СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока «Весёлый лоскуток. Кукла на плоскости»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изготовление  декоративного панно «Весёлый лоскуток. Кукла на плоскости»  по учебному предмету «Композиция прикладная» посвящена описанию методики преподавания аппликативной пластики из ткани и направлена на развитие у учащихся композиционных навыков,  навыков работы с тканью.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока «Весёлый лоскуток. Кукла на плоскости»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТАЙШЕТСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

«Изготовление декоративного панно

«Весёлый лоскуток. Кукла на плоскости»

по учебному предмету композиция прикладная



Ялмурзина Галина Владимировна

Преподаватель, муниципальное казённое учреждение

дополнительного образования

«Тайшетская детская художественная школа»

г. Тайшет









Пояснительная записка

Одна из первостепенных задач обучения в Детской художественной школе выявление разносторонних способностей и возможностей ребенка, обогащение его духовного мира, а также решение и расширение задач овладения навыками учебной деятельности.

Методическая разработка «

Иизготовление декоративного панно «Весёлый лоскуток. Кукла на плоскости» по учебному предмету «Композиция прикладная» посвящена описанию методики преподавания аппликативной пластики из ткани и предназначена для преподавателей художественных школ и школ искусств. В данной разработке представлен урок который направлен на развитие у учащихся композиционных навыков, навыков работы с тканью.

В последнее время возрождает интерес к народным промыслам и декоративно – прикладному искусству. Работа с тканью, как вид декоративно – прикладного искусства, очень интересна, поэтому возникает актуальность выбора темы, направленная на внесение определенного вклада в данный вид творчества.

Цель данной работы: показать актуальность искусства тканевой пластики, в частности аппликативной техники, особенность технологии, основные приемы изготовления панно, воспитывать чувство прекрасного, художественный вкус, творческие способности учащихся.

Согласно целям, были определены задачи: изучить возникновение народной куклы, рассмотреть особенности работы, проверить эффективность методики обучения учащихся, выполнить эскиз, с применением лоскутка ткани и выполнить панно куклы в аппликативной технике по мотивам росписи. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Если на уроках прикладной композиции включить творческие задания по работе с тканью, то это будет способствовать большему развитию детской фантазии, воображению, пространственному и образного мышлению, раскрытию творческих способностей. К тому же роспись, работа с тканью воспитывает у детей усердие к работе и аккуратность.

Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается  созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Современная деятельность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя авторитарно ребенка, его волю, воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направлять потребность и интересы ребенка, стремиться понимать его внутренний мир. Именно поэтому и видя, что ребятам интересно и нравится работать с прикладным творчеством, я обратила внимание на приобщение детей к изготовлению декоративной куклы на плоскости.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Самые вдохновенные творцы кукол — дети. Самой  любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией.

Вы увидите, какие замечательные, интересные идеи можно воплотить и сделать своими руками и по - настоящему почувствовать себя модельером, мастером декоративно - прикладного искусства, способным творить, создавать красоту вокруг себя, дарить радость людям!

Учебный предмет

Композиция прикладная

Вид урока

Рисование с образца, изготовление куклы на плоскости

Тема урока

1 урок «Весёлый лоскуток», 2 урок «Кукла на плоскости»

Тип урока:

Комбинированный: урок по изучению нового материала, урок - творческая мастерская

Время урока

1 урок – 2 часа, 2 урок – 4 часа (академический час 40 мин.)

Цель

Организация продуктивной творческой деятельности учащихся, направленной на овладение умениями анализировать, сравнивать, давать оценку декоративной кукле как элемента национальной культуры через овладение ее приемами изготовления.

Задачи:

-развить навыки моделирования праздничной одежды,

Закрепить знания по построению орнамента ,

-развить практическими навыками декоративной росписи;

-овладение практическими навыками изготовления декоративной куклы;

-закрепить знания по технике безопасности при работе с ножницами;
-развитие творческих способностей и творческого мышления;
-воспитывать умение работать в коллективе;

-воспитывать интерес к русским традициям;

-воспитывать чувство прекрасного, художественный вкус.

Формы и методы, применяемые на занятии:

Словесный (беседа, объяснение)

Наглядный (методическая таблица: «Народная кукла», раздаточный материал: лоскутки ткани.

Практический (выполнение практического задания)

Планируемые образовательные результаты

Личностные УУД:

-осуществлять ценностную оценку и мотивацию к деятельности (интерес, мотивация);

-осуществлять совместную практическую деятельность,

-анализировать свою деятельность,

-умение слушать преподавателя, использование фантазии, воображения при выполнении ----учебных действий;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-определить с помощью преподавателя тему занятия и собственную цель,

-выявить собственные затруднения,

-находить способы выхода из затруднений,

-организовать свою деятельность,

-контролировать и анализировать собственную деятельность

Познавательные УУД:

-искать подходящую информацию для достижения поставленной учебной проблемы,

-конструировать новые знания на практике,

-излагать свое мнение,

-способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно.

Коммуникативные УУД:

-умение вести познавательные диалоги по теме занятия, коллективно анализировать изделие,

-уметь слышать товарища, не перебивать его,

-уметь отстаивать свою позицию.

Межпредметные связи

 Живопись, беседы об искусстве.

Оборудование, материалы

Персональный компьютер, презентация, экран, методическая таблицы с изображением русских народных костюмов, таблицы орнаментов, иллюстрации с изображением одежды, ее элементов и примеры украшений, раздаточный материал – лоскуток ткани, краски, нитки, тесьма, ленты, фурнитура, ножницы, клей «мастер»

Для выполнения эскиза:

Гуашь, лист формата А4, кисти, палитра, вода, лоскуток ткани.

Для изготовления куклы на плоскости:

Эскиз, проработанный по цвету, цветной картон (20*30), нити х/б;

Пластика (самозатвердевающий пластик,),стеки, кисточки; поролон, вата;

Клей ПВА, «Мастер», акриловые, гуашевые краски,;

Нитки (для волос); Различные лоскуты цветных и однотонных ткани, кружево, тесьма, фурнитура;

Литература, учебники:


Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси -М. «София», « Гелиос»,2001

Некрасов М.А. Народное искусство как часть культуры.-М. Изобразительное искусство, 1983

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки

Хворостов А. С, Декоративно-прикладное искусство в школе.— 2-е изд., перераб. и доп.—М., 1988.

Разина Т.М.Русское народное творчество.-М.Изобразительное искусство.1970

Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителя.—2-е изд., перераб. и доп.— М„ 1979.

Шпикалова Т. Я. Современные художественные промыслы: Альбом цветных репродукций для учащихся 1—3 кл.—М., 1983.

Буткевич Л.М. История орнамента. Учебное пособие ю- М.: ВЛАДОС, 2004.

Список электронных ресурсов:


http://www.rusedu.ru/files.php?cat=41&cmd=all&sort=&order=&page=17 архив учебных программ и презентаций

http://ok-vip2010.narod.ru/internet_resursi_dlya_uchaschihsya_i_roditelei/ сайт учителя ИЗО и МХК

http://www.openclass.ru/wiki-pages/50648 страничка учителя ИЗО http://shod.ru/?id=44 интересная страничка школьного сайта «Так идут к звёздам»

http://news.1september.ru/ первое сентября: все новости образования

http://festival.1september.ru/articles/100326/ фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://www.poznanie21.ru/current/39146.php разработки открытых уроков по изобразительному искусству

1 урок «Весёлый лоскуток»

Структура урока.

1.Ориентационнация учащихся на уроке (самоопределение к деятельности) -2 мин.

2. Мотивация - 3 мин.

3. Актуализация – 5 мин.

4. Первичное усвоение новых знаний. Беседа.– 10 мин.

5. Практическая работа. Закрепление новых знаний и способов действий -50 мин.

6. Контроль усвоения, подведение итогов практической деятельности -5 мин.

7. Информация о домашнем задании - 2 мин.

8. Рефлексия - 3 мин.

Ход урока

1.Ориентационнация учащихся на уроке (самоопределение к деятельности) Проверка готовности к уроку.

Преподаватель: - Здравствуйте ребята! Сегодня нас ждет очень интересное

задание! Учащиеся настраиваются на положительные эмоции. Готовят свои рабочие места, готовят материалы для занятия.

2. Мотивация. Беседа. Мотивация к активной деятельности, таблицы с изображением русских народных костюмов, иллюстрации с изображением современной одежды, ее элементов и примеры украшений.

Преподаватель: Как вы думаете, для чего я вам показала работы этих художников декоративного костюма?

3. Актуализация. Понимание темы урока. Сообщение темы, цели и задач урока. Принятие целей и задач своей деятельности.

Преподаватель: - Вы посмотрели работы художников по костюмам. Я думаю, что вы догадались, чем мы сегодня будем заниматься и что должно получиться в конце урока?

Преподаватель: - Что вы мне можете сказать о народном костюме?

И чем он отличается от современного костюма?

Преподаватель: - Правильно!

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

Тема нашего урока звучит так: «Веселый лоскуток». Рисование одежды для декоративной куклы с использованием лоскутка ткани - это и есть цель нашего урока.

Преподаватель: - Очень хорошо, вы правильно определили тему и цель урока нашего урока.

4. Первичное усвоение новых знаний. Беседа.

Преподаватель: - Сегодня мы на уроке совершим путешествие в прошлое, познакомимся с русским костюмом и костюмом нашего края. Русский народный костюм - это ещё свидетельство прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции русского костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт, сарафанов, рубах, понёв, кафтанов вдохновляют современных художников – модельеров, способствуют развитию творческих способностей в создании собственных моделей костюмов и их элементов. Мы видим, как выразительны русские костюмы в народном фольклоре, в художественной самодеятельности, в театральных постановках и т.д.

В Приангарье и в селениях, расположенных по Енисею, традиционный комплекс женской одежды состоял из рубахи, юбки или сарафана  с лифом и надетой поверх них телогрейки или шушуна, иногда передника-запона.

Женские рубахи шили из домотканого холста, а  с конца   Х1Х в. - в основном из покупного материала. Сарафаны шили  из окрашенного домашнего полотна или из дешевого покупного материала: ситца, дабы. На праздничные нередко употребляли  дорогие материалы: сатин, шелк и т.д. Наиболее распространены были сарафаны «лифом», «грудкой» или «талией» на лямках, с частой застежкой – почти из сплошного ряда пуговиц. Юбку делали пышной, со сборами. Под сарафан надевали кофту из домотканого или покупного материала, по покрою сходную с мужской рубахой: на кокетке, со сборками, глухим стоячим воротником и прямым разрезом ворота. К началу ХХ в.  Сарафаны почти повсеместно исчезают из быта, и их место занимают юбки с кофтами.

Необходимой принадлежностью женского костюма ( как будничного, рабочего, так и праздничного) был запон, иногда запун, нарукавники, наподольник и фартук (поздняя форма передника), который подвязывался по талии. Наиболее распространенным передником в Приангарье был «запон с нагрудкой» (укреплявшийся завязками на талии и при помощи тесьмы пришитой к нагрудке, - на шее). Платья. 

В конце Х1Х в. под влиянием приисков получили распространение  платья длиной до щиколоток, в талию, «бористые», с «пуфами» (буфами), воротник, обшлага и кокетки платья часто делали из черного плиса или сатина. Их носили девушки и молодые женщины. Щеголихи шили входившие в моду платья с оборкой – «капоты», «холодаи», закрывавшие ноги. Оборка (файбора) проходила по подолу в два-три ряда. Нагрудная одежда.

В Приангарье верхней женской одеждой из ткани были телогреи, душегреи – безрукавки на лямках со сборками сзади. Шушун или  сушун  - короткая кофта из шелковой или бумажной ткани на подкладке, более широкая в подоле (со вставными клиньями по бокам), с рукавами, суженными книзу, с большим отложным воротником. Наряду с нагрудной одеждой из ткани  бытовала верхняя одежда, сшитая из разного меха  - безрукавка, шубка, эпанча, тепляк, курма, доха, дошка.. Как правило, вся верхняя одежда из меха была крытой китайкой или нанкой, кто побогаче – фабричным сукном. Были в ходу и мерлушковые шубы – «нагольные». Головные уборы.  Важную часть старинного женского костюма составляли  головные уборы. У женщин и девушек прически и головные уборы были различны. Девушки заплетали одну косу  в 4-5 прядей. В косу вплетали косоплетку, ленты, косники. Девичья повязки вокруг головы состояла из платка, сложенного в несколько раз по диагонали, завязанного концами сзади или впереди. Известны также были «белевые» (из  белых льняных ниток ) колпаки;  различные косынки и платки шали и полушалки. Женщины носили две косы, обертывая их вокруг головы. На волосы  замужние женщины надевали повойник или кругляш  (круглая шапочка с валиком внутри), платок. Со второй половины Х1Х в. на смену повойникам пришли наколки. Известны также  такие головные уборы как кокошник, чепец, шамшура или самшура , колпак, капор, кружевные файшонки  (шелфонки), платки, косынки, шали, полушалки , сборники.

5.Практическая работа. Закрепление новых знаний и способов действий.

Преподаватель: А сейчас переходим к практической работе. Сегодня на уроке вы художники – модельеры, вы будите создавать эскиз праздничного женского костюма по выбору. Эскиз, прежде всего, должен рассказать зрителю о самом костюме.

Для начала необходимо выполнить эскиз и проработать его в цвете. А чтобы ваша работа была более интересная и творческая, каждому из вас я раздам кусочек ткани с узорами. Вы должны додумать, дорисовать узор (орнамент) с ткани и создать образ будущей куклы. Простым карандашом намечаем пропорции женской фигуры и приступаем к моделированию костюма.

После того как учащиеся прослушали информацию, они приступают к работе над эскизом.

Эскиз выполнила: Метелица Виолетта

7. Контроль усвоения, подведение итогов практической деятельности.

Преподаватель организует проверку творческих работ в форме просмотра. Предлагает рассказать, какие способы и приемы применили при работе над созданием эскиза праздничного костюма для куклы. Организует самоконтроль и взаимоконтроль.

Учащиеся выставляют свои работы и вместе с преподавателем выбирают лучшие работы. (Преподаватель не забывает похвалить каждого ученика, отметить, что лучше всего удалось.)

8. Информация о домашнем задании.

Составить орнамент, имея лоскуток ткани со сложным орнаментом, узором, выполнить зарисовку цветными карандашами.

9. Рефлексия.

Подводит итог занятия вместе с учащимися. Чему научились, что нового узнали на уроке?

Преподаватель: - Мне сегодня очень понравилось с вами работать. Спасибо. Уборка рабочих мест.


2 урок «Кукла на плоскости»

Структура урока.

1.Ориентационнация учащихся на занятие (самоопределение к деятельности) - 5 мин.

2. Мотивация - 5 мин.

3.Актуализация – 5 мин.

4.Постановка целей и задач занятия – 5 мин.

5.Первичное усвоение новых знаний. Изучение новых знаний и способов деятельности Беседа.– 10 мин

6. Практическая работа. Закрепление новых знаний и способов действий – 1 час 20 мин.

7. Контроль усвоения, подведение итогов практической деятельности -5 мин.

8. Информация о домашнем задании - 2 мин.

9. Рефлексия - 3 мин

Ход урока 1. Организационный этап (Самоопределение к деятельности) Преподаватель: Здравствуйте! – Поклонившись, мы, друг другу сказали. Просто здравствуйте, больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? Отчего же сделалась радостней жизнь, от того что мы с вами поздоровались. Владимир Солоухин. Преподаватель: - Все расселись по местам. Никому не тесно? По секрету скажу вам « Будет интересно» - Посмотрите, что у вас лежит на рабочем столе? Учащиеся: перечисляют предметы. Преподаватель: - А как вы думаете, что можно сделать из этого материала? Учащиеся: ответ, дискуссия. Преподаватель: - Правильно, куклу из лоскутков ткани по нашему созданному эскизу.

2. Мотивация. Беседа. Мотивация к активной деятельности, иллюстрации с изображением народных, авторских кукол, одежды, элементов и примеры украшений.

Преподаватель: Ребята, подумайте, для чего я вам показала, эти иллюстрации?

3.Актуализация субъективного опыта в решении проблемной ситуации. Проблемная ситуация: Преподаватель: «Из всех существующих в мире загадок, тайна кукол – самая загадочная. Без понимания сущности куклы невозможно понять человека» Ребята кукла – это игрушка или ваш друг? Подумайте, а потом ответите на вопрос. Учащиеся: ответ, дискуссия. Преподаватель: Кукла она всегда жила и живет в нашем народе, которая переходит от поколения к поколению. К куклам относились очень бережно, передавая от матери к дочери, от бабушки к внучке. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы, как дар рода. В каждом роду сохранялись свои особенности, приемы изготовления кукол. Создавая кукол, девочки  учились шить, вышивать, кроить, плести кружева, ткать, плести бисерные украшения. В игровой форме маленькие хозяйки постепенно овладевали сложными женскими ремеслами, мамы воспитывали в дочках терпение, усидчивость, аккуратность.

4.Постановка целей и задач занятия. Развивать познавательной интерес к истории народного творчества и истории русского народа, воспитывать любовь к русской культуре и традициям.

Преподаватель: Народная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего», есть много сказок, в которых куклы помогают главным героям «Василиса Прекрасная» Преподаватель: Лоскутная кукла является прародительницей современной куклы. Ребята, сформулируйте цель нашего занятия. Учащиеся: Научиться изготавливать куклу на плоскости по эскизам. Преподаватель: Совершенно верно, изготовление куклы в праздничном костюме.

5. Основной этап. Изучение новых знаний и способов деятельности.

Каждая кукла – это небольшой шедевр рукоделия, она несет в себе определенный образ, ориентирована на семейные ценности, подчеркивает роль мужчины и женщины в семье.

Куклы сопровождали человека с его первых шагов по земле. Дерево, глина, солома, ткань и другие доступные материалы в руках мастера становились игрушками для детей и обрядовыми фигурами для взрослых.

Куклы появлялись с рождением ребенка, чтобы оберегать его от бед и болезни, были его первыми друзьями и утешителями. Без участия кукол не обходился ни один праздник или событие деревенской жизни, будь то свадьба или сбор урожая, проводы зимы или пасха.

Преподаватель: Как сделать куклу?

У вас уже сложилось представление об образе народной куклы, народного костюма. Попробуйте сделать девицу-красавицу в народной праздничной одежде, можно одни детали костюма сшивать, используя иголку с нитками, а другие - склеивать клеем.

Рукава рубахи или платья должны быть особенно нарядными, украшайте их тесьмой, кусочками ткани, кружевами. Их также можно пришить или приклеить. Чтобы рукав приобрел форму трубочки, используйте иголку с ниткой, стяните его вверху и внизу, чтобы рукавчик был объемный возьмите кусочки ваты и набейте ими рукав. Прикрепить рукава к фигуре ты сможешь только тогда, когда будет готов сарафан.

Посмотрите, как красиво можно сделать из кусочка узорчатой ткани нарядное оплечье, головной убор. Для отделки деталей костюма можно использовать бусины, кружева, тесьму, обрезки ситцевых, гобеленовых тканей, холст.

6. Практическая работа. Закрепление новых знаний и способов действий.

Учащиеся внимательно слушают и выясняют, каким образом при помощи основных этапов изготовить куклу на плоскости.


Этапы выполнения сборки деталей декоративной куклы.

  1. Из самотвердеющего пластика лепим детали для будущей куклы. После высыхания по желанию можно покрыть белой гуашью.

2.Плетём косы для будущей красавицы! Их может быть разное количество по желанию и сложившему образу.

3.На плотный картон наклеиваем цветной картон размер листа (20*30) . подбираем его цвет, исходя из цвета ткани, подготавливаем основу. При помощи клея «Мастер» наклеиваем голову и сплетённые волосы куклы.


4.Шьем основу и детали для праздничного платья, украшаем тесьмой, кружевом. Расписываем лицо куклы по изготовленному эскизу.

7. Контроль усвоения, подведение итогов практической деятельности.

Преподаватель организует проверку творческих работ в форме просмотра. Предлагает рассказать, какие этапы работы учащиеся применили при работе над созданием куклы на плоскости. Организует самоконтроль и взаимоконтроль.

Учащиеся выставляют свои работы и вместе с преподавателем выбирают лучшие работы. (Преподаватель не забывает похвалить каждого ученика, отметить, что лучше всего удалось.)

8. Информация о домашнем задании.

Создать элемент женской праздничной одежды, применить эскиз орнамента разработанный самостоятельно.

9. Рефлексия.

Подводит итог занятия вместе с учащимися. Чему научились, что нового узнали на уроке?

Преподаватель: - Спасибо всем учащимся за трудолюбие и аккуратность при выполнении творческих работ. Уборка рабочих мест.

8. Информация о домашнем задании.

Сделать самостоятельно куклу сувенир в подарок.

9. Рефлексия.

Подводит итог занятия вместе с учащимися. Чему научились, что нового узнали на уроке?

Преподаватель: - Сегодня был замечательный урок, спасибо вам ребята за ваше усердие, аккуратность и послушание. Уборка рабочих мест.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!