СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы»

Министерство образования Красноярского края

КГПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»









Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы













Красноярск, 2024

Методические рекомендации составлены в соответствии требованиями
Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.

Составитель: Бетту А. О. - студентка 21П-5 группы отделения
«Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе / Бетту А.О./ Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024






















Аннотация

Данная работа представляет методические рекомендации, необходимые для организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе. Здесь вы сможете ознакомиться со спецификой данного вида деятельности, его важными составляющими и увидеть это на примере работ. Ученики начальной школы активны, подвижны, любознательны и открыты для всего нового, и чтобы данные качества лишь развивались, применение деятельностных технологий является актуальным, а возможность их применять как раз предоставляет проектно-исследовательская деятельность. Тем самым, проектно-исследовательская деятельность помогает не только развивать у учеников их исследовательские умения, но и формировать метапредметные результаты, в том числе и группу новых познавательных универсальных действий: базовые исследовательские действия.


























ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ І. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
1.1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.
1.2. Типичные ошибки при проведении исследования
Примеры ошибок в детских исследовательских работах.
1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ

1.4. Паспорт исследования №l «Так ли полезен газированный напиток «Coca Cola» как вкусен?»
1.5. Паспорт исследования №2 «ПОЧВА: где растениям лучше всего?»
РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.
2.2. Проектная задача по финансовой грамотности «Семейный бюджет» для обучающихся 4 класса.
2.3. Проектная задача «ПОДСНЕЖНИК» для обучающихся 4 класса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ













РАЗДЕЛ 1. Исследовательская деятельность учащихся

    1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Исследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности, характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью, имеет два уровня: эмпирический и теоретический.

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированная, исходя из принятых в науке традиций: постановка проблемы,

изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала. его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук

оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой её проведения.

Исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. И она имеет особую специфику в начальной школе. Проектно-исследовательская деятельность учащихся позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Под проектно-исследовательской деятельностью мы понимаем вид развивающего обучения, направленный на выработку самостоятельных проектных умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, приобщает к конкретным проблемам. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной проектно- исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

К исследовательской деятельности новый стандарт ФГОС НОО предъявляет требования, которые отражены в разделе метапредметных результатов. Захватывается два пункта, это «базовые исследовательские действия» и «Работа с информацией».

Далее представлены основные требования к базовым исследовательским действиям:

- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

Работа с информацией:

- выбирать источник получения информации;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Цель исследовательской деятельности в начальной школе

Главная цель исследовательского обучения – формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

Задачи исследовательской деятельности в начальной школе

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:
• знакомство с проведением учебных исследований;
• развитие творческой исследовательской активности;
• стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
• ознакомление с научной картиной мира;
• вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

Виды исследований

Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования.
Экспресс-исследование. Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.
Долговременные исследования. Это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь:
• ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);
•   предлагает возможные варианты решения;
•    собирает   материал;
•   делает обобщение;
•   готовит проект (доклад, макет и др.);
• защищает проект.

Этапы исследовательской деятельности

Постановка проблемы – начало любого исследования. На следующем этапе ученый анализирует доступную информацию по изучаемой проблеме. Может случиться, что решение этой проблемы уже существуют.

Следующим очень важным этапом является формулировка гипотез. Для проверки гипотез строится план научного исследования. В него входит выбор объекта. Уточняется предмет исследований. Выбирается место и время исследований.

Следующий этап – это проведение исследований по намеченному плану. В ходе реального эксперимента всегда возникают отклонения от замысла, которые необходимо учесть при интерпретации результатов и повторном проведении опыта.

После фиксации результатов эксперимента проводится первичный анализ данных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение. Исходные гипотезы проверяются на достоверность. Формулируются новые факты или закономерности. Теории уточняются либо отбрасываются как непригодные. На основе уточненной теории делаются новые выводы и гипотезы. Специфика физических исследований состоит в том, что большинство экспериментов проводится мысленно, т.е. происходит моделирование физического процесса.

Темы исследований

Тема может быть:

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

- экспериментальной;

- изобретательской;

- теоретической.

Исследовательские умения

Для организации исследовательской деятельности младших школьников были определены следующие умения учащихся:

1. Умение организовать свою работу (организационные).

2. Умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые).

3. Умение работать с информацией, текстом (информационные).

4. Умение оформить и представить результат своей работы.

5. Умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).

Роль учителя

Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу обучающемуся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.

Роль родителей

Какова роль родителей на каждом этапе исследовательской деятельности?
На этапе выбора темы исследования возможные действия родителей могут быть следующие: помочь выбрать лучшую из тем, обосновать свой выбор.
Следующий этап: выдвижение первоначальных идей. Возможные действия родителей: помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать.

Таким образом, исследовательская деятельность играет важную роль в процессе обучения. Она развивает творческие способности ребенка, что является немало важным аспектом в образовании.






















1.2. Типичные ошибки при проведении исследования. Примеры ошибок в детских исследовательских работах.

Как выбрать тему исследования?

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования.

Существует несколько способов выбора темы:

- из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов;

- из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.;

- из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности).

Выбор темы – это важнейшая составляющая содержания. Именно поэтому надо очень внимательно подходить к ее формулировке, выбирать точные и правильные слова, понятия, термины. Вот наиболее распространённые ошибки, которые не дадут возможности работе стать настоящим исследованием:

- тема исследования сформулирована слишком широко («Птицы»);

- не должна иметь вычурное или перегруженное метафорами название («Плоскостопие и цивилизация», «Как поживаете, господин позвоночник?»);

- тема не соответствует возрасту («Непристойная лексика в переписке школьников на страницах Интернета» — 7 класс: какую педагогическую задачу решал учитель?);

- тема не является исследовательской, так как изучается школьной программой («Проблемы образования и воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» и т.п.)

Автор рекомендует выбирать узкую и конкретную тему, хорошо, если

формулировка начинается со слов «изучение», «сравнение», «исследование», «выявление».

Авторы считают, что эти требования можно предъявлять и к работам младших школьников.

Тема не должна быть чрезвычайно сложной. Она может быть основана на имеющихся наработках, тема должна представлять интерес для ученика и педагога-помощника, предпочтительно выбирать узкую, а не масштабную тему, не рекомендуется брать темы глобальные, хорошо изученные и уже представленные одноклассниками.

Примеры формулировки тем:

«Изучение формы Земли»

Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.

«Как защитить деревья в городе», 2 класс.

Интересна сама постановка проблемы: мальчик рассматривал дерево нетрадиционно. Ведь принято считать, что деревья спасают города от многих экологических бед. Но ребенок сумел увидеть другой аспект проблемы, подчеркнув самой темой своего исследования, что и сами «спасители» нуждаются в нашей защите.

Следующий шаг – определение цели и задач исследования.

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Цель указывает общее направление деятельности.

Цель должна быть:

1. Конкретна, определяет результат деятельности.

2. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме

(например, создать, сформулировать..)

3. Достижима.

4. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

5. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

После того, как определили ЗАЧЕМ, надо решить – КАК ДЕЛАТЬ. Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило, их не бывает более 4-5.

Также при формулировании цели и задач многие допускают ошибки. Типичные ошибки:

  • Неточный выбор слов при написании цели, что может привести к несоответствию между целью и продуктом исследования;

  • Отсутствие конкретики.

Как сформулировать гипотезу?

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, то есть развёртывается следующая фаза мыслительного процесса – фаза решения проблемы.

Часто именно этап выдвижения гипотез исследования вызывает трудности. Избежать их возможно, если применять специальные методы:

1. Метод подбрасывания идей. Суть его в том, что чужая идея не так вдохновляет на деятельность, как своя. Поэтому необходимо в процессе обсуждения подбрасывать разные темы, идеи, решать вместе задачи, и не выяснять далее чьи были предположения.

2. Метод личного примера. Если учитель излагает материал увлечённо и заинтересованно, то проблем не бывает. Материал должен нравиться ученику и учителю.

3. Мозговой штурм. Это метод свободного генерирования идей.

4. Дискуссия. Рассматривая дискуссию, как коллективное обсуждение какого-либо спорного или важного вопроса с целью нахождения истины, необходимо помнить, что многое здесь зависит от ведущего. В этой роли лучше всего выступить учителю.

5. Деловая игра.

Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.

Выделяют следующие требования к формулировке гипотезы.

Она должна:

- содержать предположение;

- быть проверяема, подтверждена;

- быть логически непротиворечивой;

- быть реально опровергаемая или доказуемая.

Как оформить исследовательскую работу?

Оформление результатов исследования – один из самых трудоёмких этапов работы. Оно должно показать умение обучающихся самостоятельно проводить исследования с применением современных методик, анализировать полученные результаты, сравнивать их с литературными данными, делать правильные и обоснованные выводы, а также уметь правильно оформлять свою работу. Исследовательская работа обучающегося имеет научный стиль изложения, который имеет свои особенности:

- строгая логичность. Все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте.

- точность. Достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики - Объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности.

- ясность. Умение писать доступно и доходчиво.

- краткость – умение избежать ненужных повторов и «словесного мусора».

Работа должна быть построена не произвольно, а по определённой структуре, которая является общепринятой:

•​титульный лист

•​оглавление

•​введение

•​основная часть

•​заключение

•​список литературы

•​приложения

При оформлении исследовательских работ возникает больше всего ошибок, а именно:

1. Небрежность в оформлении титульного листа.

2. Небрежность в оформлении содержания.

3. Отсутствие нумерации страниц.

4. Наличие ошибок всех типов (невычитанные работы!).

5. Ошибки в цитировании.

6. Стилистический разнобой текста исследования (это наводит на мысль, что основой работы является отсканированный текст какого-то исследования, слегка разбавленный собственными стилистическими (и отнюдь не выигрышными) изысками).

7. Нет чёткости выводов — как в их формулировке, так и в оформлении.


1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ

Я разработала критерии оценивания детских исследовательских работ, данные критерии представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

  1. Актуальность темы

1-0

  1. Соответствие темы и содержания

1-0

  1. Тема соответствует возрасту

1-0

  1. Актуальность проблемы

1-0

  1. Цель соответствует теме исследования

1-0

  1. Задачи соответствуют цели исследования


1-0

  1. Количество задач не менее 3

1-0

  1. Гипотеза сформулирована верно


1-0

  1. Гипотеза соответствует теме

1-0

  1. Наличие анализа литературы

1-0

  1. Анализ литературы соответствует теме


1-0

  1. Количество литературных источников:

2- изучено 5 и более источников;

1 – изучено 3-5 источников;

0 - изучено менее 5 источников.

2-0

  1. Верно подобраны методы исследования, соответствуют возрасту.

1-0

  1. Выводы исследования оформлены, верно

1-0

  1. Структура и логика не нарушены


1-0

  1. Данные представлены:

2- таблицы, диаграммы, схемы и тд;

1 - рисунок, описание;

0 - данные отсутствуют.

2-0

  1. Оформление работы , соответствие техническим требованиям

1-0

  1. Грамотность письменной речи (орфография, пунктуация)

1-0

Всего

20



1б – критерий проявлен;

0б – критерий не проявлен.



1.4. Паспорт исследования №l «Так ли вреден газированный напиток «Coca-Cola» как вкусен?»

Паспорт разработала:

ФИ студента: Бетту Алена



Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Так ли полезен газированный напиток «Coca-Cola» как вкусен?»

2

Актуальность исследования

Очень часто наблюдаю, как мои одноклассники с большим удовольствием пьют газированный напиток «Coca-Cola». Мне стало интересно, полезен ли данный напиток, как он влияет на наш организм?

3

Проблема исследования

Недостаточно информации о влиянии газированного напитка «Coca-Cola» на наш организм

4

Объект исследования

напиток «Coca-Cola»

5

Цель исследования

Для учителя:

Создание условий для развития у обучающихся базовых исследовательский навыков

Для ученика:

Узнать влияние газированного напитка «Coca-Cola» на организм человека

6

Задачи исследования

Для ученика:

  1. Подобрать и проанализировать научную литературу о данном напитке

  2. Провести анкетирование в параллелях 2-х классов

  3. Подготовить необходимые материалы для проведения экспериментов

  4. Провести необходимые эксперименты

  5. Выяснить, наносит ли вред организму напиток Coca-Cola

  6. Проанализировать выполненную работу, сделать выводы.

7

Гипотеза исследования

Предполагаю, что газированный напиток «Coca-Cola» плохо влияет на наш организм

8

Методы исследования

Анализ, анкетирование, эксперимент

9

Тип исследования

По продолжительности: долгосрочный

По организационной форме: индивидуальный

По содержанию: монопредметный

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

  1. Подготовительный:

На данном этапе подбираем научную литературу о напитке. Подготавливаю необходимые материалы для проведения экспериментов



  1. Теоретический:

Изучение информации о напитке «Coca-Cola». Составление анкеты для учащихся 2-х классов.

  1. Практический:

Формулирование гипотезы исследования

Проведение анкетирования среди параллели 2-х классов

Проведение экспериментов

  1. Аналитический:

Исходя из полученных результатов делаем выводы, подтверждение/опровержение гипотезы

Создание памятки с информацией о влиянии газированного напитка «Coca-Cola» на организм человека при постоянном употреблении, об использовании напитка в бытовых делах

  1. Презентационный:

Выступление перед аудиторией

  1. Рефлексивный:

Анализ выполненной работы


11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования:

Узнать влияние напитка «Coca-Cola» на организм человека

Ход исследования:

Изучение литературы о напитке, разновидностях напитка, об их составе и т.д.

Составление анкеты для обучающихся 2-х классов. Проведение опроса среди параллелей. После анкетирования анализируем и обрабатываем полученные результаты, исходя из них делаем выводы.

Переходим к экспериментам.

Эксперимент №1. Цель – узнать, натуральна ли «Coca-Cola»

Наливаем в стакан «Coca-Cola» и оставляем его на неделю. Спустя неделю напиток испарился, а в стакане остался тягучий сироп.

Вывод: В данном напитке очень много сахара. А что бывает, если человек употребляет в пищу много сладкого? Совершенно верно, он быстро набирает лишний вес, что плохо отражается на здоровье человека.

Эксперимент №2. Цель – узнать влияние напитка на зубы

Яичная скорлупа, как и зубная эмаль, состоит из кальция

Для этого опыта берем 2 куриных яйца. По своему составу они похожи с нашими зубами. За прочность яичной скорлупы, а также наших зубов и костей отвечает вещество – кальций. Чтобы опыт был более точным, мы в один стакан налили «Кока-Колу», а в другой – воду. В оба стакана положили по 1 яйцу. Яйцо, погруженное в напиток, потемнело, окрасилось в коричневый цвет, появились неровности и шероховатости, оно стала хрупким. А яйцо, находящиеся в воде, не изменилось.

Вывод: От данного напитка зубы, так же как и яичная скорлупа, могут темнеть и портиться.

Эксперимент №3. Исследование с монетами

Мы берем ржавые, тусклые монеты положили в тарелочку с газировкой «Coca-Cola». Немного ожидания. Вытаскиваем монетки и потрем их тряпочкой. Видим результат – напиток удалил ржавчину

Вывод: Если «Coca-Cola» легко удаляет ржавчину, значит легко может разъедать стенки нашего желудка.

После проведения экспериментов анализируем полученные результаты, делаем выводы о влиянии напитка на организм человека, подтверждают/опровергают сформулированную гипотезу.

Оформляем памятки с результатами работы для представления обучающимся школы

11

Оборудование для проведения исследования

Газированный напиток Coca-Cola, монеты, куриные яйца, стаканы

12

Продукт исследования

Памятка с информацией о влиянии напитка на организм

13

Перспектива исследования

Выступление перед школьной аудиторией

14

Используемые источники

https://nauka.club/istoriya/koka-kola-istoriya-sozdaniya.html


1.5. Паспорт исследования №2 «Почва: где растениям лучше всего?»

Паспорт разработали:

ФИ студента: Гончар Семён, 21П-5.



Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Почва: где растениям лучше всего?

2

Актуальность исследования

Путешествуя по России, я обратил внимание, что в разных местах растут разные растения. Например, в лесу много деревьев, а на полянке больше цветов. Когда я задумался над этим, я решил, что, возможно, всё зависит от почвы. Мы учили в школе, что почва везде разная.

3

Проблема исследования

Как почва влияет на растения?

4

Объект исследования

Почва

5

Цель исследования

Для учителя: организовать деятельность учащихся для развития базовых исследовательских умений, а также углублении знаний по окружающему миру.

Для ученика: узнать особенности влияния почвы на растения.

6

Задачи исследования

Для ученика:

1.Совершить анализ научной литературы по проблеме исследования.

2.Собрать несколько образцов почв с разных местностей.

3.Провести исследования по качеству почвы.

4.Оформить результаты в листе исследования.

7

Гипотеза исследования

Почва в лесу обладает наилучшими качествами для растений.

8

Методы исследования

Анализ; опыт; наблюдение; сравнение.

9

Тип исследования

По продолжительности: долгосрочный.

По организационной форме: групповой.

По содержанию: монопредметный.

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный: на данном этапе производится подбор необходимой литературы, а также согласование/распределение ролей/обязанностей в группе.

2. Теоретический: в ходе данного этапа происходит анализ подобранной литературы с последующим выделением необходимой информации для проведения самого исследования.

3. Практический: на данном этапе производится сбор образцов почв с разных местностей, далее посадка нескольких видов растений в эти почвы и наблюдение за их ростом.

4. Аналитический: в ходе данного этапа происходит анализ полученных данных, определяется влияние различных типов почвы на рост растений. После, все данные оформляются в лист исследования. Подтверждается/опровергается гипотеза исследования.

5. Презентационный: на данном этапе исследование происходить представление самого исследования с его результатами перед классом.

6. Рефлексивный: на данном этапе производится оценка проведенного исследования, выявление обоснованных выводов, а также выявление возможных аспектов, требующих дальнейшего изучения. Производится анализ всей проделанной работы с последующей оценкой своей деятельности.

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: узнать особенности влияния почвы на растения.

Ход исследования:

Опыт №1. «Влияние различных почв на рост растений».

Возьмите несколько горшков и наполните их различными типами почвы (например, глинистой и песчаной). Посадите в каждый горшок одинаковые растения и следите за их ростом в течение нескольких недель. По окончанию опыта, оцените внешний вид растений. Оформите полученные данные в лист исследования.

Опыт №2. «Эффект удобрений на рост растений в одинаковых почвах».

Посадите несколько горшков с одним и тем же видом растения в одинаковый тип почвы. Затем добавьте натуральное удобрение (листья и т.д.) в один из горшков и оставьте второй горшок без удобрений. Сравните рост и развитие растений в горшках с удобрением и без него. По окончанию опыта, оцените внешний вид растений. Оформите полученные данные в лист исследования.

Опыт №3. «Влияние рыхлости почвы на рост растений».

Возьмите несколько горшков с однородной почвой. Перед посадкой растений в половину горшков аккуратно разрыхлите почву, а в другую половину оставьте почву плотной. Посадите в каждый горшок одно и то же растение и полейте их одинаковым количеством воды. Оставьте растения в течение нескольких недель. По окончанию опыта, оцените внешний вид растений. Оформите полученные данные в лист исследования.

11

Оборудование для проведения исследования

Почва, удобрения, стаканчики, грабли.

12

Продукт исследования

Лист исследования.

13

Перспектива исследования

Выступление на конкурсе исследований среди параллели.

14

Используемые источники

Наталья Рыжова: Комплект из 3 книг: Почва - живая земля.












ГЛАВА 2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Что такое проектная деятельность?

По мнению, Г. К. Селевко: «Проектная деятельность – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата и ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы».

Проектная деятельность занимает важное место в современном начальном образовании. Она направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей, и достижения универсальных учебных действий. Но перед внедрением проектной деятельности в образовательный процесс, необходимо подготовить школьников к ней.

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

- развитие аналитико-синтетических действий;

- сформированность алгоритма сравнительного анализа;

- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

- возможность выделять общий способ действий;

- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.


Виды проектов.

И. С. Сергеев выделяет следующие виды проектов:

1.Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна.

Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини-проекты - могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты - требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Требования к проекту

Работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту - совершенно особые.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посещают спортивный клуб, руководство которого заказало проектной группе дизайн оформления помещений клуба. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника).

Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися - проектантами.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению

проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или)

представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Формы продуктов проектной деятельности

Выбор формы продукта проектной деятельности-важная организационная задача участников проекта. От ее решения, в зна​чительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбран​ной социально значимой проблемы.

Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:

Анализ данных социологического опроса; Атлас; Атрибуты несуществующего государства; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Журнал; Игра; Карта; Коллекция; Костюм; Макет; Модель; Мультимедийный продукт; Оформление кабинета; Пакет рекомендаций; Письмо в ... ; Праздник; Прогноз; Публикация; Путеводитель; Серия иллюстрации; Сказка; Справочник; Сравнительно-сопоставительный анализ; Статья; Сценарий; Чертеж; Экскурсия.

Чем проект отличается от исследования?

Проект- в современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений.

1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия;

2) это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец,

3) какой-либо замысел или план.

В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Исследование-процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Таблица № 4. Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения исследования или проекта.

Таблица № 5. Умения и навыки, получаемые учащимися при выполнении проектных и исследовательских работ.

Отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа [2].

Что такое проектная задача?

термин «задача» имеет несколько значений, одно из которых трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С. И. Ожегова). В образовательной практике используются разные типы задач; учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В.В. Давыдов). Как правило, учитель (через содержание программы) сам «ведет» класс к постановке и решению очередной учебной задачи, создавая ситуации, приводящие: детей к выбору именно этой задачи. Учебная задача - всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому «с ходу» она не может быть: решена учащимися. Она - поисковая задача. Именно в результате поиска дети смогут решить эту задачу.

Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже

освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия и тем самым становится условием для постановки новой учебной задачи.

Творческая (олимпиадная) задача - это задача, не имеющая готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, как правило, спонтанно пытается найти его сам.

Как правило, этот способ решения не поддается алгоритмизации. Поэтому такие задачи обычно решает небольшой круг учащихся (обладающих нестандартным мышлением).

Практика современного образования показала, что вышеуказанных типов задач недостаточно для мониторинга результатов и эффектов обучения.

Что не могут сделать в обучении такие задачи, как учебная и конкретно практическая? Они не позволяют:

● Научить самостоятельному выбору способа решения (проблемы) в ситуации, когда он не виден явно и однозначно из условия задачи. Как правило, способ решения либо лежит на поверхности, либо задается автором или учителем.

● Стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто

● (включая учителя) не знает до решения.

● Содержательно мотивировать поиск решения в малой группе. Как правило, задачи, которые мы предлагаем решить детям на уроке, связываются с групповыми формами обучения, формами учебного сотрудничества.

● Оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации

● (отличие от творческой задачи), но с использованием известных способов действия.

● Задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов.

А именно эти действия лежат в основе формирования новых образовательных результатов современной школы, вид задач - проектные задачи.

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Другими словами проектная задача должни через систему или набор знаний (реперные точки) задать возможные «стратегии» своего решения.

Через опыт решения пробных задач на протяжении 5-6 первых лет обучение в школе, младшие школьники (без специального акцента) осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. В более старших классах целесообразно вместо использовать неупорядоченный набор: чтобы дети сами строили свою стратегию решения. А первом случае отдельные задания не вообще не выявляются явным образом изначально, самими учащимися. Такая форма проектной задачи наиболее приближена к собственно проекту.

Итак, проектная задача – это система (набор) знаний (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального (до этого – неизвестного) продукта.

Почему задачи такого типа получили название проектных? Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени.

При его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат.

Отличие проектной задачи от проекта лишь в том, что школьникам задаются все необходимые средства и материалы в виде системы (или набора) заданий, требуемые для их выполнения.

Какие педагогические эффекты имеют проектные, задачи?

● Дают реальную возможность организовать взаимодействие (сотрудничество) детей, определяют место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.

● Учат (без явного указания на это) проектировать через специально разработанные задания.

● Позволяют посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, зашумлены, а иногда и требуют переконструирования.

В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

● Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).

● Ставить и удерживать цели.

● Планировать свою деятельность.

● Моделировать (представлять способ действия в виде схемы - модели, выделяя все существенное и главное).

● Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи.

● Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.

Таблица № 6. Сравнительная таблица проекта и проектной задачи по Воронцову А.Б.


Основание для сравнения

Проект

Проектная задача

1

Педагогическая цель

формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

1 - 3 класс: формирование разных способов учебного сотрудничества.

4 класс: формирование способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию.

Цель детская

решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

разрешить поставленную задачу на основе известных способов действия, по существу, конструировать собственный новый способ действия.

2

Продолжительность

от урочных до годичных

на решение предметных проектных задач требуется два урока, на решение межпредметных задач - по два урока ежедневно в течение недели.

3

Форма организации

индивидуальные или групповые

групповая.

4

Структура

1.Проблема (целеполагание)

2. Проектирование (планирование)

3.Поиск информации

4.Продукт

5.Презентация.

  • Анализ ситуации (надо ли ее разрешать?). Переформулирование ее в проблему (в чем Проблема?)

  • Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей (почему именно этих ценностей будем придерживаться?)

  • Оценка необходимости восполнения дефицита. Формулирование принципов отбора целей (зачем двигаться в этом направлении?)

  • Быстрая и точная постановка (принятие) цели действия. Выработка критериев постановки и достижения цели (куда придем в итоге?)

  • Поиск средств, возможных путей решения - перевод Проблемы в Задачу.

  • Выбор средств решения проблемы (адекватных способов действий (что будем делать и каким будет результат?)

  • Решение проблемы (под решением понимается реальное продуктивное действие, а не только предложение выхода из сложившейся ситуации)

  • Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой (разрешили ли мы проблему?)

  • Представление окружающим полученного результата («продукта»).

5

Деятельность учащихся

Разрабатывают замысел, ищут пути реализации,

Выполняют несколько взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу

воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт

получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта)

6

Результат

Должно происходить качественное изменение учащегося

качественное изменение самого ребёнка (группы детей)

непредсказуем

отсутствие жёстко определённого «ответа»

реальный продукт, который можно представить другим

реальный «продукт» (текст, схема или макет, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми.

7

Формируемые универсальные умения

1. Рефлексивные

2. Поисковые (исследовательские)

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве

5. Менеджерские умения и навыки

6. Коммуникативные

7. Презентационные умения и навыки

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).

  • Ставить и удерживать цели.

  • Планировать свою деятельность.

  • Моделировать (представлять способ действия в виде схемы - модели, выделяя все существенное и главное).

  • Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи.

  • Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.


8

Средства

Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств

задаются все необходимые средства и материалы в виде схемы (или набора) заданий, требуемые для их выполнения.

9

Возраст участников

Старшеклассники (подростковая школа)

Младшеклассники (начальная школа)



2.2. Проектная задача по финансовой грамотности «Семейный бюджет» для обучающихся 4 класса.

Паспорт разработал:

ФИ студента: Бетту Алена

Паспорт проектной задачи

Тип проектной задачи

Межпредметная (окружающий мир, математика)

Место проектной задачи в образовательном процессе

Класс - 4. Можно применить на уроке окружающего мира при изучении темы "Семейный бюджет", а также при изучении аналогичной темы на уроках финансовой грамотности.

Дидактические цели проектной задачи


1.Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области семейного бюджета.

2.Проверка умений пользоваться таблицами для поиска необходимой информации, заполнять таблицу заданной информацией на основе ее самостоятельного поиска и преобразования.

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача


Предметные:

- умение выполнять действия сложения, вычитания, деления, умножения;

- умение проводить элементарные финансовые расчеты;

- умение характеризовать семейный бюджет, различать его доходы и расходы.

Метапредметные:

-умение слушать собеседника и вести диалог;

- умение использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

- умение извлекать информацию, представленную в разных видах;

- умение договариваться для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач.

Планируемые результаты


Демонстрация навыков усвоения предметного материала

Умение создать конечный «продукт» - бюджетный план семьи

Проектный продукт

Создание бюджетного плана семьи

Критерии оценивания


Оценивание продукта на основе предложенных критерий



П роектная задача «Семейный бюджет»

- Ребята, знакомьтесь: это семья Рублёвых. Папа - Сергей Васильевич, мама - Марина Викторовна, дочь Маша – ученица 3 класса и сын Коля – будущий первоклассник.

- На Новый год Маша получила в подарок от родителей плюшевого мишку, а Коля – футбольный мяч. Ребята расстроились, ведь они хотели получить от родителей совсем другие подарки. Коля мечтал о новом велосипеде, ведь ему приходилось кататься на старом, доставшемся ему после Маши. А Маша очень хотела бы иметь смартфон вместо простенького кнопочного телефона, которым ей приходилось пользоваться. Ведь у многих её одноклассников уже были новенькие смартфоны.

- Родители, конечно, заметили, что дети не обрадовались подаркам и спросили их об этом. Отношения в семье были доверительные и дети рассказали родителям о своих желаниях. Тогда мама с папой предложили детям подсчитать бюджет семьи и всем вместе подумать, когда можно будет реализовать их мечты. Поможем им.

Задание 1.

Вспомните, что такое семейный бюджет, из каких частей состоит семейный бюджет и заполните пропуски в тексте.

Семейный … – это план, учитывающий все денежные доходы и расходы семьи в течение какого-то периода (месяц, год). Наполняется он благодаря … – зарплатам мамы и … , пенсиям бабушки и … , стипендии старших братьев и … . Расходы – это все те деньги, которые семья … . По сути, … бюджет – это все деньги, которые семья получает, а затем … .

Задание 2.

Прочитайте текст и заполните таблицу 1, пользуясь данными текста. Расскажите, что у вас получилось.

Папа Сергей Васильевич – водитель школьного автобуса, его заработная плата – 18 тыс. рублей в месяц. Мама Марина Викторовна – учитель в школе, её ежемесячная заработная плата – 20 тыс. рублей. Также семья каждый месяц получает социальные пособия на детей: по 500 рублей на каждого ребёнка. На продукты питания семья тратит в месяц 15 тыс. рублей. На коммунальные услуги (оплата электроэнергии, холодной и горячей воды, отопления, газа) и связь (телефоны и интернет) уходит 6 тыс. рублей в месяц. На покупку хозяйственных товаров – 500 рублей. Так как детский сад, в который ходит Коля, а также школа, в которой учится Маша и работают родители, находятся рядом с домом, семья практически не тратит деньги на транспортные расходы. На одежду траты составляют примерно 3 тысячи в месяц, на книги и игрушки – 1 тыс. рублей. Оплата секции футбола для Коли и танцевального кружка для Маши – это ещё 5 тыс. рублей. В выходные дни вся семья любит сходить в кинотеатр, в кафе или в парк. В среднем, расходы на досуг составляют 3 тыс. рублей в месяц.

Таблица 1.

Вид расхода

Сумма дохода

Вид расхода

Сумма расходов

Зарплата мамы


Коммунальные услуги и связь


Зарплата папы


Питание


Детские пособия


Одежда




Книги и игрушки




Транспортные расходы




Секции и кружки




Досуг семьи


Итого:


Итого:




Задание 3. Пользуясь данными таблицы 1, посчитайте, есть ли разница между суммой доходов и суммой расходов семьи. Если есть, какую сумму составляет эта разница?

_________________________________________________________________

Задание 4.

Пользуясь таблицей 2, определите, хватит ли этих денег на покупку велосипеда для Коли и смартфона для Маши. Аргументируйте свой ответ.

Таблица 2.

Наименование товара

Цена товара

Наименование товара

Цена товара

Футбольный мяч

500 рублей

Телефон с кнопками

1.000 рублей

Кукла

600 рублей

Наушники

500 рублей

Баскетбольный мяч

500 рублей

Компьютерная мышь

600 рублей

Велосипед

8.000 рублей

Смартфон

7.000 рублей

Плюшевый медведь

600 рублей

Клавиатура

1.000 рублей



Предложите, пользуясь таблицей, что мог бы получить в подарок Коля вместо футбольного мяча на такую же сумму. А что могла бы получить в подарок Маша вместо игрушечного медведя на те же деньги?

Задание 5. Пользуясь данными таблицы 1 и таблицы 2, посчитайте, сколько месяцев потребуется родителям Маши и Коли, чтобы накопить сумму, нужную для покупки велосипеда и смартфона, при условии, что в семейном бюджете каждый месяц будет оставаться одна и та же сумма неизрасходованных денег. Докажите свой ответ.

Задание 6.

Создайте собственный правильный бюджетный план семьи, включающий расходы на продукты, одежду, досуг, образование и т.д. С использованием конкретных сумм распределите бюджет по категориям. Постройте столбчатую диаграмму, показывающую, на что тратится больше всего денег.

Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).

Обведи на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Семейный бюджет».

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)

Да Нет

Почему? ______________________________________________________





Критерии оценивания

Критерий

Количество баллов

Пропуски в тексте заполнены верно

1 – верно;

0 – не верно.

Безошибочно проведен расчет

2 – расчет проведен верно;

1 – частично верно;

0 – расчет проведен не верно.

Таблицы заполнены верно

2 – верно;

1 – частично верно;

0 – не верно.





2.3. Проектная задача «В поиске подснежников» для обучающихся 4 класса.


Паспорт проектной задачи

Паспорт разработал:

Ф.И. студента: Гончар Семен

Тип проектной задачи

Межпредметная (окружающий мир, математика)

Место проектной задачи в образовательном процессе

Проводится в конце учебного года в 4 классе. Рекомендуемое время проведения – 1 урок.

Дидактические цели проектной задачи


1. Развитие навыков работы с различными источниками информации: анализ текста, пользование навигационными программами, принятие решений на основе данных.

2. Развитие коммуникативных навыков и сотрудничества в малых группах для эффективного решения практических задач.

3. Повышение уровня математической грамотности и умения применять математические знания на практике в контексте путешествия.

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача


Предметные:

-Умение осуществлять поиск значения числового выражения, содержащего несколько действий.

-Умение решения задач содержащих дроби.

-Владение навыками использования навигационных программ.

Метапредметные:

-Умение извлекать информацию, представленную в разных видах.

-Владение навыками структурирования информации.

-Умение разработки стратегии действий для выполнения задачи.

-Владение навыками взаимодействия с партнерами в группе для обмена информацией.

-Умение выбирать оптимальный вариант решения задачи.

-Умение объективно оценивать себя, рефлексировать.

Планируемые результаты


-Демонстрация навыков усвоения предметного материала.

-Умение применять полученные знания в жизненных ситуациях.

-Умение создать конечный «продукт» - разработать план реализации своей личной цели, продумывая все шаги, возможные трудности и тд.

Проектный продукт

План реализации своей личной цели, включающий себя планируемые взаимодействия, трудности и тд.

Критерии оценивания


-Правильность выполнения предметных заданий.

-Корректно составленный план реализации своей личной цели (на основе её реальности, подробности).





ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА «В ПОИСКЕ ПОДСНЕЖНИКОВ»

Сегодня вы узнаете историю об одной любознательной девочке – Маше, из Красноярска. Недавно на уроке окружающего мира Маша прочитала занимательный текст о прекрасном явлении весны – подснежниках. Это её очень заинтересовало, и у неё в голове созрел план…

Задание 1. Прочитайте текст, который Маша изучила на уроке. Ответьте на вопросы после текста.

Подснежники - это нежные и прекрасные цветы, которые открывают свои белоснежные лепестки еще до того, как последний снег растает. Эти замечательные цветы символизируют начало весны и приносят радость своим появлением после долгой зимы.

Подснежники обычно растут в лесах, полях и садах, предпочитая влажные и тенистые места. Также подснежники можно встретить в городе, но в небольших количествах. Их невысокие и стройные стебли увенчаны изящными белыми цветками с желтой серединкой. Вид этих цветов напоминает нам о скором пробуждении природы после зимнего сна.

Подснежники появляются в начале весны, чаще всего в марте-апреле, когда еще холодно, но уже можно почувствовать весеннее тепло. Эти неприхотливые цветы часто можно увидеть в больших скоплениях, образуя настоящие ковры из белоснежных лепестков.

Интересный факт о подснежниках заключается в том, что они способны прорастать прямо сквозь снег, чтобы первыми радовать нас своим видом после зимы. Эти удивительные цветы также могут выдерживать холодные ночи и резкие перепады температуры, показывая свою выносливость и силу.

Таким образом, подснежники являются символом надежды, стойкости и красоты. Их нежные цветы напоминают нам о том, что даже в самый трудный период можно найти свет и радость, глядя на них в первые дни весны.

Вопросы:

1. Где обычно растут подснежники? ___________________________________________________

2. Какие цвета у подснежников? ______________________________________________________

3. Когда появляются подснежники? ___________________________________________________

4. Какие качества символизируют подснежники?________________________________________

Маша решает, во что бы то ни стало увидеть подснежники вживую. Она вспоминает, что когда-то с классом ездила в Дивногорск, тогда Маша понимает, что это прекрасное место для того, чтобы увидеть подснежники во всей красе.

Задание 2. Подумайте, как Маша может добраться из Красноярска в Дивногорск. Воспользуйтесь планшетом: откройте программу 2ГИС и простройте маршрут из точки А – г. Красноярск, ул. Ленина 28, до точки Б – г. Дивногорск, ул. Набережная 33в. Какие варианты маршрутов имеются? В ответе запишите каждый из маршрутов и время, которое нужно затратить для его прохождения. Как Маше быстрее всего добраться до точки Б?

Задание 3. Хорошо подумал, Маша решает отправиться в Дивногорск на машине. Обсудив всё с папой, они договорились о поездке. Прочитай текст и найди информацию о расстоянии от Красноярска до Дивногорска.

Дивногорск - живописный город на берегу реки Енисей в Красноярском крае. Этот уютный городок известен своими красивыми пейзажами, чистым воздухом и гостеприимными жителями. Путь от Красноярска до Дивногорска составляет около км.

Дивногорск окружен великолепной природой, что делает его привлекательным курортом для туристов и отдыхающих. Здесь можно с гордостью посмотреть на величественный Енисей, покататься на лодке или прогуляться по живописным набережным.

Задание 4. Для того, чтобы преодолеть расстояние в 40 км папе Маши нужно заправить Машину бензином. Папа всегда заправляет машину 92-ым бензином. Проанализируйте таблицу, в которой представлены цены на бензин и выберите самый выгодный вариант.

Название заправки/№ бензина

95

92

98

«Удачная дорога»

52.99/литр

55.15/литр

49.90/литр

«С ветерком!»

55.99/литр

44.39/литр

47.70/литр

«Черное золото»

60/литр

42.29/литр

70/литр

«От винта!»

40.99/литр

66/литр

50.55/литр



Ответ:____________________________________________________.

Задание 5. Рассчитайте, сколько бензина потребуется купить папе для поездки и какая будет финальная цена. Если средний расход бензина на 100 км составляет 9 литров. В ответе учитывайте, что покупать бензин можно только целыми литрами.



Маша с нетерпением ждала поездку с папой. Они отправились на дорогу ранним утром, и Маша с интересом наблюдала за проходящими мимо окнами лесами и горами. Расстояние от Красноярска до Дивногорска было не так уж и большим, и вскоре они прибыли в этот живописный городок на берегу Енисея.

В Дивногорске их ждали уютные домики и великолепные виды на реку. Они сделали прогулку по набережной, наслаждаясь чистым воздухом и спокойствием этого места. И вдруг Маша увидела первые подснежники, уже проросшие сквозь траву. Они были такие нежные и красивые, словно послание о наступлении весны.

Маша и папа провели целый день на свежем воздухе, наслаждаясь природой Дивногорска и красотой подснежников. Этот день стал для них настоящим праздником природы и семейного тепла. А когда они вернулись домой вечером, Маша уже мечтала, как она расскажет об этом своим одноклассникам. Это была прекрасная поездка, которая запомнится им обоим на долгие годы.

Подводя итог, подумай какой «путь» потребовалось преодолеть Маша, чтобы увидеть подснежники. Придумай свою цель (место которое хочешь посетить; явление которое хочешь увидеть или др.), дай ей название и составь план реализации этой цели. При составлении опирайся на «путь» Маши. Умести всё в 5-ти пунктах. Под таблицей развёрнуто напиши, какая помощь тебе может понадобиться и кто в силах её предоставить, также опиши возможные трудности.

Название «__________________»

1


2


3


4


5






Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).

Обведи на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «В поиске подснежников».

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)

Да Нет

Почему? ______________________________________________________



























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, хочется отметить важность работы, которая была проделана при создании данных методических рекомендаций. Здесь вы смогли ознакомиться со спецификой данного вида деятельности, его важными составляющими и увидеть это на примере работ. Ученики начальной школы активны, подвижны, любознательны и открыты для всего нового, и чтобы данные качества лишь развивались, применение деятельностных технологий является актуальным, а возможность их применять как раз предоставляет проектно-исследовательская деятельность. Тем самым, проектно-исследовательская деятельность помогает не только развивать у учеников их исследовательские умения, но и формировать метапредметные результаты, в том числе и группу новых познавательных универсальных действий: базовые исследовательские действия.


















СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №286"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021№ 64100) [Электронный ресурс]. http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения 15.01.2024)

2) Воронцов, А. Б. Проектная задача в начальной школе [Текст] / А. Б. Воронцов — . — Москва: Просвещение, 2011 — 176 c.

3) Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с.

4) Островская, И. Ю. Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников / И. Ю. Островская // Школьные технологии. – 2015. – № 2. – С. 147-155.

5) Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011

6) Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся : учебно-методическое пособие / И. С. Сергеев. – Москва : АРКТИ, 2005. – 56 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!