Методическая разработка занятия по кружку «Школа здоровья» в рамках ФГОС (внеурочная деятельность, 2 класс)
Автор разработки занятия: Скакунова Елена Николаевна, учитель начальных классов, МБОУСОШ №10, п. Ерик, Апшеронский район.
Внеклассное занятие.
Тема: "Хорошие зубы – залог здоровья!"
Цели:
Углубить знания учащихся о важном органе пищеварения - зубах; убедить учащихся в необходимости беречь зубы; дать детям советы по уходу за зубами.
Познакомить детей со строением зубов и их значением в жизни организма, распределением зубов по челюсти; изучить правила ухода за зубами и убедить детей в необходимости выполнения этих правил; прививать навыки личной гигиены; воспитывать у детей веру в себя, убеждение, что при выполнении гигиенических правил и тренировок каждый может стать здоровым, сильным, выносливым.
Оборудование:
Предметы для ухода за зубами: зубные щетки, зубочистки, зубная паста, зубной порошок и др.;
Схемы: "Разрез зуба", "Как чистить зубы", "Давайте посчитаем наши зубы", "Так растет зуб", "Стадии разрушения зубов", "Это полезно, это вредно"; зеркальца, карточки для учащихся; плакаты: "Если зубы вдруг могли бы говорить, то они б нас тут же начали учить: ты нас чисти, чисти, чисти, чисти, не спеши, и снаружи, и внутри нас почеши", "Здоровые зубы – здоровью любы!".
Ход занятия.
Учитель: Отгадайте загадку, и вы узнаете о чем мы будем с вами говорить на урока.
Тридцать два веселых друга,
Уцепившись друг за друга,
Вверх и вниз несутся в спешке,
Хлеб грызут, грызут орешки.
Дети: Зубы.
Учитель:
Сегодня на уроке мы поговорим о зубах, от чего они разрушаются и как за ними ухаживать.
У всех существ на земле есть зубы, будь то челок, корова, лошадь, собака, кошка или мышка, - но у всех них имеются именно такие зубы, которые лучше всего соответствуют и образу жизни, способу питания и характеру вообще.
А что вы знаете о зубах? Какую важную работу выполняют зубы?
Дети: Они измельчают пищу.
Без зубов невозможно нормальное пищеварение. Пища зубами размельчается, разжевывается. Зубы способствуют ясному произношению звуков, они украшают лицо.
(Презентация, слайд №1)
Учитель: Посмотрите в зеркало и посчитайте, сколько у вас зубов?
Дети: (ответы детей).
Учитель: Одинаковую ли форму имеют ваши зубы?
Дети: Нет.
Учитель: У взрослого человека 32 зуба: 16 - на верхней челюсти, 16 - на нижней. Они имеют разную форму, так как выполняют разную работу.
Какую же работу выполняют зубы?
Спереди красуются восемь острых резцов. Ими мы легко перегрызаем морковку или репку.
За ними - четыре крепких клыка. Они помогают нам откусить кусочек чего-нибудь твердого или вязкого.
А позади - восемь и двенадцать больших коренных зубов. Их задача - перетирать пищу.
Учитель вывешивает таблицу "Строение зуба".
Учитель: Зубы - самые твердые части нашего организма. Белая часть зуба называется коронкой. Остальная часть - спрятана в десне. Эта часть называется корнем. Корень прочно удерживает зуб в челюсти.
Сверху зубы покрыты белым прочным блестящим веществом - эмалью.
Под эмалью находится желтая часть зуба, более мягкая, чем эмаль - дентин. Вот его-то и высверливает острым бором доктор, когда в эмали появляется трещинка и нужно закрыть дырочку пломбой из особо твердого цемента.
Внутри зуба спрятана мягкая пульпа. А ней проложены нервы и кровеносные сосуды, питающие зуб так же, как все остальные части тела. Благодаря нервам зуб чувствует тепло и холод.
-Давайте повторим то, что вы сейчас узнали о строении зуба. Выполним задание и ответим на вопросы, предложенные вам на карточке 1.
Кар точка 1
Здоровый зуб
Чтобы осмотреть зубы во рту, возьмите зеркало. Белая часть зуба называется коронкой. Остальная часть зуба спрятана в десне. Эта часть называется корнем. Корень прочно удерживает зуб в челюсти.
Вот как выглядит зуб изнутри
Коронка
Корень
Дентин
Эмаль
Пульпа
Вопросы
Смотрите на картинку. Это поможет вам заполнить пропуски в предложениях.
1.Белая часть зуба называется ___________________
2.Остальная часть зуба спрятана в____________________
3._______________________прочно удерживает зуб в челюсти.
4.______________________ очень твердая и защищает зуб.
5.В пульпе находятся кровеносные сосуды и_________________
6. Закрасьте дентин желтым. Закрасьте пульпу красным.
Учитель:
(Презентация ,слайд №2)
У детей всего-навсего 20 зубов. Да и те молочные. И появляются (прорезаются) далеко не сразу. Примерно в 6 месяцев у детей появляются первые молочные зубы, которые к 12 годам выпадут, а вместо них вырастут новые, постоянные. Поэтому раз в жизни каждый человек меняет свои зубы на новые. Отчего же выпадают молочные зубы?
Учитель вывешивает на доску схему "Так растет зуб". Дети по ней отвечают.
Так растет зуб
Учитель: Все первые зубы у детей называются молочными. Каждый такой зуб располагается сверху над своим собратом, который зовется постоянным.
- Сначала взрослый или постоянный зуб совсем маленький. Но проходит время, и он начинает расти. А потом выталкивает своего молочного собрата наружу. Поэтому, когда молочные зубы сменяются на постоянные, мы должны особенно заботливо к ним относиться - больше своих новых зубов у нас не будет.
Учитель вывешивает схему "Стадии разрушения зубов".
(Презентация, слайд №3)
Учитель: Почему и зачем нужно ходить к зубному врачу?
Дети: Если у тебя в зубе появилась дырочка, а ты не торопишься пойти к врачу и запломбировать это крохотное отверстие, ты сам гостеприимно предоставляешь удобную квартирку микробам. Даже в самом маленьком дупле, где скапливаются крошки пищи, могут разместиться миллионы микробов.
Так болит зуб.
Учитель: А как называется это заболевание?
Дети: Кариес.
Учитель: Как называют врача, который лечит зубы?
Дети: Стоматолог.
Учитель:
Кариес - разрушение зуба с образованием полости (дырки). Раньше эту болезнь зубов называли костоедой, потому что происходит постоянное разрушение, как бы поедание зуба.
Кариес - это болезнь цивилизации, болезнь нашего времени. Если в сельской местности люди много работают на свежем воздухе, едят свежие фрукты и овощи, то в рационе горожан преобладает пища мягкая, которую не нужно долго пережевывать, бедная витаминами и минеральными соединения фтора и кальция, так необходимыми организму для построения зубной ткани.
Инсценирование сказки.
Группа учащихся инсценируют сказку
Выходит ребенок переодетый врачом – стоматологом.
Стоматолог:
Если начать лечение зуба своевременно, то будет совсем не больно. (Ребенок показывает на рис 1.) А тут придется немножечко потерпеть. (Показывает на рис. 2.) Будет больно. Соберись с духом. Терпи. Вылечить зуб необходимо, а то можно его совсем потерять. (Показывает на рис. 3.)
А без зубов скверно: и пищу пережевывать плохо, и разговаривать трудно, да и улыбка малопривлекательная. И даже, если зубы не болят, то все равно их нужно показывать врачу, он может заметить самое начало заболевания зуба?
Всем известно, что сахар, кондитерские изделия вредны для зубов. И это действительно так. Конечно, совсем отказываться от сладкого не нужно. Просто есть сладости нужно в небольших количествах во время основного приема пищи.
А еще: не грызите орехи, сахар, твердые конфеты.
Теперь я проведу с вами игру: "Это полезно, это вредно".
Выберите для зубов те продукты, которые для них полезны.
Учитель вывешивает на доску таблицу, на которой изображены морковь, конфеты, орехи, яблоко, торт, рыба, мороженое, молоко, капуста, шоколад, сыр, репа...
Дети перечисляют полезные для зубов продукты.
Доктор: А почему эти продукты полезны для зубов?
Дети: Они богаты витаминами и укрепляют зубы.
(презентация, слайд №4)
Необходимые меры в борьбе с кариесом - это гигиена, рациональное питание - с ограничением сахара и, конечно, здоровый образ жизни: постоянное соблюдение режима дня, достаточное пребывание на свежем воздухе, регулярные занятия физкультурой. Кроме того, один-два раза в год необходимо обязательно побывать у стоматолога.
Лечение зуба практически безболезненно, если кариес только начинается. Поэтому при малейших признаках кариеса обращайтесь к стоматологу.
Ученик (читает стихотворение «Плачет Зайка»).
Плачет Зайка: ноют зубы.
Чистить зубы он не любит
Ни снаружи, ни внутри -
Разболелись сразу три!
Вот сверло жужжит от злости,
Зуб сверлит, ругает злостно:
3-зубы чис-с-стить ты не л-л-любишь,
Вот со мной и стал з-знак-к-ком!
Чис-сти з-зуб-бы,
Чис-сти з-зуб-бы!
Пор-р-рош-ком,
Пор-р-рош-ком!!!
(презентация, слайд №5)
Стоматолог:
Итак, я расскажу подробнее о том, как правильно ухаживать за зубами.
Зубы надо чистить не менее 2 раз в день: утром после завтрака. И вечером после ужина, на ночь. После каждого приема пищи нужно полоскать рот.
А что же нам нужно для чистки зубов? (Ответы учащихся.)
Очень важно правильно подобрать зубную щетку и пасту.
Щетка должна быть с искусственной щетиной и лучше использовать щетку средней жесткости. Менять зубную щетку надо через три – четыре месяца.
Зубпые пасты бывают двух типов : гигиенические и лечебно-
профилактические. Гигиенические пасты освежают, дезодорируют
полость рта.
Какие зубные пасты вы знаете и пользуетесь ими?
Дети: "Блендомед", "Силодент", "Колгейт", "Маклинз", "Аквафреш".
(презентация, слайд №6)
Так мы чистим зубы.
А сейчас у нас практическое задание. Мы все попробуем почистить зубки. Научим Зайчонка чистить зубки (учащиеся показывают Зайчонку как нужно чистить зубки).
Учитель: Чистить зубы надо два раза в день - утром и перед сном, после еды всегда полоскать рот теплой водой. У каждого человека должна быть своя щетка. Щетка не только чистит зубы, но делает массаж.
Верхние зубы нужно чистить движениями сверху вниз, нижние - снизу вверх. Чистить зубы надо не только с наружной, но и с внутренней стороны. Жевательную поверхность зубов лучше чистить круговыми движениями. В заключение зубы смыкаются, и весь зубной ряд чистится круговыми движениями. Чтобы хорошо почистить зубы, требуется не менее трех минут. Пользоваться нужно только своей зубной щеткой и следить, чтобы она
была всегда чистой. Повторим на макете.
Учитель показывает макет "Челюсти"
Дети повторяют, как нужно чистить зубы.
Учитель: Ну что Зайчонок ты теперь запомнил, как нужно чистить зубки?
Зайчонок: Да, теперь я всегда буду чистить зубки, и болеть они у меня больше не будут.
Учитель: Народная мудрость гласит: "Здоровые зубы - здоровью любы". Объясните смысл этой пословицы.
(Ответы детей.)
Как сохранить здоровые зубы?
Дети: Нужно чистить зубы два раза в день. Пользоваться пастой с флористатом. Ходить к стоматологу. Поменьше есть сладостей.
Больше есть фруктов и овощей.
Итог занятия. Вывод.
Учитель: Я здоровье берегу - сам себе я помогу.
Помните, ваше здоровье и здоровье ваших зубов – в ваших руках!
Давайте выясним: чем вы можете себе помочь? Сколько раз в день нужно чистить зубы? (ответы детей)
Учитель: А теперь проверьте себя. Возьмите карточку 2 и выберите нужные ответы.
Проверь себя
Карточка 2
Что ты делаешь для того, чтобы твои зубы были здоровыми? Выбери нужные ответы.
О Никогда не чищу зубы.
О Чищу зубы два раза в день - утром и вечером.
О Прочищаю зубы иголкой.
О Полощу рот после еды.
О Грызу орехи и конфеты, чтобы укрепить зубы.
О Почистив вечером зубы, не ем сладостей.