СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы»



Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»







Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы





г. Красноярск, 2024



Методические рекомендации составлены в соответствии с требованием Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.

Составители: Гатилова А.Н. – студентка 21П-4 группы отделения «Преподавания в начальных классов»

«Красноярский педагогический колледж им. М. Горького», 2024









































Аннотация

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ставит перед школой ряд требований к результатам обучающихся.

Методические рекомендации созданы для организации исследования в начальной школе. В пособии описаны доступные методические приемы, позволяющие успешно разрабатывать содержание, использовать наиболее эффективные формы организации и методы исследовательского обучения учеников начальной школы.

Данные разработанные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также для студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».































ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура……………………………4

    1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура…………………..….5

    2. Типичные ошибки при проведения исследования……………………12

    3. Критерии оценивания детских исследовательских работ……………14

    4. Паспорт исследования №1 «С чего начинается радуга?» ……………14

    5. Паспорт исследования №2 «Свидетель четырёх веков»»……………15

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТАНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура……………………………18

2.2. Проектная задача №1 «Всероссийский день спорта со смешариками» для обучающихся 2 класс ………………………...………………………………………………………..22

2.3. Проектная задача №2 «Давайте поможем вместе» для обучающихся класса 2-3 класса………………………………………………………………28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….32

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………32

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….35























РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

1.2. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Проведение исследовательской деятельности среди младших школьников играет важную роль в организации процесса познания, обеспечивает поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у детей представлений об окружающем мире, знаний, которые являются основой для последующего их осознания, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире, формирование трудолюбия, ответственности и самостоятельности.

Под исследовательской деятельностью, по определению А. И. Савенкова, понимается деятельность учащихся, связанная с решением ими творческих исследовательских задач с заранее неизвестным решением и предполагающим следующие этапы: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор действий для исследования и практическое овладение ими, наблюдение и сбор собственного материала, затем его анализ, обобщение и собственный вывод.

В настоящее время ФГОС НОО[1] требует он учителей как раз таки развития у младшеклассников универсальных учебных действий, которые можно формировать как на уроке, так и во внеурочное время, занимаясь с детьми исследовательской деятельностью, которая будет им интересна.

42. Метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать: 42.1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями

2) базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

По стандартам второго поколения  в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается  в  обеспечении   обучающихся  умением учиться. 

Поэтому главной целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.


Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования.

 Экспресс-исследование. Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.

Долговременные исследования. Это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь:

  • ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);

  • предлагает возможные варианты решения;

  • собирает материал;

  • делает обобщение;

  • готовит проект (доклад, макет и др.);

  • защищает проект.

Любая исследовательская работа  состоит из нескольких этапов:

  • выбор темы;

  • постановка цели и задач;

  • гипотеза исследования;

  • организация исследования.


Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

 - экспериментальной;

 - изобретательской;

- теоретической.

 Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.


Основные этапы написания исследовательской работы

1. Выбор темы исследования

Важнейшее условие для выбора темы исследования – наличие какого-либо противоречия или отсутствия объективных данных. (Отчего возникает радуга?)

2. Постановка цели и задач

Считаю, что цель работы в начальной школе должна быть одна, доступная, четко сформулированная, практически направленная, максимально приближенная к ближайшему окружению ребёнка. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели.

Необходимо объяснить, что задачи – это шаги выполнения работы. Они должны быть последовательными и выполнимыми. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ. В работе ставим не более 3-4 задач.

3. Объект и предмет исследования

Чтобы ученику легче было представить соотношение объект-предмет, использую схему.

Необходимо, чтобы характеристики объекта соответствовали поставленным задачам.

4. Выдвижение гипотезы

Ученик выдвигает несколько гипотез и выбирает одну из них. Часто использую метод опроса, анкетирования и мы выбираем наиболее интересную гипотезу коллективно, путём обсуждения.

5. Определение последовательности проведения исследования.

Совместно намечаем план работы, время и место проведения каждого этапа. Создаём таблицу и заносим в неё данные. Большими помощниками в исследовательской работе являются родители.

Какова  роль родителей на каждом этапе исследовательской деятельности?

На этапе выбора темы исследования возможные действия родителей могут быть следующие: помочь выбрать лучшую из тем, обосновать свой выбор.

Следующий этап: выдвижение первоначальных идей. Возможные действия родителей:

 помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать.

В ходе сбора материала родители могут посоветовать, дополнить список необходимых источников по теме исследования или исключить из него те, которые не совсем соответствуют выбранной теме. Взрослые помогут ребенку в посещении библиотеки, ориентировании в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации. Источниками информации могут быть: опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, Интернет, а также книги и периодические издания.

 На этапе обобщения материалов родители могут помочь ребенку кратко изложить  самое главное и рассказать об этом другим людям. Для этого нужно приготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования, создать  графики, макеты, чертежи и др. Детям может потребоваться помощь в редакционной поправке, грамматическом и стилистическом контроле.

 На этапе подготовки к защите проекта родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение ребенка перед выступлением.

В ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких   ролях:

  • консультирует,

  • отслеживает выполнение плана,

  • решает оперативные вопросы,

  • помогает в предварительной оценке проекта,

  • участвует в подготовке презентации,

  • обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.


Таким образом, в связи с переходом на новые федеральные

государственные образовательные стандарты общего образования второго

поколения структура исследовательской деятельности учащихся на

современном этапе развития информационного общества наполняется

новыми целями и содержанием исследовательских умений.





















1.2 Типичные ошибки при проведения исследования

Как выбрать тему исследования

Исследовательская работа начинается с выбора темы исследования.

Существует некоторые требования к теме исследования:

1. Тема должна быть достаточно актуальной и, по возможности, нестандартной.

2. Тема и уровень работы должны соответствовать возрасту ученика.

3. Широко сформулированная тема не дает возможности выполнить качественное исследование.

4. Если работа выполняется на базе научного учреждения, необходимо четко очертить рамки самостоятельного исследования школьника.

Название работы должно точно отражать её содержание. Удачная и неординарная тема – залог успеха.

Типичные ошибки при выборе темы

Выбор темы школьной исследовательской работы — важный и очень ответственный момент.

Не рекомендуется при формулировке темы:

- Слишком общее название, которое может ввести в заблуждение.

- Выбирать масштабные и сложные темы, которые оказываются непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования.

Примеры некорректных тем: «Как поживаете, господин позвоночник?», «Влияние параметров атмосферы на рождаемость в районах Крайнего Севера», «Почему школьники не летают?»

Ошибки в определении цели, задач и гипотезы исследования

Цель может быть только одна, формулируется фразой с глаголами «установить, выявить, определить, сравнить» и т.п.

Типичными ошибками формулирования цели работы являются следующие:

- Цель не связана с рассматриваемым научным противоречием.

- Определяет содержание деятельности, а не получаемое знание.

- Предполагается получить уже известные знания, то есть цель банальна.

Цель указывает общее направление деятельности. Определить цель исследования – это замечательно. Её ещё надо реализовать. Поэтому после того, как определили ЗАЧЕМ, надо решить – КАК ДЕЛАТЬ.

Задачи – это этапы работы. Они не могут быть крупнее цели или повторять ее. Не следует формулировать задачи, которые непосильны для ученика.

Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие. Они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило, их не бывает более 4-5.

Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы.

Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость.

Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.

Требования к гипотезе:

- должна содержать предположение;

- быть проверяемой, подтвержденной;

- быть логически непротиворечивой;

- быть реально опровергаемой или доказуемой.

Ошибки в выборе методов исследования

Выбор конкретных методов исследования определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования.

Метод – способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит возможность реализации исследования – его проведения и получения определенного результата.

Для этого детям предлагается:

- подумать самостоятельно;

- посмотреть книги о том, что исследуешь;

- спросить у других людей;

- познакомиться с кино и телефильмами по теме своего исследования;

- обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;

- понаблюдать;

- провести эксперимент.

Учащиеся выбирают методы, которые помогут проверить гипотезы.

Когда методы выбраны и начинается исследовательская деятельность, сбор и обработка информации, на помощь приходят родители. Ученики активно работают, анализируют и обобщают полученные материалы, проводят исследование. В это время организуются индивидуальные консультации.

Во время консультаций учитель помогает систематизировать собранную информацию

Традиционно методы делятся на два класса:

1. получение и сбор информации;

2. методы её обработки.

Первый класс методов – сбор информации – разнороден и подразделяется на теоретические и практические. Теоретические методы применяются при изучении письменных источников и литературы по теме (анализ, синтез, моделирование и др.). Практические (эмпирические) методы исследования связаны с действиями исследователя, направленными на проведение практики (наблюдение, интервью, беседа, видеосъемка и др.).

Второй класс касается обработки информации. Они делятся на количественные (математические, статистические и др.) и качественные (содержательные). Овладеть методами исследования обучающимся поможет наличие у них специальных памяток, к числу которых можно отнести следующие:

«Как составить план изучаемого текста», «Как охарактеризовать историческую личность», «Как проводить доказательство», «Как изучать различные точки зрения» и другие.

Таблица 1. Критерии оценки детских исследовательских работ.



Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

Актуальность темы соответствует возрастным особенностям

(указаны причины изучения данной проблемы)

0-1


Цель соответствует результатам исследования

0-1

Задачи соответствуют цели

0-1

Правильно сформулировано гипотеза

0-1

Сформулирован предмет и объект

0-1

Использование научной терминологии

0-1

Представлен обзор литературы по выбранной теме

0-1

Представлен результат исследования

0-2

2- полностью представлен результат

1 – частично представлен результат

0 – результат не представлен

Представлена методика исследования

0-1

Последовательность, логичность исследовательской работы

0-2

Заключение соответствует темы, цели и полученного результата

0-2

Всего баллов:

18 баллов



2 балла – критерий явно наблюдается

1 балл – критерий частично наблюдается

0 баллов – критерий отсутствует



Представляю пример своего паспорта исследования:

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

С чего начинается радуга?

2

Актуальность исследования

Сегодня не каждый человек может объяснить появление радуги. Любуясь этим изумительным явлением природы, люди испытывают восторг, радость и счастье. Поэтому у человека появляется желание видеть эту красоту чаще, и он стремится создать ее искусственно.

3

Проблема исследования

Мы захотели увидеть радугу, но на улице зима, и радуги из-за этого нигде нет, и тогда у нас возник вопрос, а можно ли сделать радугу в домашних условиях.

4

Объект исследования

Процесс появления радуги.

5

Цель исследования

Для учителя: организация деятельности учащихся для формирования базовых исследовательских действий с помощью опыта.

Для ученика: найти способы создания радуги в домашних условиях.

6

Задачи исследования

Для ученика:

Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования;

Выяснить, при каких способах можно получить радугу.

Подобрать способы для получения радуги в домашних условиях.

7

Гипотеза исследования

Предположим что, радугу можно сделать в домашних условиях.

8

Методы исследования

- наблюдение;

- опыт;

- анализ литературы.

9

Тип исследования

По продолжительности: (краткосрочный, долгосрочный)

По организационной форме: (групповой, индивидуальный)

По содержанию: (моно,( окружающий мир) межпредметный, внепредметный)

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный: Подбор темы исследования, подбор литературы, постановка цели, задач исследования;

2. Теоретический: Анализ литературы и учебника по окружающему миру;

3. Практический: формулировка гипотезы, проведение опыта;

4. Аналитический: можно ли получить радугу в домашних условиях, подтверждают или опровергают гипотезу;

5. Презентационный: сделать на основе полученного опыта презентацию

6. Рефлексивный: Подвести итоги работы


11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования:

Ход исследования:

1. Взять миску, наполнить её водой, найти белый лист бумаги и небольшое зеркало.

2. На миску направить фонарь, опустить зеркало в воду, прикрепить к краю посуды и повернуть так, чтобы на него падали световые лучи.

3. После этого нужно двигать лист бумаги вдоль миски в поисках места, где на нём будет отображаться радуга.


11

Оборудование для проведения исследования

Зеркало, тарелка с водой, лист бумаги А4, фонарь.

12

Продукт исследования

Радуга в домашних условиях

13

Перспектива исследования


14

Используемые источники

Проект по физике "Получение радуги в домашних условиях" (infourok.ru)

https://obuchonok.ru/node/5179




Представляю пример паспорта исследователя моей одногруппницы



1.4. Паспорт исследования «Свидетель четырёх веков»

Компоненты паспорта

Описание исследования

Тема исследования

«Свидетель четырёх веков»

Актуальность исследования

Город Красноярск является столицей Сибири, но многие дети 4 класса не задумываются о том, как выглядел Красноярск 400 лет назад и какие события произошли в нём до 2024 года. Мне стало интересно, возможно ли на уроке провести исследование с точки зрения разных наук, в групповой работе.

Проблема исследования

Какие события произошли в Красноярске когда появились понятия «Ветропыльск», «Золотая лихорадка», Каскадный фонтан «Реки Сибири», Коммунальный мост.

Объект исследования

Город Красноярск

Цель исследования

Для учителя: организация деятельности учащихся 4 класса по формированию базовых исследовательских действий по теме «Свидетель четырёх веков»

Для ученика: исследовать события, которые изменили город.

Задачи исследования

  1. Изучить дополнительную литературу по теме исследования;

  2. Заполнить ленту времени на основе изученного материала

  3. Представить ленту времени

  4. Подвести итоги и сделать выводы на основе проделанного исследования.

Гипотеза исследования

Предположим, что за 400 лет произошли события, изменившие город.

Методы исследования

-Анализ литературы

Тип исследования (по продолжительности)

Краткосрочный( 1 день), групповой( 4 человека), межпредметный(история, география, экология, экономика)

Этапы реализации исследования, краткое их описание

Подготовительный: подбор темы исследования, подбор литературы, постановка цели, задач исследования

Теоретический: анализ дополнительной литературы про Красноярск

Практический: выдвижение гипотезы, проведение исследования

доказать или опровергнуть гипотезу о том, что за 400 лет в Красноярске произошли события, изменившие город

сделать на основе полученного исследования ленту времени.

Аналитический: анализ результатов, формулировка выводов

Презентационный: представить ленту времени

Рефлексивный: подвести итоги работы

Исследовательский этап:

Для каждой из научных групп выдаётся лента времени, которая изучается по ходу выполнения

Оборудование для проведения исследования

Папки с дополнительным материалом для каждой группы, разные ленты времени





Продукт исследования

Заполненная лента времени, заполненные листы оценки деятельности других групп

Перспектива исследования

Продолжить изучение истории города Красноярска

Используемые источники

Географические карты, карта рек Сибири, вырезки из научных статей, википедия.



Для проведения такого исследования необходимо заранее подготовить все материалы: карточки с таблицей опыта на каждую учеников; зеркало, тарелка с водой, лист бумаги А4, фонарь.

На первом этапе необходимо совместно с обучающимися выделить проблему исследования, затем выдвинуть гипотезы и поставить цель. Для грамотного проведения исследования необходим план работы, для данного исследования был использован прием «перепутанный план», обучающимся нужно было восстановить последовательность, но можно использовать и другие приемы, нужно лишь учитывать то, что обучающиеся должны участвовать в составлении плана действий.



Начинается работа по составленному плану. Перед началом работы необходимо дать четкую инструкцию, благодаря которой обучающимся будет понятно для чего они выполняют эту работу. По мере выполнения пунктов плана важно отмечать сделанные, например, галочкой или плюсом. Так обучающиеся смогут отследить порядок своих действий для достижения цели, а педагог увидит деятельность каждого ученика.

После работы с текстом обучающиеся приступают к проведению опыта для доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы. Перед началом необходимо вспомнить технику безопасности. Когда обучающиеся готовы к выполнению работы необходимо давать четкие инструкции и обратить их внимание на то, что необходимо фиксировать результат наблюдения в таблицу. Вместо устных инструкций можно дать распечатанный план действий, но нужно обращать внимание на возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Следующий этап – представление результатов наблюдения. Здесь можно пригласить 1-2 группы. Остальные могут высказывать свое отношение или задавать вопросы. После выступлений обучающиеся должны решить опровергли мы гипотезу или доказали, а также сделать вывод.

Для создания продукта в данном исследовании обучающимся задается вопрос: «Действительно ли можно сделать радугу в домашних условиях?». После недолгого обсуждения каждой группе предлагается составить рекомендации как сделать радугу в домашних условиях. В завершении, группы представляют свои рекомендации, делаются выводы и проводится рефлексия, обучающиеся должны оценить свой собственный вклад в исследование и вклад в работу группы.

Я считаю, что экспресс-исследования – это хороший способ формирования познавательного интереса и исследовательских умений, поэтому их нужно проводить, начиная с 1 класса.







РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТАНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  1. Глава 2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательной деятельности технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных учебных предметов, курсов и во внеурочной деятельности.

Слово ―проект (в переводе с латинского – «брошенный вперед») в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Швединой определяется как ―замысел, план; разработанный план какого-либо сооружения, механизма, устройства. Это толкование получило свое дальнейшее развитие в виде определения проекта как прототипа, прообраза какого-либо объекта, вида деятельности.

Проект может рассматриваться как реалистический замысел о желаемом будущем, содержащий в себе рациональное обоснование и конкретный способ практического осуществления. Обобщенное понятие проекта может быть сформулировано следующим образом. Проект – это ограниченная во времени деятельность, представленная в виде мероприятий, направленная на решение социально значимой проблемы и достижение определенной цели, предполагающая получение ожидаемых результатов, путем решения связанных с целью задач, обеспеченная необходимыми ресурсами и управляемая на основе постоянного мониторинга деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков.

Многообразие проектов может быть классифицировано по следующим типологическим признакам:

- по доминирующей в проекте деятельности. Такой деятельностью может быть исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.;

- по предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект;

- по характеру координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта):

- по характеру контактов (среди участников одного учебного заведения, класса, учебной группы, города. Региона, страны, разных стран мира);

- по количеству участников проекта;

- по продолжительности выполнения проекта.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этого затруднения при рассмотрении в определенной ситуации.

Перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом:

  • Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.

  • Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.

  • Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.

  • Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.

  • «Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.

  • Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.

  • Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов [2, c. 189].



Учебный проект должен содержать следующие структурные элементы:

    • титульный лист;

    • содержание;

    • введение;

    • описание исследования;

    • заключение (результаты исследования).



Введение должно содержать:

    1. описание и результат анализа проблемных вопросов избранной специальности с целью выбора и формулировки темы учебного проекта;

    2. описание противоречия, проблемы, проблемной ситуации, проблемного вопроса для проведения исследования;

    3. обоснование актуальности, практической полезности темы учебного проекта;

    4. цель и задачи для проведения исследования;

    5. гипотезу исследования;

    6. перечень и описание методов исследования на каждом этапе выполнения исследовательской работы.

Общий объем введения не менее 2 страниц.



Описание исследования должно содержать:

  • план этапов выполнения исследовательской работы;

  • описание дополнительной информации и экспериментальных данных для проведения исследования, выявленных в ходе поиска в сети Интернет;

  • собственно процесс исследования.

Заключение должно содержать представление результатов исследования.

В качестве приложений может быть использован фотоотчёт о проведённом мероприятии, фотографии изготовленной модели, изготовленных творческих работ и т.п.

В обязательном порядке к описанию проекта прилагается продукт проектной деятельности (или фотографии /видеозаписи/ аудиозаписи, на которых запечатлён продукт проектной деятельности) [1, c. 49].

Продуктом проектной деятельности могут быть аналитические материалы, обзорные материалы, стендовый доклад, художественная творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, компьютерной анимации, макет, иное конструкторское изделие, мультимедийные продукты и др.

Представляю пример своего паспорта проектной задачи:

Разработчики: Гатилова А.Н.

Данная проектная задача предполагает работу в группах по 4-5 человек и выполнение 6 заданий. Деятельность всех групп направлена на создание общего результата: создание памятки. Решение задачи начинается с письма, из которого дети узнают о герое и создании конечного результата. Работа рассчитана на 1 урок.

Название проектной задачи

Всероссийский день спорта со смешариками

Тип проектной задачи

Предметная (Математика) 2-3 класс

Место проектной задачи в образовательном процессе

2 класс, 1 четверть

Дидактические задачи

1.Создать условия для группового взаимодействия при решении проектной задачи, развивая у учеников умения и навыки самостоятельной и групповой работы.

2.Отработать умения анализировать материал, обобщать, использовать эти умения в нестандартной ситуации.

3.Развивать рефлексивные и творческие способности учащихся.

4. Создать памятку «Упражнения для нашего здоровья».


Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача

Предметные:

- решают задачи;

Метапредметные:

Познавательные:

- понимают таблицы, схемы;

- включаются в творческую деятельность.

Регулятивные:

- принимают и сохраняют учебную задачу;

- осваивают способы пошагового итогового контроля результата.

Коммуникативные:

- слушают, принимают чужую точку зрения, представляют свою.




Планируемый педагогический результат

Умения, работая в группе, создать конечный результат: памятку «Упражнения для нашего здоровья».

Проектный продукт

Памятка «Упражнения для нашего здоровья».

Критерии оценивания

При подведении итогов работы оценивается:

• владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;

• умение действовать согласно инструкции;

• выполнять самооценку своих действий.

Оценивание взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи, и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.



В приложении 1 расположено содержание заданий проектной задачи.


Ниже представлен паспорт проектной задачи, разработанный моей одногруппницей - Жариковой Елизаветы Андреевны

Работа рассчитана на 1 урок. Желательно предоставить учащимся возможность пользоваться дополнительной литературой, которую необходимо предоставить и интернетом.

Таблица № 3. Проектная задача «Давайте поможем вместе».

Название проектной задачи

«Давайте поможем вместе!»

Предмет

Математика, окружающий мир

Класс, время

2-3, третья четверть (март)

Вид задачи

Межпредметная, обучающая, разновозрастная

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

Совершенствование совместной деятельности учащихся для подбора и образования готовой информации.

  1. Решение предметных задач.

  2. Корректировка своих действий на основе внешней проверки.

  3. Распределять виды деятельности, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, умение работать по алгоритму, сравнивать, анализировать, делать выводы, высказывать свою точку зрения);

  4. Создание итогового продукта (видео-сюжет на 1-2 минуты).

Знания, умения и способы действия, на которые опираются задача

Предметные результаты:

- решают примеры в несколько действий;

- выполняют вычислительные операции;

- приводят примеры животных из Красной книги России;

- используют источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о животных.

Метапредметные результаты:

-  участвуют в общей беседе;

- осознают познавательную задачу;

- анализируют информацию в тексте;

- читают модели, схемы;

- приходят к коллективному решению;

Планируемый педагогический результат

Освоение учащимися 2-3 класса коммуникативных навыков при совместной работе. Овладение способами прогностической оценки при планировании совместной работы. Умение представлять результаты своей работы в различных формах.

Способ и формат оценивания результатов работы

1. Оценка работы группы. (приложение 1)

2. Оценка коммуникативных умений младших школьников. (приложение 2)

3. Оценка итогового продуктов учителем и другими учащимися. (просмотр видео)

Используемые источники

  1. https://www.guinnessworldrecords.com/search?term=cat&page=1&type=all&max=20&partial=_Results&

  2. https://catalog.prosv.ru/attachment/c7ab1a81b68ec6295a26c7c58a00c316ddef1ac7.pdf

  3. https://redbookrf.ru/







Оценивание группы


(отзыв на работу группы)

+ отличная работа

= хорошая работа

- слабая работа

Ф.И. ___________________________             Дата______________

Группа, которую наблюдал: ___________

пп

Критерии

оценка

1

Группа работала над темой


2

Презентация группы была интересной


3

Презентация была понятной, и я смог понять тему


4

Вся группа участвовала в презентации


5

Все участники отнеслись к проектной задаче серьезно


6

Группа подробно отвечала на вопросы


7

Презентация была содержательной (интересное начало, подробные детали в середине, хорошее заключение)


8

Я узнал новое для себя из презентации


9

Презентация хорошо подготовлена (каждый человек знает свое выступление)


10

Выступающие говорят ясно и громко





Лист самооценки и взаимооценки работы в группе


Оцени, насколько хорошо ты (он) работал в группе: используй знаки: + /  или оцени работу (3, 2, 1,0 баллов)

 Самооценка

+/-

Взаимооценка

+/-

 Я всегда активно участвовал во

всех заданиях группы (пары).


Он всегда участвовал во всех заданиях группы (пары).


Я брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу


Он брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу.


 Я внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы.  


Он внимательно выслушивал то, что говорили (предлагали) другие члены группы


Я подавал группе правильные ответы.  


 Он давал группе правильные ответы.  


 Я выполнял не только свое задание, но и помогал другим.    


Он выполнял не только сое задание, но и помогал другим.  


Я общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними.  


Он общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними.  






































  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ



На сегодняшний день в России существуют старые традиции реализации данного подхода, которые уже изживают себя, поскольку являются малоэффективными и не удовлетворяют современные требования.

На территории всей страны создаются и функционируют малые академии наук и научно-технические общества, которые и являются «исполнительным органом» проектной деятельности. Они приносят огромную пользу, но могут приносить ещё большую.

Основная цель таких заведений - это создание модели функционирования академических исследовательских объединений. Дети, которые принимают участие в подобных мероприятиях, - это будущие учёные и профессионалы, которым предстоит двигать колесо истории.

Обучение в таких обществах проводится более индивидуализировано и качественно, здесь есть время выслушать каждого, и каждый может реализовать любой свой проект. Современные образовательные стандарты направлены на то, чтобы минимизировать нагрузку на детей. Следует уменьшить количество, но повысить качество.

Проектно-исследовательская деятельность в дополнительном образовании становится всё более популярной. Изначально внедрение данной деятельности происходило только в основном процессе обучения, но позже стало ясно, что она может быть полезна и применима на различных кружках, факультативах и курсах. Эта сфера образования только начинает развиваться, поэтому печатных трудов, посвященных данной теме, практически нет.

Каждый желающий может обратиться к ФГОС. Проектная и исследовательская деятельность, описываемая в государственном стандарте, позволит понять основные моменты данного подхода. Наиболее активно он применяется в сфере информационных технологий. Это позволяет воспитать компьютерно грамотного человека, который сумеет выразить свои идеи и проекты при помощи современной техники и оборудования. Первые опыты применения данного подхода уже дали свои положительные результаты. Обучение проводится с учащимися 7-16 лет. Поскольку работа должна быть творческой, то каждый волен сам выбирать желаемую тему и способы её представления.





































  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс] : Постановление от 31 мая 2021 года №286 – С. 49. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения 17.01.2023).

  2. Воронцов, А. Б. Проектная задача в начальной школе [Текст] / А. Б. Воронцов — . — Москва: Просвещение, 2011 — 176 c.

  3. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с.

  4. Островская, И. Ю. Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников / И. Ю. Островская // Школьные технологии. – 2015. – № 2. – С. 147-155.

  5. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся : учебно-методическое пособие / И. С. Сергеев. – Москва : АРКТИ, 2005. – 56 с.






















Приложение 1



Дорогой первоклассник !

Наши друзья Смешарики, с которыми вы скорее всего давно знакомы, вновь задумали что-то очень интересное. Крош, Совунья, Лосяш, Пин и Нюша поспорили, кто же из них самый ловкий, быстрый и сильный. Они решили устроить спортивный марафон, но Ежик потерял листы сборника спортивных заданий. Помогите ребятам найти потерянные листы, чтобы день спорта состоялся!

Сформулируйте проблему Смешариков на основании данного текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________

Какую задачу придется вам решить? Запишите ее формулировку.

________________________________________________________________________________________________________________________________





































Задание 1:

Совунья знает, где лежит 1 лист от сборника с упражнениями: он находится на вершине горы в Ромашковой долине. Чтобы добраться до вершины горы, нужно пройти полосу препятствий, решив примеры. Помоги ей добраться до финиша.



Задание 2:

Лосяш вспомнил, что видел лист с упражнениями у себя дома на полках с учебниками. Чтобы найти этот лист, ему нужно решить задачу.

На первой полке 10 книг, на второй - на 9 книг больше. Сколько книг на второй полке? Сколько всего книг?



Ответ:

Задание 3:

Пин выяснил, что один из листов сборника улетел на Луну вместе с Биби. Помогите Пину с помощью геометрических фигур построить ракету, чтобы отправиться за листом. Начертите с помощью линейки и простого карандаша ракету.



Ответ:







Задание 4:

Лосяш сказал Крошу, что видел четвертый лист от сборника упражнений у Нюши. Долго искал Крош Нюшу, и наконец-то нашел ее на ромашковой поляне. Она качалась на качеле и ела конфетки. Крош попросил у Нюши лист с упражнением, но она сказала Крошу, что отдаст этот лист, если он решит ее числовые выражения. Помоги Крошу решить эти выражения:



10 + 5 = ___

11 - 9 = ___

5 + 4 - 1 = ___

20 - 6 + 1 =___

18 - 8 + 6 =___

5 + 5 + 6 =___











Смешарикам с вашей помощью удалось найти все листы сборника спортивных заданий, а это значит, что спортивный марафон состоится. Соберите сборник и скрепи его, чтобы листы больше не терялись. Не забудьте сами выполнить упражнения, ведь день спорта совсем скоро настанет!

















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!