СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по профилактике буллинга в общеобразовательном учреждении

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по профилактике буллинга в общеобразовательном учреждении»

Методические рекомендации по профилактике  буллинга в общеобразовательном учреждении Подготовил Педагог-психолог ГБОУ СО «Верхнесалдинская школа» Колмакова Евгения Андреевна

Методические рекомендации

по профилактике

буллинга

в общеобразовательном

учреждении

Подготовил

Педагог-психолог

ГБОУ СО «Верхнесалдинская школа»

Колмакова Евгения Андреевна

Определение «буллинга»-школьной травли «буллинг – это запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе».

Определение «буллинга»-школьной травли

«буллинг – это запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе».

Виды буллинга А. Психологическое (моральное) насилие: 1.вербальный  насмешки, присвоение кличек,  бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей,  угрозы физической расправы, шантаж,  угроза пожаловаться взрослым, перестать дружить, вымогательство, доносительство,  клевета на жертву, придирки,  оскорбления, обзывательства, дразнилки.

Виды буллинга

А. Психологическое (моральное) насилие:

1.вербальный 

  • насмешки,
  • присвоение кличек,
  • бесконечные замечания и необъективные оценки,
  • высмеивание,
  • унижение в присутствии других детей,
  • угрозы физической расправы,
  • шантаж,
  • угроза пожаловаться взрослым, перестать дружить,
  • вымогательство, доносительство,
  • клевета на жертву, придирки, 
  • оскорбления, обзывательства,
  • дразнилки.
Виды буллинга 2. социальное исключение бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой и т.д.); 3.кибербуллинг –  очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео, фотографий, оскорбительных текстов в общий доступ. (подвержены до 30% школьников 12-15 лет). Распространение в последнее время получает троллинг — размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, блогах и др.) провокационных сообщений с целью вызвать конфликты между участниками, взаимные оскорбления.

Виды буллинга

2. социальное исключение

  • бойкот,
  • отторжение,
  • изоляция,
  • отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой и т.д.);

3.кибербуллинг – очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео, фотографий, оскорбительных текстов в общий доступ. (подвержены до 30% школьников 12-15 лет). Распространение в последнее время получает троллинг — размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, блогах и др.) провокационных сообщений с целью вызвать конфликты между участниками, взаимные оскорбления.

Б. Физическое насилие  избиение, нанесение удара, подзатыльники, порча и отнимание вещей, воровство и  др.

Б. Физическое насилие  избиение, нанесение удара, подзатыльники, порча и отнимание вещей, воровство и  др.

Основные характеристики Буллинга Умышленность Регулярность Неравенство сил Групповой процесс (затрагивает широкий круг участников) Не заканчивается сам по себе Негативное психологическое воздействие на всех участников

Основные характеристики Буллинга

  • Умышленность
  • Регулярность
  • Неравенство сил
  • Групповой процесс (затрагивает широкий круг участников)
  • Не заканчивается сам по себе
  • Негативное психологическое воздействие на всех участников

Наблюдатели АКТИВНЫЕ ПОМОЩНИКИ ПАССИВНЫЕ СТОРОННИКИ подкрепляют действие буллера (улыбками, смешками, поддакиванием); могут подначивать, провоцировать. в целом одобрительно относятся к поведению доминирования и унижению слабых.

Наблюдатели

АКТИВНЫЕ ПОМОЩНИКИ

ПАССИВНЫЕ СТОРОННИКИ

  • подкрепляют действие буллера (улыбками, смешками, поддакиванием);
  • могут подначивать, провоцировать.
  • в целом одобрительно относятся к поведению доминирования и унижению слабых.
Защитники Наличие даже ОДНОГО противника буллинга в классе может изменить ситуацию к лучшему. Если защитников несколько и с их мнением в классе считаются — большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале. Основные характеристики защитников: Устойчивая система ценностей. Представление о самом себе с преобладанием позитивных установок относительно собственной личности Способны самостоятельно регулировать свое поведение; Оптимистический эмоциональный фон.

Защитники

Наличие даже ОДНОГО противника буллинга в классе может изменить ситуацию к лучшему.

Если защитников несколько и с их мнением в классе считаются — большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.

Основные характеристики защитников:

  • Устойчивая система ценностей.
  • Представление о самом себе с преобладанием позитивных установок относительно собственной личности
  • Способны самостоятельно регулировать свое поведение;
  • Оптимистический эмоциональный фон.
Психологические рекомендации потенциальным жертвам Повышать самооценку, уверенность в своих силах: -Посмотри в зеркало. Улыбнись себе! Говорите о себе только в позитивном ключе. -Не зацикливайтесь на своих физических изъянах. Они есть у всех! Помните, что большинство окружающих вас людей этих недостатков не замечают, либо не догадываются об их существовании. -Избегайте ситуаций, в которых вы чувствуете дискомфорт, и людей, с которыми вам не хочется общаться.

Психологические рекомендации потенциальным жертвам

Повышать самооценку, уверенность в своих силах:

-Посмотри в зеркало. Улыбнись себе! Говорите о себе только в позитивном ключе.

-Не зацикливайтесь на своих физических изъянах. Они есть у всех! Помните, что большинство окружающих вас людей этих недостатков не замечают, либо не догадываются об их существовании.

-Избегайте ситуаций, в которых вы чувствуете дискомфорт, и людей, с которыми вам не хочется общаться.

Развивайте навыки общения со сверстниками  -Способы реагирования на обзывания:  -игнорировать  -не обращать внимания  -отреагировать нестандартно.  Как завести себе друзей  -приглашать в гости  -уметь выслушать и помогать друг другу  -уметь делиться (ручкой, ластиком, угощать конфетой, давать списывать контрольные, ….)  -говорить приятные слова «как ты сегодня замечательно выглядишь», «мне приятно с тобой общаться», «мне с тобой интересно»…..  -самые лучшие знакомства – это случайные. Поэтому для того, чтоб найти  хороших друзей как можно чаще бывайте вне дома. Запишитесь в спортивную секцию, кружок по моделированию и т.д.   Развивайте навыки реагирования в конфликтных ситуациях и адекватного выражения эмоций.

Развивайте навыки общения со сверстниками -Способы реагирования на обзывания: -игнорировать -не обращать внимания -отреагировать нестандартно. Как завести себе друзей -приглашать в гости -уметь выслушать и помогать друг другу -уметь делиться (ручкой, ластиком, угощать конфетой, давать списывать контрольные, ….) -говорить приятные слова «как ты сегодня замечательно выглядишь», «мне приятно с тобой общаться», «мне с тобой интересно»….. -самые лучшие знакомства – это случайные. Поэтому для того, чтоб найти  хороших друзей как можно чаще бывайте вне дома. Запишитесь в спортивную секцию, кружок по моделированию и т.д. Развивайте навыки реагирования в конфликтных ситуациях и адекватного выражения эмоций.

Психологические рекомендации агрессору  Подумайте что вы сделали неправильно, и постарайтесь найти способы исправить это. Сфокусируйтесь на том, что привело Вас к такому поведению, постарайтесь понять, что беря на себя ответственность за свои действия, Вы восстанавливаете собственную целостность и самоуважение. Постарайтесь осознать свои чувства; Развивайте позитивную самооценку; Положительное отношение к самому себе; Обучайте конструктивным способам выхода эмоций: побоксируй подушку, нарисуй, слепи.. Развивайте эмпатию.

Психологические рекомендации агрессору

  • Подумайте что вы сделали неправильно, и постарайтесь найти способы исправить это.
  • Сфокусируйтесь на том, что привело Вас к такому поведению, постарайтесь понять, что беря на себя ответственность за свои действия, Вы восстанавливаете собственную целостность и самоуважение.
  • Постарайтесь осознать свои чувства;
  • Развивайте позитивную самооценку; Положительное отношение к самому себе;
  • Обучайте конструктивным способам выхода эмоций: побоксируй подушку, нарисуй, слепи..
  • Развивайте эмпатию.
Что можно сделать если столкнулись с ситуацией кибертравли? Все зафиксируйте (скриншот экрана) Не реагируйте на сообщение Храните доказательства (для провайдера и правоохранительных органов) Заблокируйте буллера Расскажите родителям Вместе с родителями постарайтесь разобраться в ситуации: - (В чем конфликт, кто участник, что за причина, есть ли угроза жизни).  Обратитесь за помощью: к администратору ресурса Если в травле участвуют ученики школы – к директору Если угроза жизни – в правоохранительные органы, приложив доказательства. Посоветуйтесь с юристом

Что можно сделать если столкнулись с ситуацией кибертравли?

  • Все зафиксируйте (скриншот экрана)
  • Не реагируйте на сообщение
  • Храните доказательства (для провайдера и правоохранительных органов)
  • Заблокируйте буллера
  • Расскажите родителям
  • Вместе с родителями постарайтесь разобраться в ситуации:

- (В чем конфликт, кто участник, что за причина, есть ли угроза жизни).

Обратитесь за помощью:

  • к администратору ресурса
  • Если в травле участвуют ученики школы – к директору
  • Если угроза жизни – в правоохранительные органы, приложив доказательства.
  • Посоветуйтесь с юристом

Обязательные правила профилактики буллинга для всех взрослых, работающих в образовательном учреждении:

1. Не игнорировать, не преуменьшать значение.

Если в школе пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямым участником, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать.

2. Проявить активность в данной ситуации.

Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию. Учитель может попытаться добиться того, чтобы, по меньшей мере "наблюдатели", а по возможности и сам "агрессор", изменили свою позицию в отношении буллинга, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации.

3. Разговор с "агрессором" буллинга.

Если стало известно о случае буллинга, необходимо провести беседу с зачинщиком, где, прежде всего, ясно дать понять, что в школе не будут терпеть буллинг.

Нужно учитывать, что при работе с буллерами (агрессорами) разрешается критиковать, а также корректировать поведение, но ни в коем случае не переходить на личности. Нужно учитывать, что такие дети и подростки обычно теряют интерес совершать насилие, если находят в своем учреждении какое-то достаточно осмысленное, а также ценное занятие для себя, в котором они способны проявить свой потенциал, а также пережить чувство успеха.

Санкции являются отличным средством, чтобы дать ребенку понять, чем может быть чреват его свободный выбор. Если взрослый выдерживает такие ограничения, это учит подростка нести ответственность за свои поступки.

Нужно учитывать, что ответственность за нормальные отношения между детьми и взрослыми лежит исключительно на представителях старшего поколения. Также рекомендуется использовать разные правила для регулировки жизни ребенка в школе, а также в домашних условиях, при этом такие нормы не должны противоречить друг другу.

4. Разговор с "жертвой" буллинга.

Очень важно защитить ученика, ставшего "жертвой" и перестать скрывать буллинг. Провести доверительную беседу с ребенком, которого обидели, попытаться понять его, поддержать, помочь устранить негативные эмоции (чувство страха, обиды, вины).

5. Разговор с классом.

Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор сделает ситуацию явной для всех, поможет разрешить конфликт и разногласия, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые. При этом активно привлекаются к беседе и обсуждению те школьники, которые ведут себя позитивно.

6. Проинформировать педагогический коллектив. Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль. 7. Пригласить родителей для беседы. Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно, как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть) признаки, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования. 8. Наступление последствий. Буллеры должны встретиться с неизбежными последствиями своих действий. Сюда относится, в том числе, принесение извинений

6. Проинформировать педагогический коллектив.

Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.

7. Пригласить родителей для беседы.

Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно, как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть) признаки, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.

8. Наступление последствий.

Буллеры должны встретиться с неизбежными последствиями своих действий. Сюда относится, в том числе, принесение извинений "жертве" и восстановление того имущества, которое было испорчено или отобрано.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Неосведомленность подростков о системе наказания лиц, не достигших возраста 18 лет, является одним из главных факторов, способствующих совершению преступления несовершеннолетними, но тем не менее не избавляет их от этой ответственности. Уголовная ответственность предусмотрена за любые преступные деяния с 16 лет, а за тяжкие преступления – с 14 лет. Ст.119 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) Ст.12.1 УК РФ (клевета). Ст.163 УК РФ (вымогательство).

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Неосведомленность подростков о системе наказания лиц, не достигших возраста 18 лет, является одним из главных факторов, способствующих совершению преступления несовершеннолетними, но тем не менее не избавляет их от этой ответственности.

Уголовная ответственность предусмотрена за любые преступные деяния с 16 лет, а за тяжкие преступления – с 14 лет.

Ст.119 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью)

Ст.12.1 УК РФ (клевета).

Ст.163 УК РФ (вымогательство).

Методы профилактики буллинга для классных руководителей: Классный час Можно использовать для бесед время классного часа. Воздействие будет максимальным, если обсуждение темы станет естественным продолжением школьных будней. Короткие, но частые беседы гораздо эффективнее, чем редкие и продолжительные Внутриклассные правила Обычно правила класса разрабатываются и письменно формулируются вместе с учащимися. Это можно сделать различными способами. Можно каждому дать задание письменно сформулировать правила, затем разделить учеников на группы, в которых они отберут, скажем, по три правила. Группы выносят свое решение на общее обсуждение, и правила выбираются путем голосования. Список правил вывешивается в классе. Постановки Школа или класс могут самостоятельно поставить спектакль о буллинге. Правильный выбор актеров, хорошая подготовка и соответствующее исполнение помогут донести до зрителей принципы, за которые борется школа.

Методы профилактики буллинга для классных руководителей:

Классный час

Можно использовать для бесед время классного часа. Воздействие будет максимальным, если обсуждение темы станет естественным продолжением школьных будней. Короткие, но частые беседы гораздо эффективнее, чем редкие и продолжительные

Внутриклассные правила

Обычно правила класса разрабатываются и письменно формулируются вместе с учащимися. Это можно сделать различными способами. Можно каждому дать задание письменно сформулировать правила, затем разделить учеников на группы, в которых они отберут, скажем, по три правила. Группы выносят свое решение на общее обсуждение, и правила выбираются путем голосования. Список правил вывешивается в классе.

Постановки

Школа или класс могут самостоятельно поставить спектакль о буллинге. Правильный выбор актеров, хорошая подготовка и соответствующее исполнение помогут донести до зрителей принципы, за которые борется школа.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!