СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы с учениками начальной школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы с учениками начальной школы.»








Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»








Методические рекомендации

«Организация проектно-исследовательской работы с учениками начальной школы.















Красноярск, 2023 г

Аннотация

Пособие содержит рекомендации по организации исследовательского обучения в начальной школе. Описаны правила выбора темы, структурирования содержания исследовательского обучения. В методическом пособии рассматриваются типичные ошибки, допускаемые руководителем учебно-исследовательской деятельностью учащихся.

Пособие адресовано учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования и воспитателям дошкольных образовательных учреждений, а также родителям.







Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями, обновленного федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составитель: Корчагина Дарья Павловна - студентка 20П-3 группы отделения «Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы / Корчагина Д.П., Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2023. – 46 с. Красноярск, 2023.




Оглавление

Пояснительная записка 4

Введение 7

РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: НАЗНАЧЕНИЕ, СПЕЦИФИКА, СТРУКТУРА. 8

1.1 Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 8

1.2 Возможные типичные ошибки допускаемые при формулировке темы исследования. 11

1.3 Возможные типичные ошибки при определении цели, задач и гипотезы исследования. 12

1.4 Возможные типичные ошибки при выборе методов исследования: 14

1.5 Типичные ошибки при выборе метода наблюдения: 15

1.6 Типичные ошибки при выборе метода эксперимент: 16

1. 7 Паспорт проекта 17

1.7.1 Паспорт проекта «Вода – жизнь для растений» 17

1.7.2 Паспорт проекта «Удивительные свойства воды» 18

2 РАЗДЕЛ . «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ» 19

2.1 Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы. 19

2.2 Проектная задача 21

2.2.1 Проектная задача «Подготовка к новому году» 21

2.2.2 Проектная задача 31

Заключение 35

Список литературы: 37

Приложение 1 39

Приложение 2 40

Приложение 3 41

Приложение 4 43






Пояснительная записка

Нередко слова «исследование» и «проектирование» в образовании используются как синонимы, что рождает путаницу, и дезориентирует не только педагогов и родителей, но даже специалистов в области педагогики. Эта путаница совсем не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. И исследование, и проектирование, при всей своей несомненной важности для современного образования, принципиально разные виды деятельности. Разницу между ними следует ясно осознавать.

Исследование – бескорыстный поиск истины.

Под проектированием, напротив, понимается решение определенной четко сформулированной задачи. Неслучайно иноязычное слово «проект» прямо переводится на русский язык как - «брошенный вперед».

Исследователь, начиная работу, не знает к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него или других людей полезны и приятны. Его задача искать истину, какой бы она не была. В отличие от него проектировщик предельно прагматичен, он твердо знает, что делает, ясно понимает, к чему должен прийти. Нередко реализация проекта требует проведения исследований, но это не обязательно, теоретически проект может быть выполнен и на репродуктивном уровне.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

• постановку проблемы;

• изучение теории, посвященной данной проблематике;

• подбор методик исследования и практическое овладение ими;

• сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

• научный комментарий;

• собственные выводы. 

Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения [2, c. 167]. 

Исследовательская работа обогащает социальный опыт учащихся в труде и общении. Она способствует:

– углублению и актуализации знаний учащихся как по предметам школьной программы, так и вне её; 

– саморазвитию, самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке учеников;

– расширению представлений о межпредметных связях;

– развитию интеллектуальной творческой инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;

– созданию предпосылок для развития научного образа мышления; – овладению методами научных исследований;

– формированию установки на престижность занятий научно-исследовательской деятельностью; 

– обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации (созданию сайтов, презентаций и т.д.);

– профессиональному самоопределению старшеклассников и содержательной организации свободного времени детей;

– формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, учёных, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности [4, c. 98].

Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на развитие творческих и исследовательских качеств учащихся. Она представляет собой поиск решения какой-то проблемы, где ответ заранее неизвестен. В этом и состоит главное отличие данной деятельности от простого практикума, в котором всё известно и необходимо лишь пройти по изученному.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся подразумевает наличие этапов, которые характерны для типичного научного исследования: постановка проблемы, изучение теоретического материла, выбор метода, практика, процесс сбора полученных результатов, анализ и обобщение данных, выведение конкретных результатов и собственные выводы.



















Введение

В связи с внедрением нового ФГОС в педагогической практике стала актуальна проблема формирования УУД, в число которых можно включить и исследовательские умения; формирования целостной картины мира, основанной на технико – технологических знаниях, реализация деятельностного подхода в урочной и во внеурочной деятельности.

Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая познавательная деятельность, направленная на постижение мира, «открытие» детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального, культурного, творческого потенциала, является средством активизации обучающимися, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого.

Исследовательской считается работа, направленная на получение новых знаний в той или иной области науки, техники, искусства объясняющая и предсказывающая факты и явления, дающая ответы на наиболее актуальные в данный момент вопросы, обнаруживающие противоречия, имеющие место в практике [6].

Целью учебно-исследовательской деятельности является образовательный результат, она направлена на обучение обучающихся, развитие у них исследовательского типа мышления [1]. Но самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя собственные исследования, ставя эксперименты и др.), чем получать добытые кем-то знания в «готовом виде» [7].



РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: НАЗНАЧЕНИЕ, СПЕЦИФИКА, СТРУКТУРА. 1.1 Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Задачи учебно-исследовательской деятельности детей:

- развитие мотивации к процессу получения знаний;

- ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований;

- формирование умений осуществляется через учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;

-развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся;

-развитие умений, способствующих саморазвитию обучающихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии;

-воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу [10].

Для учащихся «исследование» - один из видов познавательной деятельности, когда осуществляется процесс выработки новых знаний относительно конкретного ученика [1]. При этом добытое им знание, как правило, известно не только учителю, но и многим другим взрослым. Идейно поэтому подобная деятельность называется «учебно-исследовательской» в отличие от «научного исследования», направленного на получение ранее не известного факта [4].

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Это способствует развитию интереса к научной деятельности.

Исследовательская деятельность понимается не только в конкретно- организационных рамках работы над заданной проблемой и выполнении учащимися исследовательской работы, а шире. С. Л. Рубинштейн говорил, что учение есть «совместное исследование, проводимое учителем и учеником» [14].      

Цели исследовательской деятельности учащихся [10]:

- установление непосредственно воспринимаемых эмпирических свойств изучаемых объектов;

- изучение истории возникновения, развития, преобразования предмета исследования;

- изучение конкретных данных об изученном объекте на основе широкого круга информации;

- установления взаимосвязей объекта исследования с окружающей действительностью, другими объектами, событиями;

- выявление возможностей исследуемого объекта (реальных и выдуманных) и др. [10].

Исследовательская работа вместе с тем должна содержать аналитический материал, сопоставление фактов и собственные умозаключения, выводы. Выполнение учебных проектов, решение проблемно-ситуационных заданий относятся к элементам исследовательской работы [2].

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

  1. Найти проблему – что надо изучать. Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

  2. Тема – как это назвать. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

  3. Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

  4. Цель исследования – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

  5. Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

  6. В исследовании важно выделить гипотезу. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное.

  7. Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые, какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

  8. В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов.

  9. Методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

  10. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности.

  11. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

  12. Значимость – как влияют результаты на практику.

  13. Защита материала на разных уровнях. (Школьная, городская, районная, всероссийская)

Можно сделать вывод: в учебно-исследовательской деятельности главной целью является образовательный результат, и она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Главное в учебно-исследовательской деятельности не новые факты (это научное исследование), а алгоритм ведения исследования, который может быть затем использован в исследованиях любой сложности и тематики.

1.2 Возможные типичные ошибки допускаемые при формулировке темы исследования.

В данном пункте представлены типичные ошибки, которые могут совершить учитель и ученик при выборе темы исследования. Работа над исследованием начитается с того, что необходимо найти выполнимую проблему, которая принесет пользу участникам исследования. После нахождения проблемы необходимо придумать тему исследования. Это два основных этапа, от которых зависит вся исследовательская работа.

Поэтому, чтобы минимизировать ошибки, и работа была успешной, мы разберем типичные ошибки.

Ошибки допускаемые при формулировке темы:

1. Ученик придумывает тему, исходя из темы выделяет проблему. (Сначала у ученика должна возникнуть проблема, затем к этой проблеме он придумывает тему.);

2. Учитель навязывает тему исследования. (Ученик должен самостоятельно выбрать тему своего исследовательского проекта, которая будет для него интересна и актуальна.);

3. Тема не соответствует проблеме. (Проблема и тема должны быть взаимосвязаны);

4. Выбирают банальные, неактуальные темы для исследования. (Нужно выбирать интересную и актуальную тему в первую очередь для ученика, чтобы у ученика был интерес к работе над исследовательским проектом.);

5. Тема не соответствует возрасту (Тема исследования должна соответствовать возрастным особенностям учащихся7);

6. Долгосрочная работа над исследованием (Ученик не способен долго удерживать внимание на одном объекте, поэтому исследовательская работа должна быть краткосрочной, чтобы у ученика не пропал интерес к ней.);

Вывод: при работе на данном этапе необходимо помнить, что это работа, которая ограничивается: объемом, возрастом и временем, а также ответственность за выбор темы несет научный руководитель.

1.3 Возможные типичные ошибки при определении цели, задач и гипотезы исследования.

В данном пункте представлены типичные ошибки, которые могут совершить учитель и ученик при определении цели, задач и гипотезы.

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Цель указывает общее направление деятельности. Поэтому, чтобы минимизировать ошибки, и работа была успешной, мы разберем типичные ошибки.

Ошибки допускаемые при постановке цели:

1. Цели исследования завышены. (Цели должны быть реальными, достижимыми.)

2. Несоответствие цели теме и проблеме исследования.;

3. Неясность, неточность формулировки целей. (Формулировка цели должна быть ясная, точная);

4. Цель не определена во времени

5. Цель не измерима, не контролируема, не диагностируема. (Цель должна быть измерима, контролируема и диагностируема)

Задачи

Определить цель исследования – это замечательно. Её ещё надо реализовать. Поэтому после того, как определили ЗАЧЕМ, надо решить – КАК ДЕЛАТЬ.

Задача (Ожегов) – сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения.

Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило, их не бывает более 4-5.



1. Выделяют более сложные и недоступные для выполнения операции. (Нужно выделять более легкие и доступные задачи для выполнения операции);

2. Не создают последовательность выполнения операций с учетом их связи, сложности, времени выполнения, то есть не вырабатывают тактику достижения целей. (Нужно создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей);

3. Не моделируют весь объем работы и не рассчитывают свои силы. (Нужно смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы.)

Гипотеза

Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных, базовых умений исследователя. Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.

Типичные ошибки:

  1. Не содержит предположение. (Гипотеза должна содержать предположения)

  2. Не проверяема и не подтверждена. (Гипотеза должна быть проверяема и подтверждена.);

  3. Логически противоречивая. (Гипотеза должна быть логически противоречивой.);

  4. Не опровергаема или не доказуема. (Гипотеза должна быть реально опровергаема или доказуема.)

Чтобы исследование прошло успешно, необходимо учесть эти типичные ошибки, и стараться не допускать их, при своем исследовательском проекте.

1.4 Возможные типичные ошибки при выборе методов исследования:

Для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента.

Наблюдение – древнейший общенаучный метод познания. Оно включается во все виды деятельности и позволяет получить некоторую первичную информацию об объектах окружающего мира. Для того, чтобы проводить наблюдение, необходимо развивать такое качество, как наблюдательность, которую можно охарактеризовать как деятельность, направленную на анализ изучаемого, факта, события с целью выявления определённой закономерности. Этот метод относится в науке к числу наиболее употребимых. Термин «наблюдение» имеет несколько значений.

Наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. (Энцикл. словарь)

Виды наблюдения:

- Неструктурированное (отсутствует детальный план, определён только объект)

- Структурированное (наблюдение по плану)

- Полевое (наблюдение в естественной обстановке)

- Лабораторное (наблюдение, при котором объект находится в искусственно созданных условиях)

- Открытое (наблюдение протекает в условиях осознанного факта присутствия исследователя, при этом исследователь своим присутствием не должен менять привычную обстановку)

- Скрытое (наблюдение ведётся с применением технических средств или визуально с такой позиции, когда присутствие наблюдателя не обнаруживается)

- Непрерывное (исследование контролируемого процесса ведётся от начала до конца)

- Непосредственное (при котором между объектом и исследователем имеются прямые отношения. Это наблюдение с помощью органов чувств).

- Опосредованное или косвенное (дополняет непосредственное наблюдение. Оно проводится с помощью тех или иных технических средств).

1.5 Типичные ошибки при выборе метода наблюдения:
  1. Выделенные признаки наблюдения не связаны с проблемной ситуацией и гипотезой исследования

  2. Наблюдение не фиксируется (Наблюдение всегда должно быть зафиксировано)

  3. Отсутствует план работы, для осуществления метода. (Метод наблюдения должен осуществляться по заданному плану)

Научный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения.

Эксперимент (лат. «experimentum») – проба, опыт.

Выделяют два вида экспериментов:

1. Лабораторный. Проводится в специально подготовленных условиях – лаборатории, где объект вычленяется из сложной системы взаимосвязей. Основные достоинства метода – активная позиция исследователя, придающая такому эксперименту следующие положительные черты:

- оперативность: исследователь не ждёт проявления необходимых фактов, а сам создаёт ситуацию, условия, которые вызывают изучаемый процесс;

- повторяемость;

- высокая точность благодаря использованию современной измерительной аппаратуры.

Получаемые в результате лабораторные данные должны проверяться в естественных условиях.

2. Естественный. По принципу организации он похож на наблюдение, но отличается от него активной позицией исследователя. Исследователь незаметно для испытуемых организует их деятельность таким образом, чтобы проявились необходимые особенности и качества. Либо экспериментатор, находясь в естественных условиях, наблюдает исходное состояние объекта, его развитие и исчезновение. При этом объект может быть подвергнут определённому воздействию со стороны экспериментатора.

Качественные эксперименты носят поисковый характер и не приводят к получению каких-либо количественных соотношений. Они позволяют лишь выявить действия тех или иных факторов на изучаемое явление.

Количественные эксперименты направлены на установление точных количественных зависимостей в исследуемом явлении. В реальной практике экспериментального исследования оба указанных типа экспериментов реализуются, как правило, в виде последовательных этапов развития познания.

1.6 Типичные ошибки при выборе метода эксперимент:
  1. Выбранный эксперимент не соответствует возрасту и уровню готовности к нему обучающихся

  2. У обучающихся нет знаний и содержания экспериментирования и процедуре его проведения

  3. Не учитываются особенности проведения эксперимента

  4. Не отобран материал для проведения эксперимента

  5. Содержание метода эксперимента не соответствует проблемной ситуации и поставленной гипотезе.

  6. Не фиксируется промежуточный результат эксперимента

Вывод: существует два метода исследования – это наблюдение и эксперимент, которые могут выбрать учащиеся. Методы должны служить помощниками для проверки гипотезы. Чтобы правильно сформулировать методы исследования, необходимо прежде всего определиться с целью и задачами исследовательского проекта. Когда обучающийся понимает, что нужно сделать, то нужно будет решить, как это нужно сделать.

1. 7 Паспорт проекта 1.7.1 Паспорт проекта «Вода – жизнь для растений»

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Вода – жизнь для растений»

2

Актуальность исследования

Каждый человек должен знать ту часть природы, которая его окружает, даже если это обычный снег. Каждый участок нуждается в крепкой и здоровой рассаде, а ее поможет вырастить талая вода.

Тайная жизнь семени - это очень интересно. Семя - это будущее растение. Задача при прорастании создать наиболее благоприятные условия: тепло, кислород, вода, которая поможет семени «проснуться». Дальнейшая жизнь растения зависит и от почвы и освещения, и даже от «руки» человека! Думаю, что природная талая вода поможет создать наиболее качественные условия для прорастания семян.

3

Проблема исследования

Нуждается ли семя растения для прорастания в талой воде.

4

Объект исследования

Вода водопроводная, талая вода

5

Цель исследования

Узнать о полезности талой воды, как помощниках в прорастании семян.

6

Задачи исследования

1. Изучить литературу о талой воде.

2. Провести анализ водопроводной воды и талой воды под микроскопом.

3. Провести опыт: «Прорастание в земле»

4. Провести опыт: «Прорастание в земле с талой водой»

7

Гипотеза исследования

Талая вода лучше активизирует процессы роста и развития растений и ее нужно использовать при проращивании растений.

8

Методы исследования

Анализ, опыт.

9

Тип исследования (по продолжительности)

Долгосрочный

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1 этап - начало исследования

Информация о полезности талой воды

2 этап - основная часть исследования

1. Анализ снега под микроскопом

2. Проведение опыта: Прорастание в обычной земле

3. Проведение опыта: Прорастание в земле с талой водой

4. Изготовление флаера «Как лучше прорастить растение».

3 этап - заключительная часть исследования

Подведение итогов, результат – флаер, в котором будет описана инструкция как лучше прорастить растение.

11

Оборудование для проведения исследования

Талая вода, микроскоп, чаша, земля, водопроводная вода, пакет, семена.

12

Продукт исследования

Флаер о том, как лучше прорастить растение.

13

Перспектива исследования

Проведении серии мастер классов среди сверстников на тему «Вода – жизнь для растений».

14

Используемые источники

Стрельникова Л.Н. Из чего все сделано? -М.: Яуза-пресс,2017. -208с.

Пономарева И.А. Рассказы о веществе. -М:Вентана-Граф, 2019.- 115 с.

Пасечник И. К. Что такое вещество. - М.: Дрофа,2018 год.245 с.



1.7.2 Паспорт проекта «Удивительные свойства воды»

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Удивительные свойства воды» (2 класс).

2

Актуальность исследования

Окружающая нас вода - это вещество с уникальными свойствами, которые не только еще полностью не объяснены, но далеко не все известны. Нет вещества, более удивительного и загадочного, чем обыкновенная вода. Ее свойства не подчиняются закономерностям, присущим большинству окружающих нас веществ, что вызвано уникальностью строения молекулы воды. Актуальность выбранной темы состоит в том, что вода - самое распространенное и обладающее загадочными свойствами вещество, возникает актуальность исследования свойств воды, расширяя тем самым кругозор знаний о воде.

3

Проблема исследования

Замечали ли вы, что бывает намного легче плавать в море, нежели в пруду или речке? Морская вода, будто сама выталкивает вас, а в озере необходимо приложить некоторые усилия, чтобы проплыть хотя бы несколько метров…

Почему так? Секрет этого явления очень просто, а главное – научно, объясняется: вода неодинакова по своему составу.

4

Объект исследования

Вода.

5

Цель исследования

Узнать новые свойства воды.

6

Задачи исследования

  • Вспомнить свойства воды.

  • Провести опыт и эксперимент по исследованию.

  • Сделать вывод.

7

Гипотеза исследования

Плотность воды можно изменить в домашних условиях.

8

Методы исследования

  • Изучение и анализ литературы.

  • Опытно - экспериментальная работа.

  • Наблюдение.

9

Тип исследования (по продолжительности)

Краткосрочный.

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

  1. Подготовка к исследовательской работе.

Определить проблему, тему, актуальность, цель, задачи, вариант решения проблемы (методы)

  1. Планирование исследовательской работы.

Выбрать способы поиска информации и анализ, форму представления результатов.

  1. Исследование.

Произвести сбор и анализ информации. Провести опыты, сравнение полученных данных. Провести опыты в классе среди одногруппников.

  1. Выводы.

Произвести анализ данных, полученных в ходе исследовательской работы. Подтвердить или опровергнуть гипотезу. Сделать вывод о том, достигнута ли цель и задачи.

  1. Отчет и защита работы.

Подготовить речь и презентацию для защиты работы.

  1. Оценка результатов работы.

Получить при защите оценку слушателей.

11

Оборудование для проведения исследования

Ванилин, стаканчики с водой, соль, перец, сырое яйцо.

12

Продукт исследования

Листы достижений, буклет.

13

Перспектива исследования

Проведение серий мастер-классов на тему: «Свойства воды. Плотность».

14

Используемые источники

1.Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%E4%E0

2. XuMuK.ru - ВОДА - Химическая энциклопедия

http://edukids.narod.ru/zemlia/gl3/34.htm

3.Фото http://yandex.ru/images/search?text=вода

4. Сила тяжести, изд.: «Пресс», Москва, 2008г.

5. Опыты по физике http://www.diagram.com.ua/tests/fizika/



2 РАЗДЕЛ . «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ» 2.1 Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы.

Главная задача проектной деятельности в начальной школе - научить детей работать в группах, находить нужную информацию, проводить исследования (пусть и с помощью взрослых), решать проблемные ситуации и, главное, увлечь ребят проектно-исследовательской деятельностью.

С точки зрения обучающегося учебный проект:

 это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивидуально, максимально используя свои возможности;

 это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Все проекты, создаваемые школьниками, являются их маленькими победами в учебном процессе. Обучающиеся активно вовлекаются в этот интересный процесс, начиная с планирования деятельности и заканчивая итоговым результатом. Им нравиться защищать свои проекты, т. к. в них были вложены идеи, задумки и творческий потенциал.

Исследовательская работа обогащает социальный опыт учащихся в труде и общении. Она способствует:

– углублению и актуализации знаний учащихся как по предметам школьной программы, так и вне её; 

– саморазвитию, самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке учеников;

– расширению представлений о межпредметных связях;

– развитию интеллектуальной творческой инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;

– обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации (созданию сайтов, презентаций и т.д.).

Все проекты, создаваемые обучающимися, - это результат их собственных поисков и новое достижение в образовательном процессе. Согласно ФГОС, обучающиеся, включенные в проектную деятельность, достигают следующих планируемых образовательных результатов:

 личностных – формирование основ личностного саморазвития, готовность и способность к самостоятельной творческой деятельности;

 метапредметных – формирование умений ставить цели, реализовывать их, способность к сотрудничеству и информационной деятельности;

 предметных – овладение видами деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета. [6]

Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции, здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. [7] Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.

Классные проекты готовятся, как правило, во время внеурочной деятельности. Ничто так не расширяет кругозор обучающегося, не сплачивает коллектив класса, как совместное дело: создание макета, оформление стенной газеты, подготовка фотоальбома, выступления перед аудиторией. И, конечно же, приятно, когда проект рождается на глазах, ученики определяют цели и задачи, учатся взаимодействовать в группах и творчески подходят к презентации своего проекта. А когда это подчинено одной цели и вызывает интерес, тогда достигается положительный эффект.

2.2 Проектная задача 2.2.1 Проектная задача «Подготовка к новому году»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Решение проектной задачи «Подготовка к новому году» позволяет учащимся научиться самостоятельно планировать свои действия, анализировать предложенную информацию, выбирать для решения задачи только необходимые сведения, находить рациональный способ решения, отрабатывать вычислительные навыки; способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться.

Проектная задача «Подготовка к новому году» состоит из пяти заданий, выполнение заданий возможно в любой последовательности. В соответствии с заданиями в проектной задаче класс делится на группы, каждая из которых независимо от других участвует в разработке своего проекта новогоднего праздника.

Итоговое задание – создание буклета.

После выполнения всех заданий проектной задачи происходит защита разработок. Продуктом данной проектной задачи является буклет для новогоднего праздника. Дети от каждой группы представляют своё видение праздника.

Цель, которую должны достичь детиспланировать новогодний праздник.

Описание проектной задачи


Здравствуйте, друзья!

Скоро наступает сказочный праздник - Новый год.

Мы хотим попросить вас о помощи.

Нужно столько всего сделать, а праздник уже вот-вот наступит.

Помогите нам выполнить данные задания!


Задание 1


Выберите вариант пригласительной открытки на новогодний праздник. Изучите этапы ее выполнения, восстановите их последовательность. Составьте инструкцию по выполнению приглашения, запишите ее. Рассчитайте сколько и какую стоимость необходимо затратить на материалы для выполнения новогодней открытки.

Вариант 1.



Вариант 2.


Инструкция по выполнению пригласительной открытки

1. ________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

4. ________________________________________________________________

5. ________________________________________________________________


Расчет стоимости материалов для новогодней открытки:









Задание 2

Для того, чтобы нашим гостям не было скучно, мы пригласили аниматоров «Снежинки». Ими были подготовлены следующие номера. За каждый номер, необходимо расплачиваться. Рассчитайте какая будет стоимость концертной программы и разнообразьте номера, чтобы учесть вкусы всех приглашенных гостей. С этой целью обычно разные по жанру номера чередуются. Итог не должен превышать 10.000 рублей.


Продолжительность номеров концертной программы

Название номера

Стоимость

«Это Старый новый год»

350 рублей

«Мамины глаза»

460 рублей

«Есть на свете новый год»

5.000 рублей

«Старый новый год»

2.100 рублей

«Кабы не было зимы»

1.850 рублей

«Дед Мороз»

402 рубля

«Три белых коня»

2.500 рублей

«Снеговик»

1.650 рублей

«Холодно замерзли ручки»

1.300 рублей

«Звездочки»

795 рублей

«Снежинки»

555 рублей

«Елочки - пенечки»

1.118 рублей

«Заморожу»

4.589 рублей

«Ледяные ладошки»

502 рубля

«Праздничный сюрприз»

3.450 рублей

«В царстве Деда Мороза»

978 рублей

Общая стоимость всех номеров

27.599 рублей


Для удобства заполните таблицу

Концертная программа «Праздничное чудо»


Название номера

Цена

1

































Стоимость программы



Задание 3

Что за новогодний праздник без подарков? Составьте смету Новогоднего набора не дороже 300 рублей, чтобы он состоял из разнообразных сортов конфет, и хотя бы одного фрукта и шоколадки.

Смета затрат на покупку новогоднего подарка

Наименование товара


Количество (шт.)

Стоимость (руб.)


































Общая стоимость подарка




Прейскурант для новогоднего набора

Сорт конфет

Стоимость набора из 5 конфет (руб.)

«Детский сувенир»

50

«Лёвушка»

75

«Кроконт»

60

«Шипучка»

25

«Золушка»

115

«Тоффи»


90

«Золотая лилия»

130

«Золотой степ»

130

«Ярче»

120

«Изюмительный орех»

160

«Нильс»

40


Фрукты

Цена за одну штуку (руб.)

20

14

10

70

7

16

19


Шоколад

Цена за одну штуку (руб.)

75

68

73

35

42



Задание 4

- Так как мы пригласили гостей нам надо их покормить, следовательно, надо накрыть столы. У нас есть четыре стола: сколько нужно купить скатерти, если одна «не праздничная» скатерть стоит 209 рублей, а «праздничная» скатерть 535 рублей. Помогите определиться с выбором скатерти и посчитать.

Сосчитайте, сколько нужно скатертей:

____________________________________________________________



Сосчитайте, сколько нужно будет потратиться на скатерти:



_____________________________________________________________


Итоговое задание 5

Составьте буклет:

«Все для праздника – Новый год»

Группы создают буклеты, где помещают всю важную информацию, какие мероприятия могут присутствовать на празднике, какие подарки можно закупить и в какую цену.







Рефлексивная анкета учащегося

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Подготовка к новому году»


0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.


Задание 1.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Задание 2.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Задание 3.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Задание 4.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Задание 5.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий)


0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.


0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


2.2.2 Проектная задача

Проектная задача. Финансовая грамотность 2 класс.

Задание 1

Маша и Саша очень хотели сходить в парк развлечений покататься на аттракционах, но у них совсем не было денег, и они решили их заработать. Для этого они повесили вот такой листок на кухне.



Уберусь в комнате 50 рублей

Помою посуду 100 рублей

Погуляю с собакой 20 рублей

Поглажу белье 30 рублей

Постираю белье 40 рублей



Но деньги им нужны не только на аттракционы, а еще и на дорогу до парка развлечений. Проезд на автобусе стоит 11 рублей.



Всю неделю мама Маши и Саши отмечает выполненные задания. Как только работа закончена, она ставит галочку. Вот что получилось за одну неделю.



Задание

Маша

Саша

Уборка

V V V

V

Посуда

V

V V

Собака

V


Глажка

V V

V V V

Стирка

V

V V



Сколько заработали ребята за неделю?



Задание 2



Накопив денег за неделю ребята, отправились в парк развлечений. Какими маршрутами автобусов нужно им воспользоваться, чтобы доехать до парка развлечений? Сколько денег они потратили на дорогу? Сколько осталось денег по приезду в парк?



Задание 3



Приехав в парк развлечений ребята, ознакомились с ценами и решили кто куда пойдет.

Воздушные шары 20 рублей

Автогонки 50 рублей

Комната смеха 10 рублей

Мороженое – 15 рублей

Колесо 20 рублей

Маша захотела в комнату смеха, на колесо обозрения и мороженое. А Саша захотел в комнату смеха, на автогонки и мороженое. Кто потратил больше денег в парке развлечений? Сколько денег осталось у ребят после похода в парк развлечений?

Б илет 100 рублей





Билет 50 рублей



Билет 150 рублей


Задание 4

После парка развлечений ребята захотели отправиться в кинотеатр. Хватит ли им денег на проезд и посещение кинотеатра? Какими маршрутами автобусов нужно им воспользоваться, чтобы доехать до кинотеатра? Сколько денег они потратили на дорогу? Сколько денег у них осталось после посещения кинотеатра?



Задание 5



Возвращаясь домой, ребята решили посчитать, сколько денег они потратили за весь день на развлечения, а остаток разделить поровну и положить в копилку для следующей поездки в парк развлечений. Внесите данные в таблицу.

Место

Потратили

Парк развлечений


Автобус


Кинотеатр




Задание 6

Итоговое задание. Заполните таблицу.

Вопрос

Ответ

Сколько за неделю заработали Саша и Маша?


Сколько денег было у ребят по приезду в парк?


Кто потратил больше денег в парке развлечений?


Сколько денег осталось у ребят после похода в парк развлечений?


Сколько денег у них осталось после посещения кинотеатра?


Сколько у каждого из ребят осталось денег?




Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)

Да Нет

Почему? ______________________________________________________



Заключение

На сегодняшний день в России существуют старые традиции реализации данного подхода, которые уже изживают себя, поскольку являются малоэффективными и не удовлетворяют современные требования.

На территории всей страны создаются и функционируют малые академии наук и научно-технические общества, которые и являются «исполнительным органом» проектной деятельности. Они приносят огромную пользу, но могут приносить ещё большую.

Основная цель таких заведений - это создание модели функционирования академических исследовательских объединений. Дети, которые принимают участие в подобных мероприятиях, - это будущие учёные и профессионалы, которым предстоит двигать колесо истории.

Обучение в таких обществах проводится более индивидуализировано и качественно, здесь есть время выслушать каждого, и каждый может реализовать любой свой проект. Современные образовательные стандарты направлены на то, чтобы минимизировать нагрузку на детей. Следует уменьшить количество, но повысить качество.

Проектно-исследовательская деятельность в дополнительном образовании становится всё более популярной. Изначально внедрение данной деятельности происходило только в основном процессе обучения, но позже стало ясно, что она может быть полезна и применима на различных кружках, факультативах и курсах. Эта сфера образования только начинает развиваться, поэтому печатных трудов, посвященных данной теме, практически нет.

Каждый желающий может обратиться к ФГОС. Проектная и исследовательская деятельность, описываемая в государственном стандарте, позволит понять основные моменты данного подхода. Наиболее активно он применяется в сфере информационных технологий. Это позволяет воспитать компьютерно грамотного человека, который сумеет выразить свои идеи и проекты при помощи современной техники и оборудования. Первые опыты применения данного подхода уже дали свои положительные результаты. Обучение проводится с учащимися 7-16 лет. Поскольку работа должна быть творческой, то каждый волен сам выбирать желаемую тему и способы её представления.























Список литературы:
  1. ФГОС НОО // Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020)



  1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2017. № 1.

  2. Герасимова И.В. К вопросу о методологии научного творчества // Исследовательская работа школьников. 2018. № 1. С. 45.

  3. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2018.

  4. Карпенко К.А., Королева Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2016. № 1. С. 130.

  5. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С.Г. Щербакова и др. Волгоград: Учитель, 2017.

  6. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2019.

  7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство: ЗАО «Издательский дом «Федоров», 2018. С. 23 – 27.

  8. Семенова Н.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников. Томск: Изд-во ТГУ, 2019. 68 с.

  9. Середенко П. В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2016. 208 с.

  10. Шумакова Н. Б. Развитие исследовательских умений младших школьников// Москва, Просвещение, 2019























































Приложение 1

Раздаточный материал к проекту «Вода – жизнь растений»

Лист наблюдения


Рисунок, полученного изображения с микроскопа

Талая вода


Вода водопроводная


Вывод:




Дневник наблюдателя

Задание 1

Сформулируйте гипотезу ответив на вопрос: при каких условиях рассада прорастет быстрее, если поливать ее водопроводной водой, или если поливать талой водой?

Задание 2

Запишите порядок своих действий. В качестве помощи у вас представлено первое и последнее действие.

1. Подготовьте две тары с землей для рассады.

2.

3.

4.

5. Подпишите каждую из тар, в соответствии с тем, что использовали для полива семян.

Задание 3

Раз в неделю фотографируйте каждую из тар и записывайте в дневник наблюдателя полученные данные. Учитывайте в своих записях, сколько сантиметров росток, какого он цвета, через сколько дней после посадки он вырос.

Задание 4

Оформите выводы исходя из полученных результатов наблюдения.

Приложение 2

1. План действий



2.


3.

Приложение 3

Раздаточный материал к проектной задаче «Подготовка к новому году»

Задание 1

Инструкция по выполнению пригласительной открытки

1. ________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

4. ________________________________________________________________

5. ________________________________________________________________


Расчет стоимости материалов для новогодней открытки:








Задание 2

Название номера

Цена

1

































Стоимость программы




Задание 3

Наименование товара


Количество (шт.)

Стоимость (руб.)


































Общая стоимость подарка





Задание 4

Сосчитайте, сколько нужно скатертей:

____________________________________________________________



Сосчитайте, сколько нужно будет потратиться на скатерти:



_____________________________________________________________

































Приложение 4

Задание 1









Задание 2



Задание

Маша

Саша

Уборка

V V V

V

Посуда

V

V V

Собака

V


Глажка

V V

V V V

Стирка

V

V V











Задание 3








Задание 4








Задание 5



Место

Потратили

Парк развлечений


Автобус


Кинотеатр




Задание 6

Итоговое задание. Заполните таблицу.

Вопрос

Ответ

Сколько за неделю заработали Саша и Маша?


Сколько денег было у ребят по приезду в парк?


Кто потратил больше денег в парке развлечений?


Сколько денег осталось у ребят после похода в парк развлечений?


Сколько денег у них осталось после посещения кинотеатра?


Сколько у каждого из ребят осталось денег?




Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)

Да Нет

Почему? ______________________________________________________











































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!