СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для учителей начальных классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для учителей начальных классов.»

Методические рекомендации для учителей начальных классов.

Мною были подобраны методики различных авторов из которых была составлена общая методика формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.

  1. Формирование фонематического слуха и восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. ( Р.И. Лалаева, Н.К.Ермолаева);

  2. Формирование зрительно-пространственной ориентировки  ( О.В.Елецкая, Н.Ю.Горбачевская);

  3. Формирование мелкой моторики и координации движений пальцев рук (Н.А. Аммосова, М.М. Дьяченко);

  4. Формирование графических навыков (Г.А. Османова);

  5. Формирование чувства ритма ( Л.С. Волкова, Е.А. Алябьева);

Планируемые результаты

- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями;

- владеть элементарными навыками пересказа;

-владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и прочих;

Учебно-тематический  план коррекционно-развивающей программы:


Тема

Развитие фонематических процессов

Работа с буквой

Работа над предложением

Звук «У»

Буква У

Выделение звука из ряда звуков, звукосочетаний, слов.

Определение позиции звука в слове.

Деление слов на слоги с выделением ударного гласного.

Упражнять в составлении предложений. Договаривание напечатанных предложений.

Звук «А»

Буква А

Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов.

Звуковой анализ и синтез АУ, УА.

Определение позиции звука.

Понятие «слог».

Деление слов на слоги.

Определение позиции звука в слоге.

Печатание по следам анализа.

Чтение АУ, УА.

Составление предложений с союзом А.

Звук «И»

Буква И

Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов.

Звуковой анализ и синтез АУИ, ИУА, АИУ, УИА, УАИ.

Определение позиции звука в словах.

Воспроизведение звуковых рядов.

Слоговой анализ по индивидуальным картинкам.

Слоговой анализ с определением ударного гласного. Понятие «ударный гласный».

Чтение, печатание ИУА, АУИ, УИА.

Составление предложений из двух слов. Анализ слов в предложении.

Звуки

«П – П*»

Буква П

Различение звуков.

Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов.

Воспроизведение звуковых рядов.

Слоговой анализ слов.

Звуковой анализ и синтез АП, УП, ИП, ПА, ПУ, ПИ.

Чтение и печатание этих слогов по следам анализа.

Составление и преобразование предложений по сюжетным картинкам, на которых изображено простое действие, с помощью вопросов по образцу.

Звуки

«Т – Т*»

Буква Т

Различение звуков.

Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов.

Преобразование слогов.

Определение позиции звуков.

Слоговой анализ слов. Понятие «ударный» слог.

Звуковой анализ и синтез АТ, УТ, ИТ, ТА, ТУ, ТИ.

Чтение и печатание этих слогов по следам анализа.

Составление простых нераспространенных предложений по предметным картинкам.

Звуки

«К – К*»

Буква К

Различение звуков. Определение позиции звуков.

Слоговой анализ с определением ударного слога.

Звуковой анализ обратных слогов АК, УК, ИК и преобразование их в прямые слоги.

Звуковой анализ слов КОТ, КИТ. Игра «Живые слова».

Анализ и синтез АК, УК, ИК, КА, КУ, КИ, слов КОТ, КИТ, ТИК. Чтение и печатание этих слогов, слов.

Составление предложений из двух слов по предметным картинкам и словам – действиям. Анализ слов в предложении.


Звук «О»

Буква О

Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов.

Определение позиции звука в словах.

Воспроизведение звуковых рядов.

Слоговой анализ с определением ударного гласного, ударного слога. Звуко – буквенный анализ ПО, ТО, КО, ТОК, КОТ. Чтение и печатание этих слогов, слов.

Составление предложений по предметным картинкам со словом «много» по данному образцу. Анализ слов в предложении.

Звуки

«Х – Х*»

Буква Х

Различение звуков. Определение позиции звуков. Игра «3 рейка».

Слоговой анализ с определением ударного слога.

Звуковой анализ обратных слогов АХ, УХ, ИХ и преобразование их в прямые слоги.

Звуковой анализ слов УХА, ПУХ.

Звуковой анализ и синтез АХ, УХ, ИХ, ХА, ХУ, ХИ, слов ХАТА, ПИХТА. Чтение и печатание этих слогов, слов.

Составление предложений по индивидуальным картинкам по образцу.

Составление предложения с данным словом и маленьким словом НА. Анализ слов в предложении.

Звук «Ы»

Буква Ы

Выделение Ы из ряда звуков, слогов, слов. Воспроизведение слоговых рядов.

Звуковой анализ слогов ПЫХ, ТЫК, ХЫК, ХЫП.

Игра «Живые звуки».

Слоговой анализ слов с выделением ударного гласного.

Определение позиции Ы в ловах.

Анализ и синтез ПЫ, ТЫ, КЫ, ХЫ, ЫП, ЫТ, ЫК, ЫХ. Чтение и печатание по следам анализа.

Составление предложений из трех слов по предметным картинкам с использованием слов – признаков и слов – действий. Составление схемы этих предложений.

Звуки

«Ы – И»

Буквы

Ы - И

Различение звуков «Ы – И».

Определение позиции звуков в словах. Слоговой анализ с определением ударного гласного.

Звуковой анализ слов КИТ, ТИК, ПЫХ. Преобразование слогов, слов со звуком «Ы» в слоги, слова со звуком «И».

Различие букв Ы – И.

Закрепление понятия о мягкости согласных перед И.

Чтение и печатание по следам анализа.


Составление предложений из трех слов по индивидуальным картинкам из трех слов. Анализ слов в предложении.

Звуки

«М – М*»

Буква М

Различение звуков.

Выделение звуков из слогов, слов.

Определение позиции звуков в словах.

Слоговой анализ слов по индивидуальным картинкам.

Звуковой анализ слогов, слов: АМ, МА, ИМ, МИ, МАК, МИМИКА.

Преобразование слогов со звуком «М» в слоги со звуком «М*».

Подбор слов к заданной звуковой схеме.

Слоговой анализ с выделением ударного слога.

Чтение и печатание по следам анализа.

Составление предложений из деформированной фразы. Составление схемы и анализ слов в предложении.

Звук «С»

Буква С

Выделение звука «С» из ряда звуков, слогов, слов.

Определение позиции звука в словах.

Звуко – слоговой анализ слов СУ, СОМ, САМ. Слоговой анализ слов по индивидуальным картинкам.

Определение на слух слова по начальным звукам названий картинок.

Звуко – буквенный анализ АС, СА, УС, СУ, СЫ, ОСЫ, УКУС, СОКИ.

Чтение и печатание этих слогов, слов.

Составление предложений с данным словом и распространение предложений с помощью слов - признаков. Составление схем этих предложений и анализ слов в предложении.

Звук «С*» Звуки

«С– С*»

Буква С

Выделение звука «С*» из ряда звуков, слогов, слов, из рассказа «Лиса и гусята».

Определение позиции «С*» в словах.

Слоговой анализ слов по индивидуальным картинкам с выделением ударного слога.

Звуковой анализ слов СЕМЬ, СИМА.

Различение звуков «С – С*».

Слоговой анализ слов КОСА, КОСИ.

Чтение и печатание этих слов.

Составление предложений с предлогами НА, СО. Составление схемы предложения и анализ слов в предложении.

Звуки

«Н – Н*»

Буква Н

Различие звуков.

Преобразование слогов.

Слоговой анализ слов.

Звуковой анализ слов МАЛИНА, ПИОН.

Определение позиции звуков в словах.

Определение слова по первым звукам слов на картинках.

Анализ НА, АН, НУ, УН, ИН, НИ, НО, ОН, слов ОСИНЫ, НИТКИ.

Чтение, печатание этих слов.

Договаривание предложений по предметным картинкам с предлогами НА, С, СО. Составление схемы предложения и анализ слов в предложении.

Звуки

«Б – Б*»

Буква Б

Различение звуков.

Звуко – слоговой анализ слов БАНТ, БАНТЫ, БАНТИК.

Определение позиции звуков в словах.

Слоговой анализ слов с выделением ударного слога.

Анализ БА, БО, БУ, БЫ, БУМАГА, БАТОН, БАНАН.

Чтение и печатание этих слогов и слов.

Составление предложений по предметным картинкам и распространение их с помощью слов – признаков.

Анализ слов в предложении.

Звук «З» Буква З

Выделение звука «З» из ряда слогов, слов.

Воспроизведение звуковых рядов.

Звуко – слоговой анализ слов ЗУБЫ, ТАЗЫ, ЛИЗА.

Определение позиции звука в словах.

Подбор звуковой схемы к словам на картинках. Выделение предлогов ЗА, ИЗ – ЗА из предложений.

Печатание слов по следам анализа.

Составление предложений по предметным картинкам с предлогами ЗА, ИЗ – ЗА.

Анализ слов в предложении.

Звук «З*» Звуки

«З– З*»

Буква З

Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов.

Воспроизведение слоговых рядов.

Определение позиции звука в словах.

Слоговой анализ.

Звуковой анализ ЗИНА, ЗИМА, КИЗИЛ.

Подбор картинок к звуковым схемам.

Различие звуков «З– З*».

Слоговой анализ с выделением ударного гласного.

Анализ ЗИМА, ЗОНТ, ЗУБЫ, ЗИНА.

Чтение и печатание по следам анализа.

Печатание под диктовку ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ.

Составление предложений с предлогами ЗА, ИЗ – ЗА. Схема предложения. Анализ слов в предложении. Закрепления понятия «маленькое слово».

Звуки

«С – З»

Буквы

С - З

Различие звуков.

Преобразование слогов.

Воспроизведение слоговых рядов.
Определение позиции звуков в словах.

Звуковой анализ КОЗЫ, КОСЫ, САНИ, ЗАНОСЫ, УСЫ, УЗЫ.

Чтение и печатание по следам анализа.

Слоговой анализ слов с выделением ударного слога.

Закрепление понятий о звонкости и глухости согласных.

Составление слов из слогов.

Составление предложений с парами слов и предлогами ЗА, ИЗ – ЗА. Схема предложения.

Анализ слов в предложении. Добавление предлогов в предложения.

Звук «Л» Буква Л

Выделения звука «Л» из слогов, слов, рассказа Л.Н. Толстого «Хотела галка пить».

Воспроизведение слоговых рядов.

Определение позиции звука в словах.

Звуковой анализ ПОЛ, СЛОН, ЛАПА.

Учить подбирать картинки к заданным звуковым схемам.

Печатание под диктовку ЛА, АЛ, ЛО, ОЛ, ЛУ, УЛ, ЛЫ, ИЛ.

Анализ ЛАПА, ЛАМПА, ЗАКОЛКА.

Чтение и печатание по следам анализа.

Слоговой анализ слов с выделение ударного гласного.

Договаривание предложений.

Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Белка и волк».

Звук «Л*» Звуки

«Л – Л*»

Буква Л

Выделение звука «Л*» из ряда звуков, слогов, слов, рассказа «Лиса и гусята».

Определение позиции звука в словах.

Подбор картинок к заданным позиционным схемам.

Звуковой анализ ЛИСА, ЛИПЫ, КУЛИСЫ, УЛИТКА.

Различение звуков «Л – Л*».

Чтение и печатание по следам анализа.

Слоговой анализ слов с выделение ударного гласного.

Чтение слов с пропущенной буквой Л.

Печатание под диктовку ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛИ.

Составление предложений с притяжательными прилагательными.

Схема предложений.

Анализ слов в предложении.

Звук «Ш» Буква Ш

Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов.

Воспроизведение слоговых рядов.

Определение позиции звука в словах.

Звуковой анализ МЫШКА, МУШКА, МИШКА, МОШКА, КАШКА, КОШКА, ШАПКА, ШУБА.

Учить называть слово по первым звукам других слов по картинкам.

Чтение и печатание по следам анализа.

Слоговой анализ слов с выделением ударного слога.

Составление слов из слогов.

Чтение слов с пропущенной буквой Ш.

Составление схемы предложений

У МЫШКИ МЫШАТА.

Печатание по следам анализа.

Звук «Р» Буква Р

Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов, рассказа Л.Н. Толстого «Ворона и рак».

Определение позиции звука в словах.

Звуковой анализ РЫБА, РОЗЫ, КУКУРУЗА, АРБУЗЫ, РАМА, КРЫША, БРАТ, СОРОКА.

Чтение и печатание по следам анализа.

Упражнять в произношении слов со сложной слоговой структурой.

Составление слов из слогов.

Слоговой анализ с выделением ударного слога.

Печатание под диктовку РА, РО, РУ, РЫ, АР, ОР, УР, ИР.

Составление схемы предложения

БРАТ КРАСИТ КРЫШУ.

Печатание по следам анализа.

Звук «Р*» Звуки

«Р – Р*»

Буква Р

Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов.

Воспроизведение слоговых рядов.

Определение позиции звука в словах.

Слоговой анализ.

Звуковой анализ РИС, ИРИС, ТУРИСТ.

Учить называть слово по первым звукам слов на картинках.

Различие звуков «Р – Р*».

Анализ РИТА, РОМА, КРИК.

Чтение и печатание по следам анализа.

Слоговой анализ слов с выделением ударного слога.

Составление слов из слогов.

Составление схемы предложения

РОМА УСЛЫШАЛ КРИК РИТЫ.

Печатание по следам анализа.

Звуки

«Р – Л»

Буквы

Р - Л

Различие звуков Р – Л».

Преобразование слогов.

Определение позиции звука в словах.

Слоговой анализ.

Звуковой анализ ЛОВ, РОВ, УКОЛ, УКОР, БУЛКА, БУРКА.

Чтение и печатание по следам анализа.

Чтение слов с пропущенными буквами Р, Л.

Чтение предложений по карточкам, запоминание и печатание в тетради.

Звуки

«В – В*»

Буква В

Выделение звуков из ряда звуков, слогов, слов.

Различие звуков.

Преобразование слогов.

Определение позиции звука в словах.

Слоговой анализ.

Звуковой анализ ИВА, ВАТА, КВАС, БУКВЫ, ЗВУК, ВИКА, ВИРУС, ВОРОНА, ХВОСТ.

Чтение и печатание по следам анализа.

Синтез слогов.

Выделение ударного слога.

Составление схемы предложения

КОРОВА ПИЛА ВОДУ.

Печатание по следам анализа.

Звуки

«Ф – Ф*»

Буква Ф

Выделение звуков из ряда звуков, слогов, слов.

Различие звуков.

Преобразование слогов.

Определение позиции звука в словах.

Слоговой анализ.

Звуковой анализ ФАРЫ, ФИЛИН, ЛИФТЫ, ЖИРАФ, ФИМА, ВАФЛИ, ФОКУСНИК, ФАКИР.

Чтение и печатание по следам анализа.

Печатание под диктовку слогов ФО, ФУ, ФЫ, ФИ и обратных слогов.


Составление схемы предложения

ФИЛИН СИДИТ НА СУКУ.

Печатание по следам анализа.

Чтение предложений по карточкам. Запоминание.

Печатание слов с буквой Ф.

Звуки

«Д – Д*»

Буква Д

Выделение звуков из ряда звуков, слогов, слов.

Закрепление понятия о мягкости, твердости согласных.

Преобразование слогов.

Определение позиции звука в словах.

Слоговой анализ.

Звуковой анализ ДОМИК, ДЫМОК, ДУБОК, СУДАК ДИМА, ДИВАН, ДУДКА, УДИЛ.

Различие звуков.

Печатание слогов ДА, ДО, ДУ, ДЫ, ДИ под диктовку.

Чтение, печатание по следам анализа. Чтение слов с пропущенной буквой Д.

Синтез слогов.

Составление предложений из слов в начальной форме с включением предлогов.

Составление схемы предложения

ЛИДА И ДИМА БЫЛИ ДОМА.

Печатание по следам анализа.

Звуки

«Г – Г*»

Буква Г

Выделение звуков из ряда звуков, слогов, слов.

Различие звуков.

Преобразование слогов.

Слоговой анализ.

Звуковой анализ слов ГОЛУБИ, ИГОЛКА, НОГИ, ГИРЯ, ГИМНАСТ, ГИТАРА, САПОГИ, КНИГА.

Чтение и печатание по следам анализа.

Слоговой анализ слов с выделением ударного слога.

Печатание под диктовку ГА, ГО, ГУ, ГЫ, ГИ.

Составление схемы предложения

ГОША СОБИРАЛ ГРИБЫ.

Печатание по следам анализа.

Звук «Э» Буква Э

Выделение звука из ряда гласных, слогов, слов.

Воспроизведение слоговых рядов.

Определение позиции звука в словах.

Слоговой анализ.

Звуковой анализ ЭДИК, ЭХО, ЭСКИМО, ЭКРАН, ПОЭМА, ЭМУ.

Чтение и печатание по следам анализа.

Печатание под диктовку ЭМ, ЭН, ЭП, ЭК, ЭС, ЭЛ.

Составление предложений из двух данных слов с добавлением предлога.

Составление схемы предложения

ЭДИК КУПИЛ ЭСКИМО. Печатание по следам анализа.

Звук «Ж» Буква Ж

Выделение звуков из ряда звуков, слогов, слов.

Воспроизведение слоговых рядов.

Определение позиции звука в словах.

Слоговой анализ.

Звуковой анализ ЖУК, ЖАБА, ЛУЖА, КРЫЖОВНИК, ЛЫЖИ, УЖИ, ЖИВОТ.

Правописание ЖИ и ШИ.

Синтез слогов.

Выделение ударного слога.

Чтение и печатание по следам анализа.

Чтение слов с пропущенной буквой.

Печатание под диктовку ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ.

Составление предложений из двух слов с добавлением предлога.

Составление схемы предложения УЖ УЖАЛИЛ ЖОРУ.

Печатание по следам анализа.

Звуки

«Ж – Ш»

Буквы

Ж - Ш

Различие звуков «Ш – Ж».

Преобразование слогов.

Определение позиции звука в словах.

Слоговой анализ.

Синтез слогов с выделением ударного слога.

Звуковой анализ ЛУЖА, ЛУША, ЖАРИТ, ШАРИТ, УЖИ, УШИ.

Закрепление понятия о звонкости, глухости, согласных.

Печатание слов по следам анализа.

Закрепление правописание ЖИ – ШИ.

Составление схемы предложения

КОШКА ШАРИТ В ШКАФУ.

Печатание по следам анализа.

Звук «Ч» Буква Ч

Выделение звуков из ряда звуков, слогов, слов, рассказа «Очки».

Воспроизведение слоговых рядов.

Определение позиции звука в словах.

Слоговой анализ.

Слоговой анализ слов с выделением ударного слога.

Звуковой анализ ЧАШКА, БЫЧОК, ГРАЧ, ОБРУЧ, ТКАЧ, ЧАСЫ, ТУЧКА, БОЧКА, ЧАЩА, ЧИТАЛИ.

Правописание ЧА, ЧУ.

Печатание по следам анализа.

Печатание слогов под диктовку ЧА, ЧО, ЧУ, ЧИ, АЧ, ОЧ, УЧ, ИЧ.

Составление схем предложений

ДЕДУШКА И БАБУШКА ЧИТАЛИ В ОЧКАХ.

ДЕТИ КИДАЛИ МЯЧ.

Печатание по следам анализа.

Звук «Щ» Буква Щ

Выделение звуков из ряда звуков, слогов, слов, рассказа «В роще».

Воспроизведение слоговых рядов.

Определение позиции звука в словах.

Слоговой анализ.

Слоговой анализ слов с выделением ударного слога.

Звуковой анализ РОЩА, ПИЩА, ЩУКА, УБОРЩИЦА, ОВОЩИ, ЩИ, ПЛАЩ, ЛЕЩ, ТОВАРИЩИ.

Правописание ЩА, ЩУ.

Чтение и печатание по следам анализа.

Печатание под диктовку ЩА, ЩУ, ЩИ, ЩО, АЩ, ОЩ, УЩ, ИЩ.

Составление схем предложений

ВОТ РОЩА.

ОКОЛО РОЩИ ЛУГ.

Печатание по следам анализа.

Звук «Й» Буква Й

Выделение звуков из ряда звуков, слогов, слов.

Воспроизведение слоговых рядов.

Определение позиции звука в словах.

Слоговой анализ.

Слоговой анализ слов с выделением ударного слога.

Звуковой анализ МАЙ, МАЙКА, КРАЙ, ЛАЙКА, ЗАЙКА, ЙОД, ПОПУГАЙ, БАЛАЛАЙКА.

Закрепление понятия о мягкости согласных.

Чтение и печатание по следам анализа.

Печатание под диктовку ОЙ, АЙ, ИЙ, ЭЙ.

Чтение слов с пропущенной буквой Й.

Составление схемы предложения

ЛАЙКА ПОЙМАЛА ЗАЙКУ.

Печатание по следам анализа.

Звук «Ц» Буква Ц

Выделение звуков из ряда звуков, слогов, слов.

Воспроизведение слоговых рядов.

Определение позиции звука в словах.

Слоговой анализ.

Слоговой анализ слов с выделением ударного слога.

Звуковой анализ УЛИЦА, КУРИЦА, ЦАПЛЯ, КОЛЬЦО, ЦИФРЫ, ОГУРЦЫ, ЗАЙЦЫ.

Чтение и печатание по следам анализа.

Печатание под диктовку ЦА, ЦО, ЦУ, АЦ, ОЦ, УЦ.

Чтение слов с пропущенной буквой Ц.

Составление схемы предложения

СОНЯ ПИСАЛА ЦИФРЫ.

Печатание по следам анализа.

Чтение слов по карточкам.

Запоминание.

Печатание слов с пропущенной буквой Ц.



Методики.

  1. Способность воспроизводить ритмический рисунок ( методика Дубровиной Т.И.)

Цель: Исследовать ритмическую способность.

Инструкция: « Послушай, как я постучу, и после того как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу( карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами.

  1. Способность переключаться с одной кинетической позы руки на другую( тест Озерецского).

Цель: исследовать кинетическую основу движений руки.

Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же».



  1. Методика «Дифференциация звуков на слух» (Н.М.Ильина).

Цель: исследовать умение дифференцировать звуки на слух.

Инструкция: Ребенку показывают картинки, названия которых различаются только одним проверяемым звуком.



  1. Методика «Исследование пространственной ориентировки в схеме тела» ( Т.А.Фотекова).

Цель: исследовать состояние пространственной ориентировки в схеме тела.

Инструкция: « Подними левую руку- покажи правый глаз, левую ногу. Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой за левое ухо и т.д; покажи левой рукой правый глаз».



  1. Методика « Исследование пространственных представлений на листе бумаги»( С.О.Филлипова).

Цель: исследовать состояние пространственных представлений на листе бумаги.

Инструкция: ребенку должен изобразить повторяя их расположение на образце.

  1. Методика « Исследование графического навыка» ( Н.В. Нижегородцева).

Цель: исследовать состояние развития графического навыка.

Инструкция: ребенку дается листок бумаги в клеточку, на которой пишут с левой стороны последовательность однотипных графических элементов: два больших- два маленьких. Он должен продолжить этот узор до конца строчки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!