СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия"Берегите родную природу"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка занятия в детском объединении.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия"Берегите родную природу"»

«Берегите родную планету»

Любовь, бережное отношение к природе, ко всему живому нужно воспитывать у детей с самого раннего детства. Этим должны заниматься родители и педагоги.

Оформление зала:

  1. На стенах плакаты.

«Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля». К.Г.Паустовский.

«Человек, который понимает природу,- благороднее, чище». Л.М.Леонов.

«Человек должен украшать землю». М.А. Шолохов.

Школьники могут оформить стенды со своими рисунками об экологии родного края, выполнить поделки из природного материала.

В назначенное время школьники собираются в зале. Занавес открывается. С одной стороны с микрофоном стоят двое ведущих, с другой- руководитель кружка по экологии с большим глобусом в руках.

Звучит песня «Наш край» (сл. Пришельца, муз. Д.Кабалевского).

Руководитель: Дорогие друзья, давайте совершим небольшое путешествие по планете Земля и ее маленькой частице- нашему родному городу.

Как прекрасна во Вселенной наша Земля. Как планета она существует уже несколько миллиардов лет. И всего около двух миллионов лет назад на ней появился человек. Как же живется сегодня этой планете вместе с человеком, благодаря человеку? К сожалению, нелегко.

Посмотри вокруг: какой прекрасный, удивительный мир окружает нас- леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

1 ведущий: Если б на Земле высадились завоеватели из космоса, страны мира, конечно, нашли бы способ объединиться перед лицом общей опасности. К счастью, пришельцы пока не выходят за пределы телеэкранов.

2 ведущий: Но необходимость объединиться диктуется не менее серьезной угрозой- угрозой глобальной экологической катастрофы.

Руководитель: Глобальная экологическая катастрофа- это такое состояние географической среды на земле, когда жизнь на ней станет невозможна. Оглянитесь вокруг, посмотрите внимательно на нашу Землю, и вы увидите, что это- не фантазия, не вымысел. Страшные симптомы такой катастрофы уже есть. Что поражается прежде всего?

Звучит песня «Чистые пруды».

1 ведущий: Вода- живительная влага нашей планеты. Именно ей мы обязаны жизнью.

Чтец читает стихотворение А.Вознесенского «Озеро».

Я ночью проснулся

Мне кто-то сказал:

«Мертвое море- священный Байкал».

Я на себе почувствовал взор,

Будто я моря убийца и вор.

Слышу- не спит иркутянин во мгле.

Курит. И предок проснулся в земле.

Когда ты болеешь, все мы больны.

Байкал, ты хрустальная печень страны!

Плыл я на лодке краем Байкала.

Вечер посвечивал в полнакала.

Ну, неужели наука солгала

Над запрокинутым взором Байкала?

И неужели мы будем в истории-

«Эти, Байкал загубили которые?»

1 ведущий: Несмотря на поставленную ООН задачу обеспечить всех жителей чистой питьевой водой, около трети человечества не имеет таковой.

2 ведущий: Земля. По современным оценкам за всю историю своего существования человечество разрушило два миллиарда гектаров плодородных земель- это больше площади ныне обрабатываемых полей и пастбищ.

1 ведущий: Леса. Интенсивно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование.

2 ведущий: Возник целый ряд кризисных экологических зон- Сахельская зона опустынивания в Африке, уничтожение влажно- тропических лесов в Амазонии, Аральское море.

1 ведущий: Планета наша весьма загажена, но мы еще не осознали всей опасности жизни на огромной мусорной куче. Мы-то пока на ней кое-как живем, но смогут ли жить наши дети?

Руководитель: Те, кому небезразлична судьба Земли, пытаются помочь ей. 22 апреля 1994 г. Москва объявила Всемирным днем Земли. Во время сбора подписей россиян в защиту природы множество отрезков материи было пронесено по всей стране. Из этих кусков составили флаг Земли- драматический символ, призывающий людей относиться к природе ответственно. Это самый большой флаг, его площадь 660 м².

1 ведущий: Ученые нашей страны разработали «Экологический кодекс России». С одним из его разделов мы хотим Вас сегодня познакомить. Называется он «Нравственные принципы природопользования». (Ведущие и несколько учащихся спускаются в зал и раздают напечатанные на листках «Нравственные принципы природопользования»).


«Нравственные принципы природопользования».

Этика- это безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живому.

А. Швейцер

1.1. Природа- общий Дом всего человечества. Поддержание природы в благоприятном для жизнедеятельности состоянии- общенародная задача. Осознание этой задачи- показатель нравственной зрелости общества.

1.2. В мире все связано со всем. Природная среда, человек и общество составляют единую систему. Урон, наносимый отдельным видам животным и растений, угрожает существованию современной биосферы. Поэтому бездумное отношение к природе, разрушение природных систем- безнравственно.

1.3. Всякая жизнь уникальна, неповторима и самоценна. Осознание ответственности человека за все живое, благоговение перед жизнью- основа нравственного воспитания и поведения. Суть этики природопользования: относись к природе так, как желаешь, чтобы относились к тебе!

1.4. Целостность природы- гарантия существования человека как вида. Разрушая природу, мы причиняем ущерб не только самим себе, но и будущим поколениям, несем нравственную ответственность перед потомками за сохранение многообразия и богатства природного мира.

1.5. Культура народа и состояние природной среды взаимообусловлены. Нравственные отношения между людьми- необходимая предпосылка гуманного отношения к природе.

Руководитель: Друзья, вот эта планета (показывает глобус)- колыбель человечества, наш дом. И пусть он всегда будет чистым и уютным домом для людей, животных, птиц и растений!

2 ведущий: Я утверждаю: «Мир прекрасен. В накрапах Солнца, в буйстве трав. И я во всем с тобой согласен, моя Земля. Я так неправ.»

1 ведущий: Весна входит в наши края, властно будит природу. Разливаются реки, стряхивают зимний сон деревья, зеленеют почки, на полянах появляются первые травинки.

Звучит песня «Травы, травы» (муз. В.Шаинского, сл. И.Юшина). Чтец читает стихотворение К. Ваншенкина: «Весенняя природа».

2 ведущий: Последние дни апреля и первые майские- дни, которые ввергают нас в трепет, потому что для нашей планеты- это дни траура. 26 апреля 1986 г. в 1 час 27 мин. произошла чернобыльская катастрофа.

1 ведущий: Бьет колокол глухой,

Чуть слышный,

Дальний.

Я слушаю.

Я плачу,

И- молчу.

Чернобыльцев глаза печальны.

Ребята, не прощайтесь,

Не хочу.

(На сцену выносятся портреты с именами первых пожарных, погибших в Чернобыле).

2 ведущий: Давайте почтим память тех, кто первыми приняли на себя удар этой страшной экологической катастрофы, минутой молчания.

Минута молчания- все встают. После этого чтец читает стихотворение Н.Рачкова «О жизни- и только о ней»:

Четвертый реактор- он дьявольски вздрогнул раскатом.

Замрите, народы! Прощайте, друзья и семья…

Кто в пекло шагнул- как на дот, навалился их атом,

Чтоб вечно жила, чтобы вольно дышала Земля.

Кто в пекло шагнул, тот не думал о смерти и славе,

Он думал о жизни, о жизни,- и только о ней!

Поэтому вишни цветут окрылено в Державе,

И дети играют под солнечным пологом дней.

Ты черным платком свою голову горько покрыла,

Но ты устояла в чудовищном этом бою.

Я кровный твой брат, обопрись на меня, Украина.

Я все, что имею,- тебе в этот час отдаю.

Молчание давит, глядят сиротливо криницы,

Пустынны поля- это все наяву, а не сон.

Четвертый реактор- святые бесстрашные лица,

Им, нас защитившим, живым и погибшим- поклон.

Народную боль не заносят в учетные акты.

Мы атом сегодня в той схватке осилить смогли.

Пускай человечество, помнит четвертый реактор.

Но если забудет!..

1 ведущий: Беда коснулась и Белгородской области. В зону радиации попали Алексеевский, Ровенской, Красненский районы, а также несколько населенных пунктов Нового и Старого Оскола.

А сколько других областей пострадало…

Звучит запись голосов птиц. Слова ведущих произносятся на фоне этой записи.

1 ведущий: Тютчев писал, что природа «не слепок не бездушный лик, в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык».

2 ведущий: Для поэтов и композиторов природа всегда была неиссякаемым источником вдохновения.

Учащийся исполняет песню «Роща соловьиная» (муз. Д.Тухманова, сл. А.Поперечного).

1 ведущий: К сожалению, не всем дано любить природу, слышать ее язык, понимать и беречь.

2 ведущий: Многие считают, что разнообразие и численность животных и растений настолько велики, что уничтожить их все практически невозможно.

1 ведущий: Красная книга говорит об обратном. И, может быть, скоро перестанет куковать нам кукушка, не пропоет малиновка. Не будет всего того, во что с детства мы влюблены.

Учащийся исполняет песню «Малиновый звон» (муз. А.Морозова, сл. А.Поперечного).

Руководитель: Наша Земля тяжело и неизлечимо больна. Многие исследователи и ученые считают, что еще можно остановить течение болезни. И всего 30 лет отведено нам, чтобы изменить свое отношение к природе. Давайте посмотрим, как мы с вами в нашем городе и районе любим и охраняем свою родную природу. Все знают, что за здоровье Земли в ответе каждый город, каждый поселок, каждая семья и каждый человек.

Выключается свет, демонстрируются слайды с изображением природы того края, где живут учащиеся. Звучит песня «Родные места» (муз. Ю.Антонова, сл. М.Пляцковского).

Тем, кто решит провести такой урок у себя, советуем рассказать ребятам об экологической обстановке в их городе, поселке, о вредных предприятиях и мерах по оздоровлению природы родных мест. Можно пригласить специалистов комитета по охране природы, санэпидемиологической службы.

(Чтец читает стихотворение Людмилы Татьяничевой «Снег». Выходят ведущие).

У нас на территории Турков нет больших заводов и фабрик, но экология поселка тоже находится под угрозой. Много свалок отходов, идет вырубка леса, уничтожаются растения, занесенные в Красную книгу. Как сильно обмелела некогда судоходная река «Хопер». Все чаще рыбаки вылавливают рыб с мутацией. Сколько брошенных полей, за которыми не ведется должный уход.

2 ведущий: Лес- бесценная кладовая природы. Его еще называют «зеленым золотом». По лесистости наш район- в числе первых в области.

1 ведущий: На многих меловых кряжах нашли свое прибежище реликтовые сосны, а на песчаных отложениях- сосновые боры. Главной породой среднерусского леса является дуб.

2 ведущий: Но следы человеческого варварства по отношению к лесу видны повсюду. Вокруг Белгородского водохранилища- завалы погибших сосен. В Большетроицком лесу- кучи бытового мусора.

1 ведущий: Есть в селе Дмитриевка Шебекинского района- дуб долгожитель, которому 500 лет. Два других дуба- долгожителя на хуторе Фаховка засохли от небрежного отношения к ним. Гибнет наш Шебекинский парк- естественное чудо природы. А березы в городе и вокруг него постоянно роняют слезы.

(Учащийся читает стихотворение Г.Регистана «Люблю я лес».)

2 ведущий: Река Нежеголь- печальная картина нашего города. Порой вспененная от стиральных порошков, порой маслянистая от мытья автомашин, а порой просто захламленная любителями сбрасывать все в реку.

(Звучит песня «Река моя- судьба моя» муз. Ю.Саульского, сл. Л.Завальтока).

1 ведущий: Земля, что вынул экскаватор,

Лежала теплой,

Чуть дыша…

Заметил кто-то виновато:

«И в черном теле

Есть душа».

2 ведущий: Родная земля- самое великолепное, что нам дано для жизни.

1 ведущий: Сейчас мы созерцаем грустный облик изуродованной земли. Естественное плодородие иссякло от чрезмерной химизации. «Потрудились» и строители, и просто окрестные жители. Застроили или завалили мусором окрестные луга.

2 ведущий: И та Земля, что держит нас под плечи,

Измерь ее на север

И на запад,

Тебя забыла, нежность человечья,

Какая ты на ощупь

И на запах…

1 ведущий: И сердце вдруг смешалось, как ребенок,

И зарыдало горько,

До удушья,

Над кровною святыней,

Погребенной

Под грудою людского равнодушья.

(На сцену выходят учитель и учащиеся).

Руководитель: Земля… В этом коротком слове- история, труд, судьбы миллионов людей прошлых, настоящих и будущих поколений нашей планеты. Вся сила человека в Земле. Никто не мог победить легендарного Антея, пока он касался Земли, вливающей в него новые силы, но стоило только оторвать его от нее- и он погиб. Этот миф- завещание потомкам- хранить связь с Землей, беречь и охранять ее.

1-й чтец: Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях павелики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покосом,

Ласточку, мелькающую в жите.

2-й чтец: Берегите Землю!

Берегите

Чудо песен,

Городов и весей,

Мрак глубин и волю поднебесий.

3-й чтец: Старости последнюю отраду,

Женщину, бегущую к детсаду,

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу,-

Всех судеб связующие нити!

4-й чтец: Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы.

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу,-

Всех судеб связующие нити!

5-й чтец: Берегите Землю!

Берегите

Времени крутые повороты.

Радость вдохновенья и работы,

Древнего родства живые свойства.

Дерево надежд и беспокойства.

Откровение земли и неба,

Сладость жизни, молока и хлеба.

6-й чтец: Берегите доброту и жалость,

Чтоб она за слабого сражалась.

Берегите будущего ради

Это слово из моей тетради.

Все дарю!

И все от вас приемлю!

Только берегите

Эту Землю!

Руководитель: В самый трудный,

В последний свой час

Не забуду

Благодарно сказать:

«Я жила на Земле».

Звучит запись песни «Багульник» (муз. В.Шаинского, сл. И.Морозова).




Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»







Сценарий открытого занятия

в детском творческом объединении «Истоки»


«Берегите нашу планету Земля!»




Автор: Ярославцева Ольга Владимировна

Педагог дополнительного образования



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!