СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока: "Тема одаренности и погубленной красоты в рассказе Н.С. Лескова "Тупейный художник"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока: "Тема одаренности и погубленной красоты в рассказе Н.С. Лескова "Тупейный художник"»

Тема урока: «Тема одаренности и погубленной красоты в рассказе Н.С.Лескова «Тупейный художник»



Учитель – Гребенюк Ирина Борисовна, МБОУ «СОШ № 41», город Братск

Класс - 10

Тип урока: урок – исследование

Цель деятельности учителя: формирование умений и навыков самостоятельной исследовательской работы, развитие творческого и ассоциативного мышления, воспитание на примере творчества Н.С.Лескова доброты, честности, справедливости.

Ключевые понятия темы: анализ, тема одаренности, погубленная красота, крепостное право

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: анализировать литературное произведение, уметь высказывать собственное отношение к произведению русской литературы, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вступать в диалог, создавать устные монологические высказывания.

Метапредметные: определение общей цели и путей ее достижения: формирование умения планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции: умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; формирование самостоятельности при работе с книгой, ответственности перед словом, воспитание интереса к творчеству и жизни писателя.

Личностные: развитие навыков сотрудничества с одноклассниками в различных ситуациях, стремление к речевому самосовершенствованию.







Эпиграф к уроку: Правда все та же! Средь мрака ненастного

Верьте чудесной звезде вдохновения,

Дружно гребите во имя прекрасного

Против течения.

А.К.Толстой

Карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)






  1. Мобилизация (включение учащихся в активную деятельность)

















  1. Актулизация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии






  1. Выявление места и причины затруднения





































  1. Построение проекта выхода из затруднения.
















  1. Реализация построенного проекта


















  1. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи




















  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.





















  1. Включение в систему знаний и повторение.

















  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).









  1. Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку.


- Какого человека мы будем называть одаренным? Человек уже рождается таковым или над этим необходимо работать?

- В вашем классе есть одаренные ребята? В чем это проявляется? Приведите конкретные примеры.



Произведение прочитано и осмыслено.

Работа в парах: составить вопросы, которые бы отражали тему и проблемы рассказа. (Приложение № 1)


Слово учителя. Тема одаренности человека из народа развита в рассказе. Основанном на преданиях орловской старины.

Рассказ был написан в 1883 году и помечен датой: 19 февраля 1883 года. 19 февраля – день освобождения крепостных и суббота «поминовения усопших».

Рассказ написан в «сказовой манере», т.е. он передает все особенности речи персонажа-рассказчика, особенности его лексики, синтаксиса. Автор обладал умением владеть голосом и языком своего героя. В рассказе можно столкнуться с образцами «народной этимологии», когда заимствованные слова, являющиеся терминами искусства, трактуются и произносятся не всегда верно.

Сообщение учащегося «Историческая основа рассказа «Тупейный художник» (Приложение № 3)


Проверка групповой работы. (Приём «Инсерт», заметки на полях). На дом было дано задание: читая рассказ, делать заметки на полях:

- V (галочка) – известно

- + (плюс) – является интересным и неожиданным;

- ? (вопросительный знак) – узнать больше.

Демонстрация задания I группы: составление Словаря неизвестных слов из рассказа. (Приложение №2).



Учитель: название рассказа «Тупейный художник». Рассказ на могиле.

- Какое настроение уже заложено в названии?

- Чему, кому посвящается рассказ?

- Что произошло в этот день и почему этот день назван благословенный? (Данный рассказ посвящается «святой памяти благословенного дня 19 февраля 1961года» - в этот день императором Александром II был подписан Манифест о глубоком реформировании государственного устройства России и прежде всего – отмене крепостного права. В этот день в России отменили крепостное право. Благословенный, очевидно, потому, что это был очень долгожданный день).


- Определите, где и когда происходит действие рассказа и от чьего имени ведется повествование? (Точной даты нет, действие в рассказе происходит в Орле во время царствования Александра Павловича (Александра I) или Николая Павловича (Николая I), главное для автора показать, что происходило при крепостном праве.

Первые три главы рассказа являются своеобразным прологом и написаны от имени повествователя, который вспоминает свое детство. Последние три главы также поданы от его имени. Центральная часть рассказа – основа его – история, о которой рассказывает Любовь Онисимовна). Это рассказ в рассказе, манера сказа – повествование, характерная для Лескова. Рассказ не от автора, а от лица какого-нибудь литературного героя – любимый художественный прием Лескова, которым он владел в совершенстве.

- Как называется такой прием? (Такой прием называется художественным обрамлением, он создает эффект наибольшей выразительности и достоверности).


- В рассказе Лескова показаны мерзости крепостного права. Кто еще, помимо Лескова, писал произведения, где было упомянуто крепостное право? Над данным вопросом работала группа «Исследователи». (Приложение № 3).


Задание: Какие черты произвола, тирании вседозволенности графа – владельца театра и его брата показаны в рассказе? Найдите описание жизни крепостных актрис. Почему они не любили «камариновые серьги»? (Знак признания таланта и лишение невинности хозяином).


Задание для творческой группы (группы актеров): составить на основе 6-9 глав рассказа инсценировку и разыграть ее на сцене. В представлении должны быть заняты:

- Любовь Онисимовна, крепостная актриса (читает авторский текст о взаимоотношениях графа и его брата);

- граф Каменский;

- его деревенский брат;

- Аркадий Ильич, тупейный художник.

Итоговый вопрос: Как в этом эпизоде отразился характер главного героя – тупейного художника Аркадия?


-Как сложилась судьба юноши и девушки, полюбивших друг друга? Как вы думаете, была у Аркадия надежда изменить жизнь? (Конечно, была, он не испугался сражаться, добился высокого чина, приехал выкупить Любу. Перенеся пытки в графских подвалах и отвоевав для себя на полях сражений свободу, офицерский чин и благородное звание», «ордена и кресты», отпуск и пятьсот рублей «для излечения ран»). Аркадий возвращается в Орел к любимой с тем, чтобы выкупить ее у барина и обвенчаться с нею «перед престолом Всевышнего создателя». Казалось бы, героям почти удалось вырваться из рабства, отстоять свое право на счастье в противостоянии с «барством диким», с жестокостью мира. Но накануне освобождения Любы Аркадия убивает простой русский мужик – дворник, не устоявший перед соблазном быстрого обогащения. На похоронах Аркадия Ильича присутствовал сам губернатор. Хоронили его со всеми военными почестями, как дворянина, как офицера).


-Какие унижения и страдания пережила Любовь Онисимовна? Почему так трагично сложилась ее судьба? Почему она не смогла ее изменить? Какие черты русского человека подчеркиваются в героине? Она отличается от Аркадия или полностью ему соответствует? (Она была крепостной актрисой. Если в Аркадии подчеркиваются такие черты русского человека, как бесстрашие, душевное благородство и способность к самопожертвованию, то в образе Любови Онисимовны представлен другой тип национального характера. Люба напоминает «тихих» и кротких ангелов русских икон. Но в этом характере отражены и негативные психологические последствия многовекового рабства – прежде всего неспособность и неумение сопротивляться обстоятельствам. Разлученная с любимым, оскорбленная барином и униженная до положения скотницы Люба не протестует, не помышляет о свободе, с покорностью и смирением воспринимая свою новую роль в мире.)


Творческая работа «Черты характера Любови Онисимовны» (Определить через особенности речи сказительницы), составить таблицу. (Приложение № 5)


Задание: все положительные герои рассказа имеют говорящие имена. Составьте таблицу. Сделайте вывод, почему все отрицательные персонажи не имеют имен и фамилий? Почему? (Приложение № 4).


Вопрос-исследование: Могла бы история тупейного художника окончиться счастливо? Почему все закончилось именно так? (данная история не могла окончиться счастливо, это было бы не характерно для эпохи, и Лесков остается верен правде жизни. Герои рассказа дважды оказываются близки к достижению заветной цели, но оба раза все их усилия и надежды разрушает непредвиденный случай: в первый раз – предательство попа, во второй – алчность кабатчика. Но Лесков дает понять, что оба эти случая вовсе не случайны, они в нравах эпохи. Возможно также, что граф не мог позволить, чтобы бывший крепостной победил, сам стал свободным. Да еще и любовь свою выкупил и отпустил на свободу. Тогда все крепостные будут так поступать. А этого Каменский допустить не мог. Он должен был сломать этих двух сильных людей. Поэтому, вероятно, и был подговорен сторож на убийство. В крепостническом государстве закабаленные крестьяне не имели права на свободу и счастье).


- Почему же рассказ называется «Тупейный художник»? (В честь главного героя, который смог выступить против крепостного права, не побоялся проявить свою любовь и бороться за нее. Главные герои лесковского рассказа – Любовь и Аркадий – олицетворяют лучшие черты национального характера. Оба они красивы, благородны, способны на верную любовь. Кроме того, каждый из героев художественно одарен. По Лескову, художниками являются не только живописцы, скульпторы или писатели, но всякий человек, чувствующий красоту и стремящийся достичь в своем деле совершенства. Таков Аркадий, который не просто причесывал, а «рисовал» актрис, превращая дворовых девушек в героинь и даже богинь, а кроме того, при необходимости «отрисовывал» в благородном виде и братьев Каменских. Выполняя работу «тупейного художника», герой переживает минуты творческих озарений, светлой радости.


Сделать самооценку результата собственной учебной деятельности. (Приложение № 6)



Домашнее задание: напишите в свободной форме сочинение «Читая Лескова, я обратил(а) внимание на то, что…», «Когда я читал(а) Лескова, меня поразило…»



Включение в деловой ритм, подготовка к работе.








Воспринимают на слух информацию. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.


Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.





















Знакомятся с заданием, слушают учителя, под руководством учителя формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою т.зр. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками составляют шаги алгоритма, делают вывод.



Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

















































































Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Выполняют творческую работу.






































Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.


Личностные УУД: готовность и способность к выполнению норм.







Л.: имеют мотивацию к учебной деятельности.

П.: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

К.: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою т.зр.

Л.: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.


П.: понимают познавательную задачу.

К.: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в т.ч. отличную от своей).
















Л.: желают приобретать новые знания, умения. Совершенствовать имеющиеся.

П.: читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Р.: контролируют УД, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К.: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.










Л.: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвуют в творческом процессе.

П.: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Р.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

К.: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.













Л.: понимают, в чем значение знаний для человека.

П.: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


П.: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Р.: оценивают свою работу.

К.: строят небольшие монологические высказывания.

















Приложение № 1

Тема и проблемы рассказа

Основная тема данного рассказа – тяжелая участь крепостных до отмены крепостного права. Их жизнь можно сохранить с рабством: за людей их никто не считал.

Проблематик основана на безволии русских крестьян, находящихся под властью помещика. Из-за этого возникают проблемы рабства русской женщины: жестокости вышестоящих лиц по отношению к нижестоящим людям, продажности священников и социальной справедливости.

Также остро стоит тема творчества. Не все и не всегда могут по достоинству оценить талант «художников» своего дела, зато, напротив, очень легко можно осудить, не зная истинного положения вещей (Люба и Аркадий пострадали ни за что). Рассказ не случайно начинается историей о том, как относятся к «художникам» за рубежом и на Руси. Судьба творческих талантливых людей всегда тяжела и несчастна, и мало кто может по достоинству оценить старания таких умельцев, а также их творчество.

Еще одна важная тема – это неправильные приоритеты наших предков. Человека во времена Лескова ценили не по его качествам, а по его принадлежности к тому или иному сословию, и это совершенно несправедливое отношение.

Не менее значимая тема – любовь. Любовь Онисимовна и Аркадий не могли жить друг без друга, но их побег, а стало быть бунт против устоявшихся правил, не мог быть не замечен графом и окружающими людьми. Любовь как великое и благородное чувство оправдывает их действия, но, так или иначе, обрекает героев на страдание. Общество не принимает людей, решивших действовать по воле любви, не хочет быть на их стороне. Поэтому идея ограничения твоего личного счастья так остро встает в данном произведении.



Приложение № 2

Словарь неизвестных слов в рассказе «Тупейный художник»

Гримировальные туше – гримированный стиль: туше (франц.) – касание, прикосновение, а также стиль, манера работы художника.

Заволохотеть – зарости волосами.

Камариновые – аквамариновые; аквамарин – драгоценный камень зеленовато-голубого цвета.

Кряч – веревка.

Козырь – стоячий воротник.

Подоплека – подкладка рубашки (в основном у крестьян) от плеч до середины груди и спины.

Подпури – искаженное попурри: соединение в единое целое, отрывки из различных музыкальных произведений.

Святая Цецелия (3 век) – дочь римского патриция, в юности приняла христианство и дала обет девственности: около 230 г. Во время гонений на христиан погибла мученической смертью.

Со сносом – с воротником.

Тальки – мотки пряжи.

Тупейный художник – парикмахер; тупей – взбитый хохол на голове, модный в последней четверти 18 века.

Хрущук – искажение Рущук – город-крепость на Дунае.

Шнип – выступ на поясе женского платья или лифа.



Приложение № 3

Историческая основа рассказа «Тупейный художник»

В рассказе есть автобиографические моменты, связанные с детскими годами писателя. А.Н.Лесков указывает, однако, на вымышленность связи героини рассказа с семейством Лесковых: «Любовь Онисимовна могла и не нянчить брата писателя».

В рассказе описан тот же крепостной театр графа Каменского в Орле, который под прозрачным наименованием театра князя Скалинекого в городе О. фигурирует в повести Герцена «Сорока-воровка». Однако, по словам Лескова, он не может уточнить, при каком из графов Каменских – при фельдмаршале М.Ф.Каменском или его сыновьях – происходили описываемые события.

Граф Михаил Федотович Каменский, генерал-фельдмаршал, родившийся в 1738 году, был в 1809 году убит своими крепостными за жестокое обращение. Его старший сын, граф Сергей Михайлович (1771-1835), генерал от инфантерии, выйдя в 1882 году в отставку, поселился в Орле, где занимался преимущественно своим крепостным театром и удивлял окружающих роскошью и чудачествами. Младший сын фельдмаршала, рано умерший, граф Николай Михайлович (1778-1811), генерал от инфантерии, смелый и даровитый полководец, в 1810 году был назначен главнокомандующим молдавской армии.

Если героиня рассказа Любовь Онисимовна в конце 30-х годов уже старуха, значит, ее юность должна была относиться к периоду жизни фельдмаршала Каменского, убитого в 1809 году. Между тем, рассказывая о своей молодости, она говорит, что лишь «старики помнили», как наказывали крепостного, убившего фельдмаршала. Автор говорит, что в ту пору, когда героине рассказа было восемнадцать лет, через Орел проезжал царь – не то Александр I, не то Николай I. В последнем случае Любовь Онисимовна в 30-е годы должна была бы быть еще молодой женщиной, а не старухой. Очевидно, Лесков нарочно путает хронологию событий, сводя вместе в своем рассказе сведения и предания о жестоком фельдмаршале Каменском и о его сыне-театрале.



Приложение № 4

Положительные персонажи

Говорящие имена

Любовь

Происходит от старославянского слова, означающего любовь.

Аркадий

От греч. Слова «аркадос» и «аркас» - житель Аркадии. Аркадия – это счастливая, идиллическая страна пастухов и пастушек). Имя Аркадий символизирует активное, хорошее и храброе начало. Все эти качества присущи главному герою.

Дросида

В переводе с греческого – мученица, принявшая мученическую смерть за Христа. В рассказе Дросида оказалась на скотном дворе, пострадав за любовь.

Приложение № 5

Творческая работа «Языковые средства выразительности, которые ввел Лесков

для создания речевой характеристики Любовь Онисимовны»



Особенности речи сказительницы

Примеры из текста

Черты характера героини

Сравнение

Скотинки эти у меня как детки были

Сердце у меня как уголь горит, и истоку нет

Доброта, способность тонко чувствовать сопереживать

Просторечия

Наглядкою, мучительства, страдатели, ввечеру, отчаянные свадьбы, первенчает, кончается (умирает)


Окказионализмы (слова, построенные на принципах народной этимологии)

Подпури (попурри), серьги камариновые (аквамариновые;, плакончик (флакончик), тьма промежная, позвонцовая кость, в ожидации (ожидание), турецкий Хрущук (Рущук – город в Болгарии)


Обращение

Погляди-ка, милый, туда… Видишь, какое страшное?

Филюшка, батюшка! Не слыхал ли, про что это люди идут да так любопытно разговаривают?

Не могу, тёточка, - сердце у меня как уголь горит…

А ты, хороший мальчик, мамаше этого никогда не говори, никогда не выдавай простых людей…

Спасибо, голубчик, - не говори: мне это нужно

Доброе, мягкое отношение к окружающим, несмотря на пережитое

Олицетворение

Горе не спит


Уменьшительно-ласкательные суффиксы

Каморочка, старушка старенькая, во всю переднюю половинку, старой тонкой кисейкой затянут, старичок-священник кричит скоренько, телятки тут были, много теляточек, постельку из свежей овсяной соломки сделала, покрыли рогожечкой, да в острог и повезли

Способность терпеть и прощать, терпимость к людям, сотворившим зло

Инверсия

Спектакль хорошо шел, потому что все мы как каменные были, приучены и к страху и к мучительству, что на сердце ни есть, а свое исполнение делали так, что ничего и незаметно

Эмоциональность

Переносное значение слов

А мучительства у нас были такие, что лучше сто раз тому, кому смерть суждена

Восприимчивость, к красоте и выразительности народной речи

Обороты разговорной речи

А как все представление окончилось, тогда сняли с меня платье герцогини де Бурблян и одели Цецилией – одно этакое белое, просто без рукавов, а на плечах только узелками подхвачено, - терпеть мы этого убора не могли. Ну а потом идет Аркадий, чтобы мне голову причесать в невинный фасон, как на картинках обозначено у святой Цецилии, и тоненький венец обручиком закрепить, и видит Аркадий, что у дверей моей каморочки стоят шесть человек.

Простота, душевность.

Свобода рассказа в стремлении передать пережитое

Прерывающиеся фразы

Как почуяла я, что это его терзают… и бросилась… в дверь ударилась, чтоб к нему бежать… а дверь заперта… Сама не знаю, что сделать хотела… и упала, а на полу ещё слышней…

Страстная натура, способная на сильные поступки



Приложение № 6

Самооценка результата собственной учебной деятельности

Результат

Отметка

1

Я в достаточной мере знаю содержание и понимаю проблематику рассказа Лескова «Тупейный художник»


2

Я знаю в общих чертах содержание и понимаю проблематику рассказа «Тупейный художник», но испытываю затруднения


3

Я не знаю содержание и не понимаю проблематику рассказа Лескова «Тупейный художник»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!