СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для реализации проектной задачи «Изготовление афиши как элемент формирования функциональной грамотности »

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для комплексного использо­вания освоенных математических и читательских умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации (проявление математической и читательской грамотности).

Отработка навыков сотрудничества в микрогруппах: коллективно-распределительная деятельность при решении ряда практических задач

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для реализации проектной задачи «Изготовление афиши как элемент формирования функциональной грамотности »»




МБОУ ЛИЦЕЙ №10 г. Ставрополя











Методическая разработка внеклассного мероприятия МО учителей русского языка и литературы

«Изготовление афиши как элемент формирования функциональной грамотности »






Составитель: Алексеева И.В.

Ярош А.Н.






Ставрополь, 2023







Проектная задача «Изготовление афиши »

Паспорт проектной задачи

Тип проектной задачи

Межпредметная (математика, окружающий мир, литературное чтение)

Место проектной задачи в образова­тельном процессе

Рекомендуемое время проведения — 1 урок

Дидактические цели

Создание условий для комплексного использо­вания освоенных математических и читательских умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации (проявление математической и читательской грамотности).

Отработка навыков сотрудничества в микрогруппах: коллективно-распределительная деятельность при решении ряда практических задач

Планируемые результаты


Математическая грамотность

Способность применять следующие математические умения в не­стандартных условиях:

  • составлять целое из заданных частей;

  • читать, заполнять и интерпретировать данные таблиц, столбчатой диаграммы;

  • интерпретировать данные, приведенные в тексте и на рисунке;

  • выполнять реальные расчеты с извлечением данных из таблицы и текста.

Читательская грамотность

Проявляют следующие умения

  • определять место, где содержится искомая информация;

  • находить и извлекать одну или несколько единиц информации;

  • соотносить визуальное изображение с вербальным текстом;

  • понимать фактологическую информацию;

  • использовать информацию из текста для решения практической задачи.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

  • умение принимать задачу деятельности и сохранять её до конца действий;

  • умение планировать деятельность;

  • умение осуществлять контроль процесса и результатов деятельности (при выполнении итогового задания);

  • умение осуществлять самооценку и оценку работы группы.

Коммуникативные УУД

  • умение договариваться для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач;

  • построение речевого высказывания в письменной и устной форме


Содержание проектной задачи (5 класс)

Описание проблемной ситуации


Дети заходят в класс и берут на подносе баранку, бублик, пряник или сухарик. Это служит способом разделения на группы.   Вспомним правила работы в группе. 

                           2.Каждый высказывается по теме

                           3.Один говорит – все слушают

                           4.Каждая версия обсуждается в группе

                           5. В группе согласуется общее решение

                           6.Представитель группы защищает решение всей группы

Перед вами папка-помощница.Рассмотрите, что на 1 странице? QR-код

(музыка) Ребята,предлагаю отгадать загадку :

Праздник мой Лишь раз в году

На недельку к вам приду.

Радость всем я принесу

И блинами угощу. 

эта неделя масленичная.

Наш класс получил задание :для всех учеников начальной школы провести праздник «Масленица». Как вы думаете: какие цели мы поставим перед собой?

Вспомнить…

Узнать…

Научиться…

Как узнают ребята о празднике?

Чем отличается объявление, плакат, афиша?

В словаре читеем:

 Объявлением называют написанное вами на листе бумаги или напечатанное в газете, журнале и т. п. краткое сообщение, содержащее информацию, которую бы вы хотели довести до сведения большого количества людей.

Плакат - Рисунок с кратким текстом, вывешиваемый на улице или в общественном учреждении в агитационных, информационных или рекламных целях.

Афиша – это объявление, которое вывешивается на видном месте. В афише обязательно указывается дата, время и место проведения праздника, концерта или спектакля.

Что лучше всего нам сделать: объявление, плакат, афишу?




1 задание а) Прежде чем составить афишу, нужно определить, когда будет проходить праздник. Прочитайте текст и определите, какой день масленичной недели лучше выбрать для проведения праздника, если на нём предполагаются конкурсы, хоровод, состязания.

Масленица — один из древнейших русских праздников, который символизирует приход весны. Длится он 7 дней.

Понедельник – «Встреча». В этот день встречали гостей.

Вторник – «Заигрыш». В этот день молодые люди искали себе невест.

Среда – «Лакомка». Пекли блины с разными начинками.

Четверг – «Разгуляй – четверок». С этого дня люди переставали работать и начинали веселиться: устраивали кулачные бои, конкурсы и состязания, водили хороводы, пели веселые песни.

Пятница – «Тёщины вечёрки». Ходили к тёще на блины.

Суббота – «Золовкины посиделки». В этот день посещали сестёр мужа.

Воскресенье – «Прощённый день». Этим днем завершалась масленичная неделя. Все просили друг у друга прощения и сжигали чучело Масленицы





б) День недели выбран. Пользуясь календарем, определите дату проведения праздника. Это легко сделать, если отсчитать от дня празднования Пасхи назад 7 недель. Пасха 16 апреля. Впишите в афишу выбранную дату.










в) Выберите из картинок, предложенных ниже, ту, которая изображает праздник «Масленица», приклейте ее в афишу.



2 заданиеа) Теперь необходимо определитьв какое время в каком месте начнется наш праздник. Ознакомьтесь с программой праздника, определите время и место начала мероприятия. Определите продолжительность праздника. Прикрепите данные в афишу.

Программа мероприятия

13:00-13:15

Встреча на стадионе

13:15-14:00

Масленичные развлечения,

14:00-14:30

Интересные представления,

14:30-15:00

Всевозможные задания,

15:00-15:20

Хороводов дружное завивание,

15:20-16:00

И, конечно, с Масленицей прощание!

-Знаки 0+, 6+, 12+, 16+, 18+ (Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ)

- контактные данные . Чей телефон для справок укажем?

3 заданиеа) В последний день Масленицы всегда сжигали чучело. Сжигание означало полную победу над зимой. Давайте составим инструкцию, как сделать чучело Масленицы.Для этого необходимо соотнести картинку с нужным описанием и пронумеровать пункты описания.


Инструкция «Как сделать чучело Масленицы»

Картинка

Описание

1

­­1____ Возьмите светлый полотняный мешок, набейте его бумагой и зашейте. Повяжите «голову» ярким платком и им же прикрепите ее к туловищу.


2

2____ Заплетите косы и нарисуйте лицо.

3

3____ Используйте легковоспламеняющиеся материалы – солому и бумагу. Прикрепите их к основе с помощью веревки.

4

4____ Возьмите два сухих бруска: один длиннее для туловища, а второй – для рук, и соедините крестом между собой.











1 -4 2-3 3 -1 4-2


4 задание.

Есть блины на Масленицу – важный ритуал. Наши предки считали, что с каждым кусочком они получают энергию солнца. В нашей столовой хотят испечь к празднику блины для всех детей с 1 по 4 класс. Давайте поможем поварам рассчитать необходимое количество блинов.

а) Пользуясь диаграммой, определите, сколько детей в каждом классе. Занесите данные об общем количестве учеников всех 1-х, 2-х, 3-х и 4-х классов в таблицу.



Количество учеников начальных классов


1 классы

2 классы

3 классы

4 классы

Итого

Количество учеников







б) Пользуясь полученными данными, сосчитайте сколько нужно испечь блинов на всех детей, если каждый ученик съест по 2 блина.

В) Практика А теперь предлагаю по 1 представителю от группы подойти к демонстрационному столу. Ваша задача приготовить тесто для блинов по заданному рецепту: блины и блины с припеком(добавить колбасу)

Рецепт блинов: мука 0, 5 стакана, вода 0, 5 стакана, 1 яйцо, соль 1ч.ложка сажара, щипотка соли.

Добавить кусочки колбасы – будут блины с припеком.

Надеюсь, что у вас получилось удачное тесто .Скажите , ребята, мы достигли всех целей , которые ставили перед собой на занятии?( смайлик веселый да , задумался – нет)

Рефлексия


Так что же должно быть на афише? Как полученные сегодня знания вам пригодятся в жизни?

Дополните свою афишу каким-нибудь веселым призывом. Запишите его

Разместите свои афиши на доске, обоснуйте свой ответ


-Ребята на Руси не только пекли пироги , но и ходили в гости друг к другу, пели песни и веселились. Приглашаю всех в хоровод.

Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!








Замысел проектной задачи

Дети работают в группах по 4 — 5 человек, выполняя последовательно 5 заданий. Для удобства работы в группе учитель может распечатать задания в нужном количестве для каждой группы. Для детей с ОВЗ задания могут выбираться «по силам», а остальные задания даваться в готовом виде. Результаты выполнения с первого по четвертое задание заносятся в афишу. Задание 5 позволяет детям добавить свои картинки, информацию из других источников. Эти источники предоставляет учитель. Это могут быть: доступ в интернет, карточки со стихами, интересные факты об этом празднике и т.д.

Итогом совместной работы группы является «продукт» — афиша. Создавая свой «продукт», дети получают данные после выполнения заданий. При этом осуществляют отбор материала, анализируют, преобразовывают «продукт», по желанию, дополняя информацией.

Работа рассчитана на 1 урок.

Комментарий к заданию 1. Детям необходимо ознакомиться с информацией о празднике «Масленица». Определить, в какой день лучше провести праздник, используя описание особенностей каждого дня масленичной недели. Далее нужно определить дату проведения праздника с опорой на календарь, выбрать и вырезать картинку с изображением соответствующего праздника.

Комментарий к заданию 2. Пользуясь данными таблицы «Программа мероприятия», нужно определить время и место начала праздника, занести его в афишу. Пользуясь этой же таблицей, нужно указать в афише, какие развлечения планируются на празднике.

Комментарий к заданию 3. Данное задание предполагает составление инструкции по изготовлению куклы «Масленица». Пользуясь таблицей, ученики должны соотнести картинку с ее текстовым описанием и обозначить порядковый номер каждого пункта инструкции.

Комментарий к заданию 4. Пользуясь диаграммой, дети должны определить, сколько учеников в каждом классе. Используя эту информацию, нужно узнать, сколько учеников в начальной школе. Определив их количество, учащимся необходимо подсчитать количество блинов, которое нужно испечь.

Комментарий к заданию 5. Дети могут добавить в свою афишу привлекающие внимание фразы: Внимание! Всем! Всем! Всем! и т.д., а также информацию из дополнительных источников, предоставленных учителем. Могут красочно оформить свою афишу. По окончании оформления афиши, представляют свой продукт.

Комментарии к рефлексии членов группы

Заполнение листа самооценки каждым участником группы. Распечатать на каждого.

Комментарии к оценочному листу публичного представления работы группы (Приложение 1).

Работа проходит фронтально, совместно с учителем дают оценку «продукта» группы. В таблицу заносят баллы от 0-3.Таблица висит на доске для каждой группы. Шкала дана после таблицы.


Программа мероприятия

13:00-13:15

Встреча на стадионе

13:15-14:00

Масленичные развлечения,

14:00-14:30

Интересные представления,

14:30-15:00

Всевозможные задания,

15:00-15:20

Хороводов дружное завивание,

15:20-16:00

И, конечно, с Масленицей прощание!




Программа мероприятия

13:00-13:15

Встреча на стадионе

13:15-14:00

Масленичные развлечения,

14:00-14:30

Интересные представления,

14:30-15:00

Всевозможные задания,

15:00-15:20

Хороводов дружное завивание,

15:20-16:00

И, конечно, с Масленицей прощание!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!