СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы» .

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы» предназначены для учителей начальных классов, а также для студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах». В этом документе представлены материалы о том, что такое исследование, как его организовать, и какие ошибки можно допустить. 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы» .»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»



Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной

школы





г. Красноярск

2023 г.

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составители: Федорук С. Н. – студентка группы 20П-1 отделения «Преподавание в начальных классах»

Методические рекомендации по развитию учебной мотивации учащихся младшего школьного возраста через организацию проблемно-поисковой деятельности на уроке в начальной школе / Федорук С. Н., Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2023 г.


Красноярск, 2023 г.









Аннотация.


Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы» предназначены для учителей начальных классов, а также для студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах». В этом документе представлены материалы о том, что такое исследование, как его организовать, и какие ошибки можно допустить.













СОДЕРЖАНИЕ


  1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 4

  2. КАКОЕ ОНО – УДАЧНОЕ НАЗВАНИЕ ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ? 7

  3. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ГИПОТЕЗУ ИССЛЕДОВАНИЯ? 10

  4. КУЛЬТУРА ПРЕЗЕНТАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ. 15

  5. ЧТО ТАКОЕ ПАСПОРТ ИССЛЕДОВАНИЯ? 19

  6. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ 22
































ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ


Исследовательская деятельность – это один из методов обучения, путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение. 

Главной целью исследовательской работы является формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

 Какое значение для обучающихся имеет исследовательская работа? Она даёт возможность осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умению работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе.    

          Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.

 Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно–воспитательный процесс.

Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования.

 Экспресс-исследование. Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.

Долговременное исследование. Это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь:

  • ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);

  • предлагает возможные варианты решения;

  • собирает материал;

  • делает обобщение;

  • готовит проект (доклад, макет и др.);

  • защищает проект.

Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:

  • выбор темы;

  • постановка цели и задач;

  • гипотеза исследования;

  • организация исследования;

  • подготовка к защите и защита работы.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Помогая ребенку организовывать исследование, родитель может выступать одновременно в нескольких   ролях:

  • консультирует,

  • отслеживает выполнение плана,

  • решает оперативные вопросы,

  • помогает в предварительной оценке проекта,

  • участвует в подготовке презентации,

  • обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Направляя ребенка, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по исследованию – ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь».

Любое исследование должно быть защищено. Для этого нужна подготовка. Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Поэтому очень важно помочь ребенку подготовиться: вместе создать мультимедийное сопровождение, отрепетировать выступление, направить в правильном и корректном выборе темы и оформлении содержания [1].















КАКОЕ ОНО – УДАЧНОЕ НАЗВАНИЕ ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ?


Увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить. Главная задача любого исследователя – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.

Существует несколько правил выбора темы исследования:

* Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, нести в себе познавательный заряд.

* Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе (тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не дает должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, «добровольно-обязательное мероприятие).

* Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения работа теряет смысл.

А как же грамотно сформулировать название исследовательской работы? Ведь удачное название работы повышает интерес к самой работе. Для начала приведу примеры неудачных, по моему мнению, названий:

  • «Влияние отработанных батареек на растения»

  • «Как влияют разные марки мыла на кожу человека?»

  • «Чем может загрязняться вода и как ее очистить?»

В чем же «неудачность» этих названий? Рассмотрим первое название:

«Влияние отработанных батареек на растения». Здесь сомнения вызывает слово «отработанных», которое неправильно употреблено. Корректнее было бы заменить его словом «отработавших». Таким образом, тема исследования «Влияние отработавших батареек на растения» звучит более грамотно.

Следующее название – «Как влияют разные марки мыла на кожу человека?». Что не так в этом названии? Конечно же то, что на кожу человека влияет не марка, а ингредиенты, входящие в состав мыла. Это название можно перефразировать так: «Как ингредиенты, входящие в состав мыла, влияют на кожу человека», а уже в самом содержании исследования рассмотреть состав мыла различных марок.

В третьем названии «Чем может загрязняться вода и как ее очистить?» ошибка заключается в употреблении слова «загрязняться», поскольку частица "ся" указывает на то, что действие переносится на себя. Таким образом, исходя из названия темы, вода загрязняет сама себя, но это не так. Корректнее сформулировать название так: «Чем может быть загрязнена вода и как ее очистить».

А как же грамотно сформулировать название своей работы? Приведенные ниже советы помогут вам разобраться с этим вопросом:

  • название исследовательской работы является точной формулировкой темы;

  • тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, но при этом название не должно быть слишком коротким, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны;

  • формулировка темы должна отражать сосуществование в науке уже известно­го и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания;

  • не рекомендуется для наименования темы брать какие-либо поэтические строки или слова пословиц и поговорок [2].


Примеры удачных, неудачных и спорных названий исследовательских работ:


Удачные

Неудачные

Спорные

«Выращивание кристалла в домашних условиях», «Зачем нужны дождевые черви в природе?», «Как вырастить Крымский арбуз в условиях пригорода г. Красноярска?», «Как вырастить лекарственные растения в домашних условиях?», «Как приготовить Иван-чай в домашних условиях?», «Какие заповедники есть в Красноярском крае?», «Откуда берется радуга?», «Отличительные особенности грача от черной вороны», «Польза козьего молока», «Почему листья осенью меняют цвет?», «Способы подкармливания зимующих птиц в микрорайоне «Взлетка» г. Красноярска»,

«Что такое плесень?»

«Влияние отработанных батареек на растения»,

«Как влияют разные марки мыла на кожу человека?»,

«Как развести костер в полевых условиях?»,

«Почему говорят, что лук злой?»,

«Чем может загрязняться вода и как ее очистить?»,

«Шум в школе на уроках и перемене в лицее №103 «Гармония»

«Аквариум и его обитатели», «Все ли мы знаем о ежах?», «Взаимоотношения кошки и собаки в семье», «Как влияют внешние факторы на поведение улитки Ахатина?», «Какая порода собаки подходит для нашей семьи?», «Кока-кола. Польза или вред?», «О чём рассказывает фонтан «Реки Сибири?», «Орхидея – символ совершенства.

Уход за орхидеями в домашних условиях», «Почему мыло наш друг?», «Особенности поведения и питания моей кошки Симки»















КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ГИПОТЕЗУ ИССЛЕДОВАНИЯ?


Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Цель указывает общее направление деятельности. Например, вы сформулировали тему «История чисел», а целью исследования будет изучение истории происхождения счёта, цифр.

В литературе выделяют следующие недостатки формулировки целей:

1. Цели исследования завышены.

2. Несоответствие цели теме и проблеме исследования.

3. Неясность, неточность формулировки целей.

Поэтому к постановке цели предъявляют следующие требования.

Цель должна быть:

1. Конкретна и определять результат деятельности.

2. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать) или отглагольного существительного.

3. Достижима.

4. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

5. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Цель исследования – это тот научный результат, который должен быть получен в итоге всего исследования [3].

Определить цель исследования – это замечательно. Её ещё надо реализовать. Поэтому после того, как определили ЗАЧЕМ, надо решить – КАК ДЕЛАТЬ.

Задачи – это, как правило, конкретизированные или более частные цели (цель, подобно вееру, развёртывается в комплекс взаимосвязанных задач). Задачи по отношению к цели выступают как самостоятельные «цели».

Деление цели на задачи происходит для того, чтобы:

1. выделить более простые и доступные для выполнения операции;

2. создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей;

3. смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы.

Задачи могут решаться в различной последовательности, иногда можно работать над решением нескольких задач. Каждая задача может дробиться на шаги (отдельные действия, которые ученик выполняет полностью за ограниченный промежуток времени).

Как правило, различают три группы задач, которые связаны с:

1) выявлением сущностных признаков и критериев изучаемого явления или процесса;

2) обоснованием способов решения проблемы;

3) формулированием ведущих условий обеспечения эффективного решения проблемы.

Последовательность решения задач исследования определяет его структуру, т. е. каждая задача должна найти свое решение в одном из параграфов работы. В процессе разработки системы задач необходимо опреде­лить, какие из них требуют преимущественно изучения ли­тературы, какие – модернизации, обобщения или комби­нирования имеющихся подходов и, наконец, какие из них являются проблемными и их нужно решать именно в дан­ном исследовании.

Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска и является основным методологическим инструментом, органи­зующим весь процесс исследования.

К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:

- гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;

- она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

Формулируя гипотезу, исследователь должен строить предположение о том, каким образом, при каких условиях проблема исследования и поставленная цель будут успешно реализованы.

Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают [4].

Рассмотрим два примера формулировки цели, задач и гипотезы детского исследования:


1. «Почему листья осенью меняют цвет?»


Цель исследования: выявление причин, которые способствует изменению окраски листьев деревьев осенью.

Задачи:

  1. Узнать условия, при которых листья деревьев осенью изменяют свой цвет.

  2. Выяснить, почему листья осенью могут иметь разные цвета и оттенки.

  3. Провести практические опыты с листьями комнатных растений, которые отразят, какое влияние на растение имеет недостаток света и наличие в них красящих пигментов.

  4. Сделать выводы.

Гипотеза исследования: если изменение цвета листьев деревьев вызвано не уменьшением солнечного света, то причиной их окраски является наличие в них красящего вещества.

Рассмотрим подробнее формулировку цели, задач и гипотезы данного детского исследования.

Цель исследования начинается с отглагольного существительного (в данном случае – выявление). Она отвечает на вопрос «зачем мы это исследование проводим?» – чтобы выявить причины, по которым листья осенью меняют цвет.

Кроме этого, цель сформулирована грамотно и корректно, отражает суть исследования и напрямую связана с названием исследовательской работы.

Задачи – это маленькие цели, т.е. шаги по достижению поставленной цели. Они должны отвечать на вопрос «как мы будем выполнять поставленную цель?». В данном случае задачи отвечают нам на этот вопрос, но не все. Первые две задачи не являются ответом на вопрос, они существуют независимо от темы и взяты уже из имеющихся знаний. Изменить их можно так:

  1. Изучить литературу об изменении цвета листьев деревьев осенью.

  2. Провести практические опыты с листьями комнатных растений.

  3. Сделать выводы.

Таким образом мы покажем, что тема для нас является актуальной и исследование откроет для ребенка новые знания (а исходя из формулировки второй задачи «провести практические опыты с листьями комнатных растений, которые отразят, какое влияние на растение имеет недостаток света и наличие в них красящих пигментов» мы видим, что исследователю заранее известно, что будет отражать опыт).

Что касается гипотезы исследования, она тоже как бы уже отражает знания, которые исследователю уже известны (в растениях есть красящее вещество). Лучше было бы сформулировать гипотезу следующим образом:

Предположим, что на изменение окраски листьев деревьев осенью влияет солнечный свет.


2. «Влияние отработанных батареек на растения»


Цель работы: выявление влияния отработанных батареек на растения.

Задачи:

  1. Составить схему опыта;

  2. Изучить влияние щелочных и солевых батареек на всхожесть семян и развитие проростков кресс-салата;

  3. Изучить влияние щелочных и солевых батареек на растения (на примере хлорофитума).

Основываясь на имеющихся у меня знаниях, я выдвинул гипотезу, что батарейки губительны для растений.


В данном случае цель исследования сформулирована верно, за исключением неправильно употребленного слова «отработанных». Она отражает суть исследования, отвечает на вопрос «зачем мы это исследование будем проводить?».

Задачи сформулированы неверно, т.к. они не взаимосвязаны с целью, не раскрывают ее. Задачи 2 и 3 являются не задачами, а самостоятельной целью. Т.е. мы получаем три разных цели в этом исследовании. Задача 1 возникает из ниоткуда, не взаимосвязана с целью. Можно заменить ее на такую: провести опыт (и указать, какой), а следующей задачей может быть «составить схему опыта». Также, в сформулированных задачах ничего не сказано об анализе литературы по теме исследования, чего не может быть при проведении исследовательской работы.

Что касается гипотезы, ее можно было оформить так: предположим, что батарейки губительны для растений.

















КУЛЬТУРА ПРЕЗЕНТАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ



Защита исследовательской работы учащегося школы или студента является завершающим этапом проведения исследовательской работы и требует большой подготовки, особенно при выполнении научно-исследовательской работы и присутствия в результатах исследования новизны.

Доклад защиты исследовательской работы обучающихся представляет собой краткое изложение проведенного исследования, полученных результатов, их теоретической и практической значимости. 

Подготовка доклада начинается с определения его структуры, далее разрабатывается план доклада, по которому пишется текст защиты материала. Рекомендуется провести несколько репетиций своего выступления на защите исследовательской работы, чтобы запомнить ключевые моменты в тексте и ориентироваться в установленном для выступления регламенте. Время, выделяемое на доклад, составляет не более 5-7 минут.

Построение доклада происходит таким образом, что сначала раскрывается справочная информация об исследовании, затем излагается ход и содержание проведенного исследования, итоги которого приводятся в заключении исследовательской работы.

План доклада на защиту исследовательской работы:

  • Обоснование актуальности темы.

  • Объект и предмет исследования.

  • Цель, гипотеза и задачи исследования.

  • Теоретическая база, методы и инструменты исследования (с обоснованием).

  • Основные положения, выносимые на защиту.

  • Предлагаемое решение задач исследования и их обоснование.

  • Анализ достигнутых результатов, их новизна и практическая значимость исследования.

  • Общее заключение и выводы.

Текст выступления на защиту желательно оформить письменно и согласовать с руководителем исследовательской работы.

Во время выступления не рекомендуется пользоваться текстом доклада, потому что публика лучше воспринимает информацию, предоставляемую от себя, понятным разговорным языком. Для простоты выступления следует вынести все ключевые вопросы в презентацию, это поможет правильно ориентироваться в последовательности излагаемого материала.

Начать выступление на защите нужно с полной формулировки темы своего исследования и обозначить цель, которая была поставлена перед началом работы. Дальше выступление строится в виде тезисов о проделанной работе для достижения поставленной цели, плавно перетекающих в вывод. В конце выступления нужно сообщить, что доклад закончен, и поблагодарить за внимание.

К речи докладчика во время публичного выступления на защите исследовательской работы выдвигаются требования:

1) Дикция – произношение должно быть четким, достаточно громким и не монотонным. Используйте правила интонации.

2) Темп речи – не произносите текст торопливо, так как смысл быстро сказанных слов плохо воспринимается на слух, однако излишняя монотонность и неэмоциональность речи также утомляют слушателей и не вызывают интерес к сказанному. Темп речи должен быть нормальным.

3) Сила голоса - голос должен быть слышен каждому слушателю независимо от размеров зала и одновременно не должен звучать слишком громко.

4) Последовательность и аргументированность представляемого материала. Вы должны хорошо разбираться в своей теме и уметь логично и последовательно ознакомит слушателей с проведенным вами исследованием.

5) Культура речи. Строить выступление нужно на простом литературном языке, используя синонимы и метафоры. Избегайте тавтологии, не используйте слова-паразиты, жаргонные и вульгарные выражения, это режет слух и позиционирует докладчика как некомпетентного.

6) Простота изложения. Вне зависимости от того, какая у вас тема исследования, во время защиты своей работы не прибегайте к употреблению специальных терминов, если это совсем невозможно, тогда сведите их к минимуму и приводите их расшифровку.

7) Простые предложения. Длинные фразы плохо воспринимаются на слух и сбивают дыхание докладчика; необходимо выражаться точно, избегать расплывчатых формулировок, использовать простые предложения.

8) Красочность речи. Избегайте сухих речевых оборотов, используйте образные описания и яркие сравнения. Такие приемы нравятся аудитории и помогают запомнить суть доклада даже по теме, далекой от личных интересов слушателя.

9) Жесты. Жесты отлично дополняют речь, но слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения надоедают и раздражают. Следите за этим, можно потренироваться перед зеркалом дома.

10) Диалог с публикой. Слушатели должны ощущать себя причастными к решению освещаемой проблемы, размышлять над вопросами докладчика, принимать активное участие в обсуждении.

Устное выступление на защите исследовательской работы может сопровождаться презентацией, которую следует подготовить согласно правилам оформления презентации к исследовательской работе.

В презентацию может быть вынесен план проведенного исследования, развернутые определения ключевых понятий в тексте, картинки, графики, теоретические выкладками и практические результаты исследовательской работы. То есть задача презентации — максимально подробно и обоснованно преподнести все преимущества вашего исследования [4].



Примерные критерии оценки детского исследования:

Критерий

Количество баллов

1. грамотность речи участника при выступлении

0-3

2. представленный материал соответствует заявленной теме

0-3

3. раскрыта актуальность темы

0-3

4. выступающий свободно владеет материалом

0-3

5. речь выступающего сопровождена наглядностью

0-3

6. достоверность и научность информации

0-3

7. рационально использована и грамотно составлена презентация

0-3

8. этапы выступления простроены в логической последовательности

0-3

9. даны грамотные ответы на вопросы аудитории

0-3


































ЧТО ТАКОЕ ПАСПОРТ ИССЛЕДОВАНИЯ?



Паспорт исследования – это, можно сказать, лицо вашей работы. Паспорт нужен для того, чтобы комиссия (жюри) могли увидеть основную информацию вашего исследования, увидели, сколько он длился по времени, какие цели вы ставили на данную работу, какие методы использовали и т.д.

Разберем компоненты паспорта. ФИО участника, тема, актуальность, объект и цель проекта – все это уже есть в содержании вашего исследования, в тексте. В строке ФИО участника необходимо указать имя того человека, который является автором исследования. Если исследование выполняли несколько учеников, необходимо указать всех. Тема проекта должна быть такой же, как указано в содержании исследования. Актуальность проекта заполняется на основе той актуальности, которую вы описали в своей работе, но в более сжатом виде, ее нужно сократить, описать основные черты. Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и выбранное для изучения. Например, если тема исследования «Почему листья осенью меняют цвет», объектом будет служить процесс изменения цвета листьев. Если тема звучит так: «Зачем нужны дождевые черви в природе?», объектом будут являться дождевые черви.

Цель проекта – это то, что вы описали в содержании вашего исследования, например, в исследовании «Почему листья осенью меняют цвет?» прописана цель: выявление причин, которые способствует изменению окраски листьев деревьев осенью. В паспорт мы запишем эту цель для ученика: выявить причины, которые способствуют изменению окраски листьев деревьев осенью. Для учителя цель будет другой – здесь нужно сказать, для чего вы помогаете ученику проводить это исследование. Что вы хотите отследить, какой результат отследить. Например: сформировать умения организовывать собственное исследование.

Тип проекта может быть:

  1. Группой (3 и более человек), парный (2 человека), индивидуальный

  2. Краткосрочный (от 1 дня до месяца), долгосрочный (от одного месяца и больше)

  3. По содержанию (в нашем случае, это исследовательский проект, т.к. мы проводим исследование)

Этапов реализации проекта, как правило, три: подготовительный, исследовательский, итоговый. Здесь нужно кратко описать каждый этап, что вы будете делать на этом этапе, какую работы осуществлять, сколько она будет длиться.

Следующий компонент паспорта – исследовательский этап проекта (полное описание). Цель исследования – это то, для чего вы проводите это исследование (то, что указано в вашем содержании). Гипотезу исследования также вписывают из содержания. Методы исследования – это то, каким образом вы осуществляли деятельность. Они бывают теоретические (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, моделирование, классификация) и практические (проведение опыта, эксперимента, опроса, составление схемы и т.д.).

Оборудование – это то, что вам понадобилось для вашего исследования (например, колбы для опыта, ватман, сосуд с жидкостью и т.д.), т.е. материальные ресурсы.

Ход исследования – здесь описывают то, какую деятельность вы осуществляли, например:

    1. Изучили литературу о …

    2. Сделали опрос…

    3. Подвели итоги опроса, составили диаграмму…

    4. Провели эксперимент и т.д.

Продукт проекта – это итог, который вы получили. Итогом может служить знание или сформированные умения, а может быть что-то материальное (например: плакат, дневник исследователя и т.д.). Перспектива проекта должна служить продолжением вашего проекта по этой же теме (как в дальнейшем ваше исследование будет развиваться). Например: заполнение дневника исследователя на основе знаний, открытых после завершения проекта. Ниже приведен пример того, как выглядит паспорт проекта:


Компоненты паспорта

Описание проекта

1

ФИО участника


2

Тема проекта


3

Актуальность проекта


4

Объект исследования


5

Цель проекта

Для учителя:

Для ученика:

6

Тип проекта


7

Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание


8

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования:

Гипотеза исследования:

Методы исследования:

Оборудование для проведения исследования:

Ход исследования:

9

Продукт проекта


10

Перспектива проекта
















ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:


1. Зубова О. А. Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС НОО (из опыта работы). Статья «Исследовательская работа в начальной школе», Зубова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов. Режим доступа: http://urok.1sept.ru/

2. Алексеев, Н. Г., Леонтович, А. В., Обухов, А. В., Фомина, Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. [Текст] / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. В. Обухов, Л. Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников - 2002 - № 1 - С. 24-33.

3. Цель, задачи и гипотеза исследования. Режим доступа: https://pandia.ru/text/78/200/26119.php?ysclid=ldg8mipqmc262121037

4. Защита исследовательской работы. Режим доступа: https://obuchonok.ru/node/5781?ysclid=ldgby9jiam482271844








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!