СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Прикоснуться к природе можно только сердцем …». (по рассказу В.П.Астафьева «Белогрудка»).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока внеклассного чтения «Прикоснуться к природе можно только сердцем …». (по рассказу В.П.Астафьева «Белогрудка»).»

Наименование УМК: «Школа России»

Предмет: литературное чтение (внеклассное чтение).

Класс: 3 класс

Тема урока: «Прикоснуться к природе можно только сердцем …». (по рассказу В.П.Астафьева «Белогрудка»).

Место и роль урока в изучаемой теме: урок внеклассного чтения, 12 урок литературного чтения в разделе «Люби живое». Содержание урока способствует формированию духовно-нравственных качеств школьников, их общекультурного уровня.

Практическая направленность: поиск решения важной проблемы современности – отношение человека к природе.

Тип урока: урок-беседа.

Цель урока: Совершенствовать умения высказывать своё мнение о прочитанном, выявлять проблемы произведения через анализ рассказа В.П. Астафьева «Белогрудка».

Задачи урока

Образовательные:

- учить давать аргументированные ответы на вопросы;

- формировать умение анализировать поступки героев рассказа, использовать текст с целью доказательства высказываний мыслей.

Развивающие:

- развивать связную речь и творческие способности учеников;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

- прививать учащимся доброе бережное отношение к природе, животным;

-способствовать воспитанию любви, стремления сохранять всё живое; формированию морально-этических качеств личности на основе анализа поступков героев рассказа.;

В ходе решения дидактических целей создать условия для воспитания:

- чувства ответственности, сострадания,

- гуманного отношения к животным.

Формы работы учащихся: групповая, парная, индивидуальная.

Формы, средства, методы и приёмы обучения: беседа, проблемно-поисковый, здоровьесберегающая и личностно-ориентированный технологии, технология парной и групповой деятельности, метод кластеров, метод кейсов.

Источник: художественный текст (рассказ В.Астафьева «Белогрудка»)

Проблемный вопрос: В чем смысл высказывания «Прикоснуться к природе можно только сердцем …»? Как человек может относиться к природе, чем природа может ответить ему? Проблема взаимоотношения природы и человека.

Пути решения: через анализ художественного текста.

Продукт урока: советы сверстникам, разработанные учащимися: «Как жить в согласии с природой».

Оборудование и дидактический материал: компьютер, мультимедийный проектор, аудиозапись голосов птиц и песни «Раненая птица», кейсы с материалами урока, выставка книг о животных и рассказов В.Астафьева, выставка рисунков к рассказу «Белогрудка», кейс - папки (текст художественного произведения, кейс - вопросы для каждой группы, бланк «советов» для заполнения).

Описание методической разработки урока. Данная разработка будет полезна учителям начальных классов, воспитателям ГПД, её можно использовать на внеклассном мероприятии, на классном часе.

Предварительная работа: дети за 2 недели до урока получили задание – прочитать рассказ В.П.Астафьева, нарисовать рисунок.

Эпиграфы:

  1. «Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем»(В.Астафьев).

  2. «Человек должен жить в согласии с природой, человек не рождается с этим чувством, его надо в себе воспитывать» (В.Бианки).

  3. «Спешите торить добро, пока Вы еще не устали» (Е.Антошин).


Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примеча

ние

1

Организационный момент

Прозвенел звонок и начинается урок. Я вам улыбнусь, а вы улыбнитесь друг другу. Пусть вам сопутствуют успех и удача на уроке. Отбросьте от себя плохое настроение. Глубоко вдохните и выдохните. Начинаем наш урок и отправляемся в Страну удивительных тайн за новыми открытиями.

– Что бы вы хотели узнать, чему научиться?

– Для чего вам это нужно?

Учащиеся слушают учителя, приветствуют друг друга улыбками.










Ответы детей.


2

Присоединение к теме урока.


Релаксирующая пауза

1) – Представьте, что мы находимся в лесу. Мысленно совершим прогулку, послушаем пение птиц.

Зачитывает стихотворение, данное на слайде (на фоне музыки)

2) (после прослушивания)

- С какими мыслями, чувствами и настроением вы слушали звуки природы, этот разноголосый гомон птиц? О чём мечтали?

Слушают внимательно учителя, аудиозапись голосов птиц (фрагмент, где птицы поют на фоне журчания ручейка).

Отвечают на вопросы учителя.


Слайд №1

3

Актуализация опорных знаний.

1) Прочитайте слова словацкого поэта П.Гвездослава, которые помещены на щите экологической тропы в Измайловском парке, организованной учащимися одной их московских школ.

- О чём говорят эти поучительные слова?

2) Работа с выставкой книг о животных.

- Что вы можете сказать о данной выставке?

- Какое произведение вы читали дома? Кто автор?

- С каким произведением В.П. Астафьева мы недавно с вами познакомились? Что вы можете сказать об авторе, какие качества вас привлекли?

Дети читают высказывание, данное на слайде.

Отвечают на поставленный учителем вопрос.



Дети рассматривают выставку книг.

Дают ответы на вопросы.


Ответы детей: наблюдателен, многое умеет, знает законы природы, обладает силой воли.


Слайд №2













Приложение №1

4

Определение темы урока. Целеполагание.

1) – Определите тему урока.

2) – Скажите, а как можно сформулировать задачи нашего урока?

(учитель помогает сформулировать тему и задачи урока)

3) Учитель обобщает ответы детей. Ставит перед детьми проблемный вопрос: В чем смысл высказывания «Прикоснуться к природе можно только сердцем …»?, ответ на который дети будут искать на протяжении всего урока.

- Давайте вместе с героиней рассказа попробуем пройти, «проживём» тот кусочек жизни Белогрудки, который описан в рассказе В.П.Астафьева.

- Пусть девизом нашего урока будет:

Пусть будущие поколенья

Не скажут с болью сожаленья:

«Жил-был смешной пушной зверёк,

Но мир его не уберёг»

Учащиеся высказывают свои мысли.














Слушают учителя.






Дети читают девиз урока, который дан на плакате.

Слайды №3, №4

5

Работа над темой урока

1) – Давайте проверим, как вы усвоили содержание рассказа «Белогрудка».

Задание, восстановить план рассказа. Работаете в парах.

- Проверьте вашу работу.

Оцените её с помощью смайлика.


2) Словарная работа.

- Какие трудные слова встретились при чтении рассказа?

- Кто может объяснить значение данных слов?


3) Беседа по содержанию.

Выборочное чтение.



- Животные, как люди, заботятся о своём потомстве.

Впишите в схему факты из рассказа, подтверждающие это предложение.




- Давайте заслушаем ваши подтверждения.

4) Музыкальная физкультминутка

- Ребята! Прежде чем мы начнем работать в группах, немного отдохнем.


5) Работа с кейсами

Работа в группах

- Каждая группа получила кейс. У каждой группы свой отрывок из рассказа «Белогрудка», проанализировав который, вы сможете ответить на главный проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Затем мы заслушаем лидеров каждой группы. Ответив на проблемный вопрос, Вы должны составить советы или рекомендации своим сверстникам: «Как жить в согласии с природой». Бланк данных советов также вы найдете в кейсах.- Итак, ваша задача - ответить на вопрос, поставленный в начале урока, составить советы или рекомендации сверстникам . Удачной работы!

6) Подведение итогов работы в группах.

- Посмотрим, к какому мнению вы пришли, и что у Вас получилось.

Дети работают в парах – восстанавливают последовательность событий рассказа. Затем проверяют с образцом, данном на слайде, оценивают.


Дети дают объяснение трудных слов.



Ученики дают ответы, подтверждая их цитатами из рассказа.

В ходе беседы (после 5 вопроса) дети работают в парах, записывают в схему факты, подтверждающие это предложение.

Высказывания детей.

Дети под музыку выполняют движение зверят.




Класс поделен на группы, каждая группа для работы получает кейс – папку.

Работа в группах 15 минут.

Каждая группа выбирает лидера.




Работа в группах.

Учитель контролирует работу учащихся. Оказывает помощь при анализе текста.





Выступают лидеры.

Демонстрация и заслушивание составленных рекомендаций.

Приложе

ние №2






Слайд №5


Слайд №6





Приложение №3

(вопросы для обсуждения)

Приложение №4









Слайд №7




Приложение №5

6

Составление кластера

- Давайте охарактеризуем Белочку, какой она была до трагедии и какой она стала после неё.

Учитель слова, характеризующие главную героиню рассказа, оформляет на доске в два столбика:

«ДО» «ПОСЛЕ»

- Почему такой мирный и скрытый зверёк стал вести себя так жестоко? Можно ли понять жестокость куницы?

Белогрудка мстит за то, что у неё отобрали самое дорогое, а животное опасно в мести, даже самое безобидное. Человек должен быть разумным хозяином природы.

Идёт коллективное обсуждение характеристики Белогрудки, в ходе которого составляются два кластера «ДО» и «ПОСЛЕ»


Ответы детей

Приложение №6

7

Итоги урока







- Ребята, скажите, что чувствует человек при ударе, когда случайно прищемил палец или уколол?

- Правильно. А как мы назовем эту боль?


А какая еще бывает боль?


Что вы понимаете под «душевной болью»? Что является причиной такой боли? Что отличает ее от физической







- Какие правила поведения в природе мы должны соблюдать, чтобы не причинить боль жителям леса?

- Мы решили проблему: важно понимать, что мы в природе гости, к ней нужно относиться вежливо, как к людям. Мы должны помнить, что природу надо беречь. Не нужно поступать необдуманно, разоряя гнезда, забирая домой животных и их детенышей. К природе можно прикоснуться только сердцем или душой. На зло природа может ответить по-своему, как мы увидели это на примере рассказа В.П. Астафьева «Белогрудка».

Боль. Ему больно.




Физическая боль.



Душевная боль.


Душевная боль – боль, которую испытывает человек от одиночества, тоски по о чем-то или о ком-то, от разлуки…

Физическая боль проходит, а раны от душевной боли залечить очень трудно.

Высказывания детей.



Дети внимательно слушают заключительное слово учителя.


7

Рефлек

сия

- Понравилась ли вам ваша работа на уроке?

-Какие трудности у Вас возникали?

-Что было сделать легко и просто?

-Если на уроке Вам было интересно - приклейте на доску красный цветок; если было скучно и трудно –синий.

- Посмотрите, ребята, каких цветов у нас больше! Значит, урок был интересным!

-Берегите нашу природу! Как сказал В.Астафьев: «Ребята, вы ведь тоже станете взрослыми и все, что есть на земле, и сама земля достанутся вам в наследство. Берегите землю, тогда и себя сбережете и любовь ко всему живому и цветущему на нашей планете».

Ответы учащихся.







Учащиеся приклеивают стикеры в виде цветов на доску.

















Слайд №8

8

Домаш

нее задание.

1.Написать отзыв о прочитанном рассказе В.Астафьева

2. Написать письмо мальчишкам от лица Белогрудки

- Закончить наш урок мне хочется словами:

«Берегите эти земли, эти воды
Даже малую пылиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя».

Дети слушают учителя.


Ожидаемый результат: учащиеся совершенствуют навыки чтения; на основе индивидуальных, дифференцированных, творческих заданий приобретут необходимые знания, умения, навыки чтения, владения речью, коммуникативные способности; на основе анализа поступков героев сформируются этические правила и нормы отношения ко всему живому, приобретут знания правильного отношения к природе.



Используемая литература


  1. Н.В.Лободина, С.В. Ламмерт. Внеклассное чтение. 3 – 4 классы. Интерактивные занятия. – Волгоград.: Учитель, 2009.

  2. С.В. Кувякина. Поурочные разработки по внеклассному чтению для 3 класса. – М.: ВАКО,

  3. Урок-исследования в начальной школе. Русский язык. Математика. Под редакцией Н.Б.Шумаковой. - М.: Просвещение, 2014.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!