МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА НАЛЬЧИК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА НАЛЬЧИК
Методическая рекомендация
по теме: Кабардинский хороводный танец
"Удж".
Составитель: Ансокова Амина Зауровна.
г.Нальчик, 2023г.
Аннотация
Рекомендуется использовать, как вспомогательный теоретический материал, на занятиях по хореографии педагогам дополнительного образования
Содержание
Введение
Удж» - массовый хороводный танец
План – конспект занятия по теме: «Хороводный танец Удж»
Заключение.
Введение
Танец, возникнув и меняясь вместе с народом и его культурой, является в известной мере памятником художественной культуры, историческим источником информации о народе. Всё, что составляет идеал мужской и женской красоты, можно найти в народных танцах адыгов: мягкость, целомудрие, изящество и красоту движений девушек, строгость и величавость движений мужчин.
В адыгских национальных танцах соединились в одно целое музыка и пантомима, пляски и атлетические состязания, магические обряды и обрядовые игры. Перед педагогом-хореографом стоит задача привить любовь адыгскому танцу, оформить их танцевальные способности (музыкальные движения и художественно-творческие), развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, правильное дыхание, умение полноценно воспринимать музыкальное произведение и композицию танца.
Адыгский национальный танец тесно связан с музыкальной литературой, историей, изобразительным искусством, литературой.
Обучение по хореографии совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивает те группы мышц, которые мало участвуют в процессе народно-сценического и классического урока, ритмики, даёт обучающимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения различных адыгейских танцев, сложностью их темпов и ритмов.
Адыгский национальный танец начинают изучать у станка, в связи с своеобразной манерой исполнения и некоторыми отличиями от других народных танцев, например постановка корпуса. На начальном этапе обучения изучаются принятые позиции рук и ног, постановка корпуса, осваивается простейшая координация, а также элементы танцев удобные и понятные детям. Следует избегать слишком раннего и быстрого овладения тех специфических особенностей адыгейского танца, которые трудно и невозможно согласовать с «завёрнутыми» положениями, резкие изломы корпуса, но уделять максимальное внимание с первых дней занятий адыгским национальным танцам, манере исполнения, освоению плана зала, движению по площадке в различных рисунках и ракурсах,
Педагог адыгского народно-сценического танца должен большое внимание уделять такому немаловажному фактору как дыхание. Правильно поставленное дыхание имеет иногда решающее значение для усвоения танцевальной техники адыгского танца, особенно если учитывать частую смену темпов и ритмов, длительные, требующие большого дыхания развернутые танцевальные композиции, необходимость преодолевать большое сценическое пространство.
2. Удж» - массовый хороводный танец.
Танец – это вид искусства. В нем через движения тела, музыку создаются образы, передается особый смысл. Все действие в танце сопровождается музыкой, которая задает ритм, скорость и настроение танца, что находит свое отражение в движениях танцора, в фигурах, которые замышляет хореограф, в общей композиции танца.
Появление и развитие адыгских танцев имеют интересную и глубокую историю. В их основе лежат религиозно-культовые пляски. В седую древность пляски с участием больших масс людей являлись магическими актами, которые должны были обеспечить удачу в борьбе с силами природы, принести успех в труде, на охоте, в бою с врагами и т.д. Ряд сказаний о Сосруко и Бадыноко свидетельствует о том, что танец у «Нартов», является в известной мере средством физического воспитания и закалки. Он готовил юношей к подвигам, к борьбе с врагом. На протяжении длительного исторического периода танцы у адыгов выполняли комплекс функций в жизни общества. Разнообразные игры, военная гимнастика и джигитовка воспитывали физическую силу, ловкость и выносливость.
Адыгские танцы – часть культуры народов Кавказа, оставшаяся практически нетронутой и дошедшая до наших дней в своем неизменном виде.
Одним из древнейших хороводных танцев адыгского народа является "Удж" – танец-воспевание, гимн женщине. И где бы он ни исполнялся – на праздниках, свадьбах, гуляниях – традиционной остается мелодия. Традиционен и смысл танца, в нем раскрывается почтение, уважение к женщине, предельное внимание и учтивость, молодые в своём танце сумели высказать друг другу все свои чувства.
«Удж» — это древний адыгский праздничный танец, обычно исполняющийся молодежью в парах.
Пластика, движения этого танца естественны и просты по технологии, что дает возможность исполнителям строить замысловатые рисунки. Танец «Удж» повсеместно распространен и имеет многочисленные варианты
«Удж» - массовый хороводный танец, исполняемый в умеренно-торжественном темпе. По манере исполнения, композиционно танец «Удж» очень разнообразен. Музыкальный размер 2/4, 4/4.
Основные положения рук при исполнении танца «Удж»:
ЮНОШИ
1.Подготовительное
2.Положение «кинжал»
3.Положение рук в парах
4.4-е положение
ДЕВУШКИ
1.Подготовительное
2.1-е положение
3.3-е положение
4.Положение рук в парах
Основные положения ног при исполнении танца - «Удж».
1. 3-я свободная
2. 5-я свободная
3. 6-я или 1-я прямая позиции
Элементы танца «Удж»
1.Раскрытие и закрытие рук
А) одной руки
Б) двух рук
В) поочередное раскрывание рук
Г) переводы рук в различные положения
2. Поклоны
А) на месте
Б) поклон с продвижением вперед
3. Основой ход
А) назад на полупальцах
В) с продвижением вперед
4. Боковые шаги.
Заключение
Одним из любимых танцев адыгов является «Удж» Он напоминает хоровод. «Удж» танцуют, взявшись под руки, и передвигаются по кругу в определенном ритме. Этим танцем обычно заканчивалось каждое торжество, и, возможно, посредством него подчеркивалось единство собравшихся гостей. Шабан Салихович Шу, член Союза композиторов, кандидат искусствоведения , заслуженный деятель искусств Адыгеи и Кубани является автором книги «Адыгские народные танцы». В своей книге он отметил, что адыги считали себя детьми солнца и придавали магическое значение кругу. Поэтому в хореографических рисунках многих танцев отражаются отголоски культа солнца, например в том, что направление танцевального движения идет по кругу навстречу солнцу. Кстати «Удж» был единственным танцем, в котором юноша мог прикоснуться к девушке, взяв ее за руку.
.
3. План- конспект занятия.
Тема: Кабардинский хороводный танец "Удж".
Цель:
использование знаний танца «Кафа» в исполнении движений и создании композиций национального танца «Удж»;
освоение методов сочинения танцевальных комбинаций, этюдов, композиций, хореографических номеров на материале танца.
Задачи:
Образовательные :
овладеть терминологией элементов национального танца «Удж»;
познакомить со средствами и технологией работы с исполнителями в процессе воплощения замысла хореографического произведения;
ознакомить с принципами и законами построения композиции;
Развивающие:
- развить выразительную, точную передачу техники, характера, стиль исполнения танцевальных элементов национального танца «Удж»;
- формировать нравственные качества личности, развивать навыки межличностного общения в танце через взаимодействие с партнером;
- развивать мыслительную деятельность, мышечное чувство, выносливость и постановку дыхания.
Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за национальное культурное наследие;
- привить любовь и устойчивый интерес к народному национальному танцу «Удж»;
Оборудование: танцевальный зал; ТСО - музыкальный центр, музыкальная колонка; флешка с музыкальными композициями.
Образовательные технологии:
- технология развивающего обучения;
- технология обучения в сотрудничестве.
Приемы и методы:
- наглядно-зрительный (показ движений педагогом);
- словесный (объяснение, беседа, диалог);
-практический (упражнения, использование различных приемов для детального выучивания того или иного движения).
План занятия.
Организационный этап:
- Обучающиеся выстраиваются в круг.
—Приветствие (поклон).
—Обозначение педагогом темы и цели занятия.
Информационный этап ( Вступительная беседа: история возникновения национального танца "Удж" - рассказ педагога, фронтальный опрос детей).
Одним из любимых танцев адыгов является «Удж». Он напоминает хоровод. «Удж» танцуют, взявшись под руки, и передвигаются по кругу в определенном ритме. Этим танцем обычно заканчивается каждое торжество.
«Удж» — это древний адыгский праздничный танец, обычно исполняющийся молодежью. Пластика, движения этого танца естественны и просты по технологии, что дает возможность исполнителям строить замысловатые рисунки. «Удж» повсеместно распространен и имеет многочисленные варианты. Танец - древнейшая форма выражения чувств и эмоций, а как форма общения танец появился в человеческом обществе намного раньше языка. В каждой культуре на нашей планете танец оставил большой след, с его помощью праздновались важные события, передавались сакральные тайны и даже излечивались болезни. Сила танца способна не только поднять настроение, но и обрести потерянную гармонию в отношении с окружающими, с самим собой и своим телом.
Адыги не только умеют и любят танцевать. Большое значение придается процедуре приглашения на танец. И надо уметь и делать это красиво и достойно. Перед тем как начать танец, молодой человек довольно живо, но без особой спешки обходит девушку слева, против часовой стрелки, остановится перед ней на расстоянии двух шагов и энергичным гордым кивком головы приглашает девушку танцевать. В танцах адыгов удивительно выражен облик и внутренний мир народа. Не зря древние адыги считали, что танцор должен знать хорошо историю и культуру своего народа.
В конце танца юноша приближается к девушке на расстоянии вытянутой руки, демонстрируя красивую осанку и особую стать, почтительным наклоном головы выражает благодарность девушке за танец. Пока девушка-распорядительница танцев сопровождает станцевавшую девушку на место и пока она не займёт своего места, юноша стоит в круге и лишь после этого покидает его.
Подготовительный этап:
Разминка (комплекс упражнений для разогрева мышц ) - шаг бытовой, легкий шаг с носка, шаг на полупальцах, шаг на пятках, растяжка стопы, движение «ковырялочка»; движение «ножницы».
Основной этап:
— Разучивание элементов национального танца "Удж", упражнения на координацию. Разучивают основные положения рук и ног мужчин и женщин при исполнении танца «Удж» наглядно –зрительным методом т. е. показ движений педагогом. Дети повторяют все элементы танца «Удж» за педагогом:
Элементы танца «Удж»
1.Раскрытие и закрытие рук
А) одной руки
Б) двух рук
В) поочередное раскрывание рук
Г) переводы рук в различные положения
2. Поклоны
А) на месте
Б) поклон с продвижением вперед
3. Основой ход
А) назад на полупальцах
В) с продвижением вперед
4. Боковые шаги.
Итоговый этап
Рефлексия.
Ответы на поставленные вопросы педагога.
Педагог. Сегодня мы отработали и постарались запомнить хореографические элементы национального танца "Удж".
Вы запомнили материал или были затруднения?
Ответы обучающихся.
Педагог. Сегодня мы поработали над танцевальной выразительностью (плавность движений, правильная осанка, четкость движений, взаимоотношения партнеров в танце «Удж» и т.д.).
Смогли ли вы сегодня добиться нужного результата?
Ответы обучающихся.
Педагог оценивает работу детей, делает анализ занятия.
— построение обучающих для выхода из зала;
— прощание (поклон).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Базаров Н., Мей В., «Азбука классического танца». Первые три года обучения. Л.М. 1984г.
2.Бешкок М.М., Нагайцева А.Г., «Адыгейский народный танец». Майкоп. 1982г.
3. Бешкок М.М., «Танцевальная культура адыгов с древних времен до наших дней». Майкоп: ГУРИПП, «Адыгея». 2000г.