СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по проведению психолого-педагогического консилиума

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по проведению психолого-педагогического консилиума, принципы проведения психолого-педагогического исследования, психологическая характеристика учащегося

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по проведению психолого-педагогического консилиума»

Методические рекомендации по проведению психолого-педагогического консилиума

Одним из перспективных методов психопрофилактической работы является психолого-педагогический консилиум.

Консилиум - организационная форма сотрудничества участников учебно-воспитательного процесса, целью которой является разработка и планирование единой программы индивидуального сопровождения обучающегося, определенных ученических групп и параллелей в процессе воспитания и обучения, адекватного распределения обязанностей и ответственности за ее выполнение между участниками консилиума.

Задачи психолого-педагогического консилиума:

  • выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии или состояний декомпенсации;

  • профилактика интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

  • выявление резервных возможностей развития;

  • определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;

  • подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

Психолого-педагогический консилиум позволяет максимально реализовать важнейшие основы психолого-педагогического сопровождения. Консилиум дает возможность:

  • психологу передать имеющиеся у него знания о ребенке или классе тем субъектам образовательного процесса, которые обладают значительными возможностями влияния и взаимодействия с ними;

  • объединить усилия всех субъектов образовательного процесса (администрация, педагоги, психолог, медицинский работник), заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков;

  • провести обмен информацией между участниками, что позволит получить достаточно целостное представление о школьном статусе ребенка;

  • в процессе равноправного сотрудничества разработать общую стратегию сопровождения каждого обучающегося в основных сферах его учебной? жизнедеятельности: предметном обучении и общении, нравственном, интеллектуальном, физическом развитии и др.;

  • распределить обязанности и ответственность субъектов образовательного процесса;

  • педагогам стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения детей, собственных взглядов, помогает выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем, дает опыт коллективной деятельности;

  • координировать действия субъектов учебно-воспитательного процесса в выработке совместной стратегии помощи проблемному ученику.

  • реализация решений консилиума позволяет педагогу-психологу достичь основной цели своей практической деятельности – создать оптимальные психологические условия для обучения и развития школьников.

Проведение консилиума требует тщательной подготовки, в ходе которой психолог планирует решение нескольких задач:

1. Показать педагогическому коллективу (обучающегося) с разных сторон, обязательно подчеркнув его положительные, сильные стороны. Представить аргументы, основанные на данных психодиагностики, наблюдений, бесед и пр. о причинах происхождения и существования личностных проблем обучающегося.

2. Донести до каждого педагога информацию о ребенке психологического содержания, стремясь разрушить негативные стереотипы и установки учителя по отношению к данному ребенку.

3. Выработать коллективное понимание всеми учителями сути личностной проблемы ученика. Только в этом случае можно рассчитывать на их взаимодействие в интересах обучающегося.

Принципы работы консилиума

  • Уважение к личности ребенка.

  • Опора на положительные качества.

  • «Не навреди» (не причинение физического и психологического вреда).

  • Интеграция психологического, медицинского, педагогического знания


Функции консилиума:

1. Диагностическая: изучение социальной ситуации развития, определение доминанты развития, потенциальных возможностей учащихся, распознавание характера отклонений в их поведении, деятельности и общении.

2. Воспитательная: разработка программы педагогической коррекции в виде учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику, родителю, ученическому активу, коллективу.

3. Реабилитирующая: защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия, повышение статуса и ценности ребенка как члена семьи и члена школьного коллектива.

Психолого-педагогический консилиум может проводиться как планово, так и по запросу:

учителя, психолога, родителей (законных представителей), социального работника, медицинского работника, ученика и других лиц, а также по результатам обследования (психологической диагностики).

Предлагается проводить следующие плановые консилиумы по следующим темам:

1-е классы - проблемы адаптации к ситуации школьного обучения;

5-е классы - проблемы адаптации к ситуации предметного обучения;

6-8-е классы - проблемы младшего подросткового возраста;

9-11-е классы - проблемы старшего подросткового возраста и профориентации.


Порядок работы консилиума






Если наиболее проблемная информация поступает от психолога, он и начинает обсуждение, если от педагога или медика - начинают они. Если все участники консилиума относят данного учащегося к числу наиболее проблемных, правильнее начать обсуждение с педагога.

Педагог-психолог и социальный педагог представляют на консилиум:

  • результаты наблюдений;

  • результаты экспертных опросов педагогов и родителей;

  • результаты обследования обучающихся.

Информация может содержать:

  • описание психологических особенностей обучения, поведения, самочувствия школьника;

  • названы обнаруженные нарушения или отклонения от возрастной, психической или социальной нормы. Описаны конкретные проявления этих нарушений, например: умственное снижение по отношению к возрастной норме, психологические нарушения в личностных акцентуациях или отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях;

  • указание причин существующих нарушений;

  • названы и описаны индивидуальные особенности психической жизни школьника;

  • перечислены адекватные формы помощи данному ученику.

Оглашению на консилиуме подлежат не сами первичные данные, а определенные аналитические обобщенные материалы. Формой предоставления данных может быть приложение к протоколу психологического обследования, заполняемого психологом накануне консилиума.

В самом протоколе фиксируются результаты всех обследований и в первичной числовой форме, и в виде некоторого качественного уровневого показателя. В бланке приложения к протоколу данные могут быть обобщены следующим образом:

1. Дано описание психологических особенностей обучения, поведения и самочувствия школьника в период сбора информации. Описание дается в свободной форме, но с опорой на содержание психолого-педагогического статуса обучающегося и тех его компонентов, которые были исследованы психологом.

2. Названы проблемные сферы психической жизни ребенка, связанные с низкой произвольной регуляцией психической активности, низкой осведомленностью и недостаточным запасом знаний и представлений («педагогическая задержка») и их возможные причины.

Информация по классам представляет собой сводные таблицы показателей, изучаемых в данном психодиагностическом минимуме. На консилиуме психолог рассказывает о тех общих тенденциях в состоянии школьников, которые он обнаружил при анализе этих таблиц. Материал представляется в форме, не нарушающей конфиденциальность сведений.

Классный руководитель предоставляет на консилиум:

  • результаты собственных наблюдений и бесед с учителями-предметниками;

  • педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретного обучающегося или класса в целом.

Характеристика обучающегося складывается из следующих показателей:

- качественные характеристики учебной деятельности;

- количественные показатели учебной деятельности;

- показатели поведения и общения в учебной деятельности (учебных ситуациях);

- показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях.

Давая характеристику конкретному обучающемуся или класса в целом, классный руководитель останавливается на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию.

Опрос педагогов-предметников осуществляется при организационной и административной поддержке завуча и содержательной помощи психолога.

Медицинский работник предоставляет:

  • информацию о состоянии здоровья;

  • физических особенностях школьников.

Выделяются три основных показателя:

1. Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:

- соответствие физического развития возрастным нормам;

- состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы;

- переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры).

2. Факторы риска нарушения развития:

- наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказываться на развитии ребенка;

- факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний.

3. Характеристика заболеваний за последний год.

Завуч собирает информацию о тех учениках, в отношении которых предстоит индивидуальное обсуждение и разрабатывает схему проведения консилиума, готовит необходимую документацию - бланки протоколов консилиума.

Обмен информацией служит основой для заполнения первой важной графы - заключения консилиума.





Участники консилиума оговаривают:

- какого рода помощь требуется ребенку;

- какую развивающую работу желательно осуществлять с ним;

- какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения;

- какую работу могут взять на себя участники консилиума;

- какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива данной параллели;

- что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного профиля вне школы.

Определяются формы участия, оговаривается, кто и в какой форме берет на себя работу с родителями, педагогами-предметниками, социально-диспетчерскую деятельность.

Консилиум по отношению и конкретному ребенку отвечает на следующие последовательные вопросы:

  • каков психологический, педагогический, социальный и медицинский статус школьника на момент обследования?

  • какими особенностями и проблемами характеризуется развитие школьника в целом на момент обследования?

  • каким содержанием должна быть наполнена индивидуальная стратегия его сопровождения в процессе школьного обучения?

  • в каких формах и в какие сроки в помощи школьнику примут участие психолог, социальный педагог, школьный медик и классный руководитель?

  • предусматривается ли и какая работа участников консилиума с педагогическим коллективом или отдельными учителями, родителями и администрацией?

  • предполагается ли и какая социально-диспетчерская деятельность?

Ответы предполагают установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля.

Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа - заключения консилиума, в котором даны соответствующие рекомендации. В последующем они обсуждаются завучем в ходе обязательных консультаций, и психологом, в рамках его работы по реализации решения консилиума.

Представление данных на консилиум рекомендуется осуществлять по заранее согласованным формам. Эти формы заполняются на тех детей, чьи проблемы выносятся на консилиум в период подготовки к нему.

Руководить процессом обсуждения на консилиуме может любой из его участников, в том числе и психолог.

Проблемы каждого ребенка обсуждаются отдельно. Удобно группировать обсуждения на консилиуме не по классам, а по степени близости проблем, что позволяет значительно ускорить процесс обсуждения и принятия решения без ущерба качеству.

По результатам обсуждения каждого случая принимается совместное решение, в котором намечаются конкретные шаги по оказанию помощи (или сбору дополнительной информации) каждому ребенку, определяются исполнители и сроки.


Этапы подготовки и проведения консилиума




Отправными точками для организации консилиума могут служить две распространенные школьные ситуации: запрос к психологу со стороны педагога или родителей относительно проблем обучения или поведения, иногда психического состояния конкретного ученика (это первая ситуация), и запланированное обследование школьников определенной параллели по программе диагностического минимума (вторая ситуация). И в том, и в другом случае речь идет именно о постановке проблемы. По итогам диагностического минимума вся обследованная группа школьников условно делится на две подгруппы: психологически благополучных и школьников с определенными трудностями в обучении и развитии. Так как суть этих трудностей и их происхождение не всегда очевидны на этом этапе работы с ребенком, в отношении второй подгруппы могут быть сделаны только некоторые предположения относительно природы и содержания выявленных проблем и очерчен круг дальнейшей диагностической работы. Запрос, полученный от педагогов и родителей (иногда — самого подростка), также должен пройти определенную «психологическую обработку», проверку на обоснованность, прежде чем он превратится в психологическую оценку сути проблемы. Оба предположения и являются основой для планирования и проведения углубленного психологического обследования ребенка.




Начинается именно с проведения углубленной психодиагностики. Так как ее проведению предшествовала серьезная аналитическая работа психолога, в преобладающем большинстве случаев нет необходимости проводить общее углубленное обследование психических особенностей ребенка, а можно ограничиться реализацией определенной психодиагностической схемы.

На этом этапе предполагается сбор дополнительной информации от педагогов, классного руководителя, родителей (законных представителей), необходимой для уточнения психологического диагноза.

Синтезирование и обобщение всей информации о ребенке осуществляется на консилиуме, который находится на стыке второго и третьего этапа. Напомним, что в ходе консилиума ре­шаются основные задачи: получение всей необходимой для успешного сопровождения информации о школьном статусе ребенка (1 задача) и выработка единой стратегии психолого-педагогического сопровождения (2 задача). Решение первой задачи относится ко второму этапу работы. В ходе совместного обсуждения данных о педагогических, психологических и медицинских особенностях школьного статуса ребенка педагоги и психолог получают возможность увидеть каждого ребенка как целостную личность, учесть большую часть факторов, влияющих на его обучение и развитие.

Что касается просвещения, то будет целесообразным проводить психологическое просвещение, когда обучающиеся больше всего общаются с психологом и ориентированы на психологическое знание — с периодом организации и проведения психолого-педагогических консилиумов по результатам диагностического минимума. Тем самым этот вид работы включается в общую систему сопро­вождения школьников определенной параллели.

Относительно психосоциального посредничества при разрешении конфликтов и ведении переговоров эта форма работы представляет собой «скоропомощную» психологическую деятельность, ответ психолога на актуальную социально-психологическую ситуацию. При этом опосредованная связь такой работы с эффективностью сопровождения, несомненно, существует, так как успешное разрешение возникающих конфликтов в различных системах внутришкольных отношений позволяет снять ряд актуальных проблем, которые могут существенно сказаться на обучении и развитии учащихся.






В рамках данного этапа и разворачивается работа медико-психолого-социально-педагогического консилиума, деятельность каждого участника консилиума по реализации его решений.

При разработке стратегии помощи конкретному ученику необходимо учесть:

- какого рода помощь требуется школьнику;

- какую развивающую работу желательно осуществлять с ним;

- какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения;

- какую работу могут взять на себя участники консилиума;

- какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива данной параллели;

- что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного профиля вне школы.

Определяются формы участия, оговаривается, кто и в какой форме берет на себя работу с родителями, педагогами-предметниками, социально-диспетчерскую деятельность, устанавливаются сроки выполнения той или иной работы, назначается ответственный и формы контроля.

Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа - заключения консилиума.

Принципы проведения психолого-педагогического исследования

Важно помнить, что ребенок - специфический объект исследования, его психика находится в становлении, развитии, поэтому при ее изучении следует руководствоваться определенными принципами.

Принцип гуманизма и педагогического оптимизма выливается в требование «Не навреди!». Любое исследование должно помочь развитию школьника, а не тормозить его. Нужно верить в будущее ребенка. Диагноз предполагает не только установление наличного уровня развития, но и выявление его резервов.

Принцип объективности и научности предполагает, что психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях возрастной психологии.

Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что изучение учащегося проводится последовательно. При этом исследуются не отдельно взятые параметры, а прослеживаются все стороны развития, чтобы не только контролировать, но и прогнозировать его ход, ставить педагогические задачи.

Принцип детерминизма означает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими, что оно вызывается целым комплексом причин. Важно понять причинно-следственные связи в становлении тех или иных психических особенностей.

Принцип развития психики сознания и деятельности предполагает, что все психические особенности ребенка находятся в становлении и основным условием их развития является та или иная деятельность. При этом деятельность - не только одно из условий развития психики, но и один из путей ее изучения.

Принцип единства сознания и деятельности означает взаимосвязь и взаимовлияние сознания и деятельности. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание можно опосредованно через деятельность ребенка. Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.

Психологическая характеристики учащегося

  1. Общие сведения об учащемся: возраст, класс, школа, состояние здоровья, внешность (краткий словесный портрет).

ІІ. Условия семейного воспитания: состав семьи; профессии, возраст, краткая характеристика родителей и других членов семьи (братьев, сестер, бабушек, дедушек и т.д.), взаимоотношения в семье, согласованность действий взрослых по воспитанию ребенка.

III. Деятельность учащегося.

1. Учебная деятельность: готовность к школьному обучению (для первоклассников); мотивы учения и учебные интересы; отношение к школе, учению и отметкам; учебные достижения (успеваемость, знания, умения, навыки); активность, любознательность, прилежание; наличие "школьной тревожности".

2. Игровая деятельность: место в жизни учащегося; преобладающие и любимые игры; предпочтительные роли в них; взаимоотношения в игре со сверстниками и взрослыми.

3. Трудовая деятельность: общественно-полезный и бытовой труд (постоянные и ситуативные поручения); мотивы, отношение к труду; активность, способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками; роли и функции в совместной трудовой деятельности.

4. Общение: потребность в общении, общительность, круг желаемого и реального общения, удовлетворенность общением, характер общения (доминирование, подчинение, лидерство, конформизм, эмпатия, конфликтность); общение со взрослыми, сверстниками и младшими; общение с детьми своего и противоположного пола.

ІV. Учащийся как член классного коллектива: краткая характеристика класса (количество учащихся, соотношение мальчиков и девочек, формальная и неформальная структуры группы, психологический климат, межличностные отношения, степень сформированности в классе коллектива); место учащегося в формальной и неформальной структурах группы; осознание своего положения в классе и удовлетворенность им; потребность быть членом коллектива; потребность в признании; авторитет (на чем основан); отношение к массовым явлениям в классе.

V. Структура личности учащегося.

1. Направленность: доминирующие мотивы и цели деятельности, тип направленности (общественная, личная, деловая); интересы (преобладающие интересы, их глубина, широта, устойчивость, степень активности; профессиональные и личностные интересы); мечты и идеалы (степень их обобщенности и действенности). Элементы формирующегося мировоззрения.

2. Характер: описание черт характера по типам отношений (к себе, другим людям, деятельности, вещам), качеств характера, тип акцентуации.

3. Самосознание и система управления: Я-концепция, самооценка (уровень, адекватность, устойчивость, ориентация, дифференцированность).

4. Уровень притязаний: высота, адекватность, устойчивость, ведущая тенденция.

5. Способности: общие, специальные, одаренность; как и в каких формах развиваются.

6. Темперамент: тип нервной системы, психологическая характеристика (сензитивность, реактивность и активность и их соотношения, экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, типы реакций), проявления в поведении и общении.

VI. Внимание: виды, свойства, влияние на успеваемость и дисциплину, соответствие возрастным особенностям.

VII. Восприятие: целостность, скорость и точность, осмысленность; восприятие времени и пространства, восприятие человека; наблюдательность.

VIII. Память: уровень развития различных видов памяти, индивидуальные и возрастные особенности, склонность к зубрежке, влияние на успеваемость.

IX. Мышление: уровень развития видов и операций; самостоятельность, гибкость, активность, скорость протекания мыслительных процессов, логичность; влияние на успеваемость.

X. Речь: фонематические, лексические, грамматические, стилистические особенности; содержательность и понятность; логичность, богатство словарного запаса, наличие речевых "штампов"; выразительность, эмоциональность; половые особенности; уровень развития устной и письменной речи.

XI. Чувства и эмоции: преобладающие; эмоциональная возбудимость и нестабильность; склонность к аффектам в ситуациях успеха и неуспеха; отношение к педагогическим воздействиям; доминирующие эмоции в межличностных контактах; склонность к психическим состояниям тревожности, агрессивности; фрустрационная толерантность.

XII. Воля: уровень развития, целеустремленность, инициативность, решительность, самообладание, наличие волевых привычек.

XIІI. Общие выводы и рекомендации: общий уровень психического развития учащегося, соответствие возрастным особенностям, необходимость психолого-педагогической коррекции и ее пути, кому адресованы рекомендации; вклад других лиц в формирование личности учащегося.

В психологическом заключении резюмируются данные об особенностях развития ребенка. Обосновываются пути адекватной помощи ребенку, в том числе последовательность коррекционно-развивающих мероприятий, а также подключения к работе с ним тех или иных специалистов. Оценивается уровень адаптации ребенка в социуме и образовательной среде и делается прогноз его дальнейшего развития как при благоприятных, так и при неблагоприятных условиях. Все это чрезвычайно важно для определения образовательного маршрута.




Схема психолого-педагогической характеристики на «трудновоспитуемого» обучающегося по Овчаровой Р.В.

  1. Состояние здоровья и развитие обучающегося.

    1. Общая оценка состояния здоровья обучающегося (по данным медицинской карты)

    2. Признаки повышенной нервозности (отсутствуют; повышенная утомляемость, сниженная работоспособность; подавленное настроение; повышенная возбудимость; вспышки гнева; агрессивное отношение к сверстникам, учителям; избегание контактов, общих дел; склонность к разрушительным действиям; садизм и другие проявления)

    3. Вредные привычки (курение, употребление спиртных напитков, употребление токсико-наркотических веществ; указать эпизодично или систематично).

    4. Находится на диспансерном учете в связи с чем.


  1. Психологическая атмосфера в семье (благоприятная, неблагоприятная, крайне неблагоприятная)

    1. Данные о родителях (образование, профессия, место работы)

    2. Другие члены семьи.

    3. Тип семьи (благонадежная, неблагонадежная: педагогически некомпетентная/ морально неблагонадёжная/ конфликтная)

    4. Характеристика взаимоотношений родителей и ребенка (семейный диктат, гиперопека, потакание, другое).

    5. Организация режима труда и отдыха (какие обязанности выполняет в семье, придерживается режима дня, кто и в какой мере контролирует выполнение домашних заданий, как организовано свободное время ребенка).


  1. Особенности учебной деятельности

    1. Успеваемость обучающегося

    2. Отношение к учебе (позитивное, нейтральное, безразличное, негативное)

    3. Интеллектуальные возможности обучающегося (высокие, средние, низкие)

    4. Мотивы обучения (познавательный интерес к предметам; осознание необходимости учебной деятельности; стремление получить оценку; похвала взрослых; избегание наказаний, стремление утвердиться среди одноклассников)


  1. Отношение к классному коллективу

    1. Позиция обучающегося в классе (лидер, принятый, отторгнутый, изолированный)

    2. Характер отношений с одноклассниками (с кем чаще общается, дружит)

    3. Взаимоотношения с другими одноклассниками (деловые, взвешенные, равноправные, дружные, теплые, конфликтные, агрессивные, безразличные, отчужденные, ни с кем не общается)

    4. Манера и стиль общения с окружающими:

- доминантный стиль (уверенный в себе, стремиться навязать свое мнение, безапелляционно перебивает собеседника, но не позволяет это делать с собой, практически никогда не признает своих ошибок);

- не доминантный стиль (скромный, уступчивый, легко признает свои ошибки, требует постоянной поддержки в общении)

- экстровертированный стиль (постоянно нацелен на общение, легко вступает в контакт, любознательный, открытый, уважительный к окружающим)

- интровертированный стиль (замкнутый, избегает контактов, отдает предпочтение делу, в беседе немногословен)

    1. Отношение к общественному мнению:

- активно-позитивное: старается исправить недостатки, учесть замечания;

- пассивно-позитивное: с пониманием воспринимает критику, соглашается с высказанными замечаниями, но недостатки не исправляет;

- безразличное: не реагирует на критику, не меняет поведения;

- негативное: спорит, не соглашается с замечаниями).


  1. Отношение к физическому труду:

- позитивное (трудолюбивый, отдает предпочтение физическому труду, а не интеллектуальному, имеет «золотые руки»);

- безразличное (не рассматривает физический труд как интересный вид деятельности, не отказывается от труда, но выполняет лишь бы как);

- негативное (ленивый, к выполнению трудовых поручений относиться пренебрежительно)

5.1. Отношение к общественному имуществу (бережное, хозяйское, безразличное, демонстративно пренебрежительное, специально портит)


6. Направленность интересов

6.1. Проявляет интерес к деятельности (физической, интеллектуальной, трудовой, технической, общественной, общественно-политической, организаторской, художественной, спортивной)

6.2. В каких кружках, секциях, клубах занимается.

6.3. Культурно-эстетический кругозор (как часто посещает театры, выставки, музеи; какие имеет читательские интересы: книг не читает, читает эпизодично, читает систематично, отдает предпочтение художественно оформленным молодежным журналам; сколько времени проводит перед телевизором: какие передачи смотрит систематически, с кем обсуждает содержание телепередач).


7. Особенности нерегламентированного общения

Сколько времени проводит во дворе; когда вечером возвращается домой; с кем дружит, какое влияние имеют друзья; место общения вне дома: постоянное или случайное: кафе, дискотеки, подъезд; содержание общения вне дома: работа с техникой, прослушивание музыки, разговоры на разные темы, компьютерные игры, бесцельное времяпровождение, пьянки, курение, азартные игры.


8. Самооценка личности

8.1. Уровень самооценки

- адекватный (реально оценивает свои положительные и отрицательные качества, возможности и достижения)

- завышенный (некритичен к себе, переоценивает достижения)

- заниженный (слишком критичен к себе, недооценивает свои возможности и качества)

8.2. Какие черты характера хотел бы приобрести?


9. Особенности поведения

9.1. Позитивные поступки (как часто учащийся их осуществляет, возможные мотивы их осуществления)

9.2. Негативные поступки

- их проявление (эпизодично, систематично)

- их характер (грубость, драки, пропуски уроков, опоздания на уроки, нарушение дисциплины в классе, отказ от выполнения обязанностей, не работает на уроках)

9.3. Правонарушения обучающегося (воровство, избиение младших и слабых, вымогательство денег, жестокое отношение к животным, проявление садистских наклонностей, хулиганство)

9.4. Отношение к своим поступкам (равнодушное, тревожное, с намерением оправдать, осуждающее)

9.5. Как относится к педагогическому влиянию (равнодушно, с выраженным сопротивлением, старается выполнять требования)

9.6. Состоит ли на учете в правоохранительных органах.



Ориентировочная карта-схема психологической характеристики школьника


// Источник: Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999 //


Задача данной карты-схемы — помочь наиболее точно и наглядно представить себе индивидуальные особенности ученика, чтобы в конечном итоге выявить у каждого ребенка те положительные моменты, с опорой на которые должен строиться образовательный процесс.


Карта-схема включает три раздела:

  1. Общие сведения о ребенке (анкетные данные, сведения о состоянии здоровья, успеваемости, внешкольных занятиях).

  2. Проявления личностных качеств в поведении ребенка (направленность интересов, отношение к делу, к другим людям, отношение окружающих).

  3. Особенности психических процессов и эмоций. Заполнение данной карты-схемы в основном строится по типу «нужное подчеркнуть», т. е. в каждом из пунктов, содержащих шкалу возможных проявлений того или иного качества, учителю необходимо подчеркнуть присущую, по его мнению, данному ребенку степень выраженности этого качества.


РАЗДЕЛ №1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ


І. Анкетные данные

  1. Фамилия, имя___________________________________________________________

  2. Дата рождения___________________________________________________________

  3. Школа, класс____________________________________________________________

  4. Специализация школы____________________________________________________


ІІ. Сведения о состоянии здоровья

  1. Часто ли болеет: часто, средне, редко_______________________________________

  2. Хронические заболевания, какие___________________________________________

  3. Особенности функционирования нервной системы

- Быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим

- Быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений; стабилен в проявлении настроения

- Преобладает возбуждение; возбуждение в торможении уравновешены; преобладает торможение

        1. Успеваемость: отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная


ІІІ. Внешкольные занятия (систематические)

  1. Занятия общественно полезные трудом, каким_______________________________

  2. Занятия художественной самодеятельностью, какой__________________________

  3. Занятия в кружках, клубах, каких__________________________________________

  4. Занятия спортом, каким__________________________________________________

  5. Занятия организационной работой, какой___________________________________


РАЗДЕЛ №2.

ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА

А. Направленность интересов

  1. На учебную деятельность

  2. На трудовую деятельность

  3. На художественно-эстетическую деятельность

  4. На достижения в спорте, туризме

  5. На отношения между людьми


Б. Отношение к делу

І. Общественная активность

  1. Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем

  2. Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего свободного времени

  3. Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет

  4. Редко принимает участие в общественных делах

  5. Отказывается участвовать в общественных делах


ІІ. Трудолюбие

  1. Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо

  2. Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнять ее хорошо. Случаи противоположно характера редки

  3. Редко охотно берется за работу

  4. Чаще всего старается уклониться от любой работы

  5. Всегда уклоняется от выполнения любого дела


ІІІ. Ответственность

  1. Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело

  2. В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет ему работу

  3. Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело

  4. Очень редко выполняет порученное ему дело

  5. Никогда не доводит до конца порученные ему дело


ІV. Инициативность

  1. Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания

  2. Довольно часто выступает зачинателем нового дела

  3. Редко сам начинает новое дело

  4. Почти никогда сам не начинает новое дело

  5. Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела


V. Организованность

  1. Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет ее согласно плану

  2. В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу

  3. Умеет правильно распределять и в срок выполнять свою работу, только если за каждый ее этап надо отчитываться

  4. Чаще не умеет правильно распределять свою работу до времени

  5. Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря


VI. Любознательность

  1. Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры

  2. В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культуры

  3. Редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний

  4. Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний

  5. Равнодушен ко всякого рода новым знаниям


VII. Аккуратность

  1. Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда одет опрятно, подтянут – и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок

  2. Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.д.) скор по ее обязанности.

  3. Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.

  4. Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его.

  5. Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.


В. Отношение к людям

VIII. Коллективизм

  1. Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку

  2. Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам

  3. Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично

  4. Как, правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает

  5. Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом: «Не лезь не в свое дело»


IX. Честность, правдивость

  1. Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и тогда, когда ему это невыгодно

  2. Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам

  3. Часто говорит неправду ради собственной выгоды

  4. Почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно

  5. Склонен всегда говорить неправду


X. Справедливость

  1. Активно борется с тем, что считает несправедливым

  2. Не всегда борется с тем, что считает несправедливым

  3. Редко выступает протии того, что считает несправедливым

  4. Не добивается справедливости

  5. Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости


XI. Бескорыстно

  1. В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгоды

  2. Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей

  3. Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгоды

  4. В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды

  5. В поступках, как правило, всегда руководствуется соображениями собственной выгоды


XII. Общительность

  1. Всегда охотно выступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими

  2. Как правило, с удовольствием общается с людьми

  3. Стремится общаться с ограниченным кругом людей

  4. Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха

  5. Замкнут, не общителен


XIII. Чувство товарищества

  1. Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни

  2. Как правило, помогает товарищам

  3. Помогает товарищам, когда его просят

  4. Очень редко помогает товарищам; если его попросят, может отказать в помощи

  5. Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни


XIV. Отзывчивость

  1. Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами

  2. Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами

  3. Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделять чувства других людей

  4. Почти не умеет сочувствовать другим

  5. Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживаться» у него.


XV. Вежливость, тактичность

  1. Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям

  2. Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям

  3. Часто бывает невежлив и нетактичен

  4. Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры

  5. Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками, так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.


Г. Отношение к себе

XVI. Скромность

  1. Никогда не выставляет напоказ

  2. Никогда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах

  3. Сам рассказывает товарищам о всех своих действительных достижениях, достоинствах

  4. Часто хвастается еще не сделанным или тем, чем он принимал очень малое участие, к чему имеет отношения

  5. Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами


XVII. Уверенность в себе

  1. Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать

  2. Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости

  3. Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.

  4. Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться.

  5. Постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи других.


ХVIII. Самокритичность

  1. Всегда с вниманием выслушивает справедливую критику и настойчив в исправлении собственных недостатков.

  2. В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.

  3. Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.

  4. К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправлять недостатки.

  5. Отвергает любую критику, ничего не делает для их исправления.


XIX. Умение рассчитывать свои силы.

  1. Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» - не слишком легкие и не слишком трудные.

  2. Как правило, верно соизмеряет свои силы и трудности задания.

  3. Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.

  4. В большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела.

  5. Почти никогда не умеет правильно соразмерить свои силы и трудность задания, дела.


XX. Стремление к успеху. Первенству.

  1. Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т.п.), настойчиво этого добивается.

  2. Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области.

  3. Стремится в чем-то одном, особо его интересующем, добиться признания, успеха.

  4. Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».

  5. Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.


XXI. Самоконтроль.

  1. Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.

  2. Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.

  3. Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».

  4. Почти всегда поступает необдуманно: недостаточно тщательно контролирует себя.

  5. Постоянно поступает необдуманно, в расчете «на везение».


Д. Волевые качества личности

XXII. Смелость.

  1. Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

  2. В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

  3. Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником, сильнее его самого.

  4. В большинстве случаев отступает перед силой.

  5. Всегда отступает силой, трусит.


XXIII. Решительность.

  1. Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.

  2. В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.

  3. Иногда колеблется перед ответственным решением.

  4. Редко принимает какое-либо ответственное решение.

  5. Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.


XXIV. Настойчивость.

  1. Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями.

  2. Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки.

  3. Доводит до конца задуманное, лишь если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.

  4. Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.

  5. Столкнувшись с трудностями, сразу же оказывается от попыток выполнить намеченное.


XXV. Самообладание.

  1. Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.

  2. Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположно характера единичны.

  3. Порой не умеет справиться со своими эмоциями.

  4. Часто не может подавить нежелательные эмоции.

  5. Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и проч.


Е. Положение ребенка в детском коллективе.

XXVI. Авторитет в классе.

  1. Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.

  2. Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.

  3. Пользуется авторитетом только среди одноклассников (у какой-то группировки, только среди мальчиков или среди девочек и т.д.)

  4. Пользуется авторитетом у отдельных учащихся.

  5. В классе авторитетом не пользуется.


XXVII. Симпатии.

  1. Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.

  2. В классе ребята относятся к нему с симпатией.

  3. Пользуется симпатией у отдельных ребят.

  4. Пользуется симпатией только у части одноклассников.

  5. В классе его не любят.


XXVIII. Авторитет во внешкольных объединениях.

  1. Является признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортшкола, музшкола, клуб, дворовая компания).

  2. Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения (спортшкола, музшкола, клуб, дворовая компания…).

  3. Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений (в спортшколе, клуба…).

  4. Является членом какого—либо внешкольного объединения, но авторитетом там не пользуется (спортшкола, клуб…).

  5. Не является членом никакого внешкольного объединения.


РАЗДЕЛ III.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ЭМОЦИЙ

I. Внимание

  1. Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности в работах не делает.

  2. Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности.

  3. Не всегда внимательно слушает объяснения учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, не исправляет их при проверке.

  4. Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.

  5. Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.


II. Память

  1. При заучивании всегда предварительно разбивается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается легко.

  2. При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался. Материал, требующий механического запоминания, дается с трудом.

  3. Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно 1-2 раза просмотреть его. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала.

  4. При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагается точно.

  5. Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.


III. Мышление

  1. Быстро охватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.

  2. Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.

  3. Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает.

  4. В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медленным темпом обдумывания и решения задач.

  5. Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи при решении задач слепо использует известные «шаблоны».


IV. Эмоциональная реактивность

  1. Всегда эмоционально живо реагировать на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез, взволновать рассказ, кинофильм.

  2. Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может взволновать глубоко.

  3. Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.

  4. Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.

  5. Общий эмоциональный тонус.


V. Общий эмоциональный тонус

  1. Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела.

  2. Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.

  3. Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.

  4. В сравнении с товарищами менее активен и оживлен.

  5. Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, несмотря на то, что здоров.


VI. Эмоциональная уравновешенность

  1. Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.

  2. Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.

  3. Эмоционально уравновешен.

  4. Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.

  5. Вспыльчив: часто сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.




Психологическая характеристика

Учащегося ___________ класса/группы ОО №_______________________

ФИО____________________________________________________________________________
Дата рождения_________________

Дом. адрес________________________________________________________________________

1. Тип трудности объясняется: пробелами в овладении этическими знаниями, несформированностью нравственных представлений, отсутствием навыков адекватного поведения, изменениями личности, связанными с искажением представлений о взаимоотношениях с окружающими, органическими нарушениями нервной системы, психической неустойчивостью, повышенной аффективностью, расторможенностью влечений.


2. Психофизиологические особенности

а) стабильный экстраверт: общительный, открытый, разговорчивый, доступный, беспечный, живой, беззаботный, склонный к лидерству;

б) нестабильный экстраверт: обидчивый, неспокойный, агрессивный, возбудимый, переменчивый, импульсивный, оптимистичный, активный;

в) стабильный интроверт: пассивный, осторожный, рассудительный, мирный, сдержанный, надежный, ровный, спокойный;

г) нестабильный интроверт: угрюмый, тревожный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий;

Тип личности (по Айзенку)

Характеристика типа:________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________


3. Эмоционально-волевая сфера. Тип акцентуации характера (по Шмишеку):

гипертимный тревожный дистимический

педантический эмотивный застревающий

демонстративный циклический экзальтированный возбудимый


4. Мотивационно-потребностная сфера.

Потребности: в физическом совершенствовании, духовном совершенствовании, в трудовой деятельности, в дружбе, в эмоциональной близости со сверстниками, в уважении и поддержки со стороны взрослых, со стороны сверстников, в развлечениях, в комфорте, в лидерстве, в оказании помощи окружающим, в достижении высоких результатов в деятельности, в автономии, в престиже, сексуальные потребности.


5. Особенности школьной дезадаптации:

а) учеба: низкая обучаемость при положительной учебной мотивации, удовлетворительная или высокая обучаемость при стойком равнодушии или отрицательном отношении к учению, низкий уровень обучаемости при отрицательном отношении к учебе;

б) психологические причины: несформированность приемов учебной деятельности, недостаточное развитие психических процессов, неадекватное использование индивидуально-типологических особенностей;

в) трудовая и общественная деятельность: низкая (высокая) трудовая (общественная) активность, неспособность к систематической, целенаправленной, напряженной деятельности, низкая (высокая, ситуативная) работоспособность, низкое (высокое) чувство ответственности, неспособность (способность) довести начатое дело до конца, инициативность (безынициативность), низкие (высокие, средние) организаторские способности;

г) психологические причины: дефекты воспитания, несформированность трудовых навыков, неразвитость волевых качеств, отсутствие интереса к труду.


6. Тревожность:

а) общая (по Прихожан): высокая, повышенная, в норме, низкая;

б) личностная: высокая, повышенная, в норме, низкая;

в) межличностная: высокая, повышенная, в норме, низкая;

г) школьная (по Филлипсу): высокая, повышенная, в норме, низкая. Высокий уровень по факторам: страх ситуации проверки знаний, страх несоответствовать ожиданиям окружающих, фрустрация потребности в достижении успеха, конфликты с учителями, страх предъявления себя.


7. Интеллектуальный уровень (по Ровену):

Уровень интеллектуального развития: высокий, средний, низкий.


Социальная характеристика

1. Положение в группе: лидер, предпочитаемый, изолированный, приемлемый, отверженный.

2. Отношение к группе: положительное, отрицательное, индеферентное.

3. Нарушение общения и поведения:

а) возрастные ситуативно-личностные реакции: отказ, оппозиция (активная, пассивная), имитация (подражание), компенсация (желание устранить слабость), гиперкомпенсация, эмансипация (отказ от опеки взрослых), группирования со сверстниками, сексуальные влечения, хобби-реакция, дисморфореакция (фиксация на внешности), рефлексиореакция (фиксация на внутреннем мире);

б) доминирующие синдромы дезадаптации: недоверие к новым людям, вещам, ситуациям; депрессия; уход в себя; тревожность по отношению к взрослым, к сверстникам; враждебность по отношению к взрослым, сверстникам; недостаток социальной нормативности; социальная депривация; неугомонность; эмоциональное напряжение; невротические симптомы; неблагоприятные условия среды; опережающее сексуальное развитие; умственная отсталость; трудности обучения; болезни и органические нарушения; физические дефекты.

Дезадаптация проявляется в незначительной (значительной) степени. Носит ситуативный (хронический) характер. Ребенок стоит на грани клинических нарушений и нуждается (нет) в помощи психоневролога.

в) характер девиации: аморальное, делинквентное (неуголовные правонарушения), криминальное поведение. Причины: наследственность, соц. ситуация развития, личностный кризис, конфликтность, неуспешность в ведущей деятельности, неадекватная самооценка, отсутствие авторитета, состояние аффекта.

г) вид нарушения поведения: прогулы, побеги, воровство, мелкая спекуляция, драки, употребление алкоголя, наркотиков, токсикомания, курение, девиация сексуального поведения (мастурбация, эксгибиционизм, групповой секс, фетишизм, гомосексуализм), суицидальное поведение (демонстративное, истинное, аффективное), страхи (фобии), навязчивые идеи (мигание, подергивание, грызение ногтей, сосание пальца, страх заразиться, повторные движения, слова), вербальные нарушения (сквернословие, патологическая ложь), увлечение азартными играми, компьютерная зависимость, повышенная агрессивность, повышенная тревожность, гиперактивность, аутичность, повышенная конфликтность, негативизм, повышенное упрямство, импульсивность, эгоизм, слабоволие, аффективность.

4. Отношения в семье:

а) тип семьи по воспитательному потенциалу: воспитательно-неустойчивая (гиперопека); воспитательно-слабая с утратой контакта с ребенком и контроля над ним; воспитательно- слабая с агрессивно-негативной атмосферой; маргинальная (с алкогольной, сексуальной, наркотической деморализацией); правонарушительная; преступная; психически отягощенная, безнадзорность, жестокое обращение с ребенком

б) культурный уровень семьи: высокий средний, низкий.

в) взаимоотношения: доверительные, ровные, конфликтные, отчужденные.

г) родительский авторитет: высокий, невысокий, недостаточный, низкий.

д) стиль, методы, приемы воспитания: педагогически верные, неверные, неадекватные. Единство (отсутствие единства) воспитательных воздействий членов семьи.

е) общественный режим и климат семьи удовлетворительный, положительный, неудовлетворительный.

ж) уровень выполнения требований школы: высокий, удовлетворительный, недостаточный, низкий, крайне низкий.

Семья является (нет) стабилизирующим фактором для ребенка.



Отчет по сопровождению детей ООП


Индивидуальная форма обучения на сегодня одна из распространенных форм инклюзивного образования. При её организации учитываются составляющие компоненты модели инклюзивного образования:

1. Командный подход. Участниками психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ являются педагоги, психологи, классные руководители, специалисты ПМПК: логопеды, дефектологи. В рамках должностных обязанностей каждый из участников оказывает ту или иную помощь согласно плану работы по сопровождению обучающихся с ОВЗ.

2. Удовлетворение индивидуальных потребностей детей.

3. Сотрудничество с родителями.

4. Создание благоприятной атмосферы в детском коллективе.

Говоря о психологическом сопровождении детей на индивидуальном обучении командный подход как раз и решает вопрос – какою в данный момент необходимо дать помощь – педагогическую, психологическую. Комплексное сопровождение индивидуального обучения на дому обеспечивается за счет разработки целостной системы, ориентированной на конкретного ребенка. В идеале это осуществляется в рамках психолого-медико-педагогического консилиума как основной организационной формы для сопровождения индивидуального обучения. Одной из задач, которые стоят перед руководителем в направлении работы «Психологическое сопровождение детей с ООП», является информирование директоров общеобразовательных учреждений о целях и задачах консилиума, содействие его внедрению в работу ОУ.


  1. Работа ШПМП консилиума.

  1. Количество ОУ, где работает школьный ПМП консилиум.

  2. Количество детей, охваченных ШПМПк

  3. Тематика заседаний ШПМПк.


2.Качественный анализ

1. .Как организовывалась работа (что включала) по проблеме психологического и

социально- педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ. Специалисты каких ведомств и структур привлекались к данной работе.

2.Как осуществлялся методический контроль (супервизии) за деятельностью практических психологов, участвующих в сопровождении детей в рамках инклюзивного обучения.

3. Наличие банка данных детей с ОВЗ, которые обучаются в образовательных учреждениях. (Предоставить банк данных. См. выше таб.1).

4. Какая работа проводится с обучающимися на индивидуальной форме обучения в процессе психологического сопровождения детей с ОВЗ.

5. Чем можете поделиться с коллегами из опыта проведенной работы по данному направлению.


Рекомендуемые формы бланков учета детей с ООП:

1. на уровне ОООД.



п/п

ФИО обучающегося с ООП

Дата

рождения

Домашний адрес

Данные о родителях

Диагноз

Форма

обучения, обоснование (заключение ПМПК, ВКК)

1







2







3








Нормативно-правовая база:

    1. Закон ДНР «Об образовании» ст. 39, 76

    2. Типовое положение о психологической службе в системе образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки ДНР от 06.08.2016г. № 378

    3. Временный порядок работы психолого-медико-педагогических консультаций г. Донецка, утвержденный приказом управления образования администрации г. Донецка от 14.03.2016г. № 129 «О работе психолого-медико-педагогических консультаций г. Донецка в 2016г.»

    4. Приказ управления образования администрации г. Донецка от 01.09.2017г. № 480 «О работе психолого-медико-педагогических консультаций г. Донецка в 2017-2018 учебном году»

    5. Приказ управления образования администрации г. Донецка от 14.09.2017г. № 517 «О внесении изменений в приказ от 01.09.2017г. № 480 «О работе психолого-медико-педагогических консультаций г. Донецка в 2017-2018 учебном году»»

    6. Письмо МОН ДНР от 03.03.2016г. № 875 «Инструктивно-методические рекомендации по ведению документации в психолого-медико-педагогических консультациях»

    7. Информационно-методические материалы по организации, планированию и ведению документации специалистов психологической службы в 2017-2018 учебном году (письмо МОН ДНР от 17.07.2017г. № 3310/21-21)

    8. Приказ отдела образования администрации Пролетарского района г. Донецка от 07.09.2017г. № 263 «О работе районной психолого-медико-педагогической консультации в 2017-2018 учебном году»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!