СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по проведению занятий по учебному предмету " Рисунок"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

        В учебно-методическом пособии даются рекомендации по методике проведения занятий учебному предмету «Рисунок» для учащихся, обучающихся    по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства  «Живопись» со сроком обучения 5 и 8  лет обучения.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по проведению занятий по учебному предмету " Рисунок"»


муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

«Тайшетская детская художественная школа»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ: ПО.01.УП.01 Рисунок



дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программав области изобразительного искусства «Живопись»

срок обучения 5 и 8 лет предметная область: ПО.01. Художественное творчество




Разработчик:

преподаватель МКУДО ТДХШ:

Ялмурзина Галина Владимировна


СОДЕРЖАНИЕ


1. Введение

2. Цели и Задачи учебного предмета «Рисунок»

3. Теоретические основы «Рисунка»

4. Оборудование кабинета для проведения практических занятий.

5. Принадлежности и материалы для ведения графической работы

6. Последовательность ведение учебной работы по предмету «Рисунок»

7. Оценка качества освоения предмета

8. Словарь терминов

9. Список литературы


1.Введение

В учебно-методическом пособии даются рекомендации по методике проведения занятий учебному предмету «Рисунок» для учащихся, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» со сроком обучения 5 лет.

Основы теории и практики преподавания рисунка были заложены педагогами Академией художеств. К середине XIX века русская академическая школа рисунка достигла наибольшей высоты. Особое внимание уделялось методике преподавания,

совершенствованию техники рисования и технологии рисовальных материалов.  Великий русский художник К.П. Брюллов говорил: «Рисовать надо уметь прежде, нежели быть художником, потому что рисунок составляет основу искусства», а Микеланджело считал, что рисунок "есть высшая точка в живописи, скульптуре, архитектуре..."

Среди дисциплин, изучаемых в художественной школе, первостепенное значение придается рисунку, так как, рисунок является основой изобразительного искусства и основополагающей учебной дисциплиной дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись».

Курс учебного рисунка в детской художественной школе включает в себя: изображение отдельных предметов, натюрмортов различной сложности (длительные задания), выполнение кратковременных зарисовок и набросков, сведения о пластической анатомии для рисования головы, фигуры человека. Большое значение придается обучение методу конструктивного про­странственного рисования геометрических тел, слепков голо­вы, гипсовых фигур, что окажет значительную помощь в подготовке обучающихся к поступлению в специальные учебные заведения при выборе будущей профессии.

2. Цели и Задачи учебного предмета « Рисунок»


Главная цель предмета «Рисунок» - это вооружить учащихся необходимыми теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками овладения основами рисунка.

Задачи предмета «Рисунок»:

Обучающие:

обучение учащихся видению, пониманию и умению изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости листа;

дать учащимся на уроках рисунка основные понятия: «пропорция», «симметрия», «линейная, воздушная перспектива», «светотень»;

научить учащихся основным правилам использования приемов линейной и воздушной перспективы;

научить учащихся навыкам владения линией, штрихом, пятном;

научить учащихся передавать объем предметов с помощью свето-теневых отношений;

дать учащимся основные знания техник и материалов рисунка, понимание их специфических особенностей;

научить учащихся передавать фактуру и материальность предметов;

научить учащихся грамотно изображать с натуры и по памяти предметы

(объекты) окружающего мира;

научить учащихся последовательно вести длительную работу по рисунку.

Развивающие:

развитие у учащихся эмоционального восприятия, художественного воображения, обеспечивающих реализацию их творческих способностей и становление личности;

развитие у учащихся зрительных восприятий, целостного видения натуры;

выработка глазомера и двигательных навыков руки, умения анализировать;

развитие умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;

развитие умения словестно выражать свои мысли при анализе учебных работ (своих и других учащихся) и художественных произведений, логически мыслить, применять специальные термины и понятия;

развитие у учащихся познавательного интереса в области изобразительного искусства.

Воспитательные:

воспитание личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

формирование у учащихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, профессиональной требовательности;

формирование у учащихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля своей учебной деятельности, умению давать объективную оценку своему труду;

формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Нормативный срок обучения по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» - 5 лет. Срок реализации программы учебного предмета «Рисунок» - 5 лет (1-2-3-4-5 классы). Возраст обучающихся 10-16 лет.

Форма учебных аудиторных занятий по рисунку и проведения консультаций: мелкогрупповые занятия (численностью от 4 до 10 человек). Виды занятий: аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные).

Виды аудиторных занятий:

- урок (практическое занятие)

Виды внеаудиторных (самостоятельных) занятий:

- выполнение домашнего задания учащимися;

- посещение учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и др.);

-участие в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.


3. Теоретические основы «Рисунка»

Когда мы рисуем с натуры, то внимательно наблюдаем за предметом, подмечая характерные особенности формы, пропорций, освещения и фактуры. Однако чтобы нарисовать предмет правильно, одного поверхностного наблюдения недостаточно. Надо знать его строение, внутреннюю, скрытую от глаз, основу формы. Внешняя форма предмета определяется его конструктивными особенностями.

В 1 классе необходимо дать учащимся основы учебного рисования: развитие зри­тельных восприятий, целостного видения натуры, выработка глазомера и двигательных навыков руки, выработка навыков и умения грамотного расположения рисунка на плоскости листа бумаги, осанка, правильная посадка за мольбертом. Первоначальное понятие о форме предметов (строение, пропорции, характер формы, т.е. ее неповторимый облик). Так же, познакомить учащихся с изобразительными средствами рисунка (линия, штрих, тоновое пятно), научить пользоваться методом сравнения.

С первых заданий необходимо обучать умению выбирать формат в зависимости от характера постановки, решать задачу композиционной цельности листа. Постепенное повышение требований к выполнению заданий параллельно с усложнением учебных задач и увеличение количества предметов в поста­новках.

Ведение каждой работы над рисунком работы должен быть разделено на этапы работы, которые усваиваются учащимися в определенной последовательности.

2.Последовательность этапов работы над рисунком должна быть такой, чтобы ясно ощущалась взаимосвязь между этапами.

3.Умение анализировать работу над постановкой.

В начале работы учащийся намечает на листке бумаги общий вид натуры. Далее в обобщенной форме намечаются детали, происходит разбор деталей формы (анализ). В самом конце работы учащийся вновь возвращается к целому, подчиняя

детали общей форме. Линейно -конструктивный рисунок дает возможность ученику построить изображение в перспективе, убедительно передать форму предмета.

Линейная и воздушная перспектива.

Слово ―перспектива происходит от латинского perspicere, что означает ―видеть насквозь, ―сквозь что-нибудь. Перспектива рассматривается как наука о построении изображений предметов на какой-либо поверхности такими, как их воспринимает глаз человека.

В изобразительном искусстве перспектива рассматривается как изображение предметов, полученное на какой либо поверхности, в соответствии с кажущимися изменениями их

величины, четкости очертания их формы и светотеневых отношений, которые можно наблюдать в натуре. Перспективное изображение в зависимости от его назначения может быть построено на любой поверхности. В связи с этим перспектива подразделяется на несколько видов.

Линейная перспектива – это изображение, построенное на плоскости. В зависимости от назначения перспективных изображений плоскость может быть расположена вертикально,

наклонно и горизонтально. Вертикальная плоскость, на которой строят изображения с помощью линейной перспективы, используется при создании картины.

Рассмотрим некоторые законы перспективы.

1.Два предмета одинаковой величины, но расположенные на разных расстояниях от глаза, кажутся разными – ближний к глазу предмет кажется больше по величине, а дальний – меньше. По мере удаления предмета наблюдается кажущееся уменьшение его в размере, и, наоборот, приближаясь, он как бы увеличивается.

2.Рассмотрим другую закономерность перспективы. Линии предметов, уходящие от зрителя в глубь картины, направлены в одну точку, которая расположена на линии горизонта. Эта точка в перспективе называется точкой схода. Термин (горизонт) в переводе с греческого означает -разграничивающий, -кажущаяся граница между небом и землей. В изобразительном искусстве под этим словом подразумевается прямая горизонтальная линия на изобразительной плоскости, которая служит художнику ориентиром при построении изображения. Она указывает зрителю, на каком уровне высоты находился глаз художника, с какой точки зрения он изображал натуру; она делит

изобразительную и картинную плоскость на две части – верхнюю и нижнюю. В теории перспективы горизонтом называют линию, образующую при пересечении условной (воображаемой) горизонтальной плоскости (которая как бы проходит от глаза наблюдателя) с картинной плоскостью (воображаемая плоскость, находящаяся между наблюдателем и наблюдаемым предметом). Горизонт всегда находится на уровне глаз наблюдателя.

Воздушная перспектива.

По мере удаления от зрителя предметов в пространстве и погружения их в воздушную среду изменяется впечатление о локальных (действительных) и светотеневых характеристиках. Под влиянием воздушной среды происходят заметные изменения тона. Предмет и его детали, близко расположенные к зрителю, воспринимаются более резко, дальние предметы имеют мягкие очертания.

Теория теней и отражений.

Светотень, свет, блик, собственная тень, рефлекс, падающая тень.

Необходимо познакомится с особенностями распределения света на форме предмета. Изменение светосилы отдельных плоскостей предмета зависит от положения их в пространстве относительно источника света. Поверхность, на которую луч света падает прямо, обычно называют «светом». Луч света, падающий на поверхность под каким-нибудь углом (скользящий по поверхности), образует полутень (светотень). Поверхность, на которую луч света совсем не падает, является теневой или обладает собственной тенью Самая светлая (блестящая) точка на поверхности предмета называется бликом. Свет, отраженный от других предметов, называется рефлексом Тень от предмета, которая падает на поверхность, называют падающей тенью.

Объемно-конструктивное решение в рисунке простых и сложных объектов.

Метод линейно-конструктивного построения рисунка способствует развитию технических навыков, заставляет постоянно думать о форме и тон накладывать по направлению поверхностей предмета. Таким образом, каждая линия, штрих, тон рисуют форму, потому что тени и полутени не бессмысленные пятна, а определенные плоскости предмета, выражающие его объем. Подчеркивая направление поверхности формы, учащийся уже не может хаотически наносить тона на поверхность бумаги, он будет показывать направлением штриха характер формы. Переход от света к полутени и от полутени к тени на телах вращения (шар, цилиндр, конус) в изображении надо передавать как можно заметнее.

В первом классе начинается изучение простых форм — геометрических тел (шара, цилиндра, конуса) Каждый предмет имеет свою структуру. Уметь видеть натуру — это значит уметь анализировать ее строение. Рисовать надо всегда сознательно, а не копировать механически то, что видит глаз.

Во втором классе, например при рисовании куба, необходимо, прежде всего, правильно понять его строение и наметить в рисунке линейно - конструктивную основу, т.е. показать, как располагаются в пространстве поверхности тела, как образуется объем. Сложными по форме предметами являются те, которые при конструктивном анализе могут быть разложены на простейшие геометрические формы (например, капитель).

Понятие тональных отношений.

Познакомимся с понятием тона. Это слово происходит от греческого - tonus, что означает ―напряжение. Тон – физическая характеристика света (количество и качество света на

поверхности предмета в зависимости от источника света и окраски самого предмета). Изменение светосилы отдельных плоскостей предмета зависит от положения их в пространстве по отношению к источнику света (солнечный, искусственный) и от окраски самого предмета. Свет, падая на поверхность тела, меняется в тоне в зависимости от положения плоскостей в пространстве (по отношению к источнику света). Поэтому, когда

мы видим предмет с различными полутонами, знаем, что в этом случае каждая поверхность предмета освещена по - разному. При рисовании с натуры учащийся должен постоянно это иметь в виду.

Растяжка тона.

Выдержать рисунок в тоне – это значит передать те светотеневые отношения (от самого светлого через полутона к самому темному), которые наблюдаются в натуре и выступают

как гармоническое целое. Единства и собранности рисунка можно добиться в том случае, если общая тональность будет передана через промежуточные нюансы, от самого светлого до самого темного в тенях. Используя белый цвет бумаги и силу тона карандаша, ученик может изобразить не только форму и объем предметов, но и фактуру (материальность). Светотеневые отношения (сила светов, теней полутеней) в рисунке должны быть гармоничными. Каждый полутон, свет, рефлекс и блик дополняют и поддерживают друг друга, создавая впечатление единого. Тон выражается пропорциональными отношениями. Например, свет в рисунке может быть взят намного темнее, чем в действительности, т.е. если сравнить свет, выраженный в рисунке, со светом, скажем, на гипсовой модели, то первый окажется намного темнее. Однако при правильных отношениях света и тени (в окружении темных поверхностей) он будет выделяться своей светлотой. Яркой кажется та поверхность, которая светлее находящейся рядом.

Наблюдения ученых показали, что свет имеет свои законы распределения в пространстве и на поверхности предметов. Физики установили следующие законы, которые художники используют в своей практической работе.

1.По мере удаления поверхностей от источника света

освещенность их будет ослабевать.

2.Контраст света и тени на предметах, расположенных ближе к источнику света, резче, чем на предметах, удаленных от него.

3.Тень, падающая от предмета, будет сильнее тени самого предмета.

Пластическая характеристика изображаемых предметов.

Не научившись владеть законами светотени, художник никогда не научится владеть пластикой рисунка. Художники прошлого уделяли освещению очень большое внимание.

Леонардо да Винчи в записках не только регистрирует свои наблюдения, но и делает выводы, устанавливает законы: «Тот рефлекс будет выделяться более отчетливо, который виден на более темном фоне, а тот будет менее ощутим, который виден на более светлом фоне». Оптический закон контрастности играет большую роль при передаче формы в пространстве, а также воздушной среды. Когда мы видим на рисунке художника фон,

решенный по-разному — в одном месте светлее, в другом темнее,— это не случайные недоделки, а сознательное решение тональной задачи. Ввести фон в рисунок — значит не эффектно покрыть тушевкой плоскость бумаги вокруг предметов, дать серию броских штрихов у контура изображенного предмета, а насытить окружение предметов воздушной средой.

Рисование по памяти и представлению.

В обучении рисованию большое значение имеют наброски. Они способствуют развитию глаза, наблюдательности, обостряют чувство характера, пропорций, вырабатывают технику и индивидуальный графический язык, что уже является первым шагом к творчеству. Делая наброски, нужно приучать себя не замечать излишних деталей, а схватывать самое основное, характерное для данной модели. Учащиеся выполняют наброски по памяти и представлению, развивая свои профессиональные навыки.

Длительные занятия по рисунку чередуются с набросками по памяти. При выполнении домашних заданий учащиеся воспроизводим по памяти задания выполнение в классе (зарисовка предметов по памяти)

Чем больше учащиеся будут практиковаться в таких коротких зарисовках, тем лучше будет развиваться зрительная память. Второй способ: в течение 10 мин внимательно наблюдают предмет, а затем зарисовывают его по памяти. Вернув предмет, сверяют рисунок, мысленно отмечая все ошибки и неточности.

Третий способ: наблюдая какие-либо предметы на улице и т.п., придя домой, постараться их зарисовать. Одной из вспомогательных форм обучения рисунку является ознакомление с работами крупнейших мастеров , изображение животных и птиц, изображаемых с полным знанием их характеров и повадок.

Наброски и зарисовки.

Параллельно с длительным рисунком учащиеся овладевают набросками, которые развивают творческую инициативу, закрепляют знания и навыки. Работа над длительным рисунком с живой модели имеет целью познание законов строения натуры, анализ ее. Наброски и зарисовки позволяют ему эмоционально передать жизнь, динамику. Набросок – это быстрая зарисовка натуры; он приучает быстро мыслить, искать наиболее лаконичные средства выражения, развивает гибкость кисти руки. Набросок способствует целостному восприятию формы. Основная цель наброска – развитие у рисующих наблюдательности, умения быстро улавливать пластическую характеристику модели, ее пропорции и движение. Набросок развивает остроту и точность глазомера, приучает быстро ориентироваться в сложившейся обстановке.

Набросок - рисунок небольшого размера. Набросок может быть исполнен с натуры и без натуры, по памяти и представлению. Набросок ставит своей целью дать в определенный промежуток времени, возможно, полное представление о наблюдаемой натуре. Наброски могут быть различной продолжительности: получасовыми, часовыми, десятиминутными и меньше, в зависимости от условий работы и задач, которые ставит перед учащимся преподаватель. При зарисовке птиц и животных с натуры время предельно ограничено, при зарисовке неподвижной фигуры со временем менее приходится считаться. . Основная цель их — закрепить уже пройденное.

4.Оборудование кабинета для практических занятий по рисунку.

Оборудование: мольберты, стулья, подиумы для постановок (натюрмортные столы);

дополнительное освещение - софиты (не менее 3 шт.); гипсовый фонд: розетки, орнаменты, геометрические предметы, слепки античной скульптуры (8-10 шт.), головы обрубовочные, части лица и др.; бытовые предметы для постановок, драпировки;


5. Принадлежности и материалы для ведения работы.

Материалы: бумага для набросков, бумага для черчения, тонированная бумага разного формата от А - 4 до А - 2;простые карандаши разной твердости и мягкости, ластики;

мягкий материал: пастель, сангина, соус и др.

Методическое обеспечение:

  • таблицы по этапам работы графическими материалами, ориентирующие учащихся на грамотное ведение работы по учебному предмету «Рисунок»;

  • таблицы со схемами пропорций человеческой фигуры (Г. Баммес), позволяющие наглядно усваивать сложный материал в изображении человека с соблюдением основных пропорций;

  • таблицы из пособия А.П. Лосенко по рисованию головы человека, демонстрирующие основные пропорции человеческой головы, а так же различия в изображении головы ребенка и взрослого человека;

  • репродукции картин, фотографии или мультимедийные изображения памятников и скульптуры, живописи и архитектуры по теме задания;

  • работы из методического фонда школы, позволяющие каждому ученику ориентироваться на уровень выполнения работ учащихся одного с ним возраста.


6. Последовательность ведение учебной работы по предмету «Рисунок»

В основу методики преподавания учебного предмета «Рисунок» положены:

хронологический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного и эстетического воспитания учащихся;

единство воспитания и образования, развитие способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

система меж предметных связей (живопись, композиция, история изобразительного искусства, литература, русский язык, музыка), что позволяет почувствовать практическую направленность занятий, их связь с жизнью;

направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.


Методические рекомендации по рисованию геометрических тел.

Главная задача при обучении рисунку - научиться правильно, видеть объемную форму предмета и уметь ее логически последовательно изображать на плоскости бумаги. Так как форма любого предмета в своей основе понимается или рассматривается как его геометрическая сущность, поэтому мы детально изучаем конструктивное строение геометрических гипсовых моделей - куба, шара, цилиндра, призмы, конуса. Любая форма состоит из плоских геометрических фигур: прямоугольников, квадратов, ромбов, трапеций и др. задача заключается в том, чтобы правильно понять, как эти поверхности сочетаются между собой, образуя форму. Для основательного изучения учащимся предлагаем рассматривать геометрические формы в виде прозрачных каркасных моделей. Это позволяет лучше проследить, понять и усвоить основы пространственного построения конструкций и перспективного сокращения форм геометрических тел: куба, пирамиды, цилиндра, шара, конуса и призмы.

Рисование куба.

Куб является одним из самых простых геометрических тел, который характеризуется восемью точками на углах и двенадцатью линиями ребер. Соотношения сторон куба составляют пропорцию 1:1:1. Учащиеся изучают куб в разных положениях, с одной и двумя точками схода. При положении с двумя точками схода на вытянутой руке положим карандаш перед передним углом - это позволит определить, под каким углом нижние ребра куба направлены кверху. Начинаем с компоновки - отмечаем вертикальными линиями общую ширину куба, снизу обозначаем горизонтальной линией его нижнюю точку. Нарисуем передний угол, определив на глаз, насколько одна грань шире или уже другой. Карандаш, прикладываемый к переднему углу куба, позволяет нам легко определить угол наклона нижних боковых ребер. ( Рис 1)

Рисуем их в соответствии с натурой. У куба все ребра равны, но так как боковые грани находятся к нам под углом, то они будут казаться короче длины переднего угла. (Рис. 2).

Для того чтобы узнать насколько короче боковые грани, необходимо применить метод визирования. Это делается так: берем в правую руку произвольный измеритель (в нашем случае - это карандаш) таким образом, чтобы он был свободным концом визуально совмещен с одним краем измеряемого предмета, а другой край этого предмета отмечаем большим пальцем. Полученный результат отложим на рисунке. Теперь параллельными линиями закончим построение куба с учетом перспективы. (Рис.3). Теперь необходимо определить границы собственной и падающих теней. С помощью светотональных отношений выявляем объемную форму куба. (Рис. 4).

Продолжаем работу светотональными отношениями: свет, тень, полутень и рефлекс. Последняя стадия работы - проверка и обобщение рисунка (цельность) (Рис. 5).



( Рис 1)

( Рис 2)

( Рис 3)

( Рис. 4)

( Рис 5)


Рисование шара.

Шар имеет замкнутую сферическую поверхность, особенность строения которой заключается в том, что все ее конструктивные точки находятся на равном удалении от центра. ( Рис 1)

Линейно-конструктивное строение шара не представляет особой сложности. Отложив от центра радиусы шара, проводят замкнутую кривую - контур шара. ( Рис 2)

Теперь можно приступить к лепке формы шара светотенью, удалив предварительно линии построения. ( Рис 3)

Сложность объемного построения шара связана с богатством светотеневых колебаний (градаций светотени), что обусловлено характером сферической поверхности. ( Рис 4)

Освещенная поверхность шара постепенно убывает, огибая круг, переходя от света к тени - к увеличивающимся границам собственных теней и на затененный участок шара, где тон постепенно высветляется рефлексом и мягко переходит из одной тональности в другую - к падающей тени. Падающая тень темнее собственной, особенно у основания шара. ( Рис 5)


( Рис 1)

( Рис 2)

( Рис 3)

( Рис. 4)

( Рис 5)


Рисование цилиндра.

Цилиндр - геометрическое тело, форма которого состоит из трех поверхностей: двух одинаковых по форме плоских кругов и одной, образующей форму, цилиндрической поверхности. Изображение цилиндра, расположенного на горизонтальной плоскости в обычном вертикальном положении, следует начинать с построения его основания. ( Рис 1)

Рассматривая форму цилиндра, видим, что ширина нижнего эллипса относительно верхнего чуть больше. Эти различия обусловлены перспективной закономерностью. ( Рис 2)

При изображении окружностей оснований эллипса на гипсовом цилиндре его нижнее основание следует прорисовывать насквозь, т.е. видимым, с последующим его удалением для продолжения работы светотенями. ( Рис 3)

Завершив перспективное построение окружностей оснований цилиндра, приступаем к прорисовке краев формы образующей поверхности, соединяющей оба круга. По окончании построения цилиндра необходимо приступить к его проверке. Проверять следует, отходя на расстояние не менее 2-4 метров, в зависимости от размера рисунка.

( Рис 4)

Исправив ошибки (если таковые имеются), следует перейти к длительному рисунку с помощью света, тени, полутени и рефлекса. ( Рис. 5)


( Рис 1)

( Рис 2)

( Рис 3)

( Рис. 4)

( Рис 5)



Методические рекомендации по рисованию группы геометрических тел.

Следуя методическому принципу "от простого к сложному", необходимо перейти от рисования отдельных геометрических тел к рисованию групп геометрических тел, что представляет собой более сложную задачу.

Рисование группы геометрических тел является важным этапом, позволяющим учащимся приобретать необходимые практические навыки для последующих работ над сложными учебными и творческими задачами (например, рисование натюрморта).Приступая к изображению группы предметов, нельзя рисовать их поочередно, один за другим, т.к это приведет к несогласованности отдельных частей с целым. Поэтому следует начинать рисовать одновременно все предметы. Входящие в композиционную группу.

1 этап. Компоновка, размещение на плоскости листа. ( Рис 1)

2 этап. Перспективное построение конструкций объемных тел. ( Рис 2)

3 этап. Строя изображение предметов в перспективе, важно уделять особое внимание пропорциональным соотношениям частей предметов между собой и целым. Прежде чем перейти к светотональной проработке форм, необходимо проверить правильность построения. ( Рис 3)

4 этап. Светотеневая проработка форм. Основная ошибка учащихся на этом этапе в том, что они начинают с проработки отдельных деталей, в результате чего рисунок лишен цельности. (Рис. 4)

5 этап. Цельность рисунка. Работу тоном следует вести последовательно, покрывая штрихом самые затененные участки собственных теней, связывая их с фоном и поверхностью. Постепенно усиливая контраст силы тонов от самого светлого через полутона до самого темного по натуре – приближаем рисунок к нужной тональности стола.



( Рис 1)


( Рис 2)


( Рис 3)


( Рис. 4)

( Рис 5)


Методические рекомендации рисованию драпировки.

Д рапировка – это ткань, закрепленная на плоскости в одной или нескольких точках. Рисование драпировки ведется в той же последовательности, что и предыдущие задания. Вначале намечается композиция, движение, пропорции общих форм, создается тем самым основа для дальнейшей работы. ( Рис 1)

Конкретизировав строение формы драпировки, переходят к лепке ее светотенью. Для грамотного рисования складок нужно правильно определить их пластику, а также знать их формообразование. Все складки можно разделить на 3 основных типа: вертикальные (прямые), диагональные (косые) и радиальные(лучевые). В складках ткани можно увидеть знакомые нам геометрические формы. Цилиндрическая форма характерна для прямых или диагональных складок, коническая – для радиальных. При тональной разработке складок штрих лучше класть по форме их движения, а в углублениях - вдоль натяжения поверхности ткани. ( Рис 2)



( Рис 1)

( Рис 2)


Методические рекомендации по ведению работы над натюрмортом.

Овладев навыками рисования геометрических тел, переходят к рисунку натюрмортов, составленных из предметов быта, овощей, фруктов, драпировок. В учебных постановках чаще всего ставятся учебные задачи, направленные на усвоение элементарной грамоты рисунка и приемов перспективно-конструктивного построения группы предметов и выявления объемных форм светотенью.

Для успешного продвижения работы, необходимо соблюдать следующие этапы:

1 этап. Анализ формы предметов постановки.

2 этап. Композиционное размещение на листе бумаги. На этом этапе необходимо выявить композиционный центр, т. е. главный предмет в смысловом отношении. Остальные предметы должны быть подчинены композиционному центру.

3 этап. Конструкция и перспективное построение на плоскости. При построении предметов постановки необходимо исходить из характера их форм и конструкций, учитывать изменения их форм в перспективе и пропорциональные соотношения предметов между собой и каждого предмета отдельно.

4 этап. Выявление объемной формы светотенью. Передача объемности предметов, выявление пространственных планов и степени освещенности.

5 этап. Тональная проработка формы.

6 этап. Подведение итогов работы. Цельность рисунка.



Выполнение каждого задания желательно сопровождать демонстрацией лучших образцов аналогичного задания из методического фонда. Каждое задание предполагает решение определенных учебно-творческих задач, которые сообщаются преподавателем перед началом выполнения задания. Поэтому законченность рисунка будет определяться степенью решения поставленных задач. Обучение рисунку обязательно должно сопровождаться выполнением внеаудиторных (домашних) заданий. Каждое программное задание предусматривает выполнение дополнительных заданий в виде набросков и зарисовок в домашних альбомах. Регулярность выполнения самостоятельных заданий контролируется преподавателем, и влияет на полугодовую оценку учащегося. Ход работы над рисунком сопровождается периодическим анализом допускаемых ошибок с участием, как самих учащихся, так и преподавателя. Без этого невозможно сформировать самостоятельность рисования. После окончательного завершения задания проводится просмотр выполненной работы всего класса, чтобы дать возможность последующего исправления допущенных ошибок.


7. Оценка качества освоения предмета


-умение давать объективную оценку своему труду, понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности;

-формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе;

-умение планировать свою домашнюю работу, определение наиболее эффективных способов достижения результата;

-уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам.

Обучающиеся, освоившие программу по рисунку, должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

- знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»;

- знание законов перспективы;

- умение владеть материалами , инструментами;

-умение грамотно компоновать предметы, передавать пропорции;

- умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;

- умение моделировать форму сложных предметов тоном;

- умение последовательно вести длительную постановку;

-умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;

-умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;

-умение анализировать постановку предметов на плоскости, осуществлять в зависимости от идеи выбор изобразительных средств;

-умение добиваться цельности в изображении;

-навыки владения линией, штрихом, пятном; 7. Оценка качества освоения предмета

-навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;

-навыки передачи фактуры и материала предмета;

-навыки передачи пространства средствами штриха и светотени


8.Словарь терминов


1. Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства. В широком смысле слова понятие рисунок объединяет почти все специальные стороны воспроизведения предметного мира. Рисунок – это также разновидность художественной графики, основанная на технических средствах и возможностях рисования. Рисунок исполняется твердым красящим веществом: (карандаш, уголь, сепия, сангина и др.) или пером, кистью с использованием туши или акварели.

2. Конструктивный рисунок – рисунок, задачей которого является передача конструкции предметов, их объема и расположения в пространстве. Основное выразительное средство конструктивного рисунка – линии разной толщины и темноты. В конструктивном рисунке предметы изображаются «прозрачными», независимо из какого материала они сделаны. Таким образом, мы видим не только внешнюю поверхность предмета, но и его внутреннюю конструкцию.

3. Тональный длительный рисунок – задачей тонального длительного рисунка является не только грамотное конструктивное построение предметов, но и передача объема, основного тона и освещенности предметов, а также, передача материальности и фактуры. Линии построения, линии, очерчивающие контур предметов, исчезают в процессе работы тоном. Основным выразительным средством тонального длительного рисунка является штрих.

4. Живописный рисунок –так условно называют рисунок, обычно исполняемый мягкими материалами, где для достижения выразительности применяются некоторые приемы живописи: размытость контуров, особенная передача фактуры, использование двух-трех оттенков цвета.

5. Набросок – рисунок, быстро исполненный, чаще всего с натуры, иногда по памяти или представлению, карандашом, углем, пером, фломастером, авторучкой и т. д. Рисование набросков – один из основных способов изучения и собирания материалов для творческой работы художника.

6. Зарисовка –рисунок с натуры, выполненный, в мастерской или вне ее, в ходе сбора материала для более значительной работы или ради упражнения. В отличие от наброска, зарисовка может быть очень детальной.

7. Линия – одно из важнейших выразительных и изобразительных средств; линия является границей формы и окружающего пространства, определяет силуэт и детали. С помощью линий разной толщины и разной степени нажатия на карандаш можно передать объем предметов и глубину пространства не используя тон. Этот прием часто использовал в своих работах В. Серов. Линия является основным выразительным средством графики, играет огромную роль в декоративном искусстве.

8. Штрих – короткая линия, выполняемая одним движением руки. Назначение штриха – различиями в направлении, очертаниях и характере участвовать в передаче формы предметов, объема, светотени, глубины пространства и фактуры. Процесс работы штрихом называют штриховкой.

9. Тон – исходный, простейший элемент светотени, как в самой натуре, так и в рисунке: тёмное и светлое. Правдивость отдельного светотеневого тона в рисунке заключается в точной передаче его тоновых отношений.

10.Тоновые отношения – художественный термин, определяющий точную взаимосвязь каждого тона с другими, преимущественно соседними тонами.

11.Тоновый контраст – (от фр. Сontraste – резкое различие, противоположность) противопоставление и взаимное усиление двух сравнимых свойств, качеств, особенностей. Тоновый контраст – это противопоставление темного и светлого. 12.Светотень – строго закономерные градации светлого и темного. Распределение света и тени на предмете: а) блик – самое светлое, часто блестящее место на поверхности предмета, б) свет – окружает блик но не блестит, в) полутень – плавный переход от света к тени, г) тень собственная – самое темное место на предмете, куда не попадают лучи от источника света, д) рефлекс – (от лат. отражение) располагается за собственной тенью и является отраженным светом от других предметов или драпировок, е) падающая тень – тень от предмета, падающая на плоскость или на другие предметы.

13.Фактура – (от лат. faktura – деление) материальные, осязаемые свойства поверхности предметов. Например: фактура гладкая, шершавая, пушистая и т.д.

14. Структура – внутреннее строение предметов, передаваемое на рисунке.

15.Драпировка – ткань, подвешенная или положенная на плоскость красивыми складками, может служить самостоятельной моделью для учебной постановки или являться фоном для натюрморта или портрета.

16.Перспектива –(фр. Perspective) смотри вдаль. Наука, изучающая закономерности изображения предметного мира в соответствии с его зрительным восприятием. Выделяются: линейная перспектива – согласно которой, параллельные линии, уходящие вдаль, зрительно сходятся на линии горизонта(например: рельсы), предметы, находящиеся вдали, кажутся меньше, чем вблизи (например: фонарные столбы)и воздушная перспектива, которая показывает нам, как слой воздушного пространства делает для наших глаз контуры предметов, находящихся вдали, размытыми, контрасты как тоновые, так и цветовые смягченными.

17. Линия горизонта – линия, где для нас, зрительно, небо сходится с землей. Эта линия совпадает с уровнем наших глаз. Параллельные линии, уходящие вдаль, сходятся на линии горизонта.

18. Точка схода – точка, лежащая на линии горизонта, в которой зрительно сходятся параллельные линии, уходящие вдаль.

19. Планы – пространственные зоны различной отдаленности, обычно соответствующие наиболее существенным или заметным частям изображения. Выделяются первый, второй и дальний планы. Требование к рисунку: соблюдение плановости, соответствует грамотной проработке планов в соответствии с законами линейной и воздушной перспективы и в соответствии с учебными или творческими задачами.

20. Пропорции – (от лат. proportion – соразмерность) – взаимоотношение форм (частей) предмета по их величине, соответствующие определенному облику, характеру целого. Например: соотношение ширины предмета и его высоты.


9.Список учебно-методической литературы

Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению.-М. Изобразительное искусство, 1985.

Андроникова М.И. Об искусстве портрета.- М. Просвещение, 1975.

Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству: Методическое пособие. Игровые методы обучения. - М. ТЦ Сфера, 2007.

Анатомия для художника:совсем просто/перев.с анг. В.И.Кашкан. -М. ООО «Попурри», 2002.

Анисимов Н.Н. Основы рисования.- М. Просвещение, 1974.

Барщ А. О. Наброски и зарисовки. - М. Просвещение, 1970.

Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. - М. Просвещение ,1981.

Бёрн Хогарт. Рисование динамичных рук для художников. Учебное пособие. -Тула, ООО «Родничок», 2001.

Бёрн Хогарт. Рисунок человека в движении. Учебное пособие.- М. Феникс, 2001.

Бёрн Хогарт. Динамическая анатомия для художников. Учебное пособие.- М. Феникс, 2001.

Баммес Готфрид. Изображение фигуры человека: Пособие для художников, преподавателей и учащихся. Перевод с немецкого В.А.Виталса.- М. «Сварог и К», 1999.

Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: Учебное пособие для студентов вузов.- М.-Л., 2005.

Бесчастнов Н. П. Портретная графика. Учебное пособие.- М. Мир книги, 2009.

Беляева С.Е. Розанов Е.А. Спецрисунок и художественная графика: учебник для студентов сред.проф.учебных заведений.-М. «Академия»,2006.

Бондарева А. Гипсовая голова: уроки ИЗО искусства. - М. «Юный художник» №2, 1998.

Волков Н.М. Восприятие предмета и рисунка.- М. Академия педагогических наук, 1950.

Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства.- СПб. Азбука-классика, 2007.

Гончаров А. Д. Мысли о рисунке. - М. Художник, 1973.

Гаврилова Е. И. Русский рисунок XVIII века.- Л., 1983.

Гордон Л. Рисунок. Техника рисования головы человека.- М. ЭКСПО - Пресс, 2000.

Готтфрид Баммес. Изображение человека. Основы рисунка с натуры . Для профессиональных художников, студентов художественных училищ и ВУЗов.-М. Дитон, 2012.

Гордон Л.Рисунок фигуры человека. -М.ЭКСПО - Пресс, 2001.

Гордон Л. Рисунок. Техника рисования фигуры человека.- М. ЭКСПО - Пресс, 2005.

Графика. Подробный практический курс.- М. ОООТД «Мир книги», 2009.

Джек Хамм. Как рисовать голову и фигуру человека. Учебное пособие.-

Джованни Чиварди. Рисунок. Человеческое тело. Учебное пособие (электронная книга).

Джованни Чиварди. Рисунок. Художественный образ в анатомическом рисовании. Учебное пособие (электронная книга).

Джордж Бриджмен. Полное руководство по рисунку с натуры. Учебное пособие (электронная книга).

Енё Барчаи. Анатомия для художников.- М.Эксмо,2010.

Иванов А.О. Рисунок. Подготовительный курс к Высшей архитектурно -дизайнерской школе.- Новосибирск, 2001.

Изобразительное искусство. Краткий словарь художественных терминов.-Обниск,Титул,1998.

Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. - М. «Просвещение», 1977.

Королева. В.А. Учебный рисунок: Учебное пособие для художественных вузов. -М. Изобразительное искусство, 1981.

Кузин B.C. Наброски и зарисовки.- М. «Академия», 2004.

Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Кузнецов А.Ю. Атлас анатомии человека для художников. Школа изобразительных искусств.- М.«Феникс»,2004.

Композиция из геометрических тел: Пособие для поступающих в КХИ. – Красноярск, 2003.

Коровина Т.Н. Рисуем портрет.- Харьков,ООО «Фактор-Друк»,2000.

Левина Л. М. О рисунке. - М. Искусство, 1966.

Лушников Б. В. Перцов В.В. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства: учебное пособие.- М. Из-во ВЛАДОС,2006.

Лушников Б. В. Рисунок. Портрет: Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М. Изд.центр ВЛАДОС, 2004.

Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. - М. Эксмо, 2010.

Материалы и техники рисунка.- М. Изобразительное искусство, 1987.

Михайлов О.В. Заметки о рисовании человека: Рисунок головы.- М. Искусство, 1960.

Макарова М.Н. Практическая перспектива: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М. Академический Проект, 2005.

Надеждина В. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов.- Минск. Харвест, 2010.

Никомеди Г.Б. Рисунок. Акварель и темпера. -М. Эксмо, 2005.

Огиенко Н.А. Пастель. Подробный практический курс.- М. ООО «Мир книги»,2006.

Основы рисунка. Начинающему художнику. - М. ООО АСТ,2001.

Петерсон В.Е. Перспектива. - М. Искусство, 1970

Пучков А., Трисилев А. Методика работы над натюрмортом.- М Просвещение,1982.

Пушкарев А.В. Акварели и рисунки в Государственном Русском музее. XVIII - начало ХХ века. Альбом. - М. Изобразительное искусство, 1982.

Паранюшкин Р.В. Техника рисунка.- Ростов на Дону. Феникс, 2006.

Паррамон Х.М. Как писать пастелью.- СПб. Аврора, 1996.

Патекол Филипп. Как рисовать портрет. - М. ЭКСПО - Пресс, 2001.

Радлов Н.Э. Рисование с натуры.- Ленинград. Художник РСФСР, 1972.

Ростовцев Н.Н. Рисование головы человека: Учебное пособие.- М.Изобразительное искусство, 1989.

Ростовцев Н. Академический рисунок.- М. Просвещение, 1975.

Ростовцева Н. Учебный рисунок - М. Просвещение,1976.

Рисунок. Композиция: Пособие для абитуриентов / сост. А.И.Кулаков, Г.Н. Колодий, А.В. Корзун.- Иркутск. ИрГТУ, 2011.

Рабинович М. Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке.- М. Высшая Школа, 1978.

Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисования.- М. Просвещение, 1982.

Ростовцев Н.Н. Рисование головы человека.- М. Изобразительное искусство, 1989.

Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. Учебник для студентов худ. граф. факультетов пединститутов. - М. Просвещение, 1995.

Советский станковый рисунок.- М. Советский художник, 1981.

Смирнов Г.Б. Рисунок головы, портретные задания.- Л., Просвещение, 1963.

Соколов Н.А. Наброски по памяти. - М. Искусство, 1987.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Основы рисунка. В 4-х ч.- М. «Титул»,1998.

Соловьёва Б.А. Искусство рисунка.- М. Искусство, 1989.

Степанов А.В. Объёмно-пространственная композиции.- М. Архитектура, 2004.

Терентьев А.В. Изображение животных и птиц.- М. Просвещение, 1969.

Тихонов С.В. Демьянов В.Г., Подрезков В.Б. Рисунок.- М., Искусство, 1983.

Унковский А.А. Рисунок - наброски. - М. Просвещение, 1982.

Уотсон Э.У. Искусство карандашного рисунка. Перевод с англ. Е.Л.Орлова. - Минск. ООО «Попурри», 2004.

Хитров А.Е. Рисунок.- М. «Лёгкая индустрия», 1964.

Шорохов Е. Основы композиции.- М. Просвещение, 1979.

Шешко И.Б. Построение и перспективы рисунка.- М. Высшая школа,1981.

Эджертон Чармиан. Как научиться рисовать цветы. – М. ЭКСМО - Пресс, 2001.

Эрнест Норлинг. Объемный рисунок и перспектива. Учебное пособие (электронная книга).

Ягодовская А. О натюрморте.- М. Советский художник, 1977.

Яблонский В.А. Преподавание предметов «Рисунок и Основы композиции».- М. Высшая школа, 1989.


Список электронных ресурсов


http://www.rusedu.ru/files.php?cat=41&cmd=all&sort=&order=&page=17 архив учебных программ и презинтаций

http://ok-vip2010.narod.ru/internet_resursi_dlya_uchaschihsya_i_roditelei/ сайт учителя ИЗО и МХК

http://www.openclass.ru/wiki-pages/50648 страничка учителя ИЗО http://shod.ru/?id=44 страничка школьного сайта «Так идут к звёздам»

http://news.1september.ru/ первое сентября: все новости образования

http://festival.1september.ru/articles/100326/ фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://www.poznanie21.ru/current/39146.php разработки открытых уроков по изобразительному искусству

http://lib.rus.ec/b/315766/read

http://www.arxit.ru/animals.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!