СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия по теме: «Букет цветов в технике коллаж»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке представлено занятие по  авторской идеи создания букета цветов в технике коллаж.  

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по теме: «Букет цветов в технике коллаж»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Центр развития творчества

«Народные ремесла», р.п. Чунский




Рассмотрено

на МС МБОУДО ЦРТ

«Народные ремесла»

протокол № 2

от «15» декабря 2021г.






Методическая разработка занятия по теме:

«Букет цветов в технике коллаж»





















Разработчик: Рукосуева Ольга Сагитовна,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории




р.п. Чунский

2021 год



СОДЕРЖАНИЕ

1.

2.

3.

4.

Пояснительная записка……………………………………………….

Технологическая карта …….………………………………………..

Используемые источники……………………………………………

Приложение……………………………………………………………

3

4

9

10









































  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Коллаж – (от франц. наклеивание) – технический прием в изобразительном искусстве, при котором, на какую - либо основу наклеивают по цвету, по фактуре, огромное разнообразие материалов, которые должны сочетаться между собой: бумага, газеты, обои, ткань, веревки, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, металл и многое другое. Все богатства форм и красок окружающего мира, живой и неживой природы может использовать юный художник для создания своей оригинальной работы в этой технике. Самые разнообразные и удивительные композиции можно запечатлеть необычным способом соединяя нетрадиционные материалы в технике коллаж.

На занятии по предмету композиция обучающиеся выполняют коллаж в виде открытки букета и декорируют ее с заранее вырезанными заготовками из цветов и листьев. Предоставляется широкий выбор различных бусин, пуговиц, кружев, бумажных лент и прочие декоративные элементы. Внутри открытки вкладывается готовая наклейка для записей и распечатанные детские ярлычки.

Особое внимание на занятии уделяется решению творческих задач через применение различных практических композиционных приемов. Выполняя коллаж обучающиеся дополняют, преобразовывают знакомый материал и создают комбинации из усвоенных ранее элементов, находят новые, оригинальные приемы решения задач, проявляя самостоятельность и инициативу. Учатся подбирать цветовые сочетания и формы, выстраивая композицию. При этом развивается их фантазия, творчество и художественный вкус.

В методическую разработку входит технологическая карта занятия и презентация, в которых представлена авторская идея создания букета цветов в технике коллаж.

Данная разработка будет полезна педагогам дополнительного образования, преподавателям школ искусств, руководителям творческих объединений.

    1. Цель занятия

Сформировать умения в создании букета в технике коллаж; закрепить знания композиционных навыков; способствовать воспитанию аккуратности, усидчивости, эстетического восприятия.

    1. Материальное обеспечение: проектор, презентация, два листа формата А3, заготовка в виде букета, заготовки бумажных цветков, кружева, тесьма, пуговицы, клей-карандаш, клей-момент «Кристалл».















2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Педагог ДО: Рукосуева Ольга Сагитовна

Предмет: композиция

Возраст обучающихся: 10 -11 лет, второй год обучения

Тема: Букет цветов в технике коллаж.

Цель: - формировать умения в создании букета в технике коллаж;

- закрепить знания композиционных навыков;

- воспитывать аккуратность, усидчивость, эстетическое восприятие.

Тип занятия: комбинированный

Планируемый результат: выполнить букет объемных форм в технике коллаж и оформить его декоративными деталями.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные: понимать и принимать значение творчества, иметь положительную мотивацию к учебной и творческой деятельности, проявлять интерес к работе с различными материалами и предмету композиция.

Познавательные: анализировать, обобщать имеющуюся информацию в контексте изучаемого предмета и повседневной жизни; применять знания в практической деятельности, уметь формулировать учебную проблему, осуществлять поиск способов решения творческой задачи.

Регулятивные: с помощью педагога определять цель учебной деятельности, организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, составлять план при помощи педагога, самостоятельно следовать этому плану.

Коммуникативные: отвечать на вопросы педагога, участвовать в диалоге, выражать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, адекватно воспринимать оценку своей работы педагогом и товарищами.

Основные понятия: композиция, композиционный центр, ритм, коллаж.

Форма учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Применяемые образовательные технологии: технология индивидуализации обучения с включением элементов здоровьесбережения.

Применяемые методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Материалы и оборудование: для педагога: мультимедийный проектор, презентация к занятию, образцы детских работ, стенд для готовых работ обучающихся, силуэт букета из ДВП, обклеенный фетром, цветы красного, желтого и синего цвета с липучками для рефлексии.

Для обучающихся: 4 листа формата А3, заготовка в виде открытки - букета, заготовки бумажных цветков, кружева, тесьма, пуговицы, ножницы, клей-карандаш, клей-момент «Кристалл».

Ход занятия

Этап

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

УУД

1

Организационный








Мотивация к учебной деятельности

Приветствие, проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Приветствую вас на творческом занятии! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего дня. Слайд 2

На этом занятии мы продолжаем изучать композицию. Что сегодня будем выполнять, узнаете, посмотрев видеоролик:

Слайд 3 видеоролик.

- Что увидели на экране? Замечательная музыка и прекрасные… цветы!

- У каждого из вас возникли свои образы цветов. Сегодня мы будем не просто художниками, а мастерицами.

Организация рабочего места. Приветствуют педагога. Отвечают на поставленные вопросы. Видеоролик «Вальс цветов»






Проявляют творческое воображение и восприятие

Р: организуют рабочее место, оценивают свою готовность к занятию



Л: выработка учебной мотивации

2

Актуализация знаний


- Прежде чем приступить к созданию своего шедевра, необходимо вспомнить правила композиции, которые изучали ранее. Слайд 4

- Для начала вспомним определение «композиция».

- Как вы понимаете понятие композиционный центр (далее КЦ)? (Это главное место в картине, куда чаще всего направляется взгляд зрителя).

- С помощью чего можно выразить КЦ в работе?

(светлое на темном, создание иной формы, более сложной, контрастность, цвет).

- Есть еще такое понятие - как ритм. Что оно означает?

Ритм - неотъемлемая часть композиционного строя картины. Задача художника - сделать ритмический строй картины гармоничным.

- Ритмический повтор начинается с трех элементов. Большой, средний и маленький. Троичность - важный принцип в искусстве.

- Теперь предлагаю поиграть с фигурами и выполнить упражнение по составлению композиции на плоскости листа, используя изученные правила. Слайд 5

- Необходимые принадлежности лежат у вас на столах. Так как будем работать в группах, повторим правила работы.

Обсуждение последовательности работы. Слайд 6

1 группа. На формате А3 с помощью 4-6 геометрических фигур создать композицию с ярко выраженной доминантой.

2 группа. С помощью геометрических фигур передать ритм в композиции. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Повторяем технику безопасности с клеем.

Работу выполнили. Вопросы группам.

- При помощи чего передали КЦ? (фигурой, цветом)

- Какие правила использовали при выстраивании ритма?

Вступают в диалог с педагогом, демонстрируют знания, полученные на прошлом занятии.

Вспоминают что такое «композиция, композиционный центр, ритм.





Предполагаемые ответы детей:

Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности








Проговаривание работы в группах.

Слежу за осанкой.

Индивидуальная работа с обучающимися.

Анализ выполненных работ. Вступают в диалог с педагогом

Л: понимать и принимать значение композиции в изобразительном искусстве;

иметь положительную мотивацию к учебной и творческой деятельности

П: применять знания в практической работе








К: определяют под руководством педагога общие правила поведения при сотрудничестве

3

Усвоение нового материала










- Перед вами выставка работ детей нашего Центра. В какой технике они выполнены? Давайте прочитаем в нашем справочнике для художников, что же такое коллаж?

Коллаж – (от франц. наклеивание) – технический прием в изобразительном искусстве, при котором на какую-либо основу наклеивают материалы, различные по цвету и фактуре (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, металл и др.)

Слайд 7-8 Родоначальником коллажа считают французского художника кубиста Жоржа Брако. В 1913 году он первый использовал наклеивание на картон полос окрашенной бумаги. А чтобы фактура бумаги получалась эффектной, подмешивал в краску песок. Затем к нему присоединился художник Пабло Пикассо. Вместе они провели 5 лет совместного творчества в составлении техники коллаж.

Коллажем занимаются не только взрослые, но и дети.

- Какие вы знаете виды коллажей?

- Давайте посмотрим различные виды коллажа (терра, скрапбукинг, стимпанк) Слайд 9

Настраиваются на получение новых знаний. Вступают в диалог с педагогом. Демонстрируют познавательную активность












Приводят примеры из личного опыта. Осмысливают учебный материал

П: применяют знания в практической деятельности

К: поддерживают

позитивный учебный диалог










4

Постановка темы и цели занятия

- А сейчас давайте отгадаем ребус, который поможет нам определиться с темой занятия. (Букет). Слайд 10

- В начале занятия вы посмотрели видео о цветах, узнали о коллаже. Попробуем сформулировать тему занятия. Слайд 11

- Букет цветов в технике коллаж.

- Какую цель поставим перед собой?

Цель: Выполнить букет в технике коллаж.

Обобщают полученную информацию.




Самостоятельно формулируют тему и цель занятия

Р: сохраняют учебную задачу занятия, планируют свою деятельность

5

Физминутка

Давайте немного отдохнём. Слайд 12

Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.

Выполняют разминку

Р: соотносят свои движения с тем, что услышали

6

Первичная проверка понимания

- Вспомним тему занятия.

- Какую цель вы поставили перед собой?

- Прежде чем начать выполнять творческую работу, составим букет цветов на закрепление правил составления композиции. Ваша задача составить букет на формате А3 из вырезок журнала, используя все правила композиции.

На работу отводится 5 мин. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

- Покажите свои работы друг другу. Давайте их оценим. Какие правила композиции использовали в своей работе?

Вспоминают тему и цель занятия.

Практическая деятельность







К: определяют под руководством педагога общие правила поведения при сотрудничестве

7

Первичное закрепление

- Перед вами заготовка для будущего коллажа и материалы, которые вы можете использовать в своей работе. Слайд 13

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

- Предлагаю самостоятельно выбрать степень сложности работы. На экран вывожу упрощенный и усложненный вариант работы.

Слайд 14

Повторим ТБ при работе с клеем, ножницами.

На работу отводится 15 минут.

Слежу за осанкой обучающихся и правильной организации рабочего места.

Индивидуальная работа с обучающимися, испытывающими затруднения. Контролирую время

Осознанно применяют новый учебный материал.

Проявляют интерес к творческой работе.


Проговаривают ТБ при работе с клеем.


Выбирают степень сложности.


Практически выполняют работу.

Л: вносят необходимые дополнения и коррективы в план


Р: осуществляют контроль своих действий, ориентируясь на педагога

8

Итог

По завершению работы совместно с детьми подвожу итог занятия.

Предлагаю ребятам оформить выставку своих работ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

- Какую цель поставили на занятии? Достигли ее?

- Что нового узнали на занятии?

- Кто воспользовался усложненным вариантом?

- Какая работа больше всего понравилась?

- Ребята, вы узнали, что такое коллаж. Где можно использовать его в повседневной жизни?

Высказывание личного мнения о достижении цели занятия. Самооценивание работы на занятии

Р: оценивают учебные действия в соответствии с поставленной целью

К: обмениваются мнением

9

Рефлексия

В качестве критерия оценивания занятия использую заготовку букета на подставке.

- Предлагаю оценить работу на занятии. Свое настроение вы покажите с помощью цветов.

- если все получилось, у вас отличное настроение, берем красный цветок;

- если были какие-либо затруднения, возьмите желтый цветок;

- если вы не справились с работой, ничего не узнали, возьмите синий цветок.

Фиксируют цветы на заготовку.

Спасибо за работу! Убираем свое рабочее место

Самооценивание своей активности на занятии. Оценивают свое психологическое состояние

Р: осознают конечный результат занятия

К: умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации




3. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ



  1. Википедия

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B6

  1. Домашний hend – made Идеи для творчества, дома и семьи http://hmhome.ru/2015/08/24/kollazh-iz-bumazhnyh-tsvetov/

  2. Дубровская Н. В. Коллаж. Наглядно – методическое пособие – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013

  3. Pinterest.ru

https://www.pinterest.ru/pin/723250021381162289/

  1. Чайковский П.И. - Вальс цветов

https://www.youtube.com/watch?v=9a4DnEWXMHM

ПРИЛОЖЕНИЕ 1























ПРИЛОЖЕНИЕ 2























ПРИЛОЖЕНИЕ 3






















ПРИЛОЖЕНИЕ 4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!