СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока в 9 классе « Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по подготовке к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 9 классе « Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»»

Методическая разработка урока в 9 классе

« Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»

Цель урока: подготовка учащихся к написанию сжатого изложения публицистического текста.
Задачи урока:
1.Образовательные 
а) учить верно определять тему и основную мысль исходного текста;
б) формировать умение выделять макро - и микротемы;
В) учить овладевать навыками компрессии текста.
2.Развивающие:
а) развивать умение логично, стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание исходного текста, используя разные способы компрессии;
б ) работать над развитием речи учащихся, развивая умение выдерживать стилевое и синтаксическое единство в работе;
в) развивать навыки построения высказывания с учетом отношения автора к проблеме;
г) развивать творческие и познавательные способности учащихся.
3.Воспитательные:
а) воспитывать уважение и любовь к русскому слову;
б) воспитывать нравственные представления учащихся;
в) способствовать развитию коммуникативных УУД.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Умение пользоваться разными способами сжатия текста и на основе этого строить стройный сжатый текст, выдерживая стилевое и синтаксическое единство и речевые нормы.
Метапредметные:
-формирование ценностного отношения к русскому слову;
-воспитание интереса к предмету через развитие речи и составление собственного высказывания.
Личностные:
-формирование нравственных ценностей;
-умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.
Тип урока: урок общеметодической направленности.
Форма работы: урок-практикум с использованием презентации.
Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, устный опрос.
Оборудование:
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
раздаточный материал.



Ход урока:

I. Организационный момент

II. Целеполагание

Слайд 2– Сегодняшний урок мы начнем с эпиграфа А.П.Чехова. Он сказал: «Искусство писать – это искусство сокращать», и сам следовал этому высказыванию. А.П.Чехов – признанный мастер короткого рассказа.

- Какие произведения А.П.Чехова знаете?(«Хирургия»,»Хамелеон»,»Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия»,»Пересолил»).

-А можете ли вы назвать афоризм А.П.Чехова об «искусстве сокращать»?

( Краткость- сестра таланта)

- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

(Будем готовиться к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ, и не просто готовиться, а применим на себе роль эксперта, который проверяет работы.)

-Написание сжатого изложения – требует умения понять текст, запомнить его и грамотно изложить.
Цель нашего урока – продолжить обучение правильному написанию сжатого изложения.

III. Актуализация знаний

Проведём лингвистическую разминку

– Что такое изложение?

(Ответ: Изложение - это письменный пересказ какого-либо текста своими словами.)

Слайд 3. Изложение – это пересказ текста и передача его языковой формы, стиля автора.

– Какие виды изложения вам известны?

(Ответ: подробное, сжатое)

Слайд 4. Подробное (содержание передается полностью и подробно) и сжатое (от глагола «сжать» - сократить, уменьшить в объеме).

- Какова цель сжатого изложения?

Слайд 5. Цель сжатого изложения передать содержание кратко, но сохранить то, что особенно важно для раскрытия главной мысли.)

Слайд 6.Для этого необходимо:

1. Определить, что в тексте является главным, что второстепенным, незначительным, необязательным.

2. Выявить тему и основную мысль текста и не потерять их в кратком варианте.


- Когда в жизни мы используем краткий пересказ?

(Ответ: На уроках литературы кратко пересказываем повести, рассказы, эпизоды. Можно кратко пересказать фильм, спектакль, случай из жизни).

- Сколько слов должно быть в сжатом изложении экзаменационной работы?( не менее 70 слов)

– Какие приемы сжатия текста вы знаете?

( Ответ: Исключение. Обобщение Упрощение)

Слайды 7. Что можно исключить?

1.Исключение:

-повторов;

-одного или нескольких синонимов;

-уточняющих , вводных конструкций;

-фрагмента предложения, содержащего второстепенную информацию.

2. Обобщение: А что обобщить?

-замена однородных членов обобщающим наименованием;

-замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3.Упрощение:Что упростить?

-слияние нескольких предложений в одно;

-замена предложения или его части указательным местоимением;

-замена сложноподчиненного предложения простым;

-замена фрагмента предложения синонимичным выражением

-замена прямой речи косвенной.


– Что должно остаться в тексте?

Слайд 8. Содержание, без которого был бы неясен или искажен авторский замысел, ключевые слова и микротемы.

- Что такое микрототема?

Слайд 9. Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.

- В текстах экзаменационного изложения сколько микротем?(3)

Сделаем вывод:

- Каков же алгоритм работы над сжатым изложением?

ШАГ 1. При первом чтении внимательно прослушайте текст, определите тему и основную мысль.

ШАГ 2. Выделите микротемы.

ШАГ 3. Определите, какая информация в каждой микротеме является основной, какая – второстепенной.

ШАГ 4. Записываем тезисы каждой микротемы, оставляя между ними большие промежутки.

Тезис – кратко сформулированное основное положение, утверждение, содержащее ключевые (главные) слова.

ШАГ 5. При втором чтении уточняем тезисы и заполняем оставленные промежутки.

ШАГ 6. Записываем сжатый текст по микротемам, исключая лишнее и подбирая нужные средства выражения содержания.

ШАГ 7. Объединяем микротемы «связочными словами»: союзами, местоимениями, синонимами, лексическим повтором, вводными словами.

IV. Работа с текстом изложения (практическая работа)

1. Слайд 10.Перед вами текст изложения. Без выделения абзацев. Прослушаем текст, выделим абзацы. Проверим. (Выявить правильность выполнения)

Слайд 11 Текст

Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, всё равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба.

Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба – это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.

Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры, тогда они смогут дружить, даже если их отношение к определённым явлениям жизни разное. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но всё равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство – отличительная черта настоящей дружбы. (Из Интернета) 163 слова

2. Определение темы текста (о чём текст?) (О том, что такое настоящая дружба)

3.Основная мысль текста (зачем автор написал этот текст?)

(Настоящая дружба -это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.)

4.Находим микротему, выделяя тезис и вывод.

А) Найти 1 микротему(тезис и вывод)

Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, всё равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба.

Слайд 12. Проверить

2 микротему (тезис и вывод)

Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба – это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.

Слайд 13. Проверить

3 микротему (тезис и вывод)

Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры, тогда они смогут дружить, даже если их отношение к определённым явлениям жизни разное. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но всё равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство – отличительная черта настоящей дружбы. (Из Интернета) 163 слова

Слайд 14. Проверить

5. Слайд 15. Перед вами сжатый текст. Определите, какие виды сжатия были применены в каждом абзаце. Помните, что сжимать должны каждый абзац.(ПИСЬМЕННАЯ РАБРОТА)

Сжатое изложение

Есть ценности, которые изменяются, теряются, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, остаются вечные ценности, значимые для людей всех поколений и культур. Одна из них - дружба.(исключение фрагментов предложения, содержащих второстепенную информацию; вводного слова, повтора; Упрощение: заменяется придаточное определительное предложение причастным оборотом)

Люди часто употребляют это слово в своём языке, но мало кто может сказать, что такое дружба, кто такой настоящий друг. Все определения дружбы сходны в одном: дружба – это взаимоотношения, основанные на открытости, доверии и готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.( исключение фрагментов предложения, содержащих второстепенную информацию)

Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, ориентиры. Тогда на дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, но всё равно оставаться близкими друзьями. Подобное постоянство – отличительная черта настоящей дружбы.( исключение фрагментов предложения, содержащих второстепенную информацию)

-Какой вывод можем сделать?( В этом тексте был применён один приём сжатия – исключение в 3 абзацах и в 1- приём упрощения)

-Можно ли так поступать: использовать только один приём сжатия, например исключение, но в каждой микротеме?

Слайд 16. Физкультминутка



V. Мы - эксперты.(Работа в малой группе с выставлением баллов и написанием пояснения ) (Самостоятельная работа)

Слайд 17-18. Перед вами текст ученика. Что ещё надо учитывать ученику при написании работы?(Работа пишется разборчивым почерком).

Смотрим внимательно на критерии оценивания. Работаем на раздаточных листах как эксперты.

Текст ученика

Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают. Но как бы ни изменялось общество, всё равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей является дружба.

Люди часто употребляют это слово, но что такое дружба, кто такой настоящий друг? А дружба – это взаимоотношения, основанные на открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь. И тогда на настоящую дружбу не повлияет ни время, ни расстояние.

У друзей может быть разное отношение к жизни. Они могут разговаривать друг с другом изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но всё равно оставаться близкими друзьями.

Читаем первый критерий ИК1.

ИК1 – 1микротема +; 2 микротемат+; 3 микротема - (НЕТ микротемы)

(1 балл из 2)

Читаем второй критерий ИК2.

ИК2 – 1микротема +; 2 микротема+; 3 микротема + (3 из 3)

Читаем третий критерий ИК3.

ИК3 – логические ошибки - 2( И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние должно быть в 3 абзаце; нет тезиса У друзей были одинаковые жизненные ценности, ориентиры и нет вывода в 3 абзаце Подобное постоянство – отличительная черта настоящей дружбы, т.е. нарушена логика) (0 из 2)

2+3+2=7 1+3+0=4


VI. Рефлексия

Слайд 19.

– Что должно быть отражено в сжатом изложении?
– Какие способы сжатия текста вы знаете?
- По каким критериям оценивается сжатое изложение?


Слайд 20.


сегодня я узнал… 

 урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

было трудно…

 я приобрел…

я выполнял задания…

 я научился…

я понял, что… теперь я могу…

у меня получилось …


Домашнее задание: повторить теоретический материал, выделить микротемы, сжать текст.



Слайд 21. И завершить наш урок мне бы хотелось замечательными словами И.С.Тургенева:

« Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». И я жду тоже чуда – это прекрасного написания творческих частей экзамена: изложения и сочинения.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!