СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия Технология выполнения флористической аппликации "Ковёр из осенних листьев"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка содержит план-конспект занятия по теме: Технология выполнения флористической аппликации "Ковёр из осенних листьев", и предназначена для занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Мастерская фантазий, в рамках изучения темы раздела "Аппликация". Данная методическая разработка может быть использована во всех образовательных учреждениях, как для работы в объединениях декоративно-прикладной направленности, так и на уроках технологии в школе.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия Технология выполнения флористической аппликации "Ковёр из осенних листьев"»



С.Д. Соловьева









Технология флористической аппликации. Ковёр из осенних листьев











Белово








































Наш адрес:

652600, г. Белово,

Кемеровская область,

ул. Советская, 44,

тел.: 8 (38452) 2-29-96

e-mail: [email protected]

www.edubel.ru


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодёжи имени Добробабиной А.П.

города Белово»





С.Д. Соловьева













Технология выполнения флористической аппликации

«Ковёр из осенних листьев»



















Белово, 2019


С.Д. Соловьева педагог дополнительного образования, почётный работник общего образования Российской Федерации»


Автор: С.Д. Соловьева




С60 Технология выполнения флористической аппликации. Ковёр из осенних листьев [Текст]: методическая разработка /автор С.Д. Соловьева. – Белово: МБУДО «Дворец творчества детей и молодёжи имени Добробабиной А.П. города Белово», 2019. – 23 с.

















Методическая разработка содержит план-конспект занятия по технологии выполнения флористической аппликации: «Ковёр из осенних листьев», предназначена для занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мастерская фантазий» в рамках изучения темы «Аппликация», а также может быть использована во всех образовательных учреждениях, как для работы в объединениях декоративно-прикладной направленности, так и на уроках технологии по соответствующим разделам тем. Данная рекомендация может быть полезна педагогам дополнительного образования, реализующим программы декоративно-прикладной направленности, а также учителям школ, ведущим предмет «Технология».

Содержание

1

Пояснительная записка ………………………………………….

4

2

План-конспект занятия «Технология выполнения флористической аппликации «Ковёр из осенних листьев» .….………………………………....................................................



5

3

Заключение ……………………………………………………….

15

4

Интернет-ресурсы ………………………………………………..

16

5

Приложения …………………………………………………........

17







































Пояснительная записка

Художественное образование и эстетическое воспитание подрастающего поколения было и остаётся важнейшей образовательной задачей. Необходимо развивать у детей чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мастерская фантазий» большое внимание уделяется развитию у учащихся понимания эстетики природы, способности видеть красоту живой природы, и воплощать её в творческих работах.

Раздел программы «Мастерская фантазий» по теме «Аппликация» содержится блок занятий, посвящённых изучению таких видов аппликаций как: предметная, обрывная, объёмная, прорезная, флористическая.

Цель изучения данного раздела: обучение выполнению работ в различных аппликативных техниках.

Задачи:

- обучение выполнению таких видов аппликаций как: предметная, обрывная, объёмная, прорезная, флористическая.

- развитие творческих способностей, художественного мышления;

- воспитание любви к природе родного края, способности эмоционально откликаться на её красоту.

В ходе занятий по данной тематике осуществляются также конструктивные и технологические задачи:

Конструктивные задачи:

- Выбор размера, формы, оттенка цвета, способы наклеивания.

Технологические задачи:

- Этапы выполнения операций (разметка, оформление); овладение приемами работы с инструментами при изготовлении элементов аппликации, сборка и оформление работы.

В данной методической разработке предлагается занятие по изучению учащимися вида аппликации – «Флористическая» аппликация.













Технология выполнения флористической аппликации

«Ковёр из осенних листьев»

План-конспект занятия


Цель: - выполнение аппликации «Ковёр из осенних листьев»,

с использованием флористического материала.

Задачи:

Обучающая: - дать понятие о флористичекой аппликации,

как об одном из видов аппликаций;

- учить наклеивать флористичекий материал на основу,

сохраняя его целостность.


Развивающая: - развивать навыки работы с флористическим материалом;

- развивать мелкую моторику рук.


Воспитывающая: - воспитывать любовь к природе родного края,

способности эмоционально откликаться на её красоту;

- воспитывать аккуратность, усидчивость.


Тип занятия: комбинированное

Форма проведения: комплексная

Участники: учащиеся 2-х классов

Продолжительность: 45 минут


Планируемые результаты


Личностные: эстетическое удовлетворение в процессе творческого создания аппликации, умение работать в паре, учиться выражать свое мнение, работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха (неуспеха)

Предметные: расширение кругозора учащихся, усвоение знаний о народных промыслах, выработка навыков работы с различными материалами, умение применять правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем.

Метапредметные: контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания, учиться выдвигать свою версию, делать выводы в результате совместной работы, учится анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать, сотрудничать со сверстниками, участвовать в диалоге, строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей.


Ученики (научатся) будут знать:

о декоративных свойствах флористического материала;

о способе наклеивания флористического материала на основу;

технологию выполнения флористической аппликации «Ковёр из осенних листьев»


Ученики получат возможность научиться:

высказывать свои мысли в процессе равноправной деятельности;

развивать принятие и понимание друг друга, толерантность;

развивать внимание через слуховые и зрительные анализаторы;

ставить цели, планировать пути достижения;

самостоятельно контролировать свое время и управлять им.


Структура занятия

(технологическая карта)


Этапы занятия

Деятельность

педагога

Деятельность

учеников

Время

УУД

1. Организацион-ный


Приветствие. Подведение к началу работы: знакомство с образцами работ учащихся по изучаемой теме

Изучение образцов работ по данной теме.

2

Познавательные

общеучебные,

коммуникативные


2. Актуализация знаний

Наводящими вопросами, подводит к изучаемой на занятии, теме.

Предлагает вспомнить правила техники безопасности

Дети отвечают на вопросы




Игра «Мешочек с вопросами»

3

Коммуникативные, личностные, регулятивные

3. Практическая

работа

Объясняет технологию выполнения деталей.

Следит за соблюдением техники безопасности

Выполняют детали аппликации.

Соблюдают технику безопасности

20

Коммуникативные, регулятивные, предметные

Физ.минутка

Предлагает сделать паузу и выполнить физические упражнения

Выполняют

физические

упражнения

4

Регулятивные

4. Итоговый

Задаёт вопросы по изученной теме.

Отвечают на вопросы

6

Коммуникативные, предметные

5. Рефлексия


Осознание учащимися практической и личностной значимости занятия

Учащиеся, работая в коллективно, создают аппликацию «Осенние листья»

10

Регулятивные, коммуникативные


Формы работы: работа в парах, индивидуальная.

Методы обучения: творческий, личностно-ориентированный, логически-ассоциативного мышления.

Методы познания: наблюдение, сравнение.

Межпредметные связи: технология, изобразительное искусство.

Оборудование: образцы аппликаций, доска, мультимедийное оборудование, презентация.

Методы организации занятия: наглядный, словесный, практический, проектно-конструктивный.

Оборудование для педагога:

- План-конспект занятия.

- Презентация: Технология выполнения флористической аппликации «Ковёр из осенних листьев»

- Основа для заполнения листьями. Наборы комплектов для рефлексии – 10 шт. В каждом наборе: листик коричневого цвета - 1 шт., листик зелёного цвета - 1 шт., листик жёлтого цвета - 1шт.). Образцы работ прошлых лет по данной теме.

Инструменты и материалы для учащихся:

- картон белого цвета (1 лист);

- клей-карандаш;

- ножницы;

- простой карандаш;

- клеёнка;

- салфетка;

- флористический материал.

Музыкальный ряд:

- П.И. Чайковский «Октябрь» /Из цикла «Времена года»/.


Этапы учебного занятия:

1. Организационный;

2. Актуализация знаний;

3. Первичное усвоение новых знаний /практическая работа/;

Физ.минутка;

4. Итоговый;

5. Контроль и оценка знаний /рефлекасия/.


Ход занятия:

1. Организационный

Педагог:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня вновь для нас открыла двери наша творческая мастерская! Давайте посмотрим в окно! Что вы видите, ребята?

Ответы детей:

- Деревья стоят в жёлтой листве.

Педагог:

- Да, настала прекрасная пора осени – «Золотая» осень. Стоят последние тёплые осенние деньки, и природа, в преддверии зимы, радует нас самыми яркими красками. Лёгкий ветерок сдувает листья с деревьев, листопад кружит над головой и листья ложаться на землю прекрасным разноцветным ковром.


2. Актуализация знаний

Педагог демонстрирует образец флористической аппликации «Осенний букет» /Приложение №1/

Педагог:

- Ребята, вы видите, что эта работа выполнена с использованием природного материала. Какой природный материал были использован в этой работе?

Ответы детей:

- Листья деревьев.

Педагог:

- Правильно. В этой работе были использованы листья деревьев.

Листья, цветы, травы, как и бумагу, также используют для создания аппликаций. Такой природный материал называется «Флористический» материал. Поэтому аппликации, выполненные из засушенных листьев, трав и цветов, называются «Флористические» аппликации. Красота флористического материала, заключается в разнообразии его красок и оттенков цвета, мы любим такое разнообразие, поэтому выполнение флористических аппликаций доставляет многим людям огромное удовольствие. Конечно, флористический материал к выполнению аппликации следует заранее подготовить. Листья, цветы, травы нужно высушить в старой книге или положив, между газетных листов, прогладить утюгом. И, хотя после этого флористический материал становится достаточно хрупким, и отчасти теряет свой цвет, всё равно он является прекрасным природным материалом для создания замечательных аппликативных работ.

Педагог:

- А почему нужно прогладить листик утюгом, почему мы не можем сразу не сможем выполнить им аппликацию?

Ответы детей:

- Потому что листик скручивается и тяжело его приклеивать.

Педагог:

- Правильно, поверхность листочков будет довольно ровной и листочки хорошо наклеятся на основу только после проглаживания утюгом или высушивания в книге.


3. Первичное усвоение новых знаний

Педагог демонстрирует образец флористической аппликации «Осенние листья» и «Ковёр из осенних листьев» /Приложение №2/

Педагог:

- Ребята, вы видите, что эти флористические аппликации отличаются друг от друга. Скажите чем?

Ответы детей:

- На одной аппликации листья наклеены беспорядочно, а на другой выложен узор.

Педагог:

- Правильно, ребята, на одной из аппликаций выложен узор. Каждый листочек на основе имеет своё место, а вместе они создают изображение, напоминающее ковёр – ковер из листьев. А в нашем случае, ковёр из осенних листьев. Сегодня нам с вами предстоит выполнить флористическую аппликацию, которая так и называется - «Ковёр из осенних листьев».


Проверка наличия инструментов и материалов /Приложение №3/

Педагог:

- Прежде чем приступить к работе, проверим, все ли принадлежности есть у вас на столе. А это: картон белого цвета (1 лист); клей-карандаш; ножницы; простой карандаш; клеёнка; салфетка; флористический материал.


Повторение правил техники безопасности

Игра «Вопрос-Ответ»

Мешочек с вопросами по технике безопасности передаётся от парты к парте. Ребята, сидящие за партой /в паре/ должны, посоветовавшись дать ответ на вопрос.

Вопросы:

- с каким инструментом нужно обращаться аккуратно?

- Как нужно работать с ножницами?

- Как нужно работать с клеем?

- Что нужно сделать, если клей попал на одежду?

- Что нужно сделать, если клей попал в глаза?

- Как следует передавать ножницы?

Играя, учащиеся отвечают на вопросы.


Практическая работа

Педагог:

- Рассмотрим образец флористической аппликации «Ковёр из осенних листьев».

- Какая, по-вашему мнению, деталь аппликации должна быть наклеена первой

Ответы детей:

- Цветок.

Педагог:

- Почему?

Ответы детей:

- потому что он располагается в центре основы.

Педагог:

- Верно. Мы знаем, что копозиция – это расположение деталей на основе относительно центра основы и относительно друг друга. Цветок – это центр композиции, а по углам от него располагаются другие элементы изображения. Чтобы выполнить композицию правильно нужно нанести карандашом разметку – небольшие линиии, по которым будут наклеены листики.

Этапы работы над аппликацией должны быть соблюдены и выполнены в такой последовательности:

1. Наклеивание элементов детали цветка /лепестки и сердцевина цветка/;

2. Наклеивание листьев по углам основы.


Выполнение разметки флористической аппликации «Ковёр из осенних листьев» /Приложение №4/

Педагог:

- Как вы и сказали, ребята, первым на нашей основе должен появиться цветок. Но перед наклеиванием листиков, его составляющих, нужно знать в какое место на основе их нужно наклеивать. Для этого мы нарисуем на основе разметку.


Выполнение разметки на основе.

1. На основе находим композиционный центр, мысленно проведя диагонали,

и ставим точку;

2. Размечаем линиями направления, по которым будут приклеены листочки.


Далее на нашей основе должены появиться дополнительные элементы. Дополнительные элементы узора – листья, наклееные по углам основы. Но перед наклеиванием листиков опять же нужно знать в какое место на основе их нужно наклеивать. Для этого мы нарисуем в углах основы разметку.


Педагог:

- Ребята, вы немного устали, давайте отдохнём.


Физминутка "Мы – листики осенние"

Мы, листики осенние, 
На веточках сидели. 
Ветер дунул, полетели. 
Мы летели, мы летели. 
И на землю тихо сели. 
Ветер снова набежал. 
И листочки все поднял. 
Повертел их, покружил. 
И на землю опустил.

(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.

Практическая работа

Подготовка флористического материала к выполнению аппликации /Приложение №5/

От веточки листика рябины, аккуратно, отделяем листики.


Подготовка детали аппликации «Сердцевина цветка»

Из лепестка пиона вырезпем сердцевинку для цветка в виде круга.


Педагог:

- Ребята, как вы думаете, при выполнении аппликации, что следует смазать клеем листик или основу?

Ответ детей:

- Основу.

Педагог:

- Правильно! А почему?

Ответы детей:

- Листики при смазывании могут разломаться.

Педагог:

- Да, флористический материал очень хрупкий, так как нам пришлось его высушить, поэтому, при выполнении аппликации, мы смазываем то место, куда хотим наклеить листик, и приклеиваем его.


Выполнение флористической аппликации /Приложение №6/

1. По разметке, наклеиваем листья рябины /располагаем листочки, так, чтобы нижняя их часть была направлена в центр.

2. По разметке, наклеиваем листья берёзы /располагаем листочки, так, чтобы верхняя их часть была направлена в центр.

3. Наклеиваем сердцевину в центр цветка.


4. Итоговый этап

Педагог:

Заключительные вопросы по пройденному материалу.

- Итак, ребята, давайте вспомним, как вид аппликации, которую мы сегодня выполняли?

Ответы детей:

- Флористическая.

Педагог:

- Какой природный материал был использован в нашей аппликации?

Ответы детей:

- Листья и лепестки цветка.

Педагог:

- Как называется природный материал, который мы использовали в аппликации?

Ответы детей:

- Флористический.

Педагог:

- Как можно подготовить флористический материал для выполнения аппликации?

Ответы детей:

- Высушить в старых книгах или прогладить утюгом.

Педагог:

- Правильно, только после высушивания флористический материал можно исползовать для выполнения аппликации. Поверхность листочков будет довольно ровной и листочки хорошо наклеятся на основу.


5. Контроль и оценка знаний /рефлексия/.

Педагог:

- Ребята, покажите работы друг другу. Давайте полюбуемся работами друг друга. Молодцы, ребята! А теперь каждый из вас должен оценить свою работу.

Напоминаю, что работу мы оцениваем по следующим пунктам:

 - Аккуратность выполнения аппликации:

Основа не должны быть испачканы клеем;

Листики не должны быть сломаны.

- Правильность наклеивания деталей на основу /композиция и последовательность работы над аппликацией должны быть соблюдены/:

Листья цветка и листья по углам должны быть наклеены по размеченным направлениям.

Рассмотрите свою работу и отметьте, что удалось и не удалось в работе над аппликацией?

- Построить композицию?

- Работать с листиками так, чтобы не сломать их?

- Что показалось трудным при выполнении аппликации?

Оценку «отлично» за выполнение аппликации «Ковёр из осенних листьев» можно поставить если:

1. Композиция построена правильно;

2. Основа не испачканы клеем;

3. Листики не сломаны при наклеивании.

А теперь, каждый из вас мысленно оценит свою работу и поставит себе оценку:

- Отлично;

- Хорошо;

- Удовлетворительно.

Ребята! Вы выполнили прекрасную аппликацию, изображающую ковёр из осенних листьев. Ваши работы будут представлены на ежегодной осенней выставке «Краски осени» и порадуют и взрослых и ребят. Я надеюсь, что вы получили удовольствие от работы над этой замечательной аппликацией, а теперь вам предстоит оценить своё настроение от выполнения самой работы. Понравилось ли вам создавать прекрасную картину из осенних листьев, мы узнаем следующим образом: сейчас вы, все вместе, на одной основе выполните аппликацию «Осенние листья». Эта аппликация будет изображать листья под вашими ногами, только листья будут разными по цвету. Каждый из вас получит конверт, в котором будут лежать листочки: жёлтого, -зелёного, коричневого цвета. Цвет листика вы выберите таким образом:

- если тебе понравилось выполнять флористическую аппликацию, и ты хотел бы научиться выполнять другие аппликации из этого природного материала, то наклей на нашу основу листик жёлтого цвета.

- если тебе было интересно познакомиться с таким видом аппликации, и ты с удовольствием выполнял сегодня задание, то наклей листик зелёного цвета.

- если тебя не заинтересовала работа с флористическим материалом, и ты не хочешь выполнять такие аппликации, то наклей листик коричневого цвета.

Закончить наше занятие я хотела замечательным стихотворением про листопад, которое написала поэтесса Ключникова Галина.


Листья падают, кружатся
И у ног моих ложатся.
Я ладошку протяну
И один листок возьму.
А потом другой и третий...
Хороши они, поверьте!
Я от осени привет
Соберу в большой букет!



Ребята, спасибо за ваш труд и замечательные аппликации! Мы встретимся на других занятиях и сделаем много красивых аппликаций из флористического материала! Собирайте и заготавливайте его. До следующей встречи!


Уборка рабочих мест.




























Заключение


Подводя итог, можно сказать, что выполнение разнообразных аппликаций, посвящённых изображению природы /особенно с применением флористического материала/, играет важнейшую роль в плане воспитания у ребёнка понимания эстетики окружающей его природной среды, что в свою очередь пробуждает в ребёнке желание видеть красоту природных форм и воплощать её в творческих работах.



































Интернет-ресурсы:


1. HOTPIEER [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://hotplayer.ru/- Дата обращения – октябрь 2019г


2. Физ. Минутка про осень [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/fizkultminutki/291-osen - Дата обращения – октябрь 2019г

3. Стихи про осенние листья. Листопад [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://domovenok.name/index/stikhi_pro_osennie_listja_124_stikhi_pro_osen_dlja_detej/0-583 - Дата обращения – октябрь 2019г









































Приложение 1



Флористическая аппликация «Осенний букет»

















Приложение 2



Флористическая аппликация «Осенние листья»







Флористическая аппликация «Ковёр из осенних листьев»





Приложение 3

Интструменты и материалы








Приложение 4


Выполнение разметки флористической аппликации

«Ковёр из осенних листьев»


1. На основе находим композиционный центр, мысленно проведя диагонали,

и ставим точку;





2. Размечаем линиями направления, по которым будут приклеены листочки.





Приложение 5



Подготовка флористического материала к выполнению аппликации


От веточки листика рябины, аккуратно, отделяем листики.




Подготовка детали аппликации «Сердцевина цветка»


Из лепестка пиона вырезаем сердцевинку для цветка в виде круга.



Приложение 6


Выполнение флористической аппликации

«Ковёр из осенних листьев»


1. По разметке, наклеиваем листья рябины /располагаем листочки, так, чтобы нижняя их часть была направлена в центр/.




2. По разметке, наклеиваем листья берёзы /располагаем листочки, так, чтобы верхняя их часть была направлена в центр.






3. Наклеиваем сердцевину в центр цветка.






Флористическая аппликация

«Ковёр из осенних листьев»


Учебное издание














Технология выполнения флористической аппликации.

Ковёр из осенних листьев


Методическая разработка



















Редактор И.Ю. Иванова

Дизайн обложки С.Д. Соловьева

Отпечатано в МБУДО «Дворец творчества

детей и молодёжи имени Добробабиной А.П.

города Белово»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!