СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии «Земля – наш общий дом» (для учащихся 5-6 классов)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие разработано для учеников 5-6 кл.

Показать, на сколько для нас важна наша планета Земля.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии «Земля – наш общий дом» (для учащихся 5-6 классов)»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии

«Земля – наш общий дом» (для учащихся 5-6 классов)

Подготовила: учитель географии

МАОУ СОШ № 26 г. Стерлитамак РБ

Цель: показать землю как общий дом всех людей и всех существ, живущих рядом с человеком; вызвать стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.

Оборудование: цветная иллюстрация - фотография Земли из Космоса, слайды природы Земли, рисунки детей «Природа - наш дом», проектор для показа слайдов; музыкальные произведения - варианты:

П. И. Чайковский - Первая симфония, Четвертая симфония;

Вивальди - Времена года;

Пол Уитнер - Концерт Земле;

муз. Группа Пинк Флойд

Методические рекомендации

Беседа имеет важное мировоззренческое значение. Она способствует формированию у младших школьников реальной научной картины мира, осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома. Кроме того, беседа поможет ребенку осознать, что человек - такое же природное существо, как и все живые организмы, потому что для его существования нужны те же условия -солнечное тепло, свет, вода, воздух...

Беседу можно провести в виде литературно-музыкальной композиции. В таком случае к ее подготовке должны быть привлечены дети-чтецы, исполняющие роли природных обитателей. Для исполнения ролей очень важно сделать и использовать элементы игровой символики - украшение, ободки на голове с изображением зверя, птицы, цветка, аппликацию природного объекта, которую можно прикрепить на одежду.

В ходе беседы целесообразно использовать загадки - они будут способствовать вовлечению всех учащихся в обсуждение проблемы, заинтересованности в ее разрешении. Например, об условиях жизни на планете - о воздухе и воде:

Я - невидимка, в дом не прошусь,

А прежде людей бегу, тороплюсь

Я - невидимый, и все же

Без меня ты жить не можешь.

Меня пьют, меня льют,

Всем нужная я - кто такая?

Я и туча, и туман, и ручей, и океан.

Я летаю, и бегу, и стеклянной быть могу!



Ход беседы - с элементами инсценировки:


Ведущий - учитель:

- Был, говорят, Где-то случай такой: Ехали люди с работы домой. Только доехали, Вдруг - чудеса! Все позабыли свои адреса. Ищут, волнуются, Смотрят кругом: Где эта улица? Где этот дом? Все перепуталось, Все заблудилось, К счастью, такое лишь в сказке случилось. Мы рассказали про это нарочно, чтобы проверить: знаешь ли точно, где ты живешь, где построен твой дом и хорошо ли ты с домом живешь? Ты нам ответишь:

Ученик: Живу я в квартире,
Номер ее - 324.
Дом на Садовой,
Рядом - кино,

Все, что кругом,

Мне знакомо давно.


Ведущий: Дом на Садовой?
Этого мало.
Город (село)
Назови для начала.


Ученик: Станица Некрасовская

Ведущий: Расскажи, что кругом: все, что кругом, это тоже твой дом.

Ученик: Станица стоит на широкой реке, а за рекой виден лес вдалеке. Тянутся к лесу сады и поля, очень красива наша земля!

Ведущий: Верно, красива! Но где же она?

Ученик: В России, это наша страна.

Ведущий: Ну, а страна где? Сумеешь ответить?

Ученик: Как и все страны - на нашей планете!

Ведущий (обращается к классу):

- Как называется наша планета?
Ответ с места: Земля!


Ученица или ученик: Я речь свою веду о том, Что вся Земля - наш общий дом, Наш добрый дом, просторный дом, Мы все с рожденья в нем живем! ( Р. Рождественский)


Ведущий: Земля. Какая она? На экране появляется изображение голубой планеты Земля (вид из Космоса ), звучит тихая музыка… Под звуки музыки идет рассказ о планете:


Ученик: Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном, Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных. Лишь на ней одной увидишь Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно. Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету! (Я.Аким)

Во время чтения стихотворения можно через проектор показывать слайды - леса, птиц, ландышей, стрекозы над водой.

Ведущий:

Да, наш дом - планета Земля. Значит, как нас можно называть? - Земляне!


На Земле, лишенной воздуха, не было бы ни рек, ни морей, ни океанов - всюду была бы мертвая, безжизненная пустыня, подобная той, которая есть на луне (демонстрация лунного и марсианского пейзажей).

Ведущий (из прозрачного графина наливает медленной струйкой в стакан воду; в это время на экране целесообразно показать цветное фото, изображающее участок пруда, реки, моря, ручей...)

- Струйка воды... Сегодня она для всех так обычна и привычна! А ведь это необычная струйка! В чем ее необычность? Прежде всего, в том, что вода - это «самая жизнь... самое большое богатство в мире» (Антуан де Сент-Экзюпери), без которого нет жизни!

Да, для нашей планеты слово Вода равнозначно слову Жизнь! Без воды немыслимо существование всех живых существ. Все живые существа имеют в своем составе воду. Она необходима для всех процессов в организме: питания, переноса крови, выноса из организма ненужных продуктов-шлаков...

Всем известно, что человек тяжелее всего переносит недостаток в воде, гибнет без воды примерно через трое суток.

У воды человек селится с незапамятных времен, по воде он расширял свои владения, изучал поверхность Земли.

Воде посвящали стихи, песни, мудрые изречения. Можете ли вы привести стихи о воде? Приведите! А - загадки? Загадки, как вы видите, посвящены трем состояниям воды: твердому - снегу и льду; жидкому - воде и газообразному - пару. Эти состояния воды долгое время для людей были очень большими загадками, и только в наши дни, с развитием науки физики, их удалось разгадать.

О воде говорят:

Вода - источник и носитель жизни.

Все хорошо в природе, но вода - красота всей природы. (С. Аксаков)

Вода - кровь природы. Капля воды дороже алмаза. (Д. Менделеев)

Родники - это алмазные бусинки России, волшебные сказки природы. (П. Дубочки)

Нет на Земле напитка лучше, чем стакан холодной чистой воды. (В. Песков)

После дождя земля - именинница.


Учитель: Объясните, как вы понимаете эти выражения!

А где встречается на Земле вода?

Она - везде! В воздухе, в почве, на поверхности Земли - в реках, морях и океанах. Наша планета Земля на 3/4 занята водой, поэтому из Космоса она смотрится голубой. Когда первые космонавты увидели ее с высоты, их восхищению не было предела - такой прекрасной, нежно - голубой смотрится наша планета. Стало ясно, что люди ошиблись, назвав когда - то нашу планету Землей! Как бы правильнее было ее назвать?

Верно, планета Вода или планета Океан. Но это не так важно. Важно, что чудесный мир природы - Вода - имеется на нашей планете.

Итак, вода на нашей планете много. И она есть везде! Но и расходы воды

огромны. Например, человек, живущий в нашем умеренном климате, выпивает за год целую тонну воды! Только выпивает! А сколько ее надо на другие нужды! А сколько воды требуется растениям и животным! Очень много!

Поэтому не будем обольщаться - воды на Земле и много, и мало. Много, есть считать ее всю - и соленую, и горькую, и ядовитую. Мало, есть говорить о воде, которая рядом, которую тут же много использовать по назначению. Поэтому:


Ученик: Закрывай покрепче кран, Чтоб не вытек океан.

Воду попусту не лей, Дорожить водой умей.

Ведущий: Беречь пресную, питьевую воду очень важно. Вы уже поняли, что Вода - это жизнь!

Ученик: Повсюду, где бежит она, цветет земля,

Цветет страна.

Из дальних мест, от горных рек

Ее приводит человек, чтоб хлопок

Вдоволь напоить,

Чтоб цветники с утра полить,

Чтоб трактор шел по целине,

Чтоб не было пустынь в стране!

(Н. Химкет)

Ведущий: Итак, общий дом человечества - планета Земля. Но это и дом всех живых существ. Кто же живет рядом с ними? Кто растет в наших лесах, на лугах и полях?


Перекличка разных живых организмов - обитателей природы Земли:


Заяц: Я - зверек лесной,

Встал, как столбик, под сосной

И стою среди травы -

Уши больше головы.


Комар: Я – не птица, я – не зверь. Длинный у меня носок. Лечу – кричу,

Сяду - молчу.


Земляника: Я - капелька лета на тоненькой ножке, плетут для меня кузовки и лукошки. Кто любит меня, тот и рад поклониться, уж очень вкусна у родной я землицы.


Гриб: Под сосною у дорожки, я стою среди травы. Ножка есть, нет головы.


Ёж: Недотрога, весь в иголках, Я живу в норе под елкой. Хоть открыты настежь двери, но ко мне не ходят звери.


Крот: Я, друзья, подземный житель, землекоп я и строитель. Землю рою, рою, рою, а потом построю дом, заживу спокойно в нем.


Паук: Я – долгорукий старичок, в уголке сплел гамачок. Приглашаю, мошки, отдохните, крошки.


Одуванчик: Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом. Дунул легкий ветерок, и остался стебелек.


Рыба: Вильну хвостом туда-сюда. И нет меня, и нет хвоста.


Божья коровка: Я пятнистая букашка. Если в руки попаду, притворюсь больною тяжко – в обморок я упаду.


Стрекоза: На луговый клеверок опустился вертолет – золотистые глаза. Кто такая? Стрекоза.


Кошка: У меня четыре лапки, лапки-лапки, цап-царапки, пара чутких ушей, я – гроза для мышей.

Бобр: Есть на речках лесорубы в серебристо-белых шубах, из деревьев, веток, глины строят прочные плотины.


Сорока: Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая. Всех за день навестит, все, что знает, растрещит.


Ель: Что же это за девица, не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год.


Ведущий: На Земле много разных существ: растений, грибов, животных, птиц, насекомых. Их вы сейчас услышали. А что же они думают о своем старшем брате, человеке?

Все исполнители ролей природных обитателей Земли говорят хором:

На Земле он всех умней! Потому и всех сильней!


Ведущий: Люди любят повторять во всеуслышание: Человек – победитель природы! Человек – покоритель природы! Нет предела человеческому могуществу! Так-то оно так, но есть одно обстоятельство… Понастроил человек машины и теперь летает все выше и дальше, быстрее орла. В землю он закапывается так глубоко, что никакому кроту не осилить!

Но из-за своего могущества, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания и произрастания. Правильно ли это?


Все исполнители ролей природных обитателей Земли говорят хором:

Что значишь ты без трав и птиц и без любви к пчеле жужжащей? Без журавлей над хвойной чащей? Без миловидных лисьих лиц?


Ведущий: Наша планета Земля входит в состав солнечной системы. Рядом с ней есть целый ряд планет: Венера, Марс, Луна. Они, как и Земля получают тепло и свет от Солнца. Но только наша планета населена живыми существами. Так какая же она, наша планета?

Люди открывали ее очень долго, открывали новые земли, описывали их, давали им названия, зарисовывали, фотографировали, наносили на карты, заглядывали в недра и в космос, долго спорили о ее форме и размерах. И только в наши дни удалось взглянуть на нашу планету сверху и сфотографировать ее с Луны и из Космоса. (Снова изображение Земли из космоса)

Вот она, голубая планета, наш с вами общий дом. Общий для всех людей, зверей, птиц, насекомых, деревьев и трав.

А теперь вопрос к вам: подумайте и скажите, почему на Земле есть живые существа, а на других планетах их нет?


Ученики: Все зависит от природы Земли. На ней есть воздух и вода. Без них жизнь невозможна. Вода и воздух есть только на нашей планете.


Ученик: Есть на Земле огромный дом под крышей голубой.

Живут в нем Солнце, Дождь и Гром, Лес и Морской прибой.

Живут в нем Птицы и Цветы, веселый звон Ручья,

Живешь в том доме светлом ты и все твои друзья.

Куда б дороги ни вели, всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли зовется этот дом.

(Л. Дайнеко)


Ведущий: Возможность жизни на любой планете зависит, прежде всего от того, есть ли там воздух и вода. Только благодаря наличию этих двух составных частей природы Земли возникла жизнь. Воздух словно куполом прикрыл Землю, все живое на ней. Люди давно поняли, что без воздуха нет жизни. Почему?

Воздух нужен для дыхания. Без пищи человек может жить долго, без воды- несколько дней, а вот без воздуха – несколько минут.

Воздушная оболочка Земли, как одеяло. Она защищает Землю от чрезмерного остывания и перегрева, она охраняет все живое на Земле от столкновений с метеоритами, дает нам возможность ежедневно наслаждаться свежим воздухом. И мы, люди, должны заботиться о своей планете, не нарушать ее экологическое равновесие.


Все исполнители ролей природных обитателей Земли говорят по строчке:

Берегите Землю, берегите! Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики, на тропинке солнечные блики,

Ястреба, парящего над полем, полумесяц над речным простором, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите!

(М. Дудин)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!