СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации к проведению лекционного занятия по теме: Свобода человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к проведению лекционного занятия по теме: Свобода человека.»

Тема: Природа человека, врожденные и приобретенные качества

  1. Свобода человека и её ограничители.

  2. Выбор и ответственность за его последствия.

  3. Гражданские качества личности.

Под истиной в философии понимается достоверное, правильное знание. "Слово истина в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету", – писал французский философ Р. Декарт (1596-1650). В своем споре и рационалисты, и эмпирики допускали возможность обретения человеком истинного знания. Наряду с ними были философы, отрицавшие эту возможность. Они получили название агностики ("агностицизм" в переводе с греч. – недоступный познанию).

"Гилас. Поистине, мое мнение заключается в том, что все наши мнения одинаково суетны и недостоверны. То, что мы одобряем сегодня, мы осуждаем завтра… И я думаю, чтобы мы могли познать что-либо в этой жизни. Наши способности слишком ограничены, и их слишком мало.

Филониус. Как! Ты говоришь, что мы ничего не можем познать, Гилас?

Гилас. Нет ни одной вещи, относительно которой мы могли бы познать ее действительную природу или то, что такое она сама в себе.

Филониус. Ты хочешь мне сказать, что я в действительности не знаю, что такое огонь или вода?

Гилас. Ты можешь, конечно, знать, что я в действительности не знаю, что огонь горяч, а вода текуча; но это значит знать не больше, чем какие ощущения вызываются в своей собственной душе, когда огонь и вода соприкасаются с твоими органами чувств. Что же касается их внутреннего устройства, их истинной и действительной природы, то в этом отношении ты находишься в совершенной тьме" (Д. Беркли).


Итак, агностики утверждали, что относительно "вещи в себе", т.е. сущности предмета, мы ничего определенного знать не можем. Нам не с чем сравнить наши ощущения, проверить, соответствует ли действительности то, что они сообщают. В то же время для большинства философов было очевидно, что выводы агностиков расходятся со всем историческим опытом человечества, отрицают принципы экспериментального естествознания. Социальный прогресс был бы невозможен без опоры на знания о реальном мире.

Но что же может служить критерием (в переводе с греч. – мерило) истины? Вернемся к спору эмпириков и рационалистов. Первые считают, что истинность знания обеспечивается опытными данными: что дается нам в ощущениях, то и есть в действительности. Отсюда цель науки – чистое описание фактов чувственного познания, к которым приспосабливается мысль. Но, во-первых, известно, что данные непосредственного опыта нередко вводят нас в заблуждение: например, ложка, опущенная в стакан воды, покажется нам прогнутой. Кроме того, далеко не все можно вывести из чисто эмпирической основы. Так, можно ли представить логику или математику как простое обобщение чувственных данных?

Для рационалистов критерием истины является разум. За истинное принимаются теоретические обоснованные знания, когда по законам логики из неких общих посылок (аксиом) выводятся все прочие суждения. Идеалом в этом отношении долгое время выступала геометрия Евклида.

Однако с открытием неевклидовой геометрии позиции рационалистов пошатнулись. Поскольку различные системы аксиом геометрий Евклида, Лобачевского и Римана согласовывались с опытом, то возникал вопрос о том, какая из них соответствует действительному пространству, является истинной. Некоторые философы предложили считать, что в основе научных теорий лежат соглашения между учеными и выбор этих теорий основывается на соображениях удобства, простоты. При таком подходе вопрос об истинности или ложности наших знаний вообще снимается с рассмотрения.

В попытках снять односторонность указанных подходов родился еще один взгляд на главный критерий истины. Возьмем элементарный пример. Допустим, что человек видит темное пятно на белом фоне. Однако существует ли оно реально, на самом деле? Да, сразу скажут некоторые, при условии, что его видят и другие люди. Но, может быть, дело в том, что у всех людей одинаковый психофизиологический механизм восприятия? Как выйти за рамки чувственного опыта? В нашем случае это возможно разными путями. Во-первых, поставить эксперимент, используя специальные приборы. Во-вторых, осуществить практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим. В зависимости от того, получили ли мы ожидаемый эффект, можно судить об истинности первоначального впечатления или суждения. Оба эти пути укладываются в понятие практики, которая и рассматривается как критерий истины. При этом данное понятие трактуется широко: в него включаются и материальное производство, и накопленный опыт, и научный эксперимент.

Вряд ли можно оспаривать значительную роль практики для познавательной деятельности людей. Практические нужды вызвали к жизни многие отрасли научных знаний. Из курса истории вы знаете, как потребности земледелия и мореплавания стимулировали развитие астрономии, геометрии. Производство создает необходимую аппаратуру для научных исследований, существенно раздвигающих границы наших знаний. И, наконец, опыт всего человечества в его историческом развитии является "верховным судьей" достоверности наших знаний. С точки зрения этого подхода знания о предметах и явлениях могут считаться правильными, если с их помощью мы можем сделать те или иные реальные вещи, осуществить целесообразные преобразования.

Истина абсолютная и относительная

Абсолютная истина – это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание.

Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. Достижимо ли такое знание? Можно ли считать им, например, утверждение о том, что сумма внутренних углов треугольника всегда равна 180º? Да, для евклидовой геометрии это бесспорное утверждение. Однако в других геометрических системах оно ошибочно. Кроме того, претензия на абсолютное знание противоречит установке на критичность – необходимой черте научного познания. Ведь знание предполагает активную работу мысли, а думать – значит сомневаться.

Большинство философов рассматривают абсолютную истину как образец или предел, к которому стремиться наше знание. На пути к этой цели мы получаем относительные истины, т.е. неполное, ограниченное знание. Относительность наших знаний обусловлена рядом причин:

1) сам мир бесконечен и изменчив;

2) возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени и определяются уровнем развития производства, духовной культуры, имеющимися средствами наблюдения, эксперимента.

В итоге на каждом этапе мы получаем знания неполные, незавершенные, невечные. Но по мере накопления знаний одни относительные истины заменяются другими, более полными и глубокими.

Обратимся к конкретному примеру. Проследим, как менялись знания и представления людей об устройстве Вселенной. Уже древние люди, наблюдая за небесными явлениями, обнаружили, что, кроме Луны и Солнца, есть еще пять светил, постоянно перемещающихся по небу. Их назвали планетами. Астрономические наблюдения позволили определить продолжительность года, составить первые календари. При этом господствовало представление о том, что Земля – неподвижное плоское тело, вокруг которого обращаются Солнце, Луна и планеты. Во II в. до н. э. древнегреческий астроном Птолемей выдвинул свою "систему мира": шарообразная Земля – неподвижный центр Вселенной. Эти взгляды продержались почти полторы тысячи лет. И дело не только в том, что эти представления согласовывались с религиозной картиной мира. Они содержали в себе определенные элементы истинных знаний, в частности, касающихся траекторий планет. Это позволяло заранее вычислять движение планет, что было необходимо для ориентировки в пути во время путешествий и для календаря. В XIV в. польский ученый Н. Коперник на основе наблюдений и сложных математических расчетов убедительно показал, что Земля лишь одна из планет и все планеты обращаются вокруг Солнца. При этом, однако, звезды Коперник считал неподвижными, а орбиты движения планет круговыми. Драматична была судьба этого подлинно новаторского учения. Защита и пропаганда его сурово карались католической церковью. Спустя три четверти века немецкий ученый И. Кеплер доказал, что орбиты планет представляют собой эллипсы, он же вывел законы движения планет. Итальянский ученый Г. Галилей своими наблюдениями подтвердил правильность учения Коперника. Новая страница в исследовании Вселенной была открыта в конце XVII в. английским ученым И. Ньютоном. Именно ему, открывшему закон всемирного тяготения, удалось выяснить истинную причину движения планет (Кеплер ошибочно сравнивал Солнце с гигантским магнитом и полагал, что планеты движутся по орбитам под влиянием магнетического действия Солнца). В процессе накопления знаний было установлено, что галактики удаляются друг от друга. Сегодня ученые, используя новейшие методы исследования, пытаются выяснить, почему началось расширение Вселенной, что было до этого, как образовались галактики. Таким образом, получая ответы на одни вопросы, познающий разум человека ставит новые проблемы и ищет способы их разрешения.

Научное познание

"У мира множество путей" Это философское выражение означает, что действительность не скрыта от нас и постигать ее можно различными способами. Обыденное сознание, наука, искусство постоянно открывают нам новое в мире и человеке, способствуют общему прогрессу понимания и знания.

В чем же особенности научного познания? Прежде всего, научное познание отличает стремление к объективности, т.е. к изучению мира таким, какой он есть, вне и независимо от человека. Наука – это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Важной чертой научных исследований является их направленность на получение таких данных, которые не только связаны с сегодняшним днем, но могут найти применение в будущем. Известны многочисленные факты, когда научные открытия рассматривались современниками как чисто теоретические достижения, бесполезные в практическом отношении. Однако проходили годы, десятилетия, и знания, добытые наукой, становились основой создания новой техники и технологии. Какую, казалось, пользу можно было извлечь из открытия Г.Р. Герцем электромагнитных волн? Но спустя десятилетия наш соотечественник А.С. Попов претворил его в привычное нам радио.

В науке выделяют эмпирический и теоретический уровни знаний. Эмпирическое познание имеет дело, прежде всего, с фактами, составляющими основу любой науки, а также с эмпирическими законами, которые устанавливаются в результате обобщений и систематизации результатов наблюдений и эксперимента. К таким экспериментально выявленным законам относятся, к примеру, закон Гей-Люсака (зависимость объема газа от температуры), закон Ома (зависимость силы тока от напряжения и электрического сопротивления) и многие другие.

Теоретическое познание имеет дело с более абстрактными теоретическими законами, охватывающими очень широкий класс явлений, а также такие объекты, которые нельзя непосредственно наблюдать, к примеру, электроны, гены. Среди этих законов – закон сохранения и превращения энергии, закон всемирного тяготения, законы наследственности и т.д. Подобные законы вместе с другими, тесно связанными между собой компонентами – принципами, понятиями, теоретическими схемами, логическими следствиями из исходных утверждений – образуют научную теорию.

Познавательное значение теорий очень велико. Они позволяют описывать, объяснять изучаемые явления и процессы, предсказывать их развитие в будущем. Например, теория Ньютона, или, как ее называли, небесная механика, включающая закон всемирного тяготения, три закона движения, создала новую физическую картину мира, дала возможность рассчитывать движение небесных тел, указала направление новым научным поискам. Благодаря вычислениям Э. Галлея на основе законов небесной механики впервые была установлена дата (1758) прихода к Земле кометы, получившей впоследствии имя кометы Галлея. Расчет подтвердился. Теория Ньютона помогла открыть новые планеты Уран и Нептун.

Мировоззрение, его виды и формы

Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

Структура внутреннего мира:

познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.

эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)

чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)

мировоззрение

направленность личности

Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:

Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности

Пути формирования: стихийный, осознанный.

Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое;

Основные типы: обыденное (житейское), религиозное, научное.

Роль в жизни человека.

Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры.

Особенности: всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества); тесно связано с убеждениями.

Типы мировоззрения:

Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей

Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)

Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.

Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет человека.

Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.


Вопросы для контроля:

  1. Что такое истина?

  2. Чем истина абсолютная отличается от истины относительной?

  3. Под действием каких факторов формируется мировоззрение?

Информационное обеспечение обучения:


1.Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: базовый уровень / Боголюбова, Л.Н., Городецкая, Н.И., Матвеев, А.И. и др./; под ред. Л. Н. Боголюбова и др.– М., 2018.

2. Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений: в 2 ч. – Ч. 2: базовый уровень / Боголюбова, Л.Н., Городецкая, Н.И., Матвеев, А.И. и др./; под ред. Л. Н. Боголюбова и др.– М., 2018.

3.Козырев, Г.И. Основы социологии и политологии: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования, М.- 2018.

4.Куликов, Л.М. Основы социологии и политологии. М.: КНОРУС, 2018.- 304с.- СПО.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!