МБОУ ЛИЦЕЙ №10 г. Ставрополя
Методическая разработка внеклассного мероприятия МО учителей русского языка и литературы
«Изготовление афиши как элемент формирования функциональной грамотности »
Составитель: Алексеева И.В.
Ярош А.Н.
Ставрополь, 2023
Проектная задача «Изготовление афиши »
Паспорт проектной задачи
Тип проектной задачи | Межпредметная (математика, окружающий мир, литературное чтение) |
Место проектной задачи в образовательном процессе | Рекомендуемое время проведения — 1 урок |
Дидактические цели | Создание условий для комплексного использования освоенных математических и читательских умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации (проявление математической и читательской грамотности). Отработка навыков сотрудничества в микрогруппах: коллективно-распределительная деятельность при решении ряда практических задач |
Планируемые результаты | Математическая грамотность Способность применять следующие математические умения в нестандартных условиях: составлять целое из заданных частей; читать, заполнять и интерпретировать данные таблиц, столбчатой диаграммы; интерпретировать данные, приведенные в тексте и на рисунке; выполнять реальные расчеты с извлечением данных из таблицы и текста. Читательская грамотность Проявляют следующие умения определять место, где содержится искомая информация; находить и извлекать одну или несколько единиц информации; соотносить визуальное изображение с вербальным текстом; понимать фактологическую информацию; использовать информацию из текста для решения практической задачи. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД умение принимать задачу деятельности и сохранять её до конца действий; умение планировать деятельность; умение осуществлять контроль процесса и результатов деятельности (при выполнении итогового задания); умение осуществлять самооценку и оценку работы группы. Коммуникативные УУД умение договариваться для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач; построение речевого высказывания в письменной и устной форме |
Содержание проектной задачи (5 класс)
Описание проблемной ситуации
Дети заходят в класс и берут на подносе баранку, бублик, пряник или сухарик. Это служит способом разделения на группы. Вспомним правила работы в группе.
2.Каждый высказывается по теме
3.Один говорит – все слушают
4.Каждая версия обсуждается в группе
5. В группе согласуется общее решение
6.Представитель группы защищает решение всей группы
Перед вами папка-помощница.Рассмотрите, что на 1 странице? QR-код
(музыка) Ребята,предлагаю отгадать загадку :
Праздник мой Лишь раз в году
На недельку к вам приду.
Радость всем я принесу
И блинами угощу.
эта неделя масленичная.
Наш класс получил задание :для всех учеников начальной школы провести праздник «Масленица». Как вы думаете: какие цели мы поставим перед собой?
Вспомнить…
Узнать…
Научиться…
Как узнают ребята о празднике?
Чем отличается объявление, плакат, афиша?
В словаре читеем:
Объявлением называют написанное вами на листе бумаги или напечатанное в газете, журнале и т. п. краткое сообщение, содержащее информацию, которую бы вы хотели довести до сведения большого количества людей.
Плакат - Рисунок с кратким текстом, вывешиваемый на улице или в общественном учреждении в агитационных, информационных или рекламных целях.
Афиша – это объявление, которое вывешивается на видном месте. В афише обязательно указывается дата, время и место проведения праздника, концерта или спектакля. |
Что лучше всего нам сделать: объявление, плакат, афишу?
1 задание а) Прежде чем составить афишу, нужно определить, когда будет проходить праздник. Прочитайте текст и определите, какой день масленичной недели лучше выбрать для проведения праздника, если на нём предполагаются конкурсы, хоровод, состязания.
Масленица — один из древнейших русских праздников, который символизирует приход весны. Длится он 7 дней.
Понедельник – «Встреча». В этот день встречали гостей.
Вторник – «Заигрыш». В этот день молодые люди искали себе невест.
Среда – «Лакомка». Пекли блины с разными начинками.
Четверг – «Разгуляй – четверок». С этого дня люди переставали работать и начинали веселиться: устраивали кулачные бои, конкурсы и состязания, водили хороводы, пели веселые песни.
Пятница – «Тёщины вечёрки». Ходили к тёще на блины.
Суббота – «Золовкины посиделки». В этот день посещали сестёр мужа.
Воскресенье – «Прощённый день». Этим днем завершалась масленичная неделя. Все просили друг у друга прощения и сжигали чучело Масленицы
б) День недели выбран. Пользуясь календарем, определите дату проведения праздника. Это легко сделать, если отсчитать от дня празднования Пасхи назад 7 недель. Пасха 16 апреля. Впишите в афишу выбранную дату.
в) Выберите из картинок, предложенных ниже, ту, которая изображает праздник «Масленица», приклейте ее в афишу.
2 заданиеа) Теперь необходимо определитьв какое время в каком месте начнется наш праздник. Ознакомьтесь с программой праздника, определите время и место начала мероприятия. Определите продолжительность праздника. Прикрепите данные в афишу.
Программа мероприятия
13:00-13:15 | Встреча на стадионе |
13:15-14:00 | Масленичные развлечения, |
14:00-14:30 | Интересные представления, |
14:30-15:00 | Всевозможные задания, |
15:00-15:20 | Хороводов дружное завивание, |
15:20-16:00 | И, конечно, с Масленицей прощание! |
-Знаки 0+, 6+, 12+, 16+, 18+ (Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ)
- контактные данные . Чей телефон для справок укажем?
3 заданиеа) В последний день Масленицы всегда сжигали чучело. Сжигание означало полную победу над зимой. Давайте составим инструкцию, как сделать чучело Масленицы.Для этого необходимо соотнести картинку с нужным описанием и пронумеровать пункты описания.
Инструкция «Как сделать чучело Масленицы»
Картинка | Описание |
1 | 1____ Возьмите светлый полотняный мешок, набейте его бумагой и зашейте. Повяжите «голову» ярким платком и им же прикрепите ее к туловищу. |
2 | 2____ Заплетите косы и нарисуйте лицо. |
3 | 3____ Используйте легковоспламеняющиеся материалы – солому и бумагу. Прикрепите их к основе с помощью веревки. |
4 | 4____ Возьмите два сухих бруска: один длиннее для туловища, а второй – для рук, и соедините крестом между собой. |
1 -4 2-3 3 -1 4-2
4 задание.
Есть блины на Масленицу – важный ритуал. Наши предки считали, что с каждым кусочком они получают энергию солнца. В нашей столовой хотят испечь к празднику блины для всех детей с 1 по 4 класс. Давайте поможем поварам рассчитать необходимое количество блинов.
а) Пользуясь диаграммой, определите, сколько детей в каждом классе. Занесите данные об общем количестве учеников всех 1-х, 2-х, 3-х и 4-х классов в таблицу.
Количество учеников начальных классов |
| 1 классы | 2 классы | 3 классы | 4 классы | Итого |
Количество учеников | | | | | |
б) Пользуясь полученными данными, сосчитайте сколько нужно испечь блинов на всех детей, если каждый ученик съест по 2 блина.
В) Практика А теперь предлагаю по 1 представителю от группы подойти к демонстрационному столу. Ваша задача приготовить тесто для блинов по заданному рецепту: блины и блины с припеком(добавить колбасу)
Рецепт блинов: мука 0, 5 стакана, вода 0, 5 стакана, 1 яйцо, соль 1ч.ложка сажара, щипотка соли.
Добавить кусочки колбасы – будут блины с припеком.
Надеюсь, что у вас получилось удачное тесто .Скажите , ребята, мы достигли всех целей , которые ставили перед собой на занятии?( смайлик веселый да , задумался – нет)
Рефлексия
Так что же должно быть на афише? Как полученные сегодня знания вам пригодятся в жизни?
Дополните свою афишу каким-нибудь веселым призывом. Запишите его
Разместите свои афиши на доске, обоснуйте свой ответ
-Ребята на Руси не только пекли пироги , но и ходили в гости друг к другу, пели песни и веселились. Приглашаю всех в хоровод.
Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!
Замысел проектной задачи
Дети работают в группах по 4 — 5 человек, выполняя последовательно 5 заданий. Для удобства работы в группе учитель может распечатать задания в нужном количестве для каждой группы. Для детей с ОВЗ задания могут выбираться «по силам», а остальные задания даваться в готовом виде. Результаты выполнения с первого по четвертое задание заносятся в афишу. Задание 5 позволяет детям добавить свои картинки, информацию из других источников. Эти источники предоставляет учитель. Это могут быть: доступ в интернет, карточки со стихами, интересные факты об этом празднике и т.д.
Итогом совместной работы группы является «продукт» — афиша. Создавая свой «продукт», дети получают данные после выполнения заданий. При этом осуществляют отбор материала, анализируют, преобразовывают «продукт», по желанию, дополняя информацией.
Работа рассчитана на 1 урок.
Комментарий к заданию 1. Детям необходимо ознакомиться с информацией о празднике «Масленица». Определить, в какой день лучше провести праздник, используя описание особенностей каждого дня масленичной недели. Далее нужно определить дату проведения праздника с опорой на календарь, выбрать и вырезать картинку с изображением соответствующего праздника.
Комментарий к заданию 2. Пользуясь данными таблицы «Программа мероприятия», нужно определить время и место начала праздника, занести его в афишу. Пользуясь этой же таблицей, нужно указать в афише, какие развлечения планируются на празднике.
Комментарий к заданию 3. Данное задание предполагает составление инструкции по изготовлению куклы «Масленица». Пользуясь таблицей, ученики должны соотнести картинку с ее текстовым описанием и обозначить порядковый номер каждого пункта инструкции.
Комментарий к заданию 4. Пользуясь диаграммой, дети должны определить, сколько учеников в каждом классе. Используя эту информацию, нужно узнать, сколько учеников в начальной школе. Определив их количество, учащимся необходимо подсчитать количество блинов, которое нужно испечь.
Комментарий к заданию 5. Дети могут добавить в свою афишу привлекающие внимание фразы: Внимание! Всем! Всем! Всем! и т.д., а также информацию из дополнительных источников, предоставленных учителем. Могут красочно оформить свою афишу. По окончании оформления афиши, представляют свой продукт.
Комментарии к рефлексии членов группы
Заполнение листа самооценки каждым участником группы. Распечатать на каждого.
Комментарии к оценочному листу публичного представления работы группы (Приложение 1).
Работа проходит фронтально, совместно с учителем дают оценку «продукта» группы. В таблицу заносят баллы от 0-3.Таблица висит на доске для каждой группы. Шкала дана после таблицы.
Программа мероприятия
13:00-13:15 | Встреча на стадионе |
13:15-14:00 | Масленичные развлечения, |
14:00-14:30 | Интересные представления, |
14:30-15:00 | Всевозможные задания, |
15:00-15:20 | Хороводов дружное завивание, |
15:20-16:00 | И, конечно, с Масленицей прощание! |
Программа мероприятия
13:00-13:15 | Встреча на стадионе |
13:15-14:00 | Масленичные развлечения, |
14:00-14:30 | Интересные представления, |
14:30-15:00 | Всевозможные задания, |
15:00-15:20 | Хороводов дружное завивание, |
15:20-16:00 | И, конечно, с Масленицей прощание! |