СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеурочного занятия «Рождественская кукла Веничек благополучия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеурочного занятия «Рождественская кукла Веничек благополучия»»

Методическая разработка внеурочного занятия курса

«Куклы народного календаря» для 4-5 классов

Тема: «Рождественская кукла Веничек благополучия»


Цель: развитие интереса учащихся к истории и культуре русского народа через знакомство с праздничными традициями русского народа и русской тряпичной куклой.

Задачи занятия:

образовательная: познакомить учащихся с  рождественской куклой Веничек благополучия и  традициями ее использования;

воспитательная: прививать любовь к своей Родине через традиции и обычаи своего народа, приобщать к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей; воспитывать патриотические чувства;

развивающая: развивать нравственное восприятие, познавательный интерес детей к народному декоративно-прикладному творчеству, внимание, мелкую моторику рук.


Планируемые результаты:

  Предметные:

  • понимание роли народной куклы в жизни человека.

Метапредметные:

1.регулятивные УУД: уметь организовывать свое рабочее место; определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; высказывание своего мнения; адекватно оценить уровень своих знаний и умений; проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния;

2. познавательные УУД: расширять, углублять знания, развивать интеллектуальные способности; отвечать на простые и сложные вопросы учителя; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы; формулирование выводов  о результатах работы;

3. коммуникативные УУД:  умение слушать и слышать учителя и одноклассников; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события; оформлять свои мысли в устной с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; выстраивать доброжелательные отношения в коллективе; осуществлять взаимопомощь; приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками.

 4. личностные УУД: ценить и принимать следующие базовые ценности: добро, Родина, природа, семья; уважать свой народ, свою Родину; чувствовать прекрасное; развивать эстетические чувства на основе знакомства с народной культурой

Формы организации познавательной деятельности:  индивидуальная, групповая

Техническое оснащение урока: мультимедийный проектор.

Материалы для практической работы: пучки мочала длиной 35 см., красные натуральные нитки («ирис», тонкие шерстяные, х/б №10), кусок хлопчатобумажной красной ткани размером 20x8, тесьма.

Ход занятия

1. Организационно-подготовительный этап

- Ребята, добрый день!

Настроение у вас отличное?

А улыбки – дело привычное?

Пожелаем друг другу добра!

Наше занятие начать нам пора.


  1. Диагностический этап

- Ребята, на одном из предыдущих занятий мы с вами познакомились с зимними праздниками славян. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма и определить, какие праздничные события там показаны, и когда они происходят. (Просмотр фрагмента фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» 1961г. Режиссер А.Роу)


- Какие события показаны в фильме?

(Ответы учащихся: колядование, святки, святочные дни, Рождественские святки)

- А когда это происходило?

(Ответы учащихся: в дни в 6 января по 18 января, в дни от Рождества до Крещения)

- А почему название такое – СВЯТКИ?

(Ответы учащихся: в Рождественские святки люди поздравляют друг друга с рождением Бога младенца: «Христос родился – славьте!»).

- Что происходило в святочные дни?

(Ответы учащихся: песни, пляски, хороводы, святочные игрища, люди ходили друг к другу в гости, катались на санях, по дворам ходили толпы ряженых, пели песни, в которых славили хозяев, желали им доброго здоровья, богатого урожая, получали подарки)

(Слайд 2)


  1. Основной этап

Действительно, святки не обходились без святочных игр и затей. И ребятишки, и взрослые участвовали в этом. Любили они и загадки отгадывать. Попробуйте и вы отгадать загадки о зиме?

  1. Без рук, без глаз,

А рисовать умеет. (Мороз)


2. Белые пчёлы

На землю сели,

Пришёл огонь –

Их не стало. (Снег)

  1. Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица

Белокоса, белолица,

Как махнула рукавом –

Всё покрыла серебром. (Зимние месяцы и зима)


  1. Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Ветер, вьюга)


  1. Белая морковка зимой растёт. (Сосулька)


  1. Вырос лес,

Белый весь,

Пешком в него не войти,

На коне не въехать. (Морозный узор на окне)


  1. Странная звездочка

С неба упала,

Мне на ладошку легла –

И пропала! (Снежинка)


- Молодцы, ребята! Вы разгадали все загадки!

На прошлом уроке мы с вами изготовили куклу новогоднего праздника – куклу Козу. Но славяне изготавливали и Рождественские куклы. Как вы думаете, чем мы сегодня займемся на занятии? (Ответы учащихся: познакомимся с рождественскими куклами, будем изготавливать Рождественскую куклу)

- Все молодцы, вы правильно определили цели сегодняшнего урока. А тему я уточню вам чуть позже, хотя вы ее правильно определили, только вы не знаете, какую куклу мы начнем сегодня изготавливать.


4. Систематизированный этап

4.1. Познавательная информация учителя

- К Рождеству славяне изготавливали разные куклы: (Слайд 3)

Коляда, Окно Радости, (Слайд 4) Колокольчик, Кубышка денежная, (Слайд 5) белые Ангелы, (Слайд 6) Веничек благополучия. Мы с вами сегодня начнем работать над куклой Веничек благополучия.

(Демонстрация готовой куклы)

Так называется куколка в виде небольшого веничка из лыка, обвешанная мешочками, в которых хранятся разные крупы. Эту крупу на ночь высыпали в красном углу, считалось, что наутро она приобретет целительную силу. Утром крупу собирали в узелки (каждую по отдельности), их должно быть нечетное количество, и вешали  на куклу.

Кукла символична: длинная коса красного цвета символизирует здоровье тела и духа, красоту, а мешочки, наполненные разными зёрнами (пшеница, рожь, ячмень, овёс, гречиха, просо и рис и др.) - достаток и материальное благополучие. Считалось, чем больше мешочков на веничке, тем богаче семья. И каждый мешочек с зерном хранил желанное для семьи и дома:

(Слайд 7) - пшеница, рожь, ячмень, овес – символ достатка;

- гречка – плодородие;

- рис – солнечная энергия, счастье;

- просо – богатство;

- кукуруза – продолжение рода, сплоченность семьи;

- семечки подсолнуха - здоровье детей и солнечная энергия.

В косу куклы вплетали пожелания на наступающий год.

Хранили Веничек благополучия вдали от глаз посторонних людей, и только хозяйка знала, где он стоит. Крупу в узелках берегли на крайний случай, если кто-то из домашних серьезно заболел, то эти зерна добавляли ему в еду. А поскольку это Веничек, то хозяйка могла им скрытно от всех «выметать»  из дома все плохое.


4.2 Практическая работа «Изготовление Рождественской куклы Веничек благополучия» (Слайд 8)

- Для изготовления куклы нужно мочало (лыко), кусочки ткани, нитки, тесьма и разнообразная крупа (чем больше видов крупы, тем благополучнее будет грядущий год).

Сегодня мы не успеем изготовить куклу до конца, а постараемся подготовить основу куклы из мочала и заплести ей косу.

Все нужное для сегодняшней работы находится у вас на столах.

Но перед началом давайте вспомним правила техники безопасности. (Ответы учащихся: нельзя откусывать нитку зубами, ножницы класть сомкнутыми остриями от себя, убрать волосы, чтобы не мешали, сидеть прямо, убрать всё лишнее со стола)


Итак, начинаем! Перед вами лежат пучки мочала, красные нити, длинный узкий прямоугольник красной материи и тесьма - все это нам сегодня пригодится.

Учащиеся начинают изготовление куклы. Учитель осуществляет показ технологии изготовления, используя заготовки и готовую куклу, а также сопровождая пояснения слайдовой презентацией.


Технология изготовления Рождественской куклы Веничек благополучия

  1. (Слайд 9) Сначала сворачиваем мочало пополам, перевязываем красной нитью недалеко от сгиба, чтобы получилась «голова».

  2. Затем подворачиваем край красной ленты и оборачиваем ею голову куклы внахлест сзади.

  3. (Слайд10) Закрепляем красной нитью.

  4. Теперь разрываем ленту на три части от нижнего края и до головы куклы (вы помните, что при изготовлении кукол ножницами раньше не пользовались, кусочки ткани отрывались).

  5. (Слайд11) Заплетаем кукле косу и загадываем желания на будущий год.

  6. Повязываем вокруг головы красивую тесьму

  7. (Слайд12) Теперь нижнюю часть веничка из мочала делим на 7 частей и начинаем оборачивать их нитью, перекрещивая концы после каждой пряди. Постарайтесь разделить пряди так, чтобы они были примерно одинакового размера.

  8. (Слайд13) Как только вы дошли до края, разворачиваемся и оплетаем пряди еще два раза. У нас получится знаковое число – три. Помним, что при оплетении прядей мы тоже можем загадывать желания!

  9. Завязываем три узелка из нитки так, чтобы они оказались на спине.

На этом сегодня работу над куклой мы заканчиваем.


  1. Аналитический

- Давайте посмотрим, все ли у нас сегодня получилось.

Учащиеся оценивают свои работы. Учитель поощряет детей за работу, за помощь друг другу, за бережное отношение к традициям предков

  1. Рефлексивный

- Ребята давайте подведем итоги нашего занятия. Чему вы сегодня научились? Что нового интересного узнали? Что вызвало затруднения в работе? (Учащиеся отвечают на вопросы)


  1. Информационный

На следующем занятии мы с вами закончим наши куклы: соберем в семь узелков семь разных круп, закрепим их на веничке и завяжем красивую ленту на косе куклы.

(Слайд14) Я благодарю вас за работу! Вы сегодня молодцы!






Литература:

1.  Волкова Я.В. Детские куклы и обереги. –М: Хоббитека, 2019;

2. Дайн Г. Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М: Культура и традиции, 2007;

3. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб: Паритет, 2006;

4. Миронова О.В. Народная кукла. – Оренбург: Формат-М, 2017.



Интернет-ресурсы:

  1. https://ant-tata.livejournal.com/11036.html

  2. https://stranamasterov.ru/node/319471

  3. https://www.karakyli.ru/2018/07/01/zimnie-kalendarnye-kukly/

  4. https://dzen.ru/media/id/606a1f90f5ef8f6756a73afc/zimnie-narodnye-kalendarnye-kukly-61b3bb2a230f722b242c19f2

  5. https://ochumelkino.ucoz.ru/load/nashi_raboty/narodnye_oberegovye_kukly/venichek_blagopoluchija/66-1-0-567


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!