С.Д. Соловьева
Технология флористической аппликации. Ковёр из осенних листьев
Белово
Наш адрес:
652600, г. Белово,
Кемеровская область,
ул. Советская, 44,
тел.: 8 (38452) 2-29-96
e-mail: [email protected]
www.edubel.ru
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодёжи имени Добробабиной А.П.
города Белово»
С.Д. Соловьева
Технология выполнения флористической аппликации
«Ковёр из осенних листьев»
Белово, 2019
С.Д. Соловьева педагог дополнительного образования, почётный работник общего образования Российской Федерации»
Автор: С.Д. Соловьева
С60 Технология выполнения флористической аппликации. Ковёр из осенних листьев [Текст]: методическая разработка /автор С.Д. Соловьева. – Белово: МБУДО «Дворец творчества детей и молодёжи имени Добробабиной А.П. города Белово», 2019. – 23 с.
Методическая разработка содержит план-конспект занятия по технологии выполнения флористической аппликации: «Ковёр из осенних листьев», предназначена для занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мастерская фантазий» в рамках изучения темы «Аппликация», а также может быть использована во всех образовательных учреждениях, как для работы в объединениях декоративно-прикладной направленности, так и на уроках технологии по соответствующим разделам тем. Данная рекомендация может быть полезна педагогам дополнительного образования, реализующим программы декоративно-прикладной направленности, а также учителям школ, ведущим предмет «Технология».
Содержание
1 | Пояснительная записка …………………………………………. | 4 |
2 | План-конспект занятия «Технология выполнения флористической аппликации «Ковёр из осенних листьев» .….……………………………….................................................... | 5 |
3 | Заключение ………………………………………………………. | 15 |
4 | Интернет-ресурсы ……………………………………………….. | 16 |
5 | Приложения …………………………………………………........ | 17 |
| | |
| |
| |
| |
| |
| |
Пояснительная записка
Художественное образование и эстетическое воспитание подрастающего поколения было и остаётся важнейшей образовательной задачей. Необходимо развивать у детей чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мастерская фантазий» большое внимание уделяется развитию у учащихся понимания эстетики природы, способности видеть красоту живой природы, и воплощать её в творческих работах.
Раздел программы «Мастерская фантазий» по теме «Аппликация» содержится блок занятий, посвящённых изучению таких видов аппликаций как: предметная, обрывная, объёмная, прорезная, флористическая.
Цель изучения данного раздела: обучение выполнению работ в различных аппликативных техниках.
Задачи:
- обучение выполнению таких видов аппликаций как: предметная, обрывная, объёмная, прорезная, флористическая.
- развитие творческих способностей, художественного мышления;
- воспитание любви к природе родного края, способности эмоционально откликаться на её красоту.
В ходе занятий по данной тематике осуществляются также конструктивные и технологические задачи:
Конструктивные задачи:
- Выбор размера, формы, оттенка цвета, способы наклеивания.
Технологические задачи:
- Этапы выполнения операций (разметка, оформление); овладение приемами работы с инструментами при изготовлении элементов аппликации, сборка и оформление работы.
В данной методической разработке предлагается занятие по изучению учащимися вида аппликации – «Флористическая» аппликация.
Технология выполнения флористической аппликации
«Ковёр из осенних листьев»
План-конспект занятия
Цель: - выполнение аппликации «Ковёр из осенних листьев»,
с использованием флористического материала.
Задачи:
Обучающая: - дать понятие о флористичекой аппликации,
как об одном из видов аппликаций;
- учить наклеивать флористичекий материал на основу,
сохраняя его целостность.
Развивающая: - развивать навыки работы с флористическим материалом;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитывающая: - воспитывать любовь к природе родного края,
способности эмоционально откликаться на её красоту;
- воспитывать аккуратность, усидчивость.
Тип занятия: комбинированное
Форма проведения: комплексная
Участники: учащиеся 2-х классов
Продолжительность: 45 минут
Планируемые результаты
Личностные: эстетическое удовлетворение в процессе творческого создания аппликации, умение работать в паре, учиться выражать свое мнение, работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха (неуспеха)
Предметные: расширение кругозора учащихся, усвоение знаний о народных промыслах, выработка навыков работы с различными материалами, умение применять правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем.
Метапредметные: контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания, учиться выдвигать свою версию, делать выводы в результате совместной работы, учится анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать, сотрудничать со сверстниками, участвовать в диалоге, строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей.
Ученики (научатся) будут знать:
о декоративных свойствах флористического материала;
о способе наклеивания флористического материала на основу;
технологию выполнения флористической аппликации «Ковёр из осенних листьев»
Ученики получат возможность научиться:
высказывать свои мысли в процессе равноправной деятельности;
развивать принятие и понимание друг друга, толерантность;
развивать внимание через слуховые и зрительные анализаторы;
ставить цели, планировать пути достижения;
самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
Структура занятия
(технологическая карта)
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность учеников | Время | УУД |
1. Организацион-ный | Приветствие. Подведение к началу работы: знакомство с образцами работ учащихся по изучаемой теме | Изучение образцов работ по данной теме. | 2 | Познавательные общеучебные, коммуникативные |
2. Актуализация знаний | Наводящими вопросами, подводит к изучаемой на занятии, теме. Предлагает вспомнить правила техники безопасности | Дети отвечают на вопросы Игра «Мешочек с вопросами» | 3 | Коммуникативные, личностные, регулятивные |
3. Практическая работа | Объясняет технологию выполнения деталей. Следит за соблюдением техники безопасности | Выполняют детали аппликации. Соблюдают технику безопасности | 20 | Коммуникативные, регулятивные, предметные |
Физ.минутка | Предлагает сделать паузу и выполнить физические упражнения | Выполняют физические упражнения | 4 | Регулятивные |
4. Итоговый | Задаёт вопросы по изученной теме. | Отвечают на вопросы | 6 | Коммуникативные, предметные |
5. Рефлексия | Осознание учащимися практической и личностной значимости занятия | Учащиеся, работая в коллективно, создают аппликацию «Осенние листья» | 10 | Регулятивные, коммуникативные |
Формы работы: работа в парах, индивидуальная.
Методы обучения: творческий, личностно-ориентированный, логически-ассоциативного мышления.
Методы познания: наблюдение, сравнение.
Межпредметные связи: технология, изобразительное искусство.
Оборудование: образцы аппликаций, доска, мультимедийное оборудование, презентация.
Методы организации занятия: наглядный, словесный, практический, проектно-конструктивный.
Оборудование для педагога:
- План-конспект занятия.
- Презентация: Технология выполнения флористической аппликации «Ковёр из осенних листьев»
- Основа для заполнения листьями. Наборы комплектов для рефлексии – 10 шт. В каждом наборе: листик коричневого цвета - 1 шт., листик зелёного цвета - 1 шт., листик жёлтого цвета - 1шт.). Образцы работ прошлых лет по данной теме.
Инструменты и материалы для учащихся:
- картон белого цвета (1 лист);
- клей-карандаш;
- ножницы;
- простой карандаш;
- клеёнка;
- салфетка;
- флористический материал.
Музыкальный ряд:
- П.И. Чайковский «Октябрь» /Из цикла «Времена года»/.
Этапы учебного занятия:
1. Организационный;
2. Актуализация знаний;
3. Первичное усвоение новых знаний /практическая работа/;
Физ.минутка;
4. Итоговый;
5. Контроль и оценка знаний /рефлекасия/.
Ход занятия:
1. Организационный
Педагог:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня вновь для нас открыла двери наша творческая мастерская! Давайте посмотрим в окно! Что вы видите, ребята?
Ответы детей:
- Деревья стоят в жёлтой листве.
Педагог:
- Да, настала прекрасная пора осени – «Золотая» осень. Стоят последние тёплые осенние деньки, и природа, в преддверии зимы, радует нас самыми яркими красками. Лёгкий ветерок сдувает листья с деревьев, листопад кружит над головой и листья ложаться на землю прекрасным разноцветным ковром.
2. Актуализация знаний
Педагог демонстрирует образец флористической аппликации «Осенний букет» /Приложение №1/
Педагог:
- Ребята, вы видите, что эта работа выполнена с использованием природного материала. Какой природный материал были использован в этой работе?
Ответы детей:
- Листья деревьев.
Педагог:
- Правильно. В этой работе были использованы листья деревьев.
Листья, цветы, травы, как и бумагу, также используют для создания аппликаций. Такой природный материал называется «Флористический» материал. Поэтому аппликации, выполненные из засушенных листьев, трав и цветов, называются «Флористические» аппликации. Красота флористического материала, заключается в разнообразии его красок и оттенков цвета, мы любим такое разнообразие, поэтому выполнение флористических аппликаций доставляет многим людям огромное удовольствие. Конечно, флористический материал к выполнению аппликации следует заранее подготовить. Листья, цветы, травы нужно высушить в старой книге или положив, между газетных листов, прогладить утюгом. И, хотя после этого флористический материал становится достаточно хрупким, и отчасти теряет свой цвет, всё равно он является прекрасным природным материалом для создания замечательных аппликативных работ.
Педагог:
- А почему нужно прогладить листик утюгом, почему мы не можем сразу не сможем выполнить им аппликацию?
Ответы детей:
- Потому что листик скручивается и тяжело его приклеивать.
Педагог:
- Правильно, поверхность листочков будет довольно ровной и листочки хорошо наклеятся на основу только после проглаживания утюгом или высушивания в книге.
3. Первичное усвоение новых знаний
Педагог демонстрирует образец флористической аппликации «Осенние листья» и «Ковёр из осенних листьев» /Приложение №2/
Педагог:
- Ребята, вы видите, что эти флористические аппликации отличаются друг от друга. Скажите чем?
Ответы детей:
- На одной аппликации листья наклеены беспорядочно, а на другой выложен узор.
Педагог:
- Правильно, ребята, на одной из аппликаций выложен узор. Каждый листочек на основе имеет своё место, а вместе они создают изображение, напоминающее ковёр – ковер из листьев. А в нашем случае, ковёр из осенних листьев. Сегодня нам с вами предстоит выполнить флористическую аппликацию, которая так и называется - «Ковёр из осенних листьев».
Проверка наличия инструментов и материалов /Приложение №3/
Педагог:
- Прежде чем приступить к работе, проверим, все ли принадлежности есть у вас на столе. А это: картон белого цвета (1 лист); клей-карандаш; ножницы; простой карандаш; клеёнка; салфетка; флористический материал.
Повторение правил техники безопасности
Игра «Вопрос-Ответ»
Мешочек с вопросами по технике безопасности передаётся от парты к парте. Ребята, сидящие за партой /в паре/ должны, посоветовавшись дать ответ на вопрос.
Вопросы:
- с каким инструментом нужно обращаться аккуратно?
- Как нужно работать с ножницами?
- Как нужно работать с клеем?
- Что нужно сделать, если клей попал на одежду?
- Что нужно сделать, если клей попал в глаза?
- Как следует передавать ножницы?
Играя, учащиеся отвечают на вопросы.
Практическая работа
Педагог:
- Рассмотрим образец флористической аппликации «Ковёр из осенних листьев».
- Какая, по-вашему мнению, деталь аппликации должна быть наклеена первой
Ответы детей:
- Цветок.
Педагог:
- Почему?
Ответы детей:
- потому что он располагается в центре основы.
Педагог:
- Верно. Мы знаем, что копозиция – это расположение деталей на основе относительно центра основы и относительно друг друга. Цветок – это центр композиции, а по углам от него располагаются другие элементы изображения. Чтобы выполнить композицию правильно нужно нанести карандашом разметку – небольшие линиии, по которым будут наклеены листики.
Этапы работы над аппликацией должны быть соблюдены и выполнены в такой последовательности:
1. Наклеивание элементов детали цветка /лепестки и сердцевина цветка/;
2. Наклеивание листьев по углам основы.
Выполнение разметки флористической аппликации «Ковёр из осенних листьев» /Приложение №4/
Педагог:
- Как вы и сказали, ребята, первым на нашей основе должен появиться цветок. Но перед наклеиванием листиков, его составляющих, нужно знать в какое место на основе их нужно наклеивать. Для этого мы нарисуем на основе разметку.
Выполнение разметки на основе.
1. На основе находим композиционный центр, мысленно проведя диагонали,
и ставим точку;
2. Размечаем линиями направления, по которым будут приклеены листочки.
Далее на нашей основе должены появиться дополнительные элементы. Дополнительные элементы узора – листья, наклееные по углам основы. Но перед наклеиванием листиков опять же нужно знать в какое место на основе их нужно наклеивать. Для этого мы нарисуем в углах основы разметку.
Педагог:
- Ребята, вы немного устали, давайте отдохнём.
Физминутка "Мы – листики осенние"
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.
Практическая работа
Подготовка флористического материала к выполнению аппликации /Приложение №5/
От веточки листика рябины, аккуратно, отделяем листики.
Подготовка детали аппликации «Сердцевина цветка»
Из лепестка пиона вырезпем сердцевинку для цветка в виде круга.
Педагог:
- Ребята, как вы думаете, при выполнении аппликации, что следует смазать клеем листик или основу?
Ответ детей:
- Основу.
Педагог:
- Правильно! А почему?
Ответы детей:
- Листики при смазывании могут разломаться.
Педагог:
- Да, флористический материал очень хрупкий, так как нам пришлось его высушить, поэтому, при выполнении аппликации, мы смазываем то место, куда хотим наклеить листик, и приклеиваем его.
Выполнение флористической аппликации /Приложение №6/
1. По разметке, наклеиваем листья рябины /располагаем листочки, так, чтобы нижняя их часть была направлена в центр.
2. По разметке, наклеиваем листья берёзы /располагаем листочки, так, чтобы верхняя их часть была направлена в центр.
3. Наклеиваем сердцевину в центр цветка.
4. Итоговый этап
Педагог:
Заключительные вопросы по пройденному материалу.
- Итак, ребята, давайте вспомним, как вид аппликации, которую мы сегодня выполняли?
Ответы детей:
- Флористическая.
Педагог:
- Какой природный материал был использован в нашей аппликации?
Ответы детей:
- Листья и лепестки цветка.
Педагог:
- Как называется природный материал, который мы использовали в аппликации?
Ответы детей:
- Флористический.
Педагог:
- Как можно подготовить флористический материал для выполнения аппликации?
Ответы детей:
- Высушить в старых книгах или прогладить утюгом.
Педагог:
- Правильно, только после высушивания флористический материал можно исползовать для выполнения аппликации. Поверхность листочков будет довольно ровной и листочки хорошо наклеятся на основу.
5. Контроль и оценка знаний /рефлексия/.
Педагог:
- Ребята, покажите работы друг другу. Давайте полюбуемся работами друг друга. Молодцы, ребята! А теперь каждый из вас должен оценить свою работу.
Напоминаю, что работу мы оцениваем по следующим пунктам:
- Аккуратность выполнения аппликации:
Основа не должны быть испачканы клеем;
Листики не должны быть сломаны.
- Правильность наклеивания деталей на основу /композиция и последовательность работы над аппликацией должны быть соблюдены/:
Листья цветка и листья по углам должны быть наклеены по размеченным направлениям.
Рассмотрите свою работу и отметьте, что удалось и не удалось в работе над аппликацией?
- Построить композицию?
- Работать с листиками так, чтобы не сломать их?
- Что показалось трудным при выполнении аппликации?
Оценку «отлично» за выполнение аппликации «Ковёр из осенних листьев» можно поставить если:
1. Композиция построена правильно;
2. Основа не испачканы клеем;
3. Листики не сломаны при наклеивании.
А теперь, каждый из вас мысленно оценит свою работу и поставит себе оценку:
- Отлично;
- Хорошо;
- Удовлетворительно.
Ребята! Вы выполнили прекрасную аппликацию, изображающую ковёр из осенних листьев. Ваши работы будут представлены на ежегодной осенней выставке «Краски осени» и порадуют и взрослых и ребят. Я надеюсь, что вы получили удовольствие от работы над этой замечательной аппликацией, а теперь вам предстоит оценить своё настроение от выполнения самой работы. Понравилось ли вам создавать прекрасную картину из осенних листьев, мы узнаем следующим образом: сейчас вы, все вместе, на одной основе выполните аппликацию «Осенние листья». Эта аппликация будет изображать листья под вашими ногами, только листья будут разными по цвету. Каждый из вас получит конверт, в котором будут лежать листочки: жёлтого, -зелёного, коричневого цвета. Цвет листика вы выберите таким образом:
- если тебе понравилось выполнять флористическую аппликацию, и ты хотел бы научиться выполнять другие аппликации из этого природного материала, то наклей на нашу основу листик жёлтого цвета.
- если тебе было интересно познакомиться с таким видом аппликации, и ты с удовольствием выполнял сегодня задание, то наклей листик зелёного цвета.
- если тебя не заинтересовала работа с флористическим материалом, и ты не хочешь выполнять такие аппликации, то наклей листик коричневого цвета.
Закончить наше занятие я хотела замечательным стихотворением про листопад, которое написала поэтесса Ключникова Галина.
Листья падают, кружатся
И у ног моих ложатся.
Я ладошку протяну
И один листок возьму.
А потом другой и третий...
Хороши они, поверьте!
Я от осени привет
Соберу в большой букет!
Ребята, спасибо за ваш труд и замечательные аппликации! Мы встретимся на других занятиях и сделаем много красивых аппликаций из флористического материала! Собирайте и заготавливайте его. До следующей встречи!
Уборка рабочих мест.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что выполнение разнообразных аппликаций, посвящённых изображению природы /особенно с применением флористического материала/, играет важнейшую роль в плане воспитания у ребёнка понимания эстетики окружающей его природной среды, что в свою очередь пробуждает в ребёнке желание видеть красоту природных форм и воплощать её в творческих работах.
Интернет-ресурсы:
1. HOTPIEER [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://hotplayer.ru/- Дата обращения – октябрь 2019г
2. Физ. Минутка про осень [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/fizkultminutki/291-osen - Дата обращения – октябрь 2019г
3. Стихи про осенние листья. Листопад [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://domovenok.name/index/stikhi_pro_osennie_listja_124_stikhi_pro_osen_dlja_detej/0-583 - Дата обращения – октябрь 2019г
Приложение 1
Флористическая аппликация «Осенний букет»
Приложение 2
Флористическая аппликация «Осенние листья»
Флористическая аппликация «Ковёр из осенних листьев»
Приложение 3
Интструменты и материалы
Приложение 4
Выполнение разметки флористической аппликации
«Ковёр из осенних листьев»
1. На основе находим композиционный центр, мысленно проведя диагонали,
и ставим точку;
2. Размечаем линиями направления, по которым будут приклеены листочки.
Приложение 5
Подготовка флористического материала к выполнению аппликации
От веточки листика рябины, аккуратно, отделяем листики.
Подготовка детали аппликации «Сердцевина цветка»
Из лепестка пиона вырезаем сердцевинку для цветка в виде круга.
Приложение 6
Выполнение флористической аппликации
«Ковёр из осенних листьев»
1. По разметке, наклеиваем листья рябины /располагаем листочки, так, чтобы нижняя их часть была направлена в центр/.
2. По разметке, наклеиваем листья берёзы /располагаем листочки, так, чтобы верхняя их часть была направлена в центр.
3. Наклеиваем сердцевину в центр цветка.
Флористическая аппликация
«Ковёр из осенних листьев»
Учебное издание
Технология выполнения флористической аппликации.
Ковёр из осенних листьев
Методическая разработка
Редактор И.Ю. Иванова
Дизайн обложки С.Д. Соловьева
Отпечатано в МБУДО «Дворец творчества
детей и молодёжи имени Добробабиной А.П.
города Белово»