СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации на тему: "Использование дидактических карточек по географии в 5-9 классах"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методических рекомендациях представлены примеры использования дидактических карточек по географии в 5-9 классах.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации на тему: "Использование дидактических карточек по географии в 5-9 классах"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Моисеево-Алабушская средняя общеобразовательная школа

Павлодарский филиал



Областной конкурс авторских дидактических пособий

«Воплощение идеи»



Методические рекомендации на тему: «Использование дидактических карточек по географии в 5-9 классах»



Автор:

Камнева Вероника Ивановна,

учитель географии Павлодарского филиала

МБОУ Моисеево-Алабушской сош

Уваровского района

Тамбовской области













Павлодар

2023 год

Описание области применения дидактического пособия (группа учащихся, возраст)

География – это фундаментальная дисциплина, которая закладывает базис понимания современного мира, формирует представления о взаимосвязях природы, экономики и общества, способствует развитию критического мышления и осознанного поведения в условиях необходимости перехода к реализации принципов устойчивого развития.

Важным моментом изучения географии является формирование

географической (картографической) культуры. Знание карты - это не только показать государство, город. Оно предполагает наличие знаний в области физической и экономической географии, культуры, истории, политического устройства. И сегодня картографическая грамотность нужна не только научному работнику, учителю, она становиться необходима каждому человеку. Поэтому освоение, изучение, знание географической карты, должно быть обязательным и прежде всего начиная со школьной скамьи.

В ФГОС говорится о том, чтобы каждый учащийся был готов использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций. В этом отношении знание географической карты- пример реального использования и применения в жизни картографических знаний. Хорошему знанию карты должно предшествовать ее понимание и умение читать. Понимать - значит, усвоить главные свойства географических карт. Читать - значит уметь распознавать географическую действительность по ее изображению. Знать – значит помнить, ясно представлять по памяти расположения, относительные размеры и форму объектов. Таким образом, первоначально карта является объектом изучения, а затем источником знаний.

Комплект дидактических материалов к курсу «География» полностью отвечает целям и задачам обучения географии, способствует повышению эффективности уроков и разработан в соответствии с ФГОС. В курсе «География» одной из важнейших задач является формирование познавательных учебных действий, умения работать с разными источниками географической информации, самостоятельно приобретать новые знания. Дидактический материал предметной области «География» рекомендован для учащихся 5-9 классов.


Особенности использования пособия

Представленные задания дидактического материала позволяют включить учащихся всего класса в активную познавательную деятельность, помогают решать актуальные проблемы по формированию универсальных учебных действий. У учащихся, работающих с данными материалами, появляется возможность самостоятельного усвоения новых знаний, умений, работать с различными источниками информации: картой, графиками, текстами, интернет-ресурсами. При составлении рабочих листов мною выбраны эффективные учебные приёмы, способствующие формированию картографической грамотности, познавательной активности, интереса и мотивации к обучению: создание таблиц, схем, рисунков, написание текстов, выводов.

Дидактические материалы ориентированы в помощь для учителей географии, планирующих эффективное освоение

предметной программы.

Представленный материал даёт возможность учителю для организации разнообразной учебной и познавательной деятельности обучающихся на уроке.

Учителю это поможет организовать продуктивную работу и с учащимися, проявляющими интерес к предмету, и с учащимися, имеющими проблемы в изучении предмета.

Задания рабочих листов-карточек мною созданы для уроков открытия новых знаний. Отдельные задания можно применить для текущего и итогового контроля, коррекции знаний и самоконтроля. Возможно выполнение заданий с учителем, индивидуально, в парах, группах. Можно использовать для самостоятельных занятий дома, в условиях дистанционного обучения.


Цели и задачи использования пособия

Часто для школьников карта представляется достаточно сложным видом информации. И поэтому формирование картографической грамотности учащихся отвечает цели:

-овладение практическими приемами работы с картой и осмысление содержания карты в пространственном представлении.

Задачи:

-правильно произносить и писать географические названия объектов;

-знать условные обозначения объектов на карте, по памяти представлять взаимное расположение, форму и размеры изучаемых объектов;

-быстро находить и правильно показывать их на карте;

-развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.

Данный подход выражается в поэтапном овладении учащимися специальными умениями и навыками в работе с картографическим материалом. Этапы восприятия картографической информации в каждом курсе географии становятся более сложными, т.е. изучение и приобретение практических навыков работы с картой строится по принципу «от простого к сложному».


Алгоритм работы с пособием

Дидактические карточки предполагают различные формы работы: коллективную (все учащиеся выполняют одно задание), групповую (каждая из групп класса получает задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания). Дидактические карточки используют при прохождении тематического блока по курсу географии.


Примеры заданий с использованием пособия

Дидактическая карточка по географии в 5 классе по теме: «Озёра»

Задания: Рассмотрите облако. Работая с физической картой мира, определите географическое положение названных озер. 


Дидактическая карточка по географии в 6 классе по теме: «Реки»

Задания: Рассмотрите облако. Используя физическую карту мира, определите по каким континентам протекают названные реки.

Дидактическая карточка по географии материков и океанов в 7 классе по теме: «Африка. Географическое положение материка»

Площадь Африки составляет _млн. км², это _по площади материк Земли.

Задание 1. Запишите пропущенные слова в таблице. (Используйте карты атласа).






План

Ответы

1

Как материк расположен относительно экватора

Пересекается экватором, следовательно,

располагается в , и

полушариях.

2

Как материк расположен относительно нулевого меридиана

На западе пересекается нулевым меридианом. Африка расположена в и

полушариях.

3

Как материк расположен относительно тропиков

Огромная территория Африки находится между

и тропиками.

4

Положение относительно других материков

от других материков за исключением .

5

Океаны, омывающие берега

материков

и океаны.

6

Особенности береговой

линии

изрезана.

7

В каких климатических поясах расположен материк?

В , ,

, поясах.

Задание 2. Определите местонахождение и географические координаты крайних точек Африки, заполните таблицу (атлас стр. 14):

Инструкция по определению географических координат крайних точек материка

1. Определить, в каком полушарии относительно экватора находится точка. 2.Определить широту параллели данной точки и записать её.

  1. Определить, в каком полушарии относительно начального меридиана расположена точка.

  2. Определить меридиан, который проходит через точку и запишу долготу. 5.Записать координаты в таблицу.


Сторона горизонта

Название крайней точки

Географические координаты

север

м. Бен-Секка


юг

м. Игольный


запад

м. Альмади


восток

м. Рас-Хафун



Задание 3. Найдите и покажите на карте:

Океаны: Атлантический и Индийский.

Моря: Средиземное и Красное.

Заливы: Гвинейский и Аденский.

Проливы: Гибралтарский, Баб-эль- Мандебский и Мозамбикский.

Тёплые течения: Гвинейское, Мозамбикское.

Холодные течения: Канарское, Бенгельское, Сомалийское.

Острова: Канарские, Коморские, Мадагаскар и Занзибар.

Полуостров: Сомали.

Крайние точки: мыс Бен-Секка (Рас-Энгела, Эль-Абъяд), мыс Игольный, мыс Альмади, мыс Рас-Хафун.

Канал: Суэцкий.

Дидактическая карточка по географии России в 8 классе по теме: «Реки России»

Задания: Ответить на вопросы.

1. Большинство рек России относится к бассейну:

а) Атлантического океана; б) Северного Ледовитого океана;

в) Тихого океана; г) внутреннего стока.

2. Какие из перечисленных рек не относятся к бассейну внутреннего стока?

А. Терек; Б. Кубань; В) Северная Двина Г. Ока Д. Кама Е. Урал

3. Бассейны каких из перечисленных рек располагаются на европейской территории нашей страны?

А. Печора; Б. Ангара; В. Северная Двина; Г. Катунь; Д. Вилюй; Е. Нева.

4. Укажите, в каком порядке расположены долины перечисленных рек с запада на восток.

  1. Ен исей 4. Северная Двина

  2. Лена 5. Таз

  3. Нева 6. Яна

1. Река…………...

2. Река…………...

3. Река…………...

4. Река…………...

5. Река…………...

6. Река…………...

7. Река…………...

8. Река…………...

9. Река…………...

10. Река………….

Подчеркните правильный ответ.

А. Что находится севернее: Кольский полуостров или Белое море?

Б. Тиманский кряж находится севернее или южнее Северных Увалов?

В. Дон впадает в Чёрное или в Азовское море?

Г. Какой из притоков Лены расположен ближе к её верховьям: Вилюй или Алдан?

Д. В каком направлении течёт Обь при впадении в Обскую губу?


Дидактическая карточка по географии в 9 классе по теме: «ТЭК. Нефтяная промышленность»

Задания:

1. Обратитесь к карте «Топливная промышленность России». Укажите верные утверждения:

А) Альметьевск является распределительным центром на пути транспортировки нефти с востока на запад.

Б) Альметьевск находится в пределах Западной Сибири.

1) верно А;

2) верно Б;

3) оба утверждения верны;

4) оба утверждения ошибочны.

2. Обратитесь к карте «Топливная промышленность России». Укажите центры переработки нефти.

А) Мурманск, Кириши, Ярославль;

Б) Омск, Новосибирск, Ангарск;

В) Рязань, Ярославль, Самара;

Г) Уфа, Пермь, Березняки.

3. Нефтяные месторождения Западной Сибири:

А) Самотлорское;

Б) Ромашкинское;

В) Туймазинское;

Г) Сургутское;

Д) Нижневартовское.

4. Укажите направления воздействия на окружающую среду в местах добычи нефти:

А) загрязнение почвы;

Б) загрязнение атмосферы;

В) загрязнение рек и озёр;

Г) уничтожение флоры и фауны на обширных пространствах;

Д) загрязнение подземных вод;

Е) всё перечисленное верно.

5. Укажите крупнейшие центры переработки нефти в России.

А) Москва;

Б) Ярославль;

В) Ангарск;

Г) Уфа;

Д) Рязань.

Данные, отражающие результативность и эффективность использования пособия

Систематическое выполнение заданий дидактических материалов даёт положительный результат. От урока к уроку учащиеся учатся определять смысл текста учебника, отбирать и группировать информацию, выделять главное, работать с рисунками, графиками, географической картой, как источниками информации, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, сравнивать, строить логическое рассуждение и обобщение при анализе текста, карт, диаграмм, делать выводы.

Многие задания предполагают использование внутрипредметных и межпредметных связей географии с историей, экологией, химией, биологией, математикой, литературой. Дидактические материалы различны по типам:

1) образовательные (на проверку знания и понимания понятийного аппарата, формирующие новые знания);

2) развивающие навыки работы с географическими источниками информации.

Каждому ученику на разных уроках я даю карточки – задания разных типов. Таким образом, осуществляется работа по реализации основных школьных географических целей: освоение системы географических знаний, овладение умениями решать географические задачи, воспитание геоинформационной культуры, приобретение компетентности в области географии.

Выполнение заданий помогает при подготовке учащихся к государственной аттестации: ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.































Список литературы:

1.Агеева И.Д., Веселая география на уроках и праздниках. – М., ТЦ Сфера, 2015. -240с.


2.Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе. - М.: Астрель-АСТ, 2020. -204 с.


3.Н.Н.Кондратюк., Дидактические материалы по географии. - М.:ТЦ Сфера, 2018. -96с.


4.Селевко Г.К., Энциклопедия образовательных технологий. – М.: НИИ школьных технологий, 2016.-816с.


5.Семина Г.В., Игровые технологии на уроках географии. /Учительский портал/ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-1589.


6. Н.Н.Перепечева., Нестандартные уроки географии. – Волгоград:       Учитель, 2014 – 96с.


7.http://school2100.com/kursy/webinars/ Вебинары по УМК Образовательной системы «Школа 2100».


8.https://vk.com/topic-128447748_34517273Универсальные учебные материалы.


9.http://www.fipi.ru/vpr Федеральный институт педагогических измерений.




 

 

 

 

 

 

 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!