СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы представляют собой детальное руководство для педагогов, помогающее им эффективно организовать и провести проектные работы с учащимися. В данном документе освещаются основные этапы проектной деятельности, методы формирования проектной деятельности, критерии оценки проектов, а также рекомендации по использованию современных информационных технологий в процессе исследовательской работы. Методические рекомендации направлены на развитие творческого мышления, исследовательских навыков и коммуникативных способностей учащихся начальной школы, а также способствуют формированию у них навыков самостоятельной работы и овладения новыми знаниями.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы.»


Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»




Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы






Выполнила:

Чупина Диана,

студентка 21П-1 группы отделения «Преподавание в начальных классах»


Руководитель:

Власова Елена Владимировна

преподаватель КГБОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»





Красноярск, 2024 г.

Аннотация

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы представляют собой детальное руководство для педагогов, помогающее им эффективно организовать и провести проектные работы с учащимися. В данном документе освещаются основные этапы проектной деятельности, методы формирования проектной деятельности, критерии оценки проектов, а также рекомендации по использованию современных информационных технологий в процессе исследовательской работы. Методические рекомендации направлены на развитие творческого мышления, исследовательских навыков и коммуникативных способностей учащихся начальной школы, а также способствуют формированию у них навыков самостоятельной работы и овладения новыми знаниями.


Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составители: Чупина Д. А., студентка 21П-1 группы отделения «Преподавание в начальных классах», Власова Е. В., научный руководитель.

Методические рекомендации для учителей начальной школы по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы / Чупина Д. А., Власова Е. В., КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024. - 34 с.









ФИО: Чупина Диана Алексеевна

Должность: студент

Место работы: КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»

Контактная информация: [email protected]

Красноярск, 2024, 34 с.


СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 4

РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 5

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 5

1.2. Типичные ошибки при проведении исследования: тема, цель, задачи, гипотеза. 8

1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ 15

1.4. Паспорт исследования «Можно ли научиться разрешать конфликты с помощью литературных произведений?» 16

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 20

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 20

2.2. Проектная задача по финансовой грамотности «Сбе₽ежения» для обучающихся 4 «А» класса. 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 34



ВВЕДЕНИЕ

Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы становится все более актуальной в современном образовательном контексте. Обновленный ФГОС НОО предполагает переход от традиционных методов обучения к инновационным педагогическим подходам, включая в себя такие формы работы, как проектная и исследовательская.

В обновленном ФГОС НОО появился блок познавательных результатов: базовые исследовательский действия, что подтверждает актуальность развития данных умений у обучающихся. Ученикам становится важно умение самостоятельно формулировать задачи, искать информацию, анализировать и систематизировать полученные данные. Проектно-исследовательская работа позволяет развивать у детей креативное мышление, коммуникативные навыки, способствует формированию у них умения планировать свою деятельность.

Именно поэтому методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы в начальной школе являются необходимостью для учителей, чтобы обеспечить эффективное обучение и развитие учащихся в соответствии с требованиями современного образования. В свою очередь, обновленный ФГОС НОО ставит перед педагогами задачу адаптировать свою практику под новые требования, включая в нее активные методы работы, такие как проекты и исследования.

Цель составления методических рекомендаций: ока­зать методическую помощь педагогам-практикам, включающим в свою деятельность формат проектов и исследований.





РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. [5]

К исследовательской деятельности новый стандарт ФГОС НОО предъявляет требования, которое отражен в разделе метапредметных результатов под пунктом «базовые исследовательские действия». Так же захватывает требования, связанные с работой с информацией, таким образом мы опираемся на пункт «Работа с информацией»

Основные требования:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

Исходя из всего выше перечисленного следует, что главной целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Для того чтобы достичь поставленной цели нужно выделить задачи. Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  1. знакомство с проведением учебных исследований;

  2. развитие творческой исследовательской активности;

  3. стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  4. ознакомление с научной картиной мира;

  5. вовлечение родителей в учебно–воспитательный процесс.

Для того чтобы организовать исследование существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования.

Экспресс-исследование. Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития.

Долговременные исследования. Это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь от выделения проблематики до защиты проекта.

Основными исследовательскими умениями являются:

  • выбирать источник получения информации;

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Роль учителя в исследовательской работе заключается в том, чтобы увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в том, что:

С 1 по 2 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

В 3 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

  • Что интересует больше всего?

  • Чем занимаешься в первую очередь?

  • Чем чаще всего занимаешься в свободное время?

  • По каким предметам хорошие отметки?

  • О чём хочешь узнать больше?

  • Чем можешь гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. [3]

Структура исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать. В неё входит:

  • актуальность исследования;

  • проблему исследования;

  • формулировку темы;

  • гипотеза;

  • цель исследовательской работы;

  • задачи;

  • методы исследования;

  • практическую значимость и новизну;

  • вывод.


Исследовательская деятельность способствует овладению навыком работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что обучающиеся в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Своей работой учитель старается направить деятельность обучающихся в нужное и полезное для них русло.


1.2. Типичные ошибки при проведении исследования: тема, цель, задачи, гипотеза.

В подготовке исследовательской работы важную роль играет правильно подобранная тема. Тема для исследовательской работы – это краткое выражение единой мысли всей работы, своеобразный ракурс исследования.

Выбор темы исследования – очень серьезный этап, во многом определяющий будущую исследовательскую работу. При выполнении данного этапа необходимо придерживаться следующих принципов: добровольный характер, личная заинтересованность исследователя, проблематичность, научность, доступность.

Соответственно, необходимо установить, какие ошибки может допустить учитель при выборе темы для исследовательской работы. Рассмотрим типичные ошибки ниже:

1. Учитель навязывает обучающемуся свое мнение и точку зрения при выборе темы.

Во избежание такой ошибки необходимо вызвать желание что-либо исследовать. Такое желание возникает, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Естественно, для того чтобы выбрать тему, интересующую ученика, нужно знать его увлечения и склонности. Суметь услышать, понять, почувствовать его интересы - сложная, но вполне решаемая педагогическая задача.

2. Самая идеальная работа та, на которую потратили очень много времени.

На самом деле, учитывая возрастные особенности обучающихся, концентрировать внимание на каком-то объекте достаточно сложно, поэтому часто приходится наблюдать, что увлеченно начатая и не доведенная сразу до конца работа так и остается незаконченной. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно, поэтому необходимо рассматривать те темы, которые не требуют на решение продолжительного времени.

3. Любая тема может стать темой исследовательской работы.

Цитируя третий пункт ошибок, можно сказать, что любая тема может стать темой исследования, однако нужно учитывать то, что познание начинается с удивления, а удивляются ученики чему-то неожиданному. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления в жизни и окружающем нас мире.

4. Неконкретная тема, в которой не известно, что исследовать.

Тема должна охватывать чёткие границы и отражать суть работы. Если тема исследовательской работы будет охватывать слишком большую область, то сама работа не раскроет всю суть заголовка.

Таким образом, исследовательская работа выполняется учеником совместно с педагогом, следовательно, тема должна вызывать интерес не только у ученика, но и у учителя. Исследуя проблему с обучающемся, можно приобретать знания вместе с ним, помогая друг другу, мы можем открывать для себя новые горизонты. Это один из самых результативных путей обучения творчеству.

Успех любой работы, в первую очередь, зависит от того, насколько ясно сформулированы цель и её задачи. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели. Она формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Рассмотрим типичные ошибки ниже:

1. Цели исследования завышены.

Необходимо, чтобы цель была на уровне реальных сил исследователя. Если цель будет глобальной, соответственно, её невозможно будет достичь. Цели должны быть реальными, в противном случае обязательно произойдет одно из двух: либо они будут отложены в долгий ящик и никогда не приведут ни к каким действиям, либо в процессе выполнения придется изменить эти цели так, чтобы они стали ближе к реальности.

2. Несоответствие цели теме и проблеме исследования.

Иногда при формулировании цели частой ошибкой является то, что цель не соответствует проблеме, которую мы хотим решить. Поэтому необходимо понимать, к какому конечному результату мы хотим прийти, какими должны быть конечные продукты. Время, потраченное на целеполагание, окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний.

3. Предполагается получить уже известные знания, то есть цель банальна.

Прежде, чем ставить цель в исследовании, необходимо рассмотреть проблему с разных сторон. Подумать, не является ли предполагаемая цель неоригинальной, так как обычные явления в жизни уже были рассмотрены кем-то.

Если цели отвечают на вопрос: «К какому состоянию необходимо прийти?», то задачи отвечают на вопрос: «Какие шаги необходимо сделать, чтобы достичь этого состояния?»

Следует различать, что цель и задача – не одно и то же: цель – существенно шире задачи. Задач может быть много, они всегда конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы – подбор литературных источников и их проработка, освоение методик исследования, знакомство с объектом и т.п.

Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило, их не бывает более 4-5. Формулировка задач исследования тоже довольно сложное и трудоёмкое дело, поэтому при выполнении этой работы тоже выделяют типичные ошибки:

1. Выделяют глобальные шаги для достижения цели.

Нужно рассматривать то, что задачи должны быть примитивными шагами, чтобы прийти к небольшому результату. Необходимо выделять более простые и доступные для выполнения операции.

2. Нелогичность определения последовательности шагов для достижения цели.

Необходимо создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей.

3. Деление цели на малое количество шагов, которые не приведут к результату.

Необходимо смоделировать весь объём работы: расщепить цель на более конкретные шаги и рассчитать свои силы.

Гипотеза исследовательской работы неразрывно связана с целью, задачами индивидуального исследовательского проекта. Она является проблематикой исследовательской работы.

Формулирование гипотезы индивидуальной или групповой исследовательской работы основывается на разнообразных догадках, которые давно высказывались, но не были официально оформлены. Для подготовки гипотезы ученической исследовательской работы необходимо логически обосновать и грамотно сформулировать свое предположение.

При оформлении гипотезы также выделяют ряд ошибок:

1. Гипотеза слишком примитивна для доказательства или опровержения.

При формулировании гипотезы исследовательской работы следует избегать отсылки к очевидным и широко известным вещам, спорных или размытых понятий, противоречий с ранее полученными выводами по данной теме и собственным умозаключением к проекту.

2. Выдвигаемая гипотеза – непроверяемая.

Необходимо, чтобы выдвигаемая гипотеза должна быть доступна для ее проверки различными эмпирическими/теоретическими методами исследования. Поэтому гипотеза должна быть реально опровергаемая или доказуемая.

Таким образом, умение выдвигать гипотезы или строить предположения, ставить цель и строить план действий – одни из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость.

Ошибки в выборе методов исследования

Выбор конкретных методов и методик исследования определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования.

Методика – совокупность приёмов, способов исследования, порядок их применения и вид интерпретации полученных с их помощью результатов.

Метод – способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит возможность реализации исследования – его проведения и получения определенного результата.

Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира.

Для этого детям предлагается:

  • подумать самостоятельно;

  • посмотреть книги о том, что исследуешь;

  • спросить у других людей;

  • познакомиться с кино и телефильмами по теме своего исследования;

  • обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;

  • понаблюдать;

  • провести эксперимент.

Учащиеся выбирают методы, которые помогут проверить гипотезы. Методы выбраны и начинается исследовательская деятельность, сбор и обработка информации, на помощь приходят родители. Ученики активно работают, анализируют и обобщают полученные материалы, проводят исследование. Желательно, чтобы данный этап работы проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. В это время организуются индивидуальные консультации. Во время консультаций учитель помогает систематизировать собранную информацию

Традиционно методы делятся на два класса: получение, сбор информации и методы её обработки.

Первый класс методов – сбор информации – разнороден и подразделяется на теоретические и практические. Теоретические методы применяются при изучении письменных источников и литературы по теме (анализ, синтез, моделирование и др.). Практические (эмпирические) методы исследования связаны с действиями исследователя, направленными на проведение практики (наблюдение, интервью, беседа, видеосъемка и др.).

Второй класс касается обработки информации. Они делятся на количественные (математические, статистические и др.) и качественные (содержательные).

Таблица 2. Создание плана наблюдения.

п/п

Объект наблюдения

Цель наблюдения

Время

наблюдения

Продолжи-

тельность наблюдения

Предполагаемый результат

Вывод

1

Листья деревьев (тополь)

у дороги

Определить количество пыли на листовых пластинах

12 ч дня

Июль-август

Определить разницу содержания пыли в г/м² в точках с антропогенной нагрузкой и природных ландшафтах для заполнения экопаспорта


2

Листья деревьев (тополь)

в 125 м от дороги

12 ч дня

Июль-август



Овладеть методами исследования обучающимся поможет наличие у них специальных памяток, к числу которых можно отнести следующие: «Как составить план изучаемого текста», «Как охарактеризовать историческую личность», «Как проводить доказательство», «Как изучать различные точки зрения» и другие.


1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов 

Соответствие темы с этапами реализации исследования и их описанием

1 балл - тема соответствует этапам реализации исследования и их описанию;

0 баллов - тема не соответствует этапам реализации исследования и их описанию.  

Актуальность темы

1 балл - указана актуальность темы; 

0 баллов - актуальность отсутствует или ее нет.

Цель соответствует теме исследования, она конкретна, достижима, измерима.

1 балл - цель соответствует теме исследования;

0 баллов - цель не соответствует теме исследования.

Задачи соответствуют цели исследования.

1 балл - задачи соответствуют цели исследования;

0 баллов - задачи не соответствуют цели исследования.

Наличие проблемы в соответствии с темой исследования

1 балл - указана проблема исследования;

0 баллов - проблема исследования отсутствует.

Гипотеза доказуема и соответствует теме исследования

1 балл - гипотеза доказуема и соответствует теме исследования;

0 баллов - гипотеза не доказуема.

Выделен верно объект и предмет исследования

2 балла - в исследование верно выделены объект и предмет, соответствующие теме исследовательской работы.

1 балл - в исследование верно выделен объект ИЛИ предмет в соответствии теме исследовательской работы.

0 баллов - неверно выделены предмет и объект исследования/не выделены предмет и объект.

Грамотность письменной речи (отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок)

1 балл – отсутствуют грамматические и пунктуационные ошибки;

0 баллов – допущены ошибки.

Выдержано оформление: Размер шрифта 12-14, Times New Roman, иёнтервал между строк – 1,5-2; размер полей: левого – 30 мм., правого – 10 мм., верхнего – 20 мм., нижнего – 20 мм

1 балл – оформление выдержано;

0 баллов – присутствуют ошибки в оформлении.

Методы исследования

1 балл – методы исследования соответствуют содержанию;

0 баллов – методы исследования не соответствуют содержанию/ не выделены.

Тип исследования

1 балл – верно выделен тип исследования;

0 баллов – не верно выделен тип исследования/ не выделен.

Указано оборудование для проведения исследования 

1 балл – указано все необходимое оборудование для проведения исследования;

0 баллов – указано не все необходимое оборудование для проведения исследования.

Продукт исследования

1 балла – верно указан продукт исследования;

0 баллов – неверно указан продукт исследования.

Перспектива исследования

1 балла – верно указана перспектива исследования;

0 баллов – неверно указана перспектива исследования.

Используемые источники 

1 балла – использовано не менее 3 источников;

0 баллов – использовано менее 3 источников.

ИТОГО:

16 баллов


1.4. Паспорт исследования «Можно ли научиться разрешать конфликты с помощью литературных произведений?»

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Анализ конфликтов в детских произведениях и их решение: Можно ли научиться разрешать конфликты с помощью литературных произведений?

2

Актуальность исследования

Литературные произведения содержат богатую палитру эмоциональных и психологических состояний, которые могут активно сказываться на нашем восприятии и позиции в конфликтных ситуациях. Исследование может проанализировать, какие элементы в литературе способны вдохновить нашу эмпатию, понимание и способность решать конфликты.

Современное общество насыщено коммуникационными конфликтами. Культурные различия, политические столкновения и другие социальные ситуации вызывают необходимость в разрешении конфликтов. Исследование может проанализировать роль литературных произведений в формировании межличностной коммуникации и нахождении оптимальных путей разрешения конфликтов на общественном уровне.

Исследование по данной теме может значительно обогатить наше понимание роли литературы в разрешении конфликтов.

3

Проблема исследования

Обучающимся начальной школы очень сложно разрешать конфликты, которые случаются у них достаточно часто…

Проблемой исследования является вопрос о том, возможно ли использование литературных произведений, особенно детских, в качестве учебного материала для разрешения конфликтов. Хотя литература изначально создавалась для развлечения и повышения культурного уровня, она может также служить средством обучения и воспитания. Анализ конфликтных ситуаций в детских произведениях и их решение может помочь детям развить навыки эмоционального интеллекта, социальной адаптации и эмпатии.

4

Объект исследования

Разрешение конфликтов с использованием литературных произведений.

5

Предмет исследования

Методы и эффективность использования литературы в разрешении конфликтов, влияние литературных произведений на развитие навыков разрешения конфликтов.

6

Цель исследования

Изучить возможность использования литературных произведений в качестве инструмента для разрешения конфликтных ситуаций.

7

Задачи исследования

Проанализировать различные литературные произведения, где описываются конфликты и способы их разрешения.

Изучить, как эти произведения влияют на нашу эмоциональную сферу и способность решать конфликты.

Провести опрос и интервью с учащимися и учителями классов для выяснения их мнения о влиянии литературных произведений на разрешение конфликтов.

Провести наблюдение за поведением учеников, участвующих в литературных кружках или активно читающих, с учетом их умения разрешать конфликты.

Анализ результатов исследования и сделать выводы о том, насколько литературные произведения способствуют разрешению конфликтов у учащихся 4 класса.

8

Гипотеза исследования

Детские произведения могут помочь найти способы для разрешения конфликтов реальной жизни.

9

Методы исследования

Анализ литературных произведений с конфликтной тематикой.

Опрос и интервьюирование учащихся и учителей, используя структурированные вопросы.

Наблюдение и анализ поведения и реакций учащихся в условиях чтения и обсуждения литературных произведений.

Сбор и анализ данных, использование статистических методов для обработки результатов исследования.

10

Тип исследования (по продолжительности)

Экспресс-исследование

11

Этапы реализации исследования, краткое их описание

Подготовительный этап:

В этом этапе учитель вводит учащихся в тему исследования - разрешение конфликтов с помощью литературных произведений. Учащиеся обсуждают свои предварительные представления об этой теме и формулируют главный вопрос исследования "Можно ли научиться разрешать конфликты с помощью литературных произведений?"

Этап 2: Подготовка исследования

На этом этапе учащиеся совместно с учителем определяют, какие литературные произведения они будут использовать в исследовании. Ученикам предлагается прочитать или послушать различные книги, рассказы или стихи, в которых изображены конфликты и их разрешение. Ученики также составляют список вопросов, которые они хотели бы задать другим учащимся или взрослым, чтобы узнать их мнения о этой теме.

Этап 3: Сбор информации

Учащиеся обмениваются своими впечатлениями о прочитанных произведениях и обсуждают их в парах или в группах. Они также просят других учащихся и взрослых ответить на их вопросы. Ученики ведут записи о своих наблюдениях и делают выводы о том, как литературные произведения могут помочь в разрешении конфликтов.

Этап 4: Анализ и интерпретация результатов

На этом этапе учащиеся смотрят на свои записи и анализируют собранную информацию. Они обсуждают, что они узнали о том, как литературные произведения могут помочь в разрешении конфликтов, и делают выводы. Ученики также могут совместно разработать рекомендации для себя и своих одноклассников о том, как использовать литературу для разрешения конфликтов.

Этап 5: Представление результатов

На последнем этапе учащиеся демонстрируют свои наработки исследования. Они могут подготовить презентацию, постер или доклад, в котором расскажут о своих выводах и рекомендациях. Также можно провести обсуждение и обмен идеями с другими классами или школьным сообществом.

12

Оборудование для проведения исследования

Детская и психолого-педагогическая литература, карточки-опросы, компьютер, бумага, принтер.

13

Продукт исследования

Буклет с рекомендациями, как можно использовать литературу для разрешения конфликтов+ со способами разрешения конфликтных ситуаций.

14

Перспектива исследования

Выступление на городской конференции.

15

Используемые источники

1. https://disk.yandex.ru/i/gtBBAVlsNJ_N3Q

2. https://psy.su/feed/11344/

3.https://studwork.ru/shop/203868-profilaktika-i-razreshenie-konfliktnyh-situaciy-mladshih-shkolnikov-cherez-analiz-literaturnyh-proizvedeniy

















РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Проектная деятельность школьников – это учебно-познавательная деятельность, которая имеет цель, характеризуется определенным набором действий, направлена на решение конкретной задачи и подразумевает анализ и оценку полученных результатов. Легко заметить, что составляющие метода проектов полностью совпадают со структурой учебной деятельности обучающихся, так как оба вида деятельности направлены на формирование у обучающихся как предметных результатов, так и метапредметных (познавательных УУД, регулятивных УУД и коммуникатинвых УУД) и личностных результатов. Благодаря этому проектную деятельность можно использовать с целью отработки навыков учебной деятельности младших школьников, а также с целью систематизации и обобщения материала после открытия нового знания. Данная деятельность охватывает всевозможные виды деятельности учащихся, так как включает в себя познавательную, игровую и творческую деятельность, задействуя все аспекты жизни обучающихся.

Проектная деятельность занимает важное место в современном начальном образовании. Она направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей, и достижения универсальных учебных действий. Но перед внедрением проектной деятельности в образовательный процесс, необходимо подготовить школьников к ней. Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.
Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:
умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);
умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.
Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:
развитие аналитико-синтетических действий;
сформированность алгоритма сравнительного анализа;
умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
возможность выделять общий способ действий;
перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.
К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

  • адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
    обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

Виды проектов:

1.Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками.

Они могут быть:

-внутриклассными;
-внутришкольными;
-региональными;
-межрегиональными;
-международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
Классификация проектов по продолжительности.
Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Основные требования к проекту

Работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту - совершенно особые.
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком, например, учащиеся школы посещают спортивный клуб, руководство которого заказало проектной группе дизайн оформления помещений клуба. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника).

Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю - руководителю проекта вместе с учащимися - проектантами.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Отличия проекта от проектной задачи.


Основание для сравнения

Проект

Проектная задача

1

Педагогическая цель

формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Подготовить младших школьников к проектной деятельности, формирование способов учебного сотрудничества, формирование способности к переносу известных способов действий в новую для себя модельную ситуацию.

Цель детская

решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата, на основе известных способов действий, т.е. сконструировать новый способ действих.

2

Продолжительность

от урочных до годичных

1–2 урока

3

Форма организации

индивидуальные или групповые

групповая

4

Структура

1.Проблема (целеполагание) 2.Проектирование (планирование)

3.Поиск информации

4.Продукт

5.Презентация.

1. Описание квазижизненной, модельной ситуации

2. Поиск средств, возможных путей решения - перевод Проблемы в Задачу.

3. Решение проблемы (под решением понимается реальное продуктивное действие, а не только предложение выхода из сложившейся ситуации)

4. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой (разрешили ли мы проблему?)

5. Представление окружающим полученного результата («продукта»).

5

Деятельность учащихся

Разрабатывают замысел, ищут пути реализации,

Замысел дает учитель, пути решения указаны

воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт

воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт, еще не существовавшего для ребенка продукта.

6

Результат

Должно происходить качественное изменение учащегося

Должно происходить качественное изменение учащегося

не предсказуем

предсказуем

реальный продукт, который можно представить другим

Реальный детский «продукт», который можно представить другим

7

Формируемые универсальные умения

1. Рефлексивные

2. Поисковые (исследовательские)

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве

5. Менеджерские умения и навыки

6. Коммуникативные

7. Презентационные умения и навыки

-рефлексировать

-целеполагать

-планировать

-моделировать

-проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

-вступать в коммуникацию со сверстниками


8

Средства

Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств

Большой объём разнородного материала предоставляет учитель.

9

Возраст участников

Старшеклассники (подростковая школа)

1-4 класс


2.2. Проектная задача по финансовой грамотности «Сбе₽ежения» для обучающихся 4 «А» класса.



Маша Рублева давно занимается бисероплетением. У неё есть аккаунт в инстаграме (запрещено в РФ), где она активно продает свои изделия. Маша хочет накопить деньги на профессиональную камеру «Zoom Q2n», кольцевую лампу, чтобы снимать обучающие видеоролики по созданию изделий из бисера. Она хочет накопить всю сумму денег за 2 месяца. Помогите Маше правильно распорядиться деньгами, чтобы у неё получилось осуществить свою мечту.


Задание №1. Чтобы быстрее накопить деньги на камеру и кольцевую лампу, Маша решила сделать копилку и наклеить на неё таблицу, на которой указано в каждой клетке определённое количество денег, которое необходимо вносить каждый день.

50

100

150

200

250

300

100

150

200

250

300

350

150

200

250

300

350

300

200

250

300

350

300

250

250

300

350

300

250

200

300

350

300

250

200

150

Сосчитайте, сколько Маше необходимо накопить денег, чтобы купить кольцевую лампу и профессиональную камеру «Zoom Q2n»?

Задание №2. Маше дают родители карманные деньги в размере 400 рублей. Она собирается за компанию пойти в кино на фильм, который она уже видела. Маша может пойти в кино и потратить 100 рублей, а может и не пойти. Оставшиеся деньги она внесет в копилку. В кино или в магазине у нее есть выбор: купить поп-корн за 150 рублей или не покупать. На оставшиеся деньги Маша может поехать на автобусе за 36 рублей или на такси за 120 рублей. Сколько денег Маша положит в копилку?

Задание №3. Социальная сеть «Инстаграм» стала запрещена на территории РФ. Поэтому заработок Маши значительно уменьшился, поэтому она решила продавать свой товар на Авито.ру но на сайте работой занимается мама. По данной причине Маша создала свод потребностей покупателя за последний месяц, чтобы определить востребованность изготовляемого изделия.

Какое изделие принесет Маше больше дохода? Отметь знаком «галочка».

Название изделия

Стоимость, руб

Количество покупателей, чел

Итого

Браслет

150

2


Кулон

170

2


Кольцо

54

10


Колье

120

4


Сережки

90

6


Брошь

190

3


Сумка

500

1




Задание №4. У Маши на счету было 800 рублей. Она потратила в столовой 120 рублей. На телефон пришло СМС-сообщение: «Отправь на номер 8 – 800 – 555 – 35 – 35 в течение 10 минут 250 рублей, и эта сумма тебе вернется удвоенной». Сколько на счету у Маши останется денег, если она отправит указанную в СМС сумму? Сколько, если не отправит? Посоветуй Маше, стоит ли ей отправлять деньги, если она решит это сделать.

Итоговое задание. Заполните таблицу.

Вопрос

Ответ

Сколько Маше необходимо накопить денег, чтобы купить профессиональную камеру и кольцевую лампу?


Сколько денег Маша положит в копилку со своих карманных денег?

Объясните свой ответ.


Какое изделие принесет Маше больше дохода?

Объясните свой выбор.


Сколько на счету у Маши останется денег, если она отправит указанную в СМС сумму?


Сколько на счету у Маши останется денег, если она не отправит указанную в СМС сумму?


Какие основные способы накопления денег вы обнаружили?


Определите цель проекта «Сбе₽ежения»




Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показался тебе проект «Сбе₽ежения».

0 (было совсем не интересно)

1 (1 задание показалось интересным)

2 (3 задания показались скучными)

3 (2 задания показались скучными)

4 (1 задание показалось скучным)

5 (все было интересно)


2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0 (все задания были легкие)

1 (некоторые моменты в заданиях показались сложными)

2 (1 задание показалось сложным)

3 (2 задания показались сложными)

4 (3 задания показались сложными)

5 (все задания были сложными)


3. Оцени свой вклад в решение проекта (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0 (я не работал с группой)

1 (я помог решить 1 задание)

2 (я помог решить 2 задания)

3 (я помог решить 3 задания)

4 (я помог решить 4 задания)

5 (я участвовал в решении всех заданий)

Что надо сделать, чтобы показатель близился к максимальному? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0 (мы не смогли договориться в группе, поэтому не выполнили задания)

1 (мы часто ссорились, поэтому большинство заданий не выполнили)

2 (мы часто ссорились, но все равно выполнили задания)

3 (иногда не учитывали мою точку зрения или точку зрения моего напарника)

4 (мы работали дружно, но иногда были разногласия)

5 (мы работали дружно и слаженно)

Что надо сделать, чтобы показатель близился к максимальному? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи)

Да Нет

Почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________

















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключении, хочется подчеркнуть, что методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы играют ключевую роль в формировании их познавательных и творческих умений. Этот подход не только способствует развитию самостоятельности и исследовательского мышления у обучающихся, но и научит их работать в команде, анализировать информацию и принимать обоснованные решения.

Важно отметить, что успешная реализация проектно-исследовательской работы требует грамотного планирования и организации, а также тесного взаимодействия учителей, учеников и их родителей. Необходимо уделить внимание подбору актуальных тем, адекватным методам и средствам работы, а также мониторингу и оценке результатов, чтобы каждый ученик мог раскрыть свой творческий потенциал и достичь успеха в учебной деятельности.

Наконец, следует помнить, что проектно-исследовательская работа в начальной школе способствует не только формированию умений и навыков обучающихся, но и развитию их личности в целом. Поэтому важно поощрять и поддерживать интерес обучающихся к исследовательской деятельности, создавать условия для их самореализации и творческого развития.













СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №286"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/ .- (Дата обращения: 12.02.2024).

  2. Савенков, А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников».

  3. Зубова, О. А. «Исследовательская работа в начальной школе».

  4. Малиновская, Е. А. «Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся».

  5. Румянцева, О.С. «Исследовательская деятельность в начальной школе» // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://f.almanah.su/2023/67-1.pdf.- (Дата обращения: 10.02.2024).

  6. Семенова, Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся». \\ Начальная школа №2.2007- с.45

  7. Сергеева, И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!