СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Организация проекто-исследовательской работы учащихся начальной школы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы» содержат описание исследовательской деятельности, ее назначение, специфику и структуру. По мимо этого в документе представлены общие правила для руководителей проекта, типичные ошибки при выборе и формулировке темы, методов исследования, критерии. Имеется описание проектной деятельности учащихся в современном начальном образовании, ее назначение, специфика, структура.

Данные рекомендации помогут педагогу освоить понятие «Проектная деятельность» и «Исследовательская деятельность» и определить в чем их суть и их отличия. В работе представлен практический пример проведения экспресс-исследования и проектной деятельности, которые могут служить образцом.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Организация проекто-исследовательской работы учащихся начальной школы»»


Методические рекомендации «Организация проекто-исследовательской работы учащихся начальной школы»

МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы начальных классов по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах





Красноярск, 2023

Масютина Д. А.

Студент группы 20П-7



Методические рекомендации составлены в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составитель: Масютина Д. А. – студентка 20П-7 группы отделения «Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы» /Масютина Д. А. / Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького», 2023. – 44с.













АННОТАЦИЯ

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы» содержат описание исследовательской деятельности, ее назначение, специфику и структуру. По мимо этого в документе представлены общие правила для руководителей проекта, типичные ошибки при выборе и формулировке темы, методов исследования, критерии. Имеется описание проектной деятельности учащихся в современном начальном образовании, ее назначение, специфика, структура.

Данные рекомендации помогут педагогу освоить понятие «Проектная деятельность» и «Исследовательская деятельность» и определить в чем их суть и их отличия. В работе представлен практический пример проведения экспресс-исследования и проектной деятельности, которые могут служить образцом.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

3

Глава 1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

4

Глава 2. Требования к структуре и оформлению исследовательской работы учащихся

7

Глава 3. Критерии оценки детских исследовательских работ

11

Глава 4. Возможные типичные ошибки при разработке исследования

13

4.1. Список возможных типичных ошибок при выборе и формулировке темы исследования.

13

4.2. Список возможных типичных ошибок при определении цели, задач и гипотезы исследования

14

4.3. Список возможных типичных ошибок при выборе методов исследования

16

Глава 5. Примеры исследовательских работ

18

Глава 6. Требования к содержанию и структуре проекта

24

6.1. Что такое проект?

24

6.2. Современные требования к организации проектов

25

6.3. Классификация проектов

28

6.4. Виды проектов

30

6.5. Критерии оценивания проектных работ

31

Глава 7. Проектная задача в начальной школе

32

Глава 8. Примеры проектных задач

39

Заключение

43

Список используемой литературы

44



Глава 1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Исследовательская деятельность – это направление работы, которое предполагает научное изучение и обоснование определенной темы.

Главной целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  1. Знакомство с проведением учебных исследований;

  2. развитие творческой исследовательской активности;

  3. стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  4. ознакомление с научной картиной мира;

  5. вовлечение родителей в учебно–воспитательный процесс.

Исследовательские умения, которые формируются у обучающихся начальной школы: возможность осознать свою значимость, развивать познавательный интерес, любознательность, уметь работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе.

Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Функции учителя - систематическая направляющая, стимулирующая, корректирующая.

Роль учителя - учитель должен чутко и умело направлять исследовательской деятельностью своих учеников, а также является консультантом.

Выделяют основные этапы исследовательской работы:

1 этап: найти проблему – что надо изучать;

2 этап: тема – как это назвать;

3 этап: актуальность – почему эту проблему нужно изучать;

4 этап: цель исследования – какой результат предполагается получить;

5 этап: гипотеза – что не очевидно в объекте;

6 этап: новизна – что нового обнаружено в ходе исследования;

7 этап: задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально;

8 этап: литературный обзор – что уже известно по этой проблеме;

9 этап: методика исследования – как и что исследовали;

10 этап: результаты исследования – собственные данные;

11 этап: выводы – краткие ответы на поставленные задачи;

12 этап: значимость – как влияют результаты на практику.

Характеристика каждого этапа:

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность.

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель исследования – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана.

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.

В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

Значимость представляет собой четко выраженную пригодность применения результатов исследования, выражаемых в элементах новизны.

Глава 2. Требования к структуре и оформлению исследовательской работы учащихся

Требования:

Строгая логичность – все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте.

Точность – достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики.

Объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности.

Ясность – умение писать доступно и доходчиво.

Краткость – умение избежать ненужных повторов и «словесного мусора».

Работа должна быть построена не произвольно, а по определённой структуре, которая является общепринятой.

Структура:

  • титульный лист;

  • оглавление;

  • введение;

  • основная часть;

  • заключение;

  • список литературы;

  • приложение.

Титульный лист

Он является первой страницей и заполняется по образцу.

-Наименование образовательного учреждения (верхнее поле)

-Название работы (среднее поле без слова «тема»), название пишется без кавычек и должно отражать проблему, заявленную в нём, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа «обо всём и ни о чём».

-Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет.

-Ещё ниже, ближе к правому краю, указываются фамилия, имя обучающегося в именительном падеже, номер ОУ, класс, Ф.И.О. научного руководителя и его должность.

-В нижнем поле по центру указывается город и год выполнения работы (без слова «год»). Выбор размера и вида шрифта для титульного листа не имеет значения.

Оглавление

Следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы.

Оглавление………………..3

Введение…………………..4

Основная часть……………5

Заключение………………..6

Литература………………...7

Приложения……………….8

В оглавлении приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки и оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать их или давать в другой формулировке. Все заголовки начинаются с прописной буквы, точку в конце заголовка не ставят. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером в правом столбце оглавления.

Введение

Это важная составная часть каждой работы, и следует тщательно проработать в нём каждую строку. Именно во введении отражается роль научного руководителя. Во введении представляется обоснование работы. Введение обычно отражает следующую логику рассмотрения текста:

• актуальность темы работы – почему важно исследовать эту тему; чем она значима для текущего момента, для современной ситуации;

• постановка проблемы – в чем выражается какое-либо противоречие, обозначается отсутствие какой-либо информации и одновременно потребность в ней;

• разработанность исследуемой проблемы – то есть обзор литературы по данному вопросу;

• цель – то, что предполагается получить по окончании работы, итоговый результат исследовательской деятельности. Формулировка цели вызывает наибольшие затруднения для учащихся, это один из наиболее сложных моментов разработки плана действий и оформления работы.

• основные задачи отражают последовательность достижения цели; то есть задачи – это то, что необходимо сделать, чтобы получить намеченный результат (проанализировать литературу, сопоставить, измерить, сравнить, оценить, …). Целей не может быть много – классическим считается наличие одной или двух целей. К каждой цели должно быть представлено не менее трех задач.

• методы решения основных задач – те способы деятельности, которыми будет пользоваться учащийся, чтобы разрешить поставленные задачи и получить намеченный результат. Количество используемых методов в ученических работах обычно также невелико – от одного до трех.

Основная часть

Основная цель – показать, что поставленная перед работой цель достигнута, то есть основной результат действительно получен. Основной результат должен быть соотнесён с заявленной во введении целью работы. Этот основной результат должен быть чётко сформулирован. В заключении приводятся также интересные следствия из результатов работы, указываются области их применения и другие важные выводы.

Заключение

Покажите с помощью модели (схемы и др.) важность изучения данной темы практического занятия для себя. На какие Ваши вопросы, поставленные в начале занятия, не нашли ответа? Обсудите их с одногруппниками и преподавателем.

Список литературы

Список литературы завершает работу. Он отражает только ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе исследовательской работы (не менее 3-5 источников). Наиболее удобен в исследовательской работе алфавитный способ группировки литературных источников. Сведения о книгах должны включать следующие необходимые элементы: фамилию, инициалы автора; заглавие; город, в котором издана книга; издательство; год издания; объём страниц. Каждая книга, статья записываются с красной строки.

Приложение

Это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для полного освещения темы. Оно размещается после списка литературы. К приложениям относят:

• копии документов, инструкции

• схемы, графики, диаграммы, таблицы

• бланки опросов, тестов и систематизированный материал по ним

• иллюстративный материал

Каждое приложение нумеруется (без знака №) в правом верхнем углу и должно иметь тематический заголовок по середине строки, оформляется на отдельном листе. В тексте должна быть ссылка на каждое приложение.

Глава 3. Критерии оценки детских исследовательских работ

Для того, чтобы проанализировать детские учебно-исследовательские работы, мы с коллегами обсудили и выделили 12 критериев. Все критерии оцениваются в 1 балл, кроме двух. «Задачи соответствуют поставленной цели» - оценивается в 2 балла, так как существуют те задачи, которые подходят к цели, а существуют те, которые не подходят. В связи с этим, мы решили не забирать полностью балл, если из ряда задач и не соответствует (например) одна. Также мы дали 2 балла в критерий «Объект и предмет выделены в соответствии с темой». Так как может либо объект, либо предмет не соответствовать теме. Можно было их разделить, и так возможно было бы удобнее, и посмотрев в проанализированную таблицу с критериями, можно было бы сразу понять, за что снижен балл, но коллеги решили, что так будет удобнее.

Таблица 1. Критерии оценки детских исследовательских работ.

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

1.Цель соответствует заданной теме

1

2.Задачи соответствуют поставленной цели

2

3.Объект и предмет выделены в соответствии с темой

2

4.Исследование содержит: цель, тему, задачи, гипотезы, предмет, объект

1

5.Методы соответствуют сформулированным задачам работы

1

6.Результаты соответствуют заявленной цели

1

7.Исследователь ссылается на научные источники

1

8.Текст работы представлен в научном стиле

1

9.Работа включает в себя: иллюстративный материал высокого качества и разборчивый текст

1

10.Вывод соответствует результатам исследования

1

11.Гипотеза подтверждена аргументами

1

12.В работе присутствует список использованной литературы

1

Количество баллов

14

Отметка




Перевод баллов в отметку:

11 – 14 баллов – отметка «5»

9 – 10 баллов – отметка «4»

7 - 8 баллов – отметка «3»

6 и менее баллов – отметка «2»





2 б -критерии удержаны

1 б -критерии частично удержаны

0 б - критерии не удержаны.



Глава 4. Возможные типичные ошибки при разработке исследования

4.1. Список возможных типичных ошибок при выборе и формулировке темы исследования.

Любая исследовательская работа начинается с выбора темы исследования. Выбор темы школьной исследовательской работы — важный и очень ответственный момент.

Учитель, предлагающий тему исследования ребёнку, или ученик, самостоятельность решивший избрать некоторую тему, должны хорошо представлять:

1. направление научного поиска;

2. проблему, которую необходимо решить.

После окончания работы, во время её подготовки к презентации, автор приходит к выводу о необходимости выбора яркого и красочного названия, привлекающего к работе внимание читателя и слушателя.

Не рекомендуется при формулировке темы:

- слишком общее название, которое может ввести в заблуждение;

- выбирать масштабные или сложные темы, которые оказываются непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования;

- примеры некорректных тем: «Как поживаете, господин позвоночник?», «Влияние параметров атмосферы на рождаемость в районах Крайнего Севера», «Цвет один в поэзии ХХ века», «Почему школьники не летают?».

Существует некоторые требования к теме исследования:

1. Тема должна быть достаточно актуальной и, по возможности, нестандартной.

2. Тема и уровень работы должны соответствовать возрасту ученика.

3. Широко сформулированная тема не дает возможности выполнить качественное исследование.

4. Если работа выполняется на базе научного учреждения, необходимо четко очертить рамки самостоятельного исследования школьника.

Название работы должно точно отражать её содержание. Удачная и неординарная тема – залог успеха.

Неудачные формулировки темы.

1. Не должно быть вопроса в теме:

«Забыто ли имя Н.И. Пирогова?»;

«Что скрывается в тюбике зубной пасты?»;

«Баба-яга. Кто она?».

2. Лишние слова в формулировке темы:

«К вопросу о …»;

«Анализ некоторых вопросов…»;

«Исследование…»

3. Нет проблемы в теме:

«Графические редакторы» (нет проблемы в теме);

«Геометрия Н. И. Лобачевского» (нет проблемы в теме);

«Малоизвестные факты из жизни великих … мира».

4. Некорректная формулировка:

«Сертификация товаров: за и против»

5. Нет проблемы в теме:

«Жизнь иконы»

6. Очень широкая тема:

«Благоустройство города»

7. Художественное название:

«Мой дом – моя крепость»;

«Музыкант в годы войны»;

«С цепочкой родительных падежей …»

4.2. Список возможных типичных ошибок при определении цели, задач и гипотезы исследования

Цель может быть только одна, формулируется фразой с глаголами «установить, выявить, определить, сравнить» и т.п.

Типичными ошибками формулирования цели работы являются следующие:

  • Цель не связана с рассматриваемым научным противоречием.

  • Определяет содержание деятельности, а не получаемое знание.

  • Предполагается получить уже известные знания, то есть цель банальна.

  • Цель указывает общее направление деятельности.

Выделяют следующие недостатки формулировки целей:

  • Несоответствие цели теме и проблеме исследования.

  • Неясность, неточность формулировки целей.

Определить цель исследования – это замечательно. Её ещё надо реализовать. Поэтому после того, как определили ЗАЧЕМ, надо решить – КАК ДЕЛАТЬ.

Задачи – это этапы работы, они не могут быть крупнее цели или повторять ее. Часто конкретная задача связана с определенным методом исследования. Не следует формулировать задачи, которые непосильны для ученика.

Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило, их не бывает более 4-5.

Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы.

Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость.

Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.

Требования к гипотезе, она должна:

  • Содержать предположение;

  • быть проверяемой, подтвержденной;

  • быть логически непротиворечивой;

  • быть реально опровергаемой или доказуемой.

4.3. Список возможных типичных ошибок при выборе методов исследования

Выбор конкретных методов и методик исследования определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования.

Методика – совокупность приёмов, способов исследования, порядок их применения и вид интерпретации полученных с их помощью результатов.

Метод – способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит возможность реализации исследования – его проведения и получения определенного результата.

Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира.

Для этого детям предлагается:

1. Подумать самостоятельно;

2. Посмотреть книги о том, что исследуешь;

3. Спросить у других людей;

4. Познакомиться с кино и телефильмами по теме своего исследования;

5. Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;

6. Понаблюдать;

7. Провести эксперимент.

Учащиеся выбирают методы, которые помогут проверить гипотезы. Методы выбраны и начинается исследовательская деятельность, сбор и обработка информации, на помощь приходят родители. Ученики активно работают, анализируют и обобщают полученные материалы, проводят исследование. Желательно, чтобы данный этап работы проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. В это время организуются индивидуальные консультации. Во время консультаций учитель помогает систематизировать собранную информацию.

Традиционно методы делятся на два класса: получение и сбор информации и методы её обработки.

Первый класс методов – сбор информации – разнороден и подразделяется на теоретические и практические. Теоретические методы применяются при изучении письменных источников и литературы по теме (анализ, синтез, моделирование и др.). Практические (эмпирические) методы исследования связаны с действиями исследователя, направленными на проведение практики (наблюдение, интервью, беседа, видеосъемка и др.).

Второй класс касается обработки информации. Они делятся на количественные (математические, статистические и др.) и качественные (содержательные).

Овладеть методами исследования обучающимся поможет наличие у них специальных памяток, к числу которых можно отнести следующие: «Как составить план изучаемого текста», «Как охарактеризовать историческую личность», «Как проводить доказательство», «Как изучать различные точки зрения» и другие.

Глава 5. Примеры исследовательских работ

Мною была разработана исследовательская работа на тему «Чернила – вещь опасная». Далее можно увидеть разработанный по теме паспорт исследования и результаты проведения.

Паспорт исследования.

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Чернила – вещь опасная»

2

Актуальность исследования

Я заметила, еще с раннего возраста, что я часто пачкаю свою одежду чернилами во время рисования, и когда пишу что-то на уроке или дома. И моя мама каждый раз расстраивалась, и я не понимала почему. В один из дней, когда я пришла со школы и снова испачкала рукава на своей белой рубашке, мама сказала мне самой отмыть эти чернила. Я пыталась отмыть хозяйственным мылом, просила бабушку помочь мне, и загрузить рубашку в стиральную машинку, она насыпала туда еще отбеливатель, помимо обычного порошка. В конечном итоге, мы не смогли отстирать, и маме снова пришлось нести мою рубашку в химчистку. Мама тратила много денег на это дело. И у меня появилась идея – найти способ(ы), который(е) помогут вывести чернила с одежды в домашних условиях без использования бытовой химии.

3

Проблема исследования

Дорогостоящие средства бытовой химии по выведению чернил с одежды.

4

Объект исследования

Чернила шариковой ручки.

5

Цель исследования

Найти альтернативные средства выведения пятен чернил с одежды, не используя бытовой химии.

6

Задачи исследования

1. Собрать информацию по данной теме;

2. Провести опыт по удалению пятен;

3. Сделать выводы

7

Гипотеза исследования

Чернила из шариковой ручки на одежде можно вывести в домашних условиях, без использования химических средств.

8

Методы исследования

Теоретический, опыт

9

Тип исследования (по продолжительности)

Экспресс исследование

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

  1. Знакомство с теоретическим материалом. Сбор информации из источников сети Интернет о выведении пятен от чернил. Выписать в таблицу возможные способы выведения чернил с одежды.

-Как вы считаете, какие средства по выведению чернил с ткани существуют?

-Рассмотрим источники сети Интернет, какие самые действенные средства предлагаются?

-Предположите, какое средство будет самым безопасным, действенным и недорогим?

  1. Проведение опыта по выявлению действенных средств по удалению пятен от чернил.

  1. перекись водорода

1 шаг: взять одежду с пятном от чернил;

2 шаг: взять перекись водорода (20-40 рублей);

3 шаг: взять ватную палочку/диск;

4 шаг: нанести несколько капель перекиси водорода на пятно от чернил;

5 шаг: потереть ватной палочкой/диском испачканное место до исчезновения пятна.

  1. зубная паста либо пена для бритья

1 шаг: взять одежду с пятном от чернил;

2 шаг: взять зубную пасту (53 рубля и выше) /пену для бритья (100 рублей и выше);

3 шаг: взять ватную палочку;

4 шаг: намазать пасту/пену на пятно и немного потереть зубной/ковровой щеткой;

5 шаг: оставить на 10-15 минут;

6 шаг: выстирать в стиральной машинке без порошка.


  1. средство для мытья посуды

1 шаг: взять одежду с пятном от чернил;

2 шаг: взять средство для мытья посуды (109 – 329 рублей за 1л.);

3 шаг: капнуть средство на пятно (не мочить водой и никак не разбавлять);

4 шаг: подождать 3 – 5 минут;

5 шаг: промыть участок чистой водой или постирать в стиральной машинке.


  1. лимонный сок

1 шаг: взять одежду с пятном от чернил;

2 шаг: взять сок свежего лимона (15 – 20 рублей за 1 шт.), вода комнатной температуры, небольшой таз, ватные диски;

3 шаг: прополоскать испачканный шариковой ручкой участок одежды в воде;

4 шаг: смочить ватный диск в лимонном соке;

5 шаг: лёгкими движениями обработать влажную ткань;

6 шаг: смыть кислоту водой.



  1. Подведение итогов. Запись выводов в таблицу о действии различных подручных средств. Выявление самого безопасного, действенного и недорогого способа выведения чернильных пятен.

-Скажите, какое средство оказалось действенным?

-Будете ли вы пользоваться средством, если возникнет необходимость?

-Какое дальнейшее развитие исследования может быть?

-Оцените свою деятельность на уроке. Справа от таблицы начертите шкалу, это шкала активности. Поставьте крестик на самый верх шкалы, если вы активно работали на уроке. Поставьте крестик посередине, если вы не активно работали на уроке. Поставьте крестик внизу, если вы не работали на уроке.

11

Оборудование для проведения исследования

Испачканная чернилами одежда, перекись водорода, зубная паста, средство для мытья посуды, средство для стирки одежды, влажные салфетки, пена для бритья, лимонный сок, ватные диски, ватные палочки, вода.

12

Продукт исследования

Таблица о действенных средствах выведения чернил.

13

Перспектива исследования

Подготовить памятки для учащихся других классов.

14

Используемые источники

https://lifehacker.ru/kak-vyvesti-chernilnye-pyatna/


Фотографии с проведения исследования.

Для еще одного примера демонстрируется паспорт исследования студента группы 20П-7 Лушниковой Маргариты Владимировны.

Паспорт исследования Лушниковой М. В.

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Тайны соленой воды

2

Актуальность исследования

Два друга прочитали статью. «Все океаны и моря очень соленые: в каждом килограмме воды содержится около 35 граммов соли [1, 34]. Это, как если бы большую ложку соли высыпали в полведра воды! Соль белого цвета, соленая на вкус, состоит из кристаллов, растворяется в воде, скрипит. Мертвое море в Азии соленое настолько, что, когда солнце превращает его воду в пар, соль остается в виде твердых белых бугорков. Откуда же берется соль? Вулканы на суше и на морском дне добавляют воде соль, когда выбрасывают горячий газ и расплавленный камень. Реки вымывают соль из земли и несут ее в моря и океаны [2, 194]». Друзья поспорили. Рома говорит, что в соленом море научиться плавать гораздо проще, чем в пресной реке. Вова говорит, что на море плавать очень сложно, ведь там большие волны, а на озере тихо и спокойно.

3

Проблема исследования

Необходимо выяснить, в какой воде легче плавать: в соленой или пресной.

4

Объект исследования

Вода

5

Цель исследования

В ходе исследования сравнить плотность соленой и пресной воды.

Сформировать представление об этапах и структуре исследования, продолжить развитие умения работать с таблицей

6

Задачи исследования

  1. Проанализировать литературу и интернет - источниках по теме.

  2. Проверить свою гипотезу о возможности соленой воды удерживать предметы и тела на поверхности, в связи с этим, в такой воде плавать легче.

  3. Описать результаты эксперимента и сделать выводы.

7

Гипотеза исследования

В соленой воде легче научиться плавать.

8

Методы исследования

Анализ, опыт.

9

Тип исследования (по продолжительности)

Экспресс исследование.

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

Подготовительный: приветствие, анализ текста – выявление проблемы, гипотезы и цели и задачи исследования.

Основной: работа в парах над текстом «Почему вода в некоторых водоемах (морях, океанах) становится соленой?», проведение опыта, формулировка выводов.

Итоговый: создание плаката «Как научить яйцо плавать?».

11

Оборудование для проведения исследования

Вода, соль, 2 сырых яйца, 2 емкости для жидкости.

12

Продукт исследования

Создание буклета « Как научить яйцо плавать?»

13

Перспектива исследования

Знания о том, в какой воде лучше учиться плавать.

14

Используемые источники

1. Е. В. Комиссарова / Занимательная химия – научно-познавательная литература для младшего и среднего возраста. Пер. с английского.

2. Д. Селиверстовой / Юный эрудит, современная энциклопедия окружающего мира – для самых любознательных от 5 до 9 лет. Эксмо, 2008-328, перевод.


Глава 6. Требования к содержанию и структуре проекта

6.1. Что такое проект?

Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проекты - научные, социальные, учебные.

Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.


Также важной частью проекта является портфолио. Портфолио представляет собой папку, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и другие важные для проекта документы.

Основными принципами организации проектной деятельности являются:

  • Учёт интересов детей;

  • учение через деятельность;

  • познание и знание являются следствием преодоления трудностей;

  • сотрудничество участников педагогического процесса;

  • свободное творчество.

6.2. Современные требования к организации проектов

Основные требования к проведению проектно-исследовательской деятельности:

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания;

  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

  • структурирование содержательной части работы.

Ответственность учителя в образовании всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС эта ответственность существенно возрастает.

Современное общество предъявляет большие требования к таким качествам личности, как креативность, способность к поиску знаний, к саморазвитию.

В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования в РФ и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:

  • обеспечить индивидуализацию для каждого обучающегося;

  • обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

  • реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;

  • помнить, что ученик - активный участник педагогического процесса;

  • привлекать младших школьников к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;

  • обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие детей, сохранить и укрепить их здоровье.

Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии - кардинально изменить организацию педагогического процесса в школе, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс проектной деятельности. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности школьников на результат, который достигается в процессе совместной работы учителя, ученика над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы начальной школы и получить ощутимый результат.

Объектом проектирования может стать педагогическая система школы, учителя, отдельной программы как единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению целей. Между тем для каждого педагога важнейшим являются вопросы, связанные с проектированием образовательного процесса по конкретной методике, индивидуальной воспитательной системы, отдельного специально-организованного занятия, педагогической ситуации.

Задачи проектной деятельности в школе: обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы); формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать); умение анализировать (креативность и критическое мышление); умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии); формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи.

Навыки оценочной самостоятельности: умения и навыки работы в сотрудничестве; умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми-вступать в диалог, задавать вопросы; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса.

Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении.

Алгоритм проектирования: выбор темы проекта; описание актуальности проекта, постановка цели, задач; анализ исходной системы, выявление проблем, противоречий; формирование гипотезы; планирование и разработка исследовательских действий; сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез; подготовка и написание работы; оценка проекта экспертами (практическая проверка); последействие-устранение недостатков в проекте, оформление; выступление, защита проекта.

Методика исследования: предполагается обязательное использование основных приемов исследования: интервью, опросы, обработка статистических и опытных данных. На этом этапе выполняются основные действия, направленные на решение проектной задачи: поисковая и исследовательская работа по выбранным направлениям, сбор информации, решение промежуточных задач, анализ собранной информации.

Сбор материала и принципы работы с ним, сбор научных фактов требует выполнения некоторых определённых правил:

1. Записи наблюдений делаются в специальных журналах или в полевом дневнике безотлагательно.

2. Всякое исследование, по возможности документируется не только записями, но и вещественными образцами. Это могут быть гербарий, коллекции, фото или видео изображение.

3. Результаты каждого наблюдения, опыта или эксперимента должны быть воспроизводимыми, т.е. при повторении любого из проведенных экспериментов должны получиться сходные результаты.

4. Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования.

5. Оформление результатов исследования.

6.3. Классификация проектов

В настоящее время проекты классифицируют по тематике, по количеству участников проекта, по продолжительности, по охвату предметов, по виду продуктов.

По тематике проекты делятся на:

  • творческие;

  • информационные;

  • игровые или исследовательские.

По количеству участников проекта:

  • индивидуальные (личностные-проект, выполняемый одним учащимся);

  • парные (выполняется двумя учащимися);

  • групповые (проект, выполняемый группой (группами) учащихся).

По продолжительности проекты бывают:

  • краткосрочными (мини-проекты-один урок, несколько уроков);

  • средней продолжительности (от недели до года);

  • долгосрочными (годовые, например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

По охвату предметов:

  • монопроект (монопредметный- проект по одному учебному предмету);

  • межпредметный проект- проект, объединяющий несколько предметных областей);

  • свободный – то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения.

По форме продукта (проектный продукт):

1.Научные или учебные материалы: научный доклад, научная статья, отчёт об исследовательской экспедиции, анализ данных социологического опрос, словарь, тесты, учебное пособие

2. Публицистические материалы: настенная газета, школьная тиражная газета, журнал, заметка, интервью, обзор и др.

3. Творческий продукт: сборник стихотворений, литературный альманах, альбом с иллюстрациями, картина театральная постановка.

4. Мероприятие: экскурсия, праздник, соревнование, деловая игра, викторина КВН, выставка, пресс-конференция, литературное кафе.

5.Мультимедийный продукт: мультимедийная презентация, видеоклип, видеофильм, гипермедиа-сочинение (озвученное сочинение, проиллюстрированное видеофрагментами, изобразительно- музыкальными материалами) компьютерная графика, веб – сайт.

6.4. Виды проектов

  • По доминирующей деятельности учащихся в практике начальной школы используются следующие виды проектов:

  • исследовательские (направлены на решение практических задач, учащиеся проводят опыты, осуществляется исследовательский поиск, после чего результаты выполнения оформляются в виде какого-либо творческого конкретного полезного продукта (модели, газеты, картотеки опытов, альбомы, выставки детского дизайна и пр.);

  • творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Проекты предполагают подготовку какого-либо мероприятия: игры, состязания, викторины, экскурсии. После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например «Театральная неделя», «Любим сказки», «Мир природы»;

  • комплексные, например, «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий»;

  • индивидуальные, например, «Я и моя семья», «Генеалогическое древо»;

  • межпредметные (интегрированные);

  • информационные (учащиеся собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы, дополнительные источники. Результатом становится создание литературных произведений, видеофильмов);

  • практико-ориентированные (проекты направлены на сбор информации о каком-либо предмете, объекте или явлении из разных источников, а затем реализуют её. Например, проведение опроса школьников для публикации в школьной газете и т.п.);

  • ролево- игровые (создание спектакля, сценария; драматизация, игры).

6.5. Критерии оценивания проектных работ

1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.

2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли.

3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН.

4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта.

5. Степень осмысления использованной информации.

6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками.

7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы.

8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования.

9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности.

10. Владение рефлексией. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации.

11. Социальное и прикладное значение полученных результатов.

Глава 7. Проектная задача в начальной школе

Напомним, что термин «задача» имеет несколько значений, одно из которых трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С. И. Ожегова).

В образовательной практике используются разные типы задач:

• учебная;

• конкретно-практическая;

• исследовательская;

• творческая и др.

Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В.В. Давыдов). Как правило, учитель (через содержание программы) сам «ведет» класс к постановке и решению очередной учебной задачи, создавая ситуации, приводящие: тетей к выбору именно этой задачи. Учебная задача - всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому «с ходу» она не может быть: решена учащимися. Она - поисковая задача. Именно в результате поиска дети смогут решить эту задачу.

Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия и тем самым становится условием для постановки новой учебной задачи.

Творческая (олимпиадная) задача - это задача, не имеющая готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, как правило, спонтанно пытается найти его сам.

Как правило, этот способ решения не поддается алгоритмизации. Поэтому такие задачи обычно решает небольшой круг учащихся (обладающих нестандартным мышлением).

Практика современного образования показала, что вышеуказанных типов задач недостаточно для мониторинга результатов и эффектов обучения.

Что не могут сделать в обучении такие задачи, как учебная и конкретно­ практическая? Они не позволяют:

  • Научить самостоятельному выбору способа решения (проблемы) в ситуации, когда он не виден явно и однозначно из условия задачи. Как правило, способ решения либо лежит на поверхности, либо задается автором или учителем.

  • Стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто

  • (включая учителя) не знает до решения.

  • Содержательно мотивировать поиск решения в малой группе. Как правило, задачи, которые мы предлагаем решить детям на уроке, связываются с групповыми формами обучения, формами учебного сотрудничества.

  • Оценить возможности детей действовать в незнакомой, не стандартной ситуации

  • (отличие от творческой задачи), но с использованием известных способов действия.

  • Задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов.

А именно эти действия лежат в основе формирования новых образовательных результатов современной школы, вид задач - проектные задачи.

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Другими словами, проектная задача должна через систему или набор знаний (реперные точки) задать возможные «стратегии» своего решения.

Через опыт решения пробных задач на протяжении 5-6 первых лет обучение в школе, младшие школьники (без специального акцента) осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. В более старших классах целесообразно вместо использовать неупорядоченный набор: чтобы дети сами строили свою стратегию решения. А первом случае отдельные задания не вообще не выявляются явным образом изначально, самими учащимися. Такая форма проектной задачи наиболее приближена к собственно проекту.

Итак, проектная задача – это система (набор) знаний (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального (до этого – неизвестного) продукта.

Почему задачи такого типа получили название проектных? Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени.

При его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат.

Отличие проектной задачи от проекта лишь в том, что школьникам задаются все необходимые средства и материалы в виде системы (или набора) заданий, требуемые для их выполнения.

Какие педагогические эффекты имеют проектные, задачи?

  • Дают реальную возможность организовать взаимодействие (сотрудничество) детей, определяют место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.

  • Учат (без явного указания на это) проектировать через специально разработанные задания.

  • Позволяют посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, зашумлены, а иногда и требуют переконструирования.

В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).

  • Ставить и удерживать цели.

  • Планировать свою деятельность.

  • Моделировать (представлять способ действия в виде схемы - модели, выделяя все существенное и главное).

  • Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи.

  • Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.

Отличие проектной задачи от других типов задач (учебной, конкретно – практической):

  • наличие квазижизненной (модельной) ситуации, сочетающее в себе множество отдельных предметных заданий, которая побуждает учащегося на основе известных ему способов действия, по существу конструировать собственный новый способ действия;

  • имеет общий сюжет, задается реальные ситуации, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или не известных им способов действия;

  • состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;

  • двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);

  • неопределенность относительно способа решения и конкретного результата (отсутствия явной ориентации на неопределенную тему, области знания; результат, как правило, называемый конкретным числом, определенный, однозначным ответом и т.п.);

  • задания могут иметь определенные «шумы» (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задач. Значительный объем материал, включающий описание ситуации, которая может быть представлена как в виде единого текста, так и отдельных отрывков зашумленных сведениями, не относящимися к конкретной ситуации, отсутствие в описательной части всего объема необходимой информации, что требует самостоятельного обращения к дополнительным источникам, либо содержится в сопровождающей справочной информации;

  • отсутствие жестко определенного «ответа» вызывает необходимость использования и особых форм представления результатов решения задачи в виде различных текстовых, знаковых и графических средств, причем важно не просто владение перечисленными средствами, но и умение выбирать из них наиболее подходящий для описания результатов работы;

  • заключительное задание задачи может быть общей «сборки», позволяющей собрать вместе все то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание «ключевое», предмет общей оценки решения задачи).

Итог решения проектной задачи должен рассматриваться в двух аспектах.

  • Во-первых, это реальный «продукт» (текст, схема или макет, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть «оторван» от самой задачи и жить своей жизнью.

  • Во-вторых, это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей).

Как же устроена проектная задача, где ее место в образовательном процессе, как могут оцениваться ее результаты? Сформулируем основные этапы любого проекта и соответствующие действия, необходимые для ее реализации:

  • Анализ ситуации (надо ли ее разрешать?). Переформулирование ее в Проблему (в чем Проблема?)

  • Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей (почему именно этих ценностей будем придерживаться?)

  • Оценка необходимости восполнения дефицита. Формулирование принципов отбора целей (зачем двигаться в этом направлении?)

  • Быстрая и точная постановка (принятие) цели действия. Выработка критериев постановки и достижения цели (куда придем в итоге?)

  • Поиск средств, возможных путей решения - перевод Проблемы в Задачу.

  • Выбор средств решения проблемы (адекватных способов действий (что будем делать и каким будет результат?)

  • Решение проблемы (под решением понимается реальное продуктивное действие, а не только предложение выхода из сложившейся ситуации)

  • Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой (разрешили ли мы проблему?)

  • Представление окружающим полученного результата («продукта»).

Общая структура проектной задачи связана напрямую с общим способом разрешения проблемных ситуаций и, как правило, включает в себя в качестве основных этапов этап анализа, моделирования и синтеза.

Моделирование исходной ситуации позволяет провести анализ задачи и выделить в ней отдельные предметные составляющие задачи, что диктует выбор соответствующих средств и способов работы с этими составляющими. На этапе синтеза полученные результаты, касающиеся отдельных сторон рассматриваемой ситуации, объединяются в единый (цельный) «продукт». При этом нужно подчеркнуть, что на этапе синтеза вполне естественным является возврат к этапу анализа с целью коррекции полученных на этом этапе частных решений.

Итак, проектные задачи есть шаг к проектной деятельности в школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания - они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность опробовать их в квазиреальных (модельных) ситуациях. Осваивается реальная практика произвольного поведения: самоорганизация группы и каждого внутри нее, управление собственным поведением в групповой работе.

Чтобы включение системы проектных задач в образовательный процесс давало эффект, необходимы серьезные изменения в содержании и организации всего образовательного процесса (динамическое расписание, появление линии самостоятельной работы учащихся, другая система оценивания, разновозрастное сотрудничество, и др.).

Глава 8. Примеры проектных задач

Мною, совместно с моими одногруппниками, была разработана проектная задача для 2-ого – 3-его класса, охватывающая математику, литературу и технологию.

Паспорт проектной задачи.

Название проектной задачи

«В гости к сказке».

Тип проектной задачи

Метапредметная (математика, литература, технология).

Место проектной задачи

2-3 класс.

Дидактические цели

1. Создание условия для группового взаимодействия при решении проектной задачи, развивая у учеников умения и навыки самостоятельной и групповой работы.

2. Развитие умения анализировать материал, использовать знания в нестандартных ситуациях.

3. Развитие рефлексивных и творческих способностей учащихся.

4. Создание рецепта блинов.

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача

Предметные:

Литература: работают с текстом; находят необходимую информацию в тексте.

Математика: решают задачи: цена, количество, стоимость; решают задачи одновременного встречного движения двух объектов; решают задачи в несколько действий; выполняют действие с величинами; решают задачи в одно действие; находят ошибки в решении задач.

Технология: оформляют рецепт блинов в виде аппликации.

Метапредметные:

Познавательные: выполняют логические операции: анализ, синтез; осуществляют поиск необходимой информации, необходимая для решения задачи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, перенося навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других; принимают чужую точку зрения, представляют и аргументируют свою

Личностные:

Применяют умение оценивать собственные действия в совместной деятельности.

Планируемый педагогический результат

Умения, работая в группе, создать конечный результат: рецепт блинов.

Критерии оценивания

При подведении итогов работы оценивается:

-владение необходимым предметным материалом,

-правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом,

-умение действовать согласно инструкции,

-выполнять самооценку своих действий.


Сценарий проектной задачи.

Маша пришла к Мише в гости и захотела подмести полы. Но отвлеклась на зайчонка, который воровал морковку в огороде и случайно разбила любимую Мишкину вазу.

















Рассердился Мишка. "Ну прости меня пожалуйста" умоляла Маша. Миша смягчился и сказал: "Я прощу тебя, если испечешь мне блины по бабушкиному рецепту". "Но я не знаю рецепта"- ответила Маша. "Я дам тебе рецепт, но для этого тебе придётся помочь моему племяннику решить домашнюю работу". Ответами всех заданий и будет являться рецепт блинов.

Чтобы узнать, сколько мл молока тебе потребуется для приготовления блинов, необходимо решить задачу:

1) На рынке Мишка купил 20 пакетов молока для себя и своих друзей. За один пакет молока Мишка заплатил 25 рублей. Сколько рублей потратит Мишка на всю покупку?

Тебе уже известно сколько мл молока тебе нужно, чтобы приготовить блины. Но неизвестно, сколько потребуется яиц.

  1. Р асстояние между домом Мишки и его лучшим другом Тигром 90 км. Одновременно навстречу друг к другу Мишка и Тигр вышли из своих домов. Сколько часов им понадобиться чтоб встретиться, если скорость первого 20км/ч, а второго 25 км/ч.













Решив данное задание, ты узнаешь, сколько г муки тебе потребуется в рецепт.

3) Мишка хочет позавтракать в кафе. Меню показано на рисунке. Мишка выбрал салат, блины и коктейль и отдал продавцу 500 сумов. Сколько сумов сдачи он должен получить?

4) Совсем пригорюнился панда, не может решить числовое выражение.

1км- 998м= _______ м

Теперь ты знаешь, сколько столовых ложек масла потребуется, чтобы испечь блины.



Все любят сладкие блины! Но сколько чайных ложек сахара потребуется в рецепт блинов? Реши задание и узнаешь!

5) Добираясь в гости к медведю Маша, Заяц и Волк вместе проехали 3 км. Сколько км проехал каждый из них?



Ты почти собрал весь рецепт блинов. Рассмотри внимательно решение задачи. Узнав, сколько ошибок в решении задачи, ты поймешь, сколько щепоток соли потребуется для рецепта блинов.

6) Маша испекла пирожки. За 20 минут она пекла 4 пирожка. Сколько пирожков она испекла за 40 минут?

Решение:
1) 20:4=5 (мин) - пекла 1 пирожок

2) 40·5=8 (п)

Ответ: 8 пирожков Маша испекла за 40 минут.

Отлично!!! Ты помог Маше узнать рецепт приготовления блинов. Но вот проблема, Маша забыла все ингредиенты. Помоги Маше составить рецепт, чтобы она пошла печь блины. Для этого возьми альбомный лист и фломастеры (можно и цветные карандаши). Ты можешь использовать все иллюстрации, которые находятся на данных листах.

Данные иллюстрации помогут создать тебе свой рецепт:

Заключение

Проектно- исследовательская деятельность указывает на преимущества применения данного метода в образовательном и воспитательном процессе: работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся. Успешные, способные учащиеся при выполнении проектов могут проявить свои познавательные и творческие способности. Проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом, заинтересовавшись какой-то проблемой, и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях, часто повышают самооценку, на деле почувствовав себя нужными и значимыми; работа над проектами стимулирует познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам, сплачивает коллектив.

Главный педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения. Организуя проектную деятельность младших школьников в ходе индивидуальной работы, групповой работы и в ходе массовых мероприятий мы воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин. Наблюдения за учащимися показали, что от занятия к занятию растёт самостоятельность детей в проведении исследований, в основании проблем, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в проектную деятельность способствует формированию у учащихся обще - учебных умений и навыков. Это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни.

Список используемой литературы

1. ФГОС НОО. Требования к результатам освоения программы начального общего образования, 2021 – с.17

2. Мартынова А.В., Салаватова А.М. Основы исследовательской деятельности студентов в определениях, таблицах и схемах. Учебно-методические пособие. [Электронный ресурс] https://nvsu.ru/ru/Intellekt/2281/Martynova,_Salavatova_Osnovy_issled_deyat-ti_stud_UMP_2020.pdf – с.9

3. Зубова О.А. Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС НОО (из опыта работы). Статья «Исследовательская работа в начальной школе».

4. Малиновская Е.А. Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся.

5. Водневская П.С. Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы». [Электронный ресурс] https://multiurok.ru/files/metodicheskie-rekomendatsii-organizatsiia-proekt-2.html .

6. Методические рекомендации к написанию исследовательской работы. Неудачные формулировки темы. [Электронный ресурс] https://poisk-ru.ru/s12589t10.html .

7. Результаты исследований [Электронный ресурс] https://studfile.net/preview/5403915/page:76/ – с.76

8. Савенкова А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников». [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/04/12/metodicheskie-rekomendatsii-kak .

9. Комарова Л.В. Методическое пособие «Проектная деятельность в начальной школе» (в условиях реализации ФГОС). [Электронный ресурс] https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-proektnaya-deyatelnost-v-nachalnoj-shkole-v-usloviyah-realizacii-fgos-4498509.html .

10. Методические рекомендации для практических и самостоятельных работ. МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов. По специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!