СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация профориентационной работы в организациях дополнительного образования"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, педагогов-психологов в организациях дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация профориентационной работы в организациях дополнительного образования"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр технологического образования и детского технического творчества»

г. Белгорода

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ



«Организация профориентационной работы

в организациях дополнительного образования»







Составитель: педагог-психолог

Носова О.В.











Белгород, 2019

Аннотация

Современные тенденции в сфере образования обуславливают изменения воспитательных ориентиров в системе профессиональной ориентации подрастающего поколения. В условиях модернизации и инновационного развития российского общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Особая роль в успешном решении этой проблемы отводится системе дополнительного образования, которое является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Для успешной реализации профориентационных задач необходим научно-обоснованный подход к организации процесса профессиональной ориентации учащихся, учитывающий специфику организаций дополнительного образования, изменяющиеся социально-экономические условия, индивидуально-личностные особенности детей, особенности образовательного процесса в данных организациях. Образовательный процесс в организациях дополнительного образования носит личностно-ориентированный характер, что делает проблему разработки концепции профессиональной ориентации детей в организациях дополнительного образования актуальной.

Отсюда, одной из задач организаций дополнительного образования должна стоять задача по формированию готовности совершить осознанный выбор профессии его выпускниками, формирование у них качеств, которые позволят им быть востребованными на рынке труда, прежде всего, региона. Решая эту задачу, организации дополнительного образования реализуют свою гуманистическую функцию, помогая молодым людям осуществлять социальное и профессиональное самоопределение.

Данные методические рекомендации предназначены для повышения эффективности профориентационной работы в организациях дополнительного образования и сформированы в результате изучения опыта работы образовательных организаций страны и региона.

В ходе работы были учтены положительные стороны и недостатки проводимой работы в образовательных организациях различного типа, и предложено применение эффективных технологий по основным направлениям профессиональной работы: информационно-просветительскому; диагностическому; консультационному; обучающему (формирующему/развивающему).

Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, педагогов-психологов в организациях дополнительного образования.

Пояснительная записка

«Реальностью ХХI века становится не просто смена профессий в течение жизни, а комбинирование своей, индивидуальной «профессии» из мозаики компетенций. Одно из предположений об изменении роли профессиональной ориентации в ближайшие годы заключается в том, что для значительной части людей не так важно будет найти свою нишу на рынке труда, сколько уметь сконструировать свой собственный профессиональный маршрут». Чистякова С.Н.

Реформы, происходящие в российском обществе, предъявляют все новые и новые требования к системе образования: необходимо не только эффективно организовать образовательный процесс и дать знания, но и подготовить подрастающее поколение к жизни и профессиональной работе в новых социально-экономических условиях. В связи с этим в системе образования заметно усиливаются процессы реорганизации – внедрение образовательных стандартов нового поколения, изменение структуры и спектра профессий и специальностей, появление альтернативных образовательных учреждений. Однако при этом, как и раньше, больше внимания уделяется получению академических знаний и значительно меньше – овладению практическими навыками работы в условиях изменяющейся экономики.

Выбор профессии – наиболее важное решение, которое нужно принять выпускникам. Изменение ситуации в пользу молодого поколения во многом зависит от своевременности формирования мотивации и систематической работы по профориентации, которую необходимо целенаправленно и планомерно вести еще со ступени дошкольного образования, постепенно включая в эту работу систему общего и дополнительного образования детей.

Значимость профориентации как системы мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов при выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка сегодня определяется целым рядом нормативно-правовых актов.

Так, Федеральный государственный образовательный стандарт определяет место профориентации в образовательном процессе как систему урочной и внеурочной деятельности по предмету (в части основной образовательной программы) а также внеклассной и внешкольной деятельности (социальное, общеинтеллектуальное направление развития).

Правительством Российской Федерации (Поручение от 19 марта 2012 г. (№ АЖ-П12-1623), письмом Минобрнауки РФ «О комплексе мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования» от 19 июля 2011 г. № МОН-П-1968, ФГОС) указано на необходимость подготовки каждого обучающегося образовательного учреждения как самоопределяющейся личности к самостоятельному, осознанному выбору профессии и построению карьеры в меняющихся социальных условиях.

«Решение этой проблемы становится актуальной задачей и важнейшим условием не только совершенствования самой профориентационной работы, но и совершенствованием всей кадровой политики государства… Это предполагает постепенное перемещение акцентов в профориентационной работе от констатирующе-рекомендательных вариантов помощи к активизации самих школьников и формирования у них умения ориентироваться в разнообразных ситуациях выбора и принимать ответственные решения.

Соответственно, это возможно лишь при соблюдении следующих условий:

- увеличение времени на психолого-педагогическую поддержку самоопределяющимся школьникам (переход от одноразовой, эпизодической помощи к планомерной);

- создание организационных условий для такой работы (к системной и комплексной работе);

- специальную подготовку педагогов, способных работать по разным направлениям, с разными категориями обучающихся и с использованием разных методов);

- изменение самого отношения к профориентации (осознание ее реальной важности)» [7].

В ФЗ-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании», в статье 14, говорится о содержании образования, которое «является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации…». Отсюда следует, что профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением.

Демократические реформы привели к усилению внимания к вопросам профессиональной ориентации в организациях дополнительного образования детей. Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным особенностям человека. Рыночные отношения меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм и ответственность.

Дополнительное образование усиливает вариативную составляющую общего образования как сфера свободного самоопределения личности за счет реализации вариативных и дифференцированных образовательных программ, удовлетворяющих различные по мотивам и содержанию образовательные потребности заказчиков, которыми являются дети и их родители. К числу ведущих видов потребностей следует отнести:

  • творческие потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности;

  • познавательные потребности, определяемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и в области выходящих за рамки программы школьного образования;

  • коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами;

  • компенсаторные потребности детей, вызванные желанием за счет дополнительных знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения;

  • профориентированные прагматические потребности школьников, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку;

  • досуговые потребности детей различных возрастных категорий, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени.

Таким образом, дополнительное образование не только существенно расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых, оно обеспечивает возможность успеха в избранной сфере и тем самым способствует развитию качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности; оно создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей.

Для организации результативной работы по профориентации в организацияхдополнительного образования необходимо создать условия для профессионального самоопределения школьников, так как именно здесь закладываются основы профессионального развития личности и создаются предпосылки для её успешного профессионального становления. Само определение понятия «дополнительное образование» звучит как сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно, оно выступает как необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании и в ранней профессиональной ориентации.

Качество профориентационной работы можно обеспечить только при условии подготовленности кадров, понимания важности роли профориентации в жизни человека, сформированности культуры его профессионального самоопределения. Эффективность профориентации повышается, когда она проводится квалифицированными работниками (педагогами-психологами, библиотекарями, педагогами дополнительного образования, педагогами-организаторами и др.) со всеми категориями обучающихся: со здоровыми детьми и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, с одаренными и детьми, имеющими комплекс трудностей в обучении. Кроме того, участвовать в такой работе должны и специально подготовленные работники различных отраслей: образования, труда и занятости, консультанты служб занятости, а также непосредственные работодатели.

Цели и задачи профориентационной работы.

Профессиональная ориентация, результатом которой является социально-профессиональное самоопределение, трактуется как система равноправного взаимодействия личности и общества (различные социальные институты, ответственные за решение данной проблемы) на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая его личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Смысл дополнительного образования в том, что дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. Этот выбор помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.

Профориентация в организациях дополнительного образования реализуется через учебно-воспитательный процесс в детских объединениях, внеурочную работу с учащимися.

Цели профориентационной работы:

  • оказание эффективной профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;

  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

  • формирование у школьников внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного)

Задачи профориентационной работы:

  • развивать и формировать профессиональную осведомлённость в мире профессий, уважительное отношение к профессиональной деятельности;

  • развивать и формировать профессиональную направленность;

  • развивать и формировать профессиональное сознание, умение разрабатывать и осуществлять образовательные и профессиональные планы;

  • развивать и формировать культуру профессионального самоопределения.

Основные аспекты профориентационной работы

Социальный аспект - заключается в формировании ценностных ориентаций у обучающихся детских объединений в профессиональном самоопределении, где главным является изучение требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии учащимися в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект - состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Пять основных принципов, определяющих актуальный подход к профориентации:

1. Уникальность индивидуальной карьеры. Отсутствие единых для всех людей целей карьеры. Профессиональный путь любого человека уникален и современная трудовая жизнь в целом неспособна к постановке нормативных задач развития. Ключевые, поворотные для человека события жизни должны рассматриваться как уникальные.

2. Каждая карьера имеет свои стадии профессионального развития. Профессиональный путь представляет собой систему микрорешений через которые индивид на разных этапах своей жизни формирует свое будущее. Постоянная необходимость переобучения и получения дополнительного образования подрывает представление об универсальной стадиальности профессионального развития.

3. Карьеру можно конструировать. Профессиональное развитие является итогом изучения и нового толкования индивидом своей жизни; обогащения опыта и придания жизни новых значений.

4. Профессиональное развитие как субъективная интерпретация. Успех или неудача в карьере это только представление отдельного человека и нет никаких объективных параметров оценки этого успеха, существует только субъективное мнение.

5. Влияние на карьеру индивида исторических, культурных и социальных факторов.

С учетом психологических и возрастных особенностей обучающихся детских объединений можно выделить следующие этапы профориентационной работы:

7-10 лет: формирование у детей ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической направленности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

11-14 лет: развитие у подростков личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

15-16 лет: уточнение образовательного запроса; групповое и индивидуальное консультирование педагога-психолога с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профессии; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

16-18 лет: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Структура деятельности педагогического коллектива по проведению

профориентационной работы в организации дополнительного образования

Функции ответственных за профориентационную работу в образовательной организации:

Заместитель директора:

  • выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения учащихся с целью согласования и координации их деятельности;

  • поддержание связей образовательной организации с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся;

  • планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой образовательной организации;

  • осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению;

  • проведение педагогических советов, методических семинаров по проблеме профессионального самоопределения учащихся;

  • организация участия одаренных детей в конкурсах, олимпиадах, выставках разного уровня;

  • организация системы повышения квалификации педагогического коллектива по проблеме самоопределения учащихся;

  • осуществление контролирующих функций работы педагогического коллектива по проблеме профессионального самоопределения учащихся;


Педагог дополнительного образования:

  • составляет для своих групп планы педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников в соответствии с возрастными особенностями и потребностями в профессиональном самоопределении;

  • организует индивидуальные и групповые профориентационные занятия;

  • обеспечивает профориентационную направленность занятий, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

  • способствует развитию познавательного интереса, творческой направленности личности учащихся, используют разнообразные методы и средства: проектную деятельность, игровые методы и др.;

  • ведет педагогические наблюдения за развитием склонностей учащихся;

  • помогает учащимся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственное портфолио;

  • при сотрудничестве с методистами организует тематические профориентационные экскурсии или встречи и т.п.;

  • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками с рассказами о своей профессии, привлекает их для организации работы детского объединения;

Зав. библиотекой:

  • регулярно подбирает литературу для педагогов и учащихся по выбору профессии и профориентационной работе;

  • изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии;

  • организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

  • регулярно устраивает выставки литературы и библиотечные уроки о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.)

Педагог-психолог:

  • проводит психодиагностические исследования профессиональных интересов и склонностей учащихся детских объединений;

  • осуществляет мониторинг готовности учащихся к профессиональному самоопределению через тестирование учащихся;

  • проводит занятия с учащимися по профориентации;

  • осуществляет психологическое просвещение родителей и педагогов на тему выбора профессии;

  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

  • оказывает помощь педагогу дополнительного образования в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;

  • создает базу данных по профдиагностике.

Направления и формы работы.

Профориентационная работа в организации дополнительного образования может строиться по следующим основным направлениям:

  • Информационно-просветительское;

  • Диагностическое;

  • Консультационное;

  • Обучающее (формирующее).

Информационно-просветительское направление

Это направление включает в себя работу по ознакомлению с миром профессий через изучение профессиограмм — кратких описаний профессий, справочной литературы, информационно-посиковые системы, профессиональную рекламу и агитацию, экскурсии, встречи со специалистами, познавательные и просветительские лекции, профориентационные уроки, учебные фильмы и видеофильмы, использование СМИ, различные ярмарки профессий и их модификации и т.п.

Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий, что поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный профессиональный выбор. Информационно-просветительская работа должна проводиться с использованием новейших информационных технологий. Учащиеся получают сведения о мире профессий и рынке труда из периодических изданий и специальной научной литературы с использованием Интернет-ресурсов и новейших компьютерных технологий.

Диагностическое направление.

Это направление реализуется в 2-х планах:

  • самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);

  • оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.

В идеале это помощь в самопознании. Включает: беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам), открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов), опросники профессиональной мотивации, опросники профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, наблюдение, сбор косвенной информации, психофизиологические обследования, профессиональные пробы, использование различных игровых и тренинговых ситуаций, и т.д.

С целью получения эффективной работы в диагностическом направлении используются возможности глобальных телекоммуникационных сетей. Это позволяет ребенку прибегнуть к поиску информации как в электронных библиотеках и базах данных учреждений СПО и ВПО, так и сделать запрос по электронной почте, пройти компьютерное тестирование своих возможностей, интересов и наклонностей, определить наиболее интересные именно ему профессии и получить подробную информацию о них. Последующая индивидуальная консультация у психолога по вопросам профессионального самоопределения учащегося позволяет соотнести выбранную профессию со своими возможностями и определить место предпочитаемых профессий на рынке труда.

После анализа специалистами существующих инструментов профориентации, к применению были рекомендованы следующие сборники тестов и актуальные инструменты по профориентации:

  1. Столяренко Л.Д. «Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях» М.: Феникс 2005 г.;

  2. Аркадьев А.А. Тесты по профориентации для учащихся. Самый полный сборник тестов. М.: Школа 2008г.;

  3. Козловский О.В. Выбор профессии. Методики, тесты, рекомендации. М. Феникс, 2006 г.

  4. Барретт Дж. Выбор профессии. Тесты способностей М. АСТ, 2007 г.;

  5. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профориентации. М.: Феникс, 2006 г. и др.

Автор

Методика

Бендюков Михаил Александрович, кандидат психологических  наук, зав. Кафедрой социальной психологии Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов.

1. Анкета ориентации «Я хочу, я могу»,

2. Тест «Незаконченное предложение»,

3. Проективная методика «Мой жизненный путь».

Последняя методика используется как со школьниками, так и со студентами при построении траектории карьерного развития.

Савченко Игорь Анатольевич, кандидат психологических наук, директор Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков г. Москвы.

1. «Формула профессии»,

2. Программа по профориентации, состоящая из нескольких уроков. Использует в работе метод символ-драмы, ролевые игры, игровые упражнения.

Пряжникова Елена Юрьевна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры Педагогической психологии Московского Городского Психолого-педагогического Университета.

1. Активизирующий опросник «Перекресток»,

2. Опросник «За и против», состоящий из 3 частей,

3. Тест «Будь готов»,

4. Активизирующая профориентационная игра «Древо профессий-ХХI век».

Резапкина Галина Владимировна, психолог, тренер, консультант по проблемам профессионального самоопределения

1. Видеокурс «Время выбирать профессию»,

2. Матрица выбора профессии.

Пряжников Николай Сергеевич, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор МГУ

1. Карточная игра «Профессьянс»,

2. Карточная игра «Или-или»,

3. «Формула профессии».

Консультационное направление - подразумевает содействие выбору школьника. Это содействие основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировоззрения. Консультация по профессиональной ориентации подразумевает наличие запроса школьника.

В широком смысле слово «профконсультация» - это система оказания действенной помощи в профессиональном самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.

Можно выделить 3 этапа в работе по профконсультации:

1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода обучения.

2. Цель завершающей профконсультации - оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в 9-11 классах профессионально проводят специалисты-профконсультанты совместно с педагогами.

3. Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки образовальной организации и осуществляется в организациях СПО, ВПО на предприятиях и т.п.

На каждом из этих этапов консультация носит разный характер. На первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии немыслима без развития самооценки и положительных качеств личности. При этом консультация, прежде всего, носит развивающий характер. Если у ученика уже сложились интересы, отвечающие его способностям, то задача педагога, педагога-психолога состоит в том, чтобы направлять его деятельность.

На втором этапе консультация носит рекомендательный характер и решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация учащихся о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства.

Для проведения психолого-педагогической консультации используют данные предварительной диагностики личности школьников.

Третий этап консультации связан с поступлением ученика в учреждение СПО или ВПО или непосредственно на работу. Его можно назвать еще формирующим, ибо основная задача на этом этапе - помочь молодому человеку утвердиться в профессиональном выборе.

Обучающее (или формирующее) направление:

В ходе работы в этом направлении учащийся должен получить ряд определенных компетенций:

  • умение анализировать мир профессий;

  • умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора;

  • владение стратегиями поиска путей профессиональной самореализации и поиска работы.

На специально организованных занятиях учащиеся обучаются компетенции в области профессионального выбора как общей социальной компетенции. В рамках этого направления можно проводить специальные личностно-ориентированные занятия с детьми, направленные на активизацию личности школьника в области профессионального самоопределения.

При использовании новых компьютерных технологий в обучающем направлении можно работать с моделями реальных объектов, связанных с деятельностью различных систем. Например, для получения информации о предприятиях, о профессиях можно использовать информационную модель, исходя из имеющихся баз данных. Создание электронной презентации своей будущей профессии - это мощный ресурс для осознанного выбора будущей специальности.

При этом в данной системе работы особое внимание должно уделяться субъектным отношениям с детьми. Учащийся должен рассматриваться не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути, т.к. именно в условиях психологического самоизучения формируется образ «Я» в единстве основных его составляющих: когнитивной, эмоциональной и регуляторной. По мнению С.Н. Чистяковой, «целью профориентации учащихся является формирование у них устойчивых мотивов самореализации в профессиональной деятельности с учетом общественных интересов и требований рынка труда».

Как инновационные формы профориентации в организациях дополнительного образования рекомендуется использовать профессиональные пробы, профориентационные кластеры, сети, ярмарки, фестивали, форумы, выставки, конкурсы, страницы по профориентации на сайтах учреждений, электронные библиотеки и др.

Теория в профориентационной работе с учащимися должна сводиться к минимуму, и процесс необходимо организовывать так, чтобы важные теоретические положения осознавались во время практических занятий. Например, такой "неактивный" метод, как лекция, можно успешно преобразовать в дискуссию с использованием ТСО, например, мультимедийных средств передачи информации. При проведении внеурочных мероприятий желательно использовать методы, потенциал которых, довольно высок, даже при работе с пассивными аудиториями. Это профориентационные игры с группой, профориентационные игровые упражнения и моделирование микроситуаций, карточные профконсультационные методики и т.п.

Оценка эффективности профориентации учащихся детских объединений

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся следующие критерии:

  1. Достаточный уровень знаний у учащихся о профессии и путях ее получения.

Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии ребенок не сможет сделать обоснованного выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является чёткое представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

  1. Формирование обоснованности выбора профессии.

Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это проявляемая учащимся активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.

  1. Формирование понятия о значимости труда.

Результативным критерием является уверенность учащегося в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.

  1. Самопознание школьника.

В качестве данного критерия можно определить степень самопознания обучающегося. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист (психолог, профконсультант) может дать ребенку достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.

  1. Наличие обоснованного профессионального плана.

Этот критерий может быть наиболее успешно сформирован при формировании первых 4-х критериев. При положительном результате проведённой работы учащийся к определенному возрасту, должен быть готов к профессиональному выбору. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы.

  1. Определение профессионально важных качеств

Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности - профессионально важные качества.

Заключение

Актуальность профориентационной работы в организациях дополнительного образования, очевидна, так как она существенно расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых, она обеспечивает возможность успеха в избранной сфере и тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности; оно создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей.

Правильный выбор профессии важен не только с позиции жизненных планов ребенка, подростка, но и с позиции развития общества в целом. Профессиональное самоопределение не заканчивается поступлением в учреждения системы СПО или ВПО, а длится всю жизнь. Путем проб и ошибок, человек реализует себя, свои трудовые навыки и планы. Вступая в трудовую деятельность, продолжает искать себя, порой кардинально меняя все и даже профессию. У детей прошедших через дополнительное образование увеличивается возможность сделать безошибочный выбор. Система дополнительного образования создает условия для самореализации, самопознания, самоопределения позволяя ребенку, подростку определиться личностно, социально и профессионально.

Данные методические рекомендации по организации профориентационной работы в организации дополнительного образования следует рассматривать как примерные. Такая работа может быть скорректирована с учетом специфики работы каждой конкретной организации дополнительного образования.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Методические рекомендации педагогу дополнительного образования

по организации профориентационной работы

Основная функция профориентации как социально-педагогической системы – формирование готовности обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей к профессиональному самоопределению в определенной сфере труда с учетом их интересов, склонностей, желаний, психофизических возможностей и потребностей рынка труда.

Процесс профессиональной ориентации обучающихся в системе дополнительного образования включает в себя следующие компоненты: целевой, мотивационный, информационный, деятельностный, творческий, диагностический.

1. Целевой компонент представляет собой осознание педагогами и принятие обучающимися цели и задач профориентации на определенном этапе профессионального самоопределения растущего человека.

В педагогических исследованиях (В. А. Поляков, С. Н. Чистякова) определяются особенности деятельности учащихся разного возраста в процессе профессиональной ориентации в общеобразовательной школе.

Выделяются 3 основные этапа профориентации обучающихся в системе дополнительного образования: подготовительный, формирующий и заключительный этап. Согласно выделенным этапам определяются цели и задачи профориентации на каждом из них.

Подготовительный этап (7-11 лет):

Цель: формирование у обучающихся основ выбора профессии, положительных мотивов трудовой деятельности, первоначального интереса к каким-либо профессиям.

Задачи:

    • развивать потребности учащихся в учебной, трудовой деятельности;

    • ознакомить детей с профессиями в соответствии с возрастными особенностями;

    • добиваться овладения ими некоторыми доступными видами труда по разным профессиям, формировать интерес к ним.

Формирующий этап (12-14 лет):

Цель: формирование у подростков профессиональной направленности на определенную профессию или группу профессий по профилю кружка.

Задачи:

    • формирование у обучающихся установки на необходимость правильного выбора профессии;

    • целенаправленное ознакомление обучающихся с профессиями по профилю кружка, в которых в настоящее время испытывает потребность данный экономический регион;

    • развитие интереса у обучающихся к профессиям по профилю кружка;

    • углубление знаний о видах, классах и типах профессий;

    • совершенствование у обучающихся практических умений и трудовых навыков, проведение профессиональных проб по профилю работы кружка.

Заключительный этап (15-18 лет):

Цель: формирование у обучающихся профессионального самосознания, т.е. умения соотнести свои профессиональные предпочтения со своими возможностями и потребностями рынка труда.

Задачи заключительного этапа:

    • формирование у обучающихся отношения к себе как субъекту профессионального самоопределения;

    • ознакомление учащихся с основами выбора профессии;

    • информирование учащихся о профессиональных учебных заведениях региона, где можно получить профессии, связанные с профилем работы кружка;

    • развитие у обучающихся профессионально важных качеств, необходимых для овладения избираемой сферой труда;

    • проведение профессиональных проб по профилю работы кружка;

    • вооружение учащихся профессиональными знаниями и умениями в определенной профессии, способами адаптации к трудовому коллективу, его нормам и ценностям;

    • содействие в составлении личного профессионального плана обучающегося.

В конкретном детском объединении цель и задачи профориентации определяются на основе требований образовательной программы дополнительного образования, учета особенностей данной группы обучающихся, уровня подготовленности, образованности, воспитанности и развитости обучающихся, а также с учетом возможностей самого педагога, оборудования кабинета и др.

2. Мотивационный компонент предполагает осуществление педагогом дополнительного образования системы мер по активизации процесса профессионального самоопределения обучающихся, по формированию у них потребности в подготовке к выбору будущей профессии. При этом активизация должна обеспечивать развитие у обучающихся положительных мотивов выбора профессии.

3. Информационный компонент определяется в соответствии с целевыми установками на каждом этапе профессиональной ориентации. Согласно концепции профессионального самоопределения учащихся (А. Я. Журкина, В. А. Поляков, С. Н. Чистякова и др.) данный компонент должен включать: информацию о профессиях по профилю работы кружка и трудовом процессе, основываясь на интересе к определенному виду деятельности; сведения о профессиях, пользующихся спросом в конкретном регионе, о способах получения интересующей профессии, профессиональных учебных заведениях, информацию для получения школьниками знаний о себе, своих способностях и возможностях («Образ – Я»); об основах выбора профессии, о значении и приемах составления личного профессионального плана.

Содержание отдельных занятий конкретизируется педагогом дополнительного образования с учетом образовательной программы дополнительного образования, уровня подготовленности, интересов обучающихся.

4. Деятельностный компонент включает в себя формирование у школьников как общетрудовых, так и специальных знаний, умений и навыков в интересующей их профессиональной деятельности, осуществление профессиональных проб по профилю работы кружка исходя из материально‐технических возможностей кружка и подготовки педагога.

5. Творческий компонент подразумевает овладение обучающимися элементами творческой деятельности в процессе практической работы и т.д.

6. Диагностический компонент предполагает одновременное осуществление контроля над ходом решения профориентационных задач со стороны педагога и самоконтроля обучающихся за правильностью выполнения учебных операций, динамикой профессионально важных личностных качеств и т.д. Контроль подразумевает наличие методик диагностики промежуточных и конечных результатов профориентационной деятельности. Самоконтроль протекает в виде сравнения обучающимися результатов тестов, устных или практических работ на разных этапах дополнительного образования. Контроль и самоконтроль обеспечивает функционирование обратной связи в профориентационном процессе – получение педагогом информации о направленности профессиональных интересов и склонностей обучающихся, их самооценке, готовности к выбору профессии и т.д.

В процессе профориентационной работы с обучающимися, педагог дополнительного образования может использовать такие формы работы как:

  1. Экскурсии профориентационной направленности;

  2. Профориентационные встречи со специалистами различных профессий;

  3. Работа с родителями по профориентационной тематике;

  4. Диалоги о профориентации;

  5. Часы профориентации;

  6. Мастер-классы с представителями СПО и ВПО;

  7. Посещение с учащимися ярмарок, фестивалей, парадов профессий;

  8. Посещение «Дней открытых дверей»

Организация деятельности организации дополнительного образования с учетом данных компонентов процесса профессиональной ориентации предполагает практическую реализацию идей личностного подхода в ходе оказания педагогической поддержки растущему человеку в процессе его профессионального самоопределения.

Приложение 2 Методические рекомендации по организации профориентации детей с ОВЗ

Для обеспечения независимой и продуктивной жизни в социуме человека необходимо включить в целенаправленный процесс социализации, одним из важнейших институтов которой является система образования. Профессиональная ориентация школьников решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу её профессионального самоопределения. В контексте рассмотрения проблемы самоопределения особое значение представляют вопросы, связанные с изучением проблемы профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе решения проблемы сознательного выбора профессии лицами с ОВЗ, следует иметь в виду необходимость разработки комплексного подхода к профориентационной работе, одним из важнейших аспектов которого является подбор и модификация методического инструментария с учетом индивидуальных особенностей здоровья.

Важнейшим направлением социализации лиц с ОВЗ является подготовка подростков к сознательному выбору профессии. Готовность к сознательному выбору профессии определяется информированностью подростков о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества, знанием путей приобретения той или иной профессии и требований, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей, и, наконец, умением правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью

Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей

Не менее важна для решения вопроса о профессиональном будущем каждого подростка диагностика способностей, личностных особенностей, интересов и склонностей, которые зависят как от условий воспитания и обучения, так и от природных задатков. Подбор методического инструментария с учетом специфики лиц с ОВЗ позволяет дать более точную оценку актуального состояния учащегося, благодаря чему с ним строится дальнейшая индивидуальная и/или групповая работа

Современный подход к профориентации подразумевает согласованную работу многих социальных институтов: школа, различные центры (медико-социально-психологические, центры занятости, центры профориентации молодежи и др.), учреждения дополнительного образования, профессиональные учебные заведения, общественные организации, правоохранительные органы (работающие с молодежью), средства массовой информации и т.п. Учитывая большую включенность различных организаций, необходима грамотная координация этой работы.

Приложение 3

Специфика профориентационной работы с детьми и подростками,

имеющими ОВЗ

Особенности профессионального консультирования подростков с ОВЗ определяются разными объективными и субъективными факторами.

1. Основным из них является неоднородность выделяемых групп подростков по принципу ОВЗ, характеризуемых специфическими психологическими, познавательными, эмоциональными, волевыми процессами, особенностями личностного развития, межличностных отношений и общения.

Таким образом, в профессиональном консультировании должен реализовываться строгий индивидуальный и личностно-ориентированный подходы, преобладание индивидуальных форм работы над групповым. Профориентационной работе должно предшествовать ознакомление с результатами психодиагностики и медицинскими документами, имеющимися в личном деле подростка, а также учитываться специфика его основного нарушения.

2. Биологическое неблагополучие, являясь предпосылкой нарушения взаимодействия с окружающим миром, может обуславливать возникновение отклонений в психическом развитии.

3. Диапазон различий в развитии детей и подростков с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От детей, способных при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории

Все эти особенности осложняют профориентационную работу с данными группами. Сложности возникают и на этапе подбора методического инструментария для диагностики, так и при подборе сферы профессионального самоопределения.

Специалистами признается, что профоконсультирование и профориентация для подростков с ОВЗ имеет свою специфику, но разработка современных моделей профессионального самоопределения молодых людей с ОВЗ началась только в последнее время и представлена весьма схематично.

В профессиональном консультировании подростков с ОВЗ структурно включаются следующие виды работы:

1. анализ результатов медико-психологического обследования (в связи с наличием у подростков на основе главного дефекта в развитии различных нарушений в психическом здоровье);

2. психолого-педагогическое обследование (поскольку в процессе обучения, воспитания, развития у этих детей возникают специфические трудности).

3. социально-психологическое консультирование, помогающее подростку с ОВЗ включаться как в малые группы, так и быть принятым в более широкое социальное окружение;

Необходимым условием консультирования подростков с ОВЗ является их желание консультироваться – получать помощь в разрешении вопросов (затруднений), обусловленных психологическими причинами, а также готовность принять ответственность за свое профессиональное будущее. Границы этой ответственности у подростков с ОВЗ варьируют от высокой активности и самостоятельности, когда подросток действительно является хозяином собственной жизни и сам стремится искать выход из затруднительных ситуаций, до высокой инфантильности и зависимости от других. И поскольку инфантильность является распространенной чертой подростков с ОВЗ, в ходе профессионального консультирования необходимо предпринимать специальные действия для побуждения (актуализации) собственной активности и ответственности консультируемого: позитивный настрой, укрепление веры в его силы и возможности.

Для повышения эффективности профконсультирования большое значение имеет привлечение к этой работе педагогов и родителей подростков с ОВЗ.

В индивидуальном профессиональном консультировании подростков с ОВЗ, как ни в каком другом, необходимо использовать различные формы работы, такие как групповые тренинги по отработке профессионально значимых навыков, ролевые игры, позволяющие «примерить» различные профессиональные роли, просмотр и обсуждение видеоматериалов и т.п.

Важной задачей комплексной профориентации является формирование у подростков с ОВЗ профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям, так как они испытывают трудности следующего характера:

  1. из-за ограничений в познании окружающего мира часто недостаточно сформированы представления о видах профессиональной деятельности;

  2. ориентация подростков на получение престижных профессий может затруднить трудоустройство из-за высокой конкуренции на рынке труда;

  3. составление профпланов затруднено из-за отсутствия сети специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию.

Важно соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенных с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями. Кроме того, подросток должен осознавать свои перспективы реализации в будущей профессиональной деятельности.

Обозначим некоторые проблемы, характерные для профессионального самоопределения детей с ОВЗ.

  1. Отсутствие помощи в профессиональном самоопределении со стороны родителей и неадекватные семейные установки могут затруднить этот процесс для подростков, имеющих ограничения здоровья. Нередко советы родителей бывают ориентированы на более «престижные» и менее «перспективные» профессии. Их представления о «правильном» выборе часто не соответствуют реальной жизни и больше соотносятся с прошлыми социально-экономическими периодами развития страны. Родители могут деформировать представления ребенка о своих способностях и возможностях, инвалидизируя его. При благоприятных семейных условиях к подростковому возрасту у молодого человека формируется адекватное самовосприятие, подбирается подходящая сфера профессиональной деятельности.

  2. Подростки в своем выборе часто ориентируются на стереотипы общественного сознания, культивируемые современными средствами массовой информации. При этом их внимание, как правило, направлено не на конкретные профессии, а на определенный образ жизни, где профессия – всего лишь средство достижения желаемого. Существенное влияние на профессиональный выбор подростков играет мнение сверстников. Поэтому профориентационная деятельность педагогов-психологов должна включать групповые формы работы. Особенно это актуально при интегративных и инклюзивных формах образования.

Обозначим методы, которые применяются в профориентационной работе:

  1. Объективные тесты с выбором ответа. К ним относятся интеллектуальные тесты, тесты специальных способностей, а также тесты достижений, определяющие уровень знаний, умений и навыков.

  2. Тесты-опросники, диагностирующие черты личности и направленность: интересы, установки, отношения, ценностные ориентации.

  3. Методики субъективного шкалирования и самооценки, предусматривающие оценку каких-то объектов внешнего мира, людей, событий своей жизни либо себя самого.

  4. Интерактивные методики. В эту группу входят психологическая беседа (интервью), являющаяся методом прямого взаимодействия и поэтому сочетающая сбор информации с психолого-педагогическим взаимодействием; ролевая игра, которая, так же как и беседа, относится к коррекционно-диагностическим методам.

  5. Проективные методики, построенные главным образом на интерпретации ответов оптанта на внешне нейтральные вопросы, его реакций на ситуации, допускающие множественность возможных суждений при восприятии. По этим ответам и реакциям профконсультант судит о глубинных мотивах поведения, жизненно и профессионально значимых событиях, личностных смыслах и т. д.

  6. Стандартизированное аналитическое наблюдение, характеризуемое наличием цели и предмета наблюдения, процедурной схемы, выделенными признаками и способами их регистрации. На основании анализа признаков наблюдения производится интерпретация поведения и принимается решение.

  7. Приборные психофизиологические методики, применяемые в основном в целях профотбора. С их помощью регистрируют физиологические индикаторы. К этой группе методик относятся также аппаратурные поведенческие методики. С их помощью диагностируют элементарные психические функции (скорость реакции, чувство равновесия, психомоторную реакцию) и свойства нервной системы. Разновидностью аппаратурных методик являются тесты-тренажеры для диагностики определенных профессиональных умений.

Рассмотренные группы методов психодиагностики позволяют осуществить сбор информации, необходимой для оказания профориентационной помощи. Применение конкретных методов, направленных на решение профориентационной проблемы, определяет психодиагностическое поле деятельности педагога, психолога, позволяют подобрать и модифицировать конкретные методики, адекватные уровню развития и особенностям здоровья подростков.

Подводя итоги можно сделать следующие выводы:

  1. Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей.

  2. Методический инструментарий для определения типологических особенностей личности, выбирающей профессию, должен быть адаптирован к возможностям подростка с ОВЗ.

  3. Необходимо на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы подростков с ОВЗ в соответствии с их возможностями.

  4. В рамках корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией.

Приложение 4

Методические рекомендации по организации профориентации одарённых детей

Результаты исследований эффективности профориентационных программ для одаренных детях показывают крайне низкую результативность работы, вследствие возникновения типичных проблем, которые, однако, можно решить, следуя ниже приведенным рекомендациям.

п/п

Проблемная ситуация/возможное ее

присутствие

Рекомендации

1.

Результаты на конкурсах, олимпиадах многих детей провоцируют выбрать профессию в пользу соответствующего направления. Кажущийся вывод – таким детям профориентация не нужна. Реальность показывает, что во многих случаях - впоследствии разочарование, ведь профессия не только из конкурсов состоит.

Проводить профориентацию по полной программе. Отдельно отработать конкурсное направление, разобраться что привлекает обучаемого, возможно сама ситуация конкурса, конкурентности, а содержание профессии в малой степени с этим связано.

2.

Некоторые одаренные дети бывают плохо социализированы, в результате у них мало друзей, почти не общаются.

Важно таких детей включать в большее количество тренингов по общению, командообразованию. Донести до них мысль, что успешен тот, кто может себя «преподнести», иначе люди могут не догадаться, не понять что ты такой замечательный.

3.

Анализ участия детей в различных конкурсах показывают ранимость и психологическую незащищенность многих детей от неудач на очередном, более высоком этапе конкурса. Это может привести к неправильному отказу от любимого ранее направления.

Проводим специальную работу, тренинги и пр., повышающую устойчивость к неудачам, правильному реагированию на них. Важно это сделать в упреждающем варианте.

4.

Типичная ситуация для одаренного ребенка с точки зрения умения учиться – победы сразу по нескольким направлениям. Педагоги начинают манипулировать одним ребенком, включая его сразу в несколько конкурсов, олимпиад каждый по своему направлению, пользуясь словом «должен», с кажущимся благом для одаренного.

Помощь в этом случае должен оказать педагог-психолог. Важно дать понять педагогам что же важно и интересно самому школьнику. А ребенку показать, как правильно делать выбор, эффективно распределять и контролировать свои силы.

5.

Трудность выбора при хороших результатах по нескольким направлениям

Тщательная работа педагога-психолога в выделении общей составляющей, влияющей на все удачные направления и в понимании, как это можно использовать в выборе, и тогда выбор может быть сделан совсем в другом направлении.

6

Типичная ситуация – нравится очень педагог, его стиль, школьник начинает заниматься больше этим направлением, раз больше, значит, показывает хорошие результаты. На этом основании делается выбор, который по прошествии времени может не удовлетворять, потому что на другое просто не обращено внимание.

Разбираемся в основаниях выбора, в понимании ситуации, важно чтобы сам школьник умел понимать основания своего выбора.

7.

Родительская помощь одаренным. Бывает так, что на выбор, в том числе и одаренных детей, оказывают родители с заботой о лучшем будущем и со своими представлениями. Такой навязанный выбор впоследствии может быть отвергнут, а время упущено.

В профориентационную работу важно включать работу с родителями, обучать правильной помощи, помогать в демонстрации разных возможностей профессий, но не делать выбор.

Подводя итоги, можно сделать следующий вывод: Залог успеха в работе с одаренными детьми – индивидуальная работа, тщательный анализ, прогнозирование будущего, взаимодействие всех заинтересованных лиц «ребенок – психолог – педагог – родитель.


Использованные ресурсы:

  1. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации – СПб. Изд-во «Речь», 2006.

  2. Емельянова Е.В.Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. - СПб.: Речь, 2008

  3. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2004. – 48с.

  4. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: 9-11 классы. Уч.-метод.пос.д/учителей общеобр. школы. - Вако, 2005. - 240 с.

  5. Соломин И.Л., Профориентация. Россия. ХХ век. Школьный психолог, N24(120), июнь, 2000.

  6. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-11 классов / Под ред. Чистяковой С.Н., Шалавиной Т.И. – М.: «Просвещение», 2000.

  7. Чистякова С.Н. Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе.- М.:, 2011 г.

  8. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. 8-11 класс. - М.: Изда-во:Сфера, 2006.

  9. Энциклопедия для детей. Выбор профессии / Глав. ред. Е. Ананьева; отв. ред. В. Белоусова. – М.: Аванта+, 2003.

  10. edu.tomsk.ru›…Metodicheskie…po_proforientatsii…

  11. cdutt2.ucoz.ru›kopilka/metodicheskaja_…

  12. centr-cpk.ucoz.ru›umk_proforientacionnaja…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!