СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеурочного занятия "Христианские святыни, отражающие духовноисторический выбор России. Храм Христа Спасителя"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая рвзработка

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеурочного занятия "Христианские святыни, отражающие духовноисторический выбор России. Храм Христа Спасителя"»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ТЕМЕ:

«Доброделание. Нравственные ценности в жизни человека»

Подтема:

«Христианские святыни, отражающие духовно-исторический выбор России. Храм Христа Спасителя»




«России быть и снова возродиться
Её великим праведным делам!
Залог тому – поднявшийся в столице
Христа Спасителя величественный Храм!» (Владимир Тяптин)





Автор: Кулькова Ираида Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ-ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ №4

























«России быть и снова возродиться
Её великим праведным делам!
Залог тому – поднявшийся в столице
Христа Спасителя величественный Храм!» (Владимир Тяптин)





Цель: познакомить обучающихся с историей строительства Храма Христа Спасителя, его архитектурными особенностями и связанными с Храмом событиями.

Задачи: Познакомить учащихся с внешним видом и устройством православного храма. Развивать интерес к знаниям о храме, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Формируемые УУД:

- личностные: умение соотносить события с принятыми этическими принципами;

- познавательные: формулирование познавательной цели; умение работать

с информацией;

- коммуникативные: умение слушать, работать в парах и группах.


Форма проведения: виртуальная экскурсия.


Подготовительная работа: подготовить 6 учеников-экскурсоводов, распределить материалы выступлений.


Оформление: иллюстративный материал (репродукции, фотографии, портреты персоналий), презентация


План

1.Вступительное слово.

2.Виртуальная экскурсия.

2.1Как был построен храм?

2.2 История разрушения.

2.3 Возрождение храма.

3.Закрепление. Интерактивная викторина.

4.Рефлексия.

Ход внеурочного занятия

I. Вступительное слово

У ч и т е л ь . Ребята, все вы знаете о семи чудесах света. Это самые великие сооружения древнего мира, в числе которых египетские пирамиды, статуя Зевса, храм Артемиды. Представьте себе, что вас попросили составить список семи чудес России.

По каким признакам вы бы отбирали российские достопримечательности?

Примерные ответы детей:

Древность, масштабность, грандиозность сооружения.

Важность для истории, для государства.

Различные чудесные истории, связанные с этим памятником.

Ценность для веры, религии народа.

То, насколько этот памятник известен за границей.

Сколько туристов привлекает к себе этот памятник


У ч и т е л ь . Какие памятники вы бы включили в число семи чудес России? (Дети отвечают.)

Долгое время наш народ был оторван от своей истории и культуры. Огромное количество памятников было стерто с лица земли. Но они сохранились в фотографиях, картинах, в литературных описаниях.

По всей России сейчас восстанавливаются десятки тысяч памятников. Многие из них можно смело включить в состав семи чудес России. Об одном из таких чудес мы узнаем сегодня в ходе виртуальной (воображаемой) экскурсии. Цель нашего маршрута - Москва, храм Христа Спасителя. Передаю слово экскурсоводам.

II. Виртуальная экскурсия

Как был построен храм?

Э к с к у р с о в о д 1. Храм Христа Спасителя был построен по проекту архитектора Константина Тона в благодарность за спасение России от наполеоновского нашествия.

Э к с к у р с о в о д 2. Храм Христа Спасителя - это храм-памятник. Он возведен в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Это монументальное сооружение возводилось в течение 44 лет и было завершено в 1883 г.

Э к с к у р с о в о д 1. Храм Христа Спасителя является самым большим собором Русской православной церкви. В нем могут поместиться 10 000 человек. Сверху храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной.

Э к с к у р с о в о д 2. Высота храма с куполом и крестом составляет 103 м (на 1,5 м выше, чем Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге)

Э к с к у р с о в о д 1. Диаметр главного купола равен 29,87 м. Толщина наружных стен здания равна была 3,2 м, внутренних - 1,4 м.

Э к с к у р с о в о д 2. Роспись внутри храма занимает около 22 000 м

2, из которых около 9000 м2позолочены.

Э к с к у р с о в о д 1. Как Исаакиевский собор называют музеем минералов, так и храм Христа Спасителя можно назвать таким музеем: для пола и стен, где не было росписей, использовались темнозеленый лабрадор, добываемый в Киевской губернии, шокинский порфир, добываемый в Олонецкой губернии, и итальянский мрамор пяти сортов. 12 колонн из полудрагоценного камня яшмы украшали порталы храма.

Э к с к у р с о в о д 2. Над росписью стен работали знаменитые живописцы: Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Верещагин и другие известные художники.

Э к с к у р с о в о д 1. Сразу же после освящения, в 1883 г., храм Христа Спасителя стал центром культурной жизни Москвы. Тут исполнялись произведения П.И. Чайковского, выступал знаменитый бас Федор Шаляпин. В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи.

Э к с к у р с о в о д 2.В1912г. в сквере возле храма соорудили памятник Александру III - произведение профессора архитектуры А.Н. Померанцева и скульптора А.М. Опекушина.


История разрушения

Э к с к у р с о в о д 3. После революции началось оголтелое наступление на религию. По всей стране закрывались и разрушались храмы, церковное имущество разграблялось, уничтожались святыни.

Священников расстреливали, ссылали. Во время показательных мероприятий

сжигали на кострах церковные книги, иконы, утварь. Безбожным большевистским властям не давал покоя грандиозный храм в центре столицы. Это колоссальное сооружение всем напоминало о величии Бога и о ничтожестве земных вождей.

Поэтому храм Христа Спасителя было решено уничтожить. На его месте

большевики планировали возвести свой храм - Дворец Советов, который должен был стать памятником Ленину.

По замыслу авторов, им должна была стать гигантская «вавилонская башня»,

увенчанная колоссальной статуей Ленина - все вместе высотой 415 м! Это было бы самое высокое сооружение в мире.

Э к с к у р с о в о д 4. С такими грандиозными планами большевики приступили к разборке храма Христа Спасителя. Но работа продвигалась медленно. И тогда храм просто взорвали. На месте великолепного памятника осталась груда обломков.

Разбирать эти обломки москвичам пришлось полтора года!

Мрамором из храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», скамейки украсили станцию «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 г. раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий... Многие годы после взрыва на месте величественного храма зияла чудовищная яма. Потом ее залили водой, и появился бассейн «Москва» как памятник поруганию и забвению отечественной славы и культуры. Тогда в Москве и появилась поговорка: «Сперва был храм, потом - хлам, а теперь - срам». И все же уничтоженный в 1931 г. храм продолжал жить - в фотографиях, картинах, книгах, в сердцах православный русских людей. Реквием по разрушенному храму

Э к с к у р с о в о д 5. Разрушение храма Христа Спасителя многие русские люди восприняли как личную трагедию. Для них это было символом разрушения и погибели России. Об этом говорится и в стихотворении, которое написал Николай Арнольд, потомок писателя Сергея Аксакова. Он прожил долгую жизнь, скончался в Москве в 1969 г. и не увидел возрожденного храма...

Храму Христа Спасителя в Москве

Прощай, хранитель русской славы - Великолепный Храм Христа,

Наш великан золотоглавый,

Что над столицею блистал.

По гениальной мысли Тона

Ты был в величии - простой.

Твоя гигантская корона

Горела солнцем над Москвой!

С тобой умолкли отголоски

Великого Бородина.

Исчезли мраморные доски

И с ними славных имена.

Кутузов и Барклай-де-Толли,

Граф Витгенштейн, Багратион...

Не мог сломить на бранном поле

Вас даже сам Наполеон.

Давыдов, Фигнер и Сеславин,

Тучков, Раевский, Богоут...


Кто вам по храбрости был равен?

Пускай подобных назовут!

Над этой гордостью московской

Трудилось много мастеров:

Нефф, Верещагин, Кочановский,

Толстой, Бруни и Васнецов.

Клодт, Семирадский, Ромазанов,

Маковский, Марков - это те,

Что расписали образами

Храм в несказанной красоте!

Мне жаль художников и зодчих

Сорокалетний славный труд,

И помириться мысль не хочет,

Что Храм Спасителя снесут.

Нет ничего для нас святого.

И разве это не позор,

Что шапка золота литого

Легла на плаху под топор?

Прощай, хранитель русской славы –

Великолепный Храм Христа,

Наш великан золотоглавый,

Что над столицею блистал.


Возрождение храма

Э к с к у р с о в о д 6. Русские люди сберегли память о храме Христа Спасителя в своих сердцах. В 90-х годах XX в. началось движение за восстановление храма. Большую роль в этом движении сыграли писатели В.Н. Крупин, В.Г. Распутин, В.А. Солоухин, скульптор В.П. Мокроусов, композитор Г.В. Свиридов. В возрождении храма участвовали десятки тысяч людей: сдавали деньги, выполняли различные работы, украшали храм. В ходе восстановления храма было много чудес, да и само возрождение этой святыни было чудом. В 2000 г. состоялось освящение храма. На

следующий день в храме состоялась торжественная канонизация Царской семьи. История храма Христа Спасителя протянулась на несколько столетий, в ней переплелись судьбы царей, православных священнослужителей, простых людей, жертвовавших на строительство святыни. И вот вознесся из небытия Великий Храм - главный храм русской православной церкви, храм-памятник, храм- мученик - храм Христа Спасителя.


Закрепление

Интерактивная викторина (работа в группах)

Вот и подошла к концу наша воображаемая экскурсия. Интерактивная викторина поможет проверить ваши полученные знания.

  1. Какой российский император принял решение о возведении храма Христа Спасителя?
    а) Александр I +
    б) Александр III
    в) Николай I
    г) Павел I

  2. В память какого события был заложен храм Христа Спасителя?
    а) борьбы с наполеоновским нашествием +
    б) присоединением Кавказа
    в) присоединение Украины

  3. Кто являлся архитектором нового проекта храма Христа Спасителя?
    а) К. Тон+
    б) В. Суриков
    в) О. Лапина
    г) В. Стасов

  4. В какой православный праздник состоялась служба в возрожденном храме Христа Спасителя?
    а) Вознесение Господне
    б) Рождество Христово+
    в) Пасха Христова
    г) Троица

  5. С каким торжественным днем совпало освящение храма Христа Спасителя?
    а) коронованием Александра III+
    б) коронованием Николая I
    в) назначением на должность патриарха Тихона

  6. В каком месте состоялась закладка Храма Христа Спасителя в 1832 году, проект которой был утвержден Николаем I?
    а) на берегу реки Москвы+
    б) на Воробьевых горах
    в) в Лужниках

  7. Какие художники трудились над росписью храма Спасителя?
    а) В. Суриков+
    б) Г. Семирадский +
    в) И. Крамской+
    г) В.П. Верещагин+

  8. Каков план архитектурной композиции храма Христа Спасителя?
    а) круг
    б) квадрат+
    в) крест
    г) прямоугольник

  9. Какие юбилеи и праздники проходили в храме Христа Спасителя?
    а) 500-летие смерти С. Радонежского+
    б) 100-летие победы в Отечественной войне 1812 года+
    в) 700-летие победы в Великой Отечественной войне 1945 года
    г) 2000-летие рождества Иисуса Христа+

  10. Замысел Наполеона в 1812 году?
    а) стереть с лица земли Россию
    б) подчинить себе Россию+
    в) разграбить Россию

  11. По какой причине власть большевиков сносила храмы и церкви в России?
    а) расширение улиц+
    б) строительства других более красивых храмов
    в) отречения от православной веры всей России
    г) строительством на их месте заводов и фабрик

  12. Какими «великими словами» называют храм Христа Спасителя?
    а) Храм-победитель
    б) Храм-памятник+
    в) Храм-мученик+
    г) Храм-богатырь+

  13. Символом чего является Храм-памятник Христа Спасителя?
    а) веры+
    б) надежды+
    в) любви+
    г) памяти +

  14. Какая народная мудрость легла в основу возрождения храма Христа Спасителя?
    а) «Бог злым не бывает»
    б) «Бог поругаем не бывает»+
    в) «Бог все нам прощает»


Заключительное слово

Как дерево не может жить без корней, так и народ не может существовать без своих истоков. Памятники истории и культуры - это то, что связывает нас с прошлым. Сохраняя, восстанавливая памятники, мы сохраняем и восстанавливаем прерванную связь поколений. Восстанавливаем свое национальное достоинство. Вот что сказал об этом русский писатель Владимир Солоухин: «Взрыв храма Христа Спасителя явился апогеем и символом разрушения и насилия, высшей степенью унижения русского народа, точно так же его возрождение на старом месте

явится возрождением, воскресением России».


Р е ф л е к с и я .

 Какие достопримечательности нашего края вы бы включили в число семи

чудес света? {Дети называют памятники истории и культуры.)

 Приходилось ли вам испытывать потрясение при встрече с памятником

отечественной истории и культуры? Была ли при этом гордость за свою

страну, свой народ? (Дети кратко отвечают.)

 Гордость за свою страну, осознание своего национального достоинства -

может быть, именно это и нужно учитывать тем, кто хочет составить список

семи чудес России? (Дети высказывают свои мнения.)



Литература

  1. Глушкова В.Г. Православные святыни Москвы. М.,2007.

  2. Горелова Н., Поникарова Н. Лики Москвы. Программа и учебные материалы по москвоведению для старшеклассников. М., 1995.

  3. Зодчие Москвы. XV – XIX вв.. М., 1981.

  4. История Москвы. Хрестоматия для учащихся старших классов. Т. III: Вторая столица Российской империи (конец XVII – начало ХХ в.) / Сост. Горинов М.М. М., 1997.

  5. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1996.

  6. Кравченко Т.Ю. Русские художники, скульпторы, архитекторы. М.,2007.

  7. Кулаков А.Е. История религий в России: методическое сопровождение. Лекции 1-4. М., 2010.

  8. Кулаков А.Е. История религий в России: методическое сопровождение. Лекции 5-8. М., 2010.

  9. По старой Москве. Переработанное издание М. и С.Сабашниковых. М.,1997.

  10. Православные храмы. Путешествие по святым местам. № 9. 2012. В.Трухачев. Храм Христа Спасителя (собор Рождества Христова). Москва.

  11. Храм Христа Спасителя в Москве: Составлено по книге М.С.Мостовского, издание 1918 г. М., 1993.















































Храму Христа Спасителя

Владимир Тяптин

О Храм Христа Спасителя, ты снова
Стоишь, поднявшись до былых высот!
Тебе моё восторженное слово,
Души моей восторженный полёт!

Как ты величествен и как прекрасен
В немыслимой для взора красоте
Златых крестов, и куполов, и башен,
Фигур, и стен в их снежной чистоте!

Как поднялась рука «творцов» лукавых
Взорвать тебя – святилище Христа,
Музей великой Бородинской славы,
Здесь созданного волею Творца?

Хвала ему и всем, кто волей Бога
Вновь подарил России этот Храм!
И пусть нас всех ведёт сюда дорога
К Божественным глаголящим устам!

России быть и снова возродиться
Её великим праведным делам!
Залог тому – поднявшийся в столице
Христа Спасителя величественный Храм!

(5 ноября 2002 г. Стихотворение вошло в книгу
"Верю в Россию" :Ижевск, "Проект", 2002)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!