеся пытки в графских подвалах и отвоевав для себя на полях сражений свободу, офицерский чин и благородное звание», «ордена и кресты», отпуск и пятьсот рублей «для излечения ран»). Аркадий возвращается в Орел к любимой с тем, чтобы выкупить ее у барина и обвенчаться с нею «перед престолом Всевышнего создателя». Казалось бы, героям почти удалось вырваться из рабства, отстоять свое право на счастье в противостоянии с «барством диким», с жестокостью мира. Но накануне освобождения Любы Аркадия убивает простой русский мужик – дворник, не устоявший перед соблазном быстрого обогащения. На похоронах Аркадия Ильича присутствовал сам губернатор. Хоронили его со всеми военными почестями, как дворянина, как офицера). -Какие унижения и страдания пережила Любовь Онисимовна? Почему так трагично сложилась ее судьба? Почему она не смогла ее изменить? Какие черты русского человека подчеркиваются в героине? Она отличается от Аркадия или полностью ему соответствует? (Она была крепостной актрисой. Если в Аркадии подчеркиваются такие черты русского человека, как бесстрашие, душевное благородство и способность к самопожертвованию, то в образе Любови Онисимовны представлен другой тип национального характера. Люба напоминает «тихих» и кротких ангелов русских икон. Но в этом характере отражены и негативные психологические последствия многовекового рабства – прежде всего неспособность и неумение сопротивляться обстоятельствам. Разлученная с любимым, оскорбленная барином и униженная до положения скотницы Люба не протестует, не помышляет о свободе, с покорностью и смирением воспринимая свою новую роль в мире.) Творческая работа «Черты характера Любови Онисимовны» (Определить через особенности речи сказительницы), составить таблицу. (Приложение № 5) Задание: все положительные герои рассказа имеют говорящие имена. Составьте таблицу. Сделайте вывод, почему все отрицательные персонажи не имеют имен и фамилий? Почему? (Приложение № 4). Вопрос-исследование: Могла бы история тупейного художника окончиться счастливо? Почему все закончилось именно так? (данная история не могла окончиться счастливо, это было бы не характерно для эпохи, и Лесков остается верен правде жизни. Герои рассказа дважды оказываются близки к достижению заветной цели, но оба раза все их усилия и надежды разрушает непредвиденный случай: в первый раз – предательство попа, во второй – алчность кабатчика. Но Лесков дает понять, что оба эти случая вовсе не случайны, они в нравах эпохи. Возможно также, что граф не мог позволить, чтобы бывший крепостной победил, сам стал свободным. Да еще и любовь свою выкупил и отпустил на свободу. Тогда все крепостные будут так поступать. А этого Каменский допустить не мог. Он должен был сломать этих двух сильных людей. Поэтому, вероятно, и был подговорен сторож на убийство. В крепостническом государстве закабаленные крестьяне не имели права на свободу и счастье). - Почему же рассказ называется «Тупейный художник»? (В честь главного героя, который смог выступить против крепостного права, не побоялся проявить свою любовь и бороться за нее. Главные герои лесковского рассказа – Любовь и Аркадий – олицетворяют лучшие черты национального характера. Оба они красивы, благородны, способны на верную любовь. Кроме того, каждый из героев художественно одарен. По Лескову, художниками являются не только живописцы, скульпторы или писатели, но всякий человек, чувствующий красоту и стремящийся достичь в своем деле совершенства. Таков Аркадий, который не просто причесывал, а «рисовал» актрис, превращая дворовых девушек в героинь и даже богинь, а кроме того, при необходимости «отрисовывал» в благородном виде и братьев Каменских. Выполняя работу «тупейного художника», герой переживает минуты творческих озарений, светлой радости. Сделать самооценку результата собственной учебной деятельности. (Приложение № 6) Домашнее задание: напишите в свободной форме сочинение «Читая Лескова, я обратил(а) внимание на то, что…», «Когда я читал(а) Лескова, меня поразило…» | Включение в деловой ритм, подготовка к работе. Воспринимают на слух информацию. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Знакомятся с заданием, слушают учителя, под руководством учителя формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою т.зр. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками составляют шаги алгоритма, делают вывод. Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Выполняют творческую работу. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. | Личностные УУД: готовность и способность к выполнению норм. Л.: имеют мотивацию к учебной деятельности. П.: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. К.: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою т.зр. Л.: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. П.: понимают познавательную задачу. К.: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в т.ч. отличную от своей). Л.: желают приобретать новые знания, умения. Совершенствовать имеющиеся. П.: читают и слушают, извлекая нужную информацию. Р.: контролируют УД, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К.: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Л.: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвуют в творческом процессе. П.: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Р.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. К.: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Л.: понимают, в чем значение знаний для человека. П.: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. П.: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Р.: оценивают свою работу. К.: строят небольшие монологические высказывания. |