Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для 9-11 классов
«Подготовка к написанию эссе о Великой Отечественной войне»
Леонов Константин Александрович, учитель русского языка и литературы
МБОУ г. Иркутска СОШ №53
Цель деятельности учителя: подготовить обучающихся к написанию сочинения в жанре эссе.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: знать особенности жанра эссе, уметь писать сочинения в жанре эссе;
метапредметные: применять приобретенные знания, умения и навыки на межпредметном уровне;
личностные: участвовать в творческом, созидательном процессе, осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор
Основные понятия: эссе.
Сценарий занятия
1. Мотивирование на учебную деятельность.
- Уважаемые ученики! Сейчас стали очень популярны и востребованы сочинения в жанре эссе. Сегодня мы узнаем особенности этого жанра и подготовимся к написанию эссе о Великой Отечественной войне.
2. Актуализация знаний.
Беседа:
- Расскажите, что вы знаете о жанре эссе?
- Каковы особенности жанра эссе?
- Кто уже писал сочинения в жанре эссе?
3. Выявление места и причины затруднения.
- В чем, по -вашему, заключаются трудности при написании эссе?
- В чем состоит основная проблема написания эссе о Великой Отечественной войне? (Мы все дальше уходим от войны, мы не были ее свидетелями, поэтому можем говорить о войне только со слов ее участников, ветеранов, тружеников тыла. Можем судить о войне по книгам, фильмам, по воспоминаниям членов семьи, так как Великая Отечественная война затронула так или иначе практически каждую семью).
4. Построение проекта решения проблемы.
Слово учителя.
Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Некоторые признаки эссе:
- Наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.
- Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
- Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.
- В содержании эссе оцениваются в первую очередь мировоззрение, мысли и чувства автора [1].
- Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, нередко антитезность мышления, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. Некоторыми теоретиками рассматривается как четвёртый, наряду с эпосом, лирикой и драмой, род художественной литературы [2].
Чтение эссе, написанного учителем в качестве примера (тексты у учеников на столах).
Участники Победы
Недавно я видел серую кошку, худую и голодную, которая тряслась от холода. Она прошмыгнула в окно на первом этаже и тут же залезла в батарею, тревожно оглядываясь, боялась, что ее выгонят на мороз. Полные отчаяния глаза, страх, предчувствие близкой смерти, трясущееся грязное тельце, жалкий писк…
Ее образ постоянно всплывает в моей памяти, становится стыдно, неприятно. Почему так? Что изменилось вокруг?
Мой прадед, Игнатий Васильевич, прошел гражданскую и Великую Отечественную войну, на которой был ранен в легкое и демобилизован. Вернувшись с войны, он постоянно болел, потому что у него осталось одно легкое. При этом он работал, охранял колхозные поля. Его жена, моя прабабушка, Вера Тимофеевна – труженица тыла, награждена Орденом «Материнская Слава II степени», так как родила и воспитала 8 детей. Игнатий Васильевич, Вера Тимофеевна и их дети жили в землянке - избушке, наполовину находящейся в земле. Все трудились с утра до ночи: работали на огороде, на заводе, учились в школе. Очень сильно голодали, собирали и ели саранки и заячью капусту на горах, тошнотики (прошлогодний картофель). Одежда была из мешковины собственного пошива. При этом жили дружно, верили в Победу, уважали и родителей, и старших. Только благодаря единству, взаимной поддержке стала возможна Победа.
Почему в такое трудное время, в таких тяжелейших условиях люди жили и были человечными, помогали друг другу? Может потому, что не имели того, что есть сейчас?
Власть денег, жажда красивой жизни, ночные клубы и рестораны, меха и вино, бриллианты и золото, шикарные квартиры и дорогие иномарки испортили людей, сделали равнодушными к чужой боли и страданиям. А это страшно. Люди во время Великой Отечественной войны не жалели собственной жизни, умирали молодыми, отдавали последний кусок хлеба, чтобы в стране был мир и счастье. Подвиг участников Победы – великий пример благородства, любви и милосердия. Давайте учиться у них!
- Вам понравилось эссе?
- Какие основные структурные части можно найти в тексте этого эссе?
5. Реализация проекта. Самостоятельная работа.
- Сейчас я вам предлагаю записать на черновиках ваши мысли, ощущения, связанные с Великой Отечественной войной, наметить ход рассуждений. Завершить начатую над эссе работу вы сможете дома, собравшись с мыслями в тишине.
6. Итог занятия.
- Чему научило вас занятие?
- Над чем стоит поработать самостоятельно?
Список источников:
1. Эссе. Материал из Википедии – свободной энциклопедии. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%81%D1%81%D0%B5 (09.12.2019).
2. Эссе - что такое, как писать, сочинение эссе, примеры. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pnu.edu.ru/ru/recruitment/graduates/essay/ (09.12.2019).