СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького











Методические рекомендации по организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы.

























г. Красноярск 2024

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.

Составитель: Вербицкий Илья Александрович– студент 21П-5 группы отделения «Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе / Вербицкий И.А / Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024. – __ стр.




























Аннотация


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ставит перед школой ряд требований к результатам обучающихся.

Методические рекомендации созданы для организации исследования в начальной школе. В пособии описаны доступные методические приемы, позволяющие успешно разрабатывать содержание, использовать наиболее эффективные формы организации и методы исследовательского обучения учеников начальной школы.

Данные разработанные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также для студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».











































ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел 1. Исследовательская деятельность учащихся...............................5

1.1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура......................................5

1.2. Типичные ошибки при определении цели, задач и гипотезы исследования..................................................................................................7

1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ.............11

1.4. Паспорт исследования №1

1.5 Паспорт исследования №2

Раздел 2. Проектная деятельность учащихся............................................15

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.....................................15

2.2. Проектная задача 1: ……………………………………..18

2.3. Проектная задача 2:

Заключение...............................................................................................21

Список источников......................................................................................23































Раздел 1. Исследовательская деятельность учащихся

Глава 1.1. «Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура»

Важность включения в обучение обучающихся исследовательской деятельности подчеркивалась многими учеными и педагогами (И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, Н. И. Новиков, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, В. А. и др.). Отражена эта позиция в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и в концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. «Именно активность обучающегося признается основой достижения целей обучения — знание не передается в готовом виде, а строится самими учащимися в процессе познавательной, исследовательской деятельности» [2, с. 110].

В Федеральном государственном стандарте второго поколения по программам предметов естественно-математического цикла ведущую роль играют познавательная деятельность и соответственно познавательные учебные действия, в которые включены действия выпускника по освоению элементов исследовательской деятельности:

- умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умения работать с разными источниками информации, находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках;

- умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию [3, с. 50].

В образовании цель исследовательской деятельности заключается в том, чтобы учащиеся приобрели функциональный навык исследования как универсальный способ освоения действительности.

Данная цель конкретизируется в частных целях, которые определяются исходя из анализа содержания исследовательской деятельности ученика:

  • получение новых знаний;

  • развитие познавательной мотивации;

  • развитие исследовательских действий, направленных на получение знаний;

  • развитие информационных процессов, необходимых для работы с новыми знаниями;

  • активизация личностной позиции.

Исходя из перечисленных целей и требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, вытекают следующие задачи исследовательской деятельности ученика:

  • познавательная — получение новых знаний в конкретной предметной области и использование на метапредметном уровне исследовательского метода, направленного на поиск решения поставленных учебных задач;

  • развивающая — умение применять научные методы исследования, выдвигать гипотезы, планировать деятельность, развитие стремления к поиску новой информации, переработке и применению новой информации;

  • воспитательная — развитие самостоятельности, инициативности, целеустремленности, настойчивости, стремления к саморазвитию.

С учеником сначала проводятся организационные мероприятия. Действия первого типа — это собственно исследовательские действия, в результате выполнения которых выдвигаются гипотезы, осуществляется сбор, обработка и анализ информации, делаются выводы.

Далее ученик выполняет конкретные действия, соответствующие цели исследования: определяет задачи, планирует их достижение, подбирает методы и, наконец, производит контроль и оценку совершенных действий.

Исследовательская деятельность учащегося — это деятельность, направленная на получение, переработку, хранение, использование и передачу информации, необходимой для получения нового знания и развития личностных характеристик ученика, способствующих продолжению его образования.

По стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении обучающихся умением учиться.

Целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

Главная задача учителя состоит в том, чтобы помочь обучающимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Роль учителя: систематическая направляющая, стимулирующая и корректирующая роли.

Функции учителя:

  • показать обучающимся значимость их деятельности;

  • вселить уверенность в силы обучающихся;

  • привлечь родителей к участию в школьных делах ребенка.

Выделяются следующие основные этапы исследовательской работы:

1) Выбор темы.

2) Постановка цели и задач.

3) Гипотеза исследования.

4) Организация исследования.

5) Подготовка к защите и защита работы.

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

  • Найти проблему – что надо изучать. Должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

  • Тема – как это назвать. Должна быть оригинальной.

  • Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

  • Цель исследования – какой результат предполагается получить.

  • Гипотеза – что не очевидно в объекте. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана

  • Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

  • Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

  • Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов.

  • Методика исследования – как и что исследовали. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

  • Результаты исследования – собственные данные. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

  • Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

  • Значимость – как влияют результаты на практику.

Таким образом, в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения структура исследовательской деятельности учащихся на современном этапе развития информационного общества наполняется новыми целями и содержанием исследовательских умений.

1.2 Типичные ошибки при определении цели, задач и гипотезы исследования

  1. Ошибки в выборе темы исследования

Исследовательская работа начинается с выбора темы исследования. Выбор темы школьной исследовательской работы — важный и очень ответственный момент.

Не рекомендуется при формулировке темы:

  • Слишком общее название, которое может ввести в заблуждение.

  • Выбирать масштабные и сложные темы, которые оказываются непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования.

Примеры некорректных тем: «Как поживаете, господин позвоночник?», «Влияние параметров атмосферы на рождаемость в районах Крайнего Севера», «Почему школьники не летают?»

Существует некоторые требования к теме исследования:

1. Тема должна быть достаточно актуальной и, по возможности, нестандартной.

2. Тема и уровень работы должны соответствовать возрасту ученика.

3. Широко сформулированная тема не дает возможности выполнить качественное исследование.

4. Если работа выполняется на базе научного учреждения, необходимо четко очертить рамки самостоятельного исследования школьника.

Название работы должно точно отражать её содержание. Удачная и неординарная тема – залог успеха.



Ошибки в определении цели, задач и гипотезы исследования



Цель может быть только одна, формулируется фразой с глаголами «установить, выявить, определить, сравнить» и т.п.

Типичными ошибками формулирования цели работы являются следующие:

  • Цель не связана с рассматриваемым научным противоречием.

  • Определяет содержание деятельности, а не получаемое знание.

  • Предполагается получить уже известные знания, то есть цель банальна.

Цель указывает общее направление деятельности. Определить цель исследования – это замечательно. Её ещё надо реализовать. Поэтому после того, как определили ЗАЧЕМ, надо решить – КАК ДЕЛАТЬ.

Задачи – это этапы работы. Они не могут быть крупнее цели или повторять ее. Не следует формулировать задачи, которые непосильны для ученика.

Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие. Они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило, их не бывает более 4-5.

Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы.

Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость.

Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.

Требования к гипотезе:

  • должна содержать предположение;

  • быть проверяемой, подтвержденной;

  • быть логически непротиворечивой;

  • быть реально опровергаемой или доказуемой.

Ошибки в выборе методов исследования

Выбор конкретных методов исследования определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования.

Метод – способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит возможность реализации исследования – его проведения и получения определенного результата.

Для этого детям предлагается:

  • подумать самостоятельно;

  • посмотреть книги о том, что исследуешь;

  • спросить у других людей;

  • познакомиться с кино и телефильмами по теме своего исследования;

  • обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;

  • понаблюдать;

  • провести эксперимент.

Учащиеся выбирают методы, которые помогут проверить гипотезы. Когда методы выбраны и начинается исследовательская деятельность, сбор и обработка информации, на помощь приходят родители. Ученики активно работают, анализируют и обобщают полученные материалы, проводят исследование. В это время организуются индивидуальные консультации. Во время консультаций учитель помогает систематизировать собранную информацию

Традиционно методы делятся на два класса:

  1. Получение и сбор информации;

  2. Методы её обработки.

Первый класс методов – сбор информации – разнороден и подразделяется на теоретические и практические. Теоретические методы применяются при изучении письменных источников и литературы по теме (анализ, синтез, моделирование и др.). Практические (эмпирические) методы исследования связаны с действиями исследователя, направленными на проведение практики (наблюдение, интервью, беседа, видеосъемка и др.).

Второй класс касается обработки информации. Они делятся на количественные (математические, статистические и др.) и качественные (содержательные).

Овладеть методами исследования обучающимся поможет наличие у них специальных памяток, к числу которых можно отнести следующие: «Как составить план изучаемого текста», «Как охарактеризовать историческую личность», «Как проводить доказательство», «Как изучать различные точки зрения» и другие.

1.3 Примерные критерии оценивания детских исследовательских работ:



Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

1. Актуальность темы

2 – выбранная тема актуальна, актуальность обоснована.

1 – актуальность обоснована слабо.
0 – актуальность не обоснована.

2. Предмет и объект исследования

2 – предмет и объект исследования сформулированы верно.

1 – предмет исследования сформулирован неверно, объект исследования сформулирован верно/объект исследования сформулирован неверно, предмет исследования сформулирован верно
0 – предмет и объект исследования сформулированы неверно/не определены совсем.

3. Цели и задачи

2 – цель соответствует теме и результату исследования, задачи являются путями ее достижения.

1 – цель сформулирована верно, но задачи не являются путями ее достижения.

0 – цель и задачи проекта не сформулированы.

4. Гипотеза

2 - гипотеза есть и доказуема

1 – гипотеза есть, но частично доказуема (опровергнута)

0 – гипотеза не соответствует теме.

5. Соответствие выбранных методов

2 – все методы подобраны целесообразно и применены в соответствии с методикой.

1 – один из методов определен неверно, но применены не в соответствии с методикой (метод заявлен, но не применялся).

0 – методы подобраны не целесообразно.

6. Ход исследования

2 – описание исследования четкое и обоснованное, отражает поставленные задачи использована, содержаться выводы и обобщения.

1 – описанное исследование соответствует теме и цели, но не отражает суть всей работы.

0 – описанное исследование не соответствует теме и цели, не отражает сути работы.


7. Практическая значимость

2 – результаты работы могут применяться в практике.

1 – результаты работы требуют доработки для применения в практике.

0 – работа не имеет практической значимости.

8. Соблюдение требований к оформлению

2 – соблюдены все общие требования к оформлению текста (поля, шрифт, заголовки, цитаты, таблицы, рисунки, формулы, сокращения), приложений.

1 – нарушено не более 1 из требований.

0 – требования не соблюдены.

9. Наглядность представления

3 – выступление сопровождается грамотно оформленной презентацией, текст выступления не совпадает с текстом на слайдах, в презентации присутствуют фото, схемы, таблицы, диаграммы и другой материал, представляющий процесс и результат работы + предъявляется продукт в виде материальной модели.

2 – выступление сопровождается грамотно оформленной презентацией, текст выступления не совпадает с надписями на слайдах, в презентации присутствуют фото, схемы, таблицы, диаграммы и другой материал, представляющий процесс и результат работы.

1 – не все слайды отражают суть работы, нет рисунков, таблиц графиков, много текста, выступление дублирует текст слайдов.

0 – презентация не помогает восприятию материала.

10. Оформление литературы

2 - в работе используются достоверные источники информации и оформлен список литературы

1 – указаны только интернет ссылки.

0 – не указаны источники литературы.


1.4. Паспорт исследования №1 «Поющие бокалы»

Паспорт разработан

ФИО студента: Вербицкий Илья Александрович

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Поющие бокалы.

2

Актуальность исследования

Однажды я помогал маме мыть посуду и случайно провел по краю стакана пальцами, раздался мелодичный звук. Я спросил у мамы: «А что, разве посуда умеет петь?». Мама ответила: «Звуки может издавать любой мокрый твердый предмет, если по нему провести пальцами, но будет слышен скрип, а вот стеклянные бокалы поют по-настоящему». Мне стало интересно проверить это самой и узнать, что может повлиять на звук.

3

Проблема исследования

Можно ли на бокалах исполнить мелодию?

4

Объект исследования

Бокалы

5

Цель исследования

Для учителя: организовать исследовательскую деятельность для учащихся 3 класса по формированию исследовательских умений по теме: Урожайность клубники.

Для ученика: узнать, как повысить урожай клубники.

6

Задачи исследования

  • Изучить литературу об истории возникновения «стеклянной гармоники» и выяснить причину возникновения звуковых волн.

  • Выяснить причины изменения высоты тона извлекаемого звука в бокале.

  • Провести опрос среди одногруппников.

  • Провести эксперимент: исполнить мелодию с помощью бокалов.

  • Представление результатов исследовательской работы.

7

Гипотеза исследования

Предположим, что на урожай клубники может повлиять плодородность почвы.

8

Методы исследования

- Анализ литературы.

- Эксперимент.

-Обобщение.

9

Тип исследования

По продолжительности: долговременный.

По организационной форме: индивидуальный.

По содержанию: моно.

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный:

- выбор темы и описание проблемы.

- составление плана исследования.

2. Теоретический:

-изучение и анализ литературы.

3. Практический:

- проведение эксперимента по поющим бокалам.

4. Аналитический: заполнение дневника наблюдений.

5. Презентационный:

-подготовка презентации для выступления.

-выступление с результатом работы.

6. Рефлексивный:

-анализ проделанной работы.

-обозначение ошибок.

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)



1. Литературный Обзор:

- Изучение предыдущих исследований и экспериментов по созданию поющих бокалов.

- Анализ научных статей, книг и публикаций, касающихся акустики и механики стекла.

2. Разработка Методики:

- Создание подробного плана экспериментов для изучения влияния различных факторов на звучание стеклянных бокалов.

- Определение необходимых инструментов и оборудования для проведения исследований.

Этап 3: Эксперименты и Исследования

1. Изготовление Образцов:

- Подбор и подготовка стеклянных бокалов различных форм и размеров для экспериментов.

- Эксперименты с различными типами стекла и их акустическими характеристиками.

2. Изучение Влияния Факторов:

- Исследование влияния объема, формы и состояния поверхности бокала на его звучание.

- Эксперименты с различными жидкостями в бокале для определения их влияния на звук.

Этап 4: Анализ Результатов и Вывод

1. Обработка Данных:

- Анализ звуковых записей и измерений, сделанных во время экспериментов.

- Сравнение характеристик звучания различных бокалов и условий экспериментов.

2. Формулирование Выводов:

- Определение оптимальных параметров для создания поющих бокалов с заданными музыкальными характеристиками.

- Выявление потенциальных областей применения поющих бокалов и возможных дальнейших исследований.

11

Оборудование для проведения исследования

Бокалы, вода, историческая литература

12

Продукт исследования

Бокалы, вода

13

Перспектива исследования

- Использование поющих бокалов в образовательных целях для демонстрации физических принципов звучания и акустики.

- Разработка учебных программ и лабораторных работ, позволяющих учащимся экспериментировать с созданием и игрой на поющих бокалах.

14

Используемые источники




1.5 Паспорт исследования №2

Паспорт разработан:

ФИО студента: Черняева Надежда Владимировна. 21П-5

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Купальские венки

2

Актуальность исследования

Когда я гостила у бабушки в деревни, то увидела, что девочки постарше перед праздником Ивана Купалы плетут венок. Тогда я спросила бабушку зачем они это делаю, на что получила ответ, что это очень старая традиция. Мне стало интересно узнать об этой традиции больше и почему её соблюдают у нас в городе. И поэтому я решила провести исследование.

3

Проблема исследования

Как вернуть традицию плетения венков?

4

Объект исследования

Венок из полевых цветов.

5

Цель исследования

Для учителя: организация деятельности учащейся 4 класса в исследовании по изучению славянской традиции плетения венков на празднование Ивана Купалы.

Для ученика: изучить традицию плетения венков на празднования Ивана Купалы.

6

Задачи исследования

Для ученика:

  1. изучить литературу о традиции плетения венков, о значении венков у славян, о способах плетения венков из цветов;

  2. опросить людей, чтобы узнать соблюдают они традицию плетения венков или нет, интересна ли людям эта тема, хотят ли они соблюдать эту традицию;

  3. написать статьи для школьной группы о данной традиции, красоте традиции, потери этой традиции;

  4. провести мастер-класс по плетению венков.

7

Гипотеза исследования

Предположим, что традицию плетения венков можно возродить, если о ней узнает как можно больше людей.

8

Методы исследования

Анализ, обобщение, историческая методология, моделирование, опрос.

9

Тип исследования

По продолжительности: (краткосрочный, долгосрочный) - краткосрочный.

По организационной форме: (групповой, индивидуальный) – индивидуальный.

По содержанию: (моно, межпредметный, внепредметный) – внепредметный.

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный: посоветоваться с учителем; найти полезную литературу и обсудить её с учителем, продумать с учителем какой материал можно использовать для статьи.

2. Теоретический: прочитать полезную литературу, предложенную учителем.

3. Практический: написать статью и опубликовать, провести мастер-класс по изготовлению венка.

4. Аналитический: написать статью о том, как прошёл матер класс.

5. Презентационный: поделиться исследованием с классами.

6. Рефлексивный: подвести итоги исследования, определить дальнейшие цели.


11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: изучить традицию плетения венков на Ивана Купалы.

Ход исследования:

Сначала было необходимо обсудить выбор полезной литературе по теме исследования с учителем, чтобы написать статью о данной традиции в школьную газету.

Опрос людей проводится несколько раз. Первый опрос проводится перед написанием статьи, но уже с собранной информацией, чтобы узнать, что люди знают о данной традиции и интересно ли им вообще эта тема.

После анализа опроса пишутся статьи для привлечения внимания к традиции. А именно статьи о красоте венков, о важности этой традиции в прошлом для наших предков, о том, что данная традиция умирает и только в наших руках её сохранить.

После выхода статей, по прошествию время, проводится ещё опрос, чтобы узнать, что теперь думают люди о данной традиции, хотят ли они теперь возродить данную традицию.

Проводится подготовка к мастер-классу. Сбор материала, выбор наиболее подходящей схемы плетения, сбор людей, само проведение мастер-класса.

В конце мастер-класса проводится очередной опрос, в котором уже узнаётся будут ли они в дальнейшем обращаться к данной традиции.

Проанализировав полученные ответы, можно будет сделать вывод по нашей гипотезе, а так же продемонстрировать эти результаты перед классом.


11

Оборудование для проведения исследования

Историческая литература. Полевые цветы. Школьная группа (сайт).

12

Продукт исследования

Статья, венки.

13

Перспектива исследования

Продвижение традиции за пределами школы; организация полномасштабного празднования Ивана Купалы в городе; изучение других «умирающих» традиций.

14

Используемые источники

Электронные ресурсы:

  1. Легенды и поверья о растениях // Режим доступа: http://myphs.jimdo.com/

  2. Зачем плести купальский венок: https://tv3.ru/post/zachem-plesti-kupalskii-venok

  3. Схемы плетения венка: https://decorwind.ru/top-3-sxemy-pleteniya-venkov-na-ivana-kupala/








Раздел 2. Проектная деятельность учащихся

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательной деятельности технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных учебных предметов, курсов и во внеурочной деятельности.

Слово ―проект (в переводе с латинского – «брошенный вперед») в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Швединой определяется как ―замысел, план; разработанный план какого-либо сооружения, механизма, устройства. Это толкование получило свое дальнейшее развитие в виде определения проекта как прототипа, прообраза какого-либо объекта, вида деятельности.

Проект может рассматриваться как реалистический замысел о желаемом будущем, содержащий в себе рациональное обоснование и конкретный способ практического осуществления. Обобщенное понятие проекта может быть сформулировано следующим образом. Проект – это ограниченная во времени деятельность, представленная в виде мероприятий, направленная на решение социально значимой проблемы и достижение определенной цели, предполагающая получение ожидаемых результатов, путем решения связанных с целью задач, обеспеченная необходимыми ресурсами и управляемая на основе постоянного мониторинга деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков.

Многообразие проектов может быть классифицировано по следующим типологическим признакам:

- по доминирующей в проекте деятельности. Такой деятельностью может быть исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.;

- по предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект;

- по характеру координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта):

- по характеру контактов (среди участников одного учебного заведения, класса, учебной группы, города. Региона, страны, разных стран мира);

- по количеству участников проекта;

- по продолжительности выполнения проекта.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этого затруднения при рассмотрении в определенной ситуации.

Перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом:

  • Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.

  • Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.

  • Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.

  • Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.

  • «Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.

  • Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.

  • Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов [2, c. 189].



Учебный проект должен содержать следующие структурные элементы:

  • титульный лист;

  • содержание;

  • введение;

  • описание исследования;

  • заключение (результаты исследования).






Введение должно содержать:

    1. описание и результат анализа проблемных вопросов избранной специальности с целью выбора и формулировки темы учебного проекта;

    2. описание противоречия, проблемы, проблемной ситуации, проблемного вопроса для проведения исследования;

    3. обоснование актуальности, практической полезности темы учебного проекта;

    4. цель и задачи для проведения исследования;

    5. гипотезу исследования;

    6. перечень и описание методов исследования на каждом этапе выполнения исследовательской работы.

Общий объем введения не менее 2 страниц.



Описание исследования должно содержать:

  • план этапов выполнения исследовательской работы;

  • описание дополнительной информации и экспериментальных данных для проведения исследования, выявленных в ходе поиска в сети Интернет;

  • собственно процесс исследования.

Заключение должно содержать представление результатов исследования.

В качестве приложений может быть использован фотоотчёт о проведённом мероприятии, фотографии изготовленной модели, изготовленных творческих работ и т.п.

В обязательном порядке к описанию проекта прилагается продукт проектной деятельности (или фотографии /видеозаписи/ аудиозаписи, на которых запечатлён продукт проектной деятельности) [1, c. 49].

Продуктом проектной деятельности могут быть аналитические материалы, обзорные материалы, стендовый доклад, художественная творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, компьютерной анимации, макет, иное конструкторское изделие, мультимедийные продукты и др.

    1. . Проектная задача: Праздник для мам и бабушек

В данной главе представлены варианты проектных задач и их паспорта.

Проектную задачу разработал:

ФИО студента : Вербицкий Илья Александрович. 21П-5.

Паспорт проектной задачи:


Название проектной задачи

«Праздник для мам и бабушек»

Предмет

Межпредметная (русский, математика, технология)

Класс, время

2 класс

Вид задачи

Межпредметная, одновозрастная

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

1. Комплексное использование освоенных математических, языковых и технологических умений в

нестандартных условиях квазиреальной ситуации.

2. Проверка умений пользоваться технологической картой изготовления поделки и таблицами

для поиска необходимой (недостающей) информации, заполнять таблицу заданной информацией

на основе самостоятельного поиска информации.

3. Сотрудничество в группах: коллективно-распределительная деятельность при решении

ряда практических задач

Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача

Предметные

1. Умение применять таблицу умножения и производить действия умножения в концентре «Сотня».

2. Умение осуществлять арифметические действия с единицами времени.

3. Умение переводить единицы времени из мелких в более крупные и сравнивать их.

4. Умение находить периметр прямоугольника по заданным величинам сторон.

5. Умение читать технологическую карту изготовления поделки с целью обнаружить пропуски в

технологической цепочке действий.

6. Умение орфографически верно восстанавливать пропуски букв в словах.

7. Умение дополнять исходный текст в соответствии с заданным жанром.

Метапредметные

1. Умение анализировать информацию с точки

зрения заданного условия конкретного задания и

выбирать существенную информацию из предложенного объема.

2. Умение критически подходить к информации,

представленной в технологической карте и приглашении на праздник.

3. Умение восстанавливать причинно-следственные связи.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация навыков усвоения предметного материала.

Умение применять предметные навыки в нестандартных условиях.

Умение создать конечный «продукт» — подготовить праздничное поздравление для мам и бабушек к 8 марта

Способ и формат оценивания результатов работы

Лист наблюдения внутри группы, экспертная оценка продукта от всех групп

Источники информации






Замысел проектной задачи

Проектная задача состоит из шести заданий, выполнение заданий возможно в любой последовательности. В соответствии с заданиями в проектной задаче класс делится на группы, каждая из которых независимо от других участвует в разработке своего проекта праздничного поздравления для мам и бабушек.

Задание № 1. Ученикам необходимо восстановить последовательность операций при выполнении поделки к празднику. На основе восстановленной последовательности определить недостающее действие. Последняя часть задания – сформулировать этапы выполнения работы в виде отдельных предложений и записать их. Ученики на основе визуального ряда демонстрируют комплекс метапредметных умений: устанавливать причинно-следственные связи между этапами выполнения работы, определять пропущенный этап, переводить визуальный ряд в словесную форму и лаконично формулировать этапы выполнения поделки.

Результат выполнения задания — у группы должно быть записано 5 предложений примерно следующего содержания:

1. Подготовь 2 квадрата со стороной 7 см.

2. Согни квадраты пополам и нарисуй контур «сердечка».

3. Вырежи оба «сердечка» по контуру, сделай прорези, как показано на рисунке.

4. Соедини два сердечка между собой.

5. Приклей к поделке петельку.

Задание № 2. Нужно восстановить приглашение на основе знаний орфографических норм русского языка. В этом задании ученики должны будут, во-первых, демонстрировать навыки орфографически верного написания слов с изученными типами орфограмм, во-вторых, дополнить восстановленное приглашение. В этих целях необходимо будет изучить исходную часть текста с точки зрения ее назначения и дополнить необходимой контекстной информацией.

Результат выполнения задания № 2 — составлен вариант приглашения, который должен быть дополнен информацией о времени начала праздника и указанием автора приглашения.

Задание № 3. Необходимо выбрать пригласительную открытку и подсчитать стоимость покупки для всех приглашенных на праздник. На основе представленного визуального ряда ученики должны выбрать образец пригласительной открытки, по своему содержанию соответствующий событию. В этой связи второклассники демонстрируют умения считывать информацию, данную в виде рисунков, и заполнять таблицу в соответствии с заданными параметрами. Ответ на вопрос об общей стоимости покупки потребует от учащихся умения производить действие умножения в концентре «Сотня» (на основе таблицы умножения).

Результат выполнения задания № 3 — выбран вид пригласительной открытки и определена общая стоимость покупки с учетом количества приглашенных на праздник. Проблемная ситуация может возникнуть у второклассников с определением количества приглашенных. Учитель, не отвечая напрямую, должен напомнить группе, что мы готовим поздравление в нашем классе (т. е. ученики должны знать количество детей своего класса).

Задание № 4 предполагает составление концертной программы каждой группой учеников на основе информации из таблицы «Продолжительность номеров концертной программы». В ходе выполнения задания второклассники должны продемонстрировать предметные навыки арифметических действий с единицами времени, а также умение переводить единицы времени из мелких в более крупные и сравнивать их.

Результатом выполнения задания станет составленная программа, соответствующая заявленным временным рамкам и удовлетворяющая поставленным условиям.

Задание № 5. Ученики должны продемонстрировать умение составлять связный текст, отвечающий поставленным задачам и несущий эмоциональную окраску.

Результат выполнения этого задания — подготовка и последующая презентация коллективного сочинения на заданную тему «Поздравление маме (бабушке)».

Задание № 6 потребует от учеников умения переводить практическую задачу в учебную, и на этой основе применять умения вычислять периметр прямоугольника по заданным сторонам.

Результатом выполнения задания станет расчет количества тесьмы для рамки (без учета на сгибы). Для выполнения проектной задачи рекомендуется выделить до двух уроков учебного времени. Итоговое задание — синтез результатов, полученных во всех заданиях: составлено оптимальное праздничное поздравление для мам и бабушек в канун 8 Марта. Кроме того, в итоговом задании ученики должны определиться с целью данной проектной задачи — планирование праздничного поздравления.

После выполнения всех заданий проектной задачи происходит защита разработок. Продуктом данной проектной задачи может стать афиша о предстоящем праздничном поздравлении, в которой должны найти свое место текст приглашения и составленная концертная программа.

Частично итог может быть представлен в виде электронной презентации с выделением всех слайдов-номеров заданий. В то же время итогом может стать и обычный отчет о выполненной проектной задаче. Дети сами должны выбрать праздничное поздравление, которое наиболее аргументированно представлено, по возможности наглядно и красочно оформлено.

Содержание проектной задачи

В преддверии праздника «8 Марта» мы в нашем классе сможем поздравить своих мам и бабушек. Каждый ученик готовил сюрприз для мамы или бабушки своими руками. Для того чтобы подарок получился аккуратным, необходимо выполнять работу по инструкции.

Задание 1. Изучите этапы выполнения сюрприза, восстановите их последовательность. Какого действия, на ваш взгляд, не хватает?

Составьте полную инструкцию по выполнению сюрприза, запишите ее.

Чтобы все приглашенные пришли на праздник вовремя, то есть в указанный день и час, пишут пригласительные и заблаговременно вручают их гостям.

Задание 2. Прочтите начало приглашения, устранив все пропуски букв, и закончите его, не забыв указать важную для гостей информацию.

Составленное приглашение обычно оформляется на пригласительных открытках.

Задание 3. В киоске продавец предложила имеющиеся варианты пригласительных открыток. Выберите соответствующий событию вариант пригласительной открытки. Подсчитайте затраты на покупку с учетом того, что каждый ученик класса вручит одну пригласительную открытку дома, заполните таблицу «Цена. Количество. Стоимость покупки».

Были подготовлены следующие номера самодеятельности: 2 песни, 3 танца, выразительное чтение стихотворений, 2 конкурса и 1 игра. Разнообразие номеров необходимо для того, чтобы учесть вкусы всех приглашенных гостей. С этой же целью обычно разные по жанру номера чередуют. Продолжительность номеров указана в таблице.



Задание 4. Установите очередность номеров таким образом, чтобы гости не устали от однообразия. Предложите такую концертную программу, которая должна длиться не более 1 часа. Для удобства заполните таблицу ниже.

Самым волнительным моментом праздника станет вручение сделанного своими руками сюрприза для мамы или бабушки. Обычно вручение подарка сопровождают теплыми словами, которые записывают или произносят устно.

Задание 5. Составьте поздравление, которое сделает вручение подарка неповторимым, будет содержать заботу и любовь к родным людям.

В завершение праздника будет сделана общая фотография на память. Для того чтобы она пополнила классный альбом, для нее нужно оформить рамку. Для этого предлагается использовать атласную ленту и выполнить рамку своими руками.

Задание 6. Рассчитайте длину атласной ленты таким образом, чтобы из нее получилась рамка для фотографии, длина которой 27 см, а ширина 22 см.

Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).





2.3. Проектная задача №2

Проектную задачу разработал:

ФИО студента; Черняева Надежда Владимировна 21П-5

Паспорт проектной задачи:

Тип проектной задачи

Межпредметная (окружающий мир, музыка) проектная одновозрастная задача

Место проектной задачи в образовательном процессе

Конец 2 класса, несколько уроков по 40 мин.

Дидактические цели проектной задачи


Развитие познавательного УУД, направленного на проведение по предложенному плану опытов, несложное исследование по установлению особенностей музыкальных инструментов.

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача


Познавательные: владеют информацией о высоких и низких звуках.

Коммуникативные: работают в группе; формулируют мысли, высказывания.

Регулятивные: принимают и соблюдают учебную задачу; саморегуляция и самооценивание.

Личностные: проявляют интерес к внеурочной деятельности.

Планируемые результаты


Определяют музыкальные инструменты; выделяют тромбон, называют его отличительные особенности; проводят несложные опыты; играют на созданном музыкальном инструменте (тромбон).

Проектный продукт

Музыкальный инструмент тромбон.

Критерии оценивания


Правильность выполнения предметных заданий.

Составлен оптимальный план проведения выходного дня с посещением трех мест, при этом учтены временные рамки: на перемещение по городу, на посещение каждого из выбранных мест отдыха.



Проектная задача:

Мотивационно-проблемный этап.

Просмотр видеоролика с выступлением оркестра.

- Что вы только что посмотрели? Как называется эта группа людей? На каких инструментах они играли?

- *ответы учащихся*

- Сегодня мы с вами начнём создавать собственный оркестр, но для этого нам необходимы инструменты.

Деятельностный этап.

Задание 1.

Рассмотрите в группах иллюстрации инструментов и их описание. Сопоставьте их друг с другом.

Самое древнее семейство — ударные инструменты. Оно же и самое многочисленное: кажется, точное количество ударных инструментов доподлинно не известно никому. Звук в них достигается путём удара, а вот разнообразие всевозможных, иногда даже весьма неожиданных предметов, по которым производится удар, и обеспечивает семейству ударных такую многообразность.

Трещотка. Бонго. Ксилофон.

Семейство струнных инструментов — те, в которых звук рождается от колебаний струны. На струну можно воздействовать разными способами — щипком, смычком, ударом. Но, однако, не все инструменты, у которых есть струны, относятся к семейству струнных, и об этом скажу немного позже.

Арфа. Балалайка. Гусли.

К семейству духовых инструментов относятся те, звук в которых рождается благодаря колебанию воздушного столба, находящегося внутри корпуса инструмента. Духовые делятся на две большие группы: деревянные духовые и медные духовые.

Свирель. Саксофон. Тромбон.

Любой человек хотя бы раз в жизни пробовал нажать клавишу фортепиано, инструмента, семейная принадлежность которого так и называется — клавишные. Но к этому семейству также относится немало самых разных инструментов, оснащённых клавиатурой. В некоторых из них есть струны, а в некоторых — признаки духового инструмента. Например, орган — это духовой клавишный инструмент, а клавесин — струнно-щипковый клавишный инструмент. Само же фортепиано считается клавишно-ударным инструментом, так как звук достигается путём удара молоточка по струне. Это как раз те самые случаи, когда в инструментах есть струны, но ни к основной семье струнных, ни к разряду собственно ударных инструментов они не относятся.

Орган. Рояль. Пианино.

Язычковые инструменты — это баян, аккордеон, гармонь, в том числе губная гармоника. В них нагнетаемый воздух приводит в движение специальные звучащие язычки.

Механические музыкальные инструменты — развлечение, известное с давних времён. Это всевозможные музыкальные шкатулки и их более продвинутые производные, вплоть до механических пианино. Шарманка.

электромузыкальные инструменты, как и положено самому молодому члену большой семьи — самые активно развивающиеся, самые прогрессивные, самые технологически продвинутые. В наши дни уже невозможно представить музыку без них. Многие традиционные инструменты, получив электронное оснащение, полностью поменяли свою судьбу — например, классическая гитара и электрогитара.

Синтезатор.

Проводится проверка, сверкой групп.

Задание 2.

Игра «Угадай звук». Включают духовые инструменты, ученики должны определить, что это за вид инструмента и, возможно, что это за инструмент.

Задание 3.

Предложен ребус с зашифрованным инструментом «тромбон».

Задание 4.

Просмотр видеоролика про работу тромбона. https://www.youtube.com/watch?v=4_8l1xNqewU

Задание 5.

Инструктаж по созданию тромбона.

- Необходимо аккуратно срезать верхнюю часть бутылки большого диаметра и нижнюю часть бутылки маленького диаметра. Я сделаю вам небольшие надрезы ножом, а вы дорежете ножницами (ОСТОРОЖНО). Налить воду в большую бутылку. Получившаяся конструкция становится музыкальным инструментом. Не похоже? Проверьте.

Задание 6.

Инструктаж по проведению опыта:

- Нужно подуть в горлышко бутылки. Получается нота. Но теперь, объём бутылки меняется за счёт движения рук, меняется объём воздуха, который колеблется внутри нашего инструмента, а от этого меняется высота тона. Попробуйте сами.

Задание 7.

- Давайте сыграем что-нибудь. Например, в траве сидел кузнечик.

Итогово-рефлексивный этап.

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Наш оркестр».

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)

Да Нет

Почему?



































ЗАКЛЮЧЕНИЕ



На сегодняшний день в России существуют старые традиции реализации данного подхода, которые уже изживают себя, поскольку являются малоэффективными и не удовлетворяют современные требования.

На территории всей страны создаются и функционируют малые академии наук и научно-технические общества, которые и являются «исполнительным органом» проектной деятельности. Они приносят огромную пользу, но могут приносить ещё большую.

Основная цель таких заведений - это создание модели функционирования академических исследовательских объединений. Дети, которые принимают участие в подобных мероприятиях, - это будущие учёные и профессионалы, которым предстоит двигать колесо истории.

Обучение в таких обществах проводится более индивидуализировано и качественно, здесь есть время выслушать каждого, и каждый может реализовать любой свой проект. Современные образовательные стандарты направлены на то, чтобы минимизировать нагрузку на детей. Следует уменьшить количество, но повысить качество.

Проектно-исследовательская деятельность в дополнительном образовании становится всё более популярной. Изначально внедрение данной деятельности происходило только в основном процессе обучения, но позже стало ясно, что она может быть полезна и применима на различных кружках, факультативах и курсах. Эта сфера образования только начинает развиваться, поэтому печатных трудов, посвященных данной теме, практически нет.

Каждый желающий может обратиться к ФГОС. Проектная и исследовательская деятельность, описываемая в государственном стандарте, позволит понять основные моменты данного подхода. Наиболее активно он применяется в сфере информационных технологий. Это позволяет воспитать компьютерно-грамотного человека, который сумеет выразить свои идеи и проекты при помощи современной техники и оборудования. Первые опыты применения данного подхода уже дали свои положительные результаты. Обучение проводится с учащимися 7-16 лет. Поскольку работа должна быть творческой, то каждый волен сам выбирать желаемую тему и способы её представления.



















































БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Гузеев, В. В., Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы / В. В. Гузеев, И. Б. Курчаткина // Школьные технологии. – 2010. – № 5. – С.49 – 52.

  2. Дереклеева, Н.И., Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. / Н. И. Дереклеева. – М.: 5 за знания, 2008. – 224 с.

  3. Дроговоз, И.Г. Как организовать исследование и получить результат / И. Г. Дроговоз // Столичное образование. – 2011. – № 5.– С.49 – 51.

  4. Запрудский, Н. И., Современные школьные технологии – 2 / Н. И. Запрудский. – Минск, 2010. – 256 с.

  5. Зачёсова, Е. В., Написание текстов: рекомендации юным авторам учебных исследований и их руководителям. / Е. В. Зачёсова // Школьные технологии.– 2006.– № 5. – С.105 -111.

  6. Котельникова, Я.А., Некоторые особенности организации и оформления исследовательской работы учащихся: методическое пособие для педагогов, организующих исследовательскую деятельность школьников / Я. А. Котельникова // Исследовательская работа школьников. – 2009. – № 1. – С. 49–61.

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения от 31 мая 2021г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2021. – 55 с














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!