СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для 9-11 классов «Подготовка к написанию эссе о Великой Отечественной войне»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для 9-11 классов «Подготовка к написанию эссе о Великой Отечественной войне»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для 9-11 классов «Подготовка к написанию эссе о Великой Отечественной войне»»

Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для 9-11 классов

«Подготовка к написанию эссе о Великой Отечественной войне»

Леонов Константин Александрович, учитель русского языка и литературы

МБОУ г. Иркутска СОШ №53

Цель деятельности учителя: подготовить обучающихся к написанию сочинения в жанре эссе.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: знать особенности жанра эссе, уметь писать сочинения в жанре эссе;

метапредметные: применять приобретенные знания, умения и навыки на межпредметном уровне;

личностные: участвовать в творческом, созидательном процессе, осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Основные понятия: эссе.

Сценарий занятия

1. Мотивирование на учебную деятельность.

- Уважаемые ученики! Сейчас стали очень популярны и востребованы сочинения в жанре эссе. Сегодня мы узнаем особенности этого жанра и подготовимся к написанию эссе о Великой Отечественной войне.

2. Актуализация знаний.

Беседа:

- Расскажите, что вы знаете о жанре эссе?

- Каковы особенности жанра эссе?

- Кто уже писал сочинения в жанре эссе?

3. Выявление места и причины затруднения.

- В чем, по -вашему, заключаются трудности при написании эссе?

- В чем состоит основная проблема написания эссе о Великой Отечественной войне? (Мы все дальше уходим от войны, мы не были ее свидетелями, поэтому можем говорить о войне только со слов ее участников, ветеранов, тружеников тыла. Можем судить о войне по книгам, фильмам, по воспоминаниям членов семьи, так как Великая Отечественная война затронула так или иначе практически каждую семью).

4. Построение проекта решения проблемы.

Слово учителя.

Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Некоторые признаки эссе:

- Наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.

- Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

- Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

- В содержании эссе оцениваются в первую очередь мировоззрение, мысли и чувства автора [1].

- Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, нередко антитезность мышления, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. Некоторыми теоретиками рассматривается как четвёртый, наряду с эпосом, лирикой и драмой, род художественной литературы [2].

Чтение эссе, написанного учителем в качестве примера (тексты у учеников на столах).

Участники Победы

Недавно я видел серую кошку, худую и голодную, которая тряслась от холода. Она прошмыгнула в окно на первом этаже и тут же залезла в батарею, тревожно оглядываясь, боялась, что ее выгонят на мороз. Полные отчаяния глаза, страх, предчувствие близкой смерти, трясущееся грязное тельце, жалкий писк…

Ее образ постоянно всплывает в моей памяти, становится стыдно, неприятно. Почему так? Что изменилось вокруг?

Мой прадед, Игнатий Васильевич, прошел гражданскую и Великую Отечественную войну, на которой был ранен в легкое и демобилизован. Вернувшись с войны, он постоянно болел, потому что у него осталось одно легкое. При этом он работал, охранял колхозные поля. Его жена, моя прабабушка, Вера Тимофеевна – труженица тыла, награждена Орденом «Материнская Слава II степени», так как родила и воспитала 8 детей. Игнатий Васильевич, Вера Тимофеевна и их дети жили в землянке - избушке, наполовину находящейся в земле. Все трудились с утра до ночи: работали на огороде, на заводе, учились в школе. Очень сильно голодали, собирали и ели саранки и заячью капусту на горах, тошнотики (прошлогодний картофель). Одежда была из мешковины собственного пошива. При этом жили дружно, верили в Победу, уважали и родителей, и старших. Только благодаря единству, взаимной поддержке стала возможна Победа.

Почему в такое трудное время, в таких тяжелейших условиях люди жили и были человечными, помогали друг другу? Может потому, что не имели того, что есть сейчас?

Власть денег, жажда красивой жизни, ночные клубы и рестораны, меха и вино, бриллианты и золото, шикарные квартиры и дорогие иномарки испортили людей, сделали равнодушными к чужой боли и страданиям. А это страшно. Люди во время Великой Отечественной войны не жалели собственной жизни, умирали молодыми, отдавали последний кусок хлеба, чтобы в стране был мир и счастье. Подвиг участников Победы – великий пример благородства, любви и милосердия. Давайте учиться у них!

- Вам понравилось эссе?

- Какие основные структурные части можно найти в тексте этого эссе?

5. Реализация проекта. Самостоятельная работа.

- Сейчас я вам предлагаю записать на черновиках ваши мысли, ощущения, связанные с Великой Отечественной войной, наметить ход рассуждений. Завершить начатую над эссе работу вы сможете дома, собравшись с мыслями в тишине.

6. Итог занятия.

- Чему научило вас занятие?

- Над чем стоит поработать самостоятельно?


Список источников:

1. Эссе. Материал из Википедии – свободной энциклопедии. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%81%D1%81%D0%B5 (09.12.2019).

2. Эссе - что такое, как писать, сочинение эссе, примеры. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pnu.edu.ru/ru/recruitment/graduates/essay/ (09.12.2019).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!