СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с жанровой живописью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие нравственных, эстетических и личностных качеств, детей дошкольного возраста. Преобразования, обусловленные внедрением последних нормативных документов, меняют педагогические взгляды на традиционный процесс формирования у ребёнка дошкольного возраста эстетического, художественного и творческого отношения к миру в детской деятельности; возрастает роль искусства, национальной и музейной культуры в становлении культурной личности ребёнка дошкольника. Поэтому, актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.

Таким образом, ознакомление с жанровой живописью детей дошкольного возраста в условиях детского сада является важной составляющей работы по художественно-эстетическому развитию.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с жанровой живописью»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСЬЮ


Психологические особенности восприятия старшими дошкольниками

произведений искусства


Прежде чем начать разговор о том, какова же специфика понимания старшими дошкольниками живописи, рассмотрим некоторые психические особенности их развития, которые в конечном итоге создают возможность приобщения детей к искусству.

В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается произвольное внимание, оно становится и более устойчивым, адекватным, целостным, осознанным. Это создает основу для развития последовательного, планомерного и логического восприятия содержания картины.

Существенно меняются образные память и воображение: увеличивается объем сохраняемых представлений, они становятся осмысленными, четкими, дифференцированными, связными и системными. Развитие словесно-смысловой логической памяти влияет на изменение процесса воображения. В старшем дошкольном возрасте у детей формируется преднамеренное воображение, т.е. ребенок может строить и воплощать свой замысел. Своеобразие развития памяти и воображения способствует восприятию изобразительного искусства в форме обобщенных представлений.

На основе имеющегося у детей наглядно-действенного мышления формируются наглядно-образные его формы. Благодаря этому дошкольники познают связи и отношения между предметами и явлениями, изображенными на картине, понимают язык живописи, т.е. художественный образ и выразительные средства, используемые живописцем.

Развитое образное мышление создает предпосылки для формирования логического мышления, определенных понятий. Старший дошкольник способен сравнивать, сопоставлять, обобщать, высказывать логические суждения и делать

относительно верные выводы. При установлении различных связей между предметами и явлениями ребенок легко выделяет функциональные связи (назначение, использование предметов), значительно труднее раскрывает пространственные и временные отношения (в смысловом их значении). Однако, при целенаправленной педагогической работе он с успехом преодолевает эти трудности.

Высокий познавательный уровень старших дошкольников обусловливает формирование у детей эстетического оценочного отношения к воспринимаемому, умение видеть в нем прекрасное или безобразное. У ребенка постепенно развиваются эстетические представления и чувства, на основе которых формируется творческое воображение самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивной, игровой, речевой и др.). Но не только эстетические чувства и отношения проявляются у детей в старшем дошкольном возрасте. У них совершенствуются и моральные чувства, которые с взрослением приобретают социальный характер.

Вначале дети объясняют свое отношение к картине лишь одним словом – нравится. Им бывает трудно объяснить, почему понравилось то или иное произведение. Отвечают на вопрос односложно, в их ответах отсутствуют эпитеты, образные сравнения. Мотивы выбора понравившейся картины чаще отвлеченные или обусловлены личным опытом.

А вот уже в старшем дошкольном возрасте дети выделяют познавательную, эстетическую и нравственную ценность содержания картины. Оценивая познавательную ценность произведения, они легко понимают, о чем рассказал художник в своей картине.

Однако понять замысел художника, идею произведения им удается не сразу. Они воспринимают сюжетную линию, но не могут еще анализировать отношения, переданные художником (между образами, содержанием и средствами выразительности).

Об эстетической ценности содержания картины ребята рассказывают с особой эмоциональной настроенностью. Дети способны определять нравственную ценность содержания картины. Но им сложнее уяснить нравственную ценность портретного жанра, чем сюжетного произведения. Понимание дошкольником характера изображенного человека его психического состояния достигается лишь при активном целенаправленном, эмоциональном руководстве воспитателя процессом восприятия.

Понимание художественных образов в произведении вызывает у детей сильные чувства, проявляющиеся в сопереживании с героями произведения. Оценивая содержание картины, они изменяют собственное поведение в соответствии с идеалами художника.

В ходе работы по ознакомлению детей с живописью совершенствуются их представления о средствах выразительности - цвете, композиции, линии светотени и т.д. Они правильно воспринимают выразительные средства, как форму передачи содержания произведения, его настроения.

Кроме цвета, дети легко воспринимают мимику лица, понимают это средство как выражение настроения произведения в целом, так и выражение нравственных взаимоотношений между людьми.

Труднее детям дается выделение композиционного построения картины. Они легко выделяют композиционный центр (если вопрос воспитателя поставлен точно и правильно), но затрудняются отвечать на вопрос, почему художник расположил в картине людей именно таким образом, что он хотел этим подчеркнуть.

Воспринимать самостоятельно ритм, линию, светотень в произведении живописи старшие дошкольники вначале не могут, это умение формируется в систематической работе по ознакомлению с живописью.



Функции изобразительного искусства в воспитании дошкольников


Познавательная функция искусства. Знакомя детей с жанровыми произведениями, воспитатель раскрывает перед ними картину окружающего мира, быт, труд людей в различных сферах деятельности (в семье, на строительстве, в поле, на фабрике, в школьном классе и т.д.). При этом не ограничивается только перечислением изображенных на картине людей, предметов, а раскрывает значимость труда самого художника, своеобразие его мастерства, раскрывает, что побудило художника написать эту картину. При детальном рассматривании картины, анализе изображенного на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребенок на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного. Воспитатель подчеркивает, что значимость изображенного явления, настроение произведения художник раскрывает посредством цвета, композиции, мимики, жестов.

Особое место живопись занимает и в развитии речи. Ведь речь ребенка- показатель того, насколько он понял содержание произведения. Приобщая детей к живописи как виду искусства, опосредованно отражающему реальный мир, необходимо учитывать особенности развития словаря, связной речи ребенка. Речь, лишенная интонационной окраски, не вызывает у ребенка эмоциональной отзывчивости, она отражает познание искусства лишь на уровне рационального логического мышления. На занятиях по изобразительному искусству широко используют средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей (добрый, трудолюбивый, добросовестный, неустанный, отважный, мужественный, бесстрашный и др.). Вводя их в активный и пассивный словарь детей, а также специфические изобразительные термины - холодный и теплый тон, светотени, краски: яркие, сочные, размытые, прозрачные, насыщенные, цветовые пятна, гамма цветов; слова, связанные с композиционным построением картины, - план картины, построение в круг, в треугольник, линия, движение. На занятиях оперируют изобразительными терминами, не вводя их в активный словарь детей: тепло – холодность, колорит, воздушность, композиция, равновесие, ритм, симметрия, пространство, динамика, изображение стилизованное, обобщенное.

С помощью живописи развивают и мыслительную деятельность старших дошкольников: умение делать обобщение на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивать внутреннюю речь.

Воспитательная функция искусства. Более полное познание детьми произведения изобразительного искусства позволяет педагогу не только развивать у них интерес к живописи, но и формировать первоначальные основы мировоззрения.

Искусство способствует воспитанию различных чувств. Так, при ознакомлении с жанровой живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни страны, к различным видам деятельности человека, отношениям его в процессе труда, к ценностям, которые создает народ, художественному творчеству.

Дети обогащают свой нравственный опыт, у них формируется нравственное сознание. Они учатся сравнивать собственный опыт с опытом людей, изображенных художником, и переносить воспринятые в жанровой живописи способы взаимоотношений между людьми в реальные жизненные ситуации. Так закладывается основа представлений о нравственно-эстетическом идеале.

Эстетическая функция искусства. Учить старших дошкольников видеть в жанровой живописи красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление с реальной действительностью - значит развивать их эстетические чувства, которые проявляются у детей вначале в эмоциональных и речевых реакциях, а затем, при дальнейшем ознакомлении их с искусством, в собственной художественной деятельности.



Требования к отбору произведений живописи


Произведения живописи должны реалистически отражать знакомые детям явления общественной жизни и природы. В картине должна быть четко выражена идея, замысел художника. Можно отбирать картины и других направлений в живописи.

Отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, необходимо четко представлять, о чем картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создал данное произведение, как передал содержание (какие художественные средства использовал).

Произведение искусства отличается не только идеей, которая в картине скрыта, но и темой, т.е. что на ней изображено. Тема произведения должна быть близка социальному опыту ребенка, его жизненным впечатлениям.

Детям старшего дошкольного возраста доступны темы, отраженные в жанровой живописи: социальная активность людей в труде, любовь их к своей родине, гуманные отношения людей (забота, внимание, чуткость, радушие, преданность, доброта, отзывчивость, взаимопомощь и др.). Любовь и бережное отношение человека к земле, природе.

И еще один важный принцип, который учитывают, отбирая произведения живописи для ознакомления детей дошкольного возраста - дошкольников знакомят с картинами, созданными разными художниками на одну и ту же тему («Семья» Г.П. Сорогина и «Семья» Ю.П. Кугача). Ознакомление детей с картинами, сходными по своему содержанию, но выполненными разными художниками, влияет на становление у дошкольников личностного эмоционально-оценочного отношения к воспринимаемому произведению, на формирование эстетического вкуса.

Я остановлюсь подробнее на пейзаже. Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, в различных климатических условиях, при солнечном и лунном освещении, но и передает чувства и настроения.

Каким требованиям должны отвечать пейзажи, используемые в работе с детьми дошкольного возраста?

1. Доступность содержания пейзажа для восприятия. Тематика картин обязательно должна быть созвучна интересу детей, соответствовать их опыту. Опыт нашей работы показал, что наиболее полное понимание содержания произведений портретной живописи происходит при восприятии портрета-картины, так как изображенный художником, окружающий мир помогает детям определить настроение, эмоциональное состояние образа.

2. Содержание пейзажа должно носить воспитывающий, гуманный характер, способствовать формированию нравственно-эстетических качеств, чувств, отношений.

3. Яркая выраженность эмоционального состояния. Чем эмоциональней, ярче, убедительнее произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание зрителей, глубже раскрывается самое содержание изображения.

4. Разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, композиция, ритм). По нашим наблюдениям, внимание детей в пейзаже приковывает динамика (движение), красочность и насыщенность изображения.

Здесь названы лишь основные требования к отбору произведений искусств, которые можно использовать в работе с дошкольниками. Понятно, что педагог, приобщая ребят к живописи, учитывает возрастные психофизиологические и индивидуальные особенности и уровень их интеллектуального, эмоционального эстетического развития, возможности оснащения педагогического процесса наглядными пособиями и, наконец, особенности функционирования детской учреждения, его месторасположение (город или село, где растет, развивается и формируется ребенок). Проявляя творчество, воспитатель будет совершенствовать методику отбора произведений искусства, с помощью которых он сможет приоткрыть ребенку дверь в мир художественного видения.

Таким образом, детей можно знакомить с разными видами произведениями живописи, высокохудожественными, богатыми по содержанию и совершенными по художественной форме, доступными как по содержанию, так и по средствам выразительности.



Методы и приёмы ознакомления дошкольников с живописью


Непосредственное ознакомления дошкольников с живописью осуществляется поэтапно. На каждом этапе используются определённые методы и приёмы

1 этап - самостоятельное, целостное, эмоциональное восприятие картины ребёнком;


2 этап - искусствоведческий рассказ, основанный на эмоциональном восприятии педагога.

Искусствоведческий рассказ дошкольникам даётся после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение.

Структура рассказа:

• название картины;

• кто написал, о чём произведение;

• что самое главное в картине (выделить композиционный центр);

• как оно изображено (какими красками написано, как расположено);

• какое в нём передано настроение;

• что особенно мне понравилось;

• какие возникли у меня чувства, что подумалось, вспомнилось.


3 этап - самостоятельное восприятие картины ребёнком.


4 этап - вопросы с целью закрепления понимания содержания картины.


Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности.

Например:

– Что изображено на картине?

– Где расположены изображённые на картине предметы, люди?

– Как вы думаете, что самое главное в картине?

– Как это изобразил художник?

– Что в картине самое яркое?

– Что этим хотел сказать художник?

– Какое настроение передал художник?

– Как вы догадались. Что именно такое настроение отражено?

– Как это удалось сделать художнику?

– О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?


Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий».

Усилить воздействие искусства на эмоции детей помогает сочетание различных искусств путём сравнения сходства музыкального и живописного произведения по выраженному в них эмоциональному настроению, характеру художественного образа. При этом можно использовать и включение контрастных произведений. Например, восприятие контрастных между собой музыкального и живописного произведений.

На первом этапе основным приемом ознакомления детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством является искусствоведческий рассказ. Выбор искусствоведческого рассказа как приема ознакомления дошкольников с живописью обусловлен содержанием и построением произведения, в котором отражены в логической взаимосвязи его элементы. Структура может быть такой: сообщение названия картины и фамилии художника; о чем написана картина; что самое главное в картине, как оно изображено; что изображено вокруг главного и как с ним соединены детали; что красивого показал своим произведением художник; о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину. Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина.

На занятии искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель дает им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины, формирования умения вычленять средства выразительности, используемые художником, а также активизации творческого воображения и эмоций, возникающих при восприятии изображенного на полотне. Вопросы должны быть подробными и конкретными. Отвечая на них, ребенок перечисляет детали произведения, устанавливает и объясняет элементарные логические связи между содержанием произведения и средствами его выразительности.

Задавать подробные вопросы после рассказа необходимо, так как дети еще не имеют навыка «чтения» картины, не умеют самостоятельно анализировать произведение.

Восприятие живописи, ее познание невозможны без эмоций. Картины художников должны вызывать у детей определенные чувства, желание творить красоту и добро. Поэтому в процессе ознакомления детей с живописью, особенно на первых этапах, оправдывает себя прием «вхождения» в картину, воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины событий.

В процессе приобщения детей к живописи важно синтезировать на занятиях различные виды искусства, особенно на первоначальном этапе. Умелое использование музыки, выразительного чтения усиливает интерес к живописи, обостряет эстетические чувства ребят, повышает их эмоциональную восприимчивость.

На втором этапе детей обучают умению анализировать изображенное на полотне. На основе анализа формируют умение воспринимать целостный, обобщенный образ картины. Научить дошкольников целостно воспринимать картину - процесс более сложный, поэтому требуются иные методы и приемы приобщения детей к изобразительному искусству.

Происходят изменения в методике работы. Прежде всего, исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин теперь начинается с вопросов более обобщенного характера. Они строятся с учетом более высокого уровня восприятия картины детьми и их умения анализировать произведение. Однако иногда случается так, что некоторые дети без предварительного подробного анализа произведения вслух или без искусствоведческого рассказа затрудняются сразу ответить на вопрос, о чем картина. В этом случае необходимо использовать прием точных установок о выполнении ребенком мыслительных действий в определенном порядке при ответе на вопрос: «Прежде чем ответить на вопрос, о чем картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чем картина».

По мере приобретения детьми эстетического опыта рассматривания картин воспитатель на третьем этапе вводит новые методические приемы, с помощью которых формируется творческое восприятие детьми произведения живописи. К таким приемам относятся сравнение, классификация картин, мысленное создание собственной картины по названию картины художника, различные дидактические игры. В основе указанных приемов лежит сопоставление произведений разных художников, жанров, сравнение изображенного на картине со своим личным опытом, реальной действительностью, это сопоставление дает возможность вызвать у ребенка разнообразные ассоциации, эмоции, чувства, углубляет его представление и переживания.

Впечатления, полученные во время беседы детьми, находят свое отражение в рисунках. Дети стремятся к наиболее точной передачи настроения, эмоций человека через использование в рисунках изображений мимических движений лица и цвета.



Усложнение задач ознакомления дошкольников с изобразительным искусством


Программные задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством на протяжении всего пребывания ребёнка в детском саду можно разделить на четыре группы:


Первая группа – содержательная, ставящая целью обучения детей умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить.


Вторая группа – изобразительно-выразительная. Педагог учит детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).


Третья группа – эмоционально-личностная. В неё входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу?», «Что вам понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?».


Четвёртая группа – воспитательная. Задача направлена на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно – эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства.


Усложнение задач ознакомления дошкольников с изобразительным искусством


Группы:

Программные задачи:

2 младшая группа

(с 3 до 4 лет)


Начинают знакомить с книжной иллюстрацией, народной игрушкой, наглядно-

дидактической картиной. В ходе этой работы у них воспитывают интерес к

рассматриванию ярких образов, учат видеть, что и как изобразил художник в рисунке.

При рассматривании педагог обращает внимание на знакомые изображения предметов, людей, природные явления, учит таким образом всматриваться в картину, ощущать радость от узнавания знакомых предметов. Детей учат замечать контрастные по цвету образы, приучают также эмоционально откликаться на красоту изображённых предметов и явлений в произведениях искусства.


Средняя группа

(с 4 до 5 лет)


Учат понимать содержание произведения, рассказывать о нём, сравнивать действия

изображённых персонажей с реальными, замечать детали.

При этом воспитатель обращает внимание детей и на выразительные средства,

использованные художником – цвет, форму.

Детей учат всматриваться в картину, внимательно слушать рассказать по картине,

смотреть и видеть, соотносить изображённые предметы с реальными, выделять главное в содержании произведения.


Старшая группа

(с 5 до 6 лет)

Обучают детей пониманию содержательной и выразительной стороны произведения, стараются дифференцировать в их представлении такие понятия, как «содержание», «выразительные средства», учат понимать взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами.

У детей развивают интерес, художественный вкус, умение «читать» произведение,

способность эстетически воспринимать действительность

Подготовительная к школе группа

(с 6 до 7 лет)


Дети могут определять личностное избирательное отношение к произведению, мотивировать выбор понравившейся картины, рассказать об эмоциональных ассоциациях.

У них формируют понятия «хороший», «красивый».

Детей побуждают к самостоятельному рассматриванию картин, учат различать специфику и своеобразие каждого жанра, формируют умение воспринимать содержание картины, различные средства выразительности, чувствовать и понимать настроение, характер, взаимосвязь жизненных явлений, развивают эстетические чувства, суждения, эмоциональную отзывчивость на художественный образ.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!