СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»»

Министерство образования Красноярского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»







МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»









Красноярск, 2024 г.  

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составители: Горбаченко А.В. - студентка 21П-1 группы отделения «Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы / Горбаченко А.В. КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024.- 3 с.

Красноярск, 2024, 30 с.







Аннотация

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. Реализовать данный подход помогает проектная и исследовательская деятельность. Через проектную и исследовательскую деятельность формируются практические все универсальные учебные действия. В данной работе представлены рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы. Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а так же студентов обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

4

Глава 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании

5

Глава 2. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании


25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

29

Список используемой литературы

30









ВВЕДЕНИЕ

Проектно-исследовательская работа в начальной школе – это эффективный метод обучения, который способствует развитию творческого мышления, самостоятельности и исследовательских навыков учащихся. Она позволяет детям активно участвовать в учебном процессе, исследовать интересующие их темы, экспериментировать и делать выводы.

Для успешной организации проектно-исследовательской работы необходимо определить цели и задачи проекта, выбрать методы исследования, определить порядок выполнения работ и оценить результаты. Важным элементом является обеспечение учащимся поддержки и руководства со стороны педагогов, которые помогут им организовать свою деятельность, структурировать информацию и анализировать полученные данные.

Проектно-исследовательская работа способствует развитию креативности, умения работать в команде, аналитического мышления и саморегуляции. Она помогает учащимся приобрести знания и навыки, которые будут полезны им не только в учебе, но и в жизни.

Таким образом, организация проектно-исследовательской работы в начальной школе играет важную роль в формировании у младших школьников ключевых компетенций и подготовке их к успешному будущему.

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.

По стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении обучающихся умением учиться. При исследовательской деятельности развиваются УУД.

Поэтому главной целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

• знакомство с проведением учебных исследований;

• развитие творческой исследовательской активности;

• стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

• ознакомление с научной картиной мира;

• вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

Ребенок получает возможность осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умению работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе.

Исследуя, ребёнок задаёт вопросы: почему? зачем? откуда? как? для чего? и ищет на него ответы, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксирует результат.

Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.

Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Статья «Исследовательская работа в начальной школе», Зубова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов.

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

• Найти проблему – что надо изучать.

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема.

• Тема – как это назвать.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

• Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность.

• Цель исследования – какой результат предполагается получить.

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

• Гипотеза – что не очевидно в объекте.

В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана.

• Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

• Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.

• Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.

В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

• Методика исследования – как и что исследовали.

Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

• Результаты исследования – собственные данные.

Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

• Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

• Значимость – как влияют результаты на практику.

Статья «Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся», Малиновская Евдокия Андреевна

Методы исследования; результаты (продукты исследовательской работы). Типичные ошибки при проведении исследований

Существует несколько способов выбора темы:

  • из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов

  • из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.:

  • из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности)

Список возможных типичных ошибок при выборе и формулировке темы исследования

  • тема не интересна ребенку;

  • тема не должна быть навязана, любое исследование проводится только на добровольной основе;

  • выбранная тема является неоригинальной;

  • выбранная тема, не решаемая в принципе или не решаемая для ребенка;

  • тема должна быть такой, чтобы исследование можно было провести в относительно короткий промежуток времени, иначе ребенок перестанет концентрировать на ней внимание, и она станет ему просто не интересной.

Как определить цели и задачи исследования?

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим.

К постановке цели предъявляются определенные требования:

1. Конкретность.

2. Формулировка цели должна начинается с глагола в неопределённой форме.

3. Достижимость.

4. Измеримость, контролируемость.

5. Определенность во времени.

Бывает, даже, когда кажется, что все требования соблюдены, цель получается неудачной. Разберем несколько типичных ошибок:

1. Завышенность цели.

2. Несоответствие теме или проблеме исследования.

3. Неконкретность, неточность формулировок.

Определить цель исследования – это замечательно. Её ещё надо реализовать. Поэтому после того, как определили ЗАЧЕМ, надо решить – КАК ДЕЛАТЬ.

Формулирование гипотезы исследования

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, то есть развёртывается следующая фаза мыслительного процесса – фаза решения проблемы.

Требования к гипотезе:

Она должна:

- содержать предположение

- быть проверяема, подтверждена

- быть логически непротиворечивой

- быть реально опровергаемая или доказуемая

Выбор методов исследования

Составьте список возможных типичных ошибок при определении цели, задач и гипотезы исследования.

Для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента.

Наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Энциклопедический словарь

Научное наблюдение отличается от обыденного по нескольким параметрам:

• Целенаправленностью (внимание наблюдателя должно фиксироваться только на интересующих объектах);

• Активностью (наблюдатель должен активно искать, выделять нужные ему моменты в наблюдаемом явлении, привлекая для этого свои знания и опыт, используя различные технические средства наблюдения);

• Планомерностью (наблюдение должно проводиться строго по плану, составленному исходя из задачи исследования);

• Систематичностью (все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках);

• Наличие элементов контроля (информация, полученная путём наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность).

Выделяются следующие этапы планирования наблюдения:

1. Определение задачи и цели (для чего? с какой целью?)

2. Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?)

3. Выбор способа (вида) наблюдения (как наблюдать?)

4. Выбор способов регистрации наблюдения (как вести записи?)

5. Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?)

Когда все обстоятельства продуманы, составляется план наблюдения

Научный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения.

Подготовка проведения эксперимента:

1. Выбор числа экспериментальных объектов (обязательно наличие контрольного объекта).

2. Определение продолжительности эксперимента.

3. Выбор конкретной методики изучения, то есть действия в процессе изучения.

4. Продумывание форм записи результатов эксперимента. Эксперимент требует ведения протокола, в котором с помощью текста, символов, схем заносятся факты экспериментальной деятельности

5. План эксперимента может быть зафиксирован в виде рабочей таблицы

Оформление результатов исследования – один из самых трудоёмких этапов работы. Конечная работа выполняется в научном стиле и содержит определенную структуру:

• титульный лист

• оглавление

• введение

• основная часть

• заключение

• список литературы

• приложения

К каждому пункту структуры выделяются требования.

Титульный лист заполняется по образцу:

• Наименование образовательного учреждения (верхнее поле).

• Название работы (среднее поле без слова «тема»), название пишется без кавычек и должно отражать проблему, заявленную в нём, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа «обо всём и ни о чём».

• Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет.

• Ещё ниже, ближе к правому краю, указываются фамилия, имя обучающегося в именительном падеже, номер ОУ, класс, Ф.И.О. научного руководителя и его должность.

• В нижнем поле по центру указывается город и год выполнения работы (без слова «год»).

Содержание идет после титульного листа. К содержанию предъявляется меньше требований: указаны главы и страницы, названия глав точно повторяются, без сокращений.

Правила написания введения общие для научных работ: актуальность темы работы, постановка проблемы, разработанность исследуемой проблемы, цель, основные задачи, методы решения основных задач.

Основная часть. Содержит 2-3 главы, в которых рассматриваются ведущие вопросы темы. Глава 1 обычно содержит итоги анализа литературы по теме исследования, её теоретическое обоснование; главы 2-3 описывают практические этапы работы, анализ полученных данных, выявление определённых закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента или исследования. В конце каждой главы пишутся выводы.

Принципиальными требованиями к основной части являются: доказательность; последовательность; отсутствие лишнего, необязательного и загромождающего текст материала.

Заключение. В заключение возвращаются к цели, аргументированно доказывается, почему она достигнута. Также указываются следствия из полученных результатов.

Литература. Отражает ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе исследовательской работы (не менее 3-5 источников). Наиболее удобен в исследовательской работе алфавитный способ группировки литературных источников. Сведения о книгах должны включать следующие необходимые элементы: фамилию, инициалы автора; заглавие; город, в котором издана книга; издательство; год издания; объём страниц. Каждая книга, статья записываются с красной строки.

Приложения. К приложениям относят: копии документов, инструкции; схемы, графики, диаграммы, таблицы; бланки опросов, тестов и систематизированный материал по ним; иллюстративный материал. Каждое приложение нумеруется (без знака №) в правом верхнем углу и должно иметь тематический заголовок по середине строки, оформляется на отдельном листе. В тексте должна быть ссылка на каждое приложение.

Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы

Нами были составлены критерии оценивания детских исследовательских работ. Максимальное количество баллов, которые могли получить обучающиеся – 12б.

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов


Актуальность темы

0-1

1б – Обоснована актуальность темы исследования.

0б – Актуальность не обосновывается.

0

Сформулирована проблема исследования

0-1

1б – верно сформулирована проблема исследования.

0б – неверно сформулирована проблема исследования.

0

Цель соответствует теме исследования

0-1

1б – верно определена цель по теме исследования.

0б – неверно определена цель по теме исследования.

1

Задачи соответствуют цели и теме исследования

0-1

1б – верно определены задачи к цели и теме исследования.

0б – неверно определены задачи к цели и теме исследования.

1

Гипотеза соответствует теме и цели исследования

0-1

1б – верно поставлена гипотеза по теме и цели исследования.

0б – неверно поставлена гипотеза по теме и цели исследования.

1

Соответствие методов исследования гипотезе

0-1

1б – верно определены методы исследования.

0б – неверно определены методы исследования.

1

Результаты исследования соответствуют цели и содержанию исследовательской работе

0-1

1б – верно соотнесены результаты исследования с целью и содержанием работы.

0б – неверно соотнесены результаты исследования с целью и содержанием работы.

1

Соответствие структуры работы по требованиям

0-1

1б – В работе соблюдены все требования к ее структуре: введение, основная часть, заключение, список литературы.

0б — Отсутствует логика изложения, выводы не соответствуют целям и задачам

1

Представлены научные факты, обоснование

0-1

1б – в работе представлены подтверждения научным фактам.

0б – в работе не представлены подтверждения научным фактам.

1

Выводы соответствуют результатам исследования

0-1

1б – представлены выводе по проделанной работе.

0б – не представлены выводе по проделанной работе.

1

Верно выделены предмет и объект исследования

0-2

2б – верно выделен предмет и объект исследования.

2б – верно выделен или предмет или объект исследования.

0б – неверно выделен или не указа предмет и объект исследования.

2

Итого

12б

10б



Исследовательская работа обучающегося гимназии №1 по теме: «Выращивание кристалла в домашних условиях». В работе не приводится обоснование актуальности темы работы, а соответственно и проблема, которая заключается. Ученик верно определил цель и задачи исследования для своей работы. Верно выделил предмет и объект исследования. Им была поставлена гипотеза и в конце она была им подтверждена. Структура исследования удержана, в конце представлены выводы о проделанной работе.



Пример исследовательской работы

Выполнила: Чуняк Полина, 21П-1 группа

Компоненты паспорта

Описание исследования

1.

Тема исследования

Почему ушли единицы измерения Древней Руси из нашей жизни?

2.

Актуальность исследования

Часто в нашей жизни встречаются слова, обозначающие единицы измерения Древней Руси. В русском языке их называют устаревшими, вышедшими из активного употребления. Мы не пользуемся ими ежедневно, но, не зная их значения, порой трудно понять литературное произведение, параграф по окружающему миру, задания по математике, даже пословицу. В любой книге есть сноски, но они написаны очень мелким шрифтом и не запоминаются.

Например: «Семь пядей во лбу». Не зная старинных единиц измерения нельзя понять смысл русского фольклора. Поэтому в своём проекте я рассмотрю наиболее распространенные старинные русские единицы измерения.

3.

Проблема исследования

В школьных учебниках, литературных произведениях часто встречаются слова, обозначающие единицы измерения Древней Руси, но мы не знаем значения этих слов, поэтому не всегда правильно понимаем смысл прочитанного.

4

Объект исследования

Меры длины в Древней Руси

5.

Цель исследования

Изучить единицы длины в Древней Руси и сравнить их с международной системой единиц (длина).

6.

Задачи исследования

- узнать, какими пользовались единицами длины в древней Руси;

- провести опыт по измерению предметов разными единицами длины.

- сравнить единицы длины древней Руси с современными.

7.

Гипотеза исследования

Единицы измерения Древней Руси ушли из нашей жизни, потому что получаются неточные измерения.

8.

Методы исследования

1. Сбор информации (работа с литературными источниками, энциклопедией, поиск информации в сети Интернет).

2. Проведение опыта.

9.

Тип исследования (по продолжительности)

Краткосрочный

10.

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1.Обсуждение актуальности, проблемы, цели и гипотезы исследования.

2. Просмотр и обсуждение пословиц и поговорок с единицами измерения длины в Древней руси.

3.Составление кластера по ходу исследования.

4. В группах ученики находят информацию по единицам длины в древней руси: сажень, аршин, локоть, пядь, вершок.

Вопросы группам:

1.Происхождение слова и его значение.

2.Как пользовались данной единицей измерения длины.

3.Переведите единицу измерения длины Древней Руси в современную.

5. Группам предлагаются единицы измерения длины. Их задача: измерить класс и стол, записав результат.

6.После проводится беседа:

- Сколько раз ваша мерка помещается вдоль классной стены?

- У каждой группы получились разные ответы.

- Значит, стена у вас разной длины?

- А в чем проблема? (разные мерки)

7. Вывод исследования. Подтверждение гипотезы.

Единицы измерения Древней Руси ушли из нашей жизни, потому что получаются неточные измерения.

Единицы измерений сегодня удобны, лаконичны и понятны. Мир меняется, меняемся и мы, но знания дают нам нужную структуру для понимания духовного мира нашего народа в далёком прошлом.

Каждый человек должен знать и современные меры длины и старинные. Не зная прошлого, нельзя понять настоящее!

11.

Оборудование для проведения исследования

Энциклопедии, интернет, раздаточные листы (вопросы), листы для фиксации материала.

12.

Продукт исследования

Лист исследователя

13.

Перспектива исследования

Материал данной работы можно использовать как справочный материал для учителей и учащихся на уроках математики, литературного чтения, на дополнительных занятиях смежных дисциплин для расширения кругозора.

14.

Используемые источники

1) https://www.hobobo.ru/poslovitsy-i-pogovorki/poslovitsy-i-pogovorki-so-starinnymi-merami-dliny-massy-obema/

2) https://iqirma.jimdofree.com/гениальное-просто/русские-меры/





















ГЛАВА 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Виды учебных проектов:

1.Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Также учебные проекты разделяются по комплексности (монопредметные, межпредметные), характеру контактов между участниками (внутриклассные, внутришкольные, региональные …), а также по продолжительности.

Основные требования к детским учебным проектам:

Проблема должна быть социально-значимой – исследовательской, информационной, практической.

Планирование дальнейшей деятельности, в том числе планирование вида продукта и формы презентации.

Самостоятельная исследовательская деятельность учащихся.

Результатом является продукт, который является средством для решения поставленной проблемы.

Подготовленный продукт должен быть представлен.

Формы продуктов учебного проекта: Web-сайт; Анализ данных социологического опроса; Атлас; Атрибуты несуществующего государства; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Действующая фирма; Журнал; Законопроект; Игра; Карта; Коллекция; Костюм; Макет; Модель; Музыкальное произведение; Мультимедийный продукт; Оформление кабинета; Пакет рекомендаций; Праздник; Прогноз; Публикация; Путеводитель; Серия иллюстрации; Система школьного самоуправления; Сказка; Справочник; Сравнительно-сопоставительный анализ; Статья; Сценарий; Учебное пособие; Чертеж; Экскурсия.

Некоторые примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности:

1) дневник путешествия по римским провинциям эпохи распада Империи и по СССР конца 1980-х гг. (видеомонтаж с собственным комментарием);

2) популярное пособие «Право на каждый день» (брошюра с рекомендациями и видеофильм);

3) частотный словарь английского молодежного сленга;

4) главы из учебника будущего «Биология и экология»;

5) Манифест Николая II «О даровании народу России Конституции», каким он мог бы быть;

6) экологические программы мониторинга и лабораторного анализа питьевой воды, состояния радиационного фона и воздушное среды в микрорайоне (по заказу Управы района);

7) сборник научно-фантастических сочинений учащихся 6-го класса «Как принимали гостей в Средневековье»;

8) коллекция софизмов, невозможных математических объектов и интересных чисел.

учебное пособие И.С. Сергеева «Как организовать проектную деятельность учащихся»

Проектирование и исследование в современном образовании

В современной литературе по педагогике и педагогической психологии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проектное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследовательские методы обучения» строго не определяются, а потому не всегда четко дифференцируются, хотя даже беглый взгляд позволяет увидеть существенную разницу между ними.

В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. В отличие от проектирования исследование всегда творчество, и в идеале оно представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. В идеале ее не должны ограничивать рамки самых смелых гипотез. Потому она значительно более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.

Из книги Савенкова А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников».

Проектная задача, как способ расширения задачного подхода

Проектная задача – задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер и является подготовкой к более серьезной проектной и исследовательской деятельности.

Проектные задачи есть шаг к проектной деятельности в школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания - они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность опробовать их в квазиреальных (модельных) ситуациях. Осваивается реальная практика произвольного поведения: самоорганизация группы и каждого внутри нее, управление собственным поведением в групповой работе.

Чтобы лучше понять структуру проектной задачи и ее отличие от проектной деятельности, нашей группой была создана сравнительная таблица.


Основание для сравнения

Проект

Проектная задача

1

Педагогическая цель

формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Подготовить младших школьников к проектной деятельности, развитие УУД.

Цель детская

решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

Решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

2

Продолжительность

от урочных до годичных

1-2 урока

3

Форма организации

индивидуальные или групповые

Только работа в группе.

4

Структура

1.Проблема (целеполагание)

2. Проектирование (планирование)

3.Поиск информации

4.Продукт

5.Презентация.

Проблема (целеполагание)

Решение системы заданий

Продукт

Презентация

Рефлексия

5

Деятельность учащихся

Разрабатывают замысел, ищут пути реализации,

Замысел дает учитель, пути решения указаны. Учащиеся находят решение проблемы, выполнив систему заданий.

воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт

+

6

Результат

Должно происходить качественное изменение учащегося

+

не предсказуем

Предсказуем

реальный продукт, который можно представить другим

Реальный детский «продукт», который можно представить другим

7

Формируемые универсальные умения

1. Рефлексивные

2. Поисковые (исследовательские)

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве

5. Менеджерские умения и навыки

6. Коммуникативные

7. Презентационные умения и навыки

- рефлексивные

- целеполагать

- планировать

- моделировать

- проявлять инициативу при поиске способа решения задачи

- вступать в коммуникацию

8

Средства

Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств

Большой объем разнородного материала предоставляет учитель.

9

Возраст участников

Старшеклассники (подростковая школа)

Начальная школа



А.Б. Воронцов, кандидат педагогических наук, директор Открытого института «Развивающее образование»



Пример проектной задачи

Содержание проектной задачи

Класс: 3

Тема: «Космос – это мы»

Планируемые результаты:

Цель: формирование патриотического чувства; расширить представление о планетах, космосе, космонавтах.

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные:

- извлекают информацию из текста

- анализ текста, выделение существенной информации

Коммуникативные:

- работа в малой группе

- участвуют в беседе

Регулятивные:

- осуществляют контроль своей деятельности

- оценивают свою деятельность.



Уважаемые ученики 3 класса. Близится праздник, «День космонавтики». В честь этого, предлагаю оформить вам стенгазету для класса. Но для того, чтобы понимать, что именно нужно оформить, вам пришло письмо от директора космической станции. Вам будет дана задача, которая состоит из целого ряда заданий. Поэтому очень важно правильно распределить работу между собой: вы должны продемонстрировать умение работать вместе при решении общей задачи так, чтобы каждый из нас смог внести свой вклад в результат вашей группы. Итогом вашей работы должен стать продукт, в котором вы должны отразить все свои шаги, описать и проиллюстрировать их. Надеемся, что вам понравится эта работа, и вы с интересом будете её решать. Желаем удачи!

Директор «Центра космической станции»

Задание 1. Ниже дан текст. Прочитайте его. В стенгазету выпишите следующее:

- Какая собака сдала «выпускные экзамены»?

- Какая собака подходит для полета?

Первыми «космонавтами» - разведчиками стали собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая маленькая мышка-космонавт пробыла над Землей почти целые сутки. В ее черной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.

Потом настала очередь собак, более умных животных, чем мыши и кролики. Но не каждая собака подходит для полета. Надо найти такую, чтобы величиной она была не больше кошки и весила 4-6 килограммов, ей должно быть не больше 2-3 лет и со светлой шерсткой, так ее лучше видно в кинокамеру.

Породистые собаки для трудных испытаний не годились: они слишком изнежены и капризны. Ласковые, спокойные и выносливые дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.

В собачьем «космическом отряде» каждый день занятия и тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки начинать есть и еще многому.

Лучше других сдала «выпускные экзамены» умная и смелая собачка Лайка. Для нее построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. 3 ноября 1957 года на Лайку одели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Лайка из космоса не вернулась.

Вслед за Лайкой в космос полетели и другие собаки: Белка и Стрелка, Чернушка и Звездочка, Пчелка и Мушка. Все они вернулись на Землю. Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.

- Выберите подходящую фотографию под описание и прикрепите ее на стенгазету.



Задание 2. С давних пор человек мечтал побывать в космосе. И вот однажды мечта людей о полете в космос сбылась. Самым первым, самым отважным и храбрым оказался наш соотечественник – это….

- А для того чтобы узнать кто это, вам нужно расшифровать имя, отчество, фамилию первого – космонавта. Для этого вам поможет порядковый номер каждой буквы алфавита.

Алфавит

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я



32, 18, 10, 11 ____________________________________



1, 13, 6, 12, 19, 6, 6, 3, 10, 25 _______________________________



4, 1, 4, 1, 18, 10, 15 _________________________________



Найдите фотографии этого человека и приклейте на стенгазету. Запишите дату этого события.

Задание 3. Для того чтобы совершить такой же полет нам необходима ракета. Вам нужно изготовить её самим, следуя инструкциям.

1. Для начала нужно приготовить детали для ракеты (все детали даны в готовом виде в конверте).

2. Расположите детали ракеты на листе.

3. Приклейте детали.

4. По желанию, можете добавить некоторые элементы, используя фломастеры.

Итак, ваша ракета готова. Теперь вы можете начать полёт. Но сначала дайте название вашей ракете и напишите его под своей ракетой.



Задание 4. Вы знаете, что у космонавтов есть специальная одежда. Чтобы узнать, как называется эта одежда, нужно решить примеры и заполнить таблицу.

78 + А=75 + 30 : 6    

Н – 19=1000 : 100

(74 – 55) : К = 19     

60 - 11 + Ф = 50

С = 84 : 7 - 9             

4  Р = 64 : 4

Д  8 = 90 – 2

3

1

2

9

2

29

11

4











Найдите фотографию данного костюма, приклейте на стенгазету и напишите название.

В конечном итоге, у вас должна получиться верно оформленная стенгазета для класса ко дню космонавтики.



Рефлексия

Самооценивание навыков сотрудничества

Поставь + напротив того утверждения, которое считаешь верным.

Работая в группе...

Всегда

Иногда

Никогда

Я выслушивал мнения своих товарищей




Я высказывал свою точку зрения




Я был полезен своей группе




Я с удовольствием работал в группе




















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенной деятельности было заметно, что организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы является эффективным методом обучения. Учителя играют ключевую роль в этом процессе, поскольку они не только помогают учащимся выбирать темы для исследований, но и оказывают поддержку и руководство на протяжении всего процесса.

Благодаря такому подходу дети развивают критическое мышление, навыки самостоятельной работы, умение работать в команде и применять знания на практике. Организация проектно-исследовательской работы помогает не только углубить знания по различным предметам, но и повысить мотивацию и заинтересованность учащихся в учебном процессе.

В целом, данная методика считается наиболее эффективной для стимулирования интеллектуального развития детей и подготовки их к успешной учебе в будущем.



Список используемых источников

  1. Статья «Исследовательская работа в начальной школе», Зубова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов

  2. Статья «Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся», Малиновская Евдокия Андреевна

  3. Учебное пособие И.С. Сергеева «Как организовать проектную деятельность учащихся»

  4. А.Б. Воронцов, кандидат педагогических наук, директор Открытого института «Развивающее образование»

  5. https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!