СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного занятия. «Память народа вечна!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеклассного мероприяти о ВОВ, о прадедах моих учеников, представлены личные фотографии и фото документов. В разработке есть стихи о ВОВ, синквейны учеников.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного занятия. «Память народа вечна!»»



Методическая разработка внеклассного занятия.

«Память народа вечна!»

Составила: Григорьева Надежда Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №3»

г. Чебоксары

Цель:

Продолжать знакомить детей с историей своей страны, обогащать знания о Великой Отечественной Войне.

Задачи:

Учить детей помнить героическое прошлое соотечественников.

Объяснить роль нашей страны в победе над фашизмом.

Воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к Родине.


Ход занятия

1. Вступительное слово учителя о ВОВ.

2. Выяснить отношение детей к войне: отрицательное или положительное путём рефлексии и ассоциативного ряда.

3. Рассказы детей о ветеранах, родственниках учеников 3а класса.

4. Почтение памяти павших минутой молчания.

5. Декламирование стихов детьми.

6. Групповая работа. Синквейн на тему «Война».

7. Заключительное слово.


1.Рассказ учителя. (Слайды 2,3,4)

- 22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.

Нелёгким был путь к победе. Враги напали на нас неожиданно. Бои шли на земле, в небе, на море и в тылу.

В борьбе с врагами принимали участие весь народ , подростки и даже дети.

Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Советские люди (Советский Союз — так называлась в те годы наша страна) делали всё, чтобы остановить фашистов. Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!» Наши бойцы-защитники прогнали врагов с родной земли.

Я вам читала рассказы о войне, показывала мультфильм о бесстрашных воинах-освободителях, у нас на стенде по чтению есть книги для детей о войне авторов Симонова, Кассиля, Карасевой, Митяева. Есть выставка ваших рисунков о войне, вы приготовили сообщения о своих родственниках, стихи о ВОВ.

2. Выяснение отношения детей к войне.

- Ребята, скажите, что такое война? А что такое мир? (ответы детей)

- А война – это хорошо или плохо? Ответьте, пожалуйста, карточками. Если хорошо, то покажите красный кружок, если плохо – чёрный.

- Правильно, война – это плохо.

- У вас на партах лежат картинки. Пожалуйста, прикрепите их или к «войне» или к «миру» на магнитной доске, так как вы считаете правильным.

Итог: вы верно нашли место своим картинкам.

3. Рассказы детей о ветеранах, родственниках учеников 3а класса.

- Ребята, в нашем классе есть дети у которых продедушки и пробабушки воевали на фронтах ВОВ и героически работали в тылу для победы в этой тяжёлой и бесчеловечной войне. Послушаем сообщения о них.

Выступление Ишмулкина Ильи. (Слайды 5,6)

В Великой Отечественной войне воевали мои прадеды Лебедев Павел Яковлевич и

Ильин Василий Ильич.








Лебедев Павел Яковлевич воевал на украинском фронте со своим товарищем. Во время боя его товарища ранили немцы. Когда он нес товарища с поля боя на себе, рядом с ними взорвалась граната и его контузило. Несмотря на контузию мой прадед спас товарища и сам остался жив. За этот отважный поступок его наградили «Медалью за отвагу».















Ильин Василий Ильич ушел на войну когда ему было 17 лет. Он служил в Магнитогорске, охранял пленных немцев, которых потом обменивали на наших солдат. Пленные немцы хитростью пытались уговорить прадеда отпустить их, но он не поддавался на их уговоры. Также он помогал солдатам заряжать орудия, готовить провиант, когда они шли на поле боя. Он очень старался помочь всем, чем может и с честью выполнил свой долг перед родиной.

Мои прабабушки хоть и не воевали на фронте, но тоже внесли огромный вклад во время войны.

Лебедева Анна Андреевна вязала носки и варежки, шила теплую одежду для солдат и передавала на фронт.

Филиппова Лидия Филипповна ходила копать окопы и на постройку железной дороги Канашского направления на фронт.

Я горжусь своими прадедами и прабабушками! Они мои Герои!!!


Выступление Матвеевой Ксении.

Мой прадедушка Григорьев Михаил Григорьевич ,тоже воевал на войне. Он родился в Цивильском районе, деревне Анишкасы 11марта 1911году, умер 11октября1978году. На войне он попал в плен. Советские солдаты их освободили. Михаил Григорьевич со слезами вспоминал о войне: в плену их морили голодом. Они там ели траву, корни растений, грызли обувь от голода. Михаил Григорьевич не хотел рассказывать о войне, поэтому мы мало знаем о нем. А после войны он работал конюхом.

Прошло семьдесят пять лет с той страшной поры, когда напали на нашу страну фашисты. Мы все вспоминаем добрым словом своего деда и прадеда, всех тех, кто принёс нам победу. Поклоняемся героям Великой Отечественной войны.


Выступление Петровой Ульяны.

Моего прадедушку зовут Родионов Александр Семёнович (1926 г.р.).

Он был младшим сержантом, снайпером 409-го стрелкового полка, 137-ой стрелковой дивизии Белорусского фронта.

Прадедушку ранили на р.Нарве 21.12.1944г. в левую ногу. После чего он оказался в госпитале и вернулся домой уже без ноги. Награждён Орденом Славы III-степени.

Каждый год 9 мая мы всей семьёй ходим на мероприятие «Бессмертный полк».


Выступление Морозовой Ники. (Слайд 7)

Моего прадедушку звали Морозов Андрей Фёдорович, 1914 г.р. Он родился в Комсомольском районе д.Нюргечи Чувашской АССР. Закончил 6 классов, работал трактористом. В 1942г. его призвали на войну. Он служил в 48 гвардейском миномётном полку, 299 дивизиона, шофёром.

У нас сохранились документы и фотографии того времени. Из них и по рассказам моего папы я узнала, что Андрей Фёдорович был уволен по ранению 2 августа1943г., участвовал в Сталинградской битве.

Дедушка рассказывал как тяжело и страшно было на войне, как они мерзли в окопах, как тяжело было терять своих боевых товарищей. Сам он тоже был ранен в левую ногу и левую руку в июне 1943 года.

Дедушка был награждён медалями: «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», юбилейными медалями «Тридцать лет Победы в ВОВ1941-1945г.г.», «50лет вооружённых сил СССР».

Каждый год 9мая мы всей семьёй ходим на «Бессмертный Полк», я очень благодарна деду за счастье жить в мирное время!



Выступление Михайловой Елены. (Слайд 8)

Павлов Иван Павлович родился в деревне Большое Князь-Теняково Чебоксарского района 30 сентября 1925 г. в многодетной крестьянской семье (10 детей). Начальную школу закончил в родной деревне, а с 5-го по 7-ой классы учился в Толиковской школе. После окончания 7-ми классов работал пекарем два года в пекарне на левом берегу Волги.

Из воспоминаний Ивана Павловича: «В 1941 г. по вызову военкомата Чебоксарского района учился один месяц военному делу, т.е. прошел курсы младших сержантов; после этого обучал призывников в деревне Чемурша один год. Из родной деревни Большое Князь-Теняково всех мужчин и женщин забрали рыть окопы в сторону Ядрина, зима была очень суровая, холодная, что даже у лошадей от мороза шла кровь из ноздрей, там работали всю зиму, в деревне никого не осталось.

В армию забрали в 1943 году 10 января в Ивановскую область город Шуя, там обучали 6 месяцев военному делу и отправили на фронт под Харьков. Командовал отделением пехоты военно-десантных войск в звании старшины. На 3 месяца отправлен был в Яспольское училище город Клуж в Трансельване на учебу командиров взводов, но звание не присвоили из-за того, что отправили на войну. Победу встретил в Венгрии (г.Клужвар), целый год служил в Венгрии, охраняя от бандеровцев. Передислоцировали в Советский Союз в г. Кемь, жили в землянках, многие болели цингой. Служил в Петрозаводске в 96-ой отдельной роте контрразведки командиром отделения. После роспуска 96-ой отдельной роты - помощник командира взвода по охране Беломорского военного округа. Демобилизовался в Чувашию в 1950 г.».

После демобилизации Иван Павлович работал в Чебоксарской типографии, затем бригадиром в полеводстве, потом заместителем председателя колхоза. По инициативе Ивана Павловича был организован фруктовый сад на 14 га, выращивали яблони, груши, малину, смородину, там же была пасека. В 1979 году из-за сильных морозов сад погиб. Со своей супругой вырастили и воспитали 6 детей. Сейчас 12 внуков, 4 правнука. Награжден орденом Отечественной войны, медалью «За отвагу», медалью «За боевые заслуги», другими юбилейными медалями.



Выступление Лазаревой Марии. (Слайд 9)

Великая Отечественная война лично не коснулась нашей семьи. Прадедушки и прабабушки были маленькими и не участвовали в войне. А среди нашей родни есть участники этой жестокой войны. И сегодня хочу рассказать про одну из них.

Ее зовут Никифорова Мария Николаевна. Она жена двоюродного брата моей прабабушки Долговой Ксении Филипповны Александра Никифорова. Он также был участником войны. Умер 31 декабря 1982 года.

Тетя Маюк, так ее называют близкие и родные, родилась 26 ноября 1922 года в селе Чувашские Сугуты Батыревского района Чувашской Республики. Мария Николаевна окончила школу с отличием. К началу войны ей уже исполнилось 18 лет, и поэтому ее призвали в 1941 году, с самого начала войны.

После завершения обучения в школе связистов Никифорова М.Н. была отправлена на фронт. Она служила в разных местах, куда ее направляли. С октября 1943 года Мария Николаевна была в составе 101 войскового объединения связи ВТОРОГО УКРАИНСКОГО ФРОНТА. Дослужилась до звания ефрейтора-связиста и была назначена командиром ефрейторского полка.













В составе Второго Украинского Фронта Мария Николаевна участвовала в освобождении Украины, Молдавии и Румынии. Великую победу она встретила в фашистской Германии.

Никифорова Мария Николаевна домой вернулась в июне 1945 года. Она награждена различными медалями и орденами.

На сегодня тете Маюк 97 лет. У нее 6 детей, 14 внуков и 14 правнуков.Она желает всем мирного неба, и чтобы не было войны, так как это самое страшное в жизни людей.















Выступление Кутузова Ярослава. (Слайд 10)


Мой прадедушка, Чеченешкин Дмитрий Терентьевич, родился в 1915 году, в деревне Липовке, Красночетайского района, Чувашской АССР.


В 1940 году он женился на моей прабабушке, Чеченешкиной (Храмовой) Антонине Ефимовне (1915 г.р.) А уже 05.06.1941 г. ушел на фронт.

Воевал в 450 стрелковом полку 265 стрелковой дивизии.


01 сентября 1941 г. получил тяжелое ранение (фактически потерял одно легкое). В госпитале пролежал до 21 декабря 1941 г.

Война его сделала инвалидом в 26 лет. После войны работал счетоводом в колхозе. Умер в 1991 году, прожив 75 лет.


Война его сделала инвалидом в 26 лет. После войны работал счетоводом в колхозе. Умер в 1991 году,прожив75лет.
Я горжусь своим прадедушкой. Он мой герой!


4. Почтение памяти павших минутой молчания. (Слайд 11)

– Путь к великой победе был трудным, но героическим. Навсегда останутся в памяти людей даты 22 июня 1941г. и 9 мая 1945г. Пожалуй, в каждой семье нашей страны есть родственники - мужчины и женщины, которые воевали. Непобедимой силой всех людей была огромная любовь к Родине. Героически сражались и защищали свою любимую страну все народы нашей Родины и на фронте, и в тылу. Много погибло бойцов в боях за города, сёла.

Люди чтят память о погибших. В городах и сёлах сооружают памятники, у их подножия всегда горит вечный огонь как память о пролитой крови наших солдат. У нас в Чебоксарах тоже есть такой памятник.

- Вы были у этого памятника? Возлагали цветы к его подножию?

- Ребята, я предлагаю почтить память павших в боях минутой молчания.

Метроном. Запись видео вечного огня.


5. Декламирование стихов детьми о ВОВ.

-  22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом. Для нас война - это история. Сейчас о славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы послушаем стихотворения, которые прочитаю наши ученики.

Миклай Казаков : «Началась война», читает Морозова Ника

22 июня 1941 года
«Началась война…» –
В сердца вонзилось
Страшною отравленной стрелой.
И на свете
Всё переменилось.
И тревога
Встала
Над страной.
Эта весть
Собой закрыла солнце,
Словно туча чёрная в грозу.
Нивы
Вдруг пожухли,
Колокольцы
Вздрогнули
В разбуженном лесу.
Эта весть
Ударила, как бомба.
Гнев народа
Поднялся волной.
В этот день
Мы поклялись до гроба
Воевать
С проклятою войной.
В этот день
Ты верным стал солдатом,
И тебе,
Прошедший бой солдат,
Люди
За победу в сорок пятом
От души
Спасибо говорят.


-  Нет в России семьи, которую война обошла стороной.

Иван Слепнёв «Горе войны», читает Лановенко Артём.

Затрещали бинты и ремни,

донеслось замешательство гула…

Подошло ко мне горе войны

и ревниво в глаза заглянуло.

Из-под нервных обугленных век

полыхнуло смертельное море:

— Не боишься меня, человек,

не забыл ты военного горя?!

У суровых солдатских могил

я, подкошенный, стал на колени.

Нет, война, ничего не забыл,

ты пылаешь в моем поколенье!..

И тревоги и тайны полна,

не подвластна случайному зову.

Но тебя не боюсь я, война,

проходи подобру-поздорову.


- Женщина и война. Женщины отгремевшей войны... Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Они спасали своих мужей, сыновей не только трудом на фабриках и заводах в тылу, но и прежде всего своей любовью, своим ожиданием и верой, что их любые вернутся. Жить им вечно — в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.

Андрей Дементьев «Баллада о матери», читает Павлов Никита

Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она все продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она…
Много лет, как кончилась война,
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мертвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село
Мальчиков безусых не пришло.
Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино и стар, и мал,
Кто познал войну и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг
И пронесся материнский крик.
Алексей, Алешенька, сынок
Словно сын ее услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой,
Встала мать прикрыть его собой.
Все боялась — вдруг он упадет,
Но сквозь годы мчался сын вперед.
Алексей, кричали земляки,
Алексей, просили, добеги.
Кадр сменился, сын остался жить,
Просит мать о сыне повторить
И в атаку снова он бежит
Жив, здоров, не ранен, не убит.
Алексей, Алешенька, сынок
Словно сын ее услышать мог.
Дома все ей чудилось кино,
Все ждала вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын ее с войны…


-  Дети и война – понятия несовместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством.  Они рано и быстро взрослели…

Людмила Миланич « Война», читает Краснова Милана

В классе очень холодно,
На перо дышу,
Опускаю голову
И пишу, пишу.
Первое склонение —
Женский род на «а»,
Сразу, без сомнения,
Вывожу — «война».
Что всего существенней
Нынче для страны?
В падеже родительном:
Нет — чего?— «войны».
А за словом воющим —
Мама умерла...
И далекий бой еще,
Чтобы я жила.
Шлю «войне» проклятия,
Помню лишь «войну»...
Может, для примера мне
Выбрать «тишину»?
Но «войною» меряем
Нынче жизнь и смерть,
Получу «отлично» я —
Это тоже месть...
О «войне» тот горестный,
Гордый тот урок,
И его запомнила
Я на вечный срок.


- Страшное слово ВОЙНА: оно разрушает и убивает то, что называется жизнью, миром, детством…Сколько детских жизней она унесла  в первый, второй и все последующие страшные дни этой поистине ужасной катастрофы…  Многие из этих детей были ещё в маленькой колыбельке, другие на руках у матерей, третьи сидели за школьными партами. Никто не знал, сколько она будет продолжаться, сколько унесёт с собой жизней людей и когда закончатся эти дни и годы, которые им предстояло пережить…

С.Я. Маршак «Мальчик из села Поповки», читает  Кондратьева Саша
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок –
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы –
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.


-  Долгожданная Победа наступила! Ее ждали долгих 4 года. 1418 дней! День Победы мы празднуем каждый год 9 мая. Но все меньше рядом с нами людей, прошедших великую Отечественную войну. Но мы помним их. Мы благодарны им за нашу свободу, за их великий подвиг.

Виктор Туров «Дедушкин портрет», читает Линьков Стас

Бабушка надела ордена
И сейчас красивая такая!
День Победы празднует она,
О войне великой вспоминая.
Грустное у бабушки лицо.
На столе солдатский треугольник.
Дедушкино с фронта письмецо
Ей читать и нынче очень больно.
Смотрим мы на дедушкин портрет
И разводим ручками с братишкой:
- Ну какой, какой же это дед?
Он же ведь совсем ещё мальчишка!

-  Есть много важных слов на свете - Мама, Родина, счастье. А есть еще важное слово - МИР! Не хватит слов, чтобы описать то, насколько каждый из ныне живущих обязан нашим героям, героям Великой Отечественной войны. Сколько тепла и уважения хотелось бы отдать нашим ветеранам.

Учитель: Пусть навек исчезнут войны,
Чтобы дети всей земли
Дома спать могли спокойно,
Танцевать и петь могли,
Чтобы солнце улыбалось,
В окнах светлых отражалось
И сияло над землёй
Людям всем
И нам с тобой!


6. Групповая работа. Синквейн на тему «Война».

- А сейчас, ребята, прослушав всю информацию о войне, напишите на эту тему синквейн.

Работы детей:

- Молодцы, замечательно поработали!


7. Заключительное слово. (Слайд 12)

-  Есть много важных слов на свете - Мама, Родина, счастье. А есть еще важное слово - МИР! Не хватит слов, чтобы описать то, насколько каждый из ныне живущих обязан нашим героям, героям Великой Отечественной войны. Сколько тепла и уважения хотелось бы отдать нашим ветеранам.


Учитель: Пусть навек исчезнут войны,
Чтобы дети всей земли
Дома спать могли спокойно,
Танцевать и петь могли,
Чтобы солнце улыбалось,
В окнах светлых отражалось
И сияло над землёй
Людям всем
И нам с тобой!



Используемая литература:

1. «Стихи и песни о войне 1941-1945г.г.», Издательство: «Эксмо», 2015 г.

2. Документы и фотографии из личного архива родителей учеников 3а класса МБОУ «СОШ №3».



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!