СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия "Влияние человека на природу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка занятия поможет педагогам дополнительного образования и учителям начальной школы выяснить влияние человека на природу.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия "Влияние человека на природу"»


АВТОР: Петрушина Галина Николаевна

Место работы: МБУ ДО «Станция юных натуралистов»

город Новокузнецк



Должность: Педагог дополнительного образования









Методическая разработка открытого занятия

«Влияние человека на природу»



Аннотация: Методическая разработка «Влияние человека на природу » поможет педагогам дополнительного образования, а также учителям начальной школы подробно познакомить с влиянием человека на природу.





















Влияние человека на природу.

Цель: углубить знания о проблемах влияния человека на живую природу.

Задачи:

- образовательная -  углубить знания о влиянии человека на природу,

- развивающая - развить мыслительную деятельность и познавательный интерес к предмету;

- воспитательная – воспитывать у учащихся  бережное отношение к окружающей среде и к здоровью человека. 

Ход занятия:

1.Вступление:

- В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы

Если случалась засуха или лесной пожар, то им грозил голод. Поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое для жизни. Но со временем человек решил, что он не зависит от природы, что он сильнее ее, и даже решил покорить природу с помощью техники.

- К чему привело такое покорение?

Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных).

2.Беседа

Вопрос: Как выдумаете, может ли планета заболеть?

Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба планеты

Вопрос: что же такое экологические проблемы и что такое экология?

Экология – это наука об окружающей среде, которая изучает жизнь различных организмов в окружающей среде, где всё живое и неживое вокруг нас взаимодействует.

«Эйкос» – жилище, дом; « логос» – наука, знание. Введено слово «экология» немецким учёным Э. Геккелем в 1866 году.

Ученые –экологи изучают, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь растений,  животных и человека.

 Экологические проблемы возникают чаще всего из-за влияния человека на природу. Как же влияет человек на природу?

Но что это? Нам пришли телеграммы! Срочные!

1.Вот, пожалуйста: «Срочно. От Бабы-яги. Пропадаю, погибаю. Сломала последнюю костяную ногу о мусор, который туристы оставили».

Вот вам и первое влияние – засорение окружающей среды. Наши туристы ведут себя в лесу неправильно.

Правила поведения в лесу: Игра «Выбери правило вежливости»

А) Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

Б) В лесу можно поиграть: листьями  побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, ещё вырастет.

В) Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, главное, никому не мешать.

Г) Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Д) Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

Е) Всякие звери важны – всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

2.Еще одна телеграмма, от вороны: «Это что же такое делается, граждане? Родное гнездо душегубы разорили. Без крыши над головой на старости лет оставили. Я теперь не ворона получаюсь, а бомж. Примите срочные меры». Так ворона и погибнуть может!

Поэтому следующее влияние: истребление животных, да и растений тоже, а значит возникает проблема – резкое сокращение биологического разнообразия на планете.

Педагог -Сейчас ежегодно в мире гибнет несколько видов животных и растений.

Примерно 250 лет назад один путешественник обнаружил в море, у восточных берегов России, огромных, неповоротливых животных, мирно жующих подводные растения. Этих

животных назвали морскими коровами (иллюстрация). На них стали охотиться. Доверчивые звери не боялись людей. Подплывали близко к их лодкам. И люди безжалостно убивали их…. Прошло 27 лет, и морские коровы навсегда исчезли

Экологи стали изучать, какие растения и животные нуждаются в помощи в первую очередь. Были составлены их списки и заданы в виде книги. Это и была первая Красная книга.

3.Пришла телеграмма от белого медведя. «Срочно. Помогите! Айсберги тают. Скоро не на чем будет плавать».

Вот и следующая проблема – «парниковый эффект» А что это такое?

Педагог о парниковом эффекте

Автомобильные выхлопы, трубы заводов, ТЭЦ и даже сжигание бытового мусора загрязняют атмосферу газами. Эти газы удерживают исходящее от Земли тепло, не давая ему подниматься в более высокие слои атмосферы. При этом происходит нагревание земной поверхности. Постепенное повышение температуры на всей Земле приводит к перемене климата и к таянию ледников. В ледниках вода находится как бы «в запасе», ведь в них только пресная вода.

4. Телеграмма от Красной Шапочки: «У бабушки в огороде солнце выжгло всю капусту. Не с чем делать пирожки. Помогите. Голодаем».

- Почему же сгорела капуста у бабушки?

Над огородом нарушился озоновый слой.

А что же такое озоновый слой и где он находится?

Педагог - озон скапливается на высоте 15-60км, образует защитный экран, спасающий нас от ультрафиолетовых лучей. Если озона становится мало, то появляется «озоновая дыра», причиной которой является использование аэрозолей. А что такое аэрозоли? Это баллончики, из которых мы распыляем краску, лак для волос, освежители воздуха и т.д. В этих баллончиках содержатся вещества, разрушающие озоновый слой. Но озоновый слой способен восстанавливаться. Вы замечали, как легко дышится после грозы в сосновом лесу?

5.Телеграмма от белочки: «После дождя попадали все шишки с деревьев, не могу их найти, помогите!»

Почему же шишки попадали после дождя?

Причина – кислотные осадки. Все вы видели после дождя на лужах желтую пленку, после таких дождей обычно желтеют огурцы на грядках. Откуда появляются кислотные дожди? Кислотные дожди бывают после выбросов или аварий на заводах, значит следующее влияние – выбросы заводов.

Итак, человек создает экологических проблемы. Их много, но главное - это.

- загрязнение воздуха

- загрязнение воды

- гибель лесов

- исчезновение животных и растений

Причины загрязнения воздуха:

-автомобильные выхлопы

-промышленные выбросы в атмосферу

-курение

-радиационная опасность

Причины гибели лесов:

-истощение леса чрезмерными вырубками

-лесные пожары

-мусорные свалки

Причины загрязнения воды:

-загрязнение горючими и смазочными веществами

-различный мусор

-отходы промышленных предприятий

Последствия загрязнения окружающей среды

-гибель животного мира

-заражение и гибель окружающей среды радиационными веществами

-увечья человеческого организма

-нарушение экосистемы

Мы рассмотрели некоторые экологические проблемы нашей страны. Надо их решать?

Вопрос: А может ли один человек справиться с такими серьёзными проблемами? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям).

Есть Международные организации: Гринпис, Международный союз охраны природы. Основная цель данных организаций — добиться решения глобальных экологических проблем путем привлечения к ним внимания общественности и властей

Вопрос: А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети?

На одной планете

Дружно жили дети.

Не разоряли гнёзда птиц

Ради нескольких яиц.

Не ловили по дубравам

Рыжих белок для забавы,

Травку не топтали,

Рек не загрязняли.

Все старательно, с умом

Берегли свой общий дом

Под названием Земля,

Где живём и ты, и я!





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!