Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9» г.Сыктывкар
Внеклассное мероприятие
экологической направленности
для учащихся 5-9 класса
«Скажем мусору-нет»
Составитель: Пчелинцева М.В.
Учитель биологии и географии
Сыктывкар 2021
Пояснительная записка
Актуальность проблемы:
Экологическая проблема мусора приобретает пугающие масштабы, ведь с каждым днем количество непереработанных отходов только возрастает, и никто не может дать четких указаний для борьбы с этой проблемой. Проблема утилизации мусора касается абсолютно всех типов отходов: от бытовых до химических. Более того, многие из них имеют опасные продукты распада, что существенно усложняет способы переработки. Мусор, разлагаясь, выделяет спирты и альдегиды, которые затем просачиваются в почву, жилые дома и попадают в воздух. И без того загрязненная окружающая среда терпит еще одно вторжение токсичных веществ. Поэтому в настоящее время остро стоит проблема утилизации мусора и необходимо сформировать сознательное отношение к проблеме отходов и личному участию в ее решении.
Цель: исследовать значение твёрдых бытовых отходов в жизни человека и природы, содействовать становлению самостоятельной, инициативной личности, способной брать на себя ответственность в принятии решений и их выполнении; развивать интерес к изучению экологии.
Задачи:
1. Познакомиться с классификацией отходов и способами избавления от них;
2. Сформировать сознательное отношение к проблеме бытовых отходов и личному участию в ее решении;
3. Научиться работать в группе
Направленность: разработка данного внеклассного мероприятия направлена на повышение эффективности экологического образования и воспитания, развитие творческого потенциала обучающихся.
Методы:
1.Поисковый
2.Проблемный
3.Исследовательский
Оборудование:
1.ПК (видеоролик «мусор», презентация «мусор - глобальная проблема человечества»)
2.Чек листы
3. Набор из предметов бытового мусора (распечатка)
4. Хозяйственные предметы, на определения их экологичности
Ход мероприятия
22.04 отмечается международный день Земли. И мне бы хотелось обсудить с вами взаимодействие человека и природы. (Слайд 1)
В процессе жизнедеятельности человека выделяется много отходов: фабрики и заводы выбрасывают вредные вещества в атмосферу, загрязняют почву и реки. Миллионы автомобилей сжигают топливо, выделяют вредные газы. Идет активная вырубка лесов, к тому же каждое лето горит тысячи гектаров. И многое другое. Все эти факторы ухудшают экологию. Но мы с вами поговорим о бытовом мусоре. Что такое бытовой мусор?
Бытовой мусор - это те отходы, которые каждый человек производит ежедневно. Пример:
Съели шоколадку - осталась обертка
Выпили лимонад, осталась пластиковая или стеклянная бутылка
Перегорела лампочка - старая подлежит утилизации.
(слайд 2,3,4)
Во что превращается наша Земля? Почему эта тема так важна?
Потому что мы каждый день сталкиваемся с бытовым мусором и от каждого из нас зависит, в каком мире мы будем жить.
(просмотр мультика)
Я думаю, никто из вас не хотел бы жить в таком городе.
Итак:1) Как мы назовем наш урок? Предлагаю назвать урок «Скажем мусору - нет»
2) Зачем говорить об этой проблеме, какую цель мы преследуем?
Цель: научиться грамотно обращаться с бытовыми отходами.
( Раздаю чек листы с заданиями)
1.Виды бытовых отходов. Наиболее распространенные виды отходов представлены на слайде 5. Отдельно хочу заострить ваше внимание на особой группе отходов. (Слайд 6) Опасные отходы. К ним мы еще вернемся.
4. Сроки разложения мусора.
Разложение - это полный распад мусора на безопасные элементы. На ваш взгляд, какой мусор материал дольше всего разлагается в природе?
Этот материал окружает нас повсюду. Срок разложения более 1 млн. лет.
Ответ: материал-стекло, изделие-батарейка.
1 батарейка загрязняет 20 м2 почвы,400литров воды, убивает 1 ежика,2 кротов,2 дерева.
Примерные сроки разложения вы видите на следующем слайде.
Задание у доски. Разложить бытовые отходы по сроку их разложения и по опасности для природы.
Стеклянная банка- 1000лет
Батарейка-200лет
Пластиковое ведро-100-200 лет
Жестяная банка-10 лет
Носок-2 года
Газета-1-4 месяца
Банан-1 месяц
Решаем чек-лист №2
2.Утилизация ТБО. (ТБО - твердые бытовые отходы)
А) захоронение. Создаются мусорные полигоны, куда свозится весь мусор с ближайших районов. Это самый постой, но в тоже время самый грязный метод утилизации. Вблизи крупных городов это проблема стоит очень остро. Где в нашем городе находится полигон ТБО? (Дырнос)
Б) Сжигание. Крупные мусоросжигательные заводы находятся вблизи мегаполисов, но они загрязняют атмосферу.
В) Сортировка и дальнейшая переработка - самый перспективный метод борьбы с отходами. Требует создания специальных перерабатывающих комбинатов. Кроме этого требуется сортировка мусора. Это требует ответственного подхода каждого человека и каждой семьи.
Чек-лист №3
Демонстрирую предметы, надо выбрать более экологичный вариант.
1. Железная тарелка - одноразовая пластиковая посуда
2.Стеклянная бутылка - пластиковая бутылка
3. Тряпичная сумка - пластиковый пакет
4. Средство для мытья посуды – горчица
При таком подходе большая часть мусора перерабатывается и идет на повторное использование. Переработка мусора и повторное использование называется рециклинг. Изделия из вторичных материалов нумеруются значком.
Например: У нас есть производство КомиТекс, где производят линолеум и нетканые материалы. При производстве используются отходы питьевой бутылки со всей России.
Задание чек лист №4
3.Утилизация опасных отходов
Ни в коем случае нельзя кидать в мусорный контейнер опасные отходы, такие как энергосберегающие лампы, батарейки, термометры.
Их сбором занимаются специализированные службы - Экомобили, Управление противопожарной службы. Информацию можно найти в интернете на сайте администрации.
Задание чек лист №5 Посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку
Что вы лично можете сделать, чтобы спасти планету?
Ваше домашнее задание было сделать поделку из бытовых отходов, полезные в быту, поделка не стоит денежных затрат. Представьте свои работы.