СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические материалы для участия в конкурсе проектов по экологическому образованию и воспитанию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над проектом на Всероссийский конкурс авторских образовательных проектов.

Просмотр содержимого документа
«Методические материалы для участия в конкурсе проектов по экологическому образованию и воспитанию.»

Обучение цветоводству и декоративному садоводству учащихся 10 – 11 классов школы VIII вида


Авторы: Шевырева Татьяна Вячеславовна (e-mail: [email protected]), МПГУ, г. Москва;

Кустова Светлана Анатольевна, СКОШ VIII вида № 804, г. Москва.


Литература: Ковалева Е.А. Методика обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.


В современном обществе усиливается внимание к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Важнейшей задачей специального образования является создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии, для обучения, воспитания, психолого-педагогической реабилитации этой категории детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество. Школа является одним из главных институтов социализации подрастающего поколения, включающий такой важный компонент, как самоопределение человека и его профессионально-трудовую подготовку.

Сейчас выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, как правило, мало конкурентоспособны на современном рынке труда; часто отсутствуют необходимые условия для получения ими доступного профессионального образования, а их трудоустройство остается проблемой школьных учреждений и родителей. Профессионально-трудовая подготовка является основой для социальной адаптации и интеграции в общество выпускников школ VIII вида, а трудоустройство – государственной задачей, поэтому разработка организационно-методических основ профессионально-трудовой подготовки учащихся 10 – 12 классов, расширение количества профилей трудового обучения в специальных школах, организация обучения детей с нарушениями интеллекта до 12 класса с углубленной трудовой подготовкой, - все это является актуальным на современном этапе развития школ VIII вида. Е.А. Ковалева отмечала, что «… овладение приемами труда явится не только средством расширения трудового опыта умственно отсталых школьников, но и предпосылкой успешной работы по коррекции недостатков их трудовой деятельности» [1].

С начала 2000-х годов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида № 804 города Москвы были открыты 10 – 11 классы с углубленной трудовой подготовкой, создано и апробировано программно-методическое обеспечение образовательного процесса, в том числе по цветоводству и декоративному садоводству.

Трудовая подготовка учащихся с нарушениями интеллекта по профилю «Цветоводство и декоративное садоводство» проводится с 2006 – 2007 учебного года на базе хорошо организованного пришкольного участка, зимнего сада и специального кабинета по данному профилю трудового обучения.

Пришкольный участок включает:

  • фруктовый сад, заложенный около 40 лет назад (5 видов яблонь, вишни и др.);

  • мини дендропарк (более 20 видов декоративно-лиственных деревьев и кустарников);

  • альпийская горка, содержащая многие виды хвойных растений;

  • цветники с одно-, двулетними и многолетними растениями.

Зимний сад является базой для изучения комнатных растений и практики по уходу за ними. В специальном кабинете по данному профилю трудового обучения представлены авторские учебные пособия и методические материалы, а также необходимое учебное оборудование.

Содержание программы «Цветоводство и декоративное садоводство» имеет особенности, которые обусловлены задачами коррекции, развития, обучения и воспитания умственно отсталых учащихся, исходя из их психофизиологических возможностей, а также предметного содержания естествоведческой и трудовой подготовки.

Программа предусматривает:

  • закрепление и расширение навыков ухода за цветочно-декоративными растениями открытого и закрытого грунта, садово-декоративными растениями;

  • выработка умения ориентироваться в задании и планировать работу по предложенному учителем материалу;

  • самостоятельное планирование последовательности действий;

  • контроль хода и результатов работы (комментирование и оценка действий);

  • формирование и совершенствование специфических для цветоводства и садоводства приемов труда;

  • дальнейшее развитие и совершенствование общих трудовых умений.

Основные виды деятельности учащихся:

  1. Работы в открытом грунте:

  • уход за деревьями и кустарниками, используемых в ландшафтном строительстве,

  • подготовка и улучшение почв на пришкольном участке,

  • сезонный уход за садовыми дорожками и площадками,

  • работы по устройству цветников, элементов цветочного оформления.

  1. Работы в закрытом (защищенном) грунте:

  • обработка и зимнее хранение корнеклубней незимующих многолетников,

  • разбор, сушка и хранение семян-однолетников,

  • уход за комнатными растениями в зимнем саду,

  • составление почвенных смесей,

  • выращивание рассады цветочно-декоративных культур для открытого грунта,

  • составление букетов и декора из срезанных культур.

Обучение цветоводству и декоративному садоводству рассчитано на общую подготовку учащихся школ VIII вида в условиях городской среды элементам сельскохозяйственного труда по специальности «озеленитель», «рабочий садово-паркового хозяйства».

Выпускник, освоивший основы профессии, должен обладать компетенциями, включающими в себя способность:

-понимать сущность и социальную значимость профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

-организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенную бригадиром;

-работать в команде, бригаде, эффективно общаться с коллегами, руководством,работодателем.

-анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы; Такая подготовка позволит выпускникам выполнять разнообразные виды работ по выращиванию и уходу за цветочными и садовыми культурами, а также продолжить дальнейшее образование в колледже соответствующего профиля.

Так, после окончания СКОШ № 804, дальнейшее профессиональное образование проходило в колледже малого бизнеса № 4 (профессия «цветовод») и в колледже ландшафтного дизайна № 18 (профессии: «цветовод», «рабочий зеленого хозяйства»). В 2011 году три человека, окончивших 11-ый класс школы продолжили свое образование в этих колледжах, а в 2012 году – четыре человека. Все учащиеся этих колледжей проходят производственную практику в теплицах и садах на территории ВДНХ.

Итак, обучение цветоводству и декоративному садоводству будет способствовать более успешному трудоустройству и повышению конкурентоспособности выпускников школ VIII вида на рынке труда, а продление сроков пребывания умственно отсталых детей в школе создаст предпосылки для достижения ими большей социальной зрелости.


Тема: «Двулетние растения»

Цель: сформировать представление о продолжительности жизни растений, познакомить с двулетними растениями.
Задачи:
а) знакомство с двулетними растениями, учить соотносить растение с одной из групп, закрепить знания о разнообразии растений.
б) развитие познавательной активности, речи, умение сравнивать, анализировать и делать выводы
в) заинтересовать предметом, бережнее относиться к миру растений.
Оборудование: иллюстрации растений, карточки для выполнения самостоятельной работы, словарные слова.

Ход урока.
1. Организационный момент.
- Сегодня на уроке мы продолжим говорить об удивительном мире растений.
2. Актуализация знаний.
а) Беседа
- А, сейчас, давайте вспомним, как называются растения, которые человек сажает и ухаживает за ними? (Культурные)
- А как называются растения, которые растут сами, без помощи человека? (Дикорастущие)
- Выберите картинку растения на столе и определите культурное оно или дикорастущее
(роза, тюльпан, георгин, василек, одуванчик, ромашка)
3. Основная часть урока.
- Ребята, докажите, что растение это живой организм.

(Растения питаются, дышат, растут, размножаются)
- Растения, как и другие живые организмы, имеют возраст. Одни растения живут всего несколько месяцев. Весной они прорастают из семян. Летом и осенью цветут, дают плоды с семенами и погибают. Другие наоборот живут десятки и тысячи лет.

С некоторыми такими растениями мы уже с вами познакомились.

Давайте вспомним:

- Как называются растения, которые весной развиваются из семени, летом цветут, а осенью погибают . ( однолетними). Бархатцы, цинния, настурция, ноготки, петуния.

- Как называются растения, которые растут на одном месте много лет. Из них ежегодно вырастают новые растения. Они цветут, дают плоды и отмирают. А луковицы, клубни, корневища зимуют в почве. (Многолетними) тюльпан, крапива, одуванчик, лилия, ирис, георгин.

- Сегодня мы познакомимся с новым видом растений, которые называются ДВУЛЕТНИЕ.

Запишите в тетради тему урока. Двулетние растения.

Двулетние растения - это такие растения, которые растут два года.

В первый год после посадки образуется кустик и развивается корневая система.

Во второй год растение начинает цвести.

Зарисовать в тетрадь схему продолжительности жизни двулетних растений.



Для получения цветущих растений двулетников в первый год их семена высевают на рассаду. Таким образом, мы получаем цветущие растения в первый год.


Поместить иллюстрации растений на доску: Анютины глазки, гвоздика турецкая, колокольчик, незабудка, маргаритка — это двулетние растения.
4. Самостоятельная работа в тетради по карточке.
5. Обобщение.
- Какие растения называются однолетними? (Те растения, которые живут один сезон)
- Приведите примеры однолетних растений.
- Какие растения называются двулетними? (Двулетние – это растения, которые растут два года)
- Приведите примеры.
- Какие растения называются многолетними (которые растут много лет)
- Приведите примеры.
6. Закрепление.
- определите, к какой группе относятся растения, соедините стрелкой.


растут много лет двулетние
на одном месте



растут два года многолетние



растут один год и погибают однолетние



7. Подведение итогов.
Выставление оценок.

















Автономное учреждение

профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«СУРГУТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



Всероссийский фестиваль педагогического творчества

2015-2016 учебный год


Номинация: коррекционная и специальная педагогика






Методическая разработка

конкурса профессионального мастерства «Город мастеров»

по профессии 17530 «Рабочий зеленого строительства»

для обучающихся специальной (коррекционной) группы










Разработала:

Гребенец Ирина Александровна





Сургут, 2015


Конкурс профессионального мастерства

«Город мастеров»


Профессия: 17530 Рабочий зеленого строительства

Место проведения: Лаборатория «Растениеводства»

Материальное оснащение:ящики с сеянцами однолетних цветочных культур, кассета с почвенной смесью, пикировочный колышек.



Дидактические материалы:

  • тестовое задание (приложение 1),

  • ответы на вопросы тестового задания (приложение 2),

  • технологическая карта процесса выполнения пикировки (приложение 3),

  • контроль выполнения практической работы (приложение 4),

  • качественная оценка пикировки рассады (приложение 5),

  • оценка правильности посадки(приложение 6)

  • проверка правильности посадки (приложение 7)

  • задания (кроссворд, загадки,анаграмма)(приложения 8-12)


Участники конкурса:обучающиеся (специальной) коррекционной группы 407 по профессии «Рабочий зеленого строительства»


1.Цель конкурса:

- Определить лучшего по профессии «Рабочий зеленого строительства;

-Повысить интерес кпрофессиональному мастерству и творческому подходу к выполняемой технологической операции;

-Воспитывать настойчивость в достижении цели, внимательность, дисциплинированность, организованность.






2. Условия конкурса

К конкурсу допускаются обучающиеся, успевающие по профессиональным модулям, по учебной практике, не имеющие пропусков занятий по неуважительной причине и нарушений трудовой дисциплины.

3. Порядок проведения конкурса:

1. Приветствие участников конкурса, ознакомление с условиями конкурса.


2. Теоретический этап.

Письменная работа – тест.

Время выполнения – 45 минут.

Участники: все обучающиеся группы.

Участники отвечают на 30 вопросов по ранее изученному материалу по предметам и профессиональным модулям: «Основы агрономии», «Охрана труда», «Выращивание цветочно-декоративных культур в открытом и защищенном грунте», «Выращивание древесно-кустарниковых культур», «Основы зеленого строительства»,

3. Практический этап.

Практическое задание – Пикировка сеянцев однолетних цветочных культур.

Время выполнения – 20 минут.

Участники: 3 человека.

По результатам теоретического этапа, три участника, набравших большее количество баллов, принимают участие на практическом этапе. Остальные участники становятся «участниками-болельщиками» и выполняют дополнительные задания. «Участники-болельщики принимают участие в оценке практической работы и дают по 1 баллу одному из участников.



4. Критерии оценивания:

1. Письменная работа (Тест). За каждый правильный ответ – 1 балл, всего за письменную работу необходимо получить до 30 баллов.



2. Практическая работа до 40 баллов.

2.1 Соблюдение правил техники безопасности до 5 баллов

2.2 Организация рабочего места до 5 баллов

2.3 Соблюдение правил технологии до 5 баллов

2.4 Качество выполнения задания до 25 баллов



3. Дополнительные баллы от «участников-болельщиков».

Участник конкурса может получить более 70 баллов.


4. Награждение участников.

По окончании конкурса профессионального мастерства «Город мастеров» жюри подводит итоги, и награждает грамотами.



Приложение №1

Тестовые задания на конкурс «Город мастеров»

для обучающихся по профессии «Рабочий зеленого строительства»

по предметам и профессиональным модулям: Основы Агрономии, Охрана труда, Выращивание цветочно-декоративных культур в открытом и защищенном грунте, Выращивание древесно-кустарниковых культур, Основы зеленого строительства.

№п/п

Вопросы

Ответы

1

Механическое повреждение толстых и жестких оболочек семян

а) скарификация

б) дражирование

в) протравливание

2

Имеют мелкие семена


а) настурция

б) гвоздика

в) петуния

3


Каменистый сад

а) миксбордер

б) массив

в) рокарий

4

Определить двулетнее цветочное растение

а) календула

б) гиацинт

в) колокольчик средний

5

Пересадка сеянцев с целью увеличения площади питания

а) окулировка

б) пикировка

в) копулировка

6

Растения, потребляющие малое количество воды

а) ксерофиты

б) гидрофиты

в) мезофиты

7

Светолюбивое растение

а) хоста

б) незабудка

в) роза

8

Одиночная посадка, отличающаяся каким-либо признаком (окраской и величиной цветка, формой листьев и др.)

а) арабеска

б) солитер

в) рабатка

9

Цветник в виде полоски шириной 50-300 см

а) клумба

б) бордюр

в) рабатка

10

Узкие полосы из цветов или зелени шириной 0,1-0,5 м применяемые для окаймления краев клумб, рабаток, проходов

а) миксбордеры

б) портеры

в) бордюры

11

Вид обрезки предназначенный для увеличения свето-и воздухопроницаемости кроны, удаления больных, усыхающих и надломленных ветвей

а) санитарная

б) омолаживающая

в) формовочная

12

Толщина плодородного слоя для ковровых растений

а) 30-50 см

б) 20-30 см

в) не менее 15 см

13

Способ посева мелких семян

а) в бороздки

б) вразброс

в) гнездами

14

К М А Ф можно отнести

а) дорожки, площадки

б) газоны, цветники

в) вазоны, фонари

15

Меры борьбы с сорной растительностью на газонах

а) прокалывание

б) химическое воздействие

в) прочесывание

16

Определить органическое удобрение

а) калийное

б) фосфорное

в) торф

17

Какое растение относится к семейству первоцветных и зацветает ранней весной?

а) тюльпан

б) примула

в) нарцисс

18

Цветник в виде круга, овала, квадрата

а) клумба

б) бордюр

в) рабатка

19

Определить луковичное растение

а) пион

б) тюльпан

в) ирис

20

Какое растение называют летним «кипарисом»?

а) перилла

б) агератум

в) кохия

21

Какие цветочные растения используют в вертикальном озеленении?

а) астильба

б) клематис

в) тагетис

22

Какие многолетние цветочные растения зимуют в открытом грунте?

а) георгина

б) флокс

в) гладиолус

23

Летники, имеющие красивую форму и окраску листьев

а) красивоцветущие

б) вьющиеся

в) декоративно-лиственные

24

Вредителями травостоя являются:

а) долгоносик

б) фузариоз

в) бурая пятнистость

25

Определить холодостойкое растение

а) бегония

б) астра китайская

в) сальвия

26

Мульчирование

а) после посадочный полив

б) внесение комплексных удобрений

в) использование торфа, опилок

27

Рядовые посадки

а) аллеи

б) группы

в) солитеры

28

Защита растений от мороза

а) внесение комплексных удобрений

б) укрытие лапником

в) рыхление почвы

29

Инструктаж по ТБ при поступлении на работу

а) внеплановый

б) повторный

в) вводный

30

Подъем и перемещение вручную груза девушкам и юношам в возрасте 16-17 лет

а) девушкам - 3 кг; юношам – 4 кг

б) девушкам – 2 кг; юношам - 3 кг

в) девушкам – 4 кг; юношам – 5 кг

Приложение №2


Ответы на вопросы тестового задания к конкурсу «Город мастеров»


Номер вопроса

Вариант ответа

1

а

2

в

3

в

4

в

5

б

6

а

7

в

8

б

9

в

10

в

11

а

12

в

13

б

14

в

15

б

16

в

17

б

18

а

19

б

20

в

21

б

22

б

23

в

24

а

25

б

26

в

27

а

28

б

29

в

30

а














































Приложение № 3


Технологическая карта процесса выполнения пикировки


Указания по выполнению задания


Содержание и последовательность работы


Указания и пояснения к выполнению задания











1




До извлечения всходов из ящика, почва должна быть слегка подсушенной.

Аккуратно извлеките растения из посевного ящика не повредив корневую систему.










2



Пикировочным колышком проделайте в ячейках углубления такой величины, чтобы в них свободно размещалась вся корневая система сеянцев.








3

Опустить сеянец (держа его за настоящий лист) в предварительно сделанное углубление на 1 см выше семядольных листьев. Осторожно уплотните почву вокруг стебля, стараясь не приминать ее слишком сильно.






Приложение № 4



Контроль выполнения практической части



ФИО участника

Соблюдение правил ТБ

(до 5 баллов)

Организация рабочего места

(до 5 баллов)

Соблюдение правил технологии

(до 5 баллов)

Качество выполнения задания

(до 25 баллов)

Баллы болель-щиков

Общее

количество заработанных баллов

1.








2.








Члены жюри:

  1. _________________/_______________________________

  2. _________________/_______________________________

  3. _________________/_______________________________

  4. _________________/_______________________________





Приложение № 5



Качественная оценка пикировки рассады



Критерии оценивания

баллы Баллы

После посадки уровень почвы на 1 см ниже края емкости

5 5

Сеянцы пересажены в центр емкости

5

Сеянцы заглублены по семядольные листочки

5

Посаженное растение при потягивании невытягивается из почвы, и не обрываются листочки (корни)

5

Рабочее место приведено в полный порядок

5

Итого:

25





Приложение № 6

Оценка качества пикировки





















Приложение №7

Проверка правильности посадки







Если слегка потянуть посаженное растение, оно не должно обрываться по листьям (корням) или вытягиваться из почвы.






















Приложение №8


КРОССВОРД «ЦВЕТЫ»

По горизонтали:

1. В честь этого весеннего цветка во Франции еще в начале ХХ века устраивали праздник, а П. И. Чайковский посвятил ему свои стихи.

2. Этот цветок, по древнегреческим мифам, появился из морской пены вместе с богиней любви Афродитой.

3. Этот цветок стал эмблемой революции. 4. Название этого цветка связано с легендой о самовлюбленном юноше.


По вертикали:

1. Легенда гласит, что бог запретил работать в воскресенье, а пчелы его ослушались. И теперь они не питаются нектаром этого цветка, а опыляют его только шмели.

2. Название этого цветка связано с легендой, в которой говорится о верности девушки своему любимому.

3. По греческим сказаниям, этот цветок является цветком бога сна.

4. По-латыни цветок этот называется “меч”.


По горизонтали:1) ландыш; 2) роза; 3) гвоздика; 4) нарцисс.

По вертикали: 1) клевер; 2) незабудка; 3) мак; 4) гладиолус.




Приложение №9

Загадки

Узнать меня, друзья, - пустяк!

Две ноты, буква, мягкий знак.

Цвету в садах, расту я в парках,

Живу в букетах и подарках.



Р

Е





Под мохнатой лапой ели

Светят матовые лампы



Н

Д





Шариком пушистым белеет в поле чистом,

Дунул ветерок – остался стебелёк.




В

А

Н






В голове – горошки,

А голова на ножке.


А




Какие цветочные часы плавают по воде?




Ш

И





Стоят в лугах сестрички:

Золотой глазок, белые реснички



М

А





Вырос в поле злой и колкий,

Во все стороны иголки




Е

Й





Приложение №10

ОТВЕТЫ

Загадки

Узнать меня, друзья, - пустяк!

Две ноты, буква, мягкий знак.

Цвету в садах, расту я в парках,

Живу в букетах и подарках.

С

И

Р

Е

Н

Ь



Под мохнатой лапой ели

Светят матовые лампы

Л

А

Н

Д

Ы

Ш



Шариком пушистым белеет в поле чистом,

Дунул ветерок – остался стебелёк.

О

Д

У

В

А

Н

Ч

И

К



В голове – горошки,

А голова на ножке.

М

А

К



Какие цветочные часы плавают по воде?

К

У

В

Ш

И

Н

К

А


Стоят в лугах сестрички:

Золотой глазок, белые реснички

Р

О

М

А

Ш

К

А


Вырос в поле злой и колкий,

Во все стороны иголки

Р

Е

П

Е

Й

Н

И

К





Приложение № 11

Анаграмма

  1. Переставьте буквы, так, чтобы получились слова.

АТПАЛО -___________________________

ТЫМАГО-___________________________

ЛИЫХТЕЛЬР-_______________________



  1. Впишите вместо цифр буквы алфавита, соответствующие номерам этих цифр, и прочитайте названия цветочных растений, которые выращивают на садовом участке.



  1. 18 33 2 10 15 1; 1)____________________

  2. 12 1 13 10 15 1; 2)____________________

  3. 24 10 15 6 18 1 18 10 33 3)____________________

  4. 2 1 13 30 9 1 14 10 15 4)____________________

  5. 1 19 17 1 18 1 4 21 19 5) ____________________

  6. 24 10 15 10 33 6) ___________________

Подсказка


Приложение № 12


ОТВЕТЫ



Анаграмма

  1. Переставьте буквы, так, чтобы получились слова.

АТПАЛО - лопата

ТЫМАГО- мотыга

ЛИЫХТЕЛЬР- рыхлитель



  1. Впишите вместо цифр буквы алфавита, соответствующие номерам этих цифр, и прочитайте названия цветочных растений, которые выращивают на садовом участке.



  1. 18 33 2 10 15 1; 1) рябина

  2. 12 1 13 10 15 1; 2) калина

  3. 24 10 15 6 18 1 18 10 33 3) цинерария

  4. 2 1 13 30 9 1 14 10 15 4) бальзамин

  5. 1 19 17 1 18 1 4 21 19 5) аспарагус

  6. 24 10 15 10 33 6) циния





Список литературы

  1. Бобылева, О.Н. Цветочно-декоративные растения открытого грунта: учеб.пособие/ О.Н. Бобылева. - М.: Издательский центр "Академия",2010.-208 с.

  2. Бобылева, О.Н. Цветочно-декоративные растения защищенного грунта: учеб.пособие/ О.Н. Бобылева. - М.: Издательский центр "Академия", 2010.-144 с.

  3. Теородонский, В.С. Садово-парковое строительство и хозяйство: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.С. Теородонский.- 2-е изд., стер.- М.: Академия, 2012.- 288с.

  4. Тургиев, А.К. Охрана труда в сельском хозяйстве:учеб.пособие/А.К. Тургиев.-Издательский центр "Академия",2012.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!